Легитимный авторитет или политическая легитимность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимный авторитет или политическая легитимность



ЛЕВО-ПРАВЫЙ КОНТИНУУМ (left-right continuum) - деле­ние на радикальные, или "левофланговые", политические партии, ориентации и консервативные, или "правофланговые", названное так из-за порядка расположения представителей национальной ас­самблеи Франции. Впоследствии понятие стало общим термином для спектра политических организаций, несмотря на очевидную сверхупрощенность любого утверждения о том, что политические вопросы и политические партии могут быть выстроены в едином континууме. Так, либерально-авторитарное измерение расходится с лево-правым. См. также Авторитаризм; Политические привержен­ности.

Авторитарный

Правый •

Либерально-толерантный

Лево-правый политический континуум. Его существование в полити­ке широко признано, как и то, что подобное измерение пересекается с либерально-авторитарным.

ЛЕГАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ (legal-rational authority) — см. Легитимный авторитет.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (legitimation) — способ или процесс, посред­ством которого государство, или политическая система, получает оправдание. См. Легитимный авторитет; Кризис легитимации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (legitimacy) — см. Легитимный авторитет.

ЛЕГИТИМНЫЙ АВТОРИТЕТ или ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИ­ТИМНОСТЬ (legitimate authority and political legitimacy) — форма политического правления, посредством которой руководители ус­пешно сохраняют претензию на то, что они управляют по праву в соответствии с законом, традицией или подобной основой.

Вебер выявил три "чистых типа" легитимного авторитета:

 
Левый

(а) легально-рациональный авторитет, покоящийся на вере в

Лейнг Рональд Дэвид

законность выработанных правил и в тех, кто обладает авторитетом согласно этим правилам, например, избран представителем или гражданским служащим;

(б) традиционный авторитет, основанный на установившейся вере в святость традиции и восприятия тех, кто управляет в соот­ветствии с обычаями и практикой в рамках данной традиции, — короли, королевы, религиозные сановники;

(в) харизматический авторитет, базирующийся на преданнос­ти исключительной личности или лидеру и на нормативных прави­лах, введенных такой личностью, например, предсказатель, маг.

Последний придает динамический либо революционный элемент всей веберовской оценке политической легитимности. Однако, если подобный учитель или лидер долго отсутствует, происходит рути- низация харизмы и возврат к традиционной либо легально-рацио­нальной форме авторитета.

См. также Бюрократия; Государство; Власть; Национальное госу­дарство; Суверенитет; Гоббс; Кризис легитимации.

ЛЕЙНГ РОНАЛЬД ДЭВИД (Laing, Ronald David) (1927-1989) - шотландский психиатр и критик ортодоксальной психиатрии. Его "радикальная" критика (см. Антипсихиатрия) основана на богатом опыте и разнообразных интересах. Первоначальный клинический опыт он приобретал с психотическими (см. Психоз) стационарны­ми пациентами в крупной психиатрической больнице, а впослед­ствии занялся психоаналитической (см. Психоанализ) деятельнос­тью с невротическими (см. Невроз) больными и их родственниками в Тейвистокской клинике в Лондоне. Он стал интересоваться экзи­стенциализмом и феноменологическим опытом личности (см. Фено­менологическая психология). Лейнг разработал теорию о том, что ду­шевное заболевание следует понимать с точки зрения индивиду­ального опыта в социальном контексте, в частности, в семейном, то есть так, как его воспринимает индивидуум. Душевное заболева­ние можно считать действенным ответом на этот феноменологи­ческий опыт, поэтому лечение должно заключаться в понимании этого и в наблюдении личности в процессе развития болезни. Он применил свою теорию на практике в терапевтическом сообществе "Кинге л и Холл", где обосновался и трудился.

 

Лейнг развивал свои идеи на протяжении 1950—1960-х гг., опуб­ликовав "Разделенное "Я" (1959) о шизофреническом опыте, "Я" и другие" (1961), "Здравомыслие, безумие и семья" совместно с Эстерсоном (1964), посвященные семейной динамике, а также "Политика опыта и райская птица" (1967). Его радикальные взгля­ды на душевное заболевание и лечение, а также отказ навешивать на людей ярлыки "здоровый" или "нездоровый", рассматривая их

Ленин В. И.

как различные ответы на различный феноменологический опыт, оказали значительное воздействие на ортодоксальное представле­ние, существенно "гуманизировав" его. Однако в течение четверги столетия его подходы не получили первостепенного теоретического значения при лечении шизофрении, а лишь служили ориентиром в определенных случаях. Важность семейной динамики в этиологии душевных заболеваний в целом и их лечении признается в разра­ботке семейной терапии.

ЛЕН (fief) — см. Феодализм.

 

ЛЕНИН В.И. (Lenin V.I.) (1870-1924) (псевдоним Владимира Ильича Ульянова) — русский государственный деятель и теоретик марксизма. Более всего известен как лидер партии большевиков во время Октябрьской революции 1917 г. и впоследствии, вплоть до своей смерти, как ведущий политик в СССР и руководитель Ком­мунистической партии. Ленин способствовал развитию теории и практики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказа­ли значительное воздействие на социальные науки. Так, "Развитие капитализма в России" (1899) стала вкладом в анализ изменений и расслоений крестьянства (см. Крестьяне) и в теорию экономичес­кого и политического изменения в XX в.; "Империализм как выс­шая стадия развития капитализма" (1916) доказывает, что возник­новение монополистического капитала было связано с экспортом капитала из развитого капиталистического мира в колонии, а так­же отмечает новую, по сравнению с проанализированной Марк­сом, стадию капитализма и вызывает дискуссии в социальных на­уках, продолжающиеся и сегодня (см. Империализм); "Государство и революция" (1917) делает попытку развить теорию Маркса о роли государства при капитализме, а также в будущих социалистичес­ком и коммунистическом обществах. Марксистская политическая мысль получила дальнейшее развитие благодаря, во-первых, тео­рии революционной партии, которая, как доказывал Ленин, мо­жет включать "авангардное руководство", основанное на "демок­ратическом централизме" (см. Партия-авангард; Коммунизм) и об­лаченное полномочиями вести рабочий класс к революционным социалистическим идеям; во-вторых, полемики против реформис­тских, эволюционных путей к социализму и утверждением, что спон­танная борьба рабочего класса против буржуазии будет выдвигать лишь экономические требования и не приведет к революционному свержению правящего класса. Эти идеи содержатся в работе "Что делать?" (1902) и были несколько изменены Лениным в более по­здних политических статьях и политической практике. Ведутся ин­тенсивные дебаты по вопросу о том, являлся ли сталинизм результа-

Лесбиянство

том или полной противоположностью ленинской мысли и практи­ки. См. также Революция; Сталин.

ЛЕСБИЯНСТВО (lesbianism) — 1. Сексуальная классификация, относящаяся к женскому гомосексуализму. В этом словоупотребле­нии сексуальное поведение и сексуальная идентификация прини­маются в качестве первичных факторов, обозначенных данным тер­мином. 2. (Феминистское словоупотребление) — гомоэрогическое желание между женщинами или, в более широком смысле, женс­кий опыт, предполагающий социальную, эмоциональную и эроти­ческую привязанность женщины. В этом значении термин рас­сматривается прежде всего как политическая категория, снижаю­щая важность проблемы генитальной сексуальности и поднимаю­щая — идентифицированный женский опыт.

Политическое лесбиянство подчеркивает, что это — "гораздо больше, чем сексуальное предпочтение; это — политическая пози­ция" (Эббот и Лав, 1972). Нестле (1981) оспаривает такой подход за искажение им лесбийской истории и за скрытую десексуализа- цию лесбийской культуры. Рич (1980) предположил, что лесбиян­ство —■ одна из первичных форм сопротивления "принудительной гетеросексуальности" (см. Гетеросексуальность). В этом контексте он проводит различие между лесбийским существованием и лесбийским континуумом. Первое относится к сознательной лесбийской иден­тификации, а второе — к широкому диапазону идентифицирован­ного женщиной опыта или к сестринской общине. В обоих понятиях Рич отводит меньше внимания сексуальному желанию как первич­ному критерию для идентификации с лесбиянством и больше — женской активности, политическому сопротивлению гетеросексу­альной привилегии.

Лесбиянство подвергается и социальному, и правовому контро­лю во многих современных обществах. В Великобритании оно не преследуется законом, за исключением существования в вооружен­ных силах. Лесбиянки, однако, контролируются гражданскими су­дами, особенно в делах о попечительстве их детей. История данного явления и его регулирования путем законов и обычаев отличается от имеющихся в отношении мужского гомосексуализма и нередко искажается, а также замалчивается.

 

ЛЖЕСОЗНАНИЕ (false consciousness) — форма классового со­знания, идеологии или социальных имиджей, которые не отвечают "реальному" или "объективному" классовому положению или клас­совым интересам актора. Данное понятие, хотя и не применялось в таком значении самим Марксом, разработано на основе его теории. В частности, оно происходит от следующего аргумента: идеологии

Лжесознание

и сознание в целом — продукты социальной структуры, отражаю­щие реальные отношения господства и угнетения. Пролетариат обя­зательно придет к пониманию своего положения как эксплуатиру­емого класса и к политическому использованию этого понимания в революционной борьбе.

Но марксисты столкнулись с проблемой — широко распростра­ненное революционное сознание так никогда и не возникло из среды пролетариата. После получения права голоса почти всеми взрослы­ми мужчинами Энгельс жаловался Марксу на то, что рабочий класс "опозорил себя", оказав на выборах политическую поддержку ли­беральной партии. До 1950-х гг. понятие "лже-сознания" часто упо­миналось в объяснении подобной неудачи. Одна из постоянных тем, поднятых Лениным, состояла в том, что без посторонней помощи пролетариат способен выработать только "реформистское", "эко- номистское" или тред-юнионистское сознание. Требуется органи­зация революционной партии-авангарда, чтобы трансформировать ограниченное понимание рабочего класса в истинно "политичес­кое" сознание, основанное на реальности его положения. Были и другие объяснения: формированию революционного пролетариата препятствовали такие факторы, как национализм или империализм, либо даже спортивные и иные формы досуга, сублимировавшие революционный импульс (см. также Досуг; Инкорпорация).

Теоретически понятие было важно и для пересмотра позиций внутри марксизма. Дьердь Лукач (1971), например, в работе 1920 г. приводил доводы в пользу потребности уделять намного больше вни­мания проблеме сознания, чем это делали "вульгарные" марксисты, доказывавшие неизбежность перехода к мировой революции. Подоб­ные темы продолжали вызывать интерес при изучении массовой куль­туры, в трудах франкфуртской школы критической теории и с недав­него времени в деятельности Бирмингемского центра современных культурных исследований (см. Культурные исследований.

 

Перед социологами идея "лжесознания" поставила ряд проблем. Она критиковалась за "элитарный" смысл — мол, "мы лучше, чем рабочий класс, и знаем, в чем он нуждается", отвлекая внимание от необходимости исследования фактического сознания групп ра­бочего класса, их социальных источников; от принятия им маркси­стской теории классов, идеи о логической необходимости револю­ции как неизбежного следствия социальных классовых отношений. В последнее время понятие "лже-сознания" стало выходить из упот­ребления в марксизме и в марксистской социологии. Его заменила идея гегемонии, служащая популярным концептуальным инструмен­том в обсуждении сознания рабочего класса (например, в работах Бирмингемского центра современных культурных исследований). Правда, "гегемония" имеет, по крайней мере, некоторые из не­достатков предыдущего понятия. См. также Идеология.

Либерализм

ЛИБЕРАЛИЗМ (liberalism) — политическая доктрина, разрабо­танная в Европе в 17-м столетии и предполагающая отрицание ав­торитарных форм правления, защиту свободы слова, ассоциации и религии, а также утверждение права частной собственности. Эта теория первоначально появилась в трудах британских философов Джона Стюарта Милля, Локка, Юма и Бентама и была чрезвычай­но влиятельной в становлении западной демократии. Подкрепила ее великая доктрина рациональности эпохи просвещения, ибо счита­лось, что общество, основанное на либеральных принципах, избе­рут эгоистичные, рациональные личности (см. Теория общественно­го договора). Понятия выбора, индивидуальной свободы и враждеб­ности в отношении всемогущества или вмешательства государства, содержащиеся в либерализме, также неразрывно связаны с полит­экономией laissez-faire Адама Смита.

Либерализм подвергался широкой критике, особенно со стороны авторов, находящихся под влиянием Маркса, который оценивал либеральную демо1фатию в качестве "наилучшей политической обо­лочки" капитализма и основы легитимации непрерывной эксплуа­тации рабочего класса. Он имел много защитников и апологетов. Самый последний из них — Фрэнсис Фукуяма (1992). В связи с кол­лапсом коммунизма он называет "концом истории" триумф либе­ральной демократии и капитализма над идеологическими и истори­ческими конкурентами. Фукуяма, возможно, должен быть менее жизнерадостным, особенно если учесть, что принципы либерализма в возрастающей мере разрушаются дрейфом к анти- или а-рацио- нальному миру постмодерна (см. Постмодерн и постмодернизм).

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (liberal democracy) - форма представительной демократии в современной западной политике, отличающаяся всеобщим избирательным правом, избирательной конкуренцией за власть между политическими партиями, защитой гражданских прав. Эта форма правления и политики утвердилась в Европе только в конце 19-го — начале 20-го столетия, оспариваясь альтернативными системами, особенно основанными на фашизме и коммунизме.

См. также Демократия; Стабильная демократия; Плюрализм; Плю- ралистский элитизм; Тоталитаризм; Капиталистическое государство.

 

ЛИДЕРСТВО (leadership) — способности, качества и поведе­ние, связанные с ролью группового лидера. Может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и/или занимаемой позиции. Однако случайные подходы к лидерству привели к осознанию того, что действительными лиде­рами становятся не столько благодаря специфическим качествам


либо поведению, сколько различным стилям (например, ориента­ции на задачу в противоположность ориентации на отношения), требующимся в разных ситуациях. См. также Группа; Групповая ди­намика; Легитимный авторитет (или политическая легитимность); Лидеры, формирующие мнение.

ЛИДЕРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ МНЕНИЕ (opinion leaders) - меньшинство индивидуумов в какой-либо области социальной жиз­ни, оказывающее влияние на идеи других. Лазарсфельд и др. (1944) внедрил этот термин в связи с изучением электорального поведения и двухступенчатого потока массовой информации.

ЛИМИНАЛЬНОСТЬ (liminality) — положение тех, кто нахо­дится в процессе перехода через символические границы между статусами, особенно в ритуалах (например, в обряде перехода, кар­навале) — А. ван Геннеп "Обряды перехода" (1909).

ЛИНГВИСТИКА (linguistics) — академическое изучение языка. Ее основа — возможности грамматики, то есть языкоописания с точки зрения правил абстрактных элементов и их сочетаний. На­пример, предложения могут рассматриваться как состоящие из подлежащего и сказуемого, представленного глаголом и дополне­нием. Вновь приняты с большим успехом исследования по описа­нию звуков — фонологии — с точки зрения идентификации про­стых элементов и их сочетаний.

Лингвистика являлась частью классического образования, вклю­чающего латинскую и греческую грамматики. В каждую интеллек­туальную эпоху интересы дисциплины расширяются: в XVIII в. на относительно универсальные особенности грамматики с точки зре­ния аспектов универсальной рациональности; в XIX — на исто­рию, преобразование и "эволюцию" лингвистических форм и мо­делей; в XX — на лингвистическую психологическую и социоло­гическую науку. Поскольку грамматика и фонология обеспечива­ют качественные систематизированные описания, редкие в гума­нитарных дисциплинах, "научная" форма лингвистики была чрез­вычайно влиятельна в социальных науках. Соссюр развивает заме­чательную и правдоподобную метатеорию — научная лингвистика является изучением отдельного предмета, то есть отделенного в концептуальном отношении от внешних связей. Она состоит из системы контрастирующих элементов, существующих на различ­ных уровнях структуры. Так, простые звуковые элементы объеди­няются, чтобы составить минимальные элементы для структурно­го уровня выше фонологии, уровня слов и частей слова (морфоло­гии). Анализ данного рода был противопоставлен эволюционным представлениям, которые предшествовали этому и теперь расце­ниваются как вторичное изучение. Построение лингвистами абст­рактной системы о людях, "использующих" язык, но не способ­ных с легкостью описать это, стало мощной моделью социальной науки (см. также Компетентность и эффективность). Чомскийщп явлению психологическую интерпретацию. Предрасположенность к этому врожденная, а не усвоенная особенность человеческих биологических существ. Следовательно, основополагающая форма системы универсальна. Онаучивание грамматики ведет к специ­фикации и исследованию следующих уровней, например, семан­тики и прагматики.

Во французской философии метатеория Соссюра широко при­менялась в качестве парадигмы других социальных наук, напри­мер, в доктрине структурализма. Общество рассматривается как семиотическое в целом, то есть состоящее из признаков. В противо­вес этому постструктурализм и другие теории в конце 20-го столе­тия опираются на интеллектуальный аспект гуманитарных наук. Может ли лингвистика быть расширена до значения и деятельнос­ти? Является ли она "наукой" или какой-то иной разновидностью описания? Можно ли описать язык в рамках строгих правил или же он не поддается этому? Является ли человеческая рациональность продуктом нерациональных, подсознательных систем? Подрывает ли неопределенность, связанная со ссылкой и различием, сами кон­цепции личности и индивидуальной идентичности? Подобные дис­куссионные вопросы — наследие традиции лингвистики, представ­ляющие интерес для социальных исследований. Сама лингвистика сохраняется независимо от ответа на них.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (linguistic phylosophy) - 1. Аналитическая философия в целом. 2. Философия обыденного языка в частности.

Последний термин — более употребимый.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (linguistic analysis) - см. фило­софия обыденного языка; лингвистическая философия.

ЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (path analysis) — статистический ме­тод, использующий регрессию для определения отношений между переменными. Выстраивается причинная модель, изображаемая ли­нейной диаграммой, которая показывает, каким предполагается воз­действие переменных друг на друга. Наблюдаемые данные сопос­тавляются с этой моделью и при их совместимости делается вывод: причинные влияния могут быть такими, какими изображены в мо­дели; это не есть доказательство того, что линии причинности вер­ны. См. также Причинное моделирование.

ЛИОТАРД ЖАН ФРАНСУА (Lyotard, Jean Francois) (1924-) - французский философ и значительная фигура в постмодернизме. В 1949—1959 гг. преподавал философию в средних школах, прежде чем стать профессором философии в Парижском университете VIII (Сен-Дени), откуда уволился в 1989 г.

В 1950—1960-х гг. Лиотард считал себя марксистом, будучи чле­ном редколлегии социалистического журнала "Socialisme ои barbarie" и левой газеты " Pouvoir ouvrief. Однако позже он отказался от сво«его марксистского прошлого. Его книга (1984), подготовленная nep-t воначально (1979) как доклад о знании для правительства Квебек ка, принесла ему известность в широких кругах в качестве отца постмодернизма. В ней отвергается идея о законности в метадоктри- нах (см. Великая доктрина и метадоктрина) и ставится под вопрос французская традиция, простиравшаяся от Конта и Дюркгейма до Сартра и Лефевра, рассматривать общество с точки зрения един­ства. Эта традиция оценивала поиски знания как узаконенные либо чистым позитивистским посвящением беспристрастности и исти­не, либо эмансипацией репрессированного субъекта (пролетариа­та). Так, Лиотард утверждает: каждая из этих основ законности те­перь оспаривается настолько основательно, что обе они являются недействительными. Кроме того, нет никаких средств для опреде­ления конкурирующих утверждений истины или целей знания. Опи­раясь на Витгенштейна, Лиотард делает следующий вывод: наука лучше понимается как языковая игра.

Все его аргументы объединены в более поздней и более фило­софской работе "Diffirend" (1983), посвященной исследованию ней­трализации игроков в языковых играх. Когда данная область дискур­са становится жесткой, отрицаются или устраняются различные высказывания и другие голоса. Нацистские лагеря смерти — самый отвратительный подобный пример 20-го столетия. "Diffirend" при­зывает к более децентрализованному и разнообразному подходу к вопросам политики, истории, культуры, общества. Акцент делает­ся скорее на предоставлении возможности высказываниям и диа­логам, чем на их подавлении.

Социология и философия Лиотарда подвергалась сильной кри­тике, в основном с двух сторон: во-первых, его творчество нрав­ственно сомнительно, поскольку не в состоянии дать читателю воз­можность дифференцировать ценность различных положений; вме­сто этого оно приводит все суждения в состояние эквивалентности. Во-вторых, путем объявления "конца политики" поощряется по­литическое примирение со статус-кво. Тем не менее его попытка в книге "Условие постмодерна" заострить внимание на особенностях постмодерна справедливо считается эталонной работой.


ЛИПСЕТ СЕЙМУР М. (Li pset, Seymour М.) (1922-) - веду­щий американский политический социолог, который после ранних работ о радикализме, демократии и олигархии в профсоюзах ("Проф­союзная демократия", 1956) стал еще более известен благодаря ряду влиятельных общих трудов по социальным основам либераль­ной демократии и "не демократии": "Человек политики" (1960), "Первая новая нация" (1963) и "Партийная система и избиратель­ные ориентиры" (совместно с С. Рокканом, 1967). См. также Поли­тическое расхождение; Классовое расхождение; Тезис о конце идеоло­гии; Стабильная демократия; Железный закон олигархии; Социальная мобильность.

ЛИТЕРАТУРНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ (literary and cultural theory) — аналитическое изучение литературных и связанных с ними произведений искусства (например, игр, фильмов, телевизионных постановок). Здесь можно выделить два подхода:

(а) аналитический — часть элитной культуры, например, Шко­ла критики в Англии, подчеркивающая важность преподавания и сохранения канона английской литературы (Ф.Р. Ливис);

(б) более поздний и более радикальный, концентрирующийся на связи с социальной теорией, включая социологию, и пытаю­щийся устранить различие между элитной и массовой культурой, проводя критическую оценку обеих.

Исключительно чистое исследование сложного второго направ­ления литературной и культурной теории черпает вдохновение осо­бенно из постструктурализма и проведено А. Истхоупом, а также К. Макгоуаном (1992). Ср. Культурные исследования; см. Популярная культура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.022 с.)