ТОП 10:

Охрана и мониторинг земель. Экологическое нормирование



Как указывалось выше, качество земель, плодородие почв может снижаться вследствие различных причин как природообусловленных, так и в результате нерационального антропогенного воздействия.

Охрана земель – это система правовых, экономических, организационно-технических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, сохранение плодородия и экологических функций почв, защиту от вредных воздействий, ведущих к деградации качественного состояния угодий, а также восстановление нарушенных земель.

С целью охраны земель предполагается проведение следующих мероприятий:

- предотвращение вывода из оборота продуктивных земель в связи с ухудшением их качественного состояния. Земли сельскохозяйственного назначения имеют наибольшую значимость и ценность, поэтому для них установлен особый правовой режим использования и охраны для недопущения их деградации;

- выявление и устранение причин, вызывающих снижение качества земли;

- рациональное использование земель путем применения научно-обоснованных методов и технологий;

- защита земель от эрозии, селей, подтоплений, засоления, уплотнения, загрязнения различными отходами и т.п.;

- рекультивация нарушенных земель и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Здесь уместно вспомнить закон Российской Федерации «О недрах», а также Постановление Правительства РФ от 23.02.94 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

- при разработке месторождений полезных ископаемых;

- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, проектно-изыскательных, геолого-разведочных и др. работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

- складировании и захоронении промышленных, бытовых и др. отходов;

- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;

- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

- проведении войсковых учений за пределами специальных полигонов.

При невозможности проведения на данный момент рекультивационных работ законодательством допускается консервация земель – перевод их в особый правовой режим с прекращением их хозяйственного использования для восстановления их производительных свойств.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земельного фонда, предназначенная для оперативного выявления негативных изменений в пределах различных угодий с целью предупреждения и устранения нежелательных последствий. Мониторинг – это государственное мероприятие по управлению земельным фондом, предусмотренное ст. 109 Земельного кадастра РФ и «Положением о мониторинге земель в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ № 491 от 15.07.92 г. В зависимости от масштаба и полноты охвата, а также целевого назначения различают глобальный, региональный и локальный мониторинг.

В мониторинг входит целый комплекс наблюдений, изысканий, съемок, в результате чего выявляются такие процессы, как:

- изменение границ разлитых угодий;

- наличие водной или ветровой эрозии;

- развитие опустынивания;

- пастбищная дигрессия;

- развитие процессов гидроморфизма и засоления;

- изменение запасов гумуса и др.

Объектом мониторинга являются все земли, все угодья независимо от их правового режима и формы собственности.

Мониторинг земель входит в единую государственную информационную систему о состоянии окружающей среды и природных ресурсов и является неотъемлемой частью глобального планетарного мониторинга.

Экологическое нормирование

Состояние окружающей природной среды должно соответствовать условиям нормального (физиологически комфортного) существования всех экосистем, включая человека. С целью сохранения физико-географической основы и оптимального режима функционирования природно-антропогенных комплексов необходимо введение в практику природопользования системы экологического нормирования.

Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды [28].

Система экологического нормирования направлена на:

- правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы;

- создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом;

- создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и т.д. [6].

В нашей стране система экологического нормирования находится в стадии разработки, хотя мировая практика насчитывает уже несколько десятилетий. Глубокое развитие получило экологическое нормирование в Германии, где законодательно принята система стандартов DIN, направленная на регулярное оценивание состояния окружающей среды по ряду параметров ее компонентов – почвы, воды, атмосферного воздуха.

В Российской Федерации такая оценка регламентируется рядом нормативных документов [27, 28, 29, 31] и осуществляется по следующим разделам:

- состояние биотических компонентов (почв, растительного покрова и животного мира) по критерию их соответствия зональным природным условиям и традиционному, исторически устоявшемуся, природопользованию региона;

- зависимость состояния здоровья населения от состояния окружающей природной среды.

В основу установления экологической нормы положено определение допустимого предела нарушения природной среды до сохранения ее способности к самовосстановлению при данном уровне природопользования.

В последние годы начались углубленные исследования по разработке принципов экологического нормирования. Так, в работе [6] приводится схема экологической оценки состояния окружающей среды по пяти градациям, соответствующим различной степени нарушения экосистем, что подразумевает применение различных природоохранных мероприятий (табл. 7.4).

Таблица 7.4

Критериальная таблица экологической оценки состояния окружающей природной среды [6]

Оценочный балл, % Качественные признаки состояния природной среды Уровни потери качества
0-1,0 0-5   Отсутствие признаков: - угнетения естественных и антропогенных биоценозов; - нарушений состояния здоровья из-за влияния окружающей природной среды; - нарушений природных сфер и их функционального равновесия   Условно нулевой
  Окончание табл. 7.4
Оценочный балл, % Качественные признаки состояния природной среды Уровни потери качества
1,1-2,0 6-20 Заметное угнетение естественных биоценозов, использование земель для производства пищевой продукции без ограничений; Природная среда в целом удовлетворительна для существования человека; Признаки нарушений отдельных природных сфер обратимого характера. Низкий
2,1-3,0 21-40 Природные биоценозы сильно угнетены, производство пищевой продукции неэффективно из-за низкого качества и пониженного плодородия почв; Здоровье населения заметно ухудшено из-за неблагоприятных условий окружающей природной среды; Окружающая природная среда не справляется с антропогенными нагрузками. Средний
3,1-4,0 41-70 Невозможность длительного существования искусст-венных насаждений, противопоказанность использования земель для производства продовольственной продукции; Существенная деградация населения по состоянию здоровья; Необратимые нарушения природных сфер, исключающие самовосстановление природной среды в целом. Высокий
4,1-5,0 71-100 Биопродуктивность земель нулевая; Прямой контакт человека с природной средой опасен для здоровья и существования человека; Природные сферы необратимо нарушены и не могут выполнять своих функций в окружающей среде. Катастро-фический

Особое внимание уделяется определению экологического состояния почв с учетом следующих методологических принципов:

1. Градация показателей состояния почв и их ранжирование по степени проявления признака осуществляется в соответствии с принятыми нормативами, а в случае их отсутствия – по критериальной таблице оценки состояния окружающей природной среды (табл. 7.4).

2. При разработке нормативов экологического состояния почв (фонового, допустимого содержания загрязняющих веществ, параметров физической и технологической деградации и т.д.) необходимо учитывать региональные, биоклиматические, литологические особенности территории, характер землепользования.

В настоящее время Министерством природных ресурсов РФ совместно с Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова на основе результатов ряда научно-практических исследований разработан проект методики определения ущерба от деградации, загрязнения и захламления почв и земель [6].







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.005 с.)