Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура предпринимательстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
альные характеристики (возраст, пол, занятость, этнос и т.д.), но и социальные ценности, а также индивидуальные образы жизни потребителей. Хотя в прежние времена социология была склонна считать культуру массового потребления манипулируемой и стадиально управляемой, сегодня очевидно, что ни модель культурного манипулирования, ни модель индивидуального "потребительского суверенитета", предпочитаемая экономистами, сами по себе не могут адекватно отразить обозначаемые процессы. Как показал Фитерстоун (1990), в капиталистических обществах потребление (а) непрерывно поощряется с тем, чтобы поддерживалось производство и обеспечивался стимул к труду; (б) стало важным признаком статусного дифференцирования всех социальных групп; (в) является главным источником наших удовольствий и грез. Все эти аспекты, надо полагать, включают сложные, подчас противоречивые отношения. С одной стороны, несомненно, новое манипулирование потребностями, например, элементами фиктивной "ностальгии" и "попурри", порожденными туризмом и промышленностью "наследия" (см. Роджек, 1993). С другой стороны, в соответствии с теориями постфордизма производство все более ориентируется на нужды специалистов, расширяя культурное разнообразие, индивидуальный выбор и самовыражение. Таким образом, интерес к культуре массового потребления выдвинул "культурные вопросы на передний план" и стремится выйти за пределы чисто негативных оценок удовольствий потребления в прежних теориях массовой культуры. См. также Реклама; Бодрияр; Постмодернизм. КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (enterprise culture) - набор ценностей, символов и практических действий, включающих следующие обязательства: создание прибыли, владение предприятием, разработка новшеств, обладание инициативой, уверенностью в себе, творческим потенциалом и конкурентоспособностью. В 1980-х гг. правительство Великобритании учредило схему "предпринимательской инициативы", направленной на выпуск дипломированных специалистов, обладающих необходимыми промышленности мастерством и опытом, на финансирование инициатив в высшем образовании, поддерживающих ценности предпринимательства. Популярная критика социологии часто занимает негативную позицию в отношении предпринимательства, прибыли и индивидуализма. Социологическое исследование по культуре предпринимательства проведено по темам Организационная культура, Государство всеобщего благоденствия, Социальная политика. См. также "Новые правые ". Культурная область КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (США) (cultural anthropology) - антропология культуры человечества. Отличается от социальной антропологии сосредоточенностью не столько на структурах, сколько на деятельности определенных народов, хотя такое различие можно легко преувеличить. На практике подчеркивается материальная основа культуры, хотя идеальные ее значения также важны и изучаются когнитивной и символической антропологией. КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ (cultural assimilation) - см. Ассимиляция. КУЛЬТУРНАЯ ГЕГЕМОНИЯ (cultural hegemony) - см. Гегемония. КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (cultural deprivation) - отсутствие соответствующих культурных ресурсов, например, языка и знания. Понятие использовалось для объяснения ограничений в образовании рабочего класса и детей этнических меньшинств. Оно имело особое влияние в конце 1960-х — начале 70-х гг. в США и Великобритании. Проекты "Хедстарт" (США) и "Приоритетные сферы образования" (Великобритания) были разработаны для детей из рабочих семей ввиду отсутствия родительского внимания, неудачной семьи и соседей, а также неадекватного обеспечения соответствующим культурным опытом. Эта теория дефицита несостоятельности в образовании подверглась сильной критике, потому что предполагает личное несоответствие. Некоторые социологи считают данную проблему относящейся к культурным различиям, ибо школа включает социальные ценности, отличающиеся от ценностей и идей представителей рабочего класса. КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ (cultural diffusion) - см. Диффузия. КУЛЬТУРНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ (cultural incorporation) - см. Инкорпорация. КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (cultural integration) - см. Интеграция. КУЛЬТУРНАЯ ОБЛАСТЬ (cultural area) (Антропология) — географическая область, в которой общества имеют одинаковые культурные особенности (включая тип языка и социальные организационные формы), обычно связываемые с фундаментальными отличиями экологии данной области. Однако всякое предположение об экологическом детерминизме легко оспорит большинство теоретиков. Культурная революция КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (Cultural Revolution) - см. Мао Цзедун. КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ (cultural theory) - см. Литературная и культурная теория. КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (cultural evolution) — см. Эволюционная теория; Социокультурная эволюция. КУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО (cultural reproduction) - увековечивание существующих культурных форм, ценностей и идей. Для Бурдъе это означает воспроизводство и увековечивание культуры господствующих классов в обеспечении их непрерывного господства. См. также Культурный капитал. КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ (cultural lag) - гипотеза, согласно которой социальные проблемы и конфликты возникают из- за неспособности социальных институтов шагать в ногу с технологическими изменениями. Гипотеза основана на предположении о технологическом детерминизме и связана с неоэволюционными теориями социального изменения. Термин впервые использован Ог- борном (1964). См. также Модернизация; Технология; Функционализм; Неоэволюционизм. КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (cultural studies) - особое направление междисциплинарных подходов к изучению культуры и общества. В социологии этим активно занимается Центр современных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского университета, учрежденный в 1964 г. под руководством Ричарда Хог- гарта. Центр черпал вдохновение из его широко известной книги "Использование грамотности" (1958) и направлял свою деятельность на поддержку и поощрение исследований в области современной культуры — форм, учреждений, проявлений — и их связи с более широкими моделями социального изменения. После отъезда Хоггарта в ЮНЕСКО в 1968 г. директором центра стал социолог Стюарт Холл, руководивший им вплоть до своего перехода в Открытый университет в 1979 г. Интересами центра и основного социологического потока культурных исследований в Великобритании были: • социальное создание условий культурного производства и символических форм; • "жизненный опыт" культуры и ее формирование классами, возрастом, полом и этническими отношениями; Культурный капитал • отношения между экономическими, а также политическими учреждениями и процессами, с одной стороны, и культурными формами — с другой. Сюда относятся работы социалистического литературного критика Раймонда Уильямса (особенно "Культура и общество", 1958; "Долгая революция", 1960). Под влиянием Уильямса и Холла в аналогичных работах многие понятия заимствованы из марксизма, но их авторы всегда избегали "редукционизма", подчеркивая взамен идею о том, что культура — продукт борьбы за власть между различными социальными группами, основанными на возрасте, роде и этносе, равно как и на экономических делениях (классах). Например, в 70-х гг. несколько "Рабочих статей в культурных исследованиях", написанных исследователями ЦСКИ (Холл и Джефферсон, 1976) и посвященных молодежным субкультурам, привлекли широкое внимание (см. Сопротивление через ритуал). Позже под влиянием идей Грамши и алътюссерианского марксизма члены Бирмингемской школы изучали культурные значения Тэтчеризма. См. также Массовая культура; Литературная и культурная теория. В последнее время, особенно с приобретением "индустрии культуры" важного значения в экономике, появились работы ЦСКИ по анализу "культурных форм" — см. Культура массового потребления; Постмодерн и постмодернизм; Социология искусства. КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА (cultural contradictions of capitalism) — тезис (БЕЛЛ, 1976) о том, что в современных капиталистических обществах существуют неразрешимые конфликты между тремя основными "осевыми принципами", то есть экономическим (технико-экономической эффективностью), политическим (политическим и социальным равенством) и культурным (индивидуальным самовыражением и гедонистским выполнением), и что главные их проблемы порождаются самими этими обществами. Ср. Финансовый кризис в капиталистическом государстве. См. также Справедливость. КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ (cultural capital) — богатство в форме знания или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Как предложил, в частности, Бурдье, данное понятие расширяет марксистскую идею об экономическом капитале, ибо его обладатели оказывают значительное влияние на другие группы, используя знания для достижения привилегированного профессионального положения и узаконивают своих претензий на большую долю экономического капитала. Поэтому господствующий класс имеет Культурный материализм символы (язык, культуру и механизмы), посредством которых может устанавливать гегемонию. Бурдье доказывает, что школа путем присуждения удостоверений и дипломов — главное учреждение, служащее поддержанию установленного порядка. Язык, ценности, суждения, модели успеха и неудач, принятые в школе, принадлежат господствующей группе. Следовательно, успех личности в образовании в значительной степени продиктован той мерой, в какой она усвоила господствующую культуру, и тем, каким культурным капиталом обладает господствующая группа. Отчасти именно в результате культурного капитала рабочий класс нередко отодвигается на задний план в конкуренции за профессиональные достижения. Ведь культурный капитал не только дает преимущества в обучении, но также является фактором, ведущим к недооценке квалификаций, умений и т.д., к предпочтению некоторыми предпринимателями произвольно определенных "социальных характеристик", например, выпускников из среднего класса, заканчивающих элитные учреждения, даже если они обладают более низкой формальной квалификацией. Это понятие предполагает иной взгляд на преимущества человеческого капитала, нежели в основной альтернативной теории человеческого капитала (см. также Интеллект), дополняя ее теорией конкурса, имеющей и сходства, и различия в подходах (см. Конкурс). Ср. Функционалистская теория социальной стратификации. КУЛЬТУРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (cultural materialism) (Антропология) — подход (например, работа Марвина Харриса, 1978), заключающийся в том, что подходящими объяснениями многих аспектов человеческой культуры являются материальные факторы. В некоторых формах он аналогичен подходу Маркса, но в работе Харриса определяющие особенности объясняются демографией или окружающей средой. Хэмс, в частности, предложил рассматривать с этой точки зрения такие социальные явления, как каннибализм, табу и ограничения в пище. См. также Исторический материализм; Истощение окружающей среды; Географический детерминизм. КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (cultural pluralism) - 1. Доктрины, подчеркивающие социальные преимущества культурного многообразия и создания культурного богатства. 2. Социальная ситуация, в которой преобладает культурное многообразие. См. также Мультикультурализм; Плюрализм; Глобализация культуры. КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ и ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ (cultural relativism and linguistic relativism) — доктри- Кун Томас на, согласно которой понятия и ценности одного общества или культурной области не могут в полной мере интерпретироваться или восприниматься в других языках, то есть истинно универсальные понятия и ценности не доступны. См. также Релятивизм; Формы жизни; Несоизмеримость; Перевод; Гипотеза Сапира-Уорфа. КУЛЬТУРНЫЙ ШОК (culture shock) — разрушение нормальных социальных перспектив (общества, субкультуры, групп) в результате столкновения с чуждой или иностранной культурой. Хотя культурный шок может психологически расстраивать, а также причинять неудобства индивидуумам (как в тех ситуациях, когда речь идет о насильственном отрыве от собственного общества или его подрыве вмешательством извне), он может и освобождать, ведя к новой глубине понимания социологически значимых связей. Именно благодаря последнему социология и антропология часто применяют культурный шок к новым студентам своих дисциплин. См. также Новичок. КУН ТОМАС (Kuhn, Thomas) (1922—) — американский специалист по истории науки, чьи социологические поиски много сделали для подрыва условных, "абстрактных", общих философских оценок, вроде эмпиризма и фальсификационизма. В представлении Куна нет универсального научного метода, с точки зрения которого достижения науки могут обеспечиваться в абстрактной общей форме (см. также Фейерабенд). Главный тезис Куна — наука может правильно пониматься только как исторически и социально обусловленный продукт. Историк науки обязан учиться применять ее основные понятия так же, как любой другой ученый, работающий в своей области. Тогда это становится ничем не отличающимся от изучения социологом или антропологом группы либо общины. Кун обращает особое внимание на свойства его методов по сравнению с герменевтикой и значимыми пониманием и объяснением, а также на его понятие научной парадигмы и понятие Витгенштейна форм жизни. В наиболее известной его работе — "Структура научных революций" (1962) — Кун дает общую оценку науке, отмечая в ней периодические "революционные" изменения, в ходе которых установленные прежде понятия оказываются опрокинутыми. Важнейшим является следующий тезис: эти перевороты таковы (например, несоизмеримость научных концепций, которые господствуют прежде и после), что условные понятия накопленного "научного прогресса" сохраняться не могут (см. Нормальная и революционная наука). Критики Куна отклоняют тенденцию к философскому реляти- Куртозис визму. Однако игнорирование общепринятых философских оценок научного рационализма, а также защита исторических, социологических и психологических оценок науки не должны предполагать поддержку доктрины полного философского релятивизма (см. также Наука). Правда, Кун сам был не однозначен в решении этих проблем. КУРТОЗИС (kurtosis) — см. Меры дисперсии. КЬЮ (Q) ЮЛА — мера ассоциации (корреляции), изобретенная математиком Дж.В. Юлом и применяемая для вычисления ассоциации между двумя переменными, которые могут иметь только два возможных значения. л ЛАГЕРЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА (forced labour camp) - см. Концентрационный лагерь. ЛАЗАРСФЕЛЬД ПАУЛЬ (Lazarsfeld, Paul) (1901-1976) - родившийся в Австрии и впоследствии обосновавшийся в США социальный исследователь и социолог, внесший выдающийся вклад в развитие обзорного исследования и методики количественного анализа данных в социологии (см. Лазарсфельд и Розенберг "Язык социального исследования", 1955). После ранних работ в Австрии, посвященных классам и безработице, в 1933 г. он эмигрировал в США, занимаясь изучением средств информации до перехода в Колумбийский университет, где он учредил один из ведущих центров эмпирических социологических исследований — Бюро прикладных социальных исследований. Среди наиболее известных направлений были исследования электорального поведения, включая "Народный выбор" (1944), написанный совместно с Берельсоном и Годе, и "Голосование" (1954), изданное вместе с Берельсоном и Макфи (см. также Электоральное поведение). Критика его произведений, например, К. Райтом Миллсом за их значение только для абстрактного эмпиризма, не справедлива, поскольку именно Лазарсфельд может претендовать на первенство в установлении систематического социального обзора в качестве аналитического социологического инструмента, а не просто средства сбора фактов или мнений. Его систематизация методов гипотезы, проверяющая использование перекрестного табулирования, продолжает занимать главное место в социологии. Он внес большой вклад и в развитие исследовательских методов в других сферах, в том числе в постро- Лакан Жак ении показателей, а его содействие математической социологии было весьма полезно для ее выделения в особую подсекцию дисциплины. Он сам заявлял, что его целью всегда был поиск теорий среднего уровня. Сохраняющееся влияние множества его идей в изучении средств массовой коммуникации (см. Лидеры, формирующие мнение; Двухступенчатый поток массовой информации) тому свидетельство. ЛАКАН ЖАК (Lacan, Jacques) (1901 —1981) — французский психоаналитик, чье творчество в основном направлено на постструктурализм и на пересмотр трудов Фрейда с помощью понятий структурной лингвистики. Фрейдовское понимание "Я" с точки зрения сущности, созданной определенными условиями, и внутренне раздвоенного в своем создании противопоставляется единству, целостности и творческому потенциалу субъекта. Начав с приверженности гуманистской феноменологии, Лакан испытал влияние структурной лингвистики, особенно ее подхода к выявлению неизвестных порядков, лежащих в основе прозрачности сознания. Перечитывание Фрейда позволило сопоставить совокупность структур, включающих сферы распознавания и сознания (включая защитные механизмы) на основе трансформированной "страсти". Сознательный субъект — это семиотический продукт, вовлеченный в дискурсы, которыми он не управляет и которые не могут с легкостью проникать в сознание. Положение "Я" в социальных (в том числе тендерных) позициях создает пространства для семиотической работы и роли, не поддающихся застою. Вклад Лакана был чрезвычайно важным, например, в феминистскую идею об образовании гевдерной идентичности. Его ранние работы собраны в "Экритах" (1977). Другие книги включают: "Язык "Я"" (1953), "Четыре фундаментальных понятия психоанализа" (1977). См. также Психоанализ; Децентрированное "Я" и децентрированный субъект; Идентичность; Деконструкция. ЛАМАРК ЖАН (Lamarck, Jean) (1744—1829) - французский биолог, известный своей ныне дискредитированной теорией о наследственности черт, приобретаемых организмом на протяжении всей жизни. Теория была опровергнута главным образом Чарльзом Дарвином (1809—1882), доказывавшим органическую эволюцию путем случайных изменений и естественного отбора. Влияние Ла- марка на 20-е столетие и на политическую стратегию состоит в том, что СССР при Иосифе Сталине исповедовал скорее его принципы, чем Дарвина. Проект построения нового социалистического государства и социалистической личности опирался на теорию развития и изменения за счет наследственности приобретенных харак- Jle Пле Фредерик теристик. Мичурин (1855—1935) — русский садовод — был одним из первых, кто удостоился почестей Советского правительства за попытки доказать принципы Ламарка. Печально известный биолог и агроном Лысенко продолжил его работы. При поддержке Сталина он навязал теоретическое единообразие научному сообществу в качестве директора Института генетики Академии наук СССР (1940—1965) и президента Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Его пагубное влияние на советскую науку сохранялось до середины 1960-х гг.. См. также Эволюционная теория. ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ (latent function) - см. Явные и латентные функции. ЛАТИФУНДИЯ (latifundia) — родовое понятие, охватывающее крупные земельные поместья в некапиталистических обществах. Это латинское слово обозначало крупные рабовладельческие поместья, имевшиеся в Римской империи и сохранившиеся в различных формах в Южной Европе в период феодализма. В испанских и португальских регионах Латинской Америки термин, а в определенной мере и формы латифундий стали известными под названием асъен- да и плантация. Комплекс латифундий в Латинской Америке часто сосуществовал с минифундиями — мелкими земельными владениями внутри или вблизи крупных поместий, часто вовлеченными в жесткие соглашения о владении, которые поставляли рабочую силу крупному поместью. ЛЕ ПЛЕ ФРЕДЕРИК (Le Play, Frederic) (1806-1882) - французский горный инженер, профессор металлургии, а позже независимый исследователь, чьи труды по социологии, а также участие в промышленном менеджменте и общественной жизни (например, в организации крупных международных выставок) позволили ему сделать огромный вклад в раннее развитие эмпирической социологии. В частности, он использовал данные, собранные с помощью интервью для изучения жизни и домашнего хозяйства рабочих семей ("Les ouvriers Europeens", 1855). Он рассматривал семью как важнейшую социальную единицу, а ее здоровье и стабильность — как индикатор состояния всего общества. Он также предложил более общую классификацию видов семьи, полагая, что в современных условиях она все более соответствует "непостоянному" типу в результате нерегулируемых городских и индустриальных изменений, плохих жилищных условий и занятости женщин в промышленности. Будучи консерватором в политике, Ле Пле подчеркивал важность традиционных ценностей, включая "первородный грех". Од- Леви-Стросс Клод нако он считал необходимым устанавливать социальные факты, свидетельствующие о взаимосвязи взаимозависимых частей общества, хотя собственные предрассудки пронизывали его работы. ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД (Levi-Strauss, Claude) (1908-) - родившийся в Бельгии французский социальный антрополог, интеллектуальный наследник Дюркгейма и Масса, хотя и испытавший сильное влияние Маркса, Фрейда, Якобсона. Будучи главной фигурой в современном структурализме, Леви-Стросс утверждал, что Маркс и Фрейд развили структуралистский метод анализа, стремясь постичь поверхностную действительность посредством обращения к более глубоким структурным уровням. Главное место в его творчестве занимает созданная им классификация родства и мифологий в племенных обществах (см. также Тотемизм). Его труды включают: "Структурную антропологию" (1963), "Элементарные структуры родства" (1969), "Дикий разум" (1969), "Тотемизм" (1963) и "Мифологии" (в 4-х т.) (1969—1978). Отличительной особенностью его работ является попытка раскрыть универсальные правила, лежащие в основе повседневных действий и обычаев. Культура призвана воплотить принципы, отражающие существенные особенности человеческого разума — "двоичные классификационные системы". Влияние лингвистики, особенно фонологии, привело Леви- Стросса к формулировке основной задачи антропологии, состоящей в открытии семиотических и, следовательно, когнитивных структур, находящихся в глубине социальной деятельности. Именно с этой точки зрения он размещает чистые системы "контрастирующих классов", на базе которых существуют системы брака и мифов. Эти структуры наслоены, но одни и те же могут быть в основании различных поверхностных структур в обществах, так что одна может освещать другую. Это — самые глубокие уровни, которые Леви-Стросс рассматривает как "когнитивные" и которые делают возможной реконструкцию универсалий человеческого мнения. Хотя пласты структуры систематичны и упорядочении, непосредственно они не доступны сознанию; они — подсознательные структуры, воссоздаваемые в научной логике. Наличие подобных логических систем было недавно оспорено постструктуралистами, настаивающими на фрагментарном, открытом, неуловимом и ускользающем характере семиотических доказательств (см. Деконструкция). Но в ходе анализа рационального сознания и "децентриро- вания" субъекта такие исследователи продолжают критиковать прозрачность деятельности, коммуникации, институтов и истории, чем социология обязана Леви-Сгроссу.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.179 (0.018 с.) |