ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологизация глобальных проблем.



Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, следует, однако, определить их типологизацию, которая за­висит от конкретного основания (критерия), положенного в его основу. Наиболее полную типологизацию глобальных проблем впервые предложили В.В. Загладин и И.Г. Фро­лов. Дальнейшее развитие данная систематизация получи­ла в работах В.А. Энгельгардта и Л.Н. Самойлова.

Выделяются три основные группы глобальных про­блеем, в соответствии с тремя типами отношений:

Первая группа.Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включается:

· про­блема сохранения мира и предотвращения войн и вооруженных конфликтов. Достижение безъядерного, ненасильственного мира – самая актуальная и трудная задача. Найти ее решение возможно только общими усилиями всех государств и народов, всех людей планеты.

· установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества,

· развитие экономической интеграции и т.д.

Вторая группа.Общепланетарные глобальные ресурсные проблемывзаимодействия человека и природы. Это проблемы несбалансированности потребностей жизнедеятельности людей и возможностей окружающей среды. Они связаны с проблемами оптимизации, гар­монизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся:

· экологическая проблема во всех своих проявлениях,

· климатическая,

· сырьевая,

· энергетическая,

· продоволь­ственная и т.д.

Наиболее жизненно важ­ной как среди вопросов данного типа, так и среди всех глобальных проблем является экологическая проблема. Многие ученые и спе­циалисты полагают, что в наше время экологическая опасность пред­ставляет наибольшую угрозу для существования человечества.

Долгое время в хозяйственной деятельности человека преобла­дала тенденция как можно больше взять от природы. Считалось, что она обладает большими возможностями самоочищения. Но по мере роста промышленного производства, увеличения его отходов, нарушения целостности и взаимосвязей природной среды возникла реальная опасность для ее естественного состояния. Это связано с загрязнением воздушного и водного бассейнов, истощением при­родных ресурсов, вымиранием многих видов растений и животных, обеднением биологических ресурсов в целом, сокращением невозобновляемого энергетического потенциала (угля, нефти, газа) и т.д. При этом осложнения в одних экологических процессах вызывают затруднения в протекании других.

Влияние человека на природу существенным образом изменяет и внешний облик планеты. В частности, следствием такого влияния стало появление к последней четверти XX в. свыше 9 млн. кв. кило­метров пустынь. Кроме того, 30 млн. кв. километров (почти 1/5всей площади суши) находится под угрозой опустынивания. Эта опас­ность угрожает свыше 100 государствам мира.

За минувшие 500 лет человечество уничтожило 2/3 всех лесов на планете. Однако этот процесс продолжается и в наше время. Например, к середине 1980-х гг. уничтожено свыше 7 млн. гектаров леса в 15 странах Западной и Восточной Европы.

В последнее время особую тревогу у многих ученых вызывает перспектива глобального потепления климата Земли, связываемого с так называемым парниковым эффектом. Изменение климата – это в полном смысле слова трагедия для всего человеческого сообщества. По данным некоторых климатоло­гов, неконтролируемый парниковый эффект мог бы уничтожить цивилизацию в течение 500 лет.

Даже повышение температуры в планетарном масштабе на один градус – а такое климатическое изменение может осуществиться, по мнению ряда специалистов, к середине XXI в. – приведет к значительному изменению атмосферной циркуляции и условий ув­лажнения почвы. Следствием этого станет сильное смещение зон, оптимальных для земледелия и других видов хозяйственной дея­тельности. Эти изменения, если они все-таки произойдут, затронут жизненные интересы миллиардов людей, вызовут массовые мигра­ции населения, породят переселения людей в зоны без сложившей­ся инфраструктуры и в итоге окажутся причиной тяжких соци­альных последствий и политических потрясений.

Третья группа. Общечеловеческие (субглобальные) пробле­мы социокультурного, гуманитарного ряда, свя­заны с общественным развитием, демократизацией отношений общества и лично­сти. Эти проблемы непосредственно касаются перспектив человека и его будущего. Сюда включаются проблемы:

· борьбы с голодом и недоеданием,

· негативными последствиями научно-технического прогресса,

· демографическая проблема,

· проблемы здравоохранения,

· образования,

· проблема пла­нирования и регулирования роста уровня и качества жизни,

· гарантии прав человека и т.д.

Среди указанных фундаментальных вопросов нашего времени наибольшее внимание международных научных и общественных кругов привлекает проблема демографического взрыва, или уско­ренного роста народонаселения планеты.

Произошел ли он в действительности или это всего лишь пре­увеличение?

Ученые, опираясь на конкретные факты, убедительно доказыва­ют, что «демографический взрыв» – это не литературная гипербо­ла, запущенная в оборот средствами массовой информации, а реальное явление в развитии современного человечества. Данный вывод можно проиллюстриро­вать следующими сведениями: человечеству потребовалось 130 лет (с 1800 по 1930 г.), чтобы увеличить свою численность с 1 до 2 млрд. человек и всего 45 лет для последующего удвоения. Всего за 12 лет (с 1975 по 1987 г.) население Земли возросло на 1 млрд. человек.

11 июля 1987 г. согласно решению ООН мировым сообществом былотмечен день рождения пятимиллиардного человека. Различ­ные мероприятия, посвященные этому событию, увидели по телеви­дению жители более 80 стран. Однако появление шестимиллиард­ного жителя планеты Земля на рубеже XX и XXI вв. уже не вызва­ло такой эйфории. Бурный рост народонаселения планеты ведет к усилению небла­гоприятных тенденций в формировании демографической структу­ры мира. Так, например, человечество очень быстро стареет. Чис­ленность людей преклонного возраста увеличивается на Земле с небывалой быстротой. Сегодня в каждой из 30 стран насчитывается свыше 2 млн. жителей в возрасте, превышающем 65 лет, который принят учеными за начало старости. Во всем мире число людей в возрасте 65 лет увеличивается ежегодно на 2,4%, т.е. гораздо быстрее, чем происходит рост населения в целом.

Это ведет к постепенному повышению среднего возраста жите­ля планеты. Число людей, перешагнувших порог своего 60-летия, во всем мире в 1985 г. составляло 290 млн. человек, а в 2000 г. уже 410 млн. Поэтому наш мир сегодня называют стареющим. Старение населения в любой стране, включая и Беларусь, несомненно, ставит непростые задачи в области социальной политики. Острый характер для многих госу­дарств носят вопросы трудоустройства пожилых людей, особенно если их профессии устарели и требуют переквалификации.

Описание «демографического взрыва» было бы неполным без учета того факта, что он происходит далеко не во всех регионах мира. Первые места занимают прежде всего страны Азии, Африки и Латинской Америки. На них приходится свыше 4/5 при­роста народонаселения земного шара.

Дальнейшее обострение глобальных проблем может привести, согласно оценкам специалистов, к широкому распространению во всем мире таких негативных явле­ний, как деградация окружающей среды, голод, деморализация зна­чительной части жителей планеты, вынужденная миграция населе­ния, увеличение уровня детской смертности, безработица, утрата жизненных надежд и т.д. Все это будет способствовать резкому ухудше­нию политического климата в мировом сообществе.

Для разрешения глобальных проблем мировое сообщество дол­жно выработать и провести в жизнь целеустремленную согласо­ванную политическую стратегию, в которой важную роль будут играть действия членов международного сообщества как на уровне мировой, так и на уровне национальной политики большинства го­сударств мира.

Для решения планетарных проблем необходимы прочный мир, международная стабильность, которые могут быть достигнуты в процессе политического реформирования современного мирового сообщества на справедливых, демократических началах.

 

ЛЕКЦИЯ 5. Политический процесс: понятие и структура.

 

1. Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

2. Субъекты политического процесса.

3. Стадии политического процесса.

4. Типология политического процесса.

5. Политические технологии.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.243.64 (0.008 с.)