Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Петербургская художница»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: развитие умения понимать истинный смысл агрессивного высказывания. Дополнительные цели тренера: развитие умения использовать эмоциональные сигналы партнера для понимания его, но без заражения этими эмоциональными сигналами.
Инструкция. Сейчас мы должны будем пытаться понять истинный смысл того, что имеет в виду партнер, обращаясь к нам с агрессивным выпадом. Постараемся не реагировать на выпад как таковой. Будем воспринимать агрессивную форму сообщения как важный сигнал. Здесь тренеру уместно привести какой-нибудь хороший пример. Я обычно рассказываю следующую историю: Это было в 1991 году. Моему сыну исполнилось 4 года, и он начал посещать художественную студию при Дворце творчества юных (ранее — Дворец пионеров и школьников). Это была студия нового времени и нового стиля. Детям предоставлялась полная свобода самовыражения. Они занимались танцами, пением, живописью, даже элементами театральной игры. Это была студия для «домашних» детей, которых родители пестовали. Поэтому на первых порах родителям разрешалось присутствовать на занятиях, пока дети не привыкнут. Особенно удивительными по своей творческой атмосфере были занятия с молодой театральной художницей. На одном из самых первых занятий я с наслаждением наблюдала, как мой ребенок за отдельным столом творил что-то с помощью кистей и красок... Преподавательница живописи, тонкая, с удлиненным артистичным лицом, в очках, с тихим, но интонационно выразительным голосом, переходила от стола к столу, что-то говорила детям, обсуждала с ними... И вдруг вся эта удивительная атмосфера благоговения перед творчеством была резко нарушена одним из мальчиков. Он немного косил и был самый младший и самый неуправляемый из всех. Этот мальчик вдруг, неожиданно яростно закричал: — Я ВАС СДАМ В МИЛИЦИЮ!!! Наступила напряженная пауза. Мне было страшно, что сейчас нарушится «новое время», «новый стиль» и новый подход и все будет как всегда: учительница начнет выговаривать мальчику, его матери, начнется обычное: «Как ты смеешь?!», «Прекрати немедленно!» и т. п. Но художница держала паузу, в задумчивости глядя на этого мальчика. Она как будто решала про себя какую-то задачу. Наконец, она с обычным для нее спокойствием произнесла: — Ты имеешь в виду. Женя, что я давно к тебе не подходила? — Да... — безо всякой агрессивности ответил мальчик. Преподавательница подошла к Жене и стала с ним что-то обсуждать. Удивительная атмосфера была восстановлена. Это был настоящий урок. Ответить не на агрессивный выпад, а на боль, которая его вызвала — это требует выдержки, ума и настоящей заинтересованности в партнере как личности. Обычно эта история вызывает восхищение молодой художницей. Теперь тренеру важно так организовать упражнение, чтобы интерпретации совершались на «живом», настоящем, а не придуманном материале. Для этого он может использовать в качестве нападающего... самого себя. Однако нападать ему лучше не на кого-то из участников конкретно, а в пространство. Давайте объединимся в четыре команды... Сейчас я буду произносить вслух возмущенные реплики. Задача команд — проникнуть в их суть. Что на самом деле я имею в виду? Чего я хочу? Чего добиваюсь? Командам будет дано 2 минуты на обсуждение, а потом они должны будут высказать свою догадку. Начнем...
ПРИМЕР __________________________________Игра «Петербургская художница» Школа менеджеров «Арсенал», Москва, февраль 2000 — Почему, когда я приезжаю в Москву, мне всегда говорят: Как вам не повезло с погодой! Или наоборот: Как вам повезло с погодой?! И н т е р п р е т а ц и я к о м а н д ы 1. Ты имеешь в виду, что погода для тебя не имеет значения? И н т е р п р е т а ц и я к о м а н д ы 2. Ты имеешь в виду, что хотела бы услышать что-то не о погоде? И н т е р п р е т а ц и я к о м а н д ы 3. Ты имеешь в виду, что если говорят о погоде, то больше не о чем говорить, а значит, люди не знают, о чем с тобой говорить, не понимают тебя? И н т е р п р е т а ц и я к о м а н д ы 4. Ты имеешь в виду, что люди в Москве предпочитают соблюдать светскую дистанцию с тобой?
Тренер должен записать все догадки и потом прокомментировать их. Важно подчеркнуть достоинства каждой, даже если какие-то из догадок окажутся далекими от того, что имел в виду тренер. В этом случае необходимо подчеркнуть, что некоторые интерпретации объясняют ему больше, чем он сам себе в состоянии был объяснить. И это не лукавство. Неожиданные интерпретации дают информацию о том, как твои слова могут быть поняты, а это, несомненно, важное знание. Игра может быть продолжена с кем-либо из участников в качестве «нападающего». При обсуждении результатов игры тренер может поставить вопрос: «Что помогает точно понять истинный смысл высказывания другого человека?» Очень часто участники отвечают: знание ситуации, более широкого контекста и этого человека. Для незнакомого человека — знание ситуации и внимание к этому человеку, заинтересованность в нем. Во всех случаях — отношение к этой ситуации не только как к задаче снижения эмоционального напряжения, но и как к задаче понимания. «Сухой остаток» игры. Эмоциональное напряжение партнера — это не только шум, который нужно преодолеть, но и важный сигнал, который нужно постараться понять. В ситуации эмоционального напряжения задача двоякая: снизить эмоциональное напряжение и понять его истинные причины. 8.11. Ролевая игра «Разделение по признаку» [29] Точнее эту игру можно было бы назвать «Расслоение по полюсам» Цель: отработка техник регуляции эмоционального напряжения. Дополнительные цели тренера: внесение элемента игры, экспрессии, движения.
Инструкция. Сейчас нам понадобится два ведущих. Они будут тренировать свою способность по наблюдаемым признакам определить личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут. Когда они вернутся, здесь будут две группы людей, представляющих собою два полюса, два полярных качества, например: чрезмерно осторожные — опрометчивые или агрессивные -податливые и т. п. Полюса будут либо оба положительными, либо оба отрицательными. Например, у нас не может быть полюсов «аккуратность — неаккуратность» или «доброта — злобность», так как здесь один полюс слишком явно положителен, а второй — отрицателен. Вместо этого у нас могут быть полюса: чрезмерная агрессивность — чрезмерная податливость. Быть агрессивным — плохо, но иногда оправданно. Быть податливым — тоже плохо, но иногда оправданно. И все же эти полюса представляют собой противоположности. Задача ведущих — дать обеим группам какие-то задания, например, попросить их придумать себе девиз, спеть свой гимн, а затем продемонстрировать вам, как они ведут себя в ситуациях эмоционального напряжения... Лучше использовать задания, в которых не подразумевается индивидуальных ответов или реакций. В ответах на вопросы проявятся индивидуальные особенности, и это может увести далеко в сторону. Вам нужно определить групповые различия. Постарайтесь придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой. По тому, как будут выполнять задания две команды, вы сможете определить, в чем различие между этими двумя командами. Итак, кто хочет быть ведущим?.. Наши ведущие — Игорь и Маша. Вы выходите из комнаты на несколько минут. Там вы должны подготовить задания для команд. Когда вы вернетесь, то должны будете предложить командам выполнить ваши задания. По тому, как команды выполнят задания, вы должны будете определить, какие два противоположных качества разделяют эти команды. Пока вы будете готовиться за дверью, мы здесь немного порепетируем... Есть ли у вас какие-нибудь вопросы? После того как оба ведущих выйдут за дверь, тренер предлагает выбрать два полюса. Игра проходит острее, если оба полюса — «негативные», например: «твердолобые» — «мягкотелые»; «педантизм, доходящий до абсурда» — «полное разгильдяйство»; «упрямство» — «конформизм»; «оголтелые консерваторы» — «оголтелые радикалы»; «нахальные» и «занудные»; «циники» и «наивные»; «муравьи» и «стрекозы»; «волки» и «лисы»; «волки» и «овцы» и т.п. Некоторые из этих вариантов разделения могут быть не только острыми, но даже опасными. Например, в группу «волков» наверняка попадут более активные и агрессивные участники группы. Разделение на две группы почти автоматически порождает их противостояние. Команда «овец» фактически обречена на то, что ее будут подавлять. Однажды такая ситуация произошла у меня на тренинге. К сожалению, я не сразу сообразила, что тренеру необходимо присоединиться к группе «овец», даже если он чувствует себя «волком». Необходимо помнить, что при любом разделении тренер должен присоединиться к более слабой команде — по составу или по численности. Менее острым, но в то же время эффективным, будет использование двух «позитивных» полюсов, например: r «телики» и «парателики» (получающие удовольствие от результата и получающие удовольствие от процесса); r «мастера» и «творцы» (т. е. стремящиеся к совершенству в следовании уже существующим образцам, с одной стороны, и стремящиеся к созданию чего-то нового, пока не существующего, с другой); r «покоряющие людей своей красотой» — «покоряющие людей своим умом» и т. п. Тренер должен помочь группе выбрать полюса, которые отвечают текущей задаче. В данном случае это отработка техник регуляции эмоционального напряжения, поэтому если оба полюса будут «негативными», участники, скорее всего, будут использовать техники, повышающие эмоциональное напряжение. Например, «волки» будут игнорировать эмоциональное состояние партнера, «принижать личность» и т. п., а «овцы» могут оказаться слишком «сладкими» в подчеркивании значимости партнера и т. п. Игра может пойти по принципу «сделай это неправильно». В этом случае «сухим остатком» будут выявленные в процессе игры типичные ошибки и перехлесты в использовании техник. Однако если тренер хочет закрепить использование техник, ему лучше использовать два одинаково {или почти одинаково) положительных полюса. В этой игре полезно назначить независимого наблюдателя. Его задачей будет записывать формулировки техник регуляции напряжения, которые будет использовать каждая из команд. ПРИМЕР __ Ролевая игра. Разделение по принципу Институт тренинга, Санкт-Петербург, февраль 1997 Ведущие: Катя и Равиль. Независимый наблюдатель: Виктория. Выбранные полюса: преобладание доброты, либо преобладание ума. Первое задание ведущих было: придумать девиз группы и продемонстрировать скульптуру группы. «Умные» построили скульптуру — немую сценку «Озарение Исаака Ньютона». Их девиз: «Знание — сила». «Добрые» построили скульптуру «Кот Леопольд и мыши». Девиз: «Ребята, давайте жить дружно». Второе задание тренеров: продемонстрировать, какая реакция у вас будет, когда разгневанный начальник на вас кричит. «Умные» разыграли сценку, в которой начальник (Яков) «напал» на референта (Марину) за то, что она подала ему какой-то недоработанный вариант проекта договора. Марина выражает удивление и огорчение, а потом ссылается на факты: начальнику вместо чистового варианта подали черновой. «Но согласитесь, Яков, что этот вопрос — уже не ко мне», — говорит Марина. Тут встает со своего стула секретарша, которая что-то набирала на компьютере и при этом с ужасом прислушивалась к диалогу начальника с референтом. «Да. это я виновата, Яков Булатович...». «Но как же вы могли?!» — гремит начальник. И тут секретарша начинает «подчеркивать общность»: «Я линзу потеряла, Яков Булатович, и потеряла совершенно ориентацию, точь-в-точь как вы вчера. Помните, у нас тоже были проблемы?» Начальник смягчается: «О Господи... Ну ладно». Его догоняет заместитель (Сергей) и с восхищением поздравляет с тем, как он тактично провел этот разговор, никого не задев и все же расставив все по своим местам. Начальник пожимает ему руку, довольный. После этого Сергей подходит к референту и секретарю и поздравляет их с блестящим умением снижать напряжение у партнера по общению. «Добрые» демонстрируют сцену массового опоздания подчиненных на работу. Каждого из них при входе встречает начальник, который мягким, увещевающим и несколько ленивым голосом говорит: «Как же вы могли опоздать, батенька (матушка)? У меня у самого так голова болит... И я сегодня очень, очень злой». Когда сотрудники начинают объяснять ему причины, он сочувственно выслушивает и дает советы, предлагает уйти с работы на сегодня совсем, и т. п. Кончается тем, что один из сотрудников приносит ему лекарство от головной боли, а сотрудница громко предлагает «отпустить его домой». Все подхватывают начальника на руки и выносят с работы, он умиленно склоняет голову на плечо одного из выносящих его. Догадки ведущих, Кати и Равиля, были сначала более точными для подгруппы «умных»: это более рациональные люди, склонные к интриге... А другая группа — какие-то непонятные, сладкие... Эмоциональные, как дети, но какие-то дурашливые... При подведении итогов упражнения можно обсудить следующие вопросы: 1) с какими качествами оказываются связанными доброта и ум? 2) какие техники использовали те, у кого преобладает «ум», и те, у кого преобладает «доброта»? Если в игре был независимый наблюдатель, он должен прочитать свои записи для прояснения вопроса 2. Как правило, для многих участников становится инсайтом, что то качество, которое они проявляли, оказалось связанным с другими качествами. В приведенном примере преобладание ума над добротой оказалось связанным с интриганством, а преобладание доброты — со слащавостью и дурашливостью. Команда «преобладания ума» продемонстрировала техники обращения к фактам, вербализации чувств, подчеркивания общности и подчеркивания значимости. Команда «преобладания доброты» продемонстрировала техники предложения конкретного выхода из создавшейся ситуации и проявления интереса к проблемам партнера. «Сухой остаток» игры. Использование техник должно быть искренним и органичным. Лучше использовать те техники, которые гармонично сочетаются с твоими личностными особенностями. 8.12. Упражнение «Техника О'К и Хм-м-м» [30] Цель: отработка паралингвистических и невербальных приемов снижения напряжения. Дополнительные цели тренера: внесение элемента юмора и озорства.
Инструкция. Некоторые страны отличаются высокой контекстностью, а некоторые — низкой. Высокая контекстность означает, что смысл слов в значительной степени определяется ситуацией и множеством почти неуловимых сигналов, которыми обмениваются собеседники. Российская культура характеризуется высокой контекстностью. И напротив, жителям Скандинавии, Швейцарии и, в особенности, Германии свойственна наивная вера в то, что имеется в виду именно то, что говорится. Шведы, как жители Скандинавии, принадлежат к низкоконтекстной культуре. Таким образом, они должны говорить то, что они имеют в виду. Однако с другой стороны, шведы очень гордятся своим стремлением к компромиссу и согласию. Поэтому в ситуациях, когда им нужно отказать собеседнику, отклонить его предложение, у них возникает борьба мотивов. С одной стороны, они должны говорить именно то, что имеют в виду, а с другой стороны — они не должны нарушить атмосферы согласия. Шведский выход — паралингвистический ответ. Например, вежливый отказ в шведской технике может быть таким: — Я предлагаю перенести это обсуждение на 15-е число. — Хм-м-м... Вежливое несогласие: — Можно было бы на эту конференцию в Стокгольм отправить Марианну. — У-у-у... Отклонение предложения: — Я мог бы уже сейчас перенести на дискету вашу презентацию. — Э-э-э... С помощью этих назализаций[31] шведам удается смягчить отказ. Иногда возникают ситуации, когда шведам нужно смягчить не свой, а чужой отказ. Для этого ими используется техника О'К. — Я не буду участвовать в презентации. — О'К!!! Важно, чтобы О'К следовало немедленно и звучало жизнеутверждающе, с одной стороны, и как приглашение к совместному размышлению, с другой. — Мне не нравится, как у нас в команде поставлено дело с передачей информации друг другу. — О'К!!! Возможный русский аналог О'К!!! — Так!!! (но, естественно, без язвительности). Обычно этот рассказ вызывает оживление и смех. Тренер может сам продемонстрировать паралингвистические ответы и технику О'К. Теперь давайте поэкспериментируем с этими техниками. Первая пара работает с паралингвистическим отказом, вторая — с техникой О'К и т. д. На подготовку дается 2 минуты. (Возможен и другой вариант: тренер в случайном порядке обращается к каждому участнику, и они отвечают в одной из техник.) Как правило, упражнение проходит весело, в нем бывает много интересных находок. «Сухой остаток» упражнения. В ситуации отказа можно эффективно регулировать напряжение одним словом или даже мероприятием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.014 с.) |