Предприниматель и капиталист 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприниматель и капиталист



 

Ко второй половине XIX в. явственно проявилась необходимость проведения различий между предпринимателем и капиталистом. Новые методы корпоративного финансирования вызвали к жизни быстрый рост числа компаний, где капиталисты уже не выступали в роли предпринимателей, а предприниматели — в роли капиталистов.

Изначально преобладающим типом был владелец-менеджер. Однако становилось все более и более очевидным, что между этими двумя функциями не существует автоматической взаимосвязи. Экономисты старались как можно четче провести границу между предпринимателем и капиталистом, но столкнулись с определенными теоретическими затруднениями, так как капиталист берет на себя ответственность, рискует, я предприниматель нет. Выдвигавшимся теориям недоставало необходимой стройности даже после того, как Френсис А. Вокер в Америке, Маршалл в Англии, Мангольд и другие исследователи в Германии стали уделить предпринимательству все большее внимание.

Различия между простым управлением и координацией ресурсов, с одной стороны, и использованием

­ Конец страницы 27 ­

¯ Начало страницы 28 ¯

ресурсов в созидательных целях, с другой, с особой силой были подчеркнуты Йозефом Шумпетером. Его работы, созданные в первой половине XX в., оказали существенное влияние на последующее развитие экономической мысли, хотя в то время в большом бизнесе преобладали технократические тенденции, наблюдалось тяготение к руководству статичными структурами. Шумпетер отметил важное отличие адаптивного поведения, связанного с управлением имеющимися в распоряжении ресурсами, от креативного, творческого поведения в тех или иных обстоятельствах. В своей книге «Капитализм, социализм и демократия» он выдвинул концепцию «созидательного разрушения».

Шумпетер использовал это понятие для описания изменчивости, другими словами, динамичной природы экономических процессов. Приверженность устоявшимся взглядам и структурам делает нас невосприимчивыми к новым идеям. Между тем, как подчеркивал Шумпетер, гибкость — это необходимое условие успеха в бизнесе.

Когда кто-либо приходит к выводу, что существующим потребностям отвечает какая-то новая расстановка сил, отличная от имеющейся, тогда согласно динамической концепции Шумпетера происходит созидательное разрушение старых структур, которое продолжается до тех пор, пока не возникает некая новая ситуация.

Шумпетер сформулировал основные положения своей теории в 1912 г., однако до 50-х годов она встречала явно враждебное отношение академических кругов. Это объяснялось тем, что в работах Шумпетера отсутствовали математические выкладки, без которых в период господства технократических тенденций не мыслились исследования такого рода. Способность предпринимателя к выработке идей на микроуровне отличалась непредсказуемостью и не вписывалась в структуры, которые могли быть предложены академическими учеными и с которыми приходилось работать. Возможно такая реакция объяснялась и тем, что эти ученые вообще не могли предложить ничего нового.

Шумпетер видел, как в крупных корпорациях исследования и разработки сводились к рутинной работе. Фирмы стремились лишь к тому, чтобы стать крупнее и сильнее. В начале 40-х годов он предсказал, что стремление к экономии на масштабах производства возьмет верх и предпринимательство окажется загнанным в угол. Экстраполяция существовавших тенденций,

­ Конец страницы 28 ­

¯ Начало страницы 29 ¯

естественно, вела к выводу, что каждая отрасль промышленности окажется представленной одной компанией. Пессимизм Шумпетера усиливался по мере того, как он убеждался, что реальный ход событий противоречил положениям выдвинутой им теории.

 

Бизнесмены и администраторы

 

Гуннар Элиссон, эксперт в области индустриального развития, писал: «Никакая программа развития не может возникнуть случайно. Общества, организованные на основе частного капитала, стремятся минимизировать свои ошибки, даже если они многочисленны, и разработать такую систему поощрений, которая будет стимулировать проведение ограниченных по масштабу экспериментов, при этом их должно быть так много, чтоб достаточное число экспериментов закончилось успешно.

Централизованно управляемое общество не может совладать с ошибками. Культура такого общества нетерпима к ошибкам, поскольку все важные решения должны приниматься здесь централизованно, продуманно, а поэтому даже теоретически ошибки не могут быть допущены. Все это создает большие трудности. Боле того, совершаемые ошибки настолько велики и сложи (в качестве примера можно привести экономический кризис 70-х годов), что невозможно даже определить, кто же несет за них ответственность. На кого же невозложить вину за кризис 70-х: на Гуннара Странг Ричарда Никсона, лорда Кейнса? Или, может быть, на Карла Маркса?

В капиталистическом обществе компании сами занимаются разработкой идей, их реализацией и принимай на себя соответствующий риск. Они преуспели и в быстром выявлении и исправлении ошибок. Здесь очень легко провести сравнение, которое будет не в пользу обобществленного производства, защищенного промонопольным законодательством, где менеджмент и рабочие могут позволить себе роскошь быть совершенно некомпетентными и беспомощными перед лицом рыночных сил до тех пор, пока эти последние не окрепнут настолько, что вынудят провести преобразования.

Культура или кодекс правил, разработанных общественном секторе, делают невозможным закрыт предприятия, если выясняется, что вся концепция бизнесе была разработана ошибочно. Например, как можно

­ Конец страницы 29 ­

¯ Начало страницы 30 ¯

ставить вопрос о закрытии Государственной биржи труда или (приведем более реальный пример) какой-нибудь компании, субсидируемой государством? Вот почему эксперименты неприемлемы для централизованной экономики. Таким образом, общество лишено эффективных средств для избавления от неработающих, ненужных вещей».

На государственном уровне неоднократно предпринимались попытки сопоставить затраты ресурсов соценкой полезности произведенных товаров. Наиболее известный пример таких попыток связан с использованием моделей «затраты — выпуск», получивших широкое распространение с конца 60-х годов1. Практика показала, что результаты исследований так и не оказывают никакого воздействия, поскольку анализ, как бы точен он не был, сам по себе не создает никаких стимулов к переменам.

Шумпетер выделял статическую и динамическую эффективность. Его концепция статической эффективности созвучна тому, что многие, и я в том числе, называют административной экономикой. Речь идет об искусстве приспосабливаться к сложившейся экономической ситуации и умении управлять теми подразделениями компании, которые не рассчитаны на дальнейший рост.

Под динамической эффективностью Шумпетер подразумевает любую тенденцию к развитию, которая лежит в основе процесса предпринимательского развития. Правда, события 20-х и 30-х годов несколько обескуражили Шумпетера, так как статическая эффективность представлялась тогда значительно более надежным ориентиром. Казалось, что эффективное администрирование компаний может привести к успеху, однако в конце концов оно перестало соответствовать требованиям действительности.

Йозеф Шумпетер сформулировал суть концепции развития предпринимательства. Он показал, что в экономическом мышлении того времени содержалось мало

 

1 Речь идет о моделях, которые на Западе быливпервые разработаны Василием Леонтьевым в 30-х годах для экономики-США. В отечественной литературе этот метод анализа получил; название межотраслевого баланса (МОБ). Высокая аналитическая ценность метода повсеместно получила заслуженное признание, а практика регулярного составления МОБ впоследствии распространилась во всем мире, несмотря на высокую стоимость этой процедуры. — Прим. ред.

­ Конец страницы 30 ­

¯ Начало страницы 31 ¯

новизны и что должно пройти немало времени, пока новые идеи завоюют умы. Более того, этот процесс связан с особыми сложностями в связи с отсутствием четких структур и общепризнанной терминологии.

В книге Клода Ст. Джорджа-младшего «История управленческой мысли» (The History of Management Thought) есть глава под названием «Управленческий континуум». В ней содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры, когда шумеры изобрели клинопись, тем самым открыв возможность регистрации событий, вплоть до 50-х годов нашего века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место.

Таблица 1

Управленческий континуум

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
до н. Э. Шумеры [Sumerians] Письменность; регистрация фактов
  Египтяне [Egyptians] Признание необходимости планирования, организации и контроля
  Египтяне [Egyptians] Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы — «облегчи свою душу»
  Египтяне [Egyptians] Децентрализация в организации управления  
  Египтяне [Egyptians] Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба»
  Хаммурапи [Hammurabi]   Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
  Египтяне [Egyptians] Централизация в организации управления
  Евреи [Hebrews] Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения
  Китайцы [Chinese] Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
  Навуходоносор [Nebuchadnezzar] Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
  Менциус [Mencius] Китайцы [Chinese] Сун-Цзы [Sun Tzu] Признание необходимости систем и стандартов   Признание принципа специализации   Признание необходимости планирования, руководства и организации

­ Конец страницы 31 ­

¯ Начало страницы 32 ¯

Продолжение

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
  Сократ [Socrates] Формулировка принципа универсальности менеджмента
  Ксенофонт [Xenophon] Кир [Cyrus] Признание менеджмента как особого вида искусства Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов
  Греки [Greeks] Платон [Plato] Использование научных методов. Изучение методов труда и рабочего ритма Формулировка принципа специализации  
  Александр Великий [Alexander the Great] Создание штаба
  Като [Cato] Использование описаний работ  
  Варрон [Varro] Использование рабочих спецификаций  
20 н. э.   Иисус Христос [Jesus Christ] Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
  Диоклетиан [Diocletian] Делегирование полномочий  
  Альфараби [Alfarabi] Требования к руководителю  
  Газали [Ghazali] Требования к менеджеру  
  Л. Пачоли (Генуэзец) [L. Paccili (Genoese)] Двойная бухгалтерия  
  Франсиско Ди Марко [Francisko Di Marco] Учет издержек производства  
  Братья Сорансо [Soranzo Brothers] Использование журнала доходов и гроссбухов
  Барбариго [Barbarigo] Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов
  Арсенал Венеции Венецианцы [Arsenal of Venece Venetians]   Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости
  СэрТомас Мор [Sir Thomas More] Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства

­ Конец страницы 32 ­

¯ Начало страницы 33 ¯

Продолжение

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
  Никколо Макиавелли [Niccolo Machiavelli] Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя
  Сэр Джеймс Стюарт [Sir James Sfeuart] Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации  
  Адам Смит [Adam Smith] Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда
  Томас Джефферсон [Thomas Jefferson] Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей
  Эли Уитни [Eli Whitney] Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента
  Джеймс Уатт [James Watt] Маттеус Бултон Сохо, Англия [Matthew Boulton Soho, England] Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности
  Роберт Оуэн Нью-Ланарк, Шотландия [Robert Owen New Lanark, Scotland] Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих
  Джеймс Милл [James Mill] Анализ и общение человеческой мотивации
  Чарльз Баббедж [Charles Babbage] Упор на научный подход; признание особой важности специализации; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости
  Маршалл, Логлин и др. [Marshall, Laughlin, et al.] Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента
  Милл и др. [Mill, et al.] Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация — разделение труда; стимулирование через заработную плату
  Генри Пур [Henry Poor] Принципы организации, связи и информации в применении к железным дорогам

 

­ Конец страницы 33 ­

¯ Начало страницы 34 ¯

Продолжение

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
  Даниэль К. МакКаллум [Daniel С. McCallum] Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте
  В. С.Джевонс [W. S. Jevons] Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости
  Джозеф Вартон [Joseph Wharton] Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
  Генри К. Меткалф [Henry С. Metcalfe] Генри Р. Таун [Henry R. Towne] Искусство менеджмента; наука управления   Наука менеджмента  
  Фредерик Халси [Frederick Halsey] План премиальных выплат заработной платы
  Фредерик У. Тэйлор [Frederick W. Тaylor]     Франк Б. Гилбрет [Frank В. Gilbreth] Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация; принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию. Наука мотивационных исследований
  Генри Л. Гантт [Henry L. Ganft] Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих
  Хьюго Манстерберг [Hugo Munsterberg] Харрингтон Эмерсон [Hamngton Emerson] Использование психологии в менеджменте и работе   Эффективный инжениринг; принципы эффективности  
  Харлоу С. Персон [Harlow S. Person] Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента

 

­ Конец страницы 34 ­

¯ Начало страницы 35 ¯

Продолжение

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
  Дж. К. Дункан [J. С. Duncan] Первый учебник менеджмента для колледжей
  X. Б. Друри [Н. В. Drury] Р. Ф. Хокси [R. F. Hoxie] Ф. В. Харрис [F. W. Harris] Томас А. Эдисон [Tzomas A. Edison] Критика научного менеджмента — утверждение первоначальных идей Критика научного менеджмента — утверждение первоначальных идей Модель экономичной партии товара   Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок
  Генри Файоль [Henri Fayol]     Александр Г. Черч [Alexander Н. Church] А. К. Эрланг [А. К. Erlang] Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое Предвосхитил теорию очередностей  
  У. Г. Леффингвелл [W. Н. Leffingweli] Применил научный менеджмент в ведомствах  
  К. К. Парсонс [С. С. Parsons] Ордвэй Тид [Ordway lead] Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах Применение психологии в промышленности  
  Моррис Л. Кук [Morris L. Cooke] Различные области использования научного менеджмента  
  Вальтер Д. Скотт [Walter D. Scott] Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами
  Оливер Шелдон [Oliver Sheldon] Развил философию менеджмента; принципы менеджмента  
  Г. Ф. Додж [Н. F. Dodge] Г. Г. Ромиг [Н. G, Romig] У. А. Шухарт [W. A. Shewhart] Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств  
  Рональд А. Фишер [Ronald A. Fisher]   Различные современные статистические методы, включая байесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов
  Элтон Майо [Elton Mayo] Социологическая концепция групповых устремлений  
  Т. К. Фрай [Т. С. Егу] Статистические основы теории обслуживания
  Мэри Р. Фоллетт Философия менеджмента, основанная на

 

­ Конец страницы 35 ­

¯ Начало страницы 36 ¯

Продолжение

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
  [Mary P. Follett]   индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента
  Джеймс Д. Муни [James D. Moony] Признание универсальности принципов организации  
  Честер Барнард [Chester Barnard] Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации
  П. М. С. Блэкетт и др. [Р. М. S. Blackett, et al.] Операционные исследования  
  Линдэлл Урвик [Lyndall Urwick] Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента  
  Макс Вебер [Max Weber] Ренсис Ликерт [Rensis Likert] Крис Аргирис [Chris Argyris] Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации  
  Норберт Винер [Norbert Wiener] Клод Шеннон [Claude Shannon] Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте  
  Франк Абраме [Frank Abrams] Бенджамин М. Селекман [Benjamin М. Seleckman] Ввели искусство управления в мышление менеджеров  
    Герберт Саймон [Herbert Simon] Гарольд Дж. Левитт [Harold J. Lewitt] Роберт Шляйфер [Robert Schlaifer] Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента  
  Дуглас МакГрегор [Douglas McGregor]   Доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «Y» — принцип распределения ответственности
  Игорь Ансофф [Igor Ansoff]   Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент»

 

­ Конец страницы 36 ­

¯ Начало страницы 37 ¯

Продолжение

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента  
  Фред Фидлер [Fred Fiedler] Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения  
  Джемс Томпсон [James Thompson] Джей ' Гэлбрайт [Jay Galbraith] П. Лоренс [P. Lawrence] Дж. Лорше [J. Lorsche] Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства  
  Карл Вейк [Karl Weick] Исследовал организации как интерпретируемые системы    
  Вильям Оучи [William Ouchi] Оливер Вильямсон [Oliver Williamson] Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка — причина существования фирм    
  Генри Минцберг [Henry Mintzberg] Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до «адхок»-кратии  
  Геральд Саланчик [Gerald Salancik] Теории властных структур внутри и между организациями    
    Джеффри Пфеффер [Geoffrey Pfeffer] Мишель Круазье [Michael Crousier]    
 
  Розмари Стюарт [Rosemary Stewart] Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач
  Майкл Портер [Michael Porter]   Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость
  Джон Коттер [John Kotter] Джон Габарро [John Gabarro] Исследование работы высших руководителей.   Различные характеристики и их восприятие во времени
  Теренс Дил [Terence Deal] Алан Кеннеди [Alan Kennedy] Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие
  Том Петере [Tom Peters] Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса

 

­ Конец страницы 37 ­

¯ Начало страницы 38 ¯

ГЛОССАРИЙ

Приобретение

Приобретение — один из наиболее распространенных способов роста компании. Покупая дело или входя в долю, можно обеспечить резкий количественный рост, тогда как органический рост является следствием поэтапного расширения за счет собственных ресурсов компании, накопленных в результате ее хозяйственной деятельности.

Приобретению как методу развития корпораций посвящено множество исследований. В них доказывается, что в подавляющем большинстве случаев в результате совершенной сделки продавец оказывается удовлетворенным, в то время как покупатель нередко не вполне удовлетворен своим приобретением.

В последние годы методы приобретения и процесс управления торговым бизнесом значительно усовершенствовались, благодаря чему покупателям сегодня в основном удается избежать попадения в наиболее распространенные ловушки, в них попадают лишь самые неосторожные. Одна из таких ловушек — экстраполяция тенденций, высокие значения количественных характеристик которых связаны с какими-либо особыми обстоятельствами. В действительности время от времени можно услышать о компаниях, доход которых резко возрос за счет сокращения издержек производства. Однако возможности сокращения издержек не безграничны, и в тот или иной момент этот процесс может вызвать серьезные осложнения. Сокращая расходы на развитие производства, подготовку персонала и поиски новых рынков, можно лишь на короткое время добиться заметного увеличения доходов.

Другая ловушка, связанная с процессом приобретения, заключается в том, что покупатель зачастую слишком торопится встроить приобретенные элементы в

­ Конец страницы 38 ­

¯ Начало страницы 39 ¯

структуру своего собственного дела и подогнать и: последней, не обращая при этом должного внимания факторы, способствовавшие успехам корпорации еще свершения акта купли-продажи. Таким образом, покупатель не только упускает возможность укрепления корпорации путем приобретения компании, но и рискует потерять наиболее квалифицированных представителей ее персонала, которые в худшем из случаев могут у к конкурентам.

Следует выделить три рациональных мотива приобретения:

1) заполнение пробелов в производственной почке;

2) инвестирование избыточных средств;

3) укрепление делового партнерства.

К указанным трем следует добавить и четвертый мотив, который с точки зрения бизнеса может показаться иррациональным, но тем не менее он весьма широко распространен. Речь идет о стремлении yдовлетворить свои амбиции, желании создать свою «империю».

Если Вы стремитесь заполнить пробел в производственной цепочке, Ваша цель состоит в приобретении достающих производственных мощностей, без которой невозможно удовлетворит те или иные потребности или полностью задействовать имеющиеся каналы реализации.

Компания «Вольво», приобретая компанию «Даф», прежде всего стремилась укрепить свои позиции по отношению к дилерам и благодаря выпуску более де вой машины меньших размеров расширить ассортимент продукции.

Консультационно-вычислительная фирма покупает центр подготовки специалистов, преследуя при этом вполне очевидную цель: удовлетворить потребность в подготовке кадров для монтажа и эксплуатации компьютерных систем.

Факт приобретения Франком Лоренсо компании «Ю. С. Эйрлайнс» может быть истолкован, по всей видимости, как комбинация двух факторов: перестройки производства и попытки создания собственной империи.

Инвестирование избыточных финансовых средств зачастую выступает в качестве побудительного мотива приобретения в период подъема экономики, когда компании буквально захлебываются от избытка денег. Следует отметить, что практически всегда имеются

­ Конец страницы 39 ­

¯ Начало страницы 40 ¯

возможности для инвестиций в основные виды бизнеса, но иногда, принимая во внимание фактор риска или времени, бывает разумнее вкладывать деньги во что-нибудь другое.

Желанию инвестировать свободные средства сродни стремление приобрести компанию, где менеджмент организован из рук вон плохо и это бросается в глаза. У Вас есть возможность понаблюдать, как в этой компании ведутся дела, а затем решить, можете ли Вы быстро увеличить ее доходы, купив компанию и поставив во главе новое руководство. Подобные действия могут открывать огромные деловые возможности, поэтому инвестиции представляются в этом случае весьма желательными.

Третьим рациональным мотивом приобретения является желание укрепить хозяйственную организацию. В этом случае объекты приобретения могут быть различными: конкурирующая фирма, поставщик, новый канал реализации или новая технология. Приобретение конкурирующей фирмы с целью завладеть большей долей рынка оправдано лишь в тех случаях, когда возможно получение существенной экономии средств в сфере реализации или производства. Например, в Соединенных Штатах бизнесу, связанному со срочными почтовыми отправлениями, контроль над рынком позволяет обеспечить определенную частоту доставки почты в данном районе, что в свою очередь дает компании возможность осуществлять срочную доставку при разумных издержках.

В других случаях существенную экономию можно получить путем организации крупносерийного производства. Однако в результате научно-технического прогресса данный подход стал менее типичным, чем ранее. Значение экономии на масштабах производства для увеличения конкурентоспособности продукции нередко переоценивают.

Независимо от мотивов приобретения, предполагаемый покупатель должен дать оценку стоимости возможной покупки как базы для ведения переговоров. Эмпирические данные свидетельствуют, что 80 % всех покупок уже через два года рассматриваются покупателями: как неудачные, в то время как практически такое же число продавцов высказывают удовлетворение по поводу совершенной коммерческой операции. Другими словами, приобретение — это весьма сложное искусст-

­ Конец страницы 40 ­

¯ Начало страницы 41 ¯

во, так как здесь следует проявить и стратегическое мышление, и умение действовать оперативно.

Часто ошибка покупателей заключается в том, что они недооценивают стратегическое положение и производственные возможности приобретаемого дела. Одна из важнейших задач, стоящих перед покупателем, следовательно, заключается в том, чтобы оценить стратегическую привлекательность приобретаемого дела. Ниже приводится таблица, где показано, как два предприятия с одинаковым уровнем дохода на инвестиции могут разительно отличаться друг от друга в том, что касается их будущих прибылей.

 

Таблица 2

Показатели Компания А Компания Б
Уровень дохода на инвестиции Доля рынка Относительная доля рынка Относительный уровень качества продукции Отношение капитала к величине оборота Величина оборота на одного занятого Добавленная стоимость на одного занятого Рыночный рост Прогноз 20% Небольшая Небольшая Низкий Высокое Низкая Средняя Низкий Великолепный 20 % Большая Большая Высокий Низкое Высокая Средняя Высокий Ужасный

 

Факт, что компании А и Б имеют одинаковый уровень доходов на инвестиции, может быть простым совпадением, но он может быть и следствием существенных различий в компетентности менеджеров. Как и во всехдругих хозяйственных ситуациях, необходимо понимать закономерности развития отрасли, в которой действует покупаемое предприятие, чтобы правильно оценить состояние дел в нем.

Данному вопросу посвящена обширнейшая литература, содержащая тесты, проверочные методы и другие способы, которые могут применяться при приобретении. В этом контексте я привожу ряд вопросов, имеющих ключевое значение.

Какую прибыль может приносить покупаемое предприятие?

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

Практика увязки покупной цены с ростом доходов приобретаемого предприятия получила столь широкое распространение, что продавец просто обязан дать твердые гарантии. Конечно же, надежды на будущие доходы должны быть соразмерены с покупной ценой, поэтому оценка реальности этих надежд очень часто является совсем нелишней.

Можно ли устранить недостатки в приобретаемом предприятии?

Выше мы уже упоминали возможность замены руководства. В других случаях покупатель может обнаружить слабые места в организации маркетинга, производства или других функций, которые можно незамедлительно исправить и, следовательно, быстро обеспечить рост прибыльности.

Совместимо ли приобретаемое предприятие со сложившейся у покупателя структурой производства и если да, то как реализовать эту совместимость?

Сторонники планового приобретения часто ратуют за мнимый синергизм, особенно в тех случаях, когда в качестве истинного мотива выступает стремление «тешить собственные амбиции», маскируемое ссылками на синергизм. Конечно, можно понять стремление обмануть публику фиктивным синергизмом, но если уж быть честным, по крайней мере, с самим собой, то следует признать свои истинные мотивы.

Сколько стоит приобретение?

К ответу на этот вопрос можно прийти исходя из максимальной цены, которую Вы готовы заплатить, учитывая пользу, которую приобретаемая компания может принести Вашей организации. Подобного рода рассуждения часто оказываются весьма полезными при выработке основы Вашей позиции на переговорах. Хотя желание хорошенько все взвесить до принятия окончательного решения о покупке можно только приветствовать, необходимо признать, что мы редко располагаем для этого временем.

Цель приведенных выше вопросов — выявить истинные мотивы приобретения и дать новую пищу для размышлений. В заключение я хотел бы отметить, что мне; известны главы компаний, которые, основываясь на весьма ограниченном формальном анализе, приняли решения о приобретениях, оказавшихся впоследствии более чем успешными. В одном из таких случаев сделка средних масштабов была заключена в течение двух

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

дней, что вызвало глубокое разочарование у двух других компаний, которые уже более двух месяцев вели переговоры с продавцом. Знание технологии заключения сделок имеет огромное значение и помогает экономить много времени.

Барьеры

В широком смысле слово «барьер» означает «вытянутую в длину перегородку, поставленную в качестве препятствия на пути или заграждения». По аналогии данное слово применяется и в сфере бизнеса для обозначения препятствий для проникновения на рынок новых конкурентов и попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него.

Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение конкурентных преимуществ. Характер барьеров может быть разным. Как правило, возможность создания барьеров обусловлена высоким уровнем капиталоемкости. В сфере воздушных перевозок барьеры строятся на тарифных скидках и необходимости крупных капиталовложений. Консультационным службам хорошо известны все возможные формы барьеров.

В розничной торговле барьеры можно воздвигать, совершенствуя размещение магазинов или создавая другие преимущества, затрудняющие жизнь конкурентов. Барьеры подобного рода называются входными. Ниже приводятся примеры того, как они действуют.

 

Входные барьеры

 

Экономия на масштабах производства — необходимы значительные инвестиции для снижения издержек производства.

Дифференцированная продукция — верность потребителей одной фабричной марке или поставщику.

Требования капитала — большие затрат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.079 с.)