Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник «Идеальный одноклассник»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы. Вопросы: 1. Я думаю, что идеальный одноклассник — это... 2. Я думаю, что идеальная одноклассница — это... 3. Этот одноклассник вам неприятен, потому что он... 4. Эта одноклассница вам неприятна, потому что она... Примеры наиболее часто встречающихся ответов на вопрос о том, чем неприятен этот одноклассник или одноклассница. Неприятен одноклассник (ца), если он (она): —злой, агрессивный, драчун; —жадный; —безобразничает, балуется, шалит, плохо себя ведет на уроках; —ругается, обзывается, дразнится; —ябеда; —часто плачет, обидчивый; —хочет всегда командовать, наглый, воображала, считает себя самой-самой, считает, что он крутой; —нервный, несдержанный, никогда не сидит спокойно; —слабый; —грязный; —некрасивый; —толстый; —все время всхлипывает, шмыгает носом; —чавкает, когда ест; ПРИЛОЖЕНИЯ —ходит с грязными, растрепанными волосами; —все время у меня списывает; —не понимает шуток; —ни с кем не дружит; —что-то бормочет; —ленивый; —мстительный; —кривляка; —играет без правил; —плутоватый; —строит из себя шута; —вредный, противный; —все время витает в облаках; —хвастливый; —ненормально все понимает; —надоедливый, назойливый —злорадный. Комментарии Как показывает анализ работ, сверстников, как в мальчиках, так и в девочках, в первую очередь отталкивают: агрессия по отношению к окружающим (дерется, обзывает), нарушение дисциплины (мешает на уроке, кривляется), неопрятный внешний вид, то есть любое несоответствие ребенка стандартам группы. -------------------------- ПРИЛОЖЕНИЯ --------------------- Приложение 2 Опросник «Обстановка в классе» Учащихся 3-5 классов просят анонимно ответить на следующие вопросы: 1. Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему? 2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему? 3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом? 4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса? 5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
Примеры ответов Считаете ли вы свой класс дружным? Почему? Нравится ли вам атмосфера (обстановка) в вашем классе? Из-за кого (чего) она такая?
Да Все наши одноклассники веселые и смешные. Все себя хорошо ведут, если бы один мальчик «не задирал» другого, то было бы все хорошо. Здесь хорошие друзья. Меня почти никто не обижает. Нет Из-за некоторых буйных ребят и немножко из-за меня наш класс очень шумный, буйный и бойкий. Некоторые мальчишки орут в классе, бьют, мучают и издеваются над другими, все носятся, утром даже не хочется входить) в класс. Из-за тех, кто постоянно грубит, язвит, ставит себя выше всех, атмосфера в классе очень напряженная и озлобленная. Из-за одной девочки. Из-за некоторых мальчиков все постоянно дерутся. Из-за одного мальчика кругом одни враги, а друзей всего двое-трое. Дружат не на равных, один правит другим.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?
Как вы думаете, что можно изменить в ваших отношениях? —Надо, чтобы все следили за собой, а не ябедничали. —Надо больше уступать, помогать друг другу и делать хорошие, приятные дела. —Помочь одному мальчику стать менее замкнутым. —Чтобы никто не сидел в одиночестве. —Чтобы ребята согласовывали все друг с другом. —Чтобы никто не скромничал, все общались. —Пошутить над некоторыми, чтобы перестали зазнаваться. —Все должны быть на одном уровне. —Наладить дружбу между некоторыми. — Чтобы два мальчика не дрались и не кричали на девочек —Я бы перевоспитала некоторых девочек. —Чтобы одна девочка ко мне относилась лучше. —Чтобы я сидела с одной девочкой и чтобы на перемене ребята не сильно кричали. —Научить обращать внимание не только на себя. —Убрать некоторых людей из класса. —Нужно организовать совместные работы, например, выпускать стенгазету, но мы опять можем поссориться из-за названия. —Распустить всех на все четыре стороны. —Утихомирить одного мальчика. —Всем помочь посмотреть на себя со стороны и подумать. —Поменять свои интересы и хобби. —Отобрать дружных ребят на «патруль безопасности». —Я не знаю. —Меня это не волнует. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
Комментарии Из ответов видно, что большинство детей осознают, что отношения в их классе далеки от дружеских и что проблему надо решать. Они предлагают пути ее решения, но без участия взрослых — классного руководителя — они ничего не сделают. Следовательно, основная роль все-таки принадлежит учителю, а родители и психолог могут и должны помогать, поддерживать. Однако как показывает опыт и результаты опроса, дети, даже страдающие от притеснений, не стремятся к смене обстановки. Примеры. —Наш класс такой недружелюбный, потому что все друг на друга доносят, презирают, идут распри, все считают друг друга идиотами. —Мне не то чтобы нравится атмосфера в нашем классе, но так как я живу частично личной жизнью, я не концентрирую внимание на нашем классе. —Друзья есть, но мы с ними и с ней не очень редко ссоримся. —Чтобы поменять обстановку, надо много людей выгнать, осталось бы очень мало, поэтому лучше так не делать. —Я бы не хотела учиться в другом классе — уже привыкла к нашим идиотским козлам, в другом классе было бы не так приятно. Приложение 3 Социометрия* Ребятам задают три вопроса: 1. К кому из одноклассников вы бы обратились за помощью по учебе? 2. Кому доверили бы свой секрет? 3. Кого взяли бы в свою команду для участия в КВНе, викторине и т.д. (но не спортивном соревновании — это особо оговаривается)? Я прошу назвать не более трех одноклассников. Правда, часто ребята выпрашивают у меня разрешение указать большее или меньшее количество одноклассников. Но в третьем вопросе должно быть названо не больше и не меньше трех одноклассников (в крайнем случае разрешается в скобках написать четвертого — запасного игрока). Данное исследование проводится как минимум два раза в год, начиная с первого класса, позволяет проследить динамику возникновения симпатий-антипатий в классе, дает некоторые представления о взаимоотношениях между учащимися, помогает выделить неформальных лидеров и отследить взаимные предпочтения. Также указывает на возможных аутсайдеров — ребят — которых не выбирают ни по одному из параметров (учеба, секрет, команда). Каждый параметр может иметь своих лидеров. Наиболее показательна ситуация, когда ребенок выбирает одних и тех же одноклассников по всем трем параметрам. Самый благоприятный вариант: взаимные выборы по одинаковым параметрам. * Предложенный вариант опробован на учащихся 1-5 классов. Для более старшего возраста, возможно, нужно изменить вопросы, так как учеба, например, перестает быть столь значимым фактором в жизни ребенка, как в начальной школе. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
Анализировать можно различные ситуации: в команду возьмет одних, а секрет доверит другим; за помощью обратится к одним, а общаться и играть будет с другими; он выбрал кого-то, а эти дети его— нет, и т.д. Интересно, что в классе обязательно найдется хотя бы один ребенок, который пишет, что не доверит свои тайны никому из одноклассников. Обычно это говорит как о личностных качествах человека (скрытный, самодостаточный и т.д.), так и его «духовном» одиночестве в классе (возможно, есть близкие друзья «на стороне»). По моей просьбе некоторые поясняют такой ответ. Примеры ответов пятиклассников Б.С: Потому что это очень большой секрет. К.Т.: Они не лучшие мои друзья. Мне есть кому доверять вне класса. Ш.Л.: У моих друзей не закрывается ротик, если и доверю, то не классным друзьям. Х.Н.: Никому — это секрет. Б.М.: Очень маловероятно, что я вообще кому-то что-то скажу, а если и скажу, то тем же трем людям. П.Б.: Только Лене — она мой лучший друг, и больше никому. С.Л.: Раз поделился и крепко поплатился. Иногда ребята пишут фамилию одного одноклассника, но ставят рядом с ней знак вопроса и, сдавая работу, поясняют, что они не уверены, стоит ли доверять ему тайну или нет. В среднем на вопрос о том, кому они доверили бы свой секрет, учащиеся указывают 1—2 одноклассников. Но бывает, что ребята называют больше трех одноклассников — до 6. Это также является довольно характерной особенностью именно этих личностей. В одном третьем классе мы с классной руководительницей попросили ребят дополнительно ответить на три вопроса: 1. Есть ли в вашем классе люди, которым нужна поддержка и помощь? Кто это? 2. Кому из них вы готовы оказать поддержку и помощь? 3. Как вы думаете, если вам понадобится поддержка и помощь, кто из однокласснков вам их окажет? По результатам получилось, что большинство ребят считают, что в поддержке и помощи нуждается пассивно отвергаемый мальчик, но готовы ему помочь только два человека. И никто не ждет помощи от него. Содержание Введение.................................................................................................................... 3 Часть 1. Психологические аспекты проблемы отверженности.................... 5 Глава 1. Действующие лица............................................................................. 5 Зачинщики...................................................................................... 7 Преследователи........................................................................... 10 Жертвы............................................................................................ 12 Глава 2. Истоки неприязни.................................................................... 15 Кого не любят: портретная галерея......................................... 17 Глава 3. Моральное насилие......................................................................... 28 Клички и дразнилки.................................................................... 29 О внешности и прозвищах........................................................ 32 Учимся противостоять............................................................... 34 Глава 4. Серьезные последствия.......................................................... 38 Ложь и хвастовство..................................................................... 39 Воровство..................................................................................... 41 Часть 2. Преодоление........................................................................................... 43 Глава 1. Роль учителей.................................................................................. 43 Важные мелочи............................................................................ 44 Как помочь.................................................................................... 48 Глава 2. Помощь родителей.......................................................................... 52 Что делать, если ребенка отвергают........................................ 56 Несколько слов об уверенности в себе................................. 59 Друзья детей................................................................................. 62 -------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЯ ---------- Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения......... 65 Общие особенности отвергаемых детей................................ 65 Индивидуальные занятия.......................................................... 67 Групповые занятия с отвергаемыми детьми.......................... 69 Работа с классом (группой)...................................................... 82 Профилактика.............................................................................. 94 Заключение.............................................................................................................. 97 Приложения Приложение 1............................................................................................... 99 Приложение 2......................................................................................... 101 Приложение 3......................................................................................... 107
Серия "Психолог в школе" Кравцова Марина Михайловна Дети-изгои Психологическая работа с проблемой Директор издательства Е. Мухаматулина Главный редактор О. Сафуанова Корректор Т. Барышникова Макет О. Кокорева Дизайн обложки Ю. Конашенков Издательство «Генезис» 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 21 Тел./факс 282-51-35 e-mail: pub@genesis.ru www.genesis.ru Подписано к печати 18.10.2004. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,51. Тираж 5000 экз. Заказ № 5640. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА». 610033, г. Киров, ул. Московская, 122.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.01 с.) |