ТОП 10:

Вопрос 1. Основания возникновения и прекращения прав на недвижимость. Приобретательная давность. Бесхозяйное имущество. Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей.



Основания возникновения и прекращения права собственности как основного вещного права определены в ГК ст.218 В качестве таких оснований могут выступать как действия (например, сделки), так и события (смерть наследодателя). В самом общем виде все основания приобретения можно классифицировать по двум группам на первоначальные и производные.

В группе первоначальных способов находятся такие основания, в соответствии с которыми право собственности у данного субъекта возникает независимо от прав предшествующего собственника, в том числе когда первоначального собственника не было вовсе. К первоначальным способам приобретения права собственности относятся изготовление новой вещи, переработка, сбор или добыча общедоступных для сбора вещей, приобретение права собственности на бесхозяйные вещи или на вещи, от которых собственник отказался, самовольная постройка, приобретательная давность и др.

К производным относятся такие способы, при которых право собственности па определенный объект основывается на праве собственности предыдущего собственника. Производные способы возникают при заключении договоров об отчуждении вещей, при правопреемстве, реорганизации или наследовании, при национализации, конфискации, реквизиции, приватизации и др.

Прекращение права собственности происходит при наступлении юридических фактов: (ст.235 ГК РФ)

1) по воле собственника – отчуждение собственником принадлежащего ему имущества, отказ от права собственности, гибель или уничтожение иму-щест-ва и т. д.;

2) вопреки воле собственника – принудительно, путем обращения на него взыскания, реквизиции и т. д.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам;

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка;

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

5) реквизиция;

6) конфискация и иные.

Приобретательная давность ст. 234 ГК РФ

1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

К 15-летнему сроку необходимо прибавлять 3-летний срок исковой давности. Таким образом, в суд за признанием права собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности можно обращаться только через 18 лет после начала владения имуществом.

Бесхозяйное имущество. Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей. (Приказ МЭР РФ от 22.11.2013 г. №701)

1.На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

3. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей;

правовая экспертиза документов;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

4. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

Заявление подается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

5. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости.

6. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

7. К заявлению прилагаются:

а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

8. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав.

9. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ.

10. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

14. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Снятие с учета объектов недвижимого имущества

25. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение;

государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет;

государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

26. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права муниципальной (государственной) собственности в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 225 ГК(3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. 4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.) объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности.

27. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 ГК). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения в ЕГРП записи о снятии его с учета.

28. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет, объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права собственности на него указанного лица.

29. Государственная регистрация права собственности на принятый на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательной давности (пункт 1 статьи 234 ГК).

30. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о снятии данного объекта с учета обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13 Закона, для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц не по инициативе собственника.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2014 N 788)

31. В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке, установленном Законом для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, от права собственности на которые собственник отказался.

 

Вопрос 2. Порядок взаимодействия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, с другими государственными органами, органами местного самоуправления (с учетом Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Внесение в ЕГРП изменений при изменении сведений о правообладателях в базовых государственных информационных ресурсах.

Приказ Минэко от 09.12.2014 N 789 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соотв. со ст.16 122 ФЗ орган, осуществляющий гос. регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения гос. регистрации прав, если такие документы находятся в распоряжении гос. органов, органов местного самоуправления либо подведомственных гос.. органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст. 17 122 ФЗ являются основаниями для гос. регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный ФЗ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления гос. и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий гос. регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Предоставление указанных документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра. Направление межведомственного запроса и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. ФЗ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.256.

Основанием для начала административной процедуры по формированию и направлению межвед. запроса о представлении документов, является получение необходимых для государственной регистрации прав документов специалистом, ответственным за выполнение указанной административной процедуры. Межведомственный запрос направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления, сотруднику, ответственному за подготовку документов, заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документов. Формирование и направление межведомственного запроса осуществляется в случае непредставления заявителем в инспекцию документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с требованиями статьи 7.2 Закона N 210-ФЗ.Межведомственный запрос формируется и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Приказ Минэко от 09.12.2014 N 789 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".(п.256-261

Согласно п.3 ст. 8 122-ФЗ органы гос. власти, имеющие сведения необходимые для гос. регистр.прав на объект недвижимости в срок не более 5 дней с даты обращения обязаны предоставлять такие сведения правообладателю и органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Орган, осуществляющий гос. регистрацию прав предоставляет сведения о содержании правоуст. документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объект недвижимости, сведения о дееспособности правообладателя руководителям, заместителям фед. органов исполнительной власти, их тер.органов, гос. внебюджетных фондов, субъектов РФ, органов местного самоуправления, органам исполнительной власти, их тер. органов, уполномоченным, если эти сведения необходимы для осуществления их полномочий.

ст. 21.1 122-ФЗ. В связи с изменением содержащихся в базовых гос. информационных ресурсах сведений о правообладателе, которое не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в ЕГРП вносятся без заявления правообладателя (правообладателей). При этом орган, осуществляющий гос. регистрацию прав, в течение 5 рабочих дней со дня внесения указанных изменений обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Уведомление о внесении изменений в ЕГРП направляется:

- в виде бумажного документа посредством почтового отправления по адресу;

- посредством отправления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления о государственной регистрации прав в форме электронного документа с использованием веб-сервисов;

- посредством отправления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра.

Уведомление о внесении изменений в ЕГРП должно быть доступно для просмотра и скачивания в том числе в виде, пригодном для восприятия человеком, в течение суток с момента первого перехода по ссылке на такое уведомление, размещенное на официальном сайте Росреестра в сети Интернет. Уведомление о внесении изменений в Единый государственный реестр в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Днем направления уведомления о внесении изменений в ЕГРПе электронного документа считается дата отправки органом, осуществляющим регистрацию прав, электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего электронного сообщения. Адмн регламент..

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.009 с.)