Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеальный тип или чистый тип
пример, в политической экономии "совершенная конкуренция"). В первых это позволяет более упрощенно исследовать явления и формулировать универсальные обобщения высшего уровня (научные законы), с точки зрения которых реальные мировые события могут анализироваться и объясняться как более сложные эмпирические отправные точки. Вебер использовал идеальные типы с несколько иной целью, однозначно не относя к ним те, которые: (а) не представляют собой этический идеал; (б) не являются "средним" типом; (в) не "исчерпывают действительность", то есть не соответствуют в точности каким-либо эмпирическим образцам. Достаточно определенно он причислял к идеальным типам: (а) идеальные в логическом смысле умственные конструкции, то есть устанавливающие логически экстремальное значение; (б) позволяющие абстрагироваться от действительности; (в) пригодные для использования в формулировке абстрактной модели общей формы, взаимосвязанных причин и следствий сложного повторяющегося явления (например, бюрократии). Следующее требование состоит в "объективной возможности" этих понятий в том смысле, что они должны приблизительно соответствовать конкретным фактам и быть также "субъективно адекватными", то есть понятными с точки зрения субъективных ориентаций гипотетического "индивидуального актора" (см. также Методологический индивидуализм). Идеально-типичные понятия нужны Веберу для обеспечения выявления "общих" понятий (например, "рациональный" или "традиционный" — см. Типы социальной деятельности), на основе которых можно однозначно сформулировать "исторические" понятия, служащие отправной точкой общих идеальных типов. Подобным образом облегчаются классификация, сравнение явлений и оценка причинных гипотез. Так, специфическое идеально-типичное понятие протестантской этики сформулировано Вебером как приближение к "рациональной деятельности" и обладание причинным значением для возникновения западного капитализма, а римско- католическая и не западные религии — как исторически специфические типы традиционной и нерациональной деятельности, которая задерживает появление капитализма. Идеальные типы используются Вебером в мысленных экспериментах (например, в следующем суждении: рациональный капитализм возник бы в Азии так же, как в Европе, если бы в Азии имелась какая-либо форма религии, эквивалентная протестантству). Исторические понятия, выведенные на основе идеальных типов, обладают точностью, которая в противном случае отсутствовала бы в сравнительном анализе.
Однако таким путем Вебер вовлекается в процесс явных (или неявных) типичных обобщений, то есть предположений о "закономерных регулярностях", связанных с наличием эмпирических при В отличие от технических наук Вебер не предусматривает, что социологи достигнут соглашения по идеально-типичным понятиям или что эти понятия станут основой системы общих законов высшего уровня. Временами он рассматривает идеально-типичные роли понятий как эвристические, помогающие яснее описать и проанализировать исторические явления. Одной из причин такого ограничения "научности" социологии является видимое им постоянное наличие множества перспектив в дисциплине, возникающих из конкурирующих значений (см. Объективность и нейтральность; Различие между истиной и значением). Позиция Вебера создает сложности, делая идеально-типичный анализ в социологии по существу произвольным. На эту проблему в подходе Вебера существуют два основных ответа. По мнению таких критиков, как Парсонс (1937), какие бы различия в степени ни признавались между социологией и техническими науками, идеально-типичный анализ может стать последовательным только путем обобщенного развития общих понятий и потенциально унитарной теории в социологии, избегая веберов- ского "типичного атомизма". Другие критики (например, Уинч, 1958) доказывают, что от него следует отказаться, раз он предусматривает "значимое понимание" специфических случаев, а не развитие общих понятий и общих теорий.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (identification) — копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека. Понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдиповою комплекса через идентификацию с родителем того же пола. Этот процесс ведет к вбиранию нравственных ценностей родителя и формированию Суперэго ("сверх-Я"). Его использование не всегда является столь строгим, отражая также мимолетное чувство эмпатии к другому человеку. См. также Подражание. ИДЕНТИЧНОСТЬ (identity) - смысл и непрерывность "Я", которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи и занимает место в обществе. Неофрейдистский теоретик Эрик Эриксон предположил, что в юности наблюдается кризис идентичности. Именно на этой стадии молодой человек ищет идентичность, опробуя на опыте различные группы друзей, стили жизни, планы в карьере. В идеале к концу юности процесс стабилизируется и человек воспринимает себя, чувствуя непринужденно с этой идентичностью. В представлении Эриксона, следовательно, идентичность формируется в результате социальной интеракции, а проблемы происходят, если юноша ощущает отчужденность от общества, например, из-за этнических различий или безработицы. См. также Идентификация. В психологии и в социологии имеется много сходства, но есть и некоторые различия в акценте на идентичности и процессе ее формирования (см. Мид; Кули). См. также Социальная идентичность. В некоторых версиях психоаналитической теории, особенно в постструктурализме Лакана, идентичность в целом более проблематична. Лакан оспаривает основное предположение, содержащееся в вопросе "Кто я?" и в наличии картезианского "Я", предполагая зависимость от диалектики "Я" и других людей. Хотя такая диалектика относительно широко распространена в социологии, формулировка Лакана отличается весьма большим радикализмом ее значений. Нет присутствия, только язык, а отсутствие идентифицируемого ядра "Я", согласно Лакану, может быть возмещено лишь "воображаемым "Я", "фантазией", в которой идентичность сохраняется защитным механизмом, вроде "отрицания". ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (ideological state apparatus) — учреждения государства, помогающие в развитии условий производства капитализма. Термин внедрен французским марксистским философом Луи Альтюссером для описания способа функционирования таких институтов, как школы, церкви и средства массовой информации по поддержанию государственной идеологии. Алътюссер (1971) признавал, что это воспроизводство обеспечивалось не только идеологическим, но и репрессивным государственным аппаратом (армией и полицией), который действовал преимущественно путем применения насилия или его угрозой. Однако никакой правящий класс не мог бы удерживать государственную власть в течение длительного периода, если бы утратил гегемонию над идеологическим аппаратом. Альтюссера критиковали за умаление значения идеологии сопротивления капиталистическому государству (см. Элиот, 1987; Урри, 1981).
ИДЕОЛОГИЯ (ideology) — 1. Система идей, лежащих в основе и наполняющих социальную и политическую деятельность. 2. В более узком значении, система идей, оправдывающая или узаконивающая подчинение одной группы другой. 3. Всеобъемлющее энциклопедическое знание, способное к разрушению предрассудка и к применению в социальной реформе. В этом смысле термин и использовался изначально, когда вводился Антуаном Дестю де Траси в период социального оптимизма во французском Просвещении (см. Эпоха просвещения). Таким образом, между значениями 3 и 2 в тот период произошло полное расхождение, и именно значения 1 и 2 вызывают теперь первостепенный интерес. В творчестве Маркса и Энгельса, оказавших наибольшее влияние на развитие теории идеологии, данный термин имел несколько оттенков. В "Немецкой идеологии" они подчеркнули два пункта. Во- первых, идеологии обеспечивали картину мира с точки зрения правящего класса. Во-вторых, эта картина была при необходимости искаженной, ибо интересы правящего класса, по определению, частичны и не отражают интересов человечества в целом. В более поздних работах идеология изображена с точки зрения социального класса, представляющего свои особые групповые интересы как "естественные" и универсальные (например, как "национальный интерес"). Много позже авторы применяли термин ближе к значению 2, чаще всего обращаясь к гендерной идеологии, расовой и идеологиям поколений. Это предполагает наличие доктрины оправдания во всех властных отношениях. Например, в эпоху империй подчинение черных людей оправдывалось идеями, подчеркивающими "естественное" превосходство белых людей, и способностью империализма принести просвещение. Один из значительных вызовов представлению Маркса обеспечивается социологией познания Ман- нгейма. Маннгейм доказывал ошибочность рассмотрения точки зрения одного класса как неправильной, а других — как правильной. В социологическом плане более ценно учитывать все системы убеждения, отражающие интересы определенных групп, включая коммунистические, социалистические наряду с консервативными. Маннгейм следовал словоупотреблению Маркса, называя утопией идеи, которые поддерживают могущественные "идеологии" и которые противопоставлялись данной системе или стремились оправдать другую. Современные марксисты внесли свой вклад в эту теорию, побуждаемые прежде всего неспособностью революционного рабочего класса развиться в западных капиталистических обществах. Важные примеры таких подходов включают: (а) франкфуртскую школу критической теории;
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.008 с.) |