Психолог в школе М.М. Кравцова



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолог в школе М.М. Кравцова



Психолог в школе М.М. Кравцова

ДЕТИ-ИЗГОИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ

МОСКВА


УДК 159.922.7 ББК 88.8 К 771


Введение


 


Серия "Психолог в школе

Кравцова М.М.

К 771 Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. — (Психо­лог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111 с.

Практически в любом классе, любой детской или подростковой груп­пе встречаются ребята, которых не принимают сверстники. Книга по­священа анализу именно этой проблемы.

Автор характеризует детей группы риска — тех, кто может в первую очередь попасть в число отверженных, и тех, кто может стать зачинщи­ками гонений. В книге изложены рекомендации психологу, учителям и родителям, приведены меры профилактики и конкретные програм­мы работы с отвергаемыми детьми, а также с классом, где есть дети-изгои.

Книга адресована психологам и педагогам.

ISBN-5-98563-009-9 © -Генезиса 2005.

© Кравцова М.М., 2005.


Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презре­ние. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче. Я с восхищением вспоминаю свою одноклассницу Катю, которая отказывалась голосовать против очередного отверженного, открыто вставая на его защиту...

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, оди­ночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его из­менить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре вни­мания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выби­рая неадекватные способы поведения, что добиваются внима­ния «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребя­та — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Работая в школе и организуя занятия с подростками при фа­культете психологии МГУ, я нередко встречала детей, для ко­торых «вхождение в группу» было трудноразрешимой задачей.


ДЕТИ-ИЗГОИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?


Часть 1

Психологические

Аспекты проблемы

Отверженности


Собственные наблюдения, биографии разных людей и при­меры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пас­сивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше — их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. По­пробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

Глава 1 Действующие лица

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руковод­ством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой. «Любимой иг-


ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------

рой Эндрю Саски (тогда обязательный в каждом классе хулиган и драчун) было снять с Колина штаны и спрятать их. Тогда как некоторые из нас сочувствовали Колину, большинство, я подо­зреваю, были рады, что он существует: с ним Эндрю Саски по­стоянно был занят и не трогал остальных» — вот как объясняет эту типичную для многих школьных коллективов ситуацию в своем романе «Скоро тридцать» английский писатель Майкл Гейл.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне из­менить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследовате­лей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Например, пятиклассница Света, стремящаяся стать королевой класса, подговаривала одноклассников объявить бойкот своей сопернице Наташе. Света своими насмешками и проделками мог­ла испортить жизнь любому, поэтому с ней никто не хотел свя­зываться, хотя тихая Наташа многим нравилась. В бойкоте согла­сились участвовать все, кроме Аркаши. Он сказал, что Наташа его друг, поэтому он будет продолжать с ней дружить. Поступок Аркаши, который до этого ничем особым не выделялся, учился сред­не, мог начать плакать из-за двойки или испачканных брюк, опа­саясь наказания, произвел на одноклассников такое впечатление, что Свете пришлось оставить Наташу в покое.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изго­ем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынуж­ден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно при­нимать участие в травле соседа по парте.

Рассмотрим психологические особенности основных действу­ющих лиц.


ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Зачинщики

Вот два доброжелательных в общении со всеми остальными (и особенно со взрослыми) третьеклассника рассматривают аль­бом своего товарища и громко смеются, комментируют каждую страницу, стараясь привлечь внимание остальных. Одноклассник в это время мирно сидит за своей партой и читает книгу. К этим ребятам он до этого не подходил, никак с ними не взаимодей­ствовал. Что побуждает ребят вести себя таким образом? Они за что-то мстят или пытаются так завоевать внимание остальных? Эти ребята претендуют на лидерские позиции в классе, а вы­смеиваемый ими мальчик непопулярен среди одноклассников (о нем негативно отзывались в беседе со мной и некоторые ро­дители), кроме того, он не станет бросаться на обидчиков с ку­лаками...

Обычно один-два человека в классе становятся инициатора­ми травли или активного неприятия одноклассника. Им по ка­ким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонст­ративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициа­торами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают за­щищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, «обиженные жизнью». Согласно Аль­фреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компен-



ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


 


сации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п.»*. Однако я наблюдала, как зачинщиками становились и вполне благополуч­ные ребята. Они были настолько уверены в своем превосход­стве, что считали себя вправе насмехаться над другими и пре­следовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция детей во многом объяснялась позицией их родителей, которые полагали, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. В личной беседе со мной эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы пролива­ет). Они активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жер­твы, которая сама виновата (действительно, пострадавшие час­то провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но не до такой же степени).

Итак, инициаторами травли могут стать:

—активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;

—агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ветную жертву;

—дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

—дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);

—эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

—максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

* Адлер А. Наука жить. Киев: «Port-royal», 1997. С. 154.


Зачинщиков, по моим наблюдениям, отличает следующее:

• Высокая самооценка и высокий уровень притязания.

Аркаша не раз демонстрировал пренебрежение к одноклассникам. Как-то на уроке на весь класс смеялся над тем, как соседка по парте написала упражнение в тетради. Любимая поза — развалив­шись за партой, нога на ногу. При этом он всем своим видом демонстрирует уверенность в себе (во всех тестах подчеркивает, что он хороший, заботится о близких: «Я волнуюсь и забочусь о других»).

• Стремление объединить вокруг себя одноклассников, что­
бы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Третьеклассники снимали мишуру и бантики, украшавшие класс во время празднования Нового года. Дима, прицепив бантики к портфелю Мити, встает рядом и громко смеется, показывая на портфель. Никто из ребят, да и сам Митя, сначала внимания на происходящее не обращают. Тогда Дима начинает ловить прохо­дящих мимо ребят, показывать, что сделал, призывая посмеяться вместе. Некоторые одноклассники охотно начинают хихикать, кто-то цепляет еще бантики на портфель. Митя все так же рав­нодушен к происходящему — он с увлечением листает книгу. Похоже, что Диме не столько важно разозлить, обидеть Митю, сколько привлечь внимание одноклассников, повеселить их (пусть за счет унижения Мити).

• Стремление добиться справедливости.

Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебни­ками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обид­ные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно — случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похо­жий тип поборника справедливости описан в повести В.К.Железникова «Чучело» — не знающая пощады и снисхождения Желез­ная Кнопка.



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------

Преследователи

Федя, приветливый и неагрессивный мальчик, очень хочет дру­жить со своим соседом по парте — Колей. Если кто-то из одно­классников не очень аккуратно пишет на доске или споткнулся, пролил воду, ошибся при чтении, то Коля обязательно язвитель­но прокомментирует происшедшее, а Федя охотно поддержит приятеля громким смехом.

Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся не­сколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверст­ника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называе­мому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить рас­положение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пой­ти против большинства.


-------------------------------------------------- ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА -----------------

И наконец, небольшой процент преследователей таким обра­зом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко нака­зывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают осо­бых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевает­ся над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется».

Можно выделить следующие психологические характеристи­ки детей, становящихся преследователями:

• Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружаю­щих, безынициативны.

• Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, не­ким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

• Не склонны признавать свою ответственность за происхо­дящее (чаще всего считают виноватыми других).

• Часто подвержены жесткому контролю со стороны стар­ших (их родители очень требовательны, склонны приме­нять физические наказания).

• Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).

• Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

• Трусливы и озлоблены.


 


Жертвы

Герой «Бесконечной книги» немецкого писателя Михаэля Энде десятилетний мальчик прячется от преследующих его однокласс­ников в книжной лавке. На вопрос хозяина лавки, почему одно­классники травят его, отвечает: «Я иногда разговариваю сам с собой... Я придумываю всякие истории, имена и слова, которых нет, и все такое».

Действительно, в жертве всегда есть что-то такое, что спо­собно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:

—с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, ко­соглазие и т.д.);

—страдающий энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала);

—тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

—неопрятно одетый;

—часто пропускающий занятия;

—неуспешный в учебе,

—слишком опекаемый родителями;

—не умеющий общаться.

В своей практике мне пришлось наблюдать немало отверга­емых детей. По результатам психологического тестирования я мо­гу выделить следующие психологические особенности жертвы.

• Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой само­оценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной са­мооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевид­но менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т.д.). При этом


---------------------------------------------------- ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА -------------------

предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).

Претендуя на большую успешность (желая быть самыми лучшими по всем параметрам), такие дети в ходе выполнения теста на определение уровня притязания (решение задач различ­ной сложности с помощью матриц Равена) часто выбирают трудные задачи, а после неудачи выбирают еще более сложные задания.

Исследования американских психологов показали, что детей с адекватной самооценкой сверстники обычно принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком вы­сокая или сниженная.

• По результатам тестов, выявляющих отношение ребенка к школе (незаконченные предложения по Д.В. Лубовскому и «Ди­агностика школьной тревожности» A.M. Прихожан), дети-жер­твы часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники.

• В проективных тестах, где надо выбрать героя и рассказать, что с ним происходит, какое у него настроение («Диагностика школьной тревожности» A.M. Прихожан, КАТ-Н, Тест тревож­ности), отвергаемые дети часто описывают происходящее как ссоры со сверстниками, обиды, непринятие героя в игру. Часто их героем становится отдельно стоящий ребенок, которому «гру­стно, обидно», «у него нет пары на физкультуре» и т.д.

Даже ситуации взаимодействия сверстников, оцениваемые большинством детей как положительные («играют вместе, сме­ются), дети-жертвы описывают как отрицательные («ругаются, ссорятся»).

• По данным исследований Крика и Лэдда, проведенных в
1993 году*, отвергаемые дети сообщают о более сильном чувстве

* Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 542.


Глава 2 Истоки неприязни

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы (клас­са) — это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит».

Можно условно выделить несколько видов отвержения,все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.

Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя ка­кую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).

Пассивное неприятие, возникающее только в определен­ных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).

Игнорирование (просто не обращают внимания, не обща­ются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы.



ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ


 


Согласно многим психологическим исследованиям, в пер­вую очередь детей привлекает или отталкивает внешность свер­стника. На популярность среди сверстников могут также вли­ять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом непринимаемые дети не всегда необщительны и недружелюб­ны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Пло­хое к ним отношение постепенно становится причиной соот­ветствующего поведения отвергаемых детей: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необду­манно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» — тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или де­тей, идущих против класса, например, отказывающихся сбе­жать с урока.

Популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер в своей книге «Практическая психология для подростков»* пи­шет, что часто мы сами бываем виноваты в том, что окружаю­щие навешивают на нас «ярлыки и ценники». До десяти лет он был весьма популярен в классе, но когда родители переехали в другой квартал, Ди пошел в новую школу, где ввязался в дра­ку с самым сильным парнем. На глазах у всей школы он был повержен. «Смертный приговор был вынесен единогласно. Я стал изгоем. И все потому, что поначалу не разобрался в рас­становке сил на площадке».


ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ

чаявшись привлечь к себе внимание, выбрал тактику классного шута. На уроках он выкрикивал разные шутки, ребята смеялись, это его подбадривало, и, невзирая на замечания учителей, Сема и дальше старался всех рассмешить. Постепенно любое его слово стало вызывать смех в классе. Однажды он нацепил себе на сви­тер плакатик «Я — идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. Однако его все так же избегали, не принимали в игры. Он стал чем-то вроде козла отпущения: его обвиняли во всех неудачах класса, сваливали на него все проделки. Новому учителю ребята говорили: «Это же Сема, он всегда так делает».

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его переста­ют воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Са­мое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сло­жившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не оби­жает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с однокласс­никами, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса. Ему быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе вни­мание окружающих, Филипп начал стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены посто­янно делать ему замечания, так как он мешал окружающим. Од­ноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Фи­липпа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никаких дел.



ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


 


Непопулярные

Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застен­чив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэто­му его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это быва­ет, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второ­классник говорил: «Они со мной даже не здороваются!»

Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как преследователем,так и жертвой.Несколько раз за свою практику я совместно с классными руководителями проводила среди учащихся 3-5 классов анонимный опрос на тему, кого они считают идеальным одноклассником, какой сверстник им не­приятен и почему (описание вопросов и наиболее частые вари­анты ответов про неприятных одноклассников см. в Приложе­нии 1). Естественно, меня больше всего интересовало, какие качества вызывают неприязнь сверстников. Чаще всего называ­лись агрессивность («дерется, обзывается») и плохое поведение («мешает», «шалит»). Однако в опросе принимали участие и популярные, и непопулярные учащиеся, и вполне возможно, что перечисленными качествами могут обладать не только от­вергаемые дети, но и их преследователи (во всяком случае, по мнению жертв). Следовательно, дети, обладающие какими-либо из перечисленных качеств, не обязательно становятся объекта­ми травли или выраженной неприязни со стороны сверстников. Даже наоборот, они могут пользоваться определенным влияни­ем на других детей.

Согласно моим наблюдениям, некоторые типы детей встре­чаются как среди преследователей, так и среди жертв. Это аг­рессивные дети и ябеды, или жалобщики. С одной стороны, все эти качества могут стать причиной неприязни сверстников, с


другой — именно эти качества иногда позволяют ребенку полу­чить власть над остальными и удерживать ее.

Агрессоры

Чаще агрессивный ребенок становится инициатором группо­вой травли или издевается над жертвой в одиночку при попус­тительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребе­нок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на пси­хологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.

Агрессор-нападающий. Ребенок почти всегда испытывает труд­ности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокор­ностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать «утешение» в причи­нении боли другим — они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым об­ретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто ста­новятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намечен­ной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи-подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества.

Серьезное отставание в учебе также может быть как следстви­ем, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи от­мечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают,



ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ


 


имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школь­ном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарова­ния и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников.

Отвергаемый агрессор. Ребенок не умеет отстаивать интере­сы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывает­ся от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.

Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверен­ность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребе­нок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он сво­ими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.

С агрессией детей необходимо бороться, направляя их энер­гию в мирное русло. Замечательный чешский психолог Зденек* сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей для разрядки накопившейся энер­гии — пусть играют как хотят, отдыхают в движении. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать усло­вия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а

* Матейнек 3. Родители и дети: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. С. 254.


также заняться интересующим их делом. Например, можно пред­ложить им занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать разные игры или длительные прогулки.

Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности всего первого класса. Воспитанные и ми­ролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. Из-за того, что дети очень много времени проводили в довольно не­больших помещениях, им негде было побегать, сбросить нако­пившуюся энергию — и они стали вымещать ее излишки друг на друге. Тогда в классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них игры-соревнова­ния, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе посте­пенно сошла на нет — ребятам стало некогда да и незачем выяс­нять отношения.

Ябеды

Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, ре­шивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспита­теля пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы — досада или негодование. Сверстники счита­ют ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связы­ваться, — угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно поль­зуется.

Ябеда-жертва. Чаще всего ябеда — это отвергаемый сверст­никами ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей «любви» жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли свер­стники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:


- 23


ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ------------------------ _----------------------------------------------------- ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ


• Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непо­нятной, опасной — он идет к взрослому за помощью, с ним де­лится информацией о происходящем. Если его или кого-то еще обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело, — ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка — последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. Обычно с возрастом таких си­туаций становится все меньше, жалобы сходят на нет. Однако во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка. Иногда возможность пожаловаться становится для отвергаемо­го ребенка единственной защитой от происходящего.

• Месть. Если ребенка обижают сверстники, не берут в игру, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее час­то жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Жалобы прекраща­ются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

Ябеда-нападающий. Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стре­мящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстни­ками), к которому родители предъявляют очень жесткие тре­бования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябед­ничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться: «Вот я учителю расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы...» Угрожая разобла­чением другим детям, ребенок заставляет их принять свои усло­вия. Этому очень удобному и распространенному способу мани­пуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе, — не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!» К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.

 

24
Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка побуждает ябедничать ревность (к братьям и сестрам, к выделя­емым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу по­жаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздей­ствия на провинившихся сверстников.

Нередко ябедничество для ребенка становится способом са­моутверждения. Ребенок владеет некоторой информацией о дру­гих детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремит­ся привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфор­тно в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.

Зная особенности поведения детей, можно реагировать по-разному на их жалобы.Например, Маша жалуется на Васю, ко­торый ее ударил, а учитель знает, что Маша кого угодно может вывести из себя. Тогда Маше следует сказать: «Очень жаль, что так вышло. Старайся впредь держаться от Васи подальше». А с Васей поговорить наедине о необходимости сдерживать свой гнев, неприемлемости рукоприкладства и способах мирного раз­решения конфликтов. Если же ребенок пострадал от драчуна и забияки, можно среагировать на жалобу следующим образом: «Ну что же, придется мне очень серьезно поговорить с твоим обидчиком».

Следует провести занятие, посвященное жалобам, на котором дать учащимся понять, что они должны не жаловаться друг на друга, а делиться проблемой. Объяснить, что жалующийся не

 

 


ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.14 (0.022 с.)