Конституционно-правовой статус республики как субъекта РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус республики как субъекта РФ



 

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется, тем, что республика является государством в составе Федерации, имеющим всю полноту государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации также характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно ст. 67 Конституции РФ, могут быть изменены при взаимном согласии соответствующих субъектов[5].

Конституцией республики устанавливается порядок определения такого согласия. Например, согласно ст.60 Конституции Республики Бурятия, изменение территории Республики осуществляется путем референдума. При этом решение будет считаться принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании.

Также каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.

Конституции республик устанавливаются ими самостоятельно. Конституции утверждаются в порядке, определенном республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ. Так, согласно ст. 57 Конституции Республики Карелия, принятие Конституции Республики Карелия и внесение в нее изменений и дополнений относятся к ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики[6].

Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также другие республиканские нормативные правовые акты. Законы республики, принятые в пределах её полномочий, на её территории обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий РФ, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.

Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Данный субъект РФ вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения. В случае нарушения федеральными властями прав республики в области законотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

Республики самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.

Каждая республика имеет свой законодательный орган - парламент; главу исполнительной власти или главу республики; свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и республиканские органы исполнительной власти образуют в этих республиках единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик в составе Российской Федерации, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ.

Конституционно-правовой статус республик в составе РФ характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством республик в ее составе. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе РФ часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Согласно ст. 68 Конституции РФ, республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственным языком РФ[7]. Так, Конституцией Республики Бурятия (ст. 67) - употребляется бурятский и русский языки[8].

Республики в составе РФ обладают международной субъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Так, Конституция Республики Коми устанавливает (ст. 62), что Республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции РФ.[9]

Однако международная деятельность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками[10].

Наконец, каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

Рассматриваемы субъекты РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без ее согласия. В соответствии со ст. 66 Конституции РФ - статус республики может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и республики в ее составе в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

В соответствии со ст. 60 Конституции Республики Бурятия изменение государственно-правового статуса Республики осуществляется путем референдума. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе больше половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании[11].

Конституция РФ, Федеративный договор и конституции республик в составе РФ определяют предметы ведения этих республик. Часть из них составляют предметы совместного ведения. Эти вопросы решаются как федеральными, так и республиканскими государственными органами. Остальные - вопросы, относятся к ведению самих республик и, следовательно, находятся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации.

Итак, в результате проведенного в данной главе исследования становится понятно, что республика в составе РФ - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)