Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностноцентристское консультирование↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(person-centred counselling) — подход к консультированию, впервые внедренный Карлом Роджерсом в 1930—1940-х гг. Расценивает пациента с точки зрения центра терапевтических отношений. По мнению Роджерса, психоанализ и другие теоретические подходы навязывают клиенту диагноз и лечение, хотя он лучше всех понимает свою проблему. В конечном счете именно внутри должно приходить изменение/выздоровление. Консультант, таким образом, — помощник, который не дает директив, отвечает искренностью и безусловно положительным отношением (тремя основными условиями Роджерса). Только через понимание феноменологического опыта человека (см. Феноменологическая психология) он может оказать эффективную помощь и принимать верные решения на будущее, и только через ощущение этих отношений с консультантом клиент получает возможность стать ответственным за себя. ЛИЧНОСТЬ (personality) — характерные черты поведения отдельного человека. "Личность", следовательно, выводится из поведения, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) поведения. Изучением данной области в основном занимается психология. Различные подходы включают теорию типов (в частности, интроверт/экстраверт), теорию черт (например, 16 личностных факторов Кетгела), психодинамические теории (например, Фрейда), и социальное усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом. См. также Культура и школа индивидуальности; Психоанализ. ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (personal documents) — см. Биографический метод; История жизни. ЛИШЕННОСТЬ МАТЕРИНСТВА (maternal deprivation) - недостаток контакта между матерью и ребенком. Термин внедрен Бо- улбаем (1958), утверждавшим, что лишенность материнства в раннем детстве будет приводить к проблемам в поведении и к правонарушениям в позднем детстве и юности. Эта связь впоследствии была подвергнута сомнению, особенно Раттером ("Переоцененная лишенность материнства", 1981). По его мнению, скорее отсутствие матери, чем недостаточный контакт с ней — более вероятная причина проблем, проявившихся у обследованных Боулбаем детей. ЛОГИКА (logic) — раздел философии, посвященный анализу универсальных и контекстно-свободных (априорных) принципов смыслового рассуждения и обоснованных выводов, посредством которых из начальных посылок выводятся заключения. Эти общие принципы "формальны", ибо абстрактны по природе, и могут также выражаться символической записью. Ранней формулировкой логики, господствовавшей до новых времен, послужила систематизация Аристотелем основ силлогизма (доказательная логика). К 19-му столетию она была дополнена более техническими формами, в основном связанными с математикой. См. также Индукция и индуктивная логика; Аналитическое и синтетическое; Диалектика; Модель сопроводительного закона и дедуктивное помологическое объяснение; Позитивизм. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (logical positivism) - философская доктрина группы философов — в том числе Р. Карнапа (1891— 1970) и О. Нейрата (1882—1945), известная под названием "Венский кружокСм. Позитивизм. ЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ и НЕЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (logical action and non-logical action) — см. Парето; Остатки и деривации. ЛОГЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (log linear analysis) — метод статистического анализа, обычно используемый в перекрестном табулировании. Он преобразовывает нелинейные модели в линейные при помощи логарифмов. Ведь социальные данные часто являются номинальными или порядковыми, а посему не удовлетворяют предположениям, необходимым многим статистическим методам (см. Критерии и уровни измерения). Это — средство причинного моделирования, предполагающее введение моделей для проверки данных, последующую наладку модели, пока не будет найдена наиболее пригодная. ЛОГОЦЕНТРИЗМ И ФОНОЦЕНТРИЗМ (logocentrism and phonocentrism) — см. Деконструкция. ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА (local labour market) - рынок работ в определенном месте. Все специфические особенности, относящиеся к роли семьи, социальным сообществам и предпринимателям, участвуют в развитии и сохранении ожиданий работы, приверженностей, поведения личностей и групп. Данные факторы значительно отличаются от одного региона к другому и влияют на способы, которыми личности, группы, предприниматели отвечают на внешнее давление рынка труда, например, на экономический спад (Эштон и др., 1987). Исследования локальных рынков труда углубляют наше понимание их динамики, в частности сегментализма (см. Сегментированный рынок труда), подчеркивает значение локального социоисторического и культурного моделирования этих отношений. ЛОКВУД ДЭВИД (Lockwood, David) (1929-) - британский социолог, работавший главным образом в Лондонской школе политэкономии и в Эссекском университете. Основной его интерес сводился к классовой и социальной стратификации, особенно к исследованиям чернонарукавного рабочего (1958) и (совместно с Джоном Голдторпом и др.) состоятельного рабочего (Локвуд, 1966; Голдторп, Локвуд и др., 1988—1989). См. также Многомерный анализ социальной стратификации; Классовые представления. Он также принял активное участие в дебатах по социологической теории, посвященным критическому анализу Толкотта Парсонса и структурного функционализма ("Некоторые замечания о социальной системе", 1956, "Социальная интеграция и системная интеграция", 1964). См. также Социальная интеграция и системная интеграция. В его последней книге — "Солидарность и ересь" (1992) — продолжается обсуждение этих тем. ЛОКК ДЖОН (Locke, John) (1632-1704) - английский философ и политический теоретик, чей главный политический труд — "Два трактата о государственном правлении" (1690) — был вызван его убеждением в том, что монархи династии Стюартов стремились реставрировать абсолютизм. В первом трактате он опровергал аргументы о патриархальном происхождении политической власти. Ведь обязанность Человека перед Богом, согласно естественному праву, состоит в том, чтобы пользоваться своими особыми человеческими качествами — разумом и свободой воли. Сама политическая власть ограничена обеспечением условий, при которых люди могут преследовать эти цели (см. Естественные права и естественное право). Это означает, что их собственность должна быть защищена, а под "собственностью" Локк понимал "жизнь, свободы и имущество". Политическая власть, таким образом, устанавливается людьми в естественном состоянии посредством договора, направленного на их более эффективную защиту; она осуществляется согласно вере, поддерживается негласным договором; соглашение может быть аннулировано, если власть либо проявляет некомпетентность, либо, что Локк считал вероятным, переступает границы веры. Поскольку гражданское правление поручается людям, которым в конечном счете нельзя доверять, то у народа всегда остается в резерве право на сопротивление — средство сдерживания возникающих абсолютистских и деспотических претензий. В выдвижении теории общественного договора и ограниченного конституционного правления Локк, должно быть, оказал гораздо большее влияние на американские колонии и их конституции после независимости, чем когда- либо на британскую политическую систему. Он был также ранним сторонником трудовой теории стоимости, где доказывал, что люди на законном основании присваивают землю из общего достояния, прибавляя к ней свой труд. В эпистемологии Локк заложил основы современного эмпиризма, отрицая наличие врожденного знания и отвергая рационализм Декарта. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) он доказывал, что все знания приобретаются из опыта либо непосредственно через чувства, либо через отражение. Человек способен интуитивно знать собственное существование и математические истины, но относительно внешнего мира это предположительно и вероятностно. Доктрина Локка о разуме, представляющем собой tabula rasa — чистую доску, — указывает на степень его эмпиризма. Интерес к обучению детей и усвоению идей послужил вкладом в философскую психологию. "Я", например, возникает в результате совокупности идей и действий, за которые личность берет на себя ответственность. Подобно Гоббсу, главные доктрины Локка являются индивидуалистскими; в большей мере, чем у Гоббса, его предложения о гражданском обществе нацелены на интеллектуальную свободу, а также контроль и равновесие. ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ (Lombroso, Cesare) (1836-1909) - итальянский криминолог, утверждавший, что некоторые личности имеют преступные наклонности от рождения и их можно распознавать по особым физическим характеристикам, в том числе по форме черепа. Хотя Ломброзо был готов допустить возможность усвоения преступного поведения "нормальными" людьми, он явно оценивал большинство преступлений как следствие вырождения личностей, являющихся в действительности биологическими "атавизмами". См. также Криминология. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (longitudinal study) - изучение, предполагающее наблюдение одной и той же группы в последовательных временных интервалах. Так, относительно когорты детей оно может проводиться для оценки, в том числе воздействия социального класса на достижения в школе (см. Изучение когорты рождения). Лонгитюдные исследования используются Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных аспектов детского развития. Однако они пригодны не только для этого, а могут распространяться для наблюдения изменений внутри организаций в течение какого-то времени. Их преимущество по сравнению с кросссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на базе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане), а главные недостатки — в больших расходах на повторное изучение, возможный эффект Хоуторна от него и от влияния других одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования). ЛОРЕНЦ КОНРАД (Lorenz, Konrad) (1903-1989) - австрийский этолог, чье творчество является краеугольным камнем данной дисциплины. Главные работы: "Об агрессии" (1966) и "Основы этологии" (1978). См. Агрессия. ЛУКАЧ ДЬЕРДЬ (Lukacs, Geoige) (1885-1971) - широко известный венгерский марксист, философ и литературный теоретик. Молодой Лукач посещал университеты Будапешта, Берлина и Гей- дельберга, где учился при Георге Зиммеле и Максе Вебере. В конце первой мировой войны присоединился к Коммунистической партии и стал депутатом-комиссаром образования в недолговечной Венгерской советской республике 1919 г. Литературные письма, в которых он предпринял попытки развить марксистскую теорию эстетики, сделали его теоретиком международного значения. Наиболее известная книга Лукача — "История и классовое сознание" (1923) — охватила несколько важных тем: значение Гегеля для интерпретации Маркса; теорию Маркса об отчуждении; отношения между идеологией, классовым сознанием и революцией. Способами, повлиявшими позже на членов западноевропейских "новых левых"к франкфуртской школы критической теории, Лукач приводил доводы против сциентистских интерпретаций марксизма, подчеркивая важность исторической практики. В некотором противоречии с этим он, тем не менее, оказал сильную поддержку ленинским концепциям ведущей роли коммунистической партии. В 1930 г. Лукач переехал в Советский Союз, где оставался до 1945 г., после чего был назначен профессором эстетики и философии в Будапештском университете. Он всегда оставался спорной фигурой, обвиненный критиками в примирении со сталинизмом. Но в ходе венгерского народного восстания 1956 г. получил пост министра культуры в правительстве Имре Надя. Другие известные работы включают "Теорию романа" (1920), "Исторический роман" (1937), "Молодой Гегель" (1948), "Значение современного реализма" (1963), "Об эстетике" (1963), "Солженицын" (1969). ЛЫСЕНКО ТРОФИМ ДЕНИСОВИЧ (Lysenko, Trofim Deniso- vich) (1898—1976) — русский селекционер-растениевод, утверждавший, что поведение растений и объем урожаев способны изменяться в результате обработки семян сменой температуры, уровня влажности и т.д., причем приобретенные характеристики могли наследоваться. Он получил огромное влияние на советскую науку под патронажем Сталина, ибо советская доктрина совершенства "нового советского человека" одобряла эволюционную теорию Jla- марка, которой следовал Лысенко. Его идеи, однако, прямо противоречили развивающейся на Западе науке генетики растений и в действительности разрушали советские достижения в этой области до тех пор, пока он не впал в немилость вместе с Хрущевым в 1965 г. "Лысенковщина" часто приводится в качестве классического примера необходимости разделять политику и науку. Она использовалась в период холодной войны для антисоветской пропаганды. ЛЬВЫ и ЛИСЫ (lions and foxes) — см. Циркуляция элит. ЛЬЮИС ОСКАР (Lewis, Oscar) (1914—1971) — американский антрополог, наиболее известный концепцией культуры бедности, появившейся в результате изучения мексиканских и пуэрториканских семей. Книги Льюиса бьиш весьма популярны и у читателей, выходящих за рамки академического общества. Творчество Льюиса выражено в виде дебатов с более ранними работами Роберта Редфилда, посвященных Мексике. Если Редфидц описывал крестьян как "мелкую общину" и "народное общество", Льюис, напротив, обнаружил крайнюю бедность и нищету. Последующие его известные, основанные на истории жизни работы включают "Пять семей" (1959), "Дети Санчеса" (1961), "Педро Марти- нес" (1964) и "La Vida" (1968). Они прочно утвердили понятие "культура бедности", подразумевающее, что бедность передается из поколения в поколение, будучи закодированной в поведении и культуре семейной жизни. С этой точки зрения природа данного явления считается самоувековечивающейся, проявляясь в очевидном социальном "расстройстве" и личном ощущении безысходности, осознании людьми неспособности изменить свою жизнь. В обращении к "культуре" для объяснения поведения бедняков способом, который отчасти уже предполагал некоторую их критику, утверждения Льюиса неизбежно подвергались сомнению. Неотъемлемым в его творчестве было предложение о том, что изучение истории жизни могло бы проводиться в интересах всей культуры. На методологическом уровне это, как оказалось, было его Ахиллесовой пятой, и его труды критиковались Валентином (1968) и Ликоком (1971). Они доказывали неадекватность истории жизни в семье или на индивидуальном уровне, когда требовалось более широкое этнографическое доказательство, основанное на полевых исследованиях на уровне общины. ЛЮБОВНОЕ СЛИЯНИЕ (confluent love) — см. Интимность. ЛЮКСЕМБУРГ РОЗА (Luxemburg, Rosa) (1870-1919) - польская марксистская революционерка и теоретик, переехавшая в Германию в 1898 г. и игравшая там главную роль в социалистической революционной политике до ее убийства в Берлине. Наиболее важные работы посвящены реформистской и революционной политике, национальным вопросам и накоплению капитала. Позже она внесла существенный вклад в марксистский анализ империализма, доказывая необходимость экспансии любой капиталистической экономики в некапиталистическую из-за неспособности поглотить прибавочную стоимость. Но здесь крылось противоречие. Ведь когда весь некапиталистический мир был бы поглощен, капиталистическая система стала бы неспособной накапливать капитал и, следовательно, разрушилась бы. Сравнительно недавно, с повышением роли феминизма, Люксембург получила признание как одна из главных марксистских фигур начала 20-го столетия, отразивших связь между личной и общественной жизнью. ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИАТ (lumpenproletariat) — буквально: "пролетариат в лохмотьях" от немецкого Lumpen, означающего "лохмотья". Маркс и Энгельс были среди первых авторов 19-го столетия, которые признали существование класса, отделенного от других, живущего на обочине общества, не имеющего регулярной занятости и добывающего пропитание главным образом преступлениями. Согласно Марксу, в состав парижского люмпен-пролетариата в середине 19-го столетия входили бродяги, освобожденные от службы солдаты, уголовники, сбежавшие с галер, преступники, жулики, карманники, мошенники, игроки, сутенеры, содержатели публичных домов, тряпичники и нищие. Эта группа резко отличалась от индустриального рабочего класса своей политикой и положением, выходящим за рамки нормальных социальных отношений наемного труда. Маркс и Энгельс не доверяли люмпен-проле- тариату, поскольку он не вносил вклад в борьбу рабочего класса за социализм, и поэтому считали его "опасным классом", "социальной пеной". Ведь паразитические пути жизни подготовили его к становлению в качестве платных агентов реакционных элементов в правящем классе, пытавшихся вовлечь рабочих в произвольное насилие. Высшими формами его политической деятельности были волнение толпы и уличная борьба, то есть, по Марксу и Энгельсу, — примитивные формы. А там, где существует крупномасштабное капиталистическое производство, современная революция требует проведения рабочим классом массовой конфискации и контроля над средствами производства. Расходясь с марксистским представлением, африканский социалист Фанон в работе "Обездоленные на земле" (1967) подчеркнул следующее: люмпен-пролетариат или "бесклассовые бездельники", живущие в лачужных городах обществ "третьего мира", могли бы сыграть важную роль в революционной борьбе. МАГИЯ (magic) — попытка приводить в действие сверхъестественные или духовные силы с целью достижения определенного результата ритуализированными средствами. Магию не всегда легко отличить от религиозной деятельности (см. Религия), и на практике она часто с нею соприкасается, отличаясь, однако, более инструментальным, непосредственным воздействием. С функционалистской точки зрения (см. Малиновский, 1948), магия применяется в ситуациях, когда отсутствуют эффективные средства достижения желаемой цели. Таким образом, ее социальной функцией является смягчение тревог и осуществление потребности что-то предпринять. Она может также быть кар- тартической (см. также Черная магия и колдовство; Шаман). В самом широком смысле магия — это черта не только так называемых примитивных обществ, но и часть жизни современных; вера в различные псевдонауки, вроде астрологии; сохранение суеверия. Взаимопроникновение "истинных" технологий и ритуализированных магических сеансов — всеобъемлющая особенность социальной деятельности, существующая даже в современной медицине. В обсуждении понятия имеется трудность. Ведь различие между эмпирической наукой и не наукой никогда не было простым вопросом (см. Наука) и оказываются стертыми различия между технологией и магией. Так, многие из ее приверженцев не имеют четкого различия между естественным и сверхъестественным. Следовательно, магия — скорее понятие конкретного наблюдателя, нежели разделяемое всеми участниками. МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ (ОБЩЕСТВА) (McDonaldization (of society)) — "процесс, посредством которого принципы ресторана быстрого обслуживания становятся все более доминирующими над секторами американского общества, как и остальной части мира" (Дж. Ритцер "Макдональдизация общества", 1993). К лежащим в основе этой тенденции факторам относятся, согласно Ритцеру, "эффективность", "исчисляемость" и "предсказуемость", выраженные в "возрастающем контроле и замене гуманной негуманной технологией". В данном процессе имеются и противоречия, не последнее из которых — потеря "качества", требующая возмещения путем благоприятного представления новых изделий в массированной рекламе. Но "преимущества" явления таковы, что его принципы распространились на многие сферы, включая высшее образование. МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (Machiavelli, Niccolo) (1469-1527) - флорентийский дипломат, политический теоретик и первый в новое время аналитик политической власти. Его интерес был двояким: политическая неустойчивость итальянских городов-государств и возможность восстановления в Италии единства и величия, которые она знала при Римской Республике. Его главная идея — в делах государства должна преобладать иная этика нежели регулирующая частные отношения между людьми. Правитель, пытающийся управлять согласно заповедям христианской этики, например, скоро потерпит крушение по той простой причине, что другие имеют преимущества перед ним. В "Государе" (1513) указано: первостепенная цель — обретение и упрочение власти. Государь поэтому должен действовать по обстоятельствам, зная, как и когда нарушать обычные моральные кодексы. Наконец, он может сделать все, что от него ожидается, если завещанные им политические меры поддерживает активная часть граждан. Хотя наибольшую известность получил "Государь", Макиавелли развивал эти идеи и в других влиятельных работах, включая "Искусство войны" (1520) и "Рассуждения о Тите Ливии" (1532). См. Неомакиавеллисты. МАКРОСОЦИОЛОГИЯ (macrosociology) — уровень социологического анализа целых обществ социальных структур и систем (ср. Микросоциология). Различие между терминами макро- и микро- социология так же не установлено или так же важно, как и различие между микро- и макро- в политической экономии. МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ (Malinowski, Bronislaw) (1884- 1942) — польский функционалистский антрополог. Главные работы: "Аргонавты Западного Тихого океана" (1922), "Преступление и обычай в обществе дикости" (1926), "Секс и сдерживание в об- 13—2193 ществе дикости" (1927), "Сексуальная жизнь дикарей" (1929) и "Магия, наука и религия" (1948). Наиболее известен подчеркиванием значения этнографии или детального включенного наблюдения в антропологии. Так, он вел подробный этнографический дневник во время работы в Новой Гвинее (см. Круг кула) и сумел написать подробные монографии обо всех аспектах культуры народов островов этого региона. Вместе с Радклиффом-Брауном он сформировал британскую структурал-функционалистскую (см. Структурный функционализм) антропологию, пока являлся профессором в Лондонской школе политэкономии с 1927 по 1938 г. Его сосредоточенность на функциональных потребностях социокультурных систем обозначена в "Научной теории культуры и других очерках" (1944). МАЛЬТУС ТОМАС (Malthus, Thomas) (1766-1834) - британский священнослужитель, экономист и демограф, особенно запомнившийся своим тезисом (в "Очерках о принципах народонаселения", 1798) о тенденции к росту населения в геометрической прогрессии, в то время как обеспечение продовольствием может увеличиваться только в арифметической профессии, вследствие чего необузданное народонаселение достигнет отметки, когда не сможет себя прокормить. Он доказывал, что равновесие между населением и обеспечением продовольствия поддерживается либо посредством "позитивного контроля" за счет голода, болезней и насилия, либо "превентивным контролем", вроде позднего брака, нравственного ограничения и целомудрия. Его философия имеет политическое значение — системы помощи беднякам являются неэффективными, Мальтус полагал, что бедняк должен был сам за себя отвечать. Хотя он лишь говорил о возможности перенаселения, его идеи использовались в качестве оправданий поправок к Закону о бедных 1834 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов. См. также Население; Демография; Демографический переход. МАНДАРИНЫ (mandarins) — см. Конфуцианство. МАНИАКАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ (maniac depression) — см. Психоз. МАНН МАЙКЛ (Mann, Michael) (1942-) — британский социолог истории и аналитик социальной стратификации, чья книга "Источники социальной власти" (1986, первый том из запланированной трехтомной работы) привлекла критическое внимание как историков, так и социологов. Писавший прежде язвительные труды Мао Цзедун о современной политической культуре и классе (например, "Сознание и деятельность западного рабочего класса", 1973), Манн обратился к историческому анализу с целью общей переориентации в подходе к власти и социальному изменению. Отличительная черта в его теории власти — отстаивание того, что она имеет четыре главных источника: экономический, идеологический, военный и политический, ни один из которых не является решающим сам по себе, и что нет простой эволюционной или связанной с развитием модели социального изменения (см. также Эпизодическая характеристика). Диапазон и острота его исследования власти от времен неолита, через цивилизацию Ближнего Востока, классическую эпоху и средневековую Европу до 1760 г. (завершающей даты первого тома) весьма примечательны. Второй том под названием "Возникновение классов и национальных государств, 1760—1914" появился в 1993 г. МАННГЕЙМ КАРЛ (Mannheim, Karl) (1887-1947) - венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе — "Идеология и утопия" (1929) — он систематизирует различия между идеологией и утопией, относя их к видам системы веры, первая из которых выполняет функцию оправдания и сохранения системы, а вторая — ориентирует на ее замену. Его подход к социологии познания заключался в следующем: главные формы познания разными способами обусловливаются потребностями социальных групп, а, вопреки Марксу, не просто классовыми интересами. Он предложил один из способов, каким знание могло бы избежать релятивизма, — интеллектуалы должны занять позицию "свободного плавания" или неприсоединения. См. также Интеллигенция. МАО ЦЗЕДУН (Мао Zedong) (1893—1976) - один из основателей Китайской коммунистической партии в 1921 г., который, руководя продолжительное время сельским движением (с 1927 по 1949 г.), разработал теорию социалистической революции, основанной на ведущей роли крестьянства. В условиях, подобных Китаю, классовая борьба достигла тупика при немногочисленном пролетариате и слабой, зависимой компрадорской буржуазии в городах (см. Компрадорский капиталист), а также укоренившейся в сельской местности аристократии. Со времени Китайской революции 1949 г. и до своей смерти Мао был реальным лидером Китайской Республики, и при нем предпринимались различные политические методы поощрения социалистического развития. Хотя в течение его руководства, по сравнению с другими странами "третьего мира ", Китай познал ускоренное процветание сельского населения, в особенности в области здравоохранения, это были и трудные времена. В 1959—1962 гг. провал одной из его программ — "большого скачка" — наряду со стихийными бедствиями привел к массовому голоду (и к 50 миллионам смертных случаев, по оценкам некоторых комментаторов). "Культурная революция" 1965—1970 гг., предусматривавшая смещение засидевшихся должностных лиц и отказ от старых путей, также отчасти была попыткой Мао усилить собственное положение перед лицом усиливающейся оппозиции (см. также Культ личности). Она закончилась широкими социальными разрушениями, вызванными ссылкой в глухие провинции или смертью многих из тех, кто считался противником идей и практической деятельности Мао, воплощенных в "Краткой Красной книге" (цитаты из его речей и писем). В течение того периода была введена жесткая цензура, особенно против чего- либо, что отражало влияние "бумажного тигра" — западного империализма. Отношение Мао к Марксизму Советского Союза было сложным и противоречивым. С одной стороны, в 1920—1930-х гг. он публично объявил о лояльности Сталину и в 50-е гг. принял пятилетний план, базирующийся на сталинской централизованной командной экономике. С другой стороны, его вера в крестьянство находилась в конфликте с советской теорией. Когда Япония была побеждена в 1945 г., Сталин признал противника Мао — Чан Кайши — и его партию Гоминьдан (Национальную партию) правительством Китая, признав Мао лишь после того, как он пришел к власти без советской помощи. Имел ли Мао приверженность к сталинизму — спорный вопрос, но китайско-советский раскол в 1959 г. был сглажен им на том основании, что после смерти Сталина в 1953 г. Советский Союз отверг "капиталистический путь". Находясь у власти, Китайская коммунистическая партия приняла сталинистский образец централизованной организации, но, возможно случайно, особенно в сельских районах партийный и государственный контроль был гораздо менее распространен, чем в Советском Союзе. Имелся, по определению некоторых комментаторов (Уайт, 1983), "радикальный маоизм" — стремление поощрять массовое политическое участие, поддерживающее революционный процесс, а в период "культурной революции" наблюдались ограниченные попытки достичь более демократических форм организации путем участия главных местных административных органов в делах фабрик и коммун. Одна из интерпретаций различных аспектов политики Мао состоит в следующем: прежде всего он был в высшей степени приспосабливающимся, а иногда и беспринципным политическим деятелем. Например, его примирение с Западом в начале 70-х гг. явно противоречило пятидесятилетнему противостоянию всем аспектам западного капитализма, но должно было, с одной стороны, образовать альянс против Советского Союза и Северного Вьетнама, а с другой — открыть путь торговле и технологии, в которой нуждался Юстай. Другие интерпретации вообще склонны сосредоточиваться на одном периоде его жизни, игнорируя для удобства противоречия других. Таким образом, политическое наследие маоизма, в том числе политических групп, черпающих вдохновение из жизни и деятельности Мао, фрагментарно и часто противоположно. Одно из проявлений маоизма — партия "Красных Кхмеров", выдвинувшая теорию социального преобразования путем массового террора. В Перу, начиная с 1980 г., группировка "Сендеро Луминосо" — "Светлый Путь" — вела партизанскую войну в сельской местности, основанную на идеях и практике Мао 30-х гг. См. Коммунизм. МАОИЗМ (Maoism) — см. Мао Цзедун. МАРГИНАЛЬНОСТЬ (marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин, возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего "жизнь и традиции двух различных групп". Парк был сосредоточен прежде всего на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новинок. МАРГИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) — см. Неоклассическая политэкономия. МАРКС КАРЛ (Marx, Karl) (1818-1883) - немецкий философ, экономист и революционер. Еврей по происхождению, он родился в Трире, получил образование в университетах Бонна и Берлина, где изучал философию и право. В Берлин он прибыл под влиянием философии Гегеля и сошелся с группой радикальных демократов, цытавшихся сформулировать критическую сторону этой философии для нападок на прусское государство. Эта связь стоила Марксу поста в университете. Так он начал карьеру независимого ученого, журналиста и политического активиста. Он следовал ей в Германии, в путешествиях по Европе с 1843 г. и после этого в Лондоне, где обосновался в 1849 г. В 1864 г. он участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). Главные его работы (иногда написанные в соавторстве с Энгельсом) включают: "Нищету философии" (1847), "Манифест коммунистической партии" (1848), "Crundisse" ("Экономические рукописи 1857—1858 гг.", впервые вышедшие только в 1939—1941 гг.), "К критике политической экономии" (1859), "Капитал" (том 1, 1867, с томами 2 и 3, изданными после смерти). Традиционно считается, что учение Маркса происходит от трех главных источников: (а) французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона\ (б) философии Гегеля, принципы которой он изменял, хотя никогда полностью не отрицал; (в) английской политической экономии, на которой Маркс основывался, но не вышел за ее пределы. Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путешествиях, контакты с радикальными и коммунистическими группами и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала пожизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался: (а) понять и объяснить положение человека, каким видел его в капиталистическом обществе; (б) вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внутреннего функционирования и воздействия на человеческие отношения; (в) обрести теоретическое понимание действия механизмов всего процесса исторического изменения, в котором капитализм был лишь одной из фаз. Эти проекты были реализованы, не всегда несовершенным образом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения. Поэтому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал, что положение человека при капитализме (см. Капитализм и капиталистический способ производства) характеризовалось отчуждением, то есть оторванностью людей от своего мира, труда, продуктов, товарищей и самих себя. Отчуждение не часто фигурировало в его более позднем творчестве, касающемся анализа внутренних механизмов капиталистической экономики, развивавшейся вопреки объяснению теории истории, известной как "материалистическое понимание истории" (см. Исторический материализм). Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем философствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимости, вступив в социальные производственные отношения (см. Производственные отношения). Согласно Марксу, экономические отношения составляют основу общества, имеющую надстройку из неэкономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой (см. Базис и надстройка). Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса экономическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов — государства, религии и т.д. — играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воздействие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу как социальной структуры, так и социального изменения. Таким образом, класс — фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это — экономическая категория; классы формируются группами людей, объединенных общими интересами, поскольку у них одинаковое отношение к средствам производства. Классы формируются только тогда, когда производственная деятельность общества дает прибавочный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господствующая группа способна вырвать силой собственность и контроль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс. Последний присваивает для собственного потребления прибавочный про
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.018 с.) |