Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммунитарное попечительствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
чение способности современного государства осуществлять социальный контроль. КОММУНИТАРИЗМ (communitarianism) — точка зрения на проблемы благосостояния, подчеркивающая общие интересы и ценности, являющиеся продуктом общественных связей. В этом смысле коммунитаризм противоположен сугубо индивидуалистским концепциям благосостояния. Коммунитарные подходы недавно пережили возрождение в результате реакции на политическое господство тезисов благосостояния, основанных на чисто рыночных ценностях. Коммунитаризм, однако, иногда ассоциируется с культурным консерватизмом, ибо критикует социальное изменение за дестабилизацию социальных добродетелей. А. Этциони ("Дух общности", 1993) выражает это в широко известной версии коммунитар- ного случая, высказывая следующее суждение: выработка новых прав должна быть запрещена, поскольку "инфляция прав" приводит к девальвации моральных устоев. КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО (community саге) - забота об индивидуумах в рамках общности в качестве альтернативы институциональной заботе или уходу в учреждениях длительного пребывания. Его истоки связаны с душевными заболеваниями и критическим отношением к институционализации 1950-х гг., которая привела в 1963 г. к выходу работы "Здоровье и благополучие: развитие коммунитарного попечительства". С тех пор термин применялся и к другим группам: детям и пожилым людям. В 1980-х гг. идеи данного вида попечительства были разработаны правительствами в качестве средства обеспечения поддержки возрастающего числа нуждающихся в нем людей. В Великобритании это направление зародилось в 1982 г. с ряда публикаций, но наибольшее значение имели "Зеленая книга" сэра Роя Гриффитса под названием "Коммунитарное попечительство: программа действий", приведшая к "Белой книге" в 1989 г., названной "Попечительство о людях: коммунитарное попечительство в следующем десятилетии и далее". В "Белой книге" коммунитарное попечительство определяется как средство обеспечения "услуг и поддержки, в которых нуждаются люди, столкнувшиеся с проблемами старости, душевных заболеваний, умственного расстройства или физической, чувственной неприспособленности и стремящиеся обрести способность жить по возможности независимо у себя дома либо в "домашних" общественных учреждениях". "Белая книга" признала также необходимость оказывать поддержку тем, кто осуществляет попечительство. Другим важным значением "Гриффите рипорт" и "Белой кни- Компаративная история ги" стала философия, согласно которой коммунитарное попечительство должно обеспечиваться в контексте плюрализма благоденствия', то есть государство всеобщего благоденствия и местные власти не должны быть главными субъектами программы. Ее необходимо выполнять совместно с частными и добровольными организациями. Хотя коммунитарное попечительство — альтернативное средство институциональной заботы (ведущее, как считалось, к зависимости), его подвергали критике в разных направлениях: (а) нечеткость определения создает исследователям трудности в решении вопроса о том, является ли оно дихотомным в отношении институциональной заботы или же покоится на концепции достижения всеобщего благосостояния; (б) вполне можно подразумевать, что оно — немного больше, чем забота, предпринимаемая родственниками, друзьями и соседями за небольшое вознаграждение или без него; (в) феминистские социологи, в частности, признают его за отражение работы, выполняемой женщинами в семье и обществе; поднять общую заботу означает укрепить идеологию этой ее роли в обществе; (г) источники его финансирования часто не определены, в связи с чем появляется возможность сокращения средств на всеобщее благосостояние. Ряд эмпирических исследований показал, что большинство забот по уходу выполняют женшины, обычно дочери и невестки. Однако число мужчин-сиделок увеличилось за 1980-е гг., и некоторые авторы предсказывали дальнейший рост, поскольку многие жен- шины вынуждены "возвращаться на рынок труда", чтобы устранить его нехватку в 21-м столетии, а также наряду с заботой о членах семьи получить оплачиваемую работу. Поэтому цинично высказывание, будто бы коммунитарное попечительство — средство обеспечения благосостояния других при минимуме правительственных расходов. Проведение таких программ в других странах, в частности, в Швеции, доказало их преимущества в предоставлении нуждающимся людям возможности жить с определенной степенью независимости в обществе, хотя эффективное выполнение программ может обходиться дороже институциональной помощи. КОМПАРАТИВНАЯ ИСТОРИЯ (comparative history) - использование сравнений, сходств и различий между историческими обществами с целью большего понимания причинных влияний в ходе изучения специфических или общих случаев (например, происхождения капитализма либо общей природы феодализма). Компара- Комплекс Электры тивная история часто весьма близка к исторической социологии. См. также Сравнительный метод; Школа анналов. КОМПЕНСАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (compensatory education) — система образования, разработанная с целью компенсации пробелов у учеников, появившихся вследствие недостатков их социального происхождения и окружающей среды. Исследование, предпринятое социологами главным образом в 1950-х — начале 1960-х гг., показывает, что дети родителей из низшего класса с ущербным культурным или этническим происхождением регулярно отстают в школе как в академическом, так и в социальном плане. Программы компенсационного образования внедрялись в США (эксперимент "Хедстарт") и в Великобритании (Приоритетная зона образования) в 1960—1970-х гг. В целом данный подход признан неудачным, так как не приводит к достаточному уровню достижений социально ущемленных. Основная причина, вероятно, кроется в том, что частичные реформы образования, предпринятые в отрыве от других видов структурных изменений, не способны компенсировать общественные пороки, особенно когда школы сами являются частью ценностных структур общества и когда ученики остаются в социальной среде, вызвавшей начальную проблему. КОМПЕТЕНТНОСТЬ (competence) (особенно в этнометодоло- гии и по аналогии с лингвистической компетентностью — см. Компетентность и эффективность) — фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.), проявляемые социальными акторами, являющимися "квалифицированными" участниками ("членами") социальных контекстов. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ (competence and performance) (Лингвистика) — различие между способностью использовать язык (компетентностью) и фактически произносимыми речами (эффективностью). Применяется в психолингвистике, когда "компетентность" более определенно описывает лингвистическое знание и грамматику, необходимые для понимания речи на своем языке, а "эффективность" — особую манеру произношения, которую говорящие и слушающие имеют и понимают. См. также Коммуникативная способность; Чомский; Трансформационная грамматика; Механизм усвоения языка. КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ (Electra complex) - см. Эдипов комплекс. Компонентный анализ КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ (componential analysis) - методика анализа сложных элементов в их компонентах, основанная на фонологической лингвистике. В семантике, например, смысл слова "женщина" можно анализировать в понятиях "человеческий" + "женский", которые будут компонентами. Поэтому исследование в сфере когнитивной антропологии часто включает отбор пригодных родственных терминов, а затем попытку идентифицировать основные компоненты или объемы, которые, взятые вместе, выдали бы особый термин. Таким образом, слово "тетя" могло бы включать "женский" + "одно старшее поколение" + "одно расстояние косвенной родословной", а "двоюродная бабушка" — "два поколения" и т.д. В идеале пытаются объяснять все разновидности терминологии определенной сферы. Поиски подобных систем отношения и контраста велись и применительно к действиям. КОМПРАДОРСКИЙ КАПИТАЛИСТ (comprador capitalist) - предприниматель в колониях или странах "третьего мира ", который накапливает капитал, действуя в качестве посредника между местными производителями и иностранными торговцами. "Компрадорский" — испанское слово, означающее "покупатель". В анализе ФРАНКА такие капиталисты только поддерживали зависимость "третьего мира", ведь их интересы состояли в самих экономических сделках, создающих основу отношений зависимости. См. также Теория зависимости; Недоразвитость. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (conventionalism) 1. (Психология) — чрезмерная приверженность к социальным соглашениям, иногда рассматриваемая как один из компонентов или одно из проявлений авторитарной личности. 2. (Философия) — представление, согласно которому научное знание — это скорее вопрос соглашения, чем нечто полученное на основе, опирающейся на природу вещей или являющейся результатом неизменных методологических правил либо процедур. В качестве эпистемологического и онтологического представления конвенционализм отличается от ЭМПИРИЗМА или РЕАЛИЗМА. См. также Прагматизм; Позитивизм. КОНВЕРГЕНЦИЯ И ТЕЗИС О КОНВЕРГЕНЦИИ (convergence and convergence thesis) — процесс, в ходе которого структуры индустриальных обществ становятся все более похожими друг на друга, а конфликты между капитализмом и социализмом в конечном счете исчезают. Идея о том, что главные особенности нового типа общества — индустриального общества — зависят от логики промышленного производства, присутствует в работе самых ранних совре- Конкуренция менных социологов, особенно Сен-Симона. Однако важный идеологический оттенок придали ей современные функционалисте кие социологи, в том числе Керр и др. (1962): структура современных обществ может в конечном счете определяться не столько политикой, сколько технологической и научной основой. Тезис конвергенции — пример немарксистского технологического детерминизма, получивший расцвет в 1950—1960-х гг. в период экономического оптимизма, сочетавшегося с ртношениями холодной войны между советским блоком и странами НАТО. Поскольку в Центральной и Восточной Европе проходят процесс эволюции новые политические режимы, вопросы о логике (но также и препятствиях) конвергенции снова будут включены в повестку дня. КОНДОРСЕ АНТУАН, МАРКИЗ ДЕ (Condorcet, Antoine, Marquis de) (1743—1794) — французский аристократ, философ и социальный теоретик. Путем доводов в пользу открытия законов исторического развития он вызвал интерес у многих последующих мыслителей (включая Конто и Сен-Симона) к широкой разработке эволюционной теории. Основной его труд: "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). В нем эволюционное развитие общества мыслилось с точки зрения десяти стадий. Завершающей должен был стать революционный период, направленный на усовершенствование человечества. Это позволяет отнести Кон- дорсе прежде всего к мыслителям эпохи Просвещения (см. Эпоха просвещения) и модернистским традициям веры в прогресс и в способность разума подвергнуть мир рациональному осмыслению и управлению. Кондорсе полагал, что прогресс зависел от всеобщего образования и энергично выступал за равенство возможностей. Точно такими же радикальными были его требования эмансипации женщин, ограничения рождаемости, развода и гражданского брака. Влияние идей Кондорсе — эволюционных, оптимистических и радикальных — получило широкое распространение и воздействовало на многих мыслителей, помимо Конта и Сен-Симона. КОНКРЕТНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (concrete operational stage) — см. Пиаже. КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ТРУД (concrete and abstract labour) — см. Абстрактный труд. КОНКУРЕНЦИЯ (competition) — деятельность, в которой человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые ре- Конкурс зультаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться. Конкуренция бывает прямой или косвенной и может нормативно или социально регулироваться или не регулироваться. В политэкономии "идеал" конкуренции между продавцами в условиях рыночной экономики — невидимой руки, регулирующей экономическую жизнь, — вел к низким ценам, равенству прибыли и поддержанию экономической эффективности. В 19-м столетии социальные выгоды конкуренции широко подчеркивались многими школами социальных теоретиков — утилитаризмом, социал-дарвинизмом и социологией Спенсера. Под влиянием экономических и биологических теорий члены Чикагской школы также поместили конкуренцию в центр исследований городской экологии. Таким образом, конкуренция часто принималась в качестве универсального и производительного элемента человеческих условий. Напротив, марксизм увидел в ней скорее специфическую потребность капитализма, в которой поверхностные проявления справедливости и эффективности опровергаются фактической асимметрией власти, базисными противоречиями и конфликтами. Имеется также много других теорий, подчеркивающих вредные социальные и индивидуальные последствия определенных форм данного явления, если его не регулировать или не компенсировать другими ценностями (см. Кооперация; Альтруизм). Вследствие таких противоположных представлений конкуренция не может рассматриваться в качестве универсальной тенденции, но в то же время как полностью положительная или отрицательная в своих значениях. Скорее всего, она должна оцениваться (как Вебером) в качестве частого аспекта социальных отношений, последствия которого требуют индивидуального анализа в каждом конкретном случае. Понятие "конкуренция" частично совпадает с конфликтом. Хотя последнее чаще используется в отношении ситуаций с недостатком институционализации или нормативного регулирования либо ведущих к разрушительной социальной напряженности, никакого строгого различия здесь не существует, что иллюстрируется наличием термина "институционализированный конфликт". КОНКУРС (screening) — использование академических квалификаций в качестве средства отбора кандидатов на занятие вакансий, причем решающее значение имеет общий уровень квалификации, а не содержание образования. В этом процессе предприниматель может считать квалификацию, а иногда также тип законченного учебного заведения свидетельством "общего интеллекта", "настойчивости и мотивации" или "социальным происхождением", Консерватизм вместо того чтобы поинтересоваться конкретным содержанием полученного образования. См. также Культурный капитал. Согласно конкурсной гипотезе, именно конкурс, а не какая-либо прямая экономическая отдача от образования, отчасти объясняет корреляцию между уровнями образования и доходов. Эта гипотеза оценивает результаты образования, вступая в противоречие с другими гипотезами (ср. Человеческий капитал). См. также Креденциа- лизм; Культурный капитал. КОННУБИУМ (connubium) (Антропология) — отношение между предписанными брачными группами. Если определенная группа мужчин либо может, либо обязана брать жен из определенной группы женщин, тогда имеет место коннубиум. КОНСЕНСУАЛЬНЫЙ СОЮЗ (consensual union) - обычно разнополая пара людей, живущих вместе как муж и жена, но не состоящих в законном браке. См. также Брак. КОНСЕНСУС (consensus) — существование в обществе, общине или группе фундаментального согласия по базисным ценностям. Хотя некоторые социологи, особенно Толкотт Парсонс, подчеркивают наличие таких общедоступных ценностей в качестве основы любого сохраняющегося социального порядка, другие указывают на то, что социальные системы могут часто сохраняться за счет взаимных интересов или силы. См. также Легитимный авторитет; Нормативный функционализм; Социальная и системная интеграция; Политический консенсус; Тезис о господстве идеологии. КОНСЕНСУССНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ (consensus theory of truth) — см. Истинность. КОНСЕРВАТИЗМ (concervatism) — 1. Социальная и политическая доктрина, защищающая учреждения и социальные ценности существующего порядка. 2. Относительно устойчивый характер политических приверженностей в поддержку статус-кво, то есть политика, стремящаяся скорее сохранять или подновлять, чем перекраивать социальную ткань. В этом значении консерватизм противоположен радикализму. 3. Поддержка Консервативной партии Великобритании. Консервативная политическая идеология в современных формах сначала проявила себя в качестве реакции на Великую французскую революцию. Эдмунд Берк в своих "Раздумиях о Французской революции" (1790) сделал классическое заявление в защиту старо- Консерватизм рабочего класса го порядка: установленные социальные и политические учреждения должны защищаться, потому что они существуют и выросли "органически". Следовательно, они были лучшим руководством к действию, чем любая теоретическая конструкция, независимо от того, насколько рациональной она может казаться. Идеи Берка заложили основную тему. Консерватизм редко опирался на какую- либо открыто сформулированную политическую философию, боясь получить оценку "абстрактного" и "идеологического". Другая постоянная тема традиционного консерватизма заключается в следующем: социальный порядок должен поддерживаться руководством, составленным из элиты, занимающей ключевые позиции в политике. Государство играет важнейшую роль в обеспечении социального порядка, власти и сохранении социальной иерархии. Неравенство — это необходимый элемент общества. Консерваторы также подчеркивают важность обычаев и традиций как предпосылки устойчивого социального порядка. Маннгейм (1953), однако, различает консерватизм и "статический традиционализм". Консервативная политика часто предполагала изменения, якобы необходимые для сохранения социального порядка, но не столько реконструкцию, сколько обновление социальной ткани. Такие понятия покоятся на другой центральной теме — на убеждении в том, что народные массы из-за свойственных им качеств, включая невежество и эгоизм, вряд ли способны создать удовлетворительный социальный порядок своими собственными усилиями. См. также Консерватизм рабочего класса; послушание; "Новые правые"; Тэтчеризм; Собственность. КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА (working-class conservatism) (в Великобритании) — рабочий класс ручного труда, голосующий за партию консерваторов, и связанные с этим позиции. Подобному поведению, отклоняющемуся от норм рабочего класса, а иногда считающемуся даже противоречащим его интересам, дается ряд объяснений: (а) послушание, то есть принятие среднего класса и Консервативной партии в качестве традиционного правящего класса, особенно избирателями пожилого возраста; (б) особая склонность к консерватизму рабочего класса среди женщин в связи с их иным положением в занятости и менее частым контактом с традиционными способами политической организации рабочего класса, вроде профсоюзов; (в) богатство и обуржуазивание, наблюдаемые в основном среди избирателей, переезжающих из традиционных рабочих окрестностей (см. Состоятельный рабочий; Тезис обуржуазивания); Конструкция (г) опосредованные классовые положения, например, "связи среднего класса": супружеские или одного (обоих) родителей, ведущие к "взаимным давлениям" на избирателей рабочего класса ручного труда (см. Голдторп и др., 1968); (д) продолжающаяся тенденция к возрастающей идеологической инкорпорации рабочего класса, существующая в западных капиталистических обществах в результате полной культурной гегемонии, достигнутой правыми ценностями в этих обществах. Эти объяснения иногда являются взаимодополняемыми, ибо каждое из них касается только части явления, хотя не все они приняты разными теоретиками (например, см. Тезис о господстве идеологии). Какими бы ни были причины, ясно, что конец 20-го столетия стал свидетелем общего снижения поддержки рабочим классом партии лейбористов и, возможно, полное классовое несовпадение в британской политике, включая увеличение голосов рабочего класса за партию консерваторов, а среднего класса за партию лейбористов (см. также Радикализм среднего класса). По мнению некоторых комментаторов, это указывает на снижение в целом классового профиля в электоральном поведении (Крив, 1977), а также на растущее сомнение в традиционных концепциях интересов рабочего класса и любых интерпретаций его консерватизма, основанных на лжесознании. Остаются или не остаются убедительными данные понятия классового несовпадения, но ясно одно: всякое общее увеличение в уровнях "межклассового" голосования означает необходимость нескольких разных объяснений, чем в то время, когда голосование было более типичным. См. также Электоральное поведение; Партийная приверженность. КОНСТРУКЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА (second-order constructs) - теории о теориях (см. Метатеория). Поскольку все социальные акторы сами обладают "теориями" о своих собственных действиях, все социологические теории могут рассматриваться как "конструкции второго порядка", направленные на понимание "конструкции первого порядка" социальных акторов. См. также Двойная герменевтика. КОНСТРУКЦИЯ (construct) — теоретическое или эвристическое социологическое понятие. Использование термина "конструкция" делает очевидной "изобретенное", мысленно сконструированное, эвристическое или разъяснительное назначение многих понятий в социологии. См. также Идеальный тип. Консультирование КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (counselling) — процесс наставления человека на такой жизненной стадии, когда возникает необходимость в переоценке или в принятии решения относительно себя и своего течения жизни. На практике оно близко к психотерапии, хотя имеет не столь клиническую форму и чаше связано с нормальной реакцией на нормальные события жизни, которые могут, однако, вызывать стрессы у некоторых людей. Поэтому они обращаются за советом и поддержкой. Если недостаточно помощи семьи и друзей, выбор может пасть на консультанта. В последние десятилетия весьма влиятельным стал клиентоцен- тристский подход или подход личностноцентристского консультирования, инициированный Карлом Роджерсом. Он подчеркивает роль консультанта в "приспособлении" человека к достижению большего самопознания и персонального роста, отвергая любую директивную роль. Другие подходы — рационально-эмоциональный или когнитивно-поведенческий — в гораздо большей мере директивны. Консультанты имеются во многих сферах: брака или руководства карьерой, проблем студентов, разбирательства с долгами, послеоперационных рекомендаций и т.д. Консультирование может бьггь оплачиваемой или добровольной работой. В прошлом обучение, как правило, обеспечивалось организацией, в которой консультант предпочитал работать и, следовательно, специализировался. Однако в конце 80-х — начале 90-х гг. были внедрены стандартизация и публичное чтение общего курса. КОНСУМЕРИЗМ (consumerism) — 1. Приоритетное значение и поддержка культуры потребления. См. также Культура массового потребления; Реклама; Телевидение. 2. Социальные движения, направленные на защиту или усиление прав потребителей. См. Движение в защиту прав потребителей. КОНТ ОПОСТ (Comte, Auguste) (1798—1857) - французский социальный мыслитель, внедривший термин "социология". Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен-Симона или шотландских мыслителей XVIII в., вроде Адама Фергюсона), чьи взгляды, конечно же, были социологическими, хотя они и не использовали данный термин. Родившись во Франции в революционную эпоху и пережив послереволюционную смуту, Конт стал свидетелем начала промышленной революции в стране. Связанный с основанием современного позитивизма и созданием социального движения за позитивную социальную реформу, Конт имел цель, которую можно выразить Конт Опост его собственным девизом: "Порядок и прогресс". Показателем его широко распространенного влияния является то, что сегодня этот девиз все еще начертан на бразильском флаге. Он хотел создать новую социальную науку, способную служить основой для мысля- шей части общества и делу его радикального реформирования. Всегда эксцентричный, а в последние годы жизни считавшийся подчас безумным, Конт одно время самонадеянно ожидал, что папа римский отречется от поста в его пользу. Несмотря на все это, его вклад в современную социальную мысль был чрезвычайно важным. Его подход к социологии тяготел к трудам Сен-Симона — не менее эксцентричного социального мыслителя, одно время нанимавшего Конта своим секретарем. Мысль о том, что эволюция общества проходит ряд стадий, а во главе развития находятся евро-, пейские страны, была актуальна в период французского Просве-| щения (см. Эпоха просвещения). В то время жил Сен-Симон, и на-; следником эпохи являлся Конт (см. также Кондорсе). Версией Кон-> та этой вдеи стал закон трех стадий социального и интеллектуального развития, по его мнению, "твердо обоснованный и един-; ственный в науках". Согласно Конту, общество проходит через "теологическую" и "метафизическую" стадии, прежде чем достичь "позитивного" возраста — этапа "надежного" знания, нового рационального правительства и "религии гуманизма". Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру "позитивной", противопоставляя ее "негативной", угрожающе революционной и спекулятивной, "метафизической" эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей "теологической" (и монархической). В наступающей эре парламенты становились бы неуместными; и никто не имел бы никакого права противостоять учрежденной новой научной морали; свобода исходила бы из деятельности, сообразной с требованиями законов природы, включая законы, выявленные социологией. В своей общей социологической теории Конт проводил различие между "статикой" и "динамикой". "Статика", формулирующая требования к социальному порядку, позже получила развитие в дюркгеймовской и функционалистской социологии. Конт считал семью "социальной ячейкой", а естественным местом женщины — домашний очаг; он полагал, что религия выполняет существенные социальные функции. Его мнение о "динамике", подчеркивавшее возрастающее значение разделения труда в современных обществах, также оказало сильное влияние на Дюркгейма. Именно самая ранняя работа Конта " Cours de philosophic positive" Контекстуальная ошибка (1830—1842), считается сегодня наиболее серьезным его вкладом в социологию. Его более поздние сочинения, в том числе "Systeme de politique positive" (1875—1877), оцениваются как более эксцентричные. В самой доступной для чтения форме работы Конта находятся в собраниях выдержек Томпсона (1975) и Андрески (1974). В социологии Конта легко нащупать предмет для забавы по причине некоторых очевидных крайностей, но в свое время он пользовался большим влиянием. Джон Стюарт Милль, исключительно трезвомыслящий философ, восхищался и поддерживал его труды, а Герберт Спенсер шел по его стопам в принятии термина "социология", несмотря на заметное отличие во взглядах на общество. Так же не должно отвергаться и его наследие: акцент на важности осторожного наблюдения, сравнительное и историческое изучение в социологии остаются в силе. Его концепция иерархии наук, в которой каждая обладает присущими ей подходами к знанию, показывает, что он был далек от рабского применения общей модели "научного" знания к социальной науке. Однако Конт все же недооценил различие между социальными и естественными науками. Поэтому в современной социологии нет строгих его последователей, хотя некоторые готовы петь ему гимны (например, Элиас, 1970). КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ОШИБКА (contextual fallacy) - см. Экологическая ошибка или Ошибка в уровне. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (content analysis) — методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации. Включает в себя составление диаграмм или подсчет падения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. Она использовалась, например, в исследовании политического баланса и влияний в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распределения эфирного времени между политическими группами. Противники контент-анализа оспаривают предположение о возможности количественного изучения значений и доказывают, что они выражаются как отсутствием, так и присутствием, а также не столько частотой, сколько контекстом. Тем не менее в более сложных формах контент-анализы способны учесть эту критику и могут вносить большой вклад в социологический анализ (см. также Группа средств коммуникации Глазго). КОНТИНГЕНТНОЕ (contingent) — см. Аналитическое и синтетическое. Контрэкспертиза КОНТРКУЛЬТУРА или АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА (counter culture or alternative culture) — любая из субкультур и оппозиционных культур, в которой образы жизни и ценности отличаются от основной или господствующей культуры и которая может отрицать их главные убеждения, идеалы, институты. Такие группы развиваются через изоляцию, перед лицом опасности или вокруг общих интересов. Начиная с 1960-х гг. в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, в том числе Движения зеленых. КОНТРОЛЬ (control) — см. Социальный контроль. КОНТРОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИЙ (control, statistical) - статистическая методика исследования воздействия дополнительной переменной на совокупность данных, первоначально не принимавших ее в расчет. Так, может быть собрана информация о гендерном и электоральном поведении, но добавление возраста в качестве переменной обеспечит более полное объяснение модели ассоциации. КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА или КОНТРОЛЬНОЕ УСЛОВИЕ (control group or control condition) — группа, совпадающая с экспериментальной группой во всех аспектах, за исключением того, что она не связана с независимой переменной, чье воздействие изучается. Контрольная группа — необходимая часть плана экспериментального метода, ибо пока не проведено сравнение между двумя группами, одна из которых является подчиненной в отношении к переменной, а другая — нет, трудно сделать заключение о воздействии этой переменной на какое-либо изменение. См. также Контроль статистический. КОНТРОЛЬНОЕ УСЛОВИЕ (control condition) - см. Контрольная группа. КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ (counter-revolution) — совместные насильственные действия социальных групп по обращению вспять революции. Такие действия часто предпринимаются группами, отстраненными от власти, и могут вести к гражданской войне. Главным примером 20-го столетия была гражданская война в России 1917— 1921 гг., вызванная борьбой белых контрреволюционеров против большевистской революции. КОНТРЭКСПЕРТИЗА (counter-expertise) — резервы "непрофессиональной" экспертизы, все более доступной в современных об- Конфигурация ществах, чтобы оспорить законность (и иногда небескорыстной) претензии экспертов на осведомленность. Так как последние часто внутренне противоречивы, а разделительная линия между наукой и "непрофессиональным" знанием более не является четкой (см. Наука), то любое предположение о том, что принятие решений в современных обществах должно осуществляться экспертами и элитами, не оправданно. Поэтому, по мнению Бека (1992), у "социальных стандартов уместности" существует возможность стать более решающими. КОНФИГУРАЦИЯ (configuration) — см. Оформление. КОНФЛИКТ (conflict) — открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Он возможен между (например) двумя или более людьми, социальными движениями, группами интересов, классами, полами, организациями, политическими партиями, а также этническими, расовыми или религиозными коллективами. Конфликт часто возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или возможностями. Конфликт может быть институционализированным-, регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все его участники, вроде процедур промышленного арбитража или избирательного процесса в демократических обществах; либо нерегулируемым, подобно насилию, развернутому террористическими организациями, революционными движениями или против них. Первый вид часто принимается за доказательство здорового демократического процесса, плю- ралистское представление о власти рассматривает общество с точки зрения комплекса конкурирующих интересов, а демократические правила и институты делают возможными разрешение конфликта и предотвращают постоянное преобладание одной из групп "интересов" по любой проблеме. См. также Теория конфликта. КОНФОРМНОСТЬ (conformity) (в психологии) — поведение, управляемое давлением группы. Группы имеют нормы, которые члены группы соблюдают ради сохранения ее целостности. Индивидуум чувствует ожидания и склонен им соответствовать. См. также Социальный контроль. Социальные психологи (например, Олпорт, 1924; Шериф, 1935; Аш, 1952; Грютчфилд, 1955) исследовали эффект этого давления в экспериментальной ситуации, когда группы непостоянны и их члены не знакомы друг с другом. Было выявлено, что степень конформности зависит от определенных переменных: ощущение группового Концентрационный лагерь престижа, степень неопределенности в принимаемых решениях и размер группы. Ученые различают два типа конформности: (а) интериоризация — мнение группы принимается и становится внутренним для ее членов (тождественным); (б) подчинение — согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении. См. также Социальный контроль. КОНФУЦИАНСТВО (Confucianism) — скорее этическая религия, чем основанная на вере в бога(ов), возникшая в 6-м столетии до н.э. в Китае и основанная на учении Конфуция — не столько пророка, сколько учителя. Цель состоит в достижении благородного идеала гармонии с миром и природой. В течение многих столетий конфуцианство было религией китайского бюрократического класса — мандаринов или образованных людей, чьи административные посты замещались посредством проведения конкурсных экзаменов по классическим знаниям. Конфуцианству часто приписывается решающая роль в легитимации китайского общества и в обеспечении в течение многих столетий единой культуры, пережившей даже завоевание Китая "варварами". КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ (concentration camp) - специальное учреждение для содержания тех, кого правительство считает политически и социально "чуждыми" элементами. Хотя специальные центры интернирования создавались британским правительством еще в ходе англо-бурской войны, а в других местах, возможно, даже ранее, данный термин стал относиться в первую очередь к деятельности нацистов в Германии и в оккупированной Европе до и во время второй мировой войны. В такой форме назначение этих учреждений состояло не в содержании или исправлении поведения заключенных, но в доведении до смерти или в истреблении, особенно евреев и других групп, вроде цыган (см. также Антисемитизм). Обычно учреждения подобного типа, включая введенные в Советском Союзе лагеря
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.017 с.) |