ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность гражданского общества.



Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие "государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государства формируются представления о гражданском обществе. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты; охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев.

Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.

Основной политической предпосылкой существования гражданского общества при демократии является правовое и законодательное обеспечение индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором реализация этих прав одним индивидом не нарушает прав другого. Такая система, в конечном счете, не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении массовых свобод.

Извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и, даже превышению собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и неясность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.

Установление характерных для гражданского общества взаимоотношений государства, социальных групп и личностей предполагает наличие ряда предварительных условий.

Первейшим из них является консенсус, согласие между различными социальными субъектами относительно основополагающих общественных ценностей, принятие их в качестве ориентиров и установок деятельности людей. К таким ценностям относятся:

· в экономической сфере – равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика, открывающая возможности для деловой активности и предпринимательства, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан. Различные формы собственности и разнообразные способы хозяйствования, которые находятся в сравнительно равных условиях и конкурируя друг с другом, составляют экономические предпосылки гражданского общества;

· в социальной сфере – равноправие различных социальных классов, групп, слоев и общностей, справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между ними. Социальной основой гражданского общества являются средние социальные слои – инженерно-технические работники, управленческий персонал, работающая по найму интеллигенция, лица свободных профессий, высококвалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 и более процентов. Устойчивое социальное положение и образ жизни данных категорий граждан создают предпосылки стабильного функционирования общества в целом;

· в политической сфере – реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равный доступ к участию в государственных и общественных делах. В качестве основополагающих для гражданского общества признаются такие ценности как верховенство права, разделение властей, свободные, равные, прямые и тайные выборы, многопартийность, местное самоуправление;

· в духовной сфере – свободное самоопределение человека в его мировоззрении, идейных позициях и духовных устремлениях, плюрализм мнений и идей, критическое отношение к действительности, рационализм, толерантность, гуманизм. Признание данных установок и принципов в качестве непреложных общественных ценностей является необходимой предпосылкой формирования подлинно духовно производства.

Второй, исключительно важной предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества является закрепление с согласия всех социальных сил основополагающих общественных ценностей в Конституции страны. Например, конституции современных демократических государств выполняют роль объединяющего начала в жизни общества. И напротив, если этот важнейший государственный документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб другим, он перестает служить задачам общественной консолидации.

Третьим непременным условием развития гражданского общества является свободное функционирование средств массовой информации. В современном обществе вряд ли имеются абсолютно свободные, от кого бы то ни было независимые газеты, журналы, радио и телевидение. За каждым изданием, теле- и радиокомпаний стоят те или иные социальные силы. Но совершенно очевидно и то, что все они в своей совокупности объективно призваны обеспечивать отражение позиций и интересов, мнений и убеждений различных субъектов общественной жизни. Без такого отражения невозможно позитивное взаимодействие всего разнообразия сил гражданского общества.

В Республике Беларусь активно развивается гражданское общество.По состоянию на 1 января 2008 г. в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профсоюзов, 2 255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных); 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также 64 фонда (4 международных, 3 республиканских и 57 местных). Зарегистрированы идействуют 1 114 организационных структур политических партий, 22 479 организационных структур профсоюзов и 14 513 организационных структурных общественных объединений. [Из числа зарегистрированных общественных объединений; 526 – физкулътурно-спортивные, 348 – благотворительные, 309 просветительские, кулътурно-досуговые, воспитательные, 156 – молодежные (в том числе 21 детское), 143 – общественные объединения инвалидов войны и труда, ветеранов, 106 – научно-технические, 98 – общественные объединения национальных меньшинств, 70 общественные объединения сторонников охраны природы, памятников истории, культуры, 40 творческие, 36 женские и 423 – прочие общественные объединения].

Самой массовой общественной структурой, влияющей на другие институты гражданского общества, настроения в обществе, является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ).В состав ФПБ входят 28 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское городское объединение профсоюзов, 535 райкомов, горкомов отраслевых профсоюзов, 138 районных и городских объединений – всего более 4 миллионов человек. Для сравнения в альтернативное ФПБ объединение профсоюзов – Конгресс демократических профсоюзов – входят 3 профсоюза общей численностью 6,5 тысяч человек.

На Западе вызревание гражданского общества традиционно осуществлялось по мере развития института частной собственности, укреплявшего материальные основы гражданской самостоятельности и активности индивидов, всемерного расширения и юридического закрепления системы частного права. В России этот путь оказался несколько иным. Существенными факторами, предопределившими российскую специфику этого процесса, были и низкая популярность либеральных ценностей в обществе, и то, что социальным лидером становления гражданского общества являлся не слой предпринимателей, как на Западе, а интеллигенция. Это не просто сузило экономические возможности укоренения гражданского общества, но и придало данному процессу несколько оторванный от социальной структуры характер. В то же время становление гражданского общества в России протекало и протекает при высоком уровне межэтнической интеграции, что сглаживает многие конфликты, имевшие место на Западе.

Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки же в короткий срок ввести принципы правового государства еще до формирования элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

 

ЛЕКЦИЯ 4. Система международных отношений и глобальные проблемы современности.

1. Сущность и понятие международных отношений.

2. Уровни и виды международных отношений.

3. Участники международных отношений.

4. Геополитика: возникновение и сущность.

5. Геополитические концепции и теории.

6. Сущность и характерные черты глобальных проблем современности.

7. Типологизация глобальных проблем.

1. Сущность и понятие международных отношений.

Международные отношенияэто совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных, экологических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между различными субъектами мирового сообщества.

Субъекты международных отношений:

· Национальные государства;

· Группы (союзы) государств;

· Международные организации (государственные и неправительственные);

· Общественные организации и движения;

· Политические и общественные лидеры.

Главный субъект этих отношений – национальные государства. Национальное государство – это особый тип государства современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определённой территории, население которой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней. Деятельность государства на международной арене по реализации своих национальных интересов – это его внешняя политика. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики.

Международные отношения характеризуются рядом черт:

· Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

· Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

· Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

· Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.243.64 (0.011 с.)