Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Основные характеристики и специфические черты правового статуса республики в составе РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Признание республик государствами в РФ. Вопросы суверенитета республик
Среди субъектов РФ республики долгое время занимали особое положение. Несмотря на то, что сегодня при образовании правового государства национальный фактор, не является определяющим, и основной упор во взаимоотношениях между Центром и регионами делается на экономический аспект, когда «каждый руководитель региона прекрасно понимает, что сила представляемого им субъекта Федерации пропорциональна не национальному, социальному или культурно-историческому потенциалу, а только экономике региона, его финансовым, имущественным, природоресурсным и экспортным возможностям»[12], за республиками всё же сохраняются отдельные особенности, вытекающие из их национальной природы. Так, согласно ч.2 ст.5 Конституции РФ они в отличие от других субъектов РФ наделены статусом государства. Это означает привилегированное положение субъектов являющихся по статусу республиками, что нарушает закреплённый в нормах той же Конституции принцип равноправия субъектов РФ. В этой связи справедливо возникает вопрос о том, является ли республика государством в прямом смысле этого слова? Ведь известно, что последнее должно обладать целым рядом обязательных признаков, основным из которых является суверенитет. Остановимся на проблеме суверенитета в Российской Федерации подробнее. Во-первых, «вопросу значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания»[13]. Во-вторых, не существует четкого разграничения «народного» и «национального» суверенитета, прежде всего из-за специфики федеративных отношений в России[14]. В-третьих, сами граждане РФ по-разному относятся к данному термину[15]. В-четвертых, активные процессы глобализации все больше "растворяют" суверенитет.[16] Сегодня, с одной стороны, преамбула Конституции РФ 1993 г. подчеркивает возрождение "суверенной государственности России", с другой - в первых двух частях ст. 3 Конституции РФ упоминается положение о производном характере государственной власти: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" и "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". "Однако приведенная формулировка представляется недостаточно корректной. Существует два вида публичной власти: 1) государственная власть; 2) самоуправление. Но если в государственной власти выражается воля всего народа, всего государства, то в местном самоуправлении реализуется власть только местного самоуправления. Поэтому нельзя говорить, что через органы местного самоуправления народ осуществляет свою власть"[17]. Кроме того, следует помнить, что олицетворением государственной власти в России являются не только федеральные государственные органы, но и государственные органы субъектов РФ. Последние подчас пытаются вывести "свой", народ из "многонационального РФ" и определить собственный государственный суверенитет. Анализ действующих в настоящее время республиканских конституций говорит о том, что во многих из них употребляется закреплённое в ч.2 ст.5 Конституции РФ понятие «государство». К примеру, в конституции Адыгеи республика определяется как демократическое правовое государство в составе РФ. Полагается, что данное понятие допустимо использовать лишь в логической взаимосвязи с другими нормами Конституции РФ, анализ которых показывает, что республика является не более чем государственным образованием. Следующим государственно-правовым признаком, отличающим республику от других субъектов РФ, является право в соответствии с ч.2, ст.5; ч.1, ст.66 Конституции РФ принимать свою конституцию, а не устав. Причём республика имеет право выбора способа принятия своего учредительного документа, в то время как другие субъекты ограничены в этом праве, так как принимают подобный документ только своим законодательным органом. По своему функциональному назначению конституция республики - это её основной закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой по отношению к другим её нормативно-правовым актам. Конституции республик по своей структуре сходятся с федеральной, содержат те же разделы и главы. К примеру, практически все конституции закрепляют такие положения, как республиканская форма правления, дают характеристику государства, как демократического, правового, социального и светского. Поскольку Россия - федеративное государство, конституция республики, законы и другие её нормативные правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции, которая в соответствии с ч.1, ст.15 имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ. В связи с этим проблема обеспечения соответствия конституций республик - субъектов РФ федеральной конституции приобретает особую актуальность. Широкое распространение эта практика получила, как известно, после издания Указа Президента РФ от 10 августа 2000г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».[18] Активно процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным стал осуществляться после введения в законодательство РФ института федерального вмешательства. Таким образом, только возможность применения жёстких мер ответственности в отношении «непокорных» субъектов, может привести к эффективным результатам. Примером тому может послужить Республика Бурятия, где депутаты долгое время не могли отменить признанную утратившей силу Декларацию о государственном суверенитете своей республики. И лишь напоминание о том, что в случае отказа отменить антиконституционный документ законодательный орган (Народный Хурал) будет распущен, парламентарии проявили благоразумие, отменив этот акт[19]. Следующим государственно-правовым признаком республики, отличающим её от других субъектов РФ, является её право на установление собственного государственного языка. В конституционно-правовой науке под государственным языком понимается язык законодательства, делопроизводства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обучения детей в школах, официальных средств массовой информации[20]. В настоящее время правовое регулирование сферы языкового общения в Российской Федерации осуществляется Законом РСФСР от 25 октября 1991г. (в ред. от 11 декабря 2002г.) «О языках народов Российской Федерации». В большинстве республик (Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан и др.) действуют свои законы о государственных языках, которые определяют порядок их функционирования и применения в различных сферах (например, в науке, культуре, образовании, деятельности органов государственной власти и т.д.), приняты государственные программы сохранения, изучения и развития своих государственных языков. Кроме того важным признаком государственно-правовой природы республики долгое время считалось наличие республиканского гражданства, возможность установления которого была предусмотрена Законом РФ «О гражданстве РФ».[21]Вопрос о собственном гражданстве республик в составе Российской Федерации долгое время являлся дискуссионным. Высказывались различные мнения: от признания у республик такого права до неправомерности его предоставления. По мнению многих учёных, отсутствие в Конституции РФ прямого запрета даёт основание на сохранение данного института[22]. Причём на федеральном уровне, по их мнению, следует определить границы, позволяющие гарантировать основы конституционного строя РФ (основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения спорных вопросов), а республика должна осуществлять детальное регулирование[23]. Гражданство республик - это одно из тех понятий, которые были порождены «парадом суверенитетов». Многие республики, провозгласив свой государственный суверенитет, не только настояли на своём гражданстве как неотъемлемой его части, но и пытались возвести его в абсолют. В настоящее время вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[24], который определяет гражданство РФ как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3). Говоря о специфике правового положения республик в составе Российской Федерации, нельзя не затронуть вопрос и о наличии у них собственной столицы, в то время как другие субъекты Российской Федерации имеют административные центры. Однако указанное обстоятельство также не может служить доказательством особого правового статуса республик. Ибо между их столицами и административными центрами других субъектов нет существенных различий: и те и другие выполняют одну и ту же функцию - функцию размещения органов государственной власти соответствующего субъекта. Таким образом, мы рассмотрели основные отличительные признаки правового положения республик РФ. Помимо вышеперечисленных особенностей, присущих только республикам, их конституционно-правовой статус характеризуется также иными признаками, свойственными всем субъектам РФ. Это и наличие территории, границы которой не могут быть изменены без согласия республики. Это и право республики иметь собственные органы государственной власти, свою собственность, государственную символику. Это и наличие у республики права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, наличие ограниченной международной правосубъектности и т.д. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что факт образования республик по национальному принципу, обуславливает наличие у них некоторых символических особенностей, которые отличают их от других субъектов РФ. Однако это не свидетельствует об их особом конституционно-правовом статусе. Конституция России провозглашает равноправие всех субъектов РФ. Однако равноправие не следует смешивать с фактическим равенством, поскольку реальные возможности развития субъектов Федерации в силу различий экономического, географического и иного характера далеко не одинаковы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.007 с.) |