Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление отходами на муниципальном уровнеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На муниципальном уровне управлением отходами должны заниматься местные власти. В частности, предусматривается существование специально уполномоченных органов власти. Полномочия их определены Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» [5]. Данные организации должны координировать все взаимоотношения в сфере обращения с отходами, например лицензировать деятельность в этой области. Одним из основных направлений программ утилизации отходов должно быть накопление местного опыта. Осуществляя недорогие проекты в небольших масштабах, например экспериментальные программы раздельного сбора и переработки вторсырья, власти и общественность могут расширить свой опыт в областях, с которыми они прежде были незнакомы. Основные аспекты руководства решением проблемы ТБО представлены на рис. 5.1 [10]. Проектно-конструкторская и технологическая документация (как для вновь строящихся предприятий, так и для уже существующих) должна охватывать весь цикл обращения с отходами и опираться на уже разработанные и/или внедренные новейшие технологические процессы переработки отходов, а также предусматривать заключение договоров с лицензированными предприятиями, занимающимися их переработкой. Построение интегрированной территориальной системы по управлению отходами с включением в нее различных по функциям предприятий подразумевает организацию системы их экономических взаимоотношений, основанную на принципе хозяйственного расчета – самофинансирования. Построенные в цепочку от начального пункта – образования отходов до конечного – захоронения остаточных компонентов эти предприятия будут фактически покупать «продукцию» у предприятия предшествующего уровня и «продавать» свою продукцию предприятию следующего уровня. Пример: муниципальное предприятие производит сбор первично рассортированного бытового мусора и продает его специализированным предприятиям по первичной переработке и сортировке, которые впоследствии продают вторичное сырье предприятиям по рециркуляции, а те, в свою очередь, продают материал производителям предметов потребления, продающим готовую полезную продукцию потребителям. Неперерабатываемые отходы отправляются на специализированные предприятия по их уничтожению или захоронению, которые взимают плату за эти операции. В качестве примера на рис. 5.2 [9] представлена общая схема построения региональной системы управления отходами. Экономическая рентабельность такой цепочки рассчитывается для каждого конкретного случая отдельно. Городские (бытовые) отходы также являются неотъемлемой частью системы управления. На практике очистка городских и других жилых территорий от отходов осуществляется специализированными предприятиями, которые работают согласно утвержденным схемам очистки. В их обязанности входит сбор и транспортировка накопленных отходов специализированным транспортом согласно разработанным графикам. Управленческие решения в данном случае касаются вопросов размещения контейнерных площадок, организации раздельного сбора и удаления отходов, создания специализированных предприятий по переработке или обезвреживанию отходов и т.п. При этом селективное обращение с отходами (раздельный сбор и хранение каждого вида отходов отдельно от других) является основой экономически и экологически эффективного использования отходов в качестве сырья для каких-либо производств. В рамках системы управления отходами следует учитывать разделение отходов на классы в зависимости от их опасности: 1-й класс – чрезвычайно опасные; 2-й класс – высокоопасные; 3-й класс – умеренно опасные; 4-й класс – малоопасные. В России в настоящий момент принято выделение пяти классов опасности отходов (Приказ министра природных ресурсов РФ № 511 от 06.06.01). 5.4. Организация управления отходами на примере отдельного региона Итак, система управления отходами в любом регионе в общем случае состоит из следующих подсистем: сбора, транспортировки, переработки, утилизации, складирования и захоронения отходов. В пределах отдельных регионов начато формирование отдельных организаций в области переработки и утилизации отходов. Однако слаженной структуры управления отходами пока не существует. В аспекте решения данной проблемы должен быть проведён экологический аудит предприятий региона (области, края и т.п.) и образующихся на них отходов с целью выявления возможностей для переработки производственных и бытовых отходов непосредственно на территории области. В ходе работы могут быть проанализированы «Проекты лимитов размещения отходов производства и потребления». В них содержится информация о деятельности предприятий, видах выпускаемой продукции, технологии, используемой при производстве, составе и количестве образующихся отходов, расчёты нормативных количеств и предложения по лимитам размещения отходов, а также сведения о наличии на предприятиях методов переработки отходов и применяемое в технологических процессах оборудование. Далее составляется база данных по ряду разделов. В частности, выборка может осуществляться по отраслям промышленности, видам отходов и оборудованию, находящемуся на предприятиях. Всю промышленность области можно условно разделить на несколько основных отраслей. Для удобства анализа следует выделить такие отрасли: пищевая, металлообработка, ДРСУ и предприятия, связанные с перевозками, ЖКХ, стекольная, лёгкая, химическая, животноводство и ветеринария, транспорт и хранение нефтепродуктов, производство стройматериалов, всё остальное условно получило название комплексная промышленность [10]. Ниже приводится характеристика каждой отрасли с точки зрения образования отходов (на примере Владимирской области). 1. Пищевая промышленность Самый большой процент в промышленном секторе области принадлежит именно пищевой промышленности. В этом секторе образуются отходы, которые находят реализацию в секторе сельского хозяйства – в качестве кормов для животных или удобрения на полях. Таким образом, процент отходов, не подлежащих переработке, незначителен. К ним относятся отходы полиэтилена (ПЭ) – упаковочный материал, осадки очистных сооружений, содержимое жироуловителей и ряд других, которые либо вывозят на свалки, либо сжигают в котельных. Отработанный уголь, используемый для подготовки воды, также вывозится на поля. 2. Машиностроение и близкие к ней отрасли Из большого числа промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть – 1-3 %. В этот объём входят и выбросы предприятий военно-оборонного комплекса. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся: – внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные с сжиганием топлива; – литейное производство; – металлообработка конструкций и отдельных деталей; – сварочное производство; – гальваническое производство; – лакокрасочное производство. По уровню загрязнения окружающей среды районы, в которых располагаются гальванические и красильные производства, сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных – с районами ТЭС, которые относятся к числу основных предприятий-загрязнителей. Наиболее экологически опасные загрязняющие вещества при металлообработке – индустриальные масла, металлическая пыль и т.д. Твёрдые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т.п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыли (отходы систем очистки воздуха и др.). В основном отходы производства (брак, литники) перерабатываются на предприятиях, то есть отправляются на переплавку, а шлаки плавки металлов используются при ремонте дорог. Отходы кислот обычно также перерабатываются прямо на предприятии – нейтрализуются в цехе гальваношламов. Отходы лакокрасочных материалов в большинстве случаев сжигают на месте. В ряде случаев на предприятиях перерабатываются и отходы полимеров – полиэтилена, полипропилена, капрола. Ветошь и опилки сжигают на установке варки битума или в котельной. 3. ДРСУ, АТП и предприятия, специализирующиеся на перевозках Для всех этих предприятий характерно наличие асфальто-бетонных заводов. Помимо этого для них характерны следующие направления утилизации отходов: – отработанные масла – для смазки поверхностей кузовов; – асфальтобетон и отходы сырьевых материалов – на строительные работы; – ветошь – сжигают в котельной; – автопокрышки – передают населению и на собственные нужды; – опилки, стружка, осадок с мойки автомашин, битум – добавка к основному производственному сырью. Отходы предприятий по перевозке ненамного отличаются от вышеперечисленных. Разница заключается в том, что у этих предприятий нет на балансе асфальто-бетонных заводов. 4. Жилищно-коммунальные хозяйства (ЖКХ) Предприятия ЖКХ занимаются водоснабжением, эксплуатацией и обслуживанием инженерных сетей и сооружений. Кроме того, они занимаются вывозом ТБО и промышленных отходов с подотчетных территорий. Некоторые предприятия обезвоживают и брикетируют иловые осадки, компостируют эти осадки совместно с льняной кострой, торфом и опилками и используют ил в качестве удобрений. На свалках отходы пересыпаются либо песком, либо инертными отходами стекольных производств (песок, стеклобой, отходы абразивов, стеклоткани). Для уменьшения пожароопасности принимается шлам станции нейтрализации, осадок пескоуловителей. 5. Стекольные заводы Все заводы этой отрасли перерабатывают собственные отходы (брак, стеклобой). Лишь незначительное количество этих отходов отвозят на полигоны. Большинство стеклозаводов, кроме собственного стеклобоя, принимает отходы других предприятий. При этом принимается как стеклобой определённого состава, так и обычный (оконный, тарный). 6. Лёгкая промышленность Характерными отходами для этой отрасли являются обрезки ткани, очёс, пух, отдельные волокна, кромка, нитки и т.д. Все эти виды отходов могут перерабатываться как на собственных мощностях, так и передаваться на переработку на другие предприятия как в пределах области, так и в других областях. Кроме того, эти отходы могут использоваться как удобрение. Из отходов этих производств можно получить вату, ватин, нетканые полотна. 7. Химическая промышленность В области достаточно много предприятий химической промышленности. Все они отличаются весьма специфичными видами отходов, что связано со спецификой отрасли. В основном это отходы полимеров, стеклопластиков, композитных мембран, резинотехнические. Часть этих отходов могжет перерабатываться непосредственно на предприятиях. Есть и такие предприятия, которые перерабатывают не только свои, но и «чужие» отходы. 8. Животноводство и ветеринария Для этих предприятий характерны отходы убоя, падежа и переработки скота. Перерабатываются они в специальных печах в костную или кератиновую муку. Затем эти продукты используются на местах или продаются на другие предприятия в качестве подкормки для животных. Перерабатывать эти отходы можно в печах методом термического обезвреживания или в котлах «Лаопса». Кроме того, неотъемлемой частью этой отрасли является образование помёта или навоза. Этот вид отходов используется в качестве удобрения на полях. Предварительно навоз можно компостировать, используя в качестве наполнителя торф, опилки и т.д. 9. Транспорт и хранение нефтепродуктов Эти предприятия помимо своей основной деятельности обеспечивают сбор отработанных масел и осуществляют их отправку на переработку или продажу в качестве дополнительных смазочных материалов. Ряд предприятий этой отрасли используют в своём хозяйстве отработанные автопокрышки в качестве прокладочного материала и переплавляет отработанные аккумуляторы для выпуска свинцовых пломб. 10. Производство стройматериалов Сюда входят производители кирпича, бетонных блоков, искусственной древесины (ДСП, ДВП) и фанеры и ряд других. В большинстве случаев это малоотходные производства, так как почти все образующиеся отходы можно вернуть в производственный процесс. Ряд предприятий принимает и отходы со стороны для включения в своё производство. 11. Комплексная промышленность В эту категорию вошли предприятия, не связанные по профилю либо не попадающие под вышеперечисленные категории. Отходы этих предприятий также перерабатываются на местах, но часть их используется как вторичные материальные ресурсы. Кроме специфических, характерных для той или другой отрасли, отходов в каждом секторе образуется некоторое количество общих для всех предприятий категорий отходов. Это отходы потребления: – лампы дневного света (отходы, содержащие ртуть); – лом аккумуляторных батарей; – отработанная кислота аккумуляторная (серная); – автомобильные покрышки; – отработанные масла; – отходы, содержащие нефтепродукты; – бой оконного стекла; – отходы абразивных материалов; – пластмассы; – ТБО. Большинство этих отходов требуют для своей переработки специальных производственных мощностей, которые нерентабельно внедрять на данных производствах. В результате предприятия вывозят эти отходы на специализированные предприятия. Анализ показал, что лишь небольшое количество предприятий в области непосредственно занимается переработкой отходов, но на территории области есть ряд предприятий, которые могут включиться в эту систему: у них есть либо свободное оборудование, необходимое для переработки, либо площади, на которых можно разместить новые линии. Больше всего образуется бумажных и тканевых отходов. Это отходы как производства, так и потребления. Причём отходы могут быть двух типов: условно чистые, которые сразу можно запускать в переработку, и загрязнённые (замасленные). Макулатура, картон: в большинстве случаев макулатуру сдают предприятиям «Вторсырьё», но иногда сжигают в котельных или котлах разогрева битума на территории предприятия. Также поступают и с промасленной ветошью, которую в некоторых случаях используют при ремонтных работах или сдают на переработку на завод. Некоторые из предприятий связываются напрямую с переработчиками макулатуры, находящимися на территории области. Переработку тканевых отходов, котораясводится к получению ваты, ватина и нетканых полотен, может осуществлять ряд предприятий области. Следующее место по количеству образования отходов занимает стеклобой. Он образуется на всех без исключения предприятиях и составляет значительную часть ТБО. Поскольку в области много стекольных заводов, то и переработку стеклобоя, в принципе, организовать достаточно легко. Однако не все предприятия стекольного производства принимают на переработку стеклобой со стороны. Кроме этого есть практика применения стеклобоя в качестве добавок при изготовлении фундаментов и при строительстве дорог. Достаточно большой процент переработки у строительных отходов. Их проще всего заново использовать в строительстве в качестве дополнительного сырья или добавлять в дорожные смеси. Самый небольшой процент возврата в производство отходов пластиков. Переработке в основном подвергаются только отходы производства. Известно, что пластики из отходов потребления можно использовать в качестве пластифицирующих добавок и наполнителей при строительстве и ремонте дорог, в железобетонных конструкциях. Частичной переработкой пластиков могут заниматься многие предприятия области, имеющие на производстве измельчители, грануляторы, экструдеры, прессы и литьевые машины. Похожая ситуация и с резинотехническими отходами (РТО). В большинстве своём это отработанные автопокрышки, которые образуются в огромных количествах как на предприятиях, так и в быту. На разных предприятиях РТО используют в основном для благоустройства собственной территории или продают населению для тех же целей. В тех случаях, когда отработанные автопокрышки сдают специализированным предприятиям, возможны несколько вариантов. Чаще всего предприятия продают их региональным отделениям «Вторма», но гораздо выгоднее сдавать автошины непосредственно перерабатывающим предприятиям. Ситуация с металлами самая благоприятная. Лом металлов как чёрных, так и цветных, стоит дорого и принимается охотно, в любом регионе много предприятий, связанных с литьём металлов, на которых можно осуществлять их переплавку. С древесными отходами тоже особых проблем не возникает. Опилки, стружка могут использоваться как в качестве удобрений, так и в качестве наполнителя в бетонных смесях, при производстве кирпича, для производства гипсоволокнистых плит, ДСП и ДВП. Более крупные отходы продают населению в качестве дров. В результате совмещения двух информационных баз (базы по существующим методам переработки отходов и необходимому для этого оборудования «Глобус» и базы оборудования, которое находится на предприятиях области) можно выбрать те технологии, которые можно реализовать на предприятиях области. Затем необходимо просчитать экономическую эффективность выбранных технологий и подобрать те, реализация которых приведет к наибольшей эффективности с наименьшими потерями. Создав линию по переработке какого-либо вида отходов, их можно закупать у предприятий, на которых они образуются, и реализовывать населению или другим предприятиям готовый продукт. Таким образом, отходы одного предприятия становятся исходным сырьем для другого и вместо того, чтобы быть выброшенным на свалку, становятся полезной продукций. Чтобы образованная система для переработки отходов функционировала, необходимо правильно её организовать. В частности, для совершенствования систем управления санитарной очистки городов РФ, проведения контроля за деятельностью организаций, занятых сбором, транспортировкой и обезвреживанием отходов производства и потребления, осуществления единой экономической политики, а также для качественного изменения ситуации необходимо ввести функции единого по городу генподрядчика (заказчика) на сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов. В отдельных городах операции по сбору и транспортировке отходов могут осуществляться на конкурентной основе разными предприятиями. Самое простое, что могут сделать местные власти для поощрения сбора вторичного сырья – это оборудовать центр по его сбору. Такой центр представляет собой участок и/или несколько контейнеров, куда гражданам предлагается сдавать или выбрасывать определенные материалы (например, контейнер для зелёного стекла, контейнер для газетной бумаги и т.д.). Для того чтобы такой центр работал, потребуется неоднократно оповестить население о его наличии и очень чётко объяснить правила пользования: что и в какой контейнер выбрасывать, в каком виде (например, вымытые бутылки) и что выбрасывать нельзя. Последний момент очень важен: например, ни в коем случае нельзя смешивать бутылочное стекло с лампочками или оконным стеклом. Эту надо писать или рисовать очень крупно, заметно и ярко в местах сбора отходов. Кроме того, потребуется найти рынок сбыта для материалов и организовать их вывоз, а возможно, ещё и провести определённую подготовку, чтобы удовлетворить рыночным стандартам (измельчение стекла, прессовка и упаковка бумаги и т.д.). Регулярный вывоз отходов необходим прежде всего с точки зрения участия населения, которое обычно относится к своим обязанностям по разделению отходов с не большей степенью ответственности, с которой городские власти относятся к вывозу вторсырья. Чем меньше усилий требуется от населения, тем больше процент его участия. Однако даже при невысоком участии населения такой центр способен играть определённую воспитательную роль, привлекая внимание населения к проблеме отходов. Воспитательный эффект может оказаться обратным, если вторсырьё не будет регулярно вывозиться из такого центра. В ряде городов используется схема так называемого «сбора вторсырья «на обочине». В этом случае жители оставляют вторсырье в специальном мешке или контейнере на тротуаре, там, где они обычно оставляют мусор. В российских условиях вторсырье собирается (в экспериментальных программах) в контейнерах у подъездов или, реже, на лестничных клетках. Вообще, дилемма любой программы по сбору вторсырья такова: чем более сложны требования к гражданам, тем качественнее собранные материалы, тем меньше требуется дополнительной переработки, тем больше вероятность экономического успеха программы, но тем меньше уровень участия общественности. Важную роль может сыграть стимул экономический – введение дифференцированной платы за вывоз (утилизацию) отходов, зависящий от его величины. Положительное значение такой платы состоит вовсе не в том, что муниципалитет получает необходимые средства – население в любом случае платит за мусор, будь то плата в виде местных налогов или большая, но одинаковая плата за мусор. Дело также и не только в некоей «справедливости». Дифференцированная плата здесь является реализацией фундаментального права и обязанности гражданина демократического общества «права знать». Дифференцированная плата за мусор обычно взимается в зависимости от объема. Можно учитывать мусорные баки (если они стандартного объема), а затем выставлять счет. Чаще поступают по другому – муниципалитет продает специальные мешки (или наклейки на мешки), в цене которых учтена стоимость вывоза, и затем граждане оставляют мусор в таких мешках. Иногда взимается фиксированная плата за год и выдается определенное количество мешков/наклеек, а в случае превышения этого количества мешки покупаются дополнительно. В этом случае важно, чтобы фиксированная сумма была не слишком большой – иначе у большинства граждан не будет стимула уменьшать количество отходов. Кроме того, если граждане вернутся к концу года с пустыми оплаченными мешками, за которые они не смогут получить деньги обратно, это не прибавит авторитета муниципалитету. Нелишним будет создание аналогичного центра по сбору промышленных отходов, подлежащих переработке. Необходимо это для накопления на его территории некоторого количества отходов того или иного профиля, целесообразного для переработки, т.к. в большинстве случаев на предприятиях образуется незначительное количество таких отходов и считается, что их проще вывезти на полигон. По мере накопления необходимого количества материалов их транспортом отправляют на соответствующие предприятия для переработки. Таким образом схема работы такого предприятия может быть отображена на следующей схеме (рис. 5.3): Рис. 5.3. Схема управления потоком отходов, подлежащих переработке Помимо правильной организации необходимо, чтобы весь процесс был экономически целесообразен, то есть реализация мероприятий по переработке отходов должна приносить реальную выгоду. С этой точки зрения в настоящее время возможны два пути: во-первых, это платежи за накопление на территории предприятия или вывоз на свалку твёрдых отходов производства; во-вторых, реализация части образующихся отходов (а в некоторых случаях всей массы отходов) другим предприятиям для переработки. Сравним эти пути для выяснения их экономической целесообразности. 1. Платежи за накопление В России на данный момент действуют базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды. Базовые нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Базовые нормативы включают: – нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; – нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; – нормативы платы за размещение отходов (некоторые нормативы приведены в табл. 5.1). Применение базовых нормативов платы осуществляется на основе порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, и разработанных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, инструктивно-методических документов по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечня природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей. Таблица 5.1
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.011 с.) |