Государственное управление в области охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление в области охраны окружающей среды



Государственное управление в области охраны окружающей среды

На территории Санкт-Петербурга

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.

 

 

Государственный экологический мониторинг

 

В соответствии с положениями действующего законодательства государственный экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее – экологический мониторинг).

 

Объектами экологического мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, зеленые насаждения, городские леса, водные объекты, объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, состояние недр, источники антропогенного воздействия, природные факторы.

 

Информация, получаемая при проведении экологического мониторинга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, относится к государственным информационным ресурсам Санкт-Петербурга, должна систематизироваться в информационно-аналитическом комплексе «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга» и передаваться в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти для включения в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, а также использоваться для информирования населения Санкт-Петербурга об экологическом состоянии компонентов окружающей среды Санкт-Петербурга.

 

Экологический мониторинг должен осуществляться в целях обеспечения потребностей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в оперативной и достоверной информации об изменениях состояния окружающей среды для принятия мер по охране окружающей среды Санкт-Петербурга, а также защиты населения Санкт-Петербурга при чрезвычайных ситуациях.

 

Осуществление экологического мониторинга должно быть направлено:

на развитие территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в целях получения оперативной и достоверной информации об изменениях состояния окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

на методическое и метрологическое обеспечение экологического мониторинга, проводимого на территории Санкт-Петербурга;

на разработку и развитие расчетных методов оценки состояния окружающей среды в целях выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на ее состояние.

 

Охрана атмосферного воздуха

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние окружающей среды в Санкт-Петербурге. Качество атмосферного воздуха зависит от выбросов загрязняющих веществ от предприятий, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и автотранспорта.

 

Охрана атмосферного воздуха должна быть направлена:

на сокращение выбросов загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников;

на осуществление мониторинга атмосферного воздуха с использованием инструментальных и расчетных методов;

на соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха.

Охрана почв

 

Почвы являются важнейшим системообразующим компонентом природной среды. Современное состояние почвенного покрова сформировалось в результате градостроительного и индустриального развития Санкт-Петербурга. В настоящее время техногенные процессы почвообразования стали преобладающими над природными, формируя в итоге специфические группы почв и сложный почвенный покров. Естественные (ненарушенные) почвы (дерново-подзолистые, болотные, аллювиальные) сохранились преимущественно на окраинах города, а среди жилых массивов – в пределах старых лесопарковых участков.

Основными источниками загрязнения почв служат промышленные выбросы, строительная, дорожная и другая пыль, захоронение промышленных отходов, свалки строительного, бытового и другого мусора, опавшие листья. Деградация почвенного покрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязнения подземных и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытые участки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха.

Охрана почв должна быть направлена на проведение комплекса природоохранных мероприятий, способствующих сохранению почв от эрозии и загрязнения, включая рекультивацию территорий, неблагополучных в экологическом отношении, снижение пылеобразования.

Осуществление деятельности по охране почв должно быть направлено:

 

на принятие в установленном порядке мер по санации (рекультивации) загрязненных почв Санкт-Петербурга, в том числе на территории промышленных предприятий, которые планируется ликвидировать либо перебазировать;

на ведение геохимической съемки территории Санкт-Петербурга в целях оценки загрязнения почв тяжелыми металлами;

на мониторинг загрязнений и деградации почв как одного из элементов экологического мониторинга;

на установление нормативов качества почв на территории Санкт-Петербурга.

 

7. Охрана окружающей среды от негативного

воздействия отходов производства

и потребления

 

Отходы производства и потребления являются источником антропогенного воздействия на окружающую среду. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления могут рассматриваться в качестве сырья для другого производства при наличии экологически безопасной технологии их использования.

Охрана окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления должна быть направлена на минимизацию образования отходов, использование отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, внедрение современных технологий промышленной переработки отходов, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Основными направлениями деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны стать:

разработка и принятие правовых актов, создающих благоприятные экономические условия для сокращения образования количества отходов;

развитие современных технологий по сбору, в том числе селективному, транспортировке, переработке и обезвреживанию отходов;

внедрение современных методов сжигания отходов с извлечением энергии;

создание условий для привлечения инвестиций в области обращения с отходами;

развитие автоматизированной системы учета и контроля процессов сбора и утилизации отходов, усиление контроля за транспортировкой отходов, борьба с несанкционированными свалками;

привлечение населения Санкт-Петербурга и предпринимателей к раздельному сбору и переработке отходов;

развитие системы сбора и переработки отслуживших автотранспортных средств, электронного и электротехнического лома, полимерных материалов;

внедрение отделения и обезвреживания опасных отходов, в том числе в составе бытовых отходов;

внедрение современных экологически чистых технологий переработки отходов, в том числе переработки с извлечением энергии;

информирование населения Санкт-Петербурга и предприятий о негативном воздействии отходов на окружающую среду.

 

Промышленность Санкт-Петербурга является источником разнообразных отходов производства. Значительная часть этих отходов представляет серьезную опасность для окружающей среды в связи с их высокой реакционной способностью и наличием высокоопасных компонентов – тяжелых металлов, полиароматических углеводородов, хлорорганических веществ и других.

Снижение негативного воздействия промышленных отходов на окружающую среду должно достигаться:

созданием передового перерабатывающего центра, применяющего современные технологии переработки и захоронения отходов производства;

разработкой и реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия захороненных опасных отходов на окружающую среду;

организацией системы регистрации отходов производства путем создания и ведения регионального кадастра отходов;

внедрением системы контроля движения опасных отходов по территории Санкт-Петербурга;

стимулированием реализации инвестиционных проектов, направленных на внедрение современных методов и технологий раздельного сбора и переработки опасных промышленных отходов в целях роста извлечения вторичного сырья.

В ходе производства строительно-монтажных и сопутствующих работ на территории Санкт-Петербурга ежегодно образуется значительное количество отходов от строительства и сноса (далее – строительные отходы), использование которых после переработки на вторичный щебень и песчано-гравийную смесь может снизить затраты на новое строительство, уменьшить нагрузку на городские полигоны и исключить образование несанкционированных свалок.

Обращение со строительными отходами должно быть направлено на их максимальное использование в целях получения товарной продукции. Строительные отходы в максимально возможных объемах должны подвергаться переработке и последующему использованию при наличии в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих мощностей. Строительные отходы, переработка которых по причине отсутствия соответствующих мощностей пока временно невозможна, должны использоваться для засыпки отработанных карьеров, оврагов и иных нарушений рельефа.

 

Основными направлениями деятельности по обращению со строительными отходами должны стать:

разработка нормативной правовой базы в области обращения со строительными отходами путем принятия взаимосвязанных правовых актов, создающих благоприятные экономические условия для максимального вторичного использования строительных отходов;

внедрение новых перспективных технологий утилизации строительных отходов с производством из продуктов их переработки товарной продукции;

анализ существующих технологий по переработке строительных отходов в продукцию строительного назначения, а при необходимости разработка таких технологий для их последующего внедрения;

разработка рекомендаций по применению строительно-отделочных материалов, произведенных из вторичного сырья и строительных отходов;

выдача разрешений на перемещение строительных отходов для размещения их на полигонах и санкционированных свалках в соответствии с разработанным технологическим регламентом только при обосновании невозможности их переработки.

 

Одной из проблем, стоящих перед Санкт-Петербургом, является проблема утилизации осадка сточных вод очистных сооружений Санкт-Петербурга, который перерабатывается на специальных заводах или размещается на специальных полигонах.

 

Деятельность по обращению с осадками очистных сооружений Санкт-Петербурга должна быть направлена:

на решение задачи по эффективному способу утилизации золы, образующейся при сжигании осадков очистных сооружений;

на рекультивацию земель существующих полигонов для размещения осадка очистных сооружений;

на создание резервного полигона.

 

 

8. Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений

Санкт-Петербурга

Зеленые насаждения на территории Санкт-Петербурга выполняют самые разные функции, главные из которых - оздоровление воздушного бассейна Санкт-Петербурга за счет поглощения углекислого газа и выделения кислорода, снижение уровня городского шума, запыленности и загазованности воздуха, а также улучшение микроклимата за счет понижения температуры окружающего воздуха в жаркую погоду из-за испарения влаги, защита от ветров, выделение растениями фитонцидов - особых летучих веществ, уничтожающих болезнетворные микробы.

 

 

Деятельность по охране, содержанию и восстановлению зеленых насаждений Санкт-Петербурга должна быть направлена:

на максимальное сохранение зеленых насаждений всех видов пользования; а в центре Санкт-Петербурга – каждого дерева, если оно не требует в силу возрастных изменений и болезни плановой рубки, ухода;

на увеличение озелененных территорий Санкт-Петербурга за счет строительства новых объектов зеленых насаждений общего пользования, озеленение неиспользуемых территорий, а в исторической части Санкт-Петербурга за счет градостроительного преобразования территорий промышленных предприятий, намечаемых к ликвидации либо перебазированию, озеленение санитарно-защитных зон промышленных предприятий и сельскохозяйственных земель;

на плановую замену старовозрастных деревьев, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения Санкт-Петербурга, на молодые посадки деревьев ценных пород, устойчивых к негативному воздействию окружающей среды, с увеличением баланса вырубаемых и высаживаемых зеленых насаждений в пользу последних;

на реконструкцию существующих зеленых насаждений общего пользования;

на эффективную организацию работ по профилактике заболеваний зеленых насаждений.

 

9. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий

Санкт-Петербурга

 

Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Санкт-Петербурга полностью или частично из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.

 

На территории Санкт-Петербурга расположены шесть ООПТ: два государственных природных заказника: Юнтоловский и Гладышевский, а также четыре памятника природы: Комаровский берег, Стрельнинский берег, парк Сергиевка и Дудергофские высоты. Генеральный план Санкт-Петербурга предусматривает проведение комплекса организационных и проектных мероприятий по организации 21 новой ООПТ общей площадью около 23652 га.

 

Сохранение и развитие ООПТ должно быть направлено на создание благоприятной экологической среды обитания населения Санкт-Петербурга, обеспечение сохранения природного наследия Санкт-Петербурга в интересах настоящего и будущих поколений.

 

Основными направлениями деятельности по сохранению и развитию ООПТ должны быть:

разработка правовых актов и проведение комплекса организационных и проектных мероприятий по организации новых ООПТ;

усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ;

обеспечение функционирования ООПТ в соответствии с их статусом;

организация и ведение государственного кадастра ООПТ в целях учета и оценки их состояния, определения перспектив их развития, повышения эффективности функционирования и усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны;

ведение экологического мониторинга состояния природных комплексов ООПТ.

 

10. Организация выявления, учета и оценки экологически опасных объектов и зон, разработка мер по прекращению (снижению) их вредного воздействия, обеспечение экологической безопасности

 

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Обеспечение экологической безопасности включает в себя систему действий по организации выявления, учета и оценки экологически опасных объектов и зон, разработку мер по прекращению (снижению) их вредного воздействия в целях предотвращения возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе и отдаленных.

 

 

Заключение

 

Экологическая политика реализуется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга путем учета экологических приоритетов при подготовке правовых актов, а также путем разработки, принятия и реализации в установленном порядке программ в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха, организации природоохранных работ и мероприятий.

 

Реализация экологической политики позволит обеспечить устойчивое развитие Санкт-Петербурга, реализовать права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечить экологическую безопасность населения Санкт-Петербурга, улучшить показатели качества окружающей среды по всем ее компонентам.

Государственное управление в области охраны окружающей среды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.059 с.)