Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регистрация и опубликование договоров

Поиск

Международный договор подлежит регистрации и опубликованию. Для этого, согласно ст. 102 Устава ООН, он направляется в Секретариат ООН, который осуществляет международную регистрацию договоров. Договоры, не зарегистрированные в ООН, не теряют юридической силы, однако государство не вправе ссылаться на них в органах системы ООН. Секретариат ООН организует публикацию зарегистрированных договоров. Не опубликованные международные договор не признаются органами международного правосудия, прежде всего Международным судом ООН, и ссылаться на них стороны в споре не вправе.

 

Вопрос 50.Вступление договора в силу. Договор и третьи государства.

 

Юридические последствия вызывает только договор, вступивший в силу. Договор, вступивший в силу - он становится юридически обязательным для участников.

В соответствии с Венскими конвенциями порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются его участниками.

Так, договоры могут вступать в силу:

 

1. с даты подписания

Если договор не требует наличия таких способов выражения согласия на обязательность международного договора, как ратификация, утверждение или одобрение, чаще всего предусматривается вступление в силу с даты подписания, поскольку согласие на обязательность может быть выражено подписанием. В подобных случаях употребляется следующая формула: "Настоящий договор вступает в силу с даты подписания". Однако в договоре может быть предусмотрена и определенная дата, например "1 января 1995 г.". В тексте договора также может быть предусмотрен определенный срок, по истечении которого договор вступает в силу, например: "Настоящий договор вступает в силу по истечении 90 дней с момента подписания". Данный срок обусловливается в каждом конкретном случае необходимостью проведения определенных подготовительных мероприятий для выполнения международного договора, на которые нужно затратить определенное время.

 

2. Ратификации

В случае, когда двусторонний договор подлежит ратификации, обычно предусматривается его вступление в силу с даты обмена ратификационными грамотами. Может быть предусмотрено и вступление в силу по истечении определенного срока с даты обмена грамотами. Для многосторонних договоров, подлежащих ратификации, утверждению, принятию, одобрению, обычно предусматривается вступление в силу с даты сдачи на хранение депозитарию ратификационной грамоты или документа об утверждении, принятии, одобрении. Может быть также предусмотрено истечение определенного срока со дня сдачи на хранение соответствующего документа. Аналогичным образом происходит вступление в силу договора, предусматривающего присоединение. Условия вступления в силу могут быть согласованы сторонами и отдельно.

 

3. обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот и т.д.

При обмене документами, образующими договор, чаще всего договор вступает в силу либо в день обмена идентичными нотами или письмами, либо с даты ответной ноты, если обмен производится в форме предложения заключить договор и ответа на это предложение.

В этом случае также может быть установлен срок, по истечении которого договор вступает в силу. Если же при обмене документами требуются утверждение или иная процедура, может быть предусмотрено и вступление договора в силу со дня обмена уведомлениями (или последнего уведомления) о завершении таких процедур.

 

 

В случае, когда наличествует несовпадение процедур, необходимых для вступления в силу определенного международного договора, в текст принято включать следующую формулу: "Настоящий договор вступает в силу с даты последнего уведомления (вариант: "с даты обмена уведомлениями") о выполнении Сторонами внутригосударственных (варианты: "предусмотренных национальным законодательством, конституционных") процедур, необходимых для его вступления в силу".

Если об этом договорились участвующие в договоре государства, договор может временно действовать и до вступления его в силу. Договор или его часть могут применяться до вступления его в силу, если это предусмотрено самим договором или об этом договорились участвующие в переговорах государства.

 

Вообще каждый международный договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. По общему правилу договоры не имеют обратной силы и обязательны для каждого участника в отношении всей его территории, если не оговорено иное, однако ряд многосторонних договоров предусматривает пространственную сферу иную, чем территория государств.

 

Каждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.), однако действие международных договоров иногда бывает тесно связано с проблемой третьих государств или третьих международных организаций, под которыми понимаются государства или организации, не являющиеся участниками договора. В принципе договор не создает обязательств или прав для третьих государств или международных организаций без их на то согласия. В то же время государства или другие субъекты международного права, заключая договор, нередко предусматривают права и обязанности для третьих сторон. Право для третьего государства возникает из положения договора, если его участники имели такое намерение и если само третье государство соглашается с этим.

 

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров "третье государство означает государство, не являющееся участником договора" (ст. 2 "h").

Договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст. 26 Конвенции). Вместе с тем в некоторых случаях возникает проблема "взаимоотношений" между международным договором и третьими государствами или иными участниками международных отношений, не участвующими в данном международном договоре, — международными организациями, народами, борющимися за независимость, государствоподобными образованиями. Это касается, во-первых, предоставления прав не участвующим в договоре субъектам и возложения на них обязанностей; во-вторых, возможного причинения ущерба их правам и интересам посредством заключения данного договора (точнее, его будущей реализацией).

Предоставление прав и возложение обязанностей на третьи государства и третьи международные организации регулируются Венскими конвенциями о праве международных договоров и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (в обеих Конвенциях ст. 34—38, их содержание лишь незначительно отличается).

Конвенции закрепляют следующие правила: 1) права и обязательства для третьего государства (или третьей организации) не создаются без его (ее) согласия, волеизъявления; 2) права и (или) обязательства возникают для третьего государства (организации), если государства — участники договора имели на это намерение (т. е. это акт волеизъявления государств-участнков); 3) согласие третьего государства (организации) принять на себя обязательство по договору должно оформляться письменно; 4) согласие третьего государства (организации) принять предоставленное право не требует письменного оформления, оно предполагается, пока не будет доказательства противного. Государство пользуется предоставленными по договору правом на условиях, в нем предусмотренных; 5) обязательство, принятое третьим государством (организацией) может быть отменено или изменено только по согласию между государствами-участниками и третьим государством (организацией). Право, принятое третьим государством (организацией), не может быть отменено или изменено государствами — участниками договора без согласия третьего государства (организации), если установлено, что таким было намерение государств-участников.

Таким образом, предоставление прав, возложение обязанностей и их принятие представляют собой своеобразные волевые решения — своего рода соглашения (явно выраженные — письменные — или молчаливые). Однако третье государство (организация) не становится участником договора. Можно считать его участником тех норм, которые закрепляют принятые им права или обязательства.

Примеры договоров, нормы которых могут распространять свое действие на третьи государства (или организации), не участвующие в них: Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., в ст. 1 которой сказано, что "навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства". Государства, воспользовавшиеся этим правом (а это доказывает принятие этого права), обязаны соблюдать режим судоходства, установленный данной Конвенцией.

По Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г. государства, не обладающие ядерным оружием, обязаны заключать с Международным агентством по атомной энергии соглашения о гарантиях с целью проверки исполнения ими Договора. Следовательно, МАГАТЭ тоже обязано заключать такие соглашения. От него зависит выполнение обязательств указанными государствами.

Что касается второго аспекта проблемы (возможного ущемления прав третьих государств), то нередко государства-участники во избежание беспокойства третьих государств (организаций) по этому поводу прямо в тексте договора подчеркивают, что он не затрагивает их отношений с третьими странами и не направлен против них. Статья 25 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. гласит: "Положения настоящего Договора ни в чем не затрагивают обязательств Сторон по отношению к третьим государствам и не направлены против какого-либо из них".

Такого рода положения обращены к третьим государствам с тем, чтобы они могли быть уверены, что заключение договора не повлияет на их отношения с его участниками, права не будут нарушены, а обязательства перед ними будут добросовестно выполняться.

 

Вопрос 51.Толкование международных договоров.

 

Толкование - уяснение подлинного намерения сторон договора и действительного смысла его положений.

 

Цель толкования - по возможности наиболее полная реализация условий международного договора

 

Несомненный приоритет в праве толкования договора принадлежит его участникам. В самом договоре может быть предусмотрена передача такого права Международному Суду ООН, международным органам и организациям, третейским судам, согласительным комиссиям.

В процессе Т.м.д органы, осуществляющие эту функцию, применяют определенные принципы толкования, выработанные многолетней международной практикой:

 

1. международные договоры необходимо толковать в строгом соответствии с основными началами международного права;

2. договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте;

3. должно соблюдаться единство толкования, независимо от характера источников права, поскольку международные договоры едины как правовые акты суверенных государств;

4. Т.м.д. не должно затрагивать прав договаривающихся государств;

5. толкование должно способствовать достижению целей и задач договора, а не приводить к отрицательному правовому эффекту;

6. при толковании следует исходить из преимущественной силы специальных статей, а не из общих положений;

7. толкование вызывающих сомнение статей или их элементов делается в пользу обремененной обязательствами стороны.

Приведенный перечень не закреплен в каком-либо международном акте и носит характер доктринального обобщения международной практики, тем не менее, следование этим принципам значительно облегчает работу осуществляющих Т.м.д. органов по установлению подлинных договорных обязательств. Помимо принципов толкования существуют определенные приемы, при помощи которых представляется возможным уяснить смысл статей договора в соответствии с намерениями его участников. Приемы

 

Т.м.д., в ходе которого непосредственно используется текст международного договора, подразделяются на:

 

1. грамматическое - словам придаются те значение и смысл, в каком они были использованы сторонами договора. Юридическим терминам придается то значение, какое они имеют в правовых системах договаривающихся стран;

2. логическое - намерение сторон и их воля выясняются путем сопоставления различных статей договора либо составных его частей (преамбула, приложение и т.д.);

3. телеологическое - анализ статей договора с точки зрения целей, которые преследовались сторонами;

4. систематическое - уяснение содержания одного договора путем сопоставления и сравнения его с другим договором;

5. распространительное пограничительное - реальный смысл юридического акта сопоставляется со словесным выражением этого смысла;

6. историческое - толкование договора основывается на исторических условиях, которые сопутствовали его заключению.

Кроме того, в целях толкования прибегают к использованию подготовительных материалов (нотная переписка, проекты статей, протоколы обсуждения статей, последующая практика и т.д.).

 

Вопрос 52.Недействительность международных договоров.

 

Действительный международный договор – договор, который в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Это положение закреплено в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. – договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивным нормам общего международного права. Только действительные международные договоры могут порождать правомерные последствия для договаривающихся сторон, и только по таким договорам стороны могут приобретать законные, а не мнимые права и обязанности, на достижение которых была направлена воля участников договора. Одним из важнейших условий действительности договора является соблюдение установленных правил при его заключении. Заключать договор должны надлежащие субъекты, а переговоры вести надлежащим образом уполномоченные представители.

 

В ст. 46–53 Венской конвенции 1969 г. указано на конкретные обстоятельства недействительности международного договора.

Международный договор объявляется недействительным, если:

 

1. он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46 Венской конвенции);

2. согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48 Венской конвенции);

3. государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49 Венской конвенции);

4. согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50 Венской конвенции);

5. представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51 Венской конвенции);

6. заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52 Венской конвенции);

7. договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53 Венской конвенции).

Различают виды недействительности международного договора:

1. относительная – признаками являются: нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, обман, подкуп представителя государства;

При относительной недействительности (т.е. недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

 

Основаниями относительной недействительности являются:

 

1. нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);

2. превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

3. ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

 

2. абсолютная – к признакам относятся: принуждение государства или его представителя; противоречие договора основным принципам или императивной норме общего международного права (jus cogens).

Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

 

Если договор признан недействительным, то либо его участники полностью освобождаются от обязательств выполнения договора в дальнейшем, либо устраняются основания, которые послужили причиной недействительности договора, либо договор при согласии участников пересматривается весь или в какой-то его части.

 

Вопрос 53. Прекращение и приостановление действия международных договоров.

 

Прекращение действия международных договоров - утрата его юридической силы. Прекращение договора возможно в следующих случаях:

 

1. При исполнении международных договоров.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего международного права.

5. Денонсация договора - правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

 

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке.

В международном праве предусмотрены для аннулирования следующие основания:

 

1. нарушение договора другими участниками;

2. невозможность исполнения договора;

3. коренное изменение обстоятельств, при которых был заключен договор;

4. появление новой императивной нормы, которой договор противоречит.

При всех условиях намерение аннулировать договор должно быть четко выражено. Протест против нарушения договора не означает отказа от него.

Основанием для прекращения договора может быть лишь серьезное нарушение его основных положений. Иные нарушения порождают правоотношения ответственности, но не аннулируют договор.

 

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

 

Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

 

1 освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;

2 не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками.

 

Вопрос 54.Поправки к международным договорам и изменение договора.?!

 

Вопрос 55.Клаузула rebus sic stantibus.

 

Оговорка о неизменности обстоятельств (clausula rebus sic stantibus) хорошо известна международной практике. Она означает, что договоры заключаются при подразумеваемом признании оговорки относительно того, что они могут быть прекращены при коренном изменении обстоятельств. Это основание было активно использовано новыми независимыми государствами для отказа от навязанных им в прошлом колониальных договоров. Их представители высоко оценили соответствующие положения проекта статей о праве договоров, подготовленных Комиссией международного права. Учитывая многочисленные случаи злоупотребления оговоркой и ее недостаточную определенность, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г. не подтверждают ее существования.

Они запрещают отказ от договора на основании коренного изменения обстоятельств, за исключением двух случаев:

1. если наличие таких обстоятельств составляет существенное основание согласия участников на обязательность для них договора;

2. если последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия договора (ст. 62).

Столь ограниченное определение изменения обстоятельств как основания, дающего право на прекращение договора, привело к тому, что обычно на изменение обстоятельств ссылаются как на основание для пересмотра, а не аннулирования договора. Клаузула ребус сик стантибус (буквально — оговорка о вещах, остающихся в том же положении). Условие договора, подразумеваемое или прямо оговорённое, согласно которому договор остается в силе до тех пор, пока остаются неизменными обстоятельства, обусловившие его заключение и действие. Служит обоснованием правомерности отказа от дальнейшего выполнения договора либо его отдельных постановлений. К. р. с. с. утвердилась как принцип буржуазного права в 19 в., в противовес ранее существовавшему принципу «неизменяемости договоров». Интересы стабильности международных обязательств требуют, чтобы применение оговорки К. р. с. с. ограничивалось теми случаями, когда для этого имеются бесспорные и исключительно важные причины. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 указывает, что коренное изменение обстоятельств может служить основанием для отказа от договора только в том случае, если это касается обстоятельств, существовавших в момент заключения договора, и изменения которых стороны не могли предвидеть, и если:

 

1. наличие этих обстоятельств составляло важную основу согласия сторон взять на себя обязательства по договору

2. происшедшие изменения существенно меняют рамки обязательств, принятых сторонами по договору.

 

 

Вопрос 56.Понятие, основные признаки и классификация международных организаций.

 

Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

 

Международные организации возникли в конце XIX - начале XX вв. В 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. - Международная организация труда и т.д. Первой международной политической организацией была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.

 

После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, в числе которых ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др., что позволяет сделать вывод о существовании самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.

 

Признаки:

1. Создание в соответствии с международным правом.

2. Учреждение на основе международного договора.

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

4. Наличие соответствующей организационной структуры.

5. Наличие прав и обязанностей организации.

6. Самостоятельные международные права и обязанности организации.

Классификация:

 

1) по характеру членства:

 

1. межправительственные;

 

Межгосударственные (межправительственные) организации — это объединения государств, учрежденные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в интересах государств-членов при уважении их суверенитета (например, ООН, ЕС, ОАЕ). Таким образом, для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств, наличие учредительного договора, постоянные органы, уважение суверенитета государств-членов. Такие организации являются субъектами международного права. В то же время межгосударственные (межправительственные) организации нельзя приравнивать к суверенным государствам.

 

Эти организации являются производными субъектами международного права. Их создание, деятельность и ликвидация зависят от воли создающих их государств. В учредительном акте закрепляются права, обязанности, цели, задачи и компетенция межгосударственной (межправительственной) организации, в деятельности органов таких организаций участвуют представители государств-участников. Как субъекты международного права, международные межгосударственные организации могут вступать друг с другом в правоотношения и заключать соглашения.

 

 

2. неправительственные;

 

Международные неправительственные организации — это любые международные организации, созданные не на базе межправительственных (межгосударственных) договоров, а на основе объединения физических и (или) юридических лиц (например, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца). Такие организации не являются субъектами международного права, но обладают рядом прав и обязанностей. Они выступают от имени широкой международной общественности и обращаются к государствам и к межгосударственным (межправительственным) организациям по различным проблемам международной жизни.

 

2) по кругу участников:

1. универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

2. региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

3. межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

 

3) по компетенции:

 

1. общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

2. специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

 

4) по характеру полномочий:

 

1. межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

2. надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

 

5) в зависимости от порядка приема в международные организации:

 

1. открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

2. закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

 

6) по структуре:

 

1. с упрощенной структурой;

2. с развитой структурой;

 

7) по способу создания:

 

1. международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;

2. международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

 

Вопрос 57. История возникновения международных организаций.

 

Международные организации — сравнительно «молодой» субъект международных отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.

 

Парадоксальность ситуации состоит в том, что «знание» о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества.

 

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Деэтосекая Снммакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость.

 

Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения находился Любек.

 

В начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения.

 

Специалисты, изучающие историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г.

 

Уже во второй половине XIX века были созданы международные союзы для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

 

Следующим важным этапом в развитии международных организаций является период после первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций.

 

Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат. Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то основные члены Лиги обязывались немедленно порвать с ним всяческие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск.

 

В уставе Лиги Наций были предусмотрены различные эффективные меры по поддержанию мира. В нём признавалось необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Совету Лиги представлялось выбрать планы ограничения вооружений для каждого государства и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств. Но по мнению специалистов. Лига Наций не смогла справиться со своей основной задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги повлекли за собой не выполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войн, а также нападение Японии на Китай, Италии- на Эфиопию, Германии - на Австрию и Чехословакию, Италии - на Испанию и т. д. И 18 апреля 1946 г. лига Наций была ликвидирована, т. к. Лига Наций не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила своё существование. Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что приводило к обмену изобретениями в области науки, в военной технике, искусства. Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях.

 

Вопрос 58. Понятие и виды международных организаций. Понятие права международных организаций.

 

Право международных организаций - отрасль современного международного права, принципы и нормы которой определяют статус международных организаций, регулируют вопросы их создания и деятельности, а также их статуса и функций.

 

Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

 

Характерные черты организации:

 

1. создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут);

2. система постоянно действующих органов;

3. автономный статус и соответствующие функции.

Виды:

 

1. по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

2. по кругу участников - универсальные и региональные;

3. по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

4. по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;

5. по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

6. по количеству членов - всемирные или групповые.

 

Международные организации могут быть постоянными и временными (конференции, конгрессы, совещания и т.д.).

 

По объекту их деятельности делятся на:

 

1. общего характера (круг их деятельности охватывает политические, экономические, социальные, культурные вопросы, например, Организация Объединенных Наций);

2. специального характера (их деят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.012 с.)