Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммунитарное попечительство

Поиск

чение способности современного государства осуществлять соци­альный контроль.

КОММУНИТАРИЗМ (communitarianism) — точка зрения на про­блемы благосостояния, подчеркивающая общие интересы и цен­ности, являющиеся продуктом общественных связей. В этом смысле коммунитаризм противоположен сугубо индивидуалистским кон­цепциям благосостояния. Коммунитарные подходы недавно пере­жили возрождение в результате реакции на политическое господ­ство тезисов благосостояния, основанных на чисто рыночных цен­ностях. Коммунитаризм, однако, иногда ассоциируется с культур­ным консерватизмом, ибо критикует социальное изменение за де­стабилизацию социальных добродетелей. А. Этциони ("Дух общнос­ти", 1993) выражает это в широко известной версии коммунитар- ного случая, высказывая следующее суждение: выработка новых прав должна быть запрещена, поскольку "инфляция прав" приво­дит к девальвации моральных устоев.

КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО (community саге) - забота об индивидуумах в рамках общности в качестве альтернати­вы институциональной заботе или уходу в учреждениях длительно­го пребывания. Его истоки связаны с душевными заболеваниями и критическим отношением к институционализации 1950-х гг., кото­рая привела в 1963 г. к выходу работы "Здоровье и благополучие: развитие коммунитарного попечительства". С тех пор термин при­менялся и к другим группам: детям и пожилым людям. В 1980-х гг. идеи данного вида попечительства были разработаны правитель­ствами в качестве средства обеспечения поддержки возрастающего числа нуждающихся в нем людей. В Великобритании это направле­ние зародилось в 1982 г. с ряда публикаций, но наибольшее значе­ние имели "Зеленая книга" сэра Роя Гриффитса под названием "Коммунитарное попечительство: программа действий", привед­шая к "Белой книге" в 1989 г., названной "Попечительство о лю­дях: коммунитарное попечительство в следующем десятилетии и далее". В "Белой книге" коммунитарное попечительство определя­ется как средство обеспечения "услуг и поддержки, в которых нуж­даются люди, столкнувшиеся с проблемами старости, душевных заболеваний, умственного расстройства или физической, чувствен­ной неприспособленности и стремящиеся обрести способность жить по возможности независимо у себя дома либо в "домашних" обще­ственных учреждениях". "Белая книга" признала также необходи­мость оказывать поддержку тем, кто осуществляет попечительство.

 

Другим важным значением "Гриффите рипорт" и "Белой кни-

Компаративная история

ги" стала философия, согласно которой коммунитарное попечи­тельство должно обеспечиваться в контексте плюрализма благоден­ствия', то есть государство всеобщего благоденствия и местные влас­ти не должны быть главными субъектами программы. Ее необходи­мо выполнять совместно с частными и добровольными организа­циями. Хотя коммунитарное попечительство — альтернативное сред­ство институциональной заботы (ведущее, как считалось, к зави­симости), его подвергали критике в разных направлениях:

(а) нечеткость определения создает исследователям трудности в решении вопроса о том, является ли оно дихотомным в отношении институциональной заботы или же покоится на концепции дости­жения всеобщего благосостояния;

(б) вполне можно подразумевать, что оно — немного больше, чем забота, предпринимаемая родственниками, друзьями и сосе­дями за небольшое вознаграждение или без него;

(в) феминистские социологи, в частности, признают его за от­ражение работы, выполняемой женщинами в семье и обществе; поднять общую заботу означает укрепить идеологию этой ее роли в обществе;

(г) источники его финансирования часто не определены, в свя­зи с чем появляется возможность сокращения средств на всеобщее благосостояние.

Ряд эмпирических исследований показал, что большинство за­бот по уходу выполняют женшины, обычно дочери и невестки. Од­нако число мужчин-сиделок увеличилось за 1980-е гг., и некоторые авторы предсказывали дальнейший рост, поскольку многие жен- шины вынуждены "возвращаться на рынок труда", чтобы устра­нить его нехватку в 21-м столетии, а также наряду с заботой о членах семьи получить оплачиваемую работу.

Поэтому цинично высказывание, будто бы коммунитарное по­печительство — средство обеспечения благосостояния других при минимуме правительственных расходов. Проведение таких программ в других странах, в частности, в Швеции, доказало их преимуще­ства в предоставлении нуждающимся людям возможности жить с определенной степенью независимости в обществе, хотя эффек­тивное выполнение программ может обходиться дороже институ­циональной помощи.

 

КОМПАРАТИВНАЯ ИСТОРИЯ (comparative history) - исполь­зование сравнений, сходств и различий между историческими об­ществами с целью большего понимания причинных влияний в ходе изучения специфических или общих случаев (например, происхож­дения капитализма либо общей природы феодализма). Компара-

Комплекс Электры

тивная история часто весьма близка к исторической социологии. См. также Сравнительный метод; Школа анналов.

КОМПЕНСАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (compensatory education) — система образования, разработанная с целью ком­пенсации пробелов у учеников, появившихся вследствие недостат­ков их социального происхождения и окружающей среды. Исследо­вание, предпринятое социологами главным образом в 1950-х — начале 1960-х гг., показывает, что дети родителей из низшего клас­са с ущербным культурным или этническим происхождением регу­лярно отстают в школе как в академическом, так и в социальном плане. Программы компенсационного образования внедрялись в США (эксперимент "Хедстарт") и в Великобритании (Приоритет­ная зона образования) в 1960—1970-х гг. В целом данный подход признан неудачным, так как не приводит к достаточному уровню достижений социально ущемленных. Основная причина, вероятно, кроется в том, что частичные реформы образования, предприня­тые в отрыве от других видов структурных изменений, не способны компенсировать общественные пороки, особенно когда школы сами являются частью ценностных структур общества и когда ученики остаются в социальной среде, вызвавшей начальную проблему.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (competence) (особенно в этнометодоло- гии и по аналогии с лингвистической компетентностью — см. Ком­петентность и эффективность) — фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.), проявляемые социальными актора­ми, являющимися "квалифицированными" участниками ("члена­ми") социальных контекстов.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ (competence and performance) (Лингвистика) — различие между способностью ис­пользовать язык (компетентностью) и фактически произносимы­ми речами (эффективностью). Применяется в психолингвистике, ког­да "компетентность" более определенно описывает лингвистичес­кое знание и грамматику, необходимые для понимания речи на своем языке, а "эффективность" — особую манеру произношения, которую говорящие и слушающие имеют и понимают. См. также Коммуникативная способность; Чомский; Трансформационная грам­матика; Механизм усвоения языка.

 

КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ (Electra complex) - см. Эдипов комп­лекс.

Компонентный анализ

КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ (componential analysis) - мето­дика анализа сложных элементов в их компонентах, основанная на фонологической лингвистике. В семантике, например, смысл слова "женщина" можно анализировать в понятиях "человеческий" + "женский", которые будут компонентами. Поэтому исследование в сфере когнитивной антропологии часто включает отбор пригодных родственных терминов, а затем попытку идентифицировать основ­ные компоненты или объемы, которые, взятые вместе, выдали бы особый термин. Таким образом, слово "тетя" могло бы включать "женский" + "одно старшее поколение" + "одно расстояние кос­венной родословной", а "двоюродная бабушка" — "два поколе­ния" и т.д. В идеале пытаются объяснять все разновидности терми­нологии определенной сферы. Поиски подобных систем отношения и контраста велись и применительно к действиям.

КОМПРАДОРСКИЙ КАПИТАЛИСТ (comprador capitalist) - предприниматель в колониях или странах "третьего мира ", кото­рый накапливает капитал, действуя в качестве посредника между местными производителями и иностранными торговцами. "Комп­радорский" — испанское слово, означающее "покупатель". В ана­лизе ФРАНКА такие капиталисты только поддерживали зависи­мость "третьего мира", ведь их интересы состояли в самих эконо­мических сделках, создающих основу отношений зависимости. См. также Теория зависимости; Недоразвитость.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (conventionalism) 1. (Психология) — чрез­мерная приверженность к социальным соглашениям, иногда рас­сматриваемая как один из компонентов или одно из проявлений авторитарной личности. 2. (Философия) — представление, согласно которому научное знание — это скорее вопрос соглашения, чем нечто полученное на основе, опирающейся на природу вещей или являющейся результатом неизменных методологических правил либо процедур. В качестве эпистемологического и онтологического пред­ставления конвенционализм отличается от ЭМПИРИЗМА или РЕАЛИЗМА. См. также Прагматизм; Позитивизм.

 

КОНВЕРГЕНЦИЯ И ТЕЗИС О КОНВЕРГЕНЦИИ (convergence and convergence thesis) — процесс, в ходе которого структуры инду­стриальных обществ становятся все более похожими друг на друга, а конфликты между капитализмом и социализмом в конечном сче­те исчезают. Идея о том, что главные особенности нового типа об­щества — индустриального общества — зависят от логики промыш­ленного производства, присутствует в работе самых ранних совре-

Конкуренция

менных социологов, особенно Сен-Симона. Однако важный идео­логический оттенок придали ей современные функционалисте кие социологи, в том числе Керр и др. (1962): структура современных обществ может в конечном счете определяться не столько полити­кой, сколько технологической и научной основой.

Тезис конвергенции — пример немарксистского технологичес­кого детерминизма, получивший расцвет в 1950—1960-х гг. в период экономического оптимизма, сочетавшегося с ртношениями холод­ной войны между советским блоком и странами НАТО. Поскольку в Центральной и Восточной Европе проходят процесс эволюции новые политические режимы, вопросы о логике (но также и пре­пятствиях) конвергенции снова будут включены в повестку дня.

КОНДОРСЕ АНТУАН, МАРКИЗ ДЕ (Condorcet, Antoine, Marquis de) (1743—1794) — французский аристократ, философ и соци­альный теоретик. Путем доводов в пользу открытия законов исто­рического развития он вызвал интерес у многих последующих мыс­лителей (включая Конто и Сен-Симона) к широкой разработке эво­люционной теории. Основной его труд: "Эскиз исторической карти­ны прогресса человеческого разума" (1795). В нем эволюционное развитие общества мыслилось с точки зрения десяти стадий. Завер­шающей должен был стать революционный период, направленный на усовершенствование человечества. Это позволяет отнести Кон- дорсе прежде всего к мыслителям эпохи Просвещения (см. Эпоха просвещения) и модернистским традициям веры в прогресс и в спо­собность разума подвергнуть мир рациональному осмыслению и уп­равлению. Кондорсе полагал, что прогресс зависел от всеобщего образования и энергично выступал за равенство возможностей. Точно такими же радикальными были его требования эмансипации жен­щин, ограничения рождаемости, развода и гражданского брака. Влияние идей Кондорсе — эволюционных, оптимистических и ра­дикальных — получило широкое распространение и воздействова­ло на многих мыслителей, помимо Конта и Сен-Симона.

КОНКРЕТНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (concrete operational stage) — см. Пиаже.

КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ТРУД (concrete and abstract labour) — см. Абстрактный труд.

 

КОНКУРЕНЦИЯ (competition) — деятельность, в которой че­ловек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые ре-

Конкурс

зультаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться. Конку­ренция бывает прямой или косвенной и может нормативно или социально регулироваться или не регулироваться.

В политэкономии "идеал" конкуренции между продавцами в ус­ловиях рыночной экономики — невидимой руки, регулирующей экономическую жизнь, — вел к низким ценам, равенству прибыли и поддержанию экономической эффективности. В 19-м столетии социальные выгоды конкуренции широко подчеркивались многи­ми школами социальных теоретиков — утилитаризмом, социал-дар­винизмом и социологией Спенсера. Под влиянием экономических и биологических теорий члены Чикагской школы также поместили конкуренцию в центр исследований городской экологии. Таким об­разом, конкуренция часто принималась в качестве универсального и производительного элемента человеческих условий.

Напротив, марксизм увидел в ней скорее специфическую по­требность капитализма, в которой поверхностные проявления спра­ведливости и эффективности опровергаются фактической асиммет­рией власти, базисными противоречиями и конфликтами. Имеется также много других теорий, подчеркивающих вредные социальные и индивидуальные последствия определенных форм данного явле­ния, если его не регулировать или не компенсировать другими цен­ностями (см. Кооперация; Альтруизм).

Вследствие таких противоположных представлений конкуренция не может рассматриваться в качестве универсальной тенденции, но в то же время как полностью положительная или отрицательная в своих значениях. Скорее всего, она должна оцениваться (как Вебе­ром) в качестве частого аспекта социальных отношений, послед­ствия которого требуют индивидуального анализа в каждом конк­ретном случае.

Понятие "конкуренция" частично совпадает с конфликтом. Хотя последнее чаще используется в отношении ситуаций с недостатком институционализации или нормативного регулирования либо веду­щих к разрушительной социальной напряженности, никакого стро­гого различия здесь не существует, что иллюстрируется наличием термина "институционализированный конфликт".

 

КОНКУРС (screening) — использование академических квали­фикаций в качестве средства отбора кандидатов на занятие вакан­сий, причем решающее значение имеет общий уровень квалифика­ции, а не содержание образования. В этом процессе предпринима­тель может считать квалификацию, а иногда также тип закончен­ного учебного заведения свидетельством "общего интеллекта", "на­стойчивости и мотивации" или "социальным происхождением",

Консерватизм

вместо того чтобы поинтересоваться конкретным содержанием по­лученного образования. См. также Культурный капитал.

Согласно конкурсной гипотезе, именно конкурс, а не какая-либо прямая экономическая отдача от образования, отчасти объясняет корреляцию между уровнями образования и доходов. Эта гипотеза оценивает результаты образования, вступая в противоречие с дру­гими гипотезами (ср. Человеческий капитал). См. также Креденциа- лизм; Культурный капитал.

КОННУБИУМ (connubium) (Антропология) — отношение меж­ду предписанными брачными группами. Если определенная группа мужчин либо может, либо обязана брать жен из определенной группы женщин, тогда имеет место коннубиум.

КОНСЕНСУАЛЬНЫЙ СОЮЗ (consensual union) - обычно раз­нополая пара людей, живущих вместе как муж и жена, но не со­стоящих в законном браке. См. также Брак.

КОНСЕНСУС (consensus) — существование в обществе, общи­не или группе фундаментального согласия по базисным ценностям. Хотя некоторые социологи, особенно Толкотт Парсонс, подчерки­вают наличие таких общедоступных ценностей в качестве основы любого сохраняющегося социального порядка, другие указывают на то, что социальные системы могут часто сохраняться за счет взаимных интересов или силы. См. также Легитимный авторитет; Нормативный функционализм; Социальная и системная интеграция; Политический консенсус; Тезис о господстве идеологии.

КОНСЕНСУССНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ (consensus theory of truth) — см. Истинность.

КОНСЕРВАТИЗМ (concervatism) — 1. Социальная и политичес­кая доктрина, защищающая учреждения и социальные ценности существующего порядка. 2. Относительно устойчивый характер по­литических приверженностей в поддержку статус-кво, то есть поли­тика, стремящаяся скорее сохранять или подновлять, чем перекра­ивать социальную ткань. В этом значении консерватизм противопо­ложен радикализму. 3. Поддержка Консервативной партии Великоб­ритании.

 

Консервативная политическая идеология в современных формах сначала проявила себя в качестве реакции на Великую французс­кую революцию. Эдмунд Берк в своих "Раздумиях о Французской революции" (1790) сделал классическое заявление в защиту старо-

Консерватизм рабочего класса

го порядка: установленные социальные и политические учрежде­ния должны защищаться, потому что они существуют и выросли "органически". Следовательно, они были лучшим руководством к действию, чем любая теоретическая конструкция, независимо от того, насколько рациональной она может казаться. Идеи Берка за­ложили основную тему. Консерватизм редко опирался на какую- либо открыто сформулированную политическую философию, бо­ясь получить оценку "абстрактного" и "идеологического".

Другая постоянная тема традиционного консерватизма заклю­чается в следующем: социальный порядок должен поддерживаться руководством, составленным из элиты, занимающей ключевые позиции в политике. Государство играет важнейшую роль в обеспе­чении социального порядка, власти и сохранении социальной иерар­хии. Неравенство — это необходимый элемент общества. Консерва­торы также подчеркивают важность обычаев и традиций как пред­посылки устойчивого социального порядка. Маннгейм (1953), одна­ко, различает консерватизм и "статический традиционализм". Кон­сервативная политика часто предполагала изменения, якобы необ­ходимые для сохранения социального порядка, но не столько ре­конструкцию, сколько обновление социальной ткани. Такие поня­тия покоятся на другой центральной теме — на убеждении в том, что народные массы из-за свойственных им качеств, включая неве­жество и эгоизм, вряд ли способны создать удовлетворительный социальный порядок своими собственными усилиями.

См. также Консерватизм рабочего класса; послушание; "Новые пра­вые"; Тэтчеризм; Собственность.

КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА (working-class conser­vatism) (в Великобритании) — рабочий класс ручного труда, голо­сующий за партию консерваторов, и связанные с этим позиции. Подобному поведению, отклоняющемуся от норм рабочего класса, а иногда считающемуся даже противоречащим его интересам, да­ется ряд объяснений:

(а) послушание, то есть принятие среднего класса и Консерва­тивной партии в качестве традиционного правящего класса, осо­бенно избирателями пожилого возраста;

(б) особая склонность к консерватизму рабочего класса среди женщин в связи с их иным положением в занятости и менее час­тым контактом с традиционными способами политической орга­низации рабочего класса, вроде профсоюзов;

 

(в) богатство и обуржуазивание, наблюдаемые в основном среди избирателей, переезжающих из традиционных рабочих окрестнос­тей (см. Состоятельный рабочий; Тезис обуржуазивания);

Конструкция

(г) опосредованные классовые положения, например, "связи сред­него класса": супружеские или одного (обоих) родителей, ведущие к "взаимным давлениям" на избирателей рабочего класса ручного труда (см. Голдторп и др., 1968);

(д) продолжающаяся тенденция к возрастающей идеологичес­кой инкорпорации рабочего класса, существующая в западных ка­питалистических обществах в результате полной культурной гегемо­нии, достигнутой правыми ценностями в этих обществах.

Эти объяснения иногда являются взаимодополняемыми, ибо каждое из них касается только части явления, хотя не все они при­няты разными теоретиками (например, см. Тезис о господстве идео­логии).

Какими бы ни были причины, ясно, что конец 20-го столетия стал свидетелем общего снижения поддержки рабочим классом партии лейбористов и, возможно, полное классовое несовпадение в британской политике, включая увеличение голосов рабочего класса за партию консерваторов, а среднего класса за партию лейбористов (см. также Радикализм среднего класса). По мнению некоторых ком­ментаторов, это указывает на снижение в целом классового про­филя в электоральном поведении (Крив, 1977), а также на расту­щее сомнение в традиционных концепциях интересов рабочего клас­са и любых интерпретаций его консерватизма, основанных на лже­сознании. Остаются или не остаются убедительными данные поня­тия классового несовпадения, но ясно одно: всякое общее увеличе­ние в уровнях "межклассового" голосования означает необходи­мость нескольких разных объяснений, чем в то время, когда голо­сование было более типичным. См. также Электоральное поведение; Партийная приверженность.

КОНСТРУКЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА (second-order constructs) - теории о теориях (см. Метатеория). Поскольку все социальные ак­торы сами обладают "теориями" о своих собственных действиях, все социологические теории могут рассматриваться как "конструк­ции второго порядка", направленные на понимание "конструкции первого порядка" социальных акторов. См. также Двойная герменев­тика.

 

КОНСТРУКЦИЯ (construct) — теоретическое или эвристичес­кое социологическое понятие. Использование термина "конструк­ция" делает очевидной "изобретенное", мысленно сконструиро­ванное, эвристическое или разъяснительное назначение многих понятий в социологии. См. также Идеальный тип.

Консультирование

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (counselling) — процесс наставления человека на такой жизненной стадии, когда возникает необходи­мость в переоценке или в принятии решения относительно себя и своего течения жизни. На практике оно близко к психотерапии, хотя имеет не столь клиническую форму и чаше связано с нормальной реакцией на нормальные события жизни, которые могут, однако, вызывать стрессы у некоторых людей. Поэтому они обращаются за советом и поддержкой. Если недостаточно помощи семьи и друзей, выбор может пасть на консультанта.

В последние десятилетия весьма влиятельным стал клиентоцен- тристский подход или подход личностноцентристского консульти­рования, инициированный Карлом Роджерсом. Он подчеркивает роль консультанта в "приспособлении" человека к достижению больше­го самопознания и персонального роста, отвергая любую дирек­тивную роль. Другие подходы — рационально-эмоциональный или когнитивно-поведенческий — в гораздо большей мере директивны.

Консультанты имеются во многих сферах: брака или руковод­ства карьерой, проблем студентов, разбирательства с долгами, пос­леоперационных рекомендаций и т.д. Консультирование может бьггь оплачиваемой или добровольной работой. В прошлом обучение, как правило, обеспечивалось организацией, в которой консультант пред­почитал работать и, следовательно, специализировался. Однако в конце 80-х — начале 90-х гг. были внедрены стандартизация и пуб­личное чтение общего курса.

КОНСУМЕРИЗМ (consumerism) — 1. Приоритетное значение и поддержка культуры потребления. См. также Культура массового по­требления; Реклама; Телевидение. 2. Социальные движения, направ­ленные на защиту или усиление прав потребителей. См. Движение в защиту прав потребителей.

КОНТ ОПОСТ (Comte, Auguste) (1798—1857) - французский социальный мыслитель, внедривший термин "социология". Воп­рос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен-Симона или шотландских мыслителей XVIII в., вроде Адама Фергюсона), чьи взгляды, конечно же, были социологичес­кими, хотя они и не использовали данный термин.

 

Родившись во Франции в революционную эпоху и пережив послереволюционную смуту, Конт стал свидетелем начала промыш­ленной революции в стране. Связанный с основанием современно­го позитивизма и созданием социального движения за позитивную социальную реформу, Конт имел цель, которую можно выразить

Конт Опост

его собственным девизом: "Порядок и прогресс". Показателем его широко распространенного влияния является то, что сегодня этот девиз все еще начертан на бразильском флаге. Он хотел создать новую социальную науку, способную служить основой для мысля- шей части общества и делу его радикального реформирования. Все­гда эксцентричный, а в последние годы жизни считавшийся под­час безумным, Конт одно время самонадеянно ожидал, что папа римский отречется от поста в его пользу. Несмотря на все это, его вклад в современную социальную мысль был чрезвычайно важным.

Его подход к социологии тяготел к трудам Сен-Симона — не менее эксцентричного социального мыслителя, одно время нани­мавшего Конта своим секретарем. Мысль о том, что эволюция об­щества проходит ряд стадий, а во главе развития находятся евро-, пейские страны, была актуальна в период французского Просве-| щения (см. Эпоха просвещения). В то время жил Сен-Симон, и на-; следником эпохи являлся Конт (см. также Кондорсе). Версией Кон-> та этой вдеи стал закон трех стадий социального и интеллекту­ального развития, по его мнению, "твердо обоснованный и един-; ственный в науках". Согласно Конту, общество проходит через "теологическую" и "метафизическую" стадии, прежде чем дос­тичь "позитивного" возраста — этапа "надежного" знания, ново­го рационального правительства и "религии гуманизма". Обще­ство, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру "позитивной", противопоставляя ее "нега­тивной", угрожающе революционной и спекулятивной, "метафи­зической" эре, чьим предназначением было просто положить ко­нец предыдущей "теологической" (и монархической). В наступаю­щей эре парламенты становились бы неуместными; и никто не имел бы никакого права противостоять учрежденной новой науч­ной морали; свобода исходила бы из деятельности, сообразной с требованиями законов природы, включая законы, выявленные социологией.

В своей общей социологической теории Конт проводил разли­чие между "статикой" и "динамикой". "Статика", формулирующая требования к социальному порядку, позже получила развитие в дюркгеймовской и функционалистской социологии. Конт считал семью "социальной ячейкой", а естественным местом женщины — домашний очаг; он полагал, что религия выполняет существенные социальные функции. Его мнение о "динамике", подчеркивавшее возрастающее значение разделения труда в современных обществах, также оказало сильное влияние на Дюркгейма.

 

Именно самая ранняя работа Конта " Cours de philosophic positive"

Контекстуальная ошибка

(1830—1842), считается сегодня наиболее серьезным его вкладом в социологию. Его более поздние сочинения, в том числе "Systeme de politique positive" (1875—1877), оцениваются как более эксцентрич­ные. В самой доступной для чтения форме работы Конта находятся в собраниях выдержек Томпсона (1975) и Андрески (1974).

В социологии Конта легко нащупать предмет для забавы по при­чине некоторых очевидных крайностей, но в свое время он пользо­вался большим влиянием. Джон Стюарт Милль, исключительно трез­вомыслящий философ, восхищался и поддерживал его труды, а Герберт Спенсер шел по его стопам в принятии термина "социоло­гия", несмотря на заметное отличие во взглядах на общество. Так же не должно отвергаться и его наследие: акцент на важности осто­рожного наблюдения, сравнительное и историческое изучение в социологии остаются в силе. Его концепция иерархии наук, в кото­рой каждая обладает присущими ей подходами к знанию, показы­вает, что он был далек от рабского применения общей модели "на­учного" знания к социальной науке. Однако Конт все же недооце­нил различие между социальными и естественными науками. По­этому в современной социологии нет строгих его последователей, хотя некоторые готовы петь ему гимны (например, Элиас, 1970).

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ОШИБКА (contextual fallacy) - см. Эко­логическая ошибка или Ошибка в уровне.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (content analysis) — методика объективно­го количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации. Включает в себя составление диаграмм или подсчет падения либо совпадения частных величин, относящихся к сово­купности предопределяемых категорий. Она использовалась, напри­мер, в исследовании политического баланса и влияний в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распреде­ления эфирного времени между политическими группами. Против­ники контент-анализа оспаривают предположение о возможности количественного изучения значений и доказывают, что они выра­жаются как отсутствием, так и присутствием, а также не столько частотой, сколько контекстом. Тем не менее в более сложных фор­мах контент-анализы способны учесть эту критику и могут вносить большой вклад в социологический анализ (см. также Группа средств коммуникации Глазго).

 

КОНТИНГЕНТНОЕ (contingent) — см. Аналитическое и синте­тическое.

Контрэкспертиза

КОНТРКУЛЬТУРА или АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

(counter culture or alternative culture) — любая из субкультур и оп­позиционных культур, в которой образы жизни и ценности отлича­ются от основной или господствующей культуры и которая может отрицать их главные убеждения, идеалы, институты. Такие группы развиваются через изоляцию, перед лицом опасности или вокруг общих интересов. Начиная с 1960-х гг. в западных обществах наблю­дался расцвет контркультурных движений, в том числе Движения зеленых.

КОНТРОЛЬ (control) — см. Социальный контроль.

КОНТРОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИЙ (control, statistical) - стати­стическая методика исследования воздействия дополнительной пе­ременной на совокупность данных, первоначально не принимавших ее в расчет. Так, может быть собрана информация о гендерном и электоральном поведении, но добавление возраста в качестве пе­ременной обеспечит более полное объяснение модели ассоциации.

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА или КОНТРОЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

(control group or control condition) — группа, совпадающая с экс­периментальной группой во всех аспектах, за исключением того, что она не связана с независимой переменной, чье воздействие изучает­ся. Контрольная группа — необходимая часть плана эксперименталь­ного метода, ибо пока не проведено сравнение между двумя груп­пами, одна из которых является подчиненной в отношении к пере­менной, а другая — нет, трудно сделать заключение о воздействии этой переменной на какое-либо изменение. См. также Контроль статистический.

КОНТРОЛЬНОЕ УСЛОВИЕ (control condition) - см. Конт­рольная группа.

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ (counter-revolution) — совместные на­сильственные действия социальных групп по обращению вспять ре­волюции. Такие действия часто предпринимаются группами, отстра­ненными от власти, и могут вести к гражданской войне. Главным примером 20-го столетия была гражданская война в России 1917— 1921 гг., вызванная борьбой белых контрреволюционеров против большевистской революции.

 

КОНТРЭКСПЕРТИЗА (counter-expertise) — резервы "непрофес­сиональной" экспертизы, все более доступной в современных об-

Конфигурация

ществах, чтобы оспорить законность (и иногда небескорыстной) претензии экспертов на осведомленность. Так как последние часто внутренне противоречивы, а разделительная линия между наукой и "непрофессиональным" знанием более не является четкой (см. Наука), то любое предположение о том, что принятие решений в современных обществах должно осуществляться экспертами и эли­тами, не оправданно. Поэтому, по мнению Бека (1992), у "соци­альных стандартов уместности" существует возможность стать бо­лее решающими.

КОНФИГУРАЦИЯ (configuration) — см. Оформление.

КОНФЛИКТ (conflict) — открытая борьба между индивидуума­ми или группами в обществе или между государствами-нациями. Он возможен между (например) двумя или более людьми, соци­альными движениями, группами интересов, классами, полами, организациями, политическими партиями, а также этническими, расовыми или религиозными коллективами. Конфликт часто воз­никает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недоста­точными ресурсами или возможностями.

Конфликт может быть институционализированным-, регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все его участники, вроде процедур промышленного арбитража или избирательного процесса в демократических обществах; либо нерегулируемым, подобно наси­лию, развернутому террористическими организациями, революци­онными движениями или против них. Первый вид часто принима­ется за доказательство здорового демократического процесса, плю- ралистское представление о власти рассматривает общество с точ­ки зрения комплекса конкурирующих интересов, а демократичес­кие правила и институты делают возможными разрешение конф­ликта и предотвращают постоянное преобладание одной из групп "интересов" по любой проблеме. См. также Теория конфликта.

КОНФОРМНОСТЬ (conformity) (в психологии) — поведение, управляемое давлением группы. Группы имеют нормы, которые члены группы соблюдают ради сохранения ее целостности. Индивидуум чувствует ожидания и склонен им соответствовать. См. также Соци­альный контроль.

 

Социальные психологи (например, Олпорт, 1924; Шериф, 1935; Аш, 1952; Грютчфилд, 1955) исследовали эффект этого давления в экспериментальной ситуации, когда группы непостоянны и их члены не знакомы друг с другом. Было выявлено, что степень конформно­сти зависит от определенных переменных: ощущение группового

Концентрационный лагерь

престижа, степень неопределенности в принимаемых решениях и размер группы. Ученые различают два типа конформности:

(а) интериоризация — мнение группы принимается и становит­ся внутренним для ее членов (тождественным);

(б) подчинение — согласие во внешнем проявлении, но при внут­реннем расхождении. См. также Социальный контроль.

КОНФУЦИАНСТВО (Confucianism) — скорее этическая рели­гия, чем основанная на вере в бога(ов), возникшая в 6-м столетии до н.э. в Китае и основанная на учении Конфуция — не столько пророка, сколько учителя. Цель состоит в достижении благородного идеала гармонии с миром и природой. В течение многих столетий конфуцианство было религией китайского бюрократического клас­са — мандаринов или образованных людей, чьи административные посты замещались посредством проведения конкурсных экзаменов по классическим знаниям. Конфуцианству часто приписывается ре­шающая роль в легитимации китайского общества и в обеспечении в течение многих столетий единой культуры, пережившей даже за­воевание Китая "варварами".

 

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ (concentration camp) - спе­циальное учреждение для содержания тех, кого правительство счи­тает политически и социально "чуждыми" элементами. Хотя специ­альные центры интернирования создавались британским правитель­ством еще в ходе англо-бурской войны, а в других местах, возмож­но, даже ранее, данный термин стал относиться в первую очередь к деятельности нацистов в Германии и в оккупированной Европе до и во время второй мировой войны. В такой форме назначение этих учреждений состояло не в содержании или исправлении пове­дения заключенных, но в доведении до смерти или в истреблении, особенно евреев и других групп, вроде цыган (см. также Антисеми­тизм). Обычно учреждения подобного типа, включая введенные в Советском Союзе лагеря



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.017 с.)