Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода предпринимательства и выбора

Поиск

Тесную связь с частной собственностью имеет свобода предпринимательства и выбора. Капитализм возлагает на составляющие его экономические единицы ответственность за выбор определенных решений, которые учитываются и становятся экономически эффективными посредством свободных рынков.

Свобода предпринимательства означает, что при чистом капитализме частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товара или услуги по собственному выбору и продавать этот товар или услугу на рынках по выбору самой фирмы. Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительствам или другими производителями, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по


своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в капиталистической экономике особое стратегическое положение,- в определенном смысле потребитель обладает суверенитетом. Пределы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обусловливаются потребительским выбором. В конечном счете потребитель решает, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой свободный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не "свободны" производить товары и услуги, которых потребители не желают.

Кроме того, в реализации всех этих форм свободного выбора существуют довольно широкие юридические ограничения.

РОЛЬ ЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА

Поскольку капитализм представляет собой индивидуалистическую систему, неудивительно, что главная движущая сила такой экономики видится в стимулировании личного интереса; каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Вот почему предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или — как вариант — минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов, при прочих равных условиях, пытаются получить возможно более высокие цены при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов. За данное количество и тягость затрачиваемого ими труда поставщики живой рабочей силы также стремятся получить возможно больший доход. В свою очередь и потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

Стоит заметить, что соблюдение личного экономического интереса не следует смешивать с эгоизмом. Акционер, получающий дивиденды от корпорации, может внести часть их на строительство Латиноамериканской магистрали или завещать в наследство внукам. В свою очередь местный церковный деятель может дотошно сопоставлять цены и качество различных образцов при покупке новой мебели для церкви.


КОНКУРЕНЦИЯ

Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания, как коренного свойства капитализма. Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:

1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

Попытаемся кратко рассмотреть эти два взаимосвязанных аспекта конкуренции.

Большое число участников рыночных сделок Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей — предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Рассмотрим этот тезис со стороны продаж, или предложения, на товарном рынке.

Все мы с вами замечали, что, когда продукта оказывается необычно мало, цена на него повышается. Например, мороз не по сезону во Флориде может серьезно сократить урожай цитрусовых и резко повысить цену на апельсины. Точно так же, если единичный производитель или действующая воедино маленькая группа производителей способны каким-то образом регулировать или ограничивать общий объем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца. Регулируя предложение, производитель способен в собственных интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое число продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта.

Предположим, например, что на зерновом рынке в Канзас-Сити в какой-то определенный момент, когда цена на кукурузу составляет 4 дол. за бушель, выступают 10 тыс. фермеров и каждый из них предлагает 100 бушелей кукурузы. Способен ли один фермер, недовольный существующей ценой, вызвать искусственную нехватку кукурузы и тем самым поднять цену выше 4 дол.? Ответ явно отрицательный. Фермер Джонс, сократив производство кукурузы со 100 до 75 бушелей, практически не окажет никакого влияния на общий размер предложения кукурузы. На деле общий объем предложения при этом сократится с 1 млн лишь до 999,975 бушеля. Это явно не приведет к нехватке кукурузы! Объем предложения практически остается неизменным, а следовательно, и цена 4 дол. сохраняется. Вкратце, конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчай-


шую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя [1], не в состоянии манипулировать ценой продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции, "отдан на милость рынка". Та же характеристика справедлива и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупатели там в изобилии, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде.

Здесь важно следующее положение: широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею. Экономическое состязание препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличивать свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме.

Вступление в отрасль и выход из нее. Конкуренция предполагает также, что производителю очень просто вступить в какую-то конкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей. Этот аспект конкуренции обусловливает гибкость, которая жизненно важна для того, чтобы экономика с течением времени сохраняла свою эффективность. Свобода вступления в отрасль необходима, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Эта тема будет подробно рассмотрена в главе 5.

РЫНКИ И ЦЕНЫ

Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рыночная система, или система ценообразования. Капитализмэто рыночная экономика. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков. В самом деле, по определению рынок — это просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или
предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара или услуги. Рестораны "Макдональд", автозаправочные станции, бакалейно-гастрономические супермаркеты, аукцион произведений
искусства "Сотби" — все это лишь некоторые из бесчисленного множества примеров. Предпочтения Продавцов и покупателей учитываются этими агентами предложения и спроса на многих рынках, а результат их решений образует систему цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентирами, руководствуясь которыми владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают и корректируют свой свободный выбор, обеспечивающий личный интерес. Равно как конкуренция служит регулирующим механизмом, система рынков и цен играет роль основной организующей силы. Рыночная система представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Те, кто следует диктату рыночной системы, вознаграждаются, а тех, кто его игнорирует, система карает. Через эти системы связей капиталистическое общество выносит свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды производительного труда между экономическими единицами.

Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с ее помощью эти решения осуществляются на деле. Здесь, однако, необходимо сделать оговорку. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, также зависят от рыночных систем, но не в такой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм. Социалистические и коммунистические хозяйства используют рынки и цены главным образом для осуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учета бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

В главах 4 и 5 мы проанализируем механизм и действие рыночной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.009 с.)