Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение компетенции между Российской Федерацией и республикой в ее составеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Действующая Конституция РФ берёт за основу следующие способы разграничения компетенции между Федерацией и её субъектами: 1. Ст. 71 содержит исчерпывающий перечень предметов ведения РФ. 2. Ст. 72 определяет, что находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Перечень указанных вопросов также является закрытым. 3. В ст.73 формулируется общий принцип: вне предметов ведения Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Анализ положений Конституции РФ свидетельствует о том, что заложенная в ней модель разграничения предметов ведения отличается своей нечёткостью и противоречивостью. К примеру, в ст.71 и 72 встречаются совпадающие предметы ведения (п. «в» ст.71 и «б» ст.72 - защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств). Определённое несоответствие обнаруживается также между п. «а» ст.71, согласно которому изменение Конституции РФ отнесено к ведению РФ, и ст. 136, устанавливающей, что поправки к гл.3-8 Конституции РФ принимаются после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Кроме того, как показала практика реализации Конституции, перечень ст.72 является неполным. Отсюда, возникают вопросы, к какому виду предметов ведения следует отнести чрезвычайные ситуации, государственную службу, миграцию, межбюджетные отношения, финансовое законодательство, социальное обслуживание и др. Данные вопросы, являются предметами совместного ведения, должны найти закрепление в Конституции РФ. Ещё одним существенным недостатком ст.72 можно назвать и то, что в отличие от зарубежных федераций, предметы совместного ведения не разграничены по характеру оказываемого воздействия на: а) сферы правового регулирования и б) сферы государственного управления. Так, в названной статье в одном ряду перечисляются как отдельные правовые институты (охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности), так и целые отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное и т.д.). Вообще, необходимо отметить, что отношение к установлению предметов совместного ведения в отечественной литературе неоднозначно. Позиции расходятся от признания необходимости формирования механизма совместного осуществления государственной власти[25] до неприятия статьи 72, когда она принимается как свидетельство неспособности законодателя разделить власть между РФ и её субъектами[26]. Сегодня вопрос о разделении властных полномочий является актуальным практически для любой федерации. В этой связи должны быть решены, по меньшей мере, три основные задачи. Во-первых, разделение предметов ведения между Федерацией и её субъектами. Во-вторых, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. В-третьих, разделение конкретных материальных объектов, в отношении которых реализуются властные полномочия (собственность, финансы и т.д.). Современная российская конституционная модель федерализма отчасти решает только первую задачу, регулирование двух остальных должно осуществляться текущим законодательством. Более того, федеральная Конституция содержит не разграничение, а по существу лишь перечень предметов, подлежащих разграничению. В этом, на наш взгляд, и заключается главный недостаток российской конституционной модели разграничения предметов совместного ведения. На важность данной проблемы и на необходимость её скорейшего разрешения не раз указывалось в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию[27], где в числе первоочередных задач российской государственной политики называется определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместного ведения. По словам Президента РФ, «это потенциально конфликтное поле следует минимизировать, точно определив, где должны быть полномочия федеральных органов, а где субъектов Федерации». Именно такой подход к распределению функций и правомочий между уровнями власти является современной тенденцией развития федеративных отношений, т.е. разграничиваются лишь полномочия, а сам материальный объект не делится. Особо важное значение имеет вопрос разграничения государственной собственности. В этой области необходимо издание федерального закона, который должен содержать правила о разграничении федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности муниципальных образований, правила о порядке отнесения государственного имущества к каждому из перечисленных видов, а также общие начала управления собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований. В связи с этим необходимо отметить, что начало фактического размежевания земель в пределах Российской Федерации положено Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»[28]. Так, ст.3, 4, 5 указанного акта определяют основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, её субъектов либо муниципальных образований возникает право собственности; ст.6 определяет порядок разграничения права собственности на землю. Часто в федеральных законах используется типовая формулировка об осуществлении субъектами РФ и органами местного самоуправления своих полномочий в пределах компетенции, установленной законом. Однако конкретные нормы о содержании такой компетенции сам федеральный закон не приводит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.01 с.) |