Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легитимный авторитет или политическая легитимностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕВО-ПРАВЫЙ КОНТИНУУМ (left-right continuum) - деление на радикальные, или "левофланговые", политические партии, ориентации и консервативные, или "правофланговые", названное так из-за порядка расположения представителей национальной ассамблеи Франции. Впоследствии понятие стало общим термином для спектра политических организаций, несмотря на очевидную сверхупрощенность любого утверждения о том, что политические вопросы и политические партии могут быть выстроены в едином континууме. Так, либерально-авторитарное измерение расходится с лево-правым. См. также Авторитаризм; Политические приверженности. Авторитарный Правый • Либерально-толерантный Лево-правый политический континуум. Его существование в политике широко признано, как и то, что подобное измерение пересекается с либерально-авторитарным. ЛЕГАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ (legal-rational authority) — см. Легитимный авторитет. ЛЕГИТИМАЦИЯ (legitimation) — способ или процесс, посредством которого государство, или политическая система, получает оправдание. См. Легитимный авторитет; Кризис легитимации. ЛЕГИТИМНОСТЬ (legitimacy) — см. Легитимный авторитет. ЛЕГИТИМНЫЙ АВТОРИТЕТ или ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ (legitimate authority and political legitimacy) — форма политического правления, посредством которой руководители успешно сохраняют претензию на то, что они управляют по праву в соответствии с законом, традицией или подобной основой. Вебер выявил три "чистых типа" легитимного авторитета:
(а) легально-рациональный авторитет, покоящийся на вере в Лейнг Рональд Дэвид законность выработанных правил и в тех, кто обладает авторитетом согласно этим правилам, например, избран представителем или гражданским служащим; (б) традиционный авторитет, основанный на установившейся вере в святость традиции и восприятия тех, кто управляет в соответствии с обычаями и практикой в рамках данной традиции, — короли, королевы, религиозные сановники; (в) харизматический авторитет, базирующийся на преданности исключительной личности или лидеру и на нормативных правилах, введенных такой личностью, например, предсказатель, маг. Последний придает динамический либо революционный элемент всей веберовской оценке политической легитимности. Однако, если подобный учитель или лидер долго отсутствует, происходит рути- низация харизмы и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме авторитета. См. также Бюрократия; Государство; Власть; Национальное государство; Суверенитет; Гоббс; Кризис легитимации. ЛЕЙНГ РОНАЛЬД ДЭВИД (Laing, Ronald David) (1927-1989) - шотландский психиатр и критик ортодоксальной психиатрии. Его "радикальная" критика (см. Антипсихиатрия) основана на богатом опыте и разнообразных интересах. Первоначальный клинический опыт он приобретал с психотическими (см. Психоз) стационарными пациентами в крупной психиатрической больнице, а впоследствии занялся психоаналитической (см. Психоанализ) деятельностью с невротическими (см. Невроз) больными и их родственниками в Тейвистокской клинике в Лондоне. Он стал интересоваться экзистенциализмом и феноменологическим опытом личности (см. Феноменологическая психология). Лейнг разработал теорию о том, что душевное заболевание следует понимать с точки зрения индивидуального опыта в социальном контексте, в частности, в семейном, то есть так, как его воспринимает индивидуум. Душевное заболевание можно считать действенным ответом на этот феноменологический опыт, поэтому лечение должно заключаться в понимании этого и в наблюдении личности в процессе развития болезни. Он применил свою теорию на практике в терапевтическом сообществе "Кинге л и Холл", где обосновался и трудился. Лейнг развивал свои идеи на протяжении 1950—1960-х гг., опубликовав "Разделенное "Я" (1959) о шизофреническом опыте, "Я" и другие" (1961), "Здравомыслие, безумие и семья" совместно с Эстерсоном (1964), посвященные семейной динамике, а также "Политика опыта и райская птица" (1967). Его радикальные взгляды на душевное заболевание и лечение, а также отказ навешивать на людей ярлыки "здоровый" или "нездоровый", рассматривая их Ленин В. И. как различные ответы на различный феноменологический опыт, оказали значительное воздействие на ортодоксальное представление, существенно "гуманизировав" его. Однако в течение четверги столетия его подходы не получили первостепенного теоретического значения при лечении шизофрении, а лишь служили ориентиром в определенных случаях. Важность семейной динамики в этиологии душевных заболеваний в целом и их лечении признается в разработке семейной терапии. ЛЕН (fief) — см. Феодализм. ЛЕНИН В.И. (Lenin V.I.) (1870-1924) (псевдоним Владимира Ильича Ульянова) — русский государственный деятель и теоретик марксизма. Более всего известен как лидер партии большевиков во время Октябрьской революции 1917 г. и впоследствии, вплоть до своей смерти, как ведущий политик в СССР и руководитель Коммунистической партии. Ленин способствовал развитию теории и практики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказали значительное воздействие на социальные науки. Так, "Развитие капитализма в России" (1899) стала вкладом в анализ изменений и расслоений крестьянства (см. Крестьяне) и в теорию экономического и политического изменения в XX в.; "Империализм как высшая стадия развития капитализма" (1916) доказывает, что возникновение монополистического капитала было связано с экспортом капитала из развитого капиталистического мира в колонии, а также отмечает новую, по сравнению с проанализированной Марксом, стадию капитализма и вызывает дискуссии в социальных науках, продолжающиеся и сегодня (см. Империализм); "Государство и революция" (1917) делает попытку развить теорию Маркса о роли государства при капитализме, а также в будущих социалистическом и коммунистическом обществах. Марксистская политическая мысль получила дальнейшее развитие благодаря, во-первых, теории революционной партии, которая, как доказывал Ленин, может включать "авангардное руководство", основанное на "демократическом централизме" (см. Партия-авангард; Коммунизм) и облаченное полномочиями вести рабочий класс к революционным социалистическим идеям; во-вторых, полемики против реформистских, эволюционных путей к социализму и утверждением, что спонтанная борьба рабочего класса против буржуазии будет выдвигать лишь экономические требования и не приведет к революционному свержению правящего класса. Эти идеи содержатся в работе "Что делать?" (1902) и были несколько изменены Лениным в более поздних политических статьях и политической практике. Ведутся интенсивные дебаты по вопросу о том, являлся ли сталинизм результа- Лесбиянство том или полной противоположностью ленинской мысли и практики. См. также Революция; Сталин. ЛЕСБИЯНСТВО (lesbianism) — 1. Сексуальная классификация, относящаяся к женскому гомосексуализму. В этом словоупотреблении сексуальное поведение и сексуальная идентификация принимаются в качестве первичных факторов, обозначенных данным термином. 2. (Феминистское словоупотребление) — гомоэрогическое желание между женщинами или, в более широком смысле, женский опыт, предполагающий социальную, эмоциональную и эротическую привязанность женщины. В этом значении термин рассматривается прежде всего как политическая категория, снижающая важность проблемы генитальной сексуальности и поднимающая — идентифицированный женский опыт. Политическое лесбиянство подчеркивает, что это — "гораздо больше, чем сексуальное предпочтение; это — политическая позиция" (Эббот и Лав, 1972). Нестле (1981) оспаривает такой подход за искажение им лесбийской истории и за скрытую десексуализа- цию лесбийской культуры. Рич (1980) предположил, что лесбиянство —■ одна из первичных форм сопротивления "принудительной гетеросексуальности" (см. Гетеросексуальность). В этом контексте он проводит различие между лесбийским существованием и лесбийским континуумом. Первое относится к сознательной лесбийской идентификации, а второе — к широкому диапазону идентифицированного женщиной опыта или к сестринской общине. В обоих понятиях Рич отводит меньше внимания сексуальному желанию как первичному критерию для идентификации с лесбиянством и больше — женской активности, политическому сопротивлению гетеросексуальной привилегии. Лесбиянство подвергается и социальному, и правовому контролю во многих современных обществах. В Великобритании оно не преследуется законом, за исключением существования в вооруженных силах. Лесбиянки, однако, контролируются гражданскими судами, особенно в делах о попечительстве их детей. История данного явления и его регулирования путем законов и обычаев отличается от имеющихся в отношении мужского гомосексуализма и нередко искажается, а также замалчивается. ЛЖЕСОЗНАНИЕ (false consciousness) — форма классового сознания, идеологии или социальных имиджей, которые не отвечают "реальному" или "объективному" классовому положению или классовым интересам актора. Данное понятие, хотя и не применялось в таком значении самим Марксом, разработано на основе его теории. В частности, оно происходит от следующего аргумента: идеологии Лжесознание и сознание в целом — продукты социальной структуры, отражающие реальные отношения господства и угнетения. Пролетариат обязательно придет к пониманию своего положения как эксплуатируемого класса и к политическому использованию этого понимания в революционной борьбе. Но марксисты столкнулись с проблемой — широко распространенное революционное сознание так никогда и не возникло из среды пролетариата. После получения права голоса почти всеми взрослыми мужчинами Энгельс жаловался Марксу на то, что рабочий класс "опозорил себя", оказав на выборах политическую поддержку либеральной партии. До 1950-х гг. понятие "лже-сознания" часто упоминалось в объяснении подобной неудачи. Одна из постоянных тем, поднятых Лениным, состояла в том, что без посторонней помощи пролетариат способен выработать только "реформистское", "эко- номистское" или тред-юнионистское сознание. Требуется организация революционной партии-авангарда, чтобы трансформировать ограниченное понимание рабочего класса в истинно "политическое" сознание, основанное на реальности его положения. Были и другие объяснения: формированию революционного пролетариата препятствовали такие факторы, как национализм или империализм, либо даже спортивные и иные формы досуга, сублимировавшие революционный импульс (см. также Досуг; Инкорпорация). Теоретически понятие было важно и для пересмотра позиций внутри марксизма. Дьердь Лукач (1971), например, в работе 1920 г. приводил доводы в пользу потребности уделять намного больше внимания проблеме сознания, чем это делали "вульгарные" марксисты, доказывавшие неизбежность перехода к мировой революции. Подобные темы продолжали вызывать интерес при изучении массовой культуры, в трудах франкфуртской школы критической теории и с недавнего времени в деятельности Бирмингемского центра современных культурных исследований (см. Культурные исследований. Перед социологами идея "лжесознания" поставила ряд проблем. Она критиковалась за "элитарный" смысл — мол, "мы лучше, чем рабочий класс, и знаем, в чем он нуждается", отвлекая внимание от необходимости исследования фактического сознания групп рабочего класса, их социальных источников; от принятия им марксистской теории классов, идеи о логической необходимости революции как неизбежного следствия социальных классовых отношений. В последнее время понятие "лже-сознания" стало выходить из употребления в марксизме и в марксистской социологии. Его заменила идея гегемонии, служащая популярным концептуальным инструментом в обсуждении сознания рабочего класса (например, в работах Бирмингемского центра современных культурных исследований). Правда, "гегемония" имеет, по крайней мере, некоторые из недостатков предыдущего понятия. См. также Идеология. Либерализм ЛИБЕРАЛИЗМ (liberalism) — политическая доктрина, разработанная в Европе в 17-м столетии и предполагающая отрицание авторитарных форм правления, защиту свободы слова, ассоциации и религии, а также утверждение права частной собственности. Эта теория первоначально появилась в трудах британских философов Джона Стюарта Милля, Локка, Юма и Бентама и была чрезвычайно влиятельной в становлении западной демократии. Подкрепила ее великая доктрина рациональности эпохи просвещения, ибо считалось, что общество, основанное на либеральных принципах, изберут эгоистичные, рациональные личности (см. Теория общественного договора). Понятия выбора, индивидуальной свободы и враждебности в отношении всемогущества или вмешательства государства, содержащиеся в либерализме, также неразрывно связаны с политэкономией laissez-faire Адама Смита. Либерализм подвергался широкой критике, особенно со стороны авторов, находящихся под влиянием Маркса, который оценивал либеральную демо1фатию в качестве "наилучшей политической оболочки" капитализма и основы легитимации непрерывной эксплуатации рабочего класса. Он имел много защитников и апологетов. Самый последний из них — Фрэнсис Фукуяма (1992). В связи с коллапсом коммунизма он называет "концом истории" триумф либеральной демократии и капитализма над идеологическими и историческими конкурентами. Фукуяма, возможно, должен быть менее жизнерадостным, особенно если учесть, что принципы либерализма в возрастающей мере разрушаются дрейфом к анти- или а-рацио- нальному миру постмодерна (см. Постмодерн и постмодернизм). ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (liberal democracy) - форма представительной демократии в современной западной политике, отличающаяся всеобщим избирательным правом, избирательной конкуренцией за власть между политическими партиями, защитой гражданских прав. Эта форма правления и политики утвердилась в Европе только в конце 19-го — начале 20-го столетия, оспариваясь альтернативными системами, особенно основанными на фашизме и коммунизме. См. также Демократия; Стабильная демократия; Плюрализм; Плю- ралистский элитизм; Тоталитаризм; Капиталистическое государство. ЛИДЕРСТВО (leadership) — способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и/или занимаемой позиции. Однако случайные подходы к лидерству привели к осознанию того, что действительными лидерами становятся не столько благодаря специфическим качествам либо поведению, сколько различным стилям (например, ориентации на задачу в противоположность ориентации на отношения), требующимся в разных ситуациях. См. также Группа; Групповая динамика; Легитимный авторитет (или политическая легитимность); Лидеры, формирующие мнение. ЛИДЕРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ МНЕНИЕ (opinion leaders) - меньшинство индивидуумов в какой-либо области социальной жизни, оказывающее влияние на идеи других. Лазарсфельд и др. (1944) внедрил этот термин в связи с изучением электорального поведения и двухступенчатого потока массовой информации. ЛИМИНАЛЬНОСТЬ (liminality) — положение тех, кто находится в процессе перехода через символические границы между статусами, особенно в ритуалах (например, в обряде перехода, карнавале) — А. ван Геннеп "Обряды перехода" (1909). ЛИНГВИСТИКА (linguistics) — академическое изучение языка. Ее основа — возможности грамматики, то есть языкоописания с точки зрения правил абстрактных элементов и их сочетаний. Например, предложения могут рассматриваться как состоящие из подлежащего и сказуемого, представленного глаголом и дополнением. Вновь приняты с большим успехом исследования по описанию звуков — фонологии — с точки зрения идентификации простых элементов и их сочетаний. Лингвистика являлась частью классического образования, включающего латинскую и греческую грамматики. В каждую интеллектуальную эпоху интересы дисциплины расширяются: в XVIII в. на относительно универсальные особенности грамматики с точки зрения аспектов универсальной рациональности; в XIX — на историю, преобразование и "эволюцию" лингвистических форм и моделей; в XX — на лингвистическую психологическую и социологическую науку. Поскольку грамматика и фонология обеспечивают качественные систематизированные описания, редкие в гуманитарных дисциплинах, "научная" форма лингвистики была чрезвычайно влиятельна в социальных науках. Соссюр развивает замечательную и правдоподобную метатеорию — научная лингвистика является изучением отдельного предмета, то есть отделенного в концептуальном отношении от внешних связей. Она состоит из системы контрастирующих элементов, существующих на различных уровнях структуры. Так, простые звуковые элементы объединяются, чтобы составить минимальные элементы для структурного уровня выше фонологии, уровня слов и частей слова (морфологии). Анализ данного рода был противопоставлен эволюционным представлениям, которые предшествовали этому и теперь расцениваются как вторичное изучение. Построение лингвистами абстрактной системы о людях, "использующих" язык, но не способных с легкостью описать это, стало мощной моделью социальной науки (см. также Компетентность и эффективность). Чомскийщп явлению психологическую интерпретацию. Предрасположенность к этому врожденная, а не усвоенная особенность человеческих биологических существ. Следовательно, основополагающая форма системы универсальна. Онаучивание грамматики ведет к спецификации и исследованию следующих уровней, например, семантики и прагматики. Во французской философии метатеория Соссюра широко применялась в качестве парадигмы других социальных наук, например, в доктрине структурализма. Общество рассматривается как семиотическое в целом, то есть состоящее из признаков. В противовес этому постструктурализм и другие теории в конце 20-го столетия опираются на интеллектуальный аспект гуманитарных наук. Может ли лингвистика быть расширена до значения и деятельности? Является ли она "наукой" или какой-то иной разновидностью описания? Можно ли описать язык в рамках строгих правил или же он не поддается этому? Является ли человеческая рациональность продуктом нерациональных, подсознательных систем? Подрывает ли неопределенность, связанная со ссылкой и различием, сами концепции личности и индивидуальной идентичности? Подобные дискуссионные вопросы — наследие традиции лингвистики, представляющие интерес для социальных исследований. Сама лингвистика сохраняется независимо от ответа на них. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (linguistic phylosophy) - 1. Аналитическая философия в целом. 2. Философия обыденного языка в частности. Последний термин — более употребимый. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (linguistic analysis) - см. философия обыденного языка; лингвистическая философия. ЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (path analysis) — статистический метод, использующий регрессию для определения отношений между переменными. Выстраивается причинная модель, изображаемая линейной диаграммой, которая показывает, каким предполагается воздействие переменных друг на друга. Наблюдаемые данные сопоставляются с этой моделью и при их совместимости делается вывод: причинные влияния могут быть такими, какими изображены в модели; это не есть доказательство того, что линии причинности верны. См. также Причинное моделирование. ЛИОТАРД ЖАН ФРАНСУА (Lyotard, Jean Francois) (1924-) - французский философ и значительная фигура в постмодернизме. В 1949—1959 гг. преподавал философию в средних школах, прежде чем стать профессором философии в Парижском университете VIII (Сен-Дени), откуда уволился в 1989 г. В 1950—1960-х гг. Лиотард считал себя марксистом, будучи членом редколлегии социалистического журнала "Socialisme ои barbarie" и левой газеты " Pouvoir ouvrief. Однако позже он отказался от сво«его марксистского прошлого. Его книга (1984), подготовленная nep-t воначально (1979) как доклад о знании для правительства Квебек ка, принесла ему известность в широких кругах в качестве отца постмодернизма. В ней отвергается идея о законности в метадоктри- нах (см. Великая доктрина и метадоктрина) и ставится под вопрос французская традиция, простиравшаяся от Конта и Дюркгейма до Сартра и Лефевра, рассматривать общество с точки зрения единства. Эта традиция оценивала поиски знания как узаконенные либо чистым позитивистским посвящением беспристрастности и истине, либо эмансипацией репрессированного субъекта (пролетариата). Так, Лиотард утверждает: каждая из этих основ законности теперь оспаривается настолько основательно, что обе они являются недействительными. Кроме того, нет никаких средств для определения конкурирующих утверждений истины или целей знания. Опираясь на Витгенштейна, Лиотард делает следующий вывод: наука лучше понимается как языковая игра. Все его аргументы объединены в более поздней и более философской работе "Diffirend" (1983), посвященной исследованию нейтрализации игроков в языковых играх. Когда данная область дискурса становится жесткой, отрицаются или устраняются различные высказывания и другие голоса. Нацистские лагеря смерти — самый отвратительный подобный пример 20-го столетия. "Diffirend" призывает к более децентрализованному и разнообразному подходу к вопросам политики, истории, культуры, общества. Акцент делается скорее на предоставлении возможности высказываниям и диалогам, чем на их подавлении. Социология и философия Лиотарда подвергалась сильной критике, в основном с двух сторон: во-первых, его творчество нравственно сомнительно, поскольку не в состоянии дать читателю возможность дифференцировать ценность различных положений; вместо этого оно приводит все суждения в состояние эквивалентности. Во-вторых, путем объявления "конца политики" поощряется политическое примирение со статус-кво. Тем не менее его попытка в книге "Условие постмодерна" заострить внимание на особенностях постмодерна справедливо считается эталонной работой. ЛИПСЕТ СЕЙМУР М. (Li pset, Seymour М.) (1922-) - ведущий американский политический социолог, который после ранних работ о радикализме, демократии и олигархии в профсоюзах ("Профсоюзная демократия", 1956) стал еще более известен благодаря ряду влиятельных общих трудов по социальным основам либеральной демократии и "не демократии": "Человек политики" (1960), "Первая новая нация" (1963) и "Партийная система и избирательные ориентиры" (совместно с С. Рокканом, 1967). См. также Политическое расхождение; Классовое расхождение; Тезис о конце идеологии; Стабильная демократия; Железный закон олигархии; Социальная мобильность. ЛИТЕРАТУРНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ (literary and cultural theory) — аналитическое изучение литературных и связанных с ними произведений искусства (например, игр, фильмов, телевизионных постановок). Здесь можно выделить два подхода: (а) аналитический — часть элитной культуры, например, Школа критики в Англии, подчеркивающая важность преподавания и сохранения канона английской литературы (Ф.Р. Ливис); (б) более поздний и более радикальный, концентрирующийся на связи с социальной теорией, включая социологию, и пытающийся устранить различие между элитной и массовой культурой, проводя критическую оценку обеих. Исключительно чистое исследование сложного второго направления литературной и культурной теории черпает вдохновение особенно из постструктурализма и проведено А. Истхоупом, а также К. Макгоуаном (1992). Ср. Культурные исследования; см. Популярная культура.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.019 с.) |