Глава 2. Основные характеристики и специфические черты правового статуса республики в составе РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Основные характеристики и специфические черты правового статуса республики в составе РФ



 

Признание республик государствами в РФ. Вопросы суверенитета республик

 

Среди субъектов РФ республики долгое время занимали особое положение. Несмотря на то, что сегодня при образовании правового государства национальный фактор, не является определяющим, и основной упор во взаимоотношениях между Центром и регионами делается на экономический аспект, когда «каждый руководитель региона прекрасно понимает, что сила представляемого им субъекта Федерации пропорциональна не национальному, социальному или культурно-историческому потенциалу, а только экономике региона, его финансовым, имущественным, природоресурсным и экспортным возможностям»[12], за республиками всё же сохраняются отдельные особенности, вытекающие из их национальной природы.

Так, согласно ч.2 ст.5 Конституции РФ они в отличие от других субъектов РФ наделены статусом государства. Это означает привилегированное положение субъектов являющихся по статусу республиками, что нарушает закреплённый в нормах той же Конституции принцип равноправия субъектов РФ. В этой связи справедливо возникает вопрос о том, является ли республика государством в прямом смысле этого слова? Ведь известно, что последнее должно обладать целым рядом обязательных признаков, основным из которых является суверенитет.

Остановимся на проблеме суверенитета в Российской Федерации подробнее. Во-первых, «вопросу значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания»[13]. Во-вторых, не существует четкого разграничения «народного» и «национального» суверенитета, прежде всего из-за специфики федеративных отношений в России[14]. В-третьих, сами граждане РФ по-разному относятся к данному термину[15]. В-четвертых, активные процессы глобализации все больше "растворяют" суверенитет.[16]

Сегодня, с одной стороны, преамбула Конституции РФ 1993 г. подчеркивает возрождение "суверенной государственности России", с другой - в первых двух частях ст. 3 Конституции РФ упоминается положение о производном характере государственной власти: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" и "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". "Однако приведенная формулировка представляется недостаточно корректной. Существует два вида публичной власти: 1) государственная власть; 2) самоуправление. Но если в государственной власти выражается воля всего народа, всего государства, то в местном самоуправлении реализуется власть только местного самоуправления. Поэтому нельзя говорить, что через органы местного самоуправления народ осуществляет свою власть"[17]. Кроме того, следует помнить, что олицетворением государственной власти в России являются не только федеральные государственные органы, но и государственные органы субъектов РФ. Последние подчас пытаются вывести "свой", народ из "многонационального РФ" и определить собственный государственный суверенитет.

Анализ действующих в настоящее время республиканских конституций говорит о том, что во многих из них употребляется закреплённое в ч.2 ст.5 Конституции РФ понятие «государство». К примеру, в конституции Адыгеи республика определяется как демократическое правовое государство в составе РФ. Полагается, что данное понятие допустимо использовать лишь в логической взаимосвязи с другими нормами Конституции РФ, анализ которых показывает, что республика является не более чем государственным образованием.

Следующим государственно-правовым признаком, отличающим республику от других субъектов РФ, является право в соответствии с ч.2, ст.5; ч.1, ст.66 Конституции РФ принимать свою конституцию, а не устав. Причём республика имеет право выбора способа принятия своего учредительного документа, в то время как другие субъекты ограничены в этом праве, так как принимают подобный документ только своим законодательным органом.

По своему функциональному назначению конституция республики - это её основной закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой по отношению к другим её нормативно-правовым актам.

Конституции республик по своей структуре сходятся с федеральной, содержат те же разделы и главы. К примеру, практически все конституции закрепляют такие положения, как республиканская форма правления, дают характеристику государства, как демократического, правового, социального и светского.

Поскольку Россия - федеративное государство, конституция республики, законы и другие её нормативные правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции, которая в соответствии с ч.1, ст.15 имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ.

В связи с этим проблема обеспечения соответствия конституций республик - субъектов РФ федеральной конституции приобретает особую актуальность. Широкое распространение эта практика получила, как известно, после издания Указа Президента РФ от 10 августа 2000г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».[18]

Активно процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным стал осуществляться после введения в законодательство РФ института федерального вмешательства. Таким образом, только возможность применения жёстких мер ответственности в отношении «непокорных» субъектов, может привести к эффективным результатам. Примером тому может послужить Республика Бурятия, где депутаты долгое время не могли отменить признанную утратившей силу Декларацию о государственном суверенитете своей республики. И лишь напоминание о том, что в случае отказа отменить антиконституционный документ законодательный орган (Народный Хурал) будет распущен, парламентарии проявили благоразумие, отменив этот акт[19].

Следующим государственно-правовым признаком республики, отличающим её от других субъектов РФ, является её право на установление собственного государственного языка.

В конституционно-правовой науке под государственным языком понимается язык законодательства, делопроизводства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обучения детей в школах, официальных средств массовой информации[20].

В настоящее время правовое регулирование сферы языкового общения в Российской Федерации осуществляется Законом РСФСР от 25 октября 1991г. (в ред. от 11 декабря 2002г.) «О языках народов Российской Федерации». В большинстве республик (Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан и др.) действуют свои законы о государственных языках, которые определяют порядок их функционирования и применения в различных сферах (например, в науке, культуре, образовании, деятельности органов государственной власти и т.д.), приняты государственные программы сохранения, изучения и развития своих государственных языков.

Кроме того важным признаком государственно-правовой природы республики долгое время считалось наличие республиканского гражданства, возможность установления которого была предусмотрена Законом РФ «О гражданстве РФ».[21]Вопрос о собственном гражданстве республик в составе Российской Федерации долгое время являлся дискуссионным. Высказывались различные мнения: от признания у республик такого права до неправомерности его предоставления.

По мнению многих учёных, отсутствие в Конституции РФ прямого запрета даёт основание на сохранение данного института[22]. Причём на федеральном уровне, по их мнению, следует определить границы, позволяющие гарантировать основы конституционного строя РФ (основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения спорных вопросов), а республика должна осуществлять детальное регулирование[23].

Гражданство республик - это одно из тех понятий, которые были порождены «парадом суверенитетов». Многие республики, провозгласив свой государственный суверенитет, не только настояли на своём гражданстве как неотъемлемой его части, но и пытались возвести его в абсолют.

В настоящее время вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[24], который определяет гражданство РФ как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3).

Говоря о специфике правового положения республик в составе Российской Федерации, нельзя не затронуть вопрос и о наличии у них собственной столицы, в то время как другие субъекты Российской Федерации имеют административные центры. Однако указанное обстоятельство также не может служить доказательством особого правового статуса республик. Ибо между их столицами и административными центрами других субъектов нет существенных различий: и те и другие выполняют одну и ту же функцию - функцию размещения органов государственной власти соответствующего субъекта.

Таким образом, мы рассмотрели основные отличительные признаки правового положения республик РФ.

Помимо вышеперечисленных особенностей, присущих только республикам, их конституционно-правовой статус характеризуется также иными признаками, свойственными всем субъектам РФ. Это и наличие территории, границы которой не могут быть изменены без согласия республики. Это и право республики иметь собственные органы государственной власти, свою собственность, государственную символику. Это и наличие у республики права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, наличие ограниченной международной правосубъектности и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что факт образования республик по национальному принципу, обуславливает наличие у них некоторых символических особенностей, которые отличают их от других субъектов РФ. Однако это не свидетельствует об их особом конституционно-правовом статусе.

Конституция России провозглашает равноправие всех субъектов РФ. Однако равноправие не следует смешивать с фактическим равенством, поскольку реальные возможности развития субъектов Федерации в силу различий экономического, географического и иного характера далеко не одинаковы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.01 с.)