Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кого не любят: портретная галерея

Поиск

Ниже описаны типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

«Любимчик»

Еще Януш Корчак* писал, что дети не любят тех сверстни­ков, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и ос­корбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.

Максим, очень способный мальчик, произвел хорошее впечатле­ние на принимавших его в школу педагогов. Но с первого класса начались проблемы с учебой и взаимоотношениями с однокласс­никами. Максим не работал на уроке, мог весь урок рисовать или читать, мама воевала за каждую строчку в домашнем задании. В классе учителя все время должны были стоять над его партой, — лишь тогда мальчик успевал сделать почти все задание. В силу ряда причин (в первую очередь семейных проблем) администра­ция школы мирилась с таким положением дел. Учителя жалели Максима и на многое смотрели «сквозь пальцы». Однако с его особым положением не желали смириться одноклассники. Они не понимали, почему ему разрешают то, чего нельзя им, почему классная руководительница все время защищает его. Они стали дразнить мальчика, не принимали его в свои игры, смеялись над ним, когда он отвечал у доски. «Масла в огонь» подливали и не­которые родители, считавшие своих детей исключительными и возмущавшиеся, что не они, а этот мальчик ходит в любимчиках. Они обсуждали это между собой при детях, ссылались на нацио­нальность ребенка. Постепенно персоной «нон грата» стала и мама Максима, многие даже перестали с ней здороваться.


 


* Снайдер Ди Практическая психология для подростков, или Как i место в жизни. М: АСТ-ПРЕСС, 2000. С. 38-39.


* Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. С. 65.



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ----------------------

«Прилипала»

Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступ­ления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками. В классе он старался привлечь к себе внимание ребенка, хватая его вещи или обнимая объект симпа­тии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Естественно, ребята стали его избегать, часто случались потасовки: более ак­тивные и независимые пытались отнять у Мити свои вещи, бро­сались защищать тех, с кем он неумело пытался подружиться. Митя стал очень одинок в классе: с ним никто не хотел сидеть за одной партой, его избегали, не брали в команду, отталкивали, над ним смеялись. Я часто видела Митю с мягкой игрушкой в руках. Приходя в мой кабинет, он сразу же бросался обнимать какого-нибудь мягкого зверя, придумывал ему имя и старался не выпус­кать его из рук все занятие. Здороваясь, Митя всегда стремился попасть в поле зрения собеседника, заглядывал в глаза, касался руки, ему было не важно, заняты вы или нет, — ответ требовался немедленно.

Американский психолог Вайолет Оклендер* считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащи­щенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться, таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут» или «козел отпущения»

Сема — легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе мальчик. Часто дрался с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремился включиться в их игры. От-

* Оклендер В. Окна в Мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. С 269.


ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ

чаявшись привлечь к себе внимание, выбрал тактику классного шута. На уроках он выкрикивал разные шутки, ребята смеялись, это его подбадривало, и, невзирая на замечания учителей, Сема и дальше старался всех рассмешить. Постепенно любое его слово стало вызывать смех в классе. Однажды он нацепил себе на сви­тер плакатик «Я — идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. Однако его все так же избегали, не принимали в игры. Он стал чем-то вроде козла отпущения: его обвиняли во всех неудачах класса, сваливали на него все проделки. Новому учителю ребята говорили: «Это же Сема, он всегда так делает».

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его переста­ют воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Са­мое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сло­жившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не оби­жает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с однокласс­никами, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса. Ему быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе вни­мание окружающих, Филипп начал стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены посто­янно делать ему замечания, так как он мешал окружающим. Од­ноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Фи­липпа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никаких дел.





Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.008 с.)