Значимые понимание и объяснение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значимые понимание и объяснение



тей"; (б) социальная деятельность является значимой деятельнос­тью; (в) социальные события следует объяснять прежде всего как результат "ценностей" акторов, то есть убеждений, мотивов, це­лей, причин и т.д., которые приводят к деятельности. Термин обычно применяется к теории социальных действий Вебера, но может оди­наково относиться к связанным с нею подходам, таким как симво­лический интеракционизм. См. также Значимое понимание и объясне­ние; Интерпретативная социология; Verstehen.

ЗНАЧИМОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (meaningful interpretian) — см. Зна­чимое понимание и объяснение.

ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ (meaningful social action or meaningful action) — см. Действие или деятельность; Интерпретация; Verstehen; Герменевти­ка; Интерпретативная социология.

ЗНАЧИМЫЕ ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ (meaningful understanding and explanation) — понимание ценностей социальных акторов (то есть их убеждений, мотивов, целей, причин и т.д. в любом социальном контексте) одновременно с объяснением их деятельности и социальных событий, которые они вызывают.

 

См. также Verstehen; Значимая социология; Вебер; Уинч; Целевое объяснение; Эмпатия; Интерпретация; Интерпретативная социоло­гия.


и

ИАТРОГЕНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ (iatrogenic disease) - недуг, вызванный докторами или патогенической медициной, который, согласно Илличу (1975), действует на трех уровнях:

(а) клиническом — чуждые побочные эффекты лечения развива­ются у пациента или защищают врача от осуждения;

(б) социальном — поддерживание болезни медицинской практи­кой, побуждение людей становиться потребителями лечебной, про­филактической, индустриальной и экологической медицины;

(в) отвергающем здоровье — разрушение возможности человека противостоять уязвимости и слабости упованием на медицинские решения.

ИГРА (play) — деятельность, которая является добровольной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия.

Классическим осмыслением формы игры в социальной жизни является концепция общительности Зиммеля. Хотя общительность в идеале должна разойтись со своей "серьезной" целью, важность функций, выполняемых общительностью и игрой, не оставляет никаких сомнений. См. также Homo ludens (прил.); Досуг; Социология спорта.

Несомненна важность функции игры в детской социализации. Игра многими считается необходимой для физического развития, учения, социального поведения, развития личности (см. Миллар, 1968).

Игровая терапия используется в качестве метода понимания дет­ских психологических проблем и оказания помощи в их решении (См. Клейн).


ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ (zero-sum game) - игра или аналогичная социальная ситуация, в которой потерянное одной стороной находится другой (фон Нойманн и Моргенштайн, 1947). См. также Теория игр; Дилемма заключенных.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (idealization) — см. Идеальный тип.

ИДЕАЛИЗМ (idealism) — 1. (Философия) учение, утверждаю­щее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полнос­тью является конструкцией идей. 2. (Социология) доктрина, соглас­но которой социология должна давать объяснения, прежде всего обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. так­же Значимые понимание и объяснение).

В философии идеализм — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект; Эпистемо­логия). Для познания мира субъектом идеализм предполагает руко­водствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпи­стемологической противоположности, эмпиризма, как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источ­ник достоверного знания, а разум изначально является бессодер­жательным и пассивным.

Согласно идеализму Платона, объекты мира были несовершен­ными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант дока­зывает двухстороннее отношение между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых суб­станциальный и эмпирический мир может восприниматься и ос­мысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий вне­шний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание, но не знание разума самого по себе — "номи­нального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание, например, пространства, вре­мени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый "мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях разума и субъекта. Он предпринимает ревизию логики (см. Диалектика), с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов.

Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий,


Идеальная речевая ситуация

воспринимающих социальный мир как результат осознанной дея­тельности человека, обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интен- циональность) свои действия. Объяснение деятельности обязатель­но предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением к намерению, мотиву и РАЗУ­МУ. См. также Уинч.

Наиболее значительному критическому анализу смысл 1 под­верг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" раз­вить Гегеля, поставив его на ноги. Форма социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непре­рывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спект­ром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, имен­но экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма, сохраняющую, од­нако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм).

Недавняя дискуссия по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материаль­ные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в соци­альном контексте, в противоположность идеалистическому субъек­ту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.

ИДЕАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ (ideal speech situation) - см. Хабермас.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП или ЧИСТЫЙ ТИП (ideal type or pure type) - осмысление (идеализация) общего или отдельного явления в це­лях анализа и объяснения, представляющее явление только в аб­страктной или "чистой" (следовательно, "идеализированной") форме(ах). Основы идеально-типичного анализа в социологии про­исходят от Макса Вебера, на которого повлияло использование иде­альных типов в политической экономии. Элемент идеализации — особенность любого применения общих понятий, будь то в науке или повседневной жизни (см. также Типификация), однако в степе­ни их идеализации существуют варианты (ср. Тип; Типология).

 

Абсолютные и идеализированные понятия есть и в технических науках (например, "совершенный вакуум"), и в социальных (на-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.02 с.)