Упражнения на совместную деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на совместную деятельность



Упражнения этого типа позволяют почувствовать каждому ребенку, что он зависит от действий другого, что необходимо подстраиваться, искать компромисс.

«Зеркало». Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются роля­ми, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, ког­да каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы.

После завершения упражнения все садятся на ковер, прово­дится обсуждение игры. Дети отвечают на вопросы:

- С кем было лучше работать? Почему?

- С кем не очень понравилось? Почему?

«Паровоз». Дети выстраиваются в шеренгу и превращаются в «вагончики». Все закрывают глаза, кроме «паровоза», который возит «вагончики» по всей комнате, а потом приезжает вкакой-нибудь угол. Задача детей, не открывая глаз, угадать, где ока­зался поезд. Задача «паровоза» не уронить «вагоны», не стукнуть их об окружающие предметы. Затем проводится обсуждение, дети решают, кто был лучшим паровозом.

«Велосипед». Дети работают в парах. Лежа на спине, соеди­няют стопы и крутят педали по сигналу то быстро, то медлен­но. Задача — не разорвать контакт. Каждый ребенок должен поработать с каждым. После завершения упражнения следует об­судить ход работы.


«Машина». Дети встают впары спинами друг к другу, сцеп­ляются локтями и начинают приседать на счет. Задача — не рас­цепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче работать, а с кем — труднее.

«Слепой и поводырь». Работа в парах. Ребенок должен прове­сти партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препят­ствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меня­ются ролями и партнерами, после окончания работы обсуждают, у кого получилось руководить лучше, а у кого — хуже.

«Путаница». Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают вкруг, берутся за руки и запутывают­ся, не разнимая рук. Задача ведущего — распутать получивший­ся «клубок», а игроков — запутаться так, чтобы не покалечить друг друга.

«Скульптура». Выполняется в парах. Каждый должен слепить из другого какую-либо фигуру, а затем занять его место — почув­ствовать то же, что чувствует партнер. Затем дети образуют но­вую пару. Следует дать возможность каждому поработать со все­ми членами группы. Затем проводится обсуждение упражнения.

«Памятник». Задание — всем вместе изобразить машину, ло­шадь, телевизор и т.д.

Упражнения на произвольность

Такие упражнения способствуют формированию произволь­ной регуляции деятельности, снижают импульсивность.

«Кидай—говори». Игра с мячом. Все встают в круг и перебра­сывают мяч друг другу, задавая вопросы или отвечая на них. Можно давать детям определенное задание, например: «Говори наоборот» (дети должны называть слова-антонимы). Важно про-



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

следить, чтобы мяч побывал у каждого ребенка. Психолог уча­ствует в игре, помогает организовать процесс.

«Запретное число». Участники считают по порядку, не назы­вая определенные числа (например, заканчивающиеся на циф­ру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять ка­кое-нибудь движение.

«Запретное движение». Участники повторяют за ведущим все движения, кроме запрещенного. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Заморозить—разморозить». Один участник (или несколько) замирает с открытыми глазами, другие пытаются вывести его из оцепенения, заставить улыбнутся. Нельзя прикасаться к «замо­роженному». Потом меняются ролями. По результатам игры вы­бирают самого стойкого участника.

«Замри—отомри». Это упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение. Все бегают, как хотят, а по сигналу веду­щего должны замереть. После следующего сигнала дети снова бегут. Тот, кто не успел замереть или пошевелился до сигнала, разрешающего движение, выбывает из игры.

«Сядьте—встаньте». Участники превращаются в роботов, которые понимают и выполняют лишь две команды: «Сядьте!» и «Встаньте!». Ведущий командует, постепенно увеличивая темп, а потом вдруг произносит новую команду, например, «Попры­гайте!». Тех, кто несмог удержаться от выполнения этой коман­ды, «отправляют в ремонт».

«Холодно—горячо». Ведущий прячет вещь, а участники ищут ее по указаниям ведущего. Можно играть в парах-тройках, каждая из которых ищет свой предмет и слушается своего ве­дущего.


----- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ

Упражнения на знакомство

Эти упражнения помогают детям лучше узнать друг друга, об­ратить внимание на особенности каждого участника.

«Снежный ком с жестами». Психолог принимает участие в этом упражнении. Все встают в круг, каждый участник приду­мывает себе жест. Затем все по очереди называют имя и пока­зывают жест, остальные повторяют жест — тренируются. После этого первый участник представляется, второй называет имя пре­дыдущего и повторяет его жест, затем называет свое имя и по­казывает свой жест. Следующий участник должен назвать уже двоих предыдущих и изобразить их жесты, а затем представить­ся сам. И так пока все дети не выполнят задание. С этого уп­ражнения лучше начинать занятие, а в конце можно предложить участникам вспомнить, у кого какой жест. Вопрос следует за­давать лично кому-то из ребят («Коля, какой жест показывал Вася?»). Сам Вася при этом не подсказывает, но если Коля за­трудняется с ответом, ему могут помочь другие участники. Вы­является самый наблюдательный ученик.

«Качество на букву». Каждый называет какое-нибудь каче­ство, присущее ему и начинающееся на первую букву его име­ни, например, «Слава — смелый». Упражнение можно проводить по принципу «снежного кома». В конце занятия дети должны вспомнить, кто какое качество называл.

«Любимое животное». Каждый из участников показывает лю­бимое животное и отвечает на вопросы: «Почему тебе нравится именно это животное? Чем оно похоже на тебя?» В конце заня­тия дети вспоминают, кто кого показывал.

Также можно предложить участникам по очереди высказаться на темы: «Мое самое большое впечатление на каникулах», «Что я больше всего ценю в людях» и т.п. Основной принцип этого блока — вернуться к сказанному участниками по ходу занятия


- 73


ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.009 с.)