Лекционный материал по технике управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционный материал по технике управления



ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕХНИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Для проведения занятий с учащимися по специальности «Водитель трамвая».

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАМВАЕВ.

ВСТУПЛЕНИЕ.

История трамвайного движения в Петербурге начиналась почти драматично. Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства Городская дума никак не могла преодолеть договорного права акционерного общества конно-железных дорог на перевозку пассажиров в черте города. Однажды отцы города пошли на хитрость и разрешили электротехнической фирме инженера М.М. Подобедова наладить трамвайные перевозки в зимнее время по льду Невы. Договора с владельцами конки это не нарушало, но популярность трамвайного перевоза оказалась столь велика, что, опасаясь потерять доходы, акционеры конно-железных дорог подали в суд. Правда, дело было проиграно, так как трамвай ходил не по улицам, как это было предусмотрено в договоре.

И только в 1907 году, после окончания срока действия злополучного договора, началось победное движение трамвая в Петербурге. Первые трамвайные маршруты протянулись от Адмиралтейства через Николаевский (впоследствии мост Лейтенанта Шмидта) к Большому проспекту Васильевского острова, от Невского проспекта по Садовой улице до Покровской площади (ныне площадь Тургенева) и от Адмиралтейства по Невскому проспекту до Знаменской площади (ныне площадь Восстания).

В годы мирного строительства петроградский, а впоследствии ленинградский трамвай получает свое дальнейшее развитие, расширяется сеть трамвайных маршрутов, создаются новые типы подвижного состава, город гордился тем, что по его улицам, проспектам и площадям ходит трамвай ленинградского производства.

В годину тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны, 900 – дневной блокады нашего города, именно трамвай стал надежным помощником и верным другом ленинградцев. Всего 4 месяца, с конца декабря 1941 по середину марта 1942 года на улицах застывшего и голодного города не было слышно трамвайного звонка. 15 апреля 1942 года из ворот трамвайных парков вновь пошли трамваи.

К концу 80-х годов прошлого века Ленинград (впоследствии Санкт-Петербург) был самым «трамвайным» городом мира, в городе работало 66 маршрутов трамвая. Однако все годы своего существования трамвай переживал сложности, связанные с проблемами организации трамвайных перевозок. Спешащим горожанам трамвай всегда казался и кажется медлительным, тесным и неуклюжим, российские и городские проблемы бюджетного дефицита, а, следовательно, и финансирования предприятий бюджетной сферы привели к значительному сокращению числа трамвайных маршрутов, демонтажу трамвайных путей. Но уже сейчас такую позицию признают ошибочной и трамвай будет развиваться. Появляются новые типы подвижного состава, постепенно расширяется сеть трамвайных маршрутов, особенно в спальных районах и со всей уверенностью можно сказать, что на улицах нашего любимого города никогда не смолкнет трамвайный звонок.

Тема №1: СТРУКТУРА СЛУЖБ И ОТДЕЛОВ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС». МАРШРУТНАЯ СЕТЬ И МАРШРУТНАЯ СИСТЕМА.

Лекция 2 часа.

Приступая к изучению темы, остановимся на том, как классифицируется весь городской транспорт. Итак, современный городской транспорт по своему назначению подразделяется на следующие категории:

· Пассажирский – все транспортные средства, занимающиеся перевозкой пассажиров. Это железнодорожный транспорт в черте города, трамваи, автобусы, троллейбусы, метрополитен, легковые автомобили, мотоциклы и велосипеды, речные трамваи и такси, вертолеты).

· Грузовой – грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы.

· Специальный – автомобили Спецтранса, пожарные и санитарные автомобили.

В свою очередь пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и от их принадлежности подразделяется на 3 категории:

· Общественный транспорт общего пользования. Это железнодорожный транспорт в черте города, трамваи, троллейбусы, автобусы, метрополитен, маршрутные такси, вертолеты.

· Общественный транспорт индивидуального пользования. Это такси, легковые автомобили проката и ведомственные автомобили.

· Личный транспорт индивидуального пользования.

В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц, транспорт подразделяется на:

· Уличный – трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль.

· Внеуличный – железнодорожный транспорт в черте города, метрополитен, вертолеты.

По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:

· Рельсовый.

· Безрельсовый.

По роду используемой двигательной силы весь общественный транспорт делится на:

· Электротранспорт.

· Транспорт, оснащенный двигателем внутреннего сгорания.

Любое транспортное предприятие является сложным хозяйством с большим числом служб, основной целью которых является осуществление пассажирских перевозок в городе. Административная структура всех служб транспортного предприятия, в основном, строится по типу единой подчиненности, как апробированной системы, с наиболее четким назначением всех подразделений хозяйства, их взаимосвязью и ответственностью за выполнение поставленной задачи. Основными подразделениями предприятия городского электротранспорта являются:

· Управления: финансово-экономическое управление, управление по персоналу, управление по коммерческой работе, правовое управление.

· Службы: подвижного состава, пути, движения, служба главного ревизора, аварийно-восстановительная служба, служба материально-технического снабжения, энергохозяйство.

· Отделы: отдел капитального строительства и ремонта, административный отдел, отдел охраны труда, отдел по взаимодействию со СМИ.

Основными производственными предприятиями являются трамвайные и троллейбусные парки и депо.

В структуре администрации трамвайного парка (обособленного структурного подразделения) директор, три его заместителя (главный инженер, заместитель директора парка по эксплуатации и заместитель директора парка по ремонту) и помощник директора парка по безопасности движения. Основными подразделениями парка являются:

· Отделы: отдел эксплуатации, производственно-технический отдел, отдел экономики, отдел сборов и административно-хозяйственный отдел.

· Цеха: цех ремонта и обслуживания подвижного состава (цех РиО ПС).

· Участки: участок главного механика (УГМ) и экспериментальный участок.

Основная задача трамвайного парка, как структурного подразделения СПб ГУП «Горэлектротранс» - организация пассажирских перевозок на обслуживаемых маршрутах и полное удовлетворение потребностей населения в перевозках.

Все мы работаем в сфере услуг. Предприятия пассажирского транспорта предоставляют транспортные услуги населению и они должны предоставляться в полном объеме и с высоким качеством.

Для того, чтобы в дальнейшем вести разговор по вопросам организации движения трамваев и месте водителя в общей схеме перевозочного процесса, необходимо ввести отдельные понятия и определения. Прежде всего, что же такое ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ. Под этим названием понимают совокупность направлений в пределах самого города и его пригородов, где организовано трамвайное движение. Конфигурация транспортной сети в значительной степени зависит от планировки улиц, проспектов и площадей. Вместе с тем, на длину и конфигурацию транспортной сети оказывает влияние рельеф местности, ширина и продольный профиль уличных магистралей, расположение мостов и путепроводов, места пересечения важнейших пассажирообразующих пунктов и т.д. Все жилые районы города связаны линиями городского пассажирского транспорта между собой и со всеми крупными промышленными предприятиями. административными и торговыми центрами, вокзалами и аэропортами, местами отдыха и досуга горожан. Длину транспортной сети желательно иметь такой, чтобы время на пешее передвижение до остановки, ожидание и проезд в транспорте в среднем составляли 30-45 минут в зависимости от размера города. Транспортная сеть должна иметь достаточную пропускную способность.ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ – это число единиц подвижного состава, проходящих через определенную точку маршрута в единицу времени.

Наибольшую пропускную способность имеет транспортная сеть прямоугольной формы, где более равномерно распределены транспортные узлы. Они просты и обычно представляют собой пересечение двух направлений. Такая сеть позволяет, кроме того, сравнительно легко создавать обходные направления. Наименьшую пропускную способность имеет транспортная сеть радиальной формы, так как при такой планировке все радиусы пересекаются примерно в одной точке в центре города, образуя сложный транспортный узел. На прохождение которого затрачивается значительное время.

МАРШРУТНАЯ СИСТЕМА – это один из основных элементов оперативного плана движения пассажирского транспорта. Основными принципами, которые лежат в основе составления маршрутных систем, можно считать следующие:

· Соответствие маршрутной системы направлениям и размерам пассажиропотока.

· Все районы города должны полностью обслуживаться маршрутным транспортом.

· Минимум затрат времени пассажирами при пользовании маршрутным транспортом.

В современных условиях, когда обслуживание крупных городов производится, в большинстве случаев, несколькими видами транспорта, работа каждого отдельного вида должна быть полностью увязана с работой других видов городского транспорта.

Маршрутная система в целом по городу, так же как и отдельные маршруты, должна удовлетворять следующим условиям:

· Минимум пересадок внутри данного вида транспорта. Самая лучшая маршрутная система была бы та, при которой вообще не требуется пересадок.

· Сообщение между всеми пунктами транспортной сети по кратчайшим направлениям. В этом случае будет затрачиваться наименьшее время на поездку.

· Соответствие длины маршрутов размерам и конфигурации территории города.

Ориентировочно средняя длина маршрута должна быть рассчитана на прохождение его в течение часа в одну сторону (для больших городов) и в обе стороны (для средних и малых городов).

Лекция – 2 часа.

Продолжая разговор об организации движения трамваев, необходимо отметить, что на весь процесс перевозки пассажиров, или перевозочный процесс, самое серьезное влияние оказывают три основных составных элемента:

· Маршрутная система, как совокупность маршрутных сетей.

· Транспортная подвижность населения.

· Пассажиропоток.

· Провозная способность того или иного вида транспорта.

ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – это количество поездок, приходящееся на одного жителя населенного пункта в год. Она зависит от многих факторов, в том числе от расположения мест проживания жителей по отношению к местам работы, отдыха и другим местам тяготения пассажиров. По Санкт-Петербургу транспортная подвижность населения составляет примерно 900-950 поездок в год. Средняя длина поездки пассажиров в абсолютном большинстве городов колеблется от 2 до 6 км.

ПАССАЖИРОПОТОК – это количество пассажиров, проследовавших по определенному участку транспортной сети за определенный промежуток времени. Пассажиропоток даже для одного маршрута не является постоянной величиной, он изменяется по времени года, дням недели и часам суток. В течение года на пассажиропоток в значительной степени влияют метеорологические условия, а это значит, что зимой и летом пассажиропоток будет неодинаковым. Сюда же необходимо добавить сезон отпусков и выезды для отдыха на длительное время. В рабочие и выходные дни пассажиропотоки также не будут одинаковыми, и, наконец, в течение суток пассажиропоток колеблется в широких пределах.

Размеры и направление пассажиропотока периодически проверяется путем обследования пассажирских перевозок и статистической обработки результатов обследования. Существуют следующие методы обследования пассажиропотока:

· Анкетный метод – с использованием специальных анкет производится непосредственный опрос населения о характере и направлениях регулярных поездок.

· Талонный метод – выдача пассажирам при посадке и изъятие при выходе специальных талонов.

· Метод определения пассажиропотоков по проданным билетам – позволяет получить только частичные сведения об изменении пассажиропотока по часам суток и дням недели.

· Метод глазомерного обследования – приблизительный подсчет пассажиров, находящихся на подвижном составе на отдельных, наиболее характерных участках транспортной сети.

Лекция 4 часа.

Основой организации движения трамваев является расписание движения, которое составляется Службой движения и практически объединяет работу всех подразделений трамвайного предприятия. Движение поездов строго по расписанию обеспечивается четкой организацией работы Службы движения и всех ее подразделений, исправным состоянием подвижного состава трамвая, контактной и кабельной сетей, путевого хозяйства и других сооружений, связанных с движением трамвая. В выполнении расписания большая ответственность ложится и на водителя.

Расписание движения поездов представляет собой план движения поездов на линии в строго определенное время с определенным интервалом между поездами. Оно дает возможность пассажирам экономить время на ожидание трамвая, на поездку к месту назначения и должно обеспечивать:

· Выполнение плана перевозки пассажиров.

· Регулярность движения поездов на маршруте.

· Безопасность движения.

· Максимальную скорость движения, допускаемую на маршрутах.

· Наиболее эффективное использование подвижного состава.

Основным документом для составления расписания движения является расчетный план – наряд пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на основании результатов обследования пассажиропотоков, хронометражных измерений времени на пробег ми пропускной способности узлов улично-дорожной сети. Наряд вагонов (поездов) устанавливает:

· Распределение маршрутов между парками.

· Число вагонов (поездов) на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения вагонов на каждом маршруте по периодам дня.

· Типы вагонов на маршруте.

· Сменность вагонов (поездов).

· Объем транспортной работы (вагоно – часы, вагоно – километры.).

· Среднюю эксплуатационную скорость.

· Максимально допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения в часы «пик» по каждому маршруту.

Наряд вагонов (поездов) разрабатывается на рабочие и выходные дни и корректируется по мере необходимости. Однако основой организации движения вагонов (поездов) является расписание движения, координирующее работу всех подразделений предприятия ГЭТ.

Расписание составляется:

· На каждый маршрут.

· На каждый вагон (поезд) на данном маршруте.

· На каждую конечную станцию.

· На каждый контрольный промежуточный пункт.

Расписание движения устанавливает:

· Время выхода вагона (поезда) из парка и направление следования.

· Время прохождения через контрольные пункты.

· Время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в парк.

· Время захода вагона на техническое обслуживание или отстой, время и место смены поездной бригады (при смене на линии), время приема пищи.

Рейс считается выполненным по расписанию в следующих случаях:

· Если подвижной состав отправился с конечной станции и проследовал контрольные промежуточные пункты, а также прибыл на конечную станцию во время, указанное в расписании.

· Если подвижной состав, отправленный с конечной станции с отклонением от расписания для выравнивания интервала, выполнил время заданного пробега.

· Если подвижной состав, следовавший по расписанию, возвращен для перекрытия интервала в обратном направлении и прибыл вовремя.

Рейс считается выполненным по оперативному расписанию (по пробегу), если подвижной состав выполнил заданное время пробега в случаях:

· Движения по обходному направлению в связи с заранее предусмотренным закрытием пути на ремонт.

· Движения по измененному направлению при усилении движения.

· Изменения направления следования подвижного состава при длительных задержках движения.

· Движения в неблагоприятных сезонных и метеорологических условиях (гололед, буксовка, туман, снежные заносы, ливневые дожди и т.д.). При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий, по распоряжению старшего диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или же не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется «Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных ситуациях, вызванных стихийными явлениями мили изменением дорожно-климатических условий.

· Движения по нарядам других поездов.

· Если подвижной состав, направленный в укороченный рейс для постановки его в расписание, выполнил заданное время пробега до установленного пункта.

Временем прибытия на конечную станцию считается:

· Время прихода подвижного состава на конечный пункт маршрута.

· Время остановки за последним поездом, если на конечной станции стоит один или несколько поездов.

Временем прибытия подвижного состава на контрольный пункт считается:

· При наличии обязательной остановки перед узлом – время прибытия на обязательную остановку.

· При отсутствии остановки – время прибытия к данному узлу (стрелка, помещение контрольного поста).

Во всех случаях прибытия подвижного состава на конечные станции и проследования промежуточных контрольных пунктов отклонение времени от расписания допускается: опоздание - + 2 мин., преждевременное прибытие – 1 мин.

Рейс не считается выполненным ни по расписанию, ни по оперативному расписанию, если:

· Водитель прибыл на конечную станцию с отклонением от времени, выше допустимого.

· Водитель следовал через контрольные пункты с отклонением времени от расписания, выше допустимого.

· Если водитель, хотя и прибыл на конечную станцию своевременно, но достиг этого самовольным укорочением рейса или обходом по кратчайшему пути.

 

Способы восстановления расписания движения:

· Отправка вагона (поезда) в укороченный или удлиненный рейс.

· Отправка вагона (поезда) по измененному маршруту.

· Нагон опозданий в пределах допустимых скоростей с обеспечением безопасности движения. Допустимый нагон – 5 мин. на 1 час пробега.

· Использование резервных вагонов и вагонов с других маршрутов.

· Сокращение времени обеденных перерывов и технических стоянок в пределах допустимых норм.

· Изменение интервала между отправлением вагонов (поездов) с конечной станции.

· Изменение поездных расписаний между выходами.

Лекция 2 часа.

К работе в качестве водителя трамвая допускаются лица не моложе 20 лет, прошедшие медицинскую комиссию и признанные годными к этой работе по состоянию здоровья, прошедшие обучение в установленном порядке и стажировку в установленном объеме, имеющие свидетельство о присвоении квалификации водителя трамвая, удостоверение водителя на право управления трамваем, выданное ГИБДД МВД РФ, удостоверение установленного образца о допуске к работе в электроустановках напряжением до 1000 вольт (третья группа по электробезопасности).

Водитель трамвая должен знать:

· Должностную инструкцию водителя трамвая Санкт-Петербурга.

· Правила дорожного движения.

· Правила технической эксплуатации трамвая (ПТЭ)

· Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

· Правила по охране труда на городском электротранспорте в объеме выполняемой работы.

· Инструкцию по охране труда для водителей трамвая.

· Положение о порядке учета выполнения расписания движения.

· Устройство и принцип действия трамвайных вагонов, эксплуатируемых предприятием и их оборудования.

· Порядок обнаружения и устранения технических неисправностей на трамвайных вагонах, эксплуатируемых предприятием.

· Периодичность видов технического обслуживания подвижного состава.

· Инструкцию по производству маневровых работ на конечной станции и в парке.

· Инструкцию о порядке движения поездов по неправильному (левому) пути.

· Инструкцию о порядке движения на однопутном участке.

· Инструкцию по сцепке и буксировке трамвайных вагонов.

· Рекомендации по экономии электроэнергии.

· Формы проездных билетов и служебных удостоверений.

· Положение о книжке водителя.

· Действующие приказы, указания и распоряжения, относящиеся к работе водителя.

· Правила пользования наземным пассажирским транспортом.

· Порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

· Профиль, особенности пути обслуживаемого маршрута, трассы объезда, порядок следования при направлении в командировочный рейс.

· Действия водителя при наступлении страхового случая (ДТП), с учетом соблюдения правил страхования.

Водитель трамвая 4 и 5 разряда дополнительно должен знать:

· Приемы и методы стажировки учеников водителей трамвая.

· Профиль и особенности пути маршрутов, обслуживаемых данным парком.

Водитель трамвая 5 разряда должен дополнительно знать:

· Профиль и особенности пути всех маршрутов города.

 

Рассмотрев вопрос о том, что должен знать водитель трамвая, остановимся более подробно на общих обязанностях водителя. Каждый водитель обязан:

· Осуществлять управление трамваем с соблюдением правил дорожного движения, ПТЭ трамвая и ПТЭ электроустановок потребителей.

· Во время работы быть опрятно одетым, в форменной одежде установленного образца и удобной обуви с устойчивым каблуком высотой не более 4 см.

· Содержать рабочее место в чистоте.

· Быть вежливым и предупредительным.

· При обнаружении в салоне забытых вещей, посторонних предметов и т.п., действовать в соответствии со специальной инструкцией, утвержденной приказом СПб ГУП «Горэлектротранс».

· Передавать управление поездом только по производственной необходимости с обязательным оформлением в книге поезда. Передача управления трамвайным вагоном разрешается только:

1. Водителю – сменщику.

2. Ученику или стажеру, если водитель кого-либо обучает или стажирует.

3. Работникам, имеющим удостоверение на право управления трамваем и служебное удостоверение с правом контроля на линии.

· Ежемесячно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством предприятия. Проходить повторные инструктажи по охране труда ув установленные сроки.

· Своевременно проходить медицинские периодические осмотры в соответствии с п. 17 приказа МЗСР № 83 от 16.08.2004 года для подтверждения пригодности к управлению трамваем.

· Пользоваться очками или контактными линзами при наличии в водительском удостоверении отметки «Очки» или имеющемся предписании медицинской комиссии.

· Выполнять все оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения и выполнением расписания движения: на территории ОСП – диспетчера порка, на линии – линейных работников ОСП «Служба движения», работников СПб ГУП «Горэлектротранс», имеющих удостоверение с правом контроля на линии, сотрудников МВД (сообщив о полученных распоряжениях СДДО СД).

· При нахождении на стажировке выполнять указания водителя-инструктора в объеме ДИ.

· Водитель, причастный к ДТП, должен действовать в соответствии с требованиями ПДД и п. 4 ДИ. Сразу же после оформления ДТП в ГИБДД обязан явиться в парк для оформления письменного объяснения о случившемся. В течение 3 дней с момента происшествия (ДТП) водитель обязан прибыть в парк для разбора случая.

· Водитель, следующий за транспортом, с которым произошло ДТП или за вагоном, делающим задержку, а также водитель, проезжающий во встречном направлении, обязаны принять меры к оповещению СДДО СД о данном ДТП или задержке движения.

· О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должны немедленно сообщить непосредственному руководителю. На линии – ближайшему линейному работнику Службы движения или СДДО СД.

· О каждой задержке движения (независимо от виновности), выбытии вагона из движения или другом браке, водитель обязан представить в течение суток письменное объяснение в отдел эксплуатации парка.

· При использовании огнетушителя для ликвидации возгорания на вагоне, а также при применении медицинских средств из аптечки, водитель обязан представить в отдел эксплуатации письменное объяснение обо всех обстоятельствах случая и дать заявку на замену огнетушителя или пополнение запаса медицинской аптечки.

Тема № 5: ЯВКА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОТУ. ПРИЕМКА ПОЕЗДА И ВЫЕЗД ИЗ ПАРКА. НУЛЕВОЙ РЕЙС. КНИГА ТРАМВАЯ.

Лекция 2 часа.

Место явки водителя на работу указано в путевом листе (наряде на работу водителя трамвая). Поэтому, о явке на работу на следующий день необходимо позаботиться, уходя домой с предыдущей смены. Во-первых, необходимо обязательно взять путевой лист на следующий день и посмотреть на время выезда из парка. А во-вторых, не забыть записаться на служебную развозку, если выезд из парка ранний.

Прибыв на смену в парк, водитель, прежде всего, обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр и тестирование на алкотестере. Для этого каждый водитель должен иметь личный мундштук для алкотестера.

После прохождения предрейсового медицинского осмотра, водитель должен получить у диспетчера парка допуск на работу. Для этого он предъявляет диспетчеру:

· Путевой лист (наряд на работу водителя) с личной подписью о готовности к работе по состоянию здоровья и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра.

· Водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выданное ГИБДД, а в случае его изъятия – временное разрешение и паспорт.

· Книжку водителя с талонами предупреждения №№ 1,2,3.

· Удостоверение о допуске к работе на электроустановках напряжением до 1000 вольт с отметкой о последней проверке знаний ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок.

При прибытии на смену на конечную станцию или к месту расположения контрольного пункта на трассе маршрута, водитель предъявляет диспетчеру конечной станции или контролеру службы движения на контрольном пункте для получения допуска на работу те же документы.

После получения у диспетчера парка допуска к работе, водитель должен получить книгу поезда (иногда ее называют «вагонная книжка») и комплект документов ОСАГО. Комплект документов ОСАГО выдается под роспись в специальном журнале и, по окончании смены, сдается также под роспись. Необходимо обязательно проверить в комплекте документов наличие страхового полиса ОСАГО, выезд на линию без страхового полиса ОСАГО запрещен.

В книге поезда водитель должен обязательно проверить наличие отметок о выполнении заявок и готовности вагона (поезда) к работе на линии. При наличии повторных заявок, в книге поезда должна быть отметка лица, уполномоченного приказом СПб ГУП «Горэлектротранс». При отсутствии в книге поезда отметки о выполнении заявок, водитель должен получить у мастера письменное подтверждение выполнения заявок и разрешение на приемку вагона (поезда).

Кроме того, водитель получает вагонную сумку с принадлежностями, закрепленными за вагоном и талон о прохождении технического осмотра.

В соответствии с требованиями ПТЭ, каждый выходящий на линию трамвайный вагон (независимо от его назначения) должен быть экипирован:

· Знаком аварийной остановки.

· Противооткатным башмаком (упором).

· Огнетушителями (порошковыми или углекислотными) из расчета: на четырехосный вагон – 2 штуки, на восьмиосный вагон – 3 штуки, один из которых должен находиться в кабине водителя.

· Медицинской аптечкой.

Кроме того, в соответствии с требованиями ДИ, кроме вышеперечисленного инвентаря, трамвайный вагон должен быть экипирован:

· Правилами пользования наземным пассажирским транспортом.

· Съемными сцепными приборами (типа «Труба» или аварийными), а также тремя штырями (один – аварийный и два простых).

· Ломиком для перевода стрелок.

· Двумя деревянными вкладышами для закладывания пера стрелки.

· В зимнее время – снегоуборочным инвентарем: лопатой, метлой и скребком.

· Книгой поезда (вагонной книжкой).

· Поездным расписанием движения вагона.

· Рукояткой реверсивного вала («стоповой ручкой»), где это предусмотрено конструкцией.

· Запасным комплектом плавких предохранителей (где это предусмотрено конструкцией). При получении предохранители проверяют на стенде.

· Радиоусилителем и микрофоном (где это предусмотрено конструкцией), или флэш-картой, либо картой памяти (где по конструкции вагона установлена транспортная информационная система (ТИС).

· Маршрутными указателями (лобовыми и боковыми).

· Маршрутной схемой.

· Диэлектрическими перчатками, хлопчатобумажными рукавицами и сигнальным жилетом.

Приемка вагона, его включение, проверка и подготовка к выезду должны

производиться в соответствии с «Инструкцией по приемке вагона типа «ЛМ-68М»

или «ЛВС-86К», составленной, соответственно, для каждого типа подвижного состава.

ИНСТРУКЦИЯ

по приемке одиночного вагона «ЛМ-68М» и «М+М» поезда, составленного из вагонов данного типа.

ИНСТРУКЦИЯ

по приемке одиночных вагонов «ЛВС-86К», «ЛВС-97К» и «М+М» поездов, составленных из вагонов «ЛВС-86К».

 

Раздел 1. Приемка одиночных вагонов «ЛВС-86К» и «ЛВС-97».

1.1 Общие положения.

1.1.1. Запрещается приступать к приемке вагона (поезда), если около него, в смотровой траншее, на крыше или в салоне работают ремонтные рабочие или же на лобовой части вагона вывешен предупреждающий плакат. Приемка производится только после снятия плаката и с разрешения мастера.

1.1.2. Приступая к приемке вагона, водитель должен лично убедиться в том, что:

- токоприемник не касается контактного провода;

- все фальшборта на вагоне (поезде) закрыты;

- отсутствуют видимые деформации и повреждения кузова;

- закрыты все люки в полу салона.

1.2 Осмотр оборудования кабины.

1.2.1. Водитель обязан осмотреть и проверить:

- состояние и крепление веревки токоприемника;

- наличие средств пожаротушения (огнетушитель, мешок с песком);

- отсутствие на стеклах кабины деформаций, ухудшающих обзор;

- наличие аншлага «Поезд идет в парк»;

- состояние и крепление зеркала наблюдения за салоном;

- наличие кожухов на печах отопления кабины и изолирующих колпачков на оконных реостатах;

- комплектность пульта управления (стрелки всех приборов должны находиться на нулевой отметке);

- положение всех тумблеров на дополнительном пульте, пакетных и иных выключателей на задней стенке кабины, ВУ-1, ВУ-2, ВУ-3 – «ВЫКЛЮЧЕНО»;

- исправность и отсутствие заедания АВ-1 и АВ-2 и их положение «ВЫКЛЮЧЕНО»;

- наличие и номинал предохранителей;

- исправность аппаратов, установленных в высоковольтном шкафу;

1.3. Включение аккумуляторной батареи и проверка ее работы под нагрузкой.

1.3.1.Включить выключатели низковольтных цепей (ВНЦ);

1.3.2.На дополнительном пульте включить тумблер «БАТАРЕЯ» - в кабине звенит звонок, на пульте загораются сигнальные лампы «НАПРЯЖЕНИЕ СЕТИ», «МОТОР-ГЕНЕРАТОР» и «ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ ГРК»;

1.3.3.По вольтметру низковольтных цепей проконтролировать напряжение – не менее 22 вольт;

1.3.4.Включить переключатель рельсового тормоза в положение «БЕЗ СЕТКИ» и проконтролировать по приборам ток разряда и напряжение аккумуляторной батареи. Параметры исправной батареи под нагрузкой – напряжение не менее 20 вольт, ток разряда 100-120 ампер;

1.3.5.Произвести запись в книге поезда о результатах проверки.

 

1.4. Проверка работы аппаратов высоковольтных вспомогательных цепей и пневматического оборудования вагона.

ВНИМАНИЕ! Перед поднятием токоприемника водитель обязан сделать предупредительный окрик: «Осторожно, поезд (вагон) № ___ путь №___ поднимаю токоприемник!».

1.4.1.Поднять токоприемник;

1.4.2.Включить автоматический выключатель АВ-2, предварительно надев диэлектрические перчатки;

1.4.3.На дополнительном пульте включить тумблер «МОТОР-ГЕНЕРАТОР» или «БПН», на пульте гаснет сигнальная лампа «МОТОР-ГЕНЕРАТОР», напряжение по вольтметру 28-30 вольт, ток заряда аккумуляторной батареи не более 25 ампер. Если вагон оборудован статическим блоком-преобразователем напряжений (БПН), необходимо учесть время его запуска. Напряжение по вольтметру и ток заряда по амперметру можно будет проконтролировать спустя 4-5 секунд.

1.4.4.Закрыть концевой кран;

1.4.5.На дополнительном пульте включить тумблер «МОТОР-КОМПРЕССОР». Зафиксировать время работы мотора-компрессора (в пределах3-5 минут), и проконтролировать по манометрам давление воздуха в магистралях высокого и низкого давления (норма соответственно 4-6 атм. и 2,8-3,2 атм), а также загорание на пульте сигнальной лампы «СТОП-СИГНАЛ»;

1.4.6.Проверить пределы регулировки электропневморегулятора давления (АК-11Б). Для этого приоткрыть концевой кран и медленно выпускать сжатый воздух из системы. Проконтролировать срабатывание электро-пневморегулятора давления и автоматическое включение мотора-компрессора при падении давления в пневмосистеме до 4 атм. Закрыть концевой кран и проконтролировать автоматическое выключение мотора-компрессора при достижении давления в пневмосистеме 6 атм.

1.4.7.Проверить работу дверей и срабатывание сигнализации дверей;

1.4.8.Проверить работу лобовой предохранительной сетки;

1.4.9.Проверить плавность хода рукоятки пневмораспределителя (крана машиниста);

1.4.10. Проверить работу стеклоочистителя;

1.4.11. Проверить работу освещения и отопления салона;

1.4.12. После окончания проверки высоковольтных вспомогательных цепей и пневматического оборудования отключить высоковольтные потребители и опустить токоприемник.

1.5. Включение и проверка аппаратов цепи управления.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Категорически запрещается проверять работу цепей управления и группового реостатного контроллера (ГРК) при поднятом токоприемнике и включенном автоматическом выключателе АВ-1.

1.5.1. Включить ВУ-1, ВУ-2, ВУ-3 и тумблер «УПРАВЛЕНИЕ-1»;

1.5.2. Нажать педаль безопасности (ПБ) и удерживать ее до конца проверки;

1.5.3. Проверить работу реверсора и цепи реле хода (РХ). Для этого необходимо с помощью рукоятки реверсивного вала (стоповой ручки) перевести реверсивный вал контроллера водителя в положение «НАЗАД», а затем в положение «ВПЕРЕД». Проконтролировать включение РХ (по звуку), а также оттормаживание вагона и выключение на пульте сигнальной лампы «СТОП-СИГНАЛ»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.147 с.)