ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация договоров. Договор в пользу третьего лица. (Вопрос 43)



Договором признается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Договор - взаимная сделка, основание возникновения гражданских прав и обязанностей.

В зависимости от распределения прав и обязанностей: - двух - многосторонние (купля-продажа)- односторонние (односторонне обязывающие), в которых у одной из сторон есть только права, а у другой - только обязанности (договор пожизненной ренты).

В зависимости от наличия встречного предоставления - возмездные и безвозмездные. Договор презюмируетсявозмездным. Договор дарения является безвозмездным в силу прямого указания закона ст. 572 ГК РФ)

В зависимости от момента возникновения договора:- консенсуальные (вступающие в силу с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям) - реальные – это заключенные с момента, когда на основе соглашения осуществлена передача имущества.( Договор пожизненной ренты).

Основные и дополнительные ст. 328 ГК (акцессорные-дополнительный договор, например залог). Недействительность основного договора влечет недействительность дополнительного(недействительность кредитного договора лишает юридической силы договор ипотеки, направленный на обеспечение исполнения обязательства должника по возврату кредита.)

В зависимости от правового результата, на достижение которого направлен договор:

- договоры по передаче имущества в собст-ть (купля-продажа, мена, дарение, заем)

- договоры по передаче имущества во временное владение и пользование или только в пользование (аренда (имущественный наем), безвозмездное пользование (ссуда), субаренда);

- договоры по выполнению работ (подряд, в том числе строительный);

- договоры по оказанию услуг (поручение, комиссия, агентский договор, договор доверительного управления имуществом);

- учредительные договоры

Договоро в пользу третьего лица ( ст. 430 ГК)

1. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.

2. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.

3. Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора.

4. В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА создает право требования для лица, не участвовавшего в заключении договора, причем это право может сосуществовать с правом требования лица, заключившего ДОГОВОР. Однако одновременно эти требования заявляться не могут. В некоторых случаях право требования третьего лица исключает заявление требования лицом, заключившим ДОГОВОР. К числу ДОГОВОРОВ В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА относятся ДОГОВОР о перевозке груза, ДОГОВОР страхования и некоторые другие.

 

2. Особенности государственной регистрации права оперативного управления и права хозяйственного ведения, в том числе в зависимости от момента и оснований возникновения права государственной или муниципальной собственности, наличия (отсутствия) государственной регистрации права публичного образования в ЕГРП. (Вопрос 102)

Право оперативного управления. (ст. 296, 298 ГК; В соотв. с п.1 ст.296 ГК РФ)– это ограниченное вещное право, которое заключается в праве учреждения или казенного предприятия владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника.

Субъектами ПОУ признаются:

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, которые в зависимости от статуса учредителя имеют следующие типы:

- Государственные, муниципальные учреждения (бюджетные, автономные, казенные).

Автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

- Частные учреждения – созданные гражданином или юридическим лицом. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

ПОУ возникает по следующим основаниям:

закрепление имущества собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве оперативного управления. Такой способ возможен только в отношении имущества государственной или муниципальной казны, не закрепленного за иным предприятием или учреждением имущества.

ПОУ закрепляемым имуществом возникает с момента фактической передачи имущества. В отношении недвижимого имущества предусмотрено специальное правило: право возникает с момента регистрации в ЕГРП. Кроме решения о закреплении необходима фактическая передача имущества собственником по передаточному акту. Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое государственное (муниципальное) имущество является документальное подтверждение наличия государственной (муниципальной) собственности. Если право собственности возникло до 31.01.1998, то оно не подлежит обязательной регистрации перед регистрацией ПОУ, если после указанной даты, то подлежит обязательной регистрации перед передачей в ОУ.

Самостоятельное приобретение имущества унитарными предприятиями и учреждениями (за счет выделенных собственником средств или самостоятельное приобретение за счет самостоятельных доходов). Если имущество приобретается предприятием или учреждением в результате самостоятельной хозяйственной деятельности от собственного имени в соответствии со своей специальной правоспособностью, оно поступает в ОУ согласно п.2 ст.299 ГК РФ в порядке, предусмотренном для приобретения права собственности. В этом случае государственная регистрация права ОУ осуществляется на тех же основаниях, что и право собственности – договоры, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, решения суда и т.д. Данное имущество не нуждается в закреплении собственником. Также не требуется предварительная регистрация права государственной (муниципальной) собственности. Имущество, самостоятельно приобретенное этими организациями, автоматически становится государственной или муниципальной собственностью.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения владеть, пользоваться и распоряжаться эти имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 113,114,294,295,297,299 ГК)

Право хозяйственного ведения возникает по следующим основаниям (ст. 299 ГК):

1. Право хозяйственного ведения возникает у предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника 2. Самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием. (п.2 ст.299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях). Данное имущество не нуждается в закреплении собственником, автоматически становится государственной или муниципальной собственностью.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к группе ограниченных вещных прав. Это самостоятельные вещные права, направленные на хозяйственное использование государственного и муниципального имущества. Возникнуть эти права могут только у ограниченного круга юридических лиц, унитарных предприятий. Унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество, действующие в формах федерального государственного, государственного или муниципального унитарного предприятия (в зависимости от учредителя - Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Правом оперативного управления могут быть наделены также учреждения - организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Ст.299 ГК РФ предусматривает два основания возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления. Первое - закрепление собственником имущества за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования. Право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества - с момента государственной регистрации. Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления необходимо представить в регистрирующий орган:

- акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием или учреждением;

- акт приема- передачи этого имущества.

Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права государственной или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра государственной или муниципальной собственности. Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует государственной регистрации. В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации. Российская Федерация, Субъект РФ или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение или оперативное управление) только после государственной регистрации права.

Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст. 299 ГК РФявляется самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится государственной собственностью и поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующего юридического лица. Право собственности государственного или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких обстоятельствах. Данное имущество не нуждается в закреплении, «согласии собственника», иных актах его волеизъявления. Не требуется и предварительная регистрация права государственной (муниципальной) собственности. На государственную регистрацию права хозяйственного ведения или оперативного управления в таком случае необходимо представить договор о приобретении имущества, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Кроме упомянутых документов для государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления необходимо представить полный пакет учредительных документов (подлинники и копии или нотариально удостоверенное копии), документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность) или лица, действующего от имени организации без доверенности (приказ о назначении), заявление о государственной регистрации права.

п. 38 Правил ведения ЕГРП.В записи подраздела II-1 Единого государственного реестра прав указывается вид зарегистрированного вещного права - права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а именно слова: "хозяйственное ведение", "оперативное управление", соответственно.

 

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Единая учетно-регистрационная процедура: порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав; обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; принятие решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. (Вопрос 200)

( ст. 15,18,19,28,29 ФЗ-218).

Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (Ст. 18. 218-ФЗ)

1. Заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения, при выездном приеме, через МФЦ (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных ЭЦП в соответствии с законодательством РФ.

2. Заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр.

3. Заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав.

4. К заявлению прилагаются следующие необходимые для ГКУ и (или) ГРП документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;

2) документы, являющиеся основанием для осуществления ГКУ и (или) ГРП;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

5. Не допускается истребование у заявителя доп. документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 218-ФЗ.

6. Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления ГКУ и (или) ГРП документы, которые в соответствии с ФЗ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления гос. и муниципальных услуг" представляются в порядке межвед. информационного взаимодействия.

7. Представление док-та, подтверждающего внесение гос. пошлины за осуществление ГРП, вместе с заявлением о ГКУ и (или) ГРП не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

8. При представлении заявления о ГКУ и (или) ГРП посредством личного обращения физ. лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.

9. Лицо, имеющее право действовать без дов-ти от имени ЮЛ, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает учредительные документы такого ЮЛ. Заявитель вправе представить учредительные документы ЮЛ, или нотариально удостоверенные копии, или заверенные лицом, имеющим право действовать без дов-ти, и печатью ЮЛ (при наличии печати) копии этих документов по собственной инициативе.

10. В случае, если полномочия представителя органа гос. власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью, и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности не требуется.

11. В случае представления заявления о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов.

12. В случае представления заявления о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемых документов посредством почтового отправления:

1) подпись на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариально, а также удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

2) сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

3) доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена;

4) к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица, и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя ЮЛ.

13. В случае представления заявления ГКУ и (или) ГРП и прилагаемых к нему документов на бумажном носителе такие заявление и документы переводятся в форму эл. документа, при этом документы на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму эл. документа возвращаются заявителю после осуществления ГКУ и (или) ГРП вместе с иными подлежащими выдаче документами (за исключением подлежащих помещению дело заявлений, а также документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах гос. власти, органах местного самоуправления, гос. и муницип. архивах). Эл. документы, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются ЭЦП уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юр. силу, что и документы на бумажном носителе.

14. Отказ в приеме заявления о ГКУ и (или) ГРП не допускается, за искл. случая, указанного в ч. 15 наст. статьи.

15. В случае представления заявления о ГКУ и (или) ГРП посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления такого заявления, если не установлена личность лица, обратившегося за услугой, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность, или лицо, представляющее заявление, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

16. При получении заявления ГКУ и (или) ГРП должностное лицо вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

17. Заявитель уведомляется о приеме заявления, в том числе с указанием их перечня, даты и времени их представления с точностью до минуты:

1) при личном обращении и к уполномоченному лицу при выездном приеме - в виде расписки непосредственно при приеме заявления о ГКУ и (или) ГРП;

2) при личном обращении в МФЦ, а также посредством почтового отправления или в эл. форме - в течение рабочего дня, следующего за днем приема, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

18. Порядок и сроки передачи МФЦ принятых заявлений и иных документов в орган регистрации прав определяются соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи МФЦ не должны превышать 1 рабочий день.

19. Прием заявления о ГРП и прилагаемых к нему документов на бумажном носителе, представляемых посредством личного обращения нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, осуществляется в день такого обращения.

20. Орган регистрации прав в день поступления заявления о ГРП на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в ЕГРН, уведомляет правообладателя об указанном заявлении в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.016 с.)