Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индукция и индуктивная логикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
действиях и делах. Эпистемологический индивидуализм стремился поместить основы познания в индивидуальные восприятия, самосознание или опыт (см. также Эмпиризм). Исторически индивидуализм был важным элементом в противопоставлении власти государства (см. также права граждан), в оправдании частной собственности и свободы конъюнктуры на рынке. Религиозный индивидуализм, определяющий, что Человек стоит следующим за Богом и не требует никаких посредников, характерен для протестантства. В социальных науках методологический индивидуализм способствует объяснению социальных явлений с точки зрения фактов о личностях. Критики указанных форм индивидуализма обращают внимание на выделение индивидуального человека и даже отрицание существования "общества". Полярно противоположный подход "структурного определения" (см. Структурализм) многими считается одинаково проблематичным. В поиске решения дуализма индивидуума и общества многие социологи приняли теории, подчеркивающие взаимодействие индивидуумов и общества (см. Структура и воля). Эта потребность не подрывает концепции индивидуальной воли и "моральной ответственности", например, потенции человеческих целей "как причины" и способности нравственного убеждения и социальных санкций воздействовать на них (см. также Свободная воля). Конкурирующие оценки индивидуума и социальных интересов сохраняются, но больше не зависят от концепций абсолютной автономии индивидуума (ср. Децентрированное "Я"). См. также Автономный человек и пластичный человек. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО или ЧАСТНОЕ ИМУЩЕСТВО (individual goods or private goods) — см. Государственное имущество. ИНДИКАТОР (indicator) — см. Социальные индикаторы. ИНДУИЗМ (Hinduism) — ведущая религия Индии и древнейшая из крупных мировых. Индуизм основан на доктрине перевоплощения и связан с понятием касты. Это — политеистическая религия, имеющая много богов и разных культов, в то время как юдаизм, христианство и ислам — монотеистические религии. ИНДУКЦИЯ И ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА (induction and inductive logic) — процесс, в котором общее утверждение, предполагающее регулярную связь между двумя или более переменными, основано на ряде эмпирических наблюдений. В отличие от "дедуктивных" аргументов, в которых вывод логически вытекает из началь- Индустриализация ных предпосылок (логический вывод — см. Логика), в данном процессе нет строгой логической потребности, даже если, следуя формулировке Милая (см. Сравнительный метод), она иногда упоминается как индуктивная логика. Причина заключается в том, что индуктивный аргумент зависит от обобщения ряда известных случаев: "А1 есть b, А2 — Ь, A3 — b и т.д.". Следовательно, А, вероятнее всего, есть Ь. В таком контексте научные утверждения оправданы только при соблюдении последующей процедуры фальсификации или применении "реалистичных" критериев (см. Реализм). См. также Эмпиризм; Поппер. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (industrialization) — общий процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и производства изделий кустарного промысла в экономики и общества, в которых основными являются обрабатывающие и связанные с ними добывающие отрасли промышленности. Начавшись в Великобритании в ходе промышленной революции, процесс вскоре произошел в других западноевропейских обществах за счет глубоких изменений в организации производства и распределения, особенно разделения труда между индивидуумами и профессиональными группами, а также промышленными и непромышленными нациями. Подобные изменения ведут к преобразованию методов и социальной организации сельского хозяйства (см. сельскохозяйственная революция) и добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности (см. Фабричная система; Массовое производство). Критерии отнесения стран к промышленным или становящимся таковыми различаются. Наиболее часто используются следующие показатели: (а) процент рабочей силы, занятой в промышленном секторе и секторе услуг по сравнению с первичным производством; (б) выпуск промышленной продукции относительно валового национального продукта (ВНП). Однако уровень капиталовложения (см. Экономический взлет), грамотности, масштабы урбанизации и т.д. также применяются в качестве более общих показателей индустриализации, модернизации и развития. Таким образом, Новая Зеландия — в основном экспортер первичной продукции, но с модернизированным сельским хозяйством, высокой грамотностью и т.д. — может оцениваться как промышленная страна в самом общем смысле термина. Процесс индустриализации тесно связан с полной модернизацией общества, особенно с урбанизацией, развитием науки и техники, политической модернизацией. Каждое из этих изменений считается либо предпосылкой индустриализации, либо ее прямым следствием, либо тем и другим. Индустриальная демократия Во всех моделях индустриализации первой волны в европейских промышленных обществах существует сходство, но есть и важные различия (например, в роли государства в поощрении индустриализации, которая была ограниченной в Великобритании и более обширной в Германии). Они имеются и между странами первой волны индустриализации и теми, в которых данный процесс происходит позднее (хотя последние могут получать преимущества, учась на ошибках других, им часто трудно конкурировать с более устоявшимися индустриальными экономиками, что иногда ограничивает их отношениями экономической зависимости (см. также Империализм; Неэквивалентный обмен). Кроме временных отличий существуют и важные региональные. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (industrial democracy) - участие наемных работников в принятии решений по организации труда. Процесс может быть полным или разделенным с интересами собственности и управления, а принятие решений — касаться организации в целом или только подгрупп внутри него. Основные типы: рабочее самоуправление (например, бывшая Югославия), производственные кооперативы (как в Баскской области Испании), совместное принятие решений (например, Германия). На профсоюзном уровне (то есть подгруппы) примерами индустриальной демократии частичного вида являются создание автономных рабочих групп и разработка программ качества трудовой жизни (Пул, 1986). Данное понятие критиковалось как плюралистскими, так и марксистскими авторами. Аргументация первых заключается в том, что участие в управлении ослабляет способность профсоюзов действительно представлять своих членов в коллективном торге (Клег, 1960), поэтому определение индустриальной демократии должно быть основано скорее на оппозиции (через коллективный торг), чем на участии (см. также Балансирующая власть; Плюрализм). С точки зрения марксистов в капиталистическом обществе невозможно добиваться постоянно растущего рабочего управления в делах предприятий (Хаймен, 1984). Корни индустриальной демократии находятся во французском синдикализме, повлиявшем на социалистическое мышление, а также профсоюзное движение в США и Великобритании в первые десятилетия нынешнего столетия. В Великобритании это движение превратилось в межвоенные годы в цеховой социализм (Прибиче- вич, 1959) и вновь появилось как заметная сила в 60-е гг. в значительной степени вследствие агитации Института рабочего управления (Коутс и Тоуфэм, 1972), активно поддерживающего учреждение кооперативов и назначение директоров из рабочих на предпри ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (industrial sociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда — социальное и техническое (см. также Профессиональная структура); опыт работы; роль и последствия технологии в промышленности; индустриальная бюрократия и индустриальные отношения (см. Берне, 1962). См. также Теория организации. Индустриальная социология имеет корни в анализе индустриализации, осуществленным Марксом, Вебером и Дюркгеймом, и включает сравнительные изучения развитых индустриальных обществ. Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии. Как следствие, поддисциплина особенно связана с воздействием индустриализации на положение и мотивации рабочих с учетом научного управления, человеческих отношений, отчуждения и отношений власти в области промышленности. Эта озабоченность социальными отношениями и моралью рабочих на фабриках возникла под давлением разработки постиндустриального тезиса (см. Постиндустриальное общество) в 60-е гг. и с появлением сектора услуг как главной сферы занятости. Серьезная критика ее воздействия на целостность поддисциплины началась в 70-е гг., после, во-первых, открытия заново процесса труда (П.Б. Томпсон, 1989) и, во-вторых, развития феминистской теории, сводясь к тому, что она была ограничена работой фабрик. Однако заметно выделялись два подхода. Критический анализ процесса труда больше касался политэкономии и связей между, с одной стороны, организацией и контролем над трудом, а с другой — при- Индустриальное общество своением и реализацией прибавочной стоимости, а феминистский пытался охватить взаимосвязь между оплаченной и неоплаченной работой; проблемы тендера; отношение между работой и обществом. В результате этой критики фокус индустриальной социологии в последнее время сместился с "промышленности" к "работе" (см. Социология труда). ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (industrial society) - 1. Форма общества или какое-либо определенное общество, в котором произошли индустриализация и модернизация. Термин принадлежит Сен-Симону, выбравшему его для отражения усиливающейся роли обрабатывающей промышленности в Европе 18-го столетия, в отличие от предшествовавшего доиндустри- алъного общества и аграрного общества. Как базисная форма современного общества, термин "индустриальное общество" охватывает и капиталистическое общество, так как оба имеют общие черты: фабричное производство; снижающаяся пропорция населения, занятого в сельском хозяйстве; отделение домашнего хозяйства от производства; повышение уровня производства и его модернизация; урбанизация; улучшение потребления и социального благосостояния; обеспечение массового образования и достижение широкого распространения грамотности. Среди других, более спорных, находятся тенденции расширения семьи и снижения роли отношений родства как основы социальной организации (см. Семья; Родство), а также религии вследствие секуляризации. 2. Модель современного общества, предложенная в качестве альтернативы либо "капиталистическому", либо "социалистическому". Для более ограниченного значения термина разработан ряд суждений: (а) скорее индустриализация, чем капитализм или социализм, — решающий фактор формирования современного общества; (б) происходящее разделение на классы и статусы отражает не столько классовые конфликты (по Марксу), сколько просто разделение внутри профессиональной структуры всех индустриальных обществ. Хотя это выливается во множество классовых и статусных конфликтов (включая секториалъные расхождения), не подрывается базисная эффективность или непрерывность обществ (см. также Класс; Дарендорф); (в) имеются четкие признаки окончательной конвергенции между капиталистическими и социалистическими обществами (включая господство техноструктуры менеджеров и технических экспертов — см. также Революция менеджеров), и общества в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не тра- Индустриальные отношения диционно социалистическими по социальной и экономической форме. См. также Государственный социализм; Государственный капитализм и государственно-монополистический капитализм; Посткапиталистическое общество; Постиндустриальное общество. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (industrial relations) - отношения между наемными работниками и предпринимателями, изучение этих отношений. Социология — не единственная дисциплина, внесшая вклад в исследование данной сферы. Дебаты между конкурирующими теориями привели Фокса (1965) к выделению унитаристской и плю- ралистской перспектив. В первой кооперация является нормальной и обладает организационной эффективностью, а рациональность покоится на прерогативе менеджеров; конфликт рассматривается как иррациональный, возникающий из-за проблем общения, агитаторов и т.д. Плюралисты, напротив, считают конфликты между законными группами интересов обычными, но разрешимыми путем взаимовыгодных процедур коллективного торга. Последний подход, отраженный комиссией Доноуана (1968), подкреплен рядом реформ в Великобритании в 70-е гг., но был подвергнут критике, ибо: (а) сосредоточив внимание на неудаче учреждений индустриальных отношений в регулировании конфликта, плюрализм пренебрег неравенством власти и преимуществами, порождаемыми конфликтом (Голдторп, 1974); (б) "корпоратистские" или марксистские теории обеспечивают лучшее осмысление индустриальных отношений (см. Корпоративизм). Таким образом, теоретики сосредоточились на попытках каждого из послевоенных правительств иметь дело с проблемами индустриальных отношений через формы государственного вмешательства, которые предполагали трехсторонние меры (профсоюзы, предприниматели и государство). На последователей Маркса попытки радикализировать плюрализм не произвели впечатления (Вуд и Эллиот, 1977). В рамках марксизма отношения найма характеризуются классовой эксплуатацией и не предполагают честной оплаты. Конфликт является эндемическим, и предприниматели постоянно нуждаются в легитимации своего контроля. Кроме того, плюралисте кие и корпоратистские представления о государстве считаются наивными, поскольку капитал — основной получатель выгод от государственного вмешательства. Марксисты выработали ценное понимание индустриальных отношений, выделив отношения найма в развитии капиталистического общества, ключевой особенностью которого является способ Индустриальный конфликт выражения конфликта между капиталом и трудом в классовых отношениях и государственной деятельности. Однако эта перспектива также вызвала критику. Крауч (1982), например, доказывает недооценку марксистами выбора целей и средств наемных работников и неубедительность попыток приписывать индустриальный конфликт классовым отношениям. Неолиберальная политика, проводимая правительствами консерваторов в Великобритании с 80-х гг. и теоретически подкрепленная трудами Хайека и Фридмэна, основана на заметном недоверии и к корпоратистским учреждениям, и к профсоюзам, выражая унитаристское представление о том, что многие проблемы индустриальных отношений происходят от чрезмерного использования власти представителями профсоюзов (Мэ- шинз, 1987). В целом, как и большинство сфер социологического исследования, в данной области много теоретических противоречий. Вышеупомянутые перспективы иллюстрируют одну суть: восприятия и рекомендации в решении "проблемы" индустриальных отношений неразрывно связаны с определенными теориями. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (industrial conflict) - конфликты, как открытые, так и скрытые, в результате отношений найма и проявляющиеся во множестве разных форм — от забастовок и локаутов до потери времени. Изучение индустриального конфликта предполагает: (а) классификацию различных форм, например, очевидных и организованных в виде забастовок, или более скрытых и неформальных в виде "рабочего управления"; (б) выявление источников и следствий; (в) рассмотрение социальных процессов, посредством которых действия фактически становятся определяемыми или называемыми "конфликтом" (включая представление их в средства массовой информации — например, см. Группа Глазго по средствам коммуникации). Социология — одна из многих дисциплин, связанных с источниками, формами и последствиями конфликта в рабочих организациях, с одной стороны, и сотрудничества — с другой. В частности, было предложено помещать изучение индустриального конфликта в рамки широкого понимания природы индустриальных обществ. В этом отношении попытки Маркса, Вебера и Дюркгейма имели особое влияние и все еще питают дискуссии по данной проблеме. Социологи, например, сосредоточившись на том, каким образом формально свободный наемный труд и поддержанные демократические ценности капиталистических обществ противоречат иерар- Индустрия культуры хическому характеру отношений на работе, высказали сомнение относительно объяснений, имеющих тенденцию основываться на грубых психологических подходах либо на "иррациональности" конфликтов. В целом можно выделить четыре школы (см. также Индустриальные отношения): (а) "унитарии", считающие конфликт в значительной степени иррациональным отклонением; (б) "плюралисты", признающие организации неотъемлемо конфликтными, а противоречивые интересы внутри них подверженными взаимному приспособлению и извлекающими из этого пользу; (в) "радикальные плюралисты", которые объясняют постоянство конфликтов результатом фундаментального неравенства власти и преимуществ; (г) марксисты, основывающие свой анализ на предположениях, происходящих от концепций эксплуатации и конфликта Маркса. См. также Теория конфликта. ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫ (culture industries) - см. Популярная культура. ИНКОРПОРАЦИЯ (incorporation) — 1. Процесс приспособления профессиональных и политических организаций рабочего класса к капиталистическому обществу. 2. Аргумент, согласно которому сознание рабочего класса было сформировано ценностями и интересами правящих классов. Значение понятия используется в аргументах о рабочем классовом сознании и классовых представлениях. Первое словоупотребление, например, — ответ на доводы об отдельной статусной группе внутри рабочего класса, особенно в 19-м столетии, — рабочей аристократии. Второе можно обнаружить в дискуссиях о гегемонии. Часто различие между смыслом 1 и смыслом 2 является аналитическим; на практике организация и сознание рассматриваются в единстве, в сосуществовании. Инкорпорация — это одно из множества понятий, предложенных для объяснения преимущественно реформистских позиций рабочего класса капиталистических обществ. Оно было особенно влиятельно в Великобритании. Расширение прав граждан, усиление социального обеспечения, учреждение "представительного", профессионального, мужского тред-юнионизма после 1850 г. представляли собой продукт борьбы рабочего класса и средство институци- ализирования, а тем самым и снижения уровня индустриально- политического конфликта. Парламентская лейбористская партия также способствовала вхождению рабочего класса в существующие Инстинкт структуры. В 1960-е гг. предложенное и действовавшее профсоюзное законодательство отводило государству постоянную роль в контроле и регулировании отношений между предпринимателями и профсоюзами, толковалось с точки зрения инкорпорации членов профсоюзов в стабильные, стандартные государственные структуры (см. также Корпоративизм). Участие профсоюзных лидеров в правительственных комиссиях и готовность членов профсоюзов к сотрудничеству в выдвигаемых государством инициативах, подобных ACAS, — примеры инкорпорации, то есть сведения воинствующего конфликта к формам, которые могут быть приспособлены к статус-кво. ИНСПЕКЦИОННАЯ СЛУЖБА (probation service) - давно учрежденная в Великобритании форма социально-патронажной службы (под эгидой Министерства внутренних дел), первоначально сосредоточенная на преступниках, но с недавнего времени интересующаяся семьями преступников и вопросами благосостояния детей разведенных пар. Основная задача ее инспекторов состоит в подготовке материалов о выявленных преступниках для судов, в помощи чиновникам и судьям в вынесении приговоров. В отношении тех, кто отбывает заключение, обязанностью инспекторов является забота об их благосостоянии как в течение изоляции, так и по возвращении в общество. Эта профессия связана также с системой испытательного срока, поддержанием порядка в кварталах и формами промежуточной профилактики. В обучение сотрудников инспекционной службы входит курс социологии, включая социологию преступления и девиации. ИНСТИНКТ (instinct) — 1. (Этология) врожденные побудительные стимулы, ведущие к определенным образцам поведения. Инстинктивное поведение обычно наблюдается у животных и вызывается стереотипами ("фиксированным образом действия") — построение гнезда или ухаживание. Некоторые виды человеческого поведения, например, материнского, обычно оцениваются как инстинктивные. Однако материнское поведение гораздо сложнее, даже у животных, и, конечно, поддается усвоению, хотя некоторые психологи считают его прежде всего усвоенным и поэтому не инстинктивным у людей. Хотя некоторые виды поведения могут основываться на унаследованных склонностях, развитие человеческого мозга предопределило, что они гораздо меньше зависят от "встроенных" механизмов и намного более управляемы, усваиваемы и выбираемы. Животные ниже филогенетической шкалы имеют сравнительно меньше участков мозга для усвоения и больше для инстинктивных, процессов, так что их поведение менее пластично и более предсказуемо, то Инстинкт взаимодействия есть управляется скорее инстинктом, чем усвоением. 2. (Психоанализ) в теории Фрейда унаследованная, побудительная сила или стимул, находящийся в подсознании. См. Эрос; Танатос. ИНСТИНКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (instinct for combination) - см. Остатки и деривации. ИНСТИТУТ (institute) — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Термин используется разными способами и, следовательно, часто бывает двусмысленным. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями. В функционалистской теории (см. Функционализм) понятие связано с условиями функциональных предпосылок или функциональных императивов. Малиновский перечисляет семь социальных институтов, в которых соединяются биологические и социально-психологические потребности. Гофман применяет термин тотальное учреждение для обозначения бюрократически организованных институтов (см. Бюрократия), члены которых имеют мало возможностей избегать норм и ролей административной структуры. Институционализация касается процесса, посредством которого разрабатываются и реализуются предназначенные для различных социальных установок нормы и роли. Хотя она часто включает сверхсоциализированную концепцию человека, исследователи, испытывающие влияние феноменологической социологии, подчеркивают творческие и адаптивные аспекты социальной жизни. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (institutionalization) - 1. Процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности. См. также Институт. 2. Процесс и возникающее из него состояние социальных акторов, заключаемых на длительный период в тотальные учреждения, — тюрьмы или психиатрические больницы — неспособности или неприспособленности к независимой социальной жизни вне учреждения. ИНСТИТУЦИОННАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ (institutional economics) — подходы к экономическому анализу, подчеркивающие роль социально-экономических институтов и организаций в причинности экономических событий. В узком смысле — это движение, противопоставленное абстракциям и чрезмерному формализму многих ортодоксальных экономических анализов, особенно отраженное в творчестве Торстейна Веблена. В более широком значении подход совместим с большинством социологических анализов экономической жизни, посвященных обоснованию теорий экономической жизни в поведенческом и институционном исследовании, а не политэкономии (см. Экономическая социология). ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (instrumental rationality) — "подчинение деятельности критерию одной лишь эффективности" (Гелнер, 1988). Эта форма часто расценивается как сущность процесса рационализации, лежащего в основе преобразования досовременных, доиндустриалъных обществ в современные индустриальные общества. См. также Типы социальной деятельности; Рациональность. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (instrumental conditioning) — см. Образование условных рефлексов. ИНТЕГРАЦИЯ (integration) — 1. Степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Это — ключевое понятие в социологии Эмиля Дюркгейма и одна из двух основных переменных, применяемых им в объяснении самоубийства. 2. Степень, в которой деятельность или функция различных институтов, подсистем в обществе скорее дополняют друг друга, чем противоречат друг другу. Например, семья интегрирована в экономическую систему развитого индустриального общества в той мере, в какой она сохраняет и воспроизводит рабочую силу (но не другой товар), действуя в то же время как потребительская (а не производственная) единица. 3. Наличие специфических учреждений, поддерживающих дополнительную и координированную деятельность других подсистем общества. Развитие институтов интеграции этого вида (письменный язык, формально-правовые системы) — одна из функциональных предпосылок или функциональных императивов всех социальных систем, ключ к социальному развитию в неоэволюционной теории (см. Неоэволюционизм). Использование понятия интеграции во всех трех смыслах характерно для функционализма и особенно для творчества Толкотга Пар- сонса. Неинтегрированность просто подразумевает недостаток или отсутствие интеграции либо соответствующих механизмов. Например, эгоистическое самоубийство, по Дюркгейму, — результат не- интегрированности индивидуума внутри группы; экономический рост может пострадать, если система образования неспособна интегрировать свою деятельность и цели с деятельностью и целями экономики; важный эволюционный шаг (см. Эволюционная теория) отделения власти от ведомства, представляемого демократической ассоциацией, не способен произойти без верховенства интеграционного механизма, представляемого властью закона. См. также Социальная солидарность; Механическая и органическая солидарность; Социальная интеграция и системная интеграция. ИНТЕЛЛЕКТ (intelligence) — умственная способность человека или потенциал рациональной мысли и поведения. Природа и измерение интеллекта — одна из наиболее дискуссионных тем в социальных науках. Основной вопрос касается того, что мы обозначаем данным понятием. Ранние теории принимали очень узкий диапазон когнитивных способностей — абстрактное рассуждение, понимание и память — хотя и делали акцент на существовании общего фактора интеллекта, присущего всем видам мастерства (например, Спирмен), противопоставляя его множеству различных первичных умственных способностей (например, Терстоун). Современные ученые склоняются к расширению понятия, чтобы охватить практические решения проблем и творческий потенциал. Второй вопрос — то, в какой мере интеллект наследуется биологически или приобретается в результате опыта среды и социализации (см. Споры о природе и воспитании). Для его прояснения было изобретено множество методов, включая изучение идентичных близнецов и приемных детей, но соотношение воздействия наследственности и окружающей среды остается невыявленным. Важное значение для образовательных процессов имеют модели характера интеллекта. Одна из них находит выражение в когнитивных теориях развития, подчеркивающих роль интеракции между унаследованным потенциалом и влиянием среды. Этот подход иллюстрируется в работах Пиаже (1932) и Брунера (1968), где оба автора идентифицируют качественно разные стадии умственного развития и усвоения. Они оказали значительное влияние на структуру образования в последние десятилетия. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ (intellectuals) — как правило, образованные люди, использующие свой интеллект в работе, которая, по их убеждению, имеет культурное значение. По-английски существительное "интеллигент" впервые появилось в начале 19-го столетия и часто использовалось в уничижительном смысле. Социологический интерес в значительной степени сосредоточен на интеллектуалах как на особой социальной группе (см. Интеллигенция). Кроме того, заслуживают внимания три эпизода французской школы. Во- первых, социальный ученый Сен-Симон ввел в начале 19-го столетия военное понятие "авангард", или avant-garde, хотя относил его не к интеллектуалам как таковым, а скорее к ученым, чьи знания дадут возможность успешно направлять развитие Франции и других индустриальных обществ. Во-вторых, в 1896 г. политический деятель Клемансо повесил ярлык "интеллектуалы" на защитников Дрейфуса (см. Дело Дрейфуса), положив тем самым начало современному употреблению термина. Он сразу же был воспринят Дюркгеймом и другими как символ чести. В-третьих, философ Жюльен Бенда (1927) осуждал интеллектуалов за их готовность обслуживать особые социальные и политические процессы и предавать свое истинное призвание — бескорыстное стремление к универсальной истине и справедливости. Интеллектуалы, интересы и истина фигурируют также в рукописях Антонио Грамши в межвоенный период. Грамши отмечает роль (общины) интеллектуалов — производителей и сеятелей знания — в порождении и гегемонии, и сопротивления. В частности, он отличает "традиционных интеллектуалов", поддерживающих, несмотря на самообман, независимость интеллектуалов от "органических интеллектуалов", включая технических специалистов, которые играют функциональную роль, однако примыкают к доминирующему или оппозиционному классам (группам) в данной социально-экономической формации. См. также Гегемония; Интеллектуальный труд. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД (intellectual labour) (особенно в марксизме) — все формы труда, в которых труд является скорее умственным, чем ручным. Утверждалось, что в современных капиталистических обществах (и возможно, во всех современных обществах) существует тенденция к возрастанию значения этих форм в результате деквалификации ручного труда, а также некоторых простых видов неручного. Таким образом, знание и мастерство, которыми прежде обладали рабочие в целом, будут вытесняться и заменяться интеллектуальным трудом, причем разными его типами, особенно направленными на контроль рабочих и менеджеров, а также проектировщиков и наладчиков сложных машин. Марксистские социологи (например, Сон-Ретель, 1978) утверждают, что это служит более эффективной эксплуатации и что некапиталистические плановые экономики будут способны обходиться без некоторых видов интеллектуального труда, соединяя его с ручным в одном рабочем. Однако против такого мнения можно выдвинуть два возражения: рост интеллектуального труда скорее следствие общих усовершенствований в знании и разделении труда, которые лишь отчасти связаны с капитализмом и которые ведут к общей эффективности, а также эксплуатации; а деквалификация может встречаться в целом в меньшем масштабе, чем предполагается, и по разным причинам ограничена некоторыми профессиональными группами. Таким образом, общее увеличение знания и мастерства рабочей силы — следствие важности интеллектуального труда в современных экономиках, что подтверждается повсеместным увеличением его неручных видов (см. также Информационное общество; Дэниел Белл). Но данный факт означает утрату мастерства и мощи некоторыми группами, следствием чего может стать увеличение фрагментации интересов рабочего класса (см. Классовое сознание). ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia) — 1. Социальная страта интеллектуалов с самовозложенной ответственностью за руководство будущим благосостоянием и развитием нации. Термин имеет польское и русское происхождение середины 19-го столетия и подобен касте в том смысле, что некоторые социологи считают его применимым только к определенному месту и времени, а другие — с более широким значением. 2. Совокупность образованных, но не являющихся собственниками личностей с некоторым сознанием особой роли либо в национальном обществе, либо в культурной сфере, выходящей за пределы государственных границ. Например, термин может обладать смыслом, придаваемым ему некоторыми африканскими странами до и после независимости. "Интеллигенция" и "интеллектуалы " не являются синонимами. Так, в Англии были и есть интеллектуалы, но не интеллигенция в значении 1 или 2. Первый смысл понятия возник в 19-м столетии, когда Польша была разделена на части между Пруссией (позже Германией), Россией и Австрией. Немногие, обладавшие аттестатом об окончании средней школы — matura — и поэтому знавшие польскую литературу и историю, считали себя хранителями национальной культуры. Они также были руководителями многих оппозиционных движений. Весьма часто они происходили из обедневшей знати и дворянства, сохранив дворянские ценности и испытывая презрение к буржуазным занятиям торговлей и промышленностью. После восстановления польского государства в 1918 г. интеллигенция играла ведущую роль в правительстве и администрации, но была затем уничтожена во время второй мировой войны. После 1945 г. Коммунистическая партия Польши стала претендовать на ведущую роль в развитии страны и принялась за устранение конкурентов, в результате чего "классическая" интеллигенция прекратила существование. Согласно официальной марксистской формуле, новая Польша имела два "неантагонистических класса" — рабочих и крестьян — и прослойку интеллигенции. Ссылка на прослойку (а не класс) указывала на отношение к средствам производства, подобное существующему у рабочего класса, однако аспекты культуры и познания продолжали отличать людей друг от друга. Вхождение в интеллигенцию стало определяться получением скорее высшего, чем среднего, образования, и большинство дипломированных специалистов концентрировалось в науке и технике. Это вело к различию между творческой или культурной интеллигенцией, с одной стороны, и к значительному увеличению технической интеллигенции — с другой, у которой остаточное тяготение к старым ценностям было намного менее очевидно. В России в 19-м столетии деклассированная фракция дворянства стремилась поддерживать элементы традиционного стиля жизни в городской усадьбе (тем самым сохраняя отличие от буржуазии) и одновременно управлять судьбами нации. Буржуазия требовала ликвидации царизма и остатков феодализма любыми средствами, в целом отождествляя себя с прогресс
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.014 с.) |