Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэффициент ранговой корреляции спирменаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Spearman rank correlation coefficient) — тест непараметрической статистики, используемый для порядковых данных (см. Критерии и уровни измерения), когда необходимо измерить корреляцию двух переменных. Для оценки степени корреляции применяется процедура ранжирования. Если выстраивается гипотеза о том, что коэффициенты самоубийства в различных странах изменяются в соответствии с уровнем посещаемости церкви, первый показатель помещается в ранговом порядке в одной колонке, а второй — в другой. Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле, построенной на разнице между ранжированиями. КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ (birth rate) - число новорожденных на 1000 человек всех возрастов за год. В послевоенной Великобритании коэффициент рождаемости повышался до середины 60-х годов и с тех пор начал снижаться. Начиная с 1951 г. самый высокий коэффициент был в 1964г. — 18,8 новорожденных на 1000 человек, а самый низкий в 1977 г. — 11,7. Этот коэффициент иногда упоминается как грубый коэффициент рождаемости. Для обеспечения более надежных проекций тенденций населения могут вычисляться многие другие "специфические возрастные " параметры коэффициента. Некоторые полагают, что его изменения можно связать с экономическими циклами, но эта связь не является простой, ибо на коэффициент рождаемости воздействуют различные переменные: продолжительность брака, возрастная структура населения, использование противозачаточ- Коэффициент смертности ных средств, находящиеся в весьма сложном взаимодействии с экономическими факторами. См. также Коэффициент смертности; Изобилие; Демография; Плодовитость; Демографический переход; Население. КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ (mortality rate) — число смертных случаев на 1000 человек населения за год — грубый коэффициент смертности. За последние 100 лет показатели смертности в Великобритании существенно снизились, особенно в первые несколько лет жизни. Имеется также значительное различие между данным коэффициентом у мужчин и женщин в зависимости от возраста. Так в 1961 г. для мужчин в возрасте от одного года он составлял 24,8, а для женщин — 19,3; в 1986 г. — 10,9 и 8,1 соответственно. Аналогичным образом в 1961 г. для мужчин старше 85 лет он был равен 258,6, а для женщин — 215,9; в 1986 г. — 217,1 и 172,4 соответственно. См. также Коэффициент рождаемости; Стандартизированный коэффициент смертности; Демография; Предполагаемая средняя продолжительность жизни. КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ НОВОРОЖДЕННЫХ (neonatal mortality rate) — коэффициент, рассчитываемый как отношение числа смертных случаев младенцев, которые происходят в первые четыре недели жизни в определенном году, к общему числу новорожденных в том же году, умноженное на 1000. В наиболее развитых обществах этот коэффициент значительно варьируется в зависимости от социального класса, жизненных возможностей, увеличивающихся для детей родителей из высших социальных классов. КРАЙНЕ ПРАВЫЕ (radical right) — см. "Новые правые". КРЕДЕНЦИАЛИЗМ (credentialism) — распределение людей по социальным позициям, особенно по местам занятости, на основе свидетельств о квалификации. Хотя квалификация чаще всего является результатом образования, она не обязательно ведет к получению образования, вызванного социально насущной потребностью. В современных экономиках имеется высокий спрос на отдельные виды труда, приводящие к значительной конкуренции претендентов. При этом требуются документы об образовании (удостоверения, дипломы, степени), регулирующие поток трудовых ресурсов. Погоня за ними становится самоцелью, ведущей, по определению Рэра (1976), к "дипломной болезни "— см. также Берг "Великий учебный грабеж" (1970). Форма и содержание образования приоб- Крепостное право ретают второстепенное значение, а первостепенное отдается уровню достижимой квалификации. Данный процесс критикуется за неспособность удовлетворить реальные потребности индустриальных обществ, поскольку служит главным образом в качестве метода подбора на рабочие места, а не обеспечивает подготовку к ним (см. Конкурс). Кроме того, разбиваются надежды многих из тех, кто получает высшее образование в надежде продвинуться по работе, так как число соответствующих рабочих мест не увеличивается в той же пропорции, в какой растет число "квалифицированных". Идентичный процесс, хотя потенциально более опасный по своим последствиям (согласно Дору), имеет место в странах "третьего мира ", где креденциализм и попытка подражать западным системам среднего и высшего образования ведет к расширению систем образования до степени, не отвечающей потребностям их экономики. Однако можно привести возражение, что тезис "креденциа- лизма" недооценивает значение дополнительных знаний и в сфере занятости, и в подготовке специалиста, и в передаче мастерства в целом (см. также Человеческий капитал; Посткапиталистическое общество). Кроме того, путем образования человек может преследовать собственную выгоду, а не просто цель получения работы (см. Социальная потребность в образовании). См. также Рынок труда дипломированных специалистов; Высшее образование. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (serfdom) — механизм, посредством которого несвободные крестьяне владеют землей на условиях выплаты ренты в виде отработок, натурального продукта или наличных денег. Данная практика обычно ассоциируется с феодализмом в Европе, и для многих исследований представляет важную его особенность. В отличие от рабов, крепостные владели некоторыми средствами производства (сельскохозяйственным инвентарем), но были, как правило, арендаторами земли. Они пользовались юридически или судебно ограниченной свободой и не могли покупать и продавать землю, перемещаться или даже жениться без согласия землевладельца. Имелись значительные региональные различия, отчасти зависевшие от возможности землевладельца вводить ограничения. Крепостные часто имели доступ к общей земле, дающей им потенциальные экономические занятия вне контроля землевладельца; степень этой независимости нередко являлась источником конфликта между обеими группами. В некоторых областях Европы, но не в Англии после норманнского завоевания, не вся земля востребо- валась землевладельцами и могла быть занята крепостными, избегавшими надзора. Крепостное право изменялось с течением време (а) демографические изменения, приведшие к сокращению европейского населения в 14-м столетии и к необходимости предоставить свободу крестьянам для сохранения рабочей силы; (б) классовый конфликт между владельцами и крепостными, в рамках которого последние завоевали себе статус независимых крестьян посредством судебных исков и восстаний; внутренние политические противоречия феодализма означали, что в некоторых странах, в частности, во Франции, королевская власть поддержала требования свободы крестьян от могущественных землевладельцев; (в) появление внешней торговли, особенно в связи с открытием Америки, создавшей денежную экономику в Европе и позволившей некоторым крестьянам выкупить феодальные обязательства. В Восточной Европе, по утверждению разных авторов, либо менее связующая структура крестьянских общин, либо большая спаянность феодальных владельцев способствовали более продолжительному сохранению феодальных уз и крепостного права (см. Мелтон, 1985; Астон и Филипин, 1985). КРЕСТЬЯНЕ (peasants) — "мелкие сельскохозяйственные производители, которые с помощью простых орудий и труда членов своих семей получают продукцию главным образом для собственного потребления, прямого или косвенного, и для выполнения обязательств перед обладателями политической и экономической власти" (Шейнин, 1988). До 1960-х гг. крестьянство в значительной степени игнорировалось социологией как не игравшее существенной роли в истории, хотя данная группа существовала на протяжении большей части зафиксированной истории и во многих частях мира. С 1960-х гг. публикация работ таких авторов, как Вольф (1966) и Баррингтон Мур (1967), начала менять сложившиеся представления, внедряя в социологию подходы, разработанные в антропологии и политичес- Крестьяне кой экономии. Роль крестьянства во время войны во Вьетнаме, а также рост его политической активности в Латинской Америке и Азии поставила под вопрос общепринятое мнение о его пассивности. В русле марксистских работ, отчасти под влиянием маоизма (см. Мао Цзедун) и событий в Китае в революции 1949 г. и впоследствии, обсуждалось, представляло ли крестьянство стран "третьего мира" революционную силу социализма. Это особенно проявилось в свете исследований, видевших пролетариат развитого капиталистического мира как включенную в господствующий капиталистический мир рабочую аристократию. В настоящее время существует важная область междисциплинарных исследований в этой области. Но один из наиболее важных споров посвящен тому, можно ли выявить особую категорию крестьянства как концептуально, так и эмпирически. Шейнин — один из самых сильных и наиболее влиятельных защитников данного понятия. С учетом всех направлений, способствовавших изучению крестьянства в нынешнем столетии, он доказывает, что у него есть четыре основные взаимосвязанные характеристики: (а) семейное хозяйство — главная экономическая единица, вокруг которой организовано производство, труд и потребление; (б) земледелие — основной вид деятельности, сочетающийся с минимальной специализацией и семейным обучением работе; (в) имеется особый "крестьянский жизненный путь", основанный на местной деревенской общине, охватывающий большинство сфер социальной жизни и культуры, отличающийся от городской жизни и от жизни других социальных групп; (г) крестьяне политически, экономически и социально подчинены группам, не состоящим из крестьян, против которых изобрели различные методы сопротивления, вплоть до восстания или бунта. Имеются и два других вспомогательных аспекта: (д) определенная социальная динамика предполагает циклическое изменение в поколениях, сглаживающее со временем неравенство посредством раздела земли и увеличения (уменьшения) семейного труда в семейном цикле; (е) специфическая для современного мира общая модель структурного развития втягивает крестьян в рыночные отношения, часто путем влияния таких внешних факторов, как агробизнес, и способствует инкорпорации в национальную политику. Точный результат этих общих процессов не предопределен. В зависимости от обстоятельств крестьянство выживает за счет миграции, сочетания наемного труда в городских или сельских районах с некоторыми элементами земледелия, становясь рабочими- крестьянами или полностью превращаясь в сельский пролетариат. Далее, между крестьянами и другими фермерами обычно проводятся два общих различия. Во-первых, с племенными народами за счет (Поуст, 1972): (а) скорее групповой или индивидуальной, чем общинной собственности на землю; (б) общественного разделения труда, не полностью основанном на родстве; (в) вовлеченности в рыночные отношения, даже если ее степень незначительная; (г) политических иерархий и государственной структуры, которой они подчинены; (д) культуры не столь гомогенной, как у племенных народов, сосуществующей с культурами других групп того же общества. Во-вторых, с мелкими капиталистическими семейными фермерами, применяющими в основном семейный труд, но также и наемный, покупающими семена, удобрения, домашний скот и т. д., продающими большую часть продукции. Таким образом, и затраты, и продукция являются товарами. Крестьяне наиболее четко выявляются в аграрных обществах. Какое же воздействие на них имело возникновение капитализма? Для некоторых авторов это ставит проблему расслоения крестьянства, увеличивающееся с развитием капитализма. Согласно Ленину, одно из отличий наблюдается между, во-первых, богатыми крестьянами, имеющими больше земли, чем требуется для собственного потребления, и либо сдающими ее в аренду, либо нанимающими на работу других; во-вторых, средними, соответствующими используемому здесь определению крестьянина; в-третьих, беднейшими, не имеющими столько земли, чтобы удовлетворить собственные потребности, и посему продающими свой труд за деньги. Определение беднейшего крестьянина дается Малазиеном: "тот, кто должен переселиться на чужую землю". Актуальная проблема: становятся ли с развитием капитализма богатые крестьяне капиталистическими фермерами, беднейшие — пролетариями, а средние — теми или другими. До последнего десятилетия в этой области игнорировался вопрос о Гендере. Теперь все более признается, что патриархальные отношения являются основными и женщины часто разными способами превращаются в подчиненных, выполняя тяжелую работу. Разделение труда между ними и мужчинами находится в зависимости от времени и места, но имеется всегда. Общественная идентичность крестьянских женщин ограничена, а в чрезвычайных случаях, типа Китая до 20-го столетия, они едва ли считались людьми. Есть несколько сильных аргументов в пользу того, что понятию Крестьянская политика "крестьянин" вообще нет места в социально-научном анализе. Полли Хилл (1986), опираясь на свою работу в Африке и Азии, утверждает следующее: во времени и в пространстве есть множество способов, благодаря которым сельские фермеры обеспечивают проживание и организуют свою социальную жизнь; лишь небольшая часть людей соответствует определению крестьянства, ибо индивидуум в течение жизни может заниматься торговлей, наемным трудом, мелким земледелием, обменом или наймом других. Другие доказывали, что концептуально данный термин имеет неопределенные значения, ведь нельзя объяснить определением "крестьянин" общество, экономику или политику таким же образом, как с помощью других понятий. Ведутся дебаты и о том, является ли подходящим значение, уделяемое крестьянской СЕМЬЕ, в формулировках Шейнина и подобных авторов. Акцент на семье сделал советский экономист Чаянов (см. Торнер и др., 1966). Однако при данной степени внутрисемейных связей, важности деревни во многих крестьянских общинах и влияния не крестьянских групп на крестьян не ясно, является ли динамика крестьянской жизни наилучшим образом приближенной к семье как к главной единице анализа. Некоторые из этих аргументов убедительны и все еще питают споры. См. также Крестьянское общество; Крестьянская политика; Крепостное право; Переход от феодализма к капитализму; Испольщина. КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЛИТИКА (peasant politics) — политическая деятельность и организация крестьян. До 1960-х гг. преобладало мнение, что крестьяне имели слабую или вовсе не имели независимую политическую организацию и оказывали небольшое влияние на государственную политику. С тех пор это представление существенно пересмотрено. Ныне признается решающая роль крестьянства в ходе революций 1905 г. и 1917 г. в России, Мексиканской революции и во множестве антиколониальных и национальных движениях "третьего мира " (см. Вольф, 1971; Уолтон, 1984). В настоящее время исследуется несколько вопросов. Во-первых, может или не может крестьянская политика воздействовать на государство без вовлечения других социальных групп. По мнению Скотта (1985), крестьяне, вероятно, повсюду применяли "обычное оружие сравнительно слабых групп: проволочки, симуляцию, ложное согласие, воровство, притворное невежество, клевету, поджог, саботаж и т.д.". Подобное сопротивление отражает отрицание господствующих групп у власти, но не обладает координацией. Временами оппозиция может стать более организованной, но часто отражается скорее в дезертирстве из коллективного хозяйства, чем в Крестьянское общество конфронтации. Именно таким образом понимались милленаризм и милленаристские движения. Для конфронтации с государственными и другими политическими представителями необходимы союзы с другими группами, имеющими организационные формы и разработанную идеологию. Такие союзы способны превращаться в политические группы и организации, основанные в городах. Во-вторых, способны ли они на организованную оппозицию, поддержку господствующих политических группировок, восстание или революцию. Согласно исследованиям, их требования повсюду достаточно ограничены, и как только они достигаются, утрачивается интерес к политической деятельности. "Земля, мир и хлеб" либо подобные варианты — общие лозунги крестьян, начиная с революции в России. Один из крестьянских лидеров Мексиканской революции — Сапата, заняв президентский дворец в Мехико, решил возвратиться в свой родной штат, поскольку требование о предоставлении прав на землю было выполнено (Уомак, 1969). В-третьих, какая из групп с наибольшей вероятностью может вовлекаться в политические действия. Алави (1965) утверждал, что средние крестьяне с землей обладают достаточными экономическими средствами и ресурсами, чтобы отважиться на восстание, богатые с меньшей вероятностью могут выступать против существующего порядка, а беднейшие не имеют ресурсов для мобилизации своей деятельности. КРЕСТЬЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО (peasant society) — мелкомасштабная социальная организация с преобладанием крестьян, имеющих особенности, отличающие их от других социальных группировок. Хотя термин иногда используется в отношении большого общества, в котором большинство составляют крестьяне, чаще всего его значение сужается до общности. Крестьяне живут, главным образом, в аграрных обществах, где существуют и другие социальные группы. Поэтому общество в целом нельзя охарактеризовать обращением ни к одной из них. Однако в границах деревни или региона крестьянские социальные отношения доминируют. Характерно, что они могут быть сосредоточены вокруг семьи и семейных уз, что важное значение имеют доступ к земле, недоверие к аутсайдерам и циклическое представление о времени. Но легко ли отличить такие общины? Ведь в любой из них найдутся торговцы, ямщики, ростовщики, чернорабочие без земли, ремесленники, имеющие тесные социальные и экономические связи с крестьянами, но не подпадающие под этот термин. Те же, кто аналитически определен как "крестьяне", могут часто уделять перечисленным занятиям часть своего времени. В частности, в современном мире встречаются люди, эконо- Кризис легитимации мически и социально отдаленные от крестьянства, — государственные функционеры, представители национальных или иностранных корпораций, продающие, например, трактора, а также адвокаты, врачи и т.д. Некоторые из них являются посредниками между деревней и более широким обществом. Они часто находятся в крупных деревнях, но даже и без них у деревни есть тесные связи с провинциальными городами, где также располагаются не крестьянские группы. Таким образом, хотя определение крестьянства опирается на функционирование семьи, необходимо учитывать, что оно тесно интегрировано в более широкую социальную, политическую и экономическую сеть. См. также Крестьянская политика. КРИВАЯ МАТЕРИАЛЬНОГО РОСТА (logical growth curve) - характерная для многих социальных ситуаций модель роста (см. Демографический переход; Диффузия новшеств), начинающаяся медленно, затем ускоряющаяся и наконец стабилизирующаяся. КРИВОЛИНЕЙНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ (curvilinear correlation) - см. Корреляция. КРИЗИС ЛЕГИТИМАЦИИ (legitimation crisis) - тенденция современных политических систем, зависимых от "согласия" политического авторитета на их поддержание, сталкиваться с крупными проблемами, равноценными "кризису". Такие проблемы возникают, в частности, из противоречий между логикой капиталистического накопления и растущими требованиями общественного благосостояния, а также увеличения партисипации и социального равенства. С неомарксистской точки зрения, в "Кризисе легитимации" (1975) Хабермас выявляет три главные "кризисные тенденции" в капиталистических обществах: (а) экономический кризис, возникающий из-за того, что государство, действующее в качестве бессознательного "исполнительного органа права или ценности", функционирует как агент планирования "объединенного монопольного капитала"; (б) кризис рациональности, то есть "нарушение административной рациональности". Происходит из-за, во-первых, столкновения интересов индивидуальных капиталистов (например, монополистических и немонополистических форм капитализма) и, во-вторых, порождения (необходимого для существования системы) "чуждых системе" структур в виде обеспечения всеобщего благосостояния (включая новые типы благосостояния рабочих согласно новым ценностям); Кризис середины жизни (в) кризис легитимации и мотивации по причине политизации административных вмешательств, вытекающих из вышеуказанного и из эрозии важных прежде традиций (например, послушания), а также перегрузки существующей системы "из-за универсальных ценностных систем ("новых" потребностей)". С точки зрения Хабермаса, государство в будущем может оказаться неспособным контролировать трения между конкурирующими ценностями, предусматривающими новые акценты в рациональном критическом дискурсе. Однако в большинстве западных государств в последнее десятилетие тенденции к кризису (финансовый кризис в капиталистическом государстве, а также "кризис легитимации") удалось преодолеть с помощью возврата к государству всеобщего благоденствия, пересмотра аргументов в пользу рыночной экономики, программ приватизации и т.п. См. также Тэтчеризм. КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (midlife crisis) - сомнение и беспокойство, испытываемые многими людьми после 40 лет — отправной точки категории среднего возраста. Он отмечает конец периода молодости и возможностей, целей, которые, казалось, сулила жизнь, когда они были молоды. Люди начинают размышлять о своей жизни, переоценивать отношения и рассматривать перспективы биологического изнашивания, связанного со старением. С профессиональной точки зрения кризис предполагает осознание пределов персональных успехов и достижений, а с точки зрения домашнего очага — отход от активных родительских забот, ибо дети покидают дом, чтобы построить собственные взрослые отношения. См. также Течение жизни; Жизненный кризис. КРИЗИСЫ КАПИТАЛИЗМА (crises of capitalism) (марксизм) — периодические экономические кризисы, происходящие в капиталистических экономиках в связи с торговым циклом. Согласно некоторым марксистам, они способны одновременно усовершенствовать капитализм, хотя сам Маркс не придерживался такого взгляда. Углубление кризисных тенденций при капитализме объясняется противоречием между возрастающей "социализацией" производства (например, растущей взаимозависимостью различных частей системы) и отсутствием какого-либо общего механизма координации. Один из способов управления тенденциями подобных циклических кризисов, особенно в течение 20-го столетия, — государственное вмешательство в экономику. Иногда утверждалось, что такое вмешательство было контрпродуктивным (см. Кейнсианская политэкономия; Финансовый кризис в капиталистическом государстве). Однако альтернативная политика по "исправлению" подобных ситуа- Криминология ций также содержит в себе вмешательство. Поэтому не совсем убедительными выглядят приводимые экономические аргументы, что тенденции к периодическому кризису при капитализме и вероятность углубления кризиса не могут быть сглажены или преодолены государственным либо растущим межгосударственным вмешательством. Периодические кризисы — это способ адаптации капитализма как целостной системы к новым условиям, а периоды кризиса вскоре сменяются быстрым ростом. Другой вопрос, будет ли потребность капитализма в непрерывном экономическом накоплении подорвана в конечном счете кризисными тенденциями, которые в своей основе являются экологическими. См. также Империализм; Теория зависимости. КРИМИНОЛОГИЯ (criminology) — отрасль изучения, которая традиционно концентрировалась на ряде аспектов природы и причин преступления, а также преступного элемента в обществе. Но может ли эта область изучения по праву называться дисциплиной? Ведь она преимущественно сводилась лишь к одной проблеме и ее ответвлениям от ряда дисциплинарных, эпистемологических подходов. Тема преступления и нарушения законов обнаруживается в исторических документах. Этические повести о последствиях правонарушений найдены в Древней Греции, а до этого в сводах законов Вавилонии, то есть около 2000 г. до н.э. В новое время систематический интерес к преступлению возрастал по мере крупных социальных изменений, вызванных развитием капитализма в 18-м столетии. Разрыв с традиционными обществами, распад форм социального контроля локального уровня, возникновение новой собственности и классовых отношений, проявившихся в политических революциях того времени, — все это вело к возрастанию и ужесточению требований социального порядка и его соблюдения. Интерес к преступлению — часть этого процесса. В 18-м столетии "классическая" школа в области права исходила из существования человеческого разума и свободной воли, а следовательно, рационального вычисления издержек и выгод любого действия. Смысл политики в отношении преступности состоял в том, чтобы сделать издержки от нарушения законов более высокими, чем потенциальные выгоды. (Данная модель имеет много общего с более современными теориями устрашения.) Позитивистская криминология — отчасти реакция на "классическую" традицию, но также и на общее развитие позитивистского объяснения 19-го столетия. Ее наиболее известным толкователем был Чезаре Ломброзо — итальянский врач. Он и его последо- Криминология ватели поддерживали биологический детерминизм, противопоставленный понятию свободной воли. На основе обследования тюремных обитателей и исследования умерших осужденных Ломбро- зо считал преступность, происходящей от "атавизма", которым обозначил пережитки характерных черт примитивной стадии человеческого развития. Эти генетические "атавизмы" возникли от "свирепых инстинктов примитивного человечества и низших видов животных". К началу нынешнего столетия его работы были полностью дискредитированы. Однако генетически-биологические объяснения время от времени появляются в разработках психологов в сфере криминологии. Ряд социологических подходов к преступлению и преступности противостоит индивидуалистическим и биологическим точкам зрения. Один из них — "социальная патология", согласно которой преступное поведение обусловливают социальные, а не личностные проблемы. Классические марксистские подходы (например, Энгельса и Бонгера) связывают преступление со свойственными капитализму особенностями, включая бедность и деградацию рабочего класса, а также с воздействием алчности и эксплуатации на создание "криминогенной" культуры. Тот же акцент наблюдается и в социологии 1970-х гг. в связи с возрастающим влиянием марксизма на дисциплину. В США давно возник интерес к социологическому объяснению преступления, на что в основном повлияла Чикагская школа. Ранние авторы Чикагской школы разработали понятие "культурная трансмиссия". При изучении районов с высокой преступностью в Чикаго в 1900—1925 гг. они утверждали, что в таких районах преступность была традицией; преступные ценности передавались группами равных и бандами; личности были социализированы в преступление. Имеется также тенденция к более широкому толкованию термина девиация, например, в теории аномии и в теории стиг- мации (наклеивания ярлыков или клеймения). Эти аргументы получили развитие в субкультуре преступности и в теориях дифференциальной ассоциации. Предпринимались попытки синтезировать различные теоретические тенденции, в частности, Клауордом и Оулином (I960). Они свели культурную трансмиссию и аномические теории, показав, каким образом изменяются "структуры возможности" при законном или незаконном использовании. Клауорд и Оулин идентифицируют одну из частей "низшего класса" как особенно предрасположенную к риску, связанному с правонарушением, поскольку "стремится к более высокому статусу внутри их собственной культурной milieu (среды)" и альтернативному по отношению к среднему классу образу жизни, незаконному Кристева Джулия пути к богатству внутри культуры "низшего класса" (ср. использование аномии мертоном). Подходы данного типа критиковались по ряду причин: за то, что в целом принимают легитимность "преступных" средств и целей, позволяя другим поступать аналогичным образом; за то, что концентрировались исключительно на мужчинах из низшего рабочего класса и мало исследовали женскую преступность, преступления "белых воротничков " или "сильных мира сего". В 1970-х гг. в Великобритании и США социологи вернулись к смеси теории стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) и марксизма, к проблемам преступления, социального класса и капитализма. В Великобритании подобный подход иллюстрирует "критическая криминология" Тейлора, Уолтона и Янга (1973). Радикальных криминологов объединила не столько согласованная теория, сколько общий этос. Они были критически настроены в отношении позитивистских, функционалистеких и ярлыковых подходов, предложив взамен криминологию, построенную на анализе преступления, законодательства, более широкого понимания капиталистического государства, социально-классовых отношений. Поэтому уголовное право, охрана порядка и тюремная система изображались как аспекты классового господства, в чем отражается очевидное наследство теории стигмации, но с акцентом на клеймении определенных действий как "девиантных", основанных на логике и потребностях капитализма. Радикальная перспектива имела большое значение в возрождении социологического интереса к детальному анализу аспектов системы уголовной юстиции — охране порядка, судам и приговорам, а также тюрьмам. Дальнейшее развитие, начиная с 1970-х гг., выразилось в росте феминистских вкладов в изучение этой области. Помимо возрождения женского движения, данный процесс во многом обязан разработке радикальной криминологии с растущим признанием того, что гендерные проблемы не могут быть просто включены в подход, основанный на классах. Работа над статистикой преступлений, субкультурами, насилием в отношении женщин, женской преступностью, вынесением приговоров, тюрьмами и другими проблемами — все это показывает важность гендера и его значение, побуждая к общим теоретическим и эмпирическим дебатам в криминологии. Другой подход — смещение акцента с правонарушителей на жертвы преступления (см. Виктимология). КРИСТЕВА ДЖУЛИЯ (Kristeva, Julia) (1941-) - болгарский лингвист-теоретик и психоаналитик, эмигрировавший во Францию в 1966 г. Испытавшая влияние Бахтина, наиболее дискуссионная Критерии и уровни измерения ее работа, а возможно, и теория, изложенная в книге "Революция в языке поэзии" (1974), посвящена "семиотическим", "прелинг- вистическим", преэдиповским параметрам личности, которые становятся поглощенными языком и социальными обычаями, получая отражение в творчестве авангардистов. Она способствовала активному отходу от концепции языка Соссюра к постструктуралистскому представлению, сосредоточенному на лингвистической сложности. Кристева внесла значительный вклад в феминистскую теорию, хотя и отклоняла идею об отличительном женском голосе. КРИТЕРИИ И УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ (criteria and levels of measurement) — правила, управляющие назначением соответствующей величины, кода или счета наблюдаемому явлению. Наиболее широко используемая классификация изобретена Стивенсом (1946, 1951), который идентифицировал четыре уровня измерения — номинальный, порядковый, интервальный и пропорциональный, различаемые по их свойствам упорядочения и отдаленности. В измерении номинального уровня каждая величина представляет особую категорию, а величина является просто ярлыком или именем. Величины назначаются переменной независимо от упорядочения или удаленности между категориями, во многом в том же самом смысле, в каком люди имеют имена вроде Томаса, Ричарда, Катрин, Марты. Поэтому данный уровень измеряет отсутствие многих свойств реальных чисел, и такие переменные невозможно добавлять, вычитать, умножать и делить. В измерении порядкового уровня величины размещаются в ранговом порядке: а больше b; а Ь больше/ Из этого следует, что а также больше f, хотя измерения порядкового уровня не дают указания на относительные удаленности между категориями. Например, политические партии могли бы располагаться на классификационной шкале от левого до правого фланга. Так, в Великобритании партия лейбористов более левая, чем Либерально-демократическая, которая, в свою очередь, левее консервативной, но мы не знаем, какая относительная удаленность имеется между ними. Измерения интервального уровня — продолжение переменных с порядковым уровнем, за исключением того, что расстояния между категориями зафиксированы и равны. Шкала Цельсия — явный пример, ибо изменение температуры, скажем, с 2° до 3° — то же самое, что и с 64° до 65°. Однако интервально-уровневые шкалы — чисто искусственные конструкции, и отметка ноля определяется скорее с точки зрения произвольно согласованного определения. В итоге ноль и даже отрицательные величины могут являться реальными. Например, есть температура 0°С и ниже. Из-за искусственно- Критическая теория го и произвольного характера у интервальных шкал отсутствует свойство пропорциональности. В итоге, например, 20°С не означает вдвое теплее, чем 10°С. Измерения пропорционального уровня используют реальные числа, а расстояния между категориями фиксированы, равны и пропорциональны (Нахмиас и Нахмиас, 1976). Ноль определен естественным образом и позволяет проводить пропорциональные сравнения. Так, мужчина двухметрового роста вдвое выше мальчика метрового роста. Значение классификации Стивенса состоит в том, что статистические тесты, пригодные к применению, определяются типом переменной. При классификации переменных Стивенса — номинальной, порядковой, интервальной и пропорциональной — статистический тест, годящийся к переменной низшего уровня, подходит и к переменной с более высоким уровнем. К переменной номинального уровня применимо весьма малое число статистических тестов, а к пропорционально-интервальному измерению — любой. Большинство переменных в социальных науках имеет номинальный или порядковый характер, вследствие чего можно оперировать ограниченным числом тестов. В случае порядковых перемен
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.015 с.) |