Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.

Поиск

В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла четыре этапа (стадии):

Первый – провозглашение независимости, учреждение и легитимизация политических институтов (27 июля 1990 г. – 15 марта 1994 г.);

Второй – конституционный кризис (1994 – ноябрь 1996 г.);

Третий – политичес­кий выбор и апробация эффективной модели развития общества (1996 – 2005 гг.);

Четвёртый – политическая стабилизация (с 2006 г.).

Политическая система общества Республики Беларусь состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов: государственных и общест­венных институтов, правил и процедур их формирования, фун­кций и полномочий, ценностей, интересов, норм, мотивов дея­тельности и отношений субъектов политики. Ее структура включает подсистемы – институциональную, нормативно-регулятивную, культурно-идео­логическую, функциональную,коммуникативную.

Институциональная подсистема включает все государственные и общественные институты. Ведущая роль среди них принадлежит государственным органам и учреждениям.

Нормативно-регулятивная подсистема аккумулирует, корректирует и обогащает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи и традиции, которые направляют и упорядочивают деятельность, поведение и отношения субъектов политики.

Культурно-идеологическая подсистема включает политическую культуру и идеологию. Она служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.

Функциональная подсистема представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных полномочий, характер её взаимосвязей с обществом, государством и личностью.

Коммуникативная подсистема ответственная за взаимодействие всех элементов политической системы на основе обмена информацией, соблюдения действующих норм политических отношений.

Республика Беларусь – суверенное, унитарное государство, образовавшееся после распада СССР. Принятые в стране Кон­ституция, нормативные правовые акты закрепили государ ственное устройство и национальные интересы. Стратегичес­кая цель проводимых в стране реформ – построение демокра­тического правового социально справедливого государства.

Среди проблем, включенных сегодня в «повестку дня» полити­ческих институтов, первоочередными являются:

· качественное совершенствование политических, экономических, социальных отношений на основе преобразований, отвечающих интересам человека, общества и госу­дарства;

· реализация национальной модели государственного устройства и развития, которая гарантирует су­веренитет, безопасность и открытость страны, рост благосостояния, духовно-нравственного и творческого потенциала граждан;

· внедрение новых форм народовластия, демократизация от­ношений государства с личностью и обществом;

· формирование и укрепление статуса Беларуси как актив­ного субъекта мировой политики.

Политическая система страны, несмотря на «молодость», имеет достижения, сопоставимые с показателями развитых госу­дарств, которые констатируют её сходства и различия, пер­спективы и нерешенные проблемы. Повышается адаптивность политических институтов к вызовам времени и запросам общес­тва. Благодаря общественной солидарности и гражданскому со­гласию преодолен кризис 1990-х гг. и обеспечен рост валового внутреннего продукта. Постепенно внедряются принципы ры­ночной экономики. Внимание властных институтов сфокусиро­вано на эффективности социальной политики, процессах в ду­ховно-идеологической сфере. Разработаны и реализуются кон­цепции инновационных изменений в производстве и использо­вании топливно-энергетических ресурсов. Создается стабиль­ная законодательная база реформ, отвечающая потребностям государства и общества. Последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ и Евразийским эко­номическим сообществом. Налаживаются сотрудничество с Ев­ропейским Союзом и государствами других регионов мира.

По индексу человеческого развития Беларусь находится на пограничном рубеже между странами со средним и высоким уровнем развития. Её иде­альный ориентир на перспективу – войти в группу госу­дарств-лидеров, не уклоняясь от избранного и проверенного временем политического курса.

Поощряется участие граждан в решении вопросов государ­ственной значимости, обустройстве своего региона, города, се­ла. Апробируются новые формы общественной инициативы, «прямой» и представительной демократии.

В одном из своих публичных выступлений Глава государст­ва отметил, что «у нас уже сформирована собственная эффек­тивная политическая система, со своими устоями и традиция­ми. В её основе – подлинное народовластие».

Действительно, система сформирована, совершенствуется механизм ее взаимодействия с обществом, управления соци­ально-экономическими, политическими и духовно-идеологи­ческими процессами.

Для политической системы Беларуси характерны такие ка­чества, как устойчивость, адаптивность, легитимность и соци­альная эффективность. Благодаря этим свойствам система проя­вила способность реализовать национальные интересы, практи­ческие задачи государственного строительства.

К особенностям белорусской политической системы можно отнести:

· ключевая роль президентской власти в выработке политического курса;

· легитимизация политического курса;

· политическая стабильность;

· активное государственное регулирование;

· использование новых форм народовластия;

· социально ориентированная государственная политика;

· динамичное социально-экономическое развитие;

· многовекторность внешней политики.

Политический выбор общества неразрывно связан с созда­нием условий для свободной самореализации и достойного развития человеческой личности. Этот выбор, демократичес­кий по характеру, конкретизируется и теоретически обосновы­вается в идеологии белорусского государства.

Ценностный вектор политической системы – развитие пра­вовой государственности во благо народа. Он обусловлен воз­растающей ролью государства в переходный период как «локо­мотива» демократических перемен и социально-экономичес­кого прогресса, необходимостью гармонизации его отношений с личностью и обществом. «Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе жизни общества во всех областях: обес­печивать законность и порядок, стабильность и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную ответ­ственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициати­вы и самоуправления» (А.Г.Лукашенко).

Государство как основной институт политической системы, оказывающий определяющее влияние на трансформационные процессы в обществе, призвано решить комплекс насущных, вза­имообусловленных задан:

· обеспечение ожидаемой гражданами социальной эффективности власти – законодательной, исполнительной, судебной; увеличение инвестиций в человеческий капитал страны;

· формирование новой управленческой элиты, способной компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;

· повышение культуры и ответственности парламента, правительства, президентской администрации, центра­льного государственного аппарата; искоренение бюрократизма и коррупции;

· улучшение стиля управления и усиления роли в структуре власти местных исполнительных и распорядительных органов, Советов депутатов;

· либерализация законодательства, формирование целост­ной, прозрачной, гибкой, динамичной правовой системы государства;

· упорядочение и демократизация государственного кон­троля реализации политических и оперативно-управленческих решений;

· целенаправленное формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.

Демократическое правовое социальное государство как идеал политической системы Беларуси предполагает зрелое гражданское общество. Оно – социальный фундамент сильно­го, стабильного государства, ничем не заменимый институт об­щественного контроля власти. Пока что на авансцене публич­ной политики в стране общественные объединения (всего их 2235) не заявили о себе как авторитетная и влиятельная сила де­мократической трансформации.

Принципиальная позиция государства по отношению к струк­турам гражданского общества закреплена в Конституции и за­конах Республики Беларусь.

· Каждый гражданин имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

· Государство содействует формированию гражданского общества, которое гарантирует каждому человеку сво­бодный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, добровольное волеизъявление.

· Власть открыта для диалога с общественными институтами по вопросам социально-политической жизни, обязана учитывать плюралистические взгляды и суждения, добиваться взаимопонимания, взаимодействия и согласия различных политических сил.

· Государственные органы заинтересованы в конструктивном сотрудничестве со всеми общественными организациями, которые выражают групповые интересы, высту­пают посредниками между гражданами и властными институтами, поддерживают политический курс общества реальными делами.

· Законы государства запрещают действия институтов гражданского общества и их лидеров, которые наносят ущерб национальной безопасности и международному авторитету страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.01 с.)