Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностноцентристское консультирование

Поиск

(person-centred counselling) — подход к консультированию, впервые внедренный Карлом Роджерсом в 1930—1940-х гг. Расценивает па­циента с точки зрения центра терапевтических отношений. По мне­нию Роджерса, психоанализ и другие теоретические подходы навя­зывают клиенту диагноз и лечение, хотя он лучше всех понимает свою проблему. В конечном счете именно внутри должно приходить изменение/выздоровление. Консультант, таким образом, — помощ­ник, который не дает директив, отвечает искренностью и безус­ловно положительным отношением (тремя основными условиями Роджерса). Только через понимание феноменологического опыта человека (см. Феноменологическая психология) он может оказать эф­фективную помощь и принимать верные решения на будущее, и только через ощущение этих отношений с консультантом клиент получает возможность стать ответственным за себя.

ЛИЧНОСТЬ (personality) — характерные черты поведения от­дельного человека. "Личность", следовательно, выводится из пове­дения, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) пове­дения.

Изучением данной области в основном занимается психология. Различные подходы включают теорию типов (в частности, интро­верт/экстраверт), теорию черт (например, 16 личностных факторов Кетгела), психодинамические теории (например, Фрейда), и соци­альное усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным обра­зом. См. также Культура и школа индивидуальности; Психоанализ.

ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (personal documents) — см. Биографи­ческий метод; История жизни.

ЛИШЕННОСТЬ МАТЕРИНСТВА (maternal deprivation) - не­достаток контакта между матерью и ребенком. Термин внедрен Бо- улбаем (1958), утверждавшим, что лишенность материнства в ран­нем детстве будет приводить к проблемам в поведении и к правона­рушениям в позднем детстве и юности. Эта связь впоследствии была подвергнута сомнению, особенно Раттером ("Переоцененная ли­шенность материнства", 1981). По его мнению, скорее отсутствие матери, чем недостаточный контакт с ней — более вероятная при­чина проблем, проявившихся у обследованных Боулбаем детей.

ЛОГИКА (logic) — раздел философии, посвященный анализу универсальных и контекстно-свободных (априорных) принципов смыслового рассуждения и обоснованных выводов, посредством которых из начальных посылок выводятся заключения. Эти общие принципы "формальны", ибо абстрактны по природе, и могут так­же выражаться символической записью. Ранней формулировкой логики, господствовавшей до новых времен, послужила система­тизация Аристотелем основ силлогизма (доказательная логика). К 19-му столетию она была дополнена более техническими форма­ми, в основном связанными с математикой. См. также Индукция и индуктивная логика; Аналитическое и синтетическое; Диалектика; Модель сопроводительного закона и дедуктивное помологическое объяс­нение; Позитивизм.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (logical positivism) - философ­ская доктрина группы философов — в том числе Р. Карнапа (1891— 1970) и О. Нейрата (1882—1945), известная под названием "Венс­кий кружокСм. Позитивизм.

ЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ и НЕЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

(logical action and non-logical action) — см. Парето; Остатки и де­ривации.

ЛОГЛИНЕЙНЫЙ АНАЛИЗ (log linear analysis) — метод стати­стического анализа, обычно используемый в перекрестном табули­ровании. Он преобразовывает нелинейные модели в линейные при помощи логарифмов. Ведь социальные данные часто являются но­минальными или порядковыми, а посему не удовлетворяют пред­положениям, необходимым многим статистическим методам (см. Критерии и уровни измерения). Это — средство причинного моделиро­вания, предполагающее введение моделей для проверки данных, последующую наладку модели, пока не будет найдена наиболее пригодная.

ЛОГОЦЕНТРИЗМ И ФОНОЦЕНТРИЗМ (logocentrism and phonocentrism) — см. Деконструкция.

ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА (local labour market) - рынок работ в определенном месте. Все специфические особенности, отно­сящиеся к роли семьи, социальным сообществам и предпринимате­лям, участвуют в развитии и сохранении ожиданий работы, привер­женностей, поведения личностей и групп. Данные факторы значи­тельно отличаются от одного региона к другому и влияют на спосо­бы, которыми личности, группы, предприниматели отвечают на внешнее давление рынка труда, например, на экономический спад (Эштон и др., 1987). Исследования локальных рынков труда углубля­ют наше понимание их динамики, в частности сегментализма (см. Сегментированный рынок труда), подчеркивает значение локального социоисторического и культурного моделирования этих отношений.

ЛОКВУД ДЭВИД (Lockwood, David) (1929-) - британский социолог, работавший главным образом в Лондонской школе по­литэкономии и в Эссекском университете. Основной его интерес сводился к классовой и социальной стратификации, особенно к исследованиям чернонарукавного рабочего (1958) и (совместно с Джоном Голдторпом и др.) состоятельного рабочего (Локвуд, 1966; Голдторп, Локвуд и др., 1988—1989). См. также Многомерный анализ социальной стратификации; Классовые представления.


Он также принял активное участие в дебатах по социологической теории, посвященным критическому анализу Толкотта Парсонса и структурного функционализма ("Некоторые замечания о социаль­ной системе", 1956, "Социальная интеграция и системная интег­рация", 1964). См. также Социальная интеграция и системная интег­рация. В его последней книге — "Солидарность и ересь" (1992) — продолжается обсуждение этих тем.

ЛОКК ДЖОН (Locke, John) (1632-1704) - английский фило­соф и политический теоретик, чей главный политический труд — "Два трактата о государственном правлении" (1690) — был вызван его убеждением в том, что монархи династии Стюартов стремились реставрировать абсолютизм. В первом трактате он опровергал ар­гументы о патриархальном происхождении политической власти. Ведь обязанность Человека перед Богом, согласно естественному праву, состоит в том, чтобы пользоваться своими особыми человеческими качествами — разумом и свободой воли. Сама политическая власть ограничена обеспечением условий, при которых люди могут пре­следовать эти цели (см. Естественные права и естественное право). Это означает, что их собственность должна быть защищена, а под "собственностью" Локк понимал "жизнь, свободы и имущество". Политическая власть, таким образом, устанавливается людьми в естественном состоянии посредством договора, направленного на их более эффективную защиту; она осуществляется согласно вере, поддерживается негласным договором; соглашение может быть ан­нулировано, если власть либо проявляет некомпетентность, либо, что Локк считал вероятным, переступает границы веры. Поскольку гражданское правление поручается людям, которым в конечном счете нельзя доверять, то у народа всегда остается в резерве право на сопротивление — средство сдерживания возникающих абсолю­тистских и деспотических претензий. В выдвижении теории обще­ственного договора и ограниченного конституционного правления Локк, должно быть, оказал гораздо большее влияние на американ­ские колонии и их конституции после независимости, чем когда- либо на британскую политическую систему. Он был также ранним сторонником трудовой теории стоимости, где доказывал, что люди на законном основании присваивают землю из общего достояния, прибавляя к ней свой труд.

В эпистемологии Локк заложил основы современного эмпиризма, отрицая наличие врожденного знания и отвергая рационализм Де­карта. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) он доказывал, что все знания приобретаются из опыта либо непосредственно через чувства, либо через отражение. Человек способен интуитивно знать собственное существование и математические истины, но относи­тельно внешнего мира это предположительно и вероятностно. Докт­рина Локка о разуме, представляющем собой tabula rasa — чистую доску, — указывает на степень его эмпиризма. Интерес к обучению детей и усвоению идей послужил вкладом в философскую психо­логию. "Я", например, возникает в результате совокупности идей и действий, за которые личность берет на себя ответственность. По­добно Гоббсу, главные доктрины Локка являются индивидуалистс­кими; в большей мере, чем у Гоббса, его предложения о граждан­ском обществе нацелены на интеллектуальную свободу, а также контроль и равновесие.

ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ (Lombroso, Cesare) (1836-1909) - ита­льянский криминолог, утверждавший, что некоторые личности имеют преступные наклонности от рождения и их можно распозна­вать по особым физическим характеристикам, в том числе по фор­ме черепа. Хотя Ломброзо был готов допустить возможность усвое­ния преступного поведения "нормальными" людьми, он явно оце­нивал большинство преступлений как следствие вырождения лич­ностей, являющихся в действительности биологическими "атавиз­мами". См. также Криминология.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (longitudinal study) - изу­чение, предполагающее наблюдение одной и той же группы в пос­ледовательных временных интервалах. Так, относительно когорты детей оно может проводиться для оценки, в том числе воздействия социального класса на достижения в школе (см. Изучение когорты рождения). Лонгитюдные исследования используются Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных аспектов детского развития. Однако они пригодны не только для этого, а могут распространяться для наблюдения изменений внут­ри организаций в течение какого-то времени.

Их преимущество по сравнению с кросссекционными исследова­ниями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в пос­ледовательности изменений, изучается непосредственно на базе данных, собранных до и после изменений (например, анализ по­следствий изменений в школьном учебном плане), а главные недо­статки — в больших расходах на повторное изучение, возможный эффект Хоуторна от него и от влияния других одновременно воз­никающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования).

ЛОРЕНЦ КОНРАД (Lorenz, Konrad) (1903-1989) - австрийс­кий этолог, чье творчество является краеугольным камнем данной дисциплины. Главные работы: "Об агрессии" (1966) и "Основы этологии" (1978). См. Агрессия.

ЛУКАЧ ДЬЕРДЬ (Lukacs, Geoige) (1885-1971) - широко из­вестный венгерский марксист, философ и литературный теоретик.

Молодой Лукач посещал университеты Будапешта, Берлина и Гей- дельберга, где учился при Георге Зиммеле и Максе Вебере. В конце первой мировой войны присоединился к Коммунистической партии и стал депутатом-комиссаром образования в недолговечной Венгер­ской советской республике 1919 г. Литературные письма, в которых он предпринял попытки развить марксистскую теорию эстетики, сделали его теоретиком международного значения. Наиболее извест­ная книга Лукача — "История и классовое сознание" (1923) — ох­ватила несколько важных тем: значение Гегеля для интерпретации Маркса; теорию Маркса об отчуждении; отношения между идеоло­гией, классовым сознанием и революцией. Способами, повлияв­шими позже на членов западноевропейских "новых левых"к фран­кфуртской школы критической теории, Лукач приводил доводы против сциентистских интерпретаций марксизма, подчеркивая важ­ность исторической практики. В некотором противоречии с этим он, тем не менее, оказал сильную поддержку ленинским концеп­циям ведущей роли коммунистической партии. В 1930 г. Лукач пере­ехал в Советский Союз, где оставался до 1945 г., после чего был назначен профессором эстетики и философии в Будапештском уни­верситете. Он всегда оставался спорной фигурой, обвиненный кри­тиками в примирении со сталинизмом. Но в ходе венгерского на­родного восстания 1956 г. получил пост министра культуры в пра­вительстве Имре Надя. Другие известные работы включают "Тео­рию романа" (1920), "Исторический роман" (1937), "Молодой Ге­гель" (1948), "Значение современного реализма" (1963), "Об эсте­тике" (1963), "Солженицын" (1969).

ЛЫСЕНКО ТРОФИМ ДЕНИСОВИЧ (Lysenko, Trofim Deniso- vich) (1898—1976) — русский селекционер-растениевод, утверж­давший, что поведение растений и объем урожаев способны изме­няться в результате обработки семян сменой температуры, уровня влажности и т.д., причем приобретенные характеристики могли наследоваться. Он получил огромное влияние на советскую науку под патронажем Сталина, ибо советская доктрина совершенства "нового советского человека" одобряла эволюционную теорию Jla- марка, которой следовал Лысенко. Его идеи, однако, прямо про­тиворечили развивающейся на Западе науке генетики растений и в действительности разрушали советские достижения в этой области до тех пор, пока он не впал в немилость вместе с Хрущевым в 1965 г. "Лысенковщина" часто приводится в качестве классического при­мера необходимости разделять политику и науку. Она использова­лась в период холодной войны для антисоветской пропаганды.

ЛЬВЫ и ЛИСЫ (lions and foxes) — см. Циркуляция элит.


ЛЬЮИС ОСКАР (Lewis, Oscar) (1914—1971) — американский антрополог, наиболее известный концепцией культуры бедности, появившейся в результате изучения мексиканских и пуэрториканс­ких семей. Книги Льюиса бьиш весьма популярны и у читателей, выходящих за рамки академического общества.

Творчество Льюиса выражено в виде дебатов с более ранними работами Роберта Редфилда, посвященных Мексике. Если Редфидц описывал крестьян как "мелкую общину" и "народное общество", Льюис, напротив, обнаружил крайнюю бедность и нищету. После­дующие его известные, основанные на истории жизни работы вклю­чают "Пять семей" (1959), "Дети Санчеса" (1961), "Педро Марти- нес" (1964) и "La Vida" (1968). Они прочно утвердили понятие "куль­тура бедности", подразумевающее, что бедность передается из по­коления в поколение, будучи закодированной в поведении и куль­туре семейной жизни. С этой точки зрения природа данного явле­ния считается самоувековечивающейся, проявляясь в очевидном социальном "расстройстве" и личном ощущении безысходности, осознании людьми неспособности изменить свою жизнь.

В обращении к "культуре" для объяснения поведения бедняков способом, который отчасти уже предполагал некоторую их крити­ку, утверждения Льюиса неизбежно подвергались сомнению. Неотъемлемым в его творчестве было предложение о том, что изу­чение истории жизни могло бы проводиться в интересах всей куль­туры. На методологическом уровне это, как оказалось, было его Ахиллесовой пятой, и его труды критиковались Валентином (1968) и Ликоком (1971). Они доказывали неадекватность истории жизни в семье или на индивидуальном уровне, когда требовалось более широкое этнографическое доказательство, основанное на полевых исследованиях на уровне общины.

ЛЮБОВНОЕ СЛИЯНИЕ (confluent love) — см. Интимность.

ЛЮКСЕМБУРГ РОЗА (Luxemburg, Rosa) (1870-1919) - польская марксистская революционерка и теоретик, переехавшая в Германию в 1898 г. и игравшая там главную роль в социалистичес­кой революционной политике до ее убийства в Берлине. Наиболее важные работы посвящены реформистской и революционной по­литике, национальным вопросам и накоплению капитала. Позже она внесла существенный вклад в марксистский анализ империа­лизма, доказывая необходимость экспансии любой капиталисти­ческой экономики в некапиталистическую из-за неспособности поглотить прибавочную стоимость. Но здесь крылось противоречие. Ведь когда весь некапиталистический мир был бы поглощен, капи­талистическая система стала бы неспособной накапливать капитал и, следовательно, разрушилась бы. Сравнительно недавно, с повы­шением роли феминизма, Люксембург получила признание как одна из главных марксистских фигур начала 20-го столетия, отразивших связь между личной и общественной жизнью.

ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИАТ (lumpenproletariat) — буквально: "пролетариат в лохмотьях" от немецкого Lumpen, означающего "лох­мотья". Маркс и Энгельс были среди первых авторов 19-го столе­тия, которые признали существование класса, отделенного от дру­гих, живущего на обочине общества, не имеющего регулярной за­нятости и добывающего пропитание главным образом преступле­ниями. Согласно Марксу, в состав парижского люмпен-пролетари­ата в середине 19-го столетия входили бродяги, освобожденные от службы солдаты, уголовники, сбежавшие с галер, преступники, жулики, карманники, мошенники, игроки, сутенеры, содержате­ли публичных домов, тряпичники и нищие. Эта группа резко отли­чалась от индустриального рабочего класса своей политикой и по­ложением, выходящим за рамки нормальных социальных отноше­ний наемного труда. Маркс и Энгельс не доверяли люмпен-проле- тариату, поскольку он не вносил вклад в борьбу рабочего класса за социализм, и поэтому считали его "опасным классом", "социаль­ной пеной". Ведь паразитические пути жизни подготовили его к ста­новлению в качестве платных агентов реакционных элементов в пра­вящем классе, пытавшихся вовлечь рабочих в произвольное насилие. Высшими формами его политической деятельности были волнение толпы и уличная борьба, то есть, по Марксу и Энгельсу, — прими­тивные формы. А там, где существует крупномасштабное капитали­стическое производство, современная революция требует проведе­ния рабочим классом массовой конфискации и контроля над сред­ствами производства.

Расходясь с марксистским представлением, африканский соци­алист Фанон в работе "Обездоленные на земле" (1967) подчеркнул следующее: люмпен-пролетариат или "бесклассовые бездельники", живущие в лачужных городах обществ "третьего мира", могли бы сыграть важную роль в революционной борьбе.

МАГИЯ (magic) — попытка приводить в действие сверхъестествен­ные или духовные силы с целью достижения определенного результа­та ритуализированными средствами. Магию не всегда легко отличить от религиозной деятельности (см. Религия), и на практике она часто с нею соприкасается, отличаясь, однако, более инструментальным, непосредственным воздействием. С функционалистской точки зрения (см. Малиновский, 1948), магия применяется в ситуациях, когда отсут­ствуют эффективные средства достижения желаемой цели. Таким об­разом, ее социальной функцией является смягчение тревог и осуще­ствление потребности что-то предпринять. Она может также быть кар- тартической (см. также Черная магия и колдовство; Шаман).

В самом широком смысле магия — это черта не только так назы­ваемых примитивных обществ, но и часть жизни современных; вера в различные псевдонауки, вроде астрологии; сохранение суеверия. Взаимопроникновение "истинных" технологий и ритуализирован­ных магических сеансов — всеобъемлющая особенность социаль­ной деятельности, существующая даже в современной медицине. В обсуждении понятия имеется трудность. Ведь различие между эм­пирической наукой и не наукой никогда не было простым вопро­сом (см. Наука) и оказываются стертыми различия между техноло­гией и магией. Так, многие из ее приверженцев не имеют четкого различия между естественным и сверхъестественным. Следователь­но, магия — скорее понятие конкретного наблюдателя, нежели разделяемое всеми участниками.


МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ (ОБЩЕСТВА) (McDonaldization (of society)) — "процесс, посредством которого принципы ресторана быстрого обслуживания становятся все более доминирующими над секторами американского общества, как и остальной части мира" (Дж. Ритцер "Макдональдизация общества", 1993). К лежащим в основе этой тенденции факторам относятся, согласно Ритцеру, "эффективность", "исчисляемость" и "предсказуемость", выра­женные в "возрастающем контроле и замене гуманной негуман­ной технологией". В данном процессе имеются и противоречия, не последнее из которых — потеря "качества", требующая возмеще­ния путем благоприятного представления новых изделий в масси­рованной рекламе. Но "преимущества" явления таковы, что его принципы распространились на многие сферы, включая высшее образование.

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (Machiavelli, Niccolo) (1469-1527) - флорентийский дипломат, политический теоретик и первый в но­вое время аналитик политической власти. Его интерес был двоя­ким: политическая неустойчивость итальянских городов-государств и возможность восстановления в Италии единства и величия, кото­рые она знала при Римской Республике. Его главная идея — в делах государства должна преобладать иная этика нежели регулирующая частные отношения между людьми. Правитель, пытающийся уп­равлять согласно заповедям христианской этики, например, скоро потерпит крушение по той простой причине, что другие имеют преимущества перед ним. В "Государе" (1513) указано: первосте­пенная цель — обретение и упрочение власти. Государь поэтому должен действовать по обстоятельствам, зная, как и когда нару­шать обычные моральные кодексы. Наконец, он может сделать все, что от него ожидается, если завещанные им политические меры поддерживает активная часть граждан. Хотя наибольшую известность получил "Государь", Макиавелли развивал эти идеи и в других влиятельных работах, включая "Искусство войны" (1520) и "Рас­суждения о Тите Ливии" (1532). См. Неомакиавеллисты.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ (macrosociology) — уровень социоло­гического анализа целых обществ социальных структур и систем (ср. Микросоциология). Различие между терминами макро- и микро- социология так же не установлено или так же важно, как и разли­чие между микро- и макро- в политической экономии.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ (Malinowski, Bronislaw) (1884- 1942) — польский функционалистский антрополог. Главные рабо­ты: "Аргонавты Западного Тихого океана" (1922), "Преступление и обычай в обществе дикости" (1926), "Секс и сдерживание в об-

13—2193 ществе дикости" (1927), "Сексуальная жизнь дикарей" (1929) и "Магия, наука и религия" (1948). Наиболее известен подчеркива­нием значения этнографии или детального включенного наблюде­ния в антропологии. Так, он вел подробный этнографический днев­ник во время работы в Новой Гвинее (см. Круг кула) и сумел написать подробные монографии обо всех аспектах культуры на­родов островов этого региона. Вместе с Радклиффом-Брауном он сформировал британскую структурал-функционалистскую (см. Структурный функционализм) антропологию, пока являлся про­фессором в Лондонской школе политэкономии с 1927 по 1938 г. Его сосредоточенность на функциональных потребностях социо­культурных систем обозначена в "Научной теории культуры и дру­гих очерках" (1944).

МАЛЬТУС ТОМАС (Malthus, Thomas) (1766-1834) - британ­ский священнослужитель, экономист и демограф, особенно запом­нившийся своим тезисом (в "Очерках о принципах народонаселе­ния", 1798) о тенденции к росту населения в геометрической про­грессии, в то время как обеспечение продовольствием может уве­личиваться только в арифметической профессии, вследствие чего необузданное народонаселение достигнет отметки, когда не смо­жет себя прокормить. Он доказывал, что равновесие между населе­нием и обеспечением продовольствия поддерживается либо посред­ством "позитивного контроля" за счет голода, болезней и насилия, либо "превентивным контролем", вроде позднего брака, нравствен­ного ограничения и целомудрия. Его философия имеет политичес­кое значение — системы помощи беднякам являются неэффектив­ными, Мальтус полагал, что бедняк должен был сам за себя отве­чать. Хотя он лишь говорил о возможности перенаселения, его идеи использовались в качестве оправданий поправок к Закону о бедных 1834 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов. См. также Население; Демография; Демографический переход.

МАНДАРИНЫ (mandarins) — см. Конфуцианство.

МАНИАКАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ (maniac depression) — см. Психоз.

МАНН МАЙКЛ (Mann, Michael) (1942-) — британский со­циолог истории и аналитик социальной стратификации, чья книга "Источники социальной власти" (1986, первый том из запланиро­ванной трехтомной работы) привлекла критическое внимание как историков, так и социологов. Писавший прежде язвительные труды

Мао Цзедун

о современной политической культуре и классе (например, "Со­знание и деятельность западного рабочего класса", 1973), Манн обратился к историческому анализу с целью общей переориента­ции в подходе к власти и социальному изменению. Отличительная черта в его теории власти — отстаивание того, что она имеет четы­ре главных источника: экономический, идеологический, военный и политический, ни один из которых не является решающим сам по себе, и что нет простой эволюционной или связанной с разви­тием модели социального изменения (см. также Эпизодическая ха­рактеристика). Диапазон и острота его исследования власти от вре­мен неолита, через цивилизацию Ближнего Востока, классичес­кую эпоху и средневековую Европу до 1760 г. (завершающей даты первого тома) весьма примечательны. Второй том под названием "Возникновение классов и национальных государств, 1760—1914" появился в 1993 г.

МАННГЕЙМ КАРЛ (Mannheim, Karl) (1887-1947) - венгерс­кий социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наи­более важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе — "Идеология и утопия" (1929) — он систематизи­рует различия между идеологией и утопией, относя их к видам систе­мы веры, первая из которых выполняет функцию оправдания и со­хранения системы, а вторая — ориентирует на ее замену. Его подход к социологии познания заключался в следующем: главные формы по­знания разными способами обусловливаются потребностями соци­альных групп, а, вопреки Марксу, не просто классовыми интереса­ми. Он предложил один из способов, каким знание могло бы избе­жать релятивизма, — интеллектуалы должны занять позицию "сво­бодного плавания" или неприсоединения. См. также Интеллигенция.

 

МАО ЦЗЕДУН (Мао Zedong) (1893—1976) - один из основа­телей Китайской коммунистической партии в 1921 г., который, руководя продолжительное время сельским движением (с 1927 по 1949 г.), разработал теорию социалистической революции, осно­ванной на ведущей роли крестьянства. В условиях, подобных Ки­таю, классовая борьба достигла тупика при немногочисленном про­летариате и слабой, зависимой компрадорской буржуазии в горо­дах (см. Компрадорский капиталист), а также укоренившейся в сель­ской местности аристократии. Со времени Китайской революции 1949 г. и до своей смерти Мао был реальным лидером Китайской Республики, и при нем предпринимались различные политические методы поощрения социалистического развития.


Хотя в течение его руководства, по сравнению с другими стра­нами "третьего мира ", Китай познал ускоренное процветание сель­ского населения, в особенности в области здравоохранения, это были и трудные времена. В 1959—1962 гг. провал одной из его про­грамм — "большого скачка" — наряду со стихийными бедствиями привел к массовому голоду (и к 50 миллионам смертных случаев, по оценкам некоторых комментаторов). "Культурная революция" 1965—1970 гг., предусматривавшая смещение засидевшихся долж­ностных лиц и отказ от старых путей, также отчасти была попыт­кой Мао усилить собственное положение перед лицом усиливаю­щейся оппозиции (см. также Культ личности). Она закончилась широкими социальными разрушениями, вызванными ссылкой в глухие провинции или смертью многих из тех, кто считался про­тивником идей и практической деятельности Мао, воплощенных в "Краткой Красной книге" (цитаты из его речей и писем). В течение того периода была введена жесткая цензура, особенно против чего- либо, что отражало влияние "бумажного тигра" — западного импе­риализма.

Отношение Мао к Марксизму Советского Союза было сложным и противоречивым. С одной стороны, в 1920—1930-х гг. он публично объявил о лояльности Сталину и в 50-е гг. принял пятилетний план, базирующийся на сталинской централизованной командной эконо­мике. С другой стороны, его вера в крестьянство находилась в конф­ликте с советской теорией. Когда Япония была побеждена в 1945 г., Сталин признал противника Мао — Чан Кайши — и его партию Гоминьдан (Национальную партию) правительством Китая, при­знав Мао лишь после того, как он пришел к власти без советской помощи. Имел ли Мао приверженность к сталинизму — спорный вопрос, но китайско-советский раскол в 1959 г. был сглажен им на том основании, что после смерти Сталина в 1953 г. Советский Союз отверг "капиталистический путь". Находясь у власти, Китайская коммунистическая партия приняла сталинистский образец центра­лизованной организации, но, возможно случайно, особенно в сель­ских районах партийный и государственный контроль был гораздо менее распространен, чем в Советском Союзе. Имелся, по опреде­лению некоторых комментаторов (Уайт, 1983), "радикальный мао­изм" — стремление поощрять массовое политическое участие, под­держивающее революционный процесс, а в период "культурной революции" наблюдались ограниченные попытки достичь более демократических форм организации путем участия главных мест­ных административных органов в делах фабрик и коммун.

Одна из интерпретаций различных аспектов политики Мао со­стоит в следующем: прежде всего он был в высшей степени при­спосабливающимся, а иногда и беспринципным политическим де­ятелем. Например, его примирение с Западом в начале 70-х гг. явно противоречило пятидесятилетнему противостоянию всем аспектам западного капитализма, но должно было, с одной стороны, обра­зовать альянс против Советского Союза и Северного Вьетнама, а с другой — открыть путь торговле и технологии, в которой нуждался Юстай. Другие интерпретации вообще склонны сосредоточиваться на одном периоде его жизни, игнорируя для удобства противоре­чия других. Таким образом, политическое наследие маоизма, в том числе политических групп, черпающих вдохновение из жизни и деятельности Мао, фрагментарно и часто противоположно. Одно из проявлений маоизма — партия "Красных Кхмеров", выдвинув­шая теорию социального преобразования путем массового террора. В Перу, начиная с 1980 г., группировка "Сендеро Луминосо" — "Светлый Путь" — вела партизанскую войну в сельской местнос­ти, основанную на идеях и практике Мао 30-х гг. См. Коммунизм.

МАОИЗМ (Maoism) — см. Мао Цзедун.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин, возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "куль­турного гибрида", разделяющего "жизнь и традиции двух различ­ных групп". Парк был сосредоточен прежде всего на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новинок.

МАРГИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) — см. Неоклас­сическая политэкономия.

МАРКС КАРЛ (Marx, Karl) (1818-1883) - немецкий фило­соф, экономист и революционер. Еврей по происхождению, он ро­дился в Трире, получил образование в университетах Бонна и Бер­лина, где изучал философию и право. В Берлин он прибыл под влиянием философии Гегеля и сошелся с группой радикальных де­мократов, цытавшихся сформулировать критическую сторону этой философии для нападок на прусское государство. Эта связь стоила Марксу поста в университете. Так он начал карьеру независимого ученого, журналиста и политического активиста. Он следовал ей в Германии, в путешествиях по Европе с 1843 г. и после этого в Лон­доне, где обосновался в 1849 г. В 1864 г. он участвовал в учреждении

Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). Глав­ные его работы (иногда написанные в соавторстве с Энгельсом) включают: "Нищету философии" (1847), "Манифест коммунисти­ческой партии" (1848), "Crundisse" ("Экономические рукописи 1857—1858 гг.", впервые вышедшие только в 1939—1941 гг.), "К критике политической экономии" (1859), "Капитал" (том 1, 1867, с томами 2 и 3, изданными после смерти).

Традиционно считается, что учение Маркса происходит от трех главных источников:

(а) французской социалистической мысли, не в последнюю оче­редь от идей Сен-Симона\

(б) философии Гегеля, принципы которой он изменял, хотя никогда полностью не отрицал;

(в) английской политической экономии, на которой Маркс ос­новывался, но не вышел за ее пределы.

Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путеше­ствиях, контакты с радикальными и коммунистическими группа­ми и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала по­жизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался:

(а) понять и объяснить положение человека, каким видел его в капиталистическом обществе;

(б) вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внут­реннего функционирования и воздействия на человеческие отно­шения;

(в) обрести теоретическое понимание действия механизмов всего процесса исторического изменения, в котором капитализм был лишь одной из фаз.

Эти проекты были реализованы, не всегда несовершенным об­разом, в философских, экономических и политических произведе­ниях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широ­ким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую ре­акцию со стороны немарксистских ученых.

Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проек­тов не только для изучения общества, но и для его изменения. По­этому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал, что положение человека при капитализме (см. Капитализм и капи­талистический способ производства) характеризовалось отчужде­нием, то есть оторванностью людей от своего мира, труда, продук­тов, товарищей и самих себя.

Отчуждение не часто фигурировало в его более позднем творче­стве, касающемся анализа внутренних механизмов капиталисти­ческой экономики, развивавшейся вопреки объяснению теории истории, известной как "материалистическое понимание истории" (см. Исторический материализм). Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на фор­мирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем фило­софствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимос­ти, вступив в социальные производственные отношения (см. Про­изводственные отношения). Согласно Марксу, экономические отно­шения составляют основу общества, имеющую надстройку из не­экономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой (см. Базис и надстройка). Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса эконо­мическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов — государства, религии и т.д. — играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воз­действие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу как социальной структуры, так и социального изменения.

Таким образом, класс — фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это — эко­номическая категория; классы формируются группами людей, объе­диненных общими интересами, поскольку у них одинаковое отно­шение к средствам производства. Классы формируются только тог­да, когда производственная деятельность общества дает прибавоч­ный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господ­ствующая группа способна вырвать силой собственность и конт­роль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс. Последний присваивает для собственно­го потребления прибавочный про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.018 с.)