Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корнева анастасия, красногорова евгения, потемка кристина, голубева екатерина, шейкина мария, жураковский павел, павлюков дмитрий, митровка никита

Поиск

Ответы по международному праву. Возможны ошибки.

Спасибо авторскому коллективу:

Объект и цель международного договора.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора.

 

Сами государства определяют, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договоров становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств.

 

Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

 

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель.

 

Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, в преамбуле и в ст. 1 Устава ООН сформулированы цели принятия Устава и создания ООН.

 

Стороны в договоре.

 

Сторонами или субъектами международных договоров выступают только субъекты международного права.

 

Как следует из ст. 6 Венской конвенции 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации» (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). Другими словами, если правоспособность государств относительно договоров ничем не ограничена и они могут заключать договоры по любым вопросам, то правоспособность международных организаций заключать договоры определяется в первую очередь их учредительными актами.

 

Исходя из практики, в статьях 1 Венских конвенций 1969 и 1986 годов используются такие понятия, как «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация».

 

Участвующее в переговорах государство — это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора; договаривающееся — государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами. Все сказанное относительно государств применяется и к международным организациям.

 

Классификация международных договоров.

 

Договоры могут классифицироваться по различным основаниям.

По кругу участников:

1. Двусторонние

Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько (например, мирные договоры 1947 г.).

 

2. многосторонние

К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. К первому виду договоров относятся, например, Венские конвенции 1969 и 1986 годов, а ко второму — Римский договор о создании ЕЭС 1957 года.

 

Договоры могут быть:

1. Открытыми

К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств.

 

2. закрытыми

Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников. Открытым договором является, например, Венская конвенция 1986 года, а закрытым — названный выше Римский договор 1957 года.

 

По объектам регулирования:

1. Политические

2. Экономические

3. научно-технические и т. д.

 

Однако такое деление носит условный характер, поскольку государства являются политическими образованиями. В то же время классификация договоров по объектам облегчает учет и систематизацию договоров.

 

Форма, структура и наименование договоров.

 

Договор может заключаться в письменной или устной форме (т. н. «джентльменское соглашение»). Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон,

 

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

 

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

 

Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

 

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д.

 

Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

 

Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т. д.) либо быть без названия. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников. Поэтому понятие «договор» рассматривается в качестве родового понятия.

 

Язык договора.

 

Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя в то же время они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций, на официальных языках этих организаций.

 

Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу

 

Вопрос 49.Порядок и стадии заключения международного договора.

 

Заключение международных договоров государствами представляет собой осуществление государственного суверенитета и относится к числу основных прав государств.

 

Само заключение международного договора – это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Юридическая сущность этого процесса в большинстве случаев состоит в практическом становлении договорной нормы международного права, формировании соглашения между государствами.

 

Заключение ( Венская конвенция 1969г. ) - составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора, такие, как утверждение, принятие, присоединение, обмен документами, образующими договор.

К стадиям заключения относятся также обмен или депонирование ратификационных грамот. Некоторые юристы к заключению относят и вступление договора в силу, так как, Венская конвенция говорит о «заключении и вступлении в силу договоров».

В доктрине международного права нет единого мнения о стадиях заключения договоров. Так, например, И.И.Лукашук полагает, что Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров:

 

1. 1 стадия – принятие текста

2. 2 стадия – установление аутентичности текста

3. 3 стадия – согласие на обязательность договора.

Другие ученные, в их числе В.П. Панов, практически дробят эти стадии на большее количество, выделяя уже одиннадцать стадий:

1. назначение уполномоченных для ведения переговоров;

2. согласование текста договора;

3. обсуждение и принятие текста договора;

4. аутентификация (парафирование) договора;

5. подписание договора;

6. заявление оговорок;

7. ратификация договора;

8. обмен и депонирование ратификационных грамот;

9. промульгация (опубликование) договора;

10. регистрация договора в ООН.

В свою очередь, А.Н.Талалаев предполагает, что не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названые стадии. Это зависит от формы договора и от договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста, его принятия и стадию, в которой в той или иной форме выражается согласие государства на обязательность для него договора.

 

Согласно выше сказанного можно выделить такие стадии заключения международных договоров:

 

Подготовка и принятие текста договора

Международная практика выработала три основные формы подготовки согласованного текста международного договора:

1. обычные дипломатические каналы (при подготовке двусторонних, реже многосторонних, договоров);

2. международные конференции;

3. международные организации (при подготовке многосторонних договоров).

Как правило, текст договора составляется одним из этих способов. Но бывают случаи, когда один и тот же договор в процессе подготовки проходит все три формы.

Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях проекты текстов договоров разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами.

 

Принятием текста договора заканчиваются, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно п.1 ст. 9 Венской конвенции 1969г. «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении».

Формами принятия текста договора могут быть подписание или парафирование (Парафирование (от франц. paraphe — росчерк, сокращённая подпись, гриф), предварительное подписание международного договора инициалами лиц, участвовавших в его выработке (инициалы ставятся на каждой странице согласованного текста проекта договора)).

На международных конференция текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры. Это предусмотрено в п.2 ст. 9 Венской конвенции 1969г., «путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств».

В международных организациях, например в ООН, тексты договоров принимаются согласно правилам, существующим в этих организациях. Как правило, текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции.

Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях – принятие текста договора без согласования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.

Консенсус – принятие решений всеми государствами на основе добровольных компромиссов, уважение суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, исключая диктат, давление или принятие решений механическим большинством голосов на конференции.

 

Архипелажные воды.

Архипелажные воды — воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов (ст. 49 Конвенции ООН по морскому праву). Примером государства-архипелага является Индонезия.

Территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона архипелажного (островного) государства отсчитываются от архипелажных исходных линий, проводимых от наиболее выступающих в море крайних точек внешних островов архипелага. При этом Конвенция по морскому праву предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3% их общего числа - 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причем соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст.47 Конвенции).

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролета по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами.

Архипелажный проход представляет собой «осуществление…права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны» (ст.53 Конвенции). Обязанности судов и летательных аппаратов при архипелажном проходе аналогичны обязанностям судов и летательных аппаратов при транзитном проходе через проливы, используемые для международного судоходства.

Если государство-архипелаг не устанавливает архипелажных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства (п.12 ст.53 Конвенции).

Конвенцией ООН по морскому праву регламентированы требования по проведению научных исследований в различных пространствах мирового океана.

102.Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана.

В ст.240 конвенции закреплены основные принципы научных исследований, проводимых в морской среде. И так, общие принципы научных исследований являются: морские научные исследования проводятся в исключительно мирных целях; морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами, которые совместимы с положениями конвенции; морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования морских пространств, которые совместимы и уважаются конвенцией (судоходству, промыслу); морские научные исследования осуществляются с соблюдением всех правил, принятых в соответствии с конвенцией.

Конвенцией предусмотрено, что все государства независимо от географического положения имеют право проводить морские научные исследования. Впервые в международном морском праве признано право международных организаций на проведение научных исследований в мировом океане.

Деятельность государств и международных организаций при научных исследований не создают правовых оснований, для каких бы то ни было притязаний на любую часть морского пространства или ее ресурсы. Выше указанные субъекты в соответствии с принципом уважения суверенитета и юрисдикции должны содействовать международному сотрудничеству в области научных исследований.

Т.е. любое государство без ущерба для прав и обязанностей государств, надлежащим образом предоставляет другим государствам возможность получить разумную от него или при его сотрудничестве информацию о морских научных знаниях и морских технологий необходимую для предотвращения и сохранения под контролем ущерба здоровью, безопасности людей и морской среде, на справедливых и разумных условиях.

Сотрудничество осуществляется на основе заключения двухсторонних и многосторонних договоров в объединении усилий ученных при изучении явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.

Государства международные организации путем публикаций и распространения по доступным каналам информацию обеспечивают доступность о предложенных программах, их целях, результатах исследований. Содействуют передаче информации и знаний, в особенности развивающимся странам и способствуют им самостоятельно проводить морские исследования, а также обеспечивать подготовку технических и научных кадров.

В территориальном море прибрежные государства в осуществлении своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своих территориальных водах. Таким образом, морские исследования проводятся только согласия прибрежного государства и на установленных им условиях.

Научные исследования приостанавливаются или прекращаются если: исследовательская деятельность проводится не в соответствии с полученной информацией о проекте; не соблюдаются права прибрежного государства, при серьезном изменении проекта; если не была исправлена любая ситуация, при которой приостанавливается деятельность.

 

Ответы по международному праву. Возможны ошибки.

Спасибо авторскому коллективу:

Корнева Анастасия, Красногорова Евгения, Потемка Кристина, Голубева Екатерина, Шейкина Мария, Жураковский Павел, Павлюков Дмитрий, Митровка Никита

1. Понятие и определение современного международного права.

2. Система и структура современного международного права.

3. Возникновение международного права и периодизация истории международного права: основные подходы в российской и зарубежной доктрине международного права.

4. Основные черты международного права Древнего мира.

5. Развитие международного права в средние века (476—1648гг.).

6. Международное право в период с 1648г. по 1815г.

7. Развитие международного права в период с 1815г. по 1919г.

8. Международное право в период с 1919г. до создания Организации Объединенных Наций (ООН).

9. Современное международное право (1945г. по настоящее время).

10. Международно-правовая наука в России.

11. Понятие и виды источников международного права

12. Международный обычай как источник международного права.

13. Международный договор - основной источник международного права.

14. Понятие «общих принципов права».

15. Понятие и значение односторонних актов государств.

16. Понятие и виды вспомогательных средств для определения норм международного права.

17. Международно-правовая доктрина как источник международного права.

18. Юридически обязательные решения международных организаций как источник международного права.

19. Концепция «мягкого права».

20. Прогрессивное развитие международного права и его кодификация.

21. Понятие и особенности основных принципов современного международного права.

22. Система основных принципов международного права.

23. Проблема кодификации основных принципов международного права.

24. Теории соотношения и взаимодействия международного и национального права.

25. Современные концепции российской науки международного права о соотношении международного и внутригосударственного права.

26. Взаимосвязь международного и внутригосударственного права. Влияние международного права на формирование и развитие национального права.

27. Российское законодательство о месте норм международного права в правовой системе России.

28. Понятие и содержание международной правосубъектности.

29. Первичные и вторичные субъекты международного права.

30. Государство как основной субъект международного права.

31. Правосубъектность постоянно нейтральных государств.

32. Вопрос о международной правосубъектности государственно-подобных образований.

33. Международная правосубъектность наций и народов.

34. Международные межправительственные организации - производный субъект международного права.

35. Международная правосубъектность ТНК (транснациональных корпораций).

36. Международно-правовой статус индивидов и юридических лиц.

37. Понятие международно-правовой ответственности.

38. Источники и субъекты международно-правовой ответственности.

39. Основания международно-правовой ответственности.

40. Понятие и признаки международного правонарушения.

41. Классификация международных противоправных деяний: международные деликты и международные преступления.

42. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.

43. Формы и средства реализации международно-правовой ответственности.

44. Применение мирных согласительных средств урегулирования для восстановления status quo ante и осуществления ответственности.

45. Принудительные средства обеспечения международной ответственности.

46. Критерии и порядок определения объема ответственности.

47. Понятие и источники права международных договоров.

48. Понятие и юридическая природа международного договора.

49. Порядок и стадии заключения международного договора.

50. Вступление договора в силу. Договор и третьи государства.

51. Толкование международных договоров.

52. Недействительность международных договоров.

53. Прекращение и приостановление действия международных договоров.

54. Поправки к международным договорам и изменение договора.

55. Клаузула rebus sic stantibus.

56. Понятие, основные признаки и классификация международных организаций.

57. История возникновения международных организаций.

58. Понятие и виды международных организаций. Понятие права международных организаций.

59. Уставы ММПО как международные договоры sui generis.

60. Компетенция международной организации и полномочия ее органов.

61. Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций.

62. Принципы формирования органов ММПО (Место международного почтового обмена).

63. Понятие, виды и юридическое значение актов ММПО.

64. Подготовка и созыв международных конференций.

65. Виды и юридическое значение решений международных конференций.

66. Международно-правовые вопросы гражданства.

67. Дипломатическая защита граждан, находящихся за рубежом.

68. Способы получения и утраты гражданства. Реадмиссия. Безгражданство. Двойное гражданство.

69. Вопрос о гражданстве в связи с правопреемством государств.

70. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.

71. Понятие права внешних сношений.

72. Понятие и виды государственных органов внешних сношений.

73. Понятие, источники и система дипломатического права.

74. Международно-правовое регулирование организации и деятельности постоянных дипломатических представительств.

75. Функции и состав дипломатических представительств.

76. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и его персонала.

77. Понятие консульского права и его источники.

78. Порядок установления консульских отношений и открытие консульских учреждений.

79. Правовой статус, виды, организация и компетенция консульских учреждений.

80. Консульский округ.

81. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

82. Консульские отделы дипломатических представительств.

83. Понятие и виды территорий в международном праве

84. Правовой режим государственной территории.

85. Правовые основания и способы изменения государственной территории.

86. Понятие и виды государственных границ, методы их установления.

87. Договоры о режиме границ.

88. Территориальные споры.

89. Демилитаризация и нейтрализация территории.

90. Понятие, виды и правовой режим международных рек и каналов.

91. Понятие международного речного права.

92. Понятие международного морского права и его источники.

93. Кодификация международного морского права.

94. Основные принципы международного морского права.

95. Понятие и правовой режим внутренних морских вод.

96. Понятие и правовой режим территориального моря и прилежащей зоны.

97. Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны.

98. Понятие и правовой режим континентального шельфа.

99. Понятие и правовой режим открытого моря. Общепризнанные свободы открытого моря.

100. Архипелажные воды.

101. Международно-правовой режим научных исследований Мирового океана.

102. Система урегулирования споров по морскому праву.

103. Понятие, предмет и особенности международного воздушного права.

104. Система и основные принципы международного воздушного права.

105. Правовое регулирование международной аэронавигации.

106. Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений.

107. Регулирование коммерческой деятельности авиакомпаний на мировом рынке воздушного транспорта.

108. Правовое регулирование эксплуатации арендованных воздушных судов при осуществлении международных воздушных перевозок.

109. Правовое регулирование обеспечения авиационной безопасности: борьба с угоном и захватом самолетов и борьба с терроризмом.

110. Роль и значение Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в регулировании глобальной деятельности международного воздушного транспорта.

111. Права человека в истории международных отношений и международного права

112. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве

113. Юридическое содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 года

114. Международный Пакт о гражданских и политических правах. Факультативные Протоколы к Пакту

115. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах

116. Система и полномочия Организации Объединенных Наций в области прав человека

117. Конвенционные контрольные органы по правам человека

118. Региональное сотрудничество государств в области прав человека

119. Понятие, источники и принципы международного права вооруженных конфликтов.

120. Правовое регулирование начала военных действий. Театр войны. Нейтралитет.

121. Правовой статус участников вооруженного конфликта.

122. Защита жертв вооруженных конфликтов.

 

Вопрос 1 Понятие и определение современного международного права.

М.П- это совокупность принципов и норм,регулирующих межгосударственные отношения. (по лекции)

М.П- это система дозволений, предписаний, запретов, регулирующих отношения между субъектами М.П. (по лекции)

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения;

Международное право по его изначальным характеристи­кам — совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений — родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право"* не впол­не адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов")**.Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

Вопрос 2. Система и структура международного права.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).
Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.
Система международного права - это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделили наибольшее внимание Д.Б. Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они исходили из того, что общепризнанной системы международного права не существует.
Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.
Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.
То обстоятельство, что система международного права - сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.
Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.
Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм (jus cogens), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.
Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы <*>.
Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию.
Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, это задача не из легких.
Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие.


Структура М.П:

 

Являясь правовой нормативной системой, международное право, безусловно, структурировано к предметам регулирования в виде регулирования групп норм, которые в отдельных случаях могут быть обоснованными только совместно с учетом одной или нескольких норм, применяемых в конкретном обстоятельстве. К примеру, в составе международного права выделяются дипломатическое право, морское право, право договоров, основным предметом регулирования которых можно назвать исследование и освоение морских пространств, взаимоотношение государств, а также порядок в заключении и исполнении договоров между различными странами. В необходимых случаях в действие вступают нормы индивидуальной ответственности государст


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.197.92 (0.019 с.)