ТОП 10:

Брак. Умови вступу до браку.



Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего, также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.

Условия заключения брака Возраст. Девочки могли быть отданы замуж по достижении совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens[11] — «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes)[1]. Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни[12]. Иногда девочки жили в доме жениха с более раннего возраста, однако для такой невесты обязанности жены в полном объёме наступали строго по закону. По мнению некоторых учёных, в действительности девушки чаще всего выходили замуж в возрасте между 17 и 23 годами, а мужчины женились в среднем в 27—30 лет[13]. Однако один из современников императора Траяна считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), по «сегодняшним меркам, довольно поздним»[1]. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.

Родственные связи. Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью[14] (позднее ссылкой[5]). Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. Со временем условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами[15]. Такой брак, заключённый в 171 году до н. э., описывает Тит Ливий[16]. В III веке н. э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам[17]. Брак между братьями и сёстрами встречался в Римском Египте среди простолюдинов, что для римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.

Согласие. Для заключения брака согласие отца семьи было обязательным. В ранний период римской истории не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына[18]. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, её согласие рассматривалось как формальное. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или «запятнанного позором» жениха[19]. Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак[20].

Статус. Право на создание семьи (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекунам и их подопечным, магистратам провинций во время нахождения в должности, солдатам и иноземцам, рабам[18].

Види браку. Конкубінат.

Модестін утверждал: "Брак есть союз женщины и мужчины, общность всей жизни, единство божественного и человеческого права", однако на самом деле женщина в то время занимала подчиненное положение.
Брак делился на виды: законный римский брак и брак, который заключался между перегрінами и др. свободными, не имели права вступать в законный римский брак. Дети от такого брака не получали права римского гражданина. Категорически запрещались браки между римскими гражданами (гражданками) и перегрінами и др. категориями населения.
Законный римский брак делился на два вида.
Брак кум ману устанавливал власть мужа над женой со властью.
Брак сіне ману не порождал власти мужа над женой и вообще не встанавлював юридической связи между ними. Женщина оставалась под властью предыдущего домовладики или самостоятельной. Этот последний вид брака упоминается уже в Законах XII Таблиц. Правда, в этом случае жена должна была в конце каждого года проводить три дня в семье своего отца, иначе мужчина получал право кум ману на нее ...приобретательной давности. Со временем брак сіне ману практически полностью вытесняет кум ману, что объяснялось экономическими и др. причинами.

Различалась еще одна разновидность незаконного брака – конкубинат

КОНКУБИНАТ(лат. concubinatus - от con - вместе и cubo - лежу, сожительствую), в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения. Конкубинат. От брака отличался конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую пору считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало право мужу убить жену). Исследователи римского права видят обычно в K. форму брака "с меньшими юридическими последствиями", чем законный брак, как бы "полубрак". Действительно, мужчина при К. не считал свою сожительницу женой; женщина при К. не пользовалась гражданскими правами и общественным положением жены, а дети от К. считались незаконными и принадлежали к роду своей матери. Но так как других юридических последствий К. не имел, то правильнее видеть в нем не институт гражданского права, а простое явление римских нравов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.007 с.)