Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дуальные экономики или дуальные общества↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ла подобных исследований можно заключить, что дружба является значительным фактором персонального благополучия, но большинство взрослых считает, что имеет сравнительно мало близких друзей (Сатлс, 1970). Отмечаются и половые различия: у женщины обычно больше близких подруг, чем у мужчин, занимающих к тому же более значимое место в их жизни. Среди детей дружба и отношения со сверстниками играет важную роль в процессе социализации. См. также Группа равных; Социометрия. ДУАЛИЗМ (dualism) — доктрина, в который фундаментальные формы вещей, "сущностей", действительности и т.д. принадлежат к двум противоположным типам, без какой-либо возможности сведения одного к другому, например: (а) (Философия) различие между "материальным" и "духовным"; (б) (Социологии) различия между наследственностью и средой (см. Споры о природе и воспитании) или между индивидуальной волей и структурным определением социальных результатов. В философии противоположным дуализму вариантом является монизм, согласно которому все "вещи", сущности и т.д. принадлежат к однотипной основе, будь то "материальной" по форме (см. Материализм) или "духовной". Другой подход — реализм — доказывает, что есть только одна действительность, даже если она "стратифицирована", то есть содержит фундаментальные типовые различия и при пересечении грани дуализма. В современной философии и социологии существует не столько прямой "дуализм", сколько позиция в пользу признания полезности мышления с точки зрения дуальности форм — разума и материи, структуры и воли — имеющих диалектическое взаимодействие между двумя видами "вещи", но без оправдания утверждения о наличии каких-либо окончательно непреодолимых видов, см. дуальность структуры. См. также Декарт; Структура и воля. ДУАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ (duality of structure) (в формулировке Гидденса, 1984) — концепция социальной структуры, а также "среды и результата" социальной деятельности. См. Структура- ционная теория. ДУАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (dual societies) — см. Дуалистичные экономики или дуалистичные общества. ДУАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ или ДУАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (dual economies or dual society) — сосуществование двух разных типов экономик или обществ внутри национального государства либо Дуглас Мэри колонии. Термин был введен Боуком (1953) для описания ситуации в колониальных странах, в которых капиталистический и некапиталистический секторы сосуществовали, но функционировали в соответствии с разными социальными и экономическими моделями. Позже в теории модернизации это значение было принято в отношении современного и традиционного секторов в обществах "третьего мира ". В последние годы термин применялся к типам экономики, вроде японской, структурированных вокруг нескольких очень крупных корпораций и массы мелких фирм с весьма различными трудовыми отношениями, доходностью, контролированием рынков и обеспечением. Данное понятие подвергалось критике Франком (1967) и другими теоретиками зависимости за то, что подразумевает разделение обоих секторов, в то время как контраргумент состоит в их теснейшей связи с современным, капиталистическим, крупномасштабным сектором, который господствует над другим и формирует его. ДУГЛАС МЭРИ (Douglas, Магу) (1921—) - британский социальный и культурный антрополог, проведший особое изучение ритуала, символики и ТАБУ (например, "Чистота и опасность", 1966; "Естественные символы", 1970) с точки зрения их воздействия на женщин. Она показывает, что ритуальные запреты, включая ограничения на деятельность женщин, появляются там, где социальные явления способны "угрожать" существующим классификационным системам. ДУШЕВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ (mental illness) — умственная болезнь. Это заболевание варьируется от мимолетных эпизодов беспокойства или депрессии (см. Невроз), вторгающихся в нормальное повседневное течение жизни через смену настроений, до психоза, который может требовать стационарного психиатрического лечения больного, чтобы контролировать связанные с ним серьезные изменения в настроении и поведении. Социология душевного заболевания развивалась в ответ на эпидемиологические исследования, направленные на социальные причины болезни (например, кризис и плохое жилье), а также под воздействием антипсихиатристских теорий, в частности, Лейнга (1960) и Сцасца (1961). См. также Антипсихиатрия; Безумие. ДХАРМА (dharma) — см. Каста. ДЬЮИ ДЖОН (Dewey, John) (1859-1952) - американский философ-прагматик и автор трудов по психологии и социальным ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (Durkheim, Emile) (1858-1917) - наряду с Марксом и Вебером один из главных социологов, внесших наибольший вклад в определение формы современного предмета. Из этих трех фигур Дюркгейм был прежде всего социологом, утверждая, что "общество sui generis" — предмет социологии и что "социальные факты нужно всегда объяснять другими социальными фактами", подняв в ряде плодотворных трудов множество тем и разработав понятия, сохраняющие свое значение и в современной науке. Исследуя традиции позитивизма, заложенного Сен-Симоном и Контом, но не желая причислять к нему собственные работы, Дюркгейм известен афоризмом о необходимости "относиться к социальным фактам как к вещам", то есть как к объективной сфере, внешней по отношению к индивидуумам, воздействуя на них сдерживающим или "принудительным" влиянием и являясь коллективной. См. также Социальные факты как вещи. Первая из его главных работ, "Разделение труда в обществе" (1893), опирается на важное различие, которое он провел между механической и органической солидарностью. Если в небольших обществах, имеющих лишь ограниченное разделение труда, люди были связаны между собою подобием и общим коллективным сознанием, то по мере укрепления развивалось разделение труда, служа основой социальной интеграции. В той же работе впервые появились два Других жизненно важных в современном обществе понятия: этот процесс часто отмечен аномией (то есть труд не регулируется обществом или социальными ценностями) и является "вынужденным", ибо в результате несправедливости и неэффективности в функционировании системы образования, процессах профессионального выбора многие люди вынуждены выполнять роли, для которых они не подходят (см. Принудительное разделение труда). Цель Дюркгейма и впоследствии состояла в том, чтобы установить теоретически и фактически условия для социальной солидарности, объединяя индивидуализм и коллективизм. Он отклонял всякое утверждение (вроде высказанного Спенсером) о том, что общество могло бы эффективно функционировать на принципах личного интереса без коллективных норм. С другой стороны, он был противником жестко централизованного государства. Напротив, наилучшим способом организовать современное общество можно было бы на основе профессиональной занятости промежуточных группировок, стоящих между государством и индивидуумом, чем на разделении труда. Сеть таких групп, вероятно, смогла бы установить нравственные ограничения эгоизму и регулировать групповые конфликты, неизбежно порождаемые современным обществом. В "Правилах социологического метода" (1895) Дюркгейм полностью изложил свой подход к социологическому объяснению, включая свою доктрину "социальных фактов как вещей". Но эта работа столь же важна и для разработки формулировок современного функционализма. Главное место в функционализме Дюркгей- ма занимало различие между здоровыми и "патологическими" формами социальной организации, ибо "именно функцию обычного организма изучает физиолог, а социолог делает то же самое". "Было бы непостижимо, — утверждает Дюркгейм, — если бы наиболее распространенные формы организации не были самыми выгодными". Таким образом, "здоровая", то есть "функциональная", социальная форма — это та, которая представлена в среднем на данном уровне социального развития. Для современных индустриальных обществ, где развитие еще не завершило свой полный цикл, оценка функциональных возможностей, по признанию Дюркгей- ма, была более трудной. Здесь, следовательно, нужно пытаться выявить фактическую связь общности явления с "общими условиями коллективной жизни" для данного социального типа. Так же, как устанавливается функция явления, следует всегда независимо определять его причину. В работе "Самоубийство" (1897), которую одни считают "методологической классикой", а другие — крупной неудачей, Дюркгейм использовал то, что сегодня называется вторичным анализом существующей официальной статистики, стремясь показать, как самоубийство становится скорее социальным и, стало быть, социологическим, чем чисто индивидуальным явлением. "Уничтожив" сначала существовавшие несоциологические объяснения, в том числе климатические факторы, а также "нормальные" и "ненормальные" психологические, вроде "расовых" характеристик или безумия, Дюркгейм определил три основных типа самоубийства, в зависимости от разных социальных ситуаций. Так, альтруистическое, доказывал он, вызывалось сильной механистической солидарностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обществах, или ради спасения чести в армии), эгоистическое — чрезмерной индивидуализацией в современных обществах (в частности, более высокие показатели среди протестантов по сравнению с евреями или католиками, а также среди разведенных по сравнению с женатыми), а аномическое — в результате крушения нормальных социальных ожиданий (внезапное изменение в экономических обстоятельствах и в качестве общей тенденции современных обществ). Четвертый тип — фаталистическое самоубийство — также происходит там, где социальное регулирование не оставляет никакого простора для автономного действия, кроме смерти (например, самоубийство подчиненных). Для тех, кто причисляет "Самоубийство" к классике, — это сложная работа, предшествующая более поздним формам многомерного анализа (см. также перекрестное табулирование). Однако, по мнению критиков, в ней Дюркгейм использует статистику таким образом, который навязывает измерение по декрету, с малой гарантией того, что убеждения и ценности актора являются именно такими, как он предполагал. В "Первичных формах религиозной жизни" (1912) Дюркгейм вернулся к исследованию природы "коллективного сознания" в более простых обществах. Изучение религиозных убеждений и действий в самых примитивных формах (особенно у австралийских аборигенов) стало основой многих современных социологических исследований религии (см. Религия; Функционалистская теория религии; Священное и светское). Основная цель Дюркгейма заключалась в определении функции религии в качестве символического представления общества, в котором убеждения и действия в отношении "священного" непрерывно вновь подтверждают общинные ценности. Ввиду этого ему следовало выявить то, что с тех пор стало называться функциональной альтернативой или функциональным эквивалентом религии во все более светских современных обществах (см. также Гражданская религия; ср. Секуляризация). В дополнение к четырем важнейшим работам Дюркгейм издал много других, включая многочисленные эссе. Среди них наиболее важная — "Примитивная классификация" (написанная совместно с Марселем Моссом), в которой базисные категории человеческой мысли, в том числе время и пространство, а также число рассматриваются как отражение моделей социальной организации. Например, классификация способна отражать деление человеческих обществ на кланы (см. также Социология познания). Большой вклад в науку внесло эссе о тотемизме и родстве. Наряду с идеями, содержащимися в "Первичных формах", эссе оказали сильное влияние на формирование современного структурализма (см. также Мифология). Наряду с изданием работ при жизни Дюркгейма, многие из его лекций вместе с фрагментами оставшихся незаконченными книг появились после его смерти, в том числе "Нравственное образование" (1925), "Социализм и Сен-Симон" (1928) и "Профессиональные этические и гражданские морали" (1950). Дюркгейм — один из отцов современной социологии — сотрудничал с журналом, собравшим вокруг себя многих знаменитых социологов, антропологов и историков, среди них Марселя Мосса, Мориса Хальбвакса и Леви-Брюля. В отношении социализма позиция Дюркгейма была сочувственной, но не марксистской. Как заметил Гоулднер (во введении в английский перевод книги "Социализм и Сен-Симон", 1959), вопреки мнению о том, что Дюркгейм был прежде всего консерватором, его сосредоточенность на социальном конфликте и социальном изменении — неизменный элемент исследований, происходящих от Сен-Симона. Возможная роль, отводимая Дюркгеймом профессиональным промежуточным группировкам в современном обществе, ставит его весьма близко к социализму. Он мог иногда быть "Нравственным", но не политическим консерватором. Отношения взаимозависимости, как и нормативная интеграция, признавались им основой социального порядка. Споры вокруг творчества Дюркгейма ведутся по вопросу о том, насколько успешно ему удалось или не удалось соединить в социологическом объяснении социальную структуру с индивидуальной волей (см. также Структура и воля). По мнению большинства, его социология страдала преувеличением общих нормативных и социальных структурных влияний в ущерб индивидуальной воле, хотя автор всегда стремился оставить в ней место для последней категории. Две главные его цели — учредить социологию как автономную "научную" дисциплину и установить практические требования к социальному порядку в современных обществах — не были окончательно достигнуты Дюркгеймом. Но, бесспорно, его влияние на современную социологию огромно, и многие современные утверждения о предмете все еще представляются как позиции либо за, либо против Дюркгейма. Два значительных биографических и критических исследования жизни и творчества Дюркгейма принадлежат Луксу (1973) и Пар- сонсу (1937). Е ЕВАНГЕЛИЗМ (evangelism) — вера некоторых протестантских сект в личное перевоплощение и искупление через смерть Христа как средство спасения. Политическое и социальное влияние массового евангелизма обычно консервативно по своему характеру. ЕВГЕНИКА (eugenics) — изучение человеческой наследственности, основанное Фрэнсисом Гальтоном ("Наследственный гений", 1870), которое привело его самого и его последователей к предложению о разработке селекционной политики (например, финансовой) для улучшения породы отговорить заводить детей наименее развитых в интеллектуальном отношении. Помимо более широких этичных соображений, такой подход утверждает наличие связи между наследственностью и интеллектуальными, а также культурными характеристиками, что до сих пор не было выявлено. ЕВРОКОММУНИЗМ (eurocommunism) — термин, обозначающий политические изменения, которые произошли в коммунистических партиях Западной Европы (особенно французской, итальянской, испанской и британской) в течение 1970-х гг., включая разработку национальных, либеральных и демократических стратегий для достижения социализма (Маше, 1983). В книге "Еврокоммунизм и государство" (1977) Сантьяго Каррильо — испанский коммунистический лидер — отклонил российскую модель революционного социалистического развития как несоответствующую современным капиталистическим обществам. Единственный путь коммунистических партий — "демократический, многопартийный, парламентский". Еврокоммунисты подчеркивали свою независимость Евфункциональный от советского правительства, которое критиковалось за внутренние репрессии в отношении диссидентов и за военное вторжение в Чехословакию в 1968 г. См. также Коммунизм; Социализм; Государственно-социалистические общества. ЕВФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (eufunctional) (имеющий отношение к социальной активности) — содействие поддержанию или эффективной работе функционирующей социальной системы. См. также Дисфункция; Функционализм. ЕДИНОГЛАСНАЯ ВЗАИМНОСТЬ или НАПРАВЛЕННАЯ ВЗАИМНОСТЬ (univocal reciprocity or directional reciprocity) (Антропология) — обобщенная модель социального обмена (например, женщинами как невестами) между семьями, группами и т.д., который не является прямым. Так, А может отдать В, тот, в свою очередь, — С, который замыкает круг, отдавая А. ЕДИНОКРОВНОСТЬ (consanguinity) (Антропология) — термин родства, выражающий происхождение от общего предка. Эта связь, следовательно, вызвана биологическими фактами в противоположность от культурных (то есть родительскими, родовыми, а не супружескими отношениями). В теории она противопоставляется близкому родству, основанному на браке, но "факты" редко могут классифицироваться с такой определенностью. Конструкции усыновления и фиктивного родства усложняют это различие. Альтернативным термином является когнатический. ЕСТЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА (natural economy) — экономика, в которой деньги либо отсутствуют, либо их не хватает, люди производят для себя, практически не развита торговля. Термин теперь мало употребим из-за проблем со словом "естественный" и вопроса о том, существует ли такое общество вообще. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (natural law) - см. Естественные права и естественное право. ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (state of nature) - см. Локк. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА и ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (natural rights and natural law) — 1. (Философия морали и политики) — доктрина, согласно которой принципы правового поведения можно обнаружить путем рационального исследования природы Человека, какой создал ее Бог. Для такого политического теоретика, Естественный отбор как Джон Локк, законы природы были предопределением Бога. По естественному праву люди получают права на средства, в которых нуждаются для исполнения этих предопределений. 2. Права, причитающиеся всем людям на основании одной лишь их принадлежности к человечеству. Несмотря на то, что в этом втором смысле естественные права все еще выдвигают в качестве основы нормативной теории, в настоящее время они обычно отделены от их первоначального религиозного смысла. Однако концепции, по которым они являются или должны быть "самоочевидны" и обеспечивают стандарт для всех оценок политических, а также юридических прав, остаются мощной силой в политическом дискурсе. Связь между естественным правом как божественным предопределением и естественными правами была сильным элементом Декларации независимости Соединенных Штатов. Начиная с Великой французской революции наблюдается отделение языка права от установки естественного права, последнее переходит в сферу "прав человека". В XX в. добавилось множество экономических и социальных прав (см. Гражданские права; Права граждан), но теперь сравнительно редко можно встретить термины "естественные права" и "естественное право" в их первоначальном значении, и они фактически исчезли из повседневного политического дискурса. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР (natural selection) — процесс, посредством которого происходит эволюция, включающий выживание сильнейших. Теория эволюции была предложена Чарльзом Дар- вином и Альфредом Расселом Уоллесом в 1858 г. и основана на наблюдении, что любая характеристика, найденная в пределах популяции, показывает изменчивость. В результате некоторые особи имеют преимущество в выживании: они более "пригодны" (и поэтому способны к воспроизводству и передаче своих генов следующему поколению) в окружающей среде. Так, если пигментация кожи изменяется у населения, живущего в экваториальных областях, то у индивидуумов с генами темной кожи (дающими защиту) больше вероятность выжить и воспроизводиться, чем у имеющих гены светлой кожи. Наоборот, в северных широтах светлая кожа увеличивает выгоды от меньшего уровня солнечных лучей. См. также Эволюционная теория. ж ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ОЛИГАРХИИ (iron law of oligarchy) - тенденция у политических организаций (политических партий и профсоюзов) становиться олигархическими, несмотря на то что они могут стремиться ко внутренней демократии. "Тот, кто говорит организация, говорит олигархия", — утверждал Михельс, который первый сформулировал этот закон в своей книге "Политические партии" в 1911 г. Как только партии выходят за рамки текучих парти- сипационных структур, часто сопровождающих их формирование, они неизбежно становятся более бюрократическими и централизованно управляемыми, попадая под господство профессионального руководства. К тому же первоначальные цели могут заменяться инструментальными, в том числе заинтересованностью в поддержке организации (см. также Целевое смещение). В этом процессе Михельс выявил три группы факторов: (а) "технические" — потребность поддерживать эффективно борющуюся машину, но когда это происходит, машина разрабатывает собственные законные интересы и способна управлять деятельностью, связями, внутренней оппозицией и т.д.; (б) "психологические характеристики лидеров": талантливый оратор, способный получать удовольствие от руководства, разделяющий интересы более широкой политической элиты и таким образом склонный прилипать к власти любой ценой; (в) "психологические характеристики масс": апатичность рядовых членов политических организаций, желание быть руководимыми, легкая поддаваемость красноречию и благоговение перед руководством. Критики "железного закона" указывают на изменчивость тен- Женский пристальный взгляд денции к олигархии в организациях. Так, она более характерна для профсоюзов, чем для политических партий. На ее степень к тому же воздействуют характеристики членов и конституционный контекст, в котором функционируют такие организации (см. Липсет, 1960 и Маккензи, 1963). Однако работа Михельса оказала сильное влияние на изучение политических партий и профсоюзной демократии. См. также Теория элит. ЖЕНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (women's studies) - многодисциплинарный подход к анализу и пониманию положения, а также опыта женщин в патриархальных обществах как в прошлом, так и в настоящем. Возникавшие по мере роста движения за освобождение женщин в конце 1960-х гг., программы таких исследований разрабатывались в высших учебных заведениях Европы и США в основном в соответствии с приверженностью к феминистским теориям, методологии и практике. Путем сосредоточения на конкретных проблемах изучается искаженное положение женщин, обнаруживаемое в традиционных дисциплинах, включая социологию. Содержание курсов данных исследований составлялось феминистками, работающими в рамках гуманитарных, естественных и социальных наук, а также в женских организациях. Таким образом, программы появились вне непосредственного женского опыта и ответа на сексуальную эксплуатацию и угнетение. Существенная их цель состоит в том, чтобы сделать видимой женскую роль в обществе и культуре, где существует явное смещение в сторону мужчин, подкрепляемое традиционным знанием, а также оспаривать все основные формы дискриминации и подвергать сомнению жесткие границы, отделяющие один академический предмет от другого. В этом качестве подвергается радикальной критике установленное академическое знание и практика образования. Содержание таких программ разнится, но большинство курсов стремится сочетать феминистский анализ угнетения женщин с развитием практических качеств, вроде самоуверенности. Традиционные методы обучения и оценки пересмотрены в свете женских требований, а между теоретическими интересами и повседневным опытом женщин установлены связи. ЖЕНСКИЙ ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД (female gare) - предложение о создании в противовес господству в западной популярной культуре (Лаура Мелви, 1975) "мужского пристального взгляда" под которым женщины предстают, например, как сексуальные объекты. Именно художественный историк Джон Бергер сказал: "Мужчины смотрят, женщины предстают". Мысль Мелви и других состоит в том, что это можно преодолеть только путем предостав- Женственность ления женщинам большого контроля над производством визуальной популярной культуры. ЖЕНСТВЕННОСТЬ (feminity) — характеристики, связанные с женским полом. Историческое (зачастую маскулинистское) исследование женственности выделяет следующие черты: пассивность, отзывчивость, мягкость и поглощенность материнством. Такие работы акцентировались на переводе женщины в частную сферу, сферу домашней жизни. Феминистки и социологи оспорили эти стереотипы и категории типа мужчина/разум, женщина/чувство, которые доминируют во многих концепциях сексуального различия, включая сведение социокультурных процессов к биологическим данным. Согласно французским феминистским теоретикам (например, сикса, кристевой), "женское" — это произвольная категория, данная женскому образу или поведению патриархатом. По мнению Сью Лиз ("Сахар и перец: сексуальность и юные девушки", 1993), смена социальных конструкций будет означать фундаментальный сдвиг в подходах к женственности и мужественности с точки зрения рациональности и этики. ЖЕСТКОЕ ЯДРО (hard core) — термин Лакатоса для той части научной программы (см. фальсификационизм), которая защищается любой ценой. ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (life chances) - материальные преимущества или неудобства (например, материальные вознаграждения, а также социальные и культурные возможности или отсутствие таковых), которые может ожидать типичный член группы или класса в определенном обществе. Идущее от анализа Вебера класса и статуса, данное понятие также использовалось Дарендор- фом (1979). В центре его внимания находится неравенство. Возможно, наиболее горькой из жизненных возможностей является неравное распределение здравоохранения и связанное с этим неравенство в предвкушении жизни. ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС (life crisis) - любое разрушительное событие жизни, вызывающее утрату важных отношений и социального статуса, требующее персональной корректировки, способное угрожать целостности "Я" и социальным отношениям. В список примеров входят тяжелая утрата, развод, брак, потеря или смена работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Поскольку они могут предполагать Стресс и беспокойство, которые становятся частью причины некоторых болезней, жизненные кризисы Жилищная социология являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане рекомендации и психотерапии. ЖИЗНЕННЫЙ МИР (life-world) (Lebenswelt) - "естественное отношение", которое содержится в повседневных понятиях о действительности и предполагает "не только "природный" опыт..., но также социальный мир " (Шюц и Лукман, "Структуры жизненного мира", 1973). Если феноменология Гуссерля заключала "понятие" в скобки, для Шюца оно является "допустимым", "обыденным", вызывая больше всего впечатлений в отличие от науки. "Запасы знания" ("что каждый знает" — см. также Совокупное знание) и "интерпретативные схемы", используемые социальными акторами в осуществлении повседневной деятельности, как наглядно продемонстрировал Шюц, становится предметом этнометодологии. Мысль Шюца также повлияла на формулировку Гидденсом структураци- онной теории. См. также Практическое сознание. ЖИЛИЩНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (sociology of housing) - нарождающаяся специализированная область интереса в социологии, которая стремится дать объяснение множеству жилищных феноменов — от моделей владения и обеспечения жильем до образцов жилищных и домовладельческих структур, а также значения "дома" и "домашнего очага" в различных культурах. Это область изучения пересекается с исследованиями по другим дисциплинам, включая гуманитарную географию, планирование, управление жилищным строительством, психологию окружающей среды, городскую социологию, изучение политики и проблем женщин. В Англии в прошлом находилась под сильным влиянием способов анализа в других социологических областях. Анализ обеспечения жильем в "Искропотоке" Рекса и Мура (1967) подошел к предмету теории социальной стратификации и разработал понятие жилищного класса. В 1980-е гг. Питер Саундерс ("Нация домовладельцев", 1990) рассмотрел область с точки зрения ПОТРЕБЛЕНИЯ. Однако в 70-е гг. во Франции и Испании были сделаны две фундаментальные работы: о заполнении пространства Анри Лефевра (1991) и по городской социологии Мануэля Кастельса (1977). Они стали существенным вкладом в гуманитарную географию и смежные дисциплины, особенно в Соединенных Штатах. Дэвид Гарви (1989) синтезировал и развил эти подходы, а его исследовательская работа как гуманитарного географа часто применяется в дебатах по постмодерну (см. Постмодерн и постмодернизм). На уровне микросоциологии наблюдался возрастающий инте- Жилищный класс pec к тому, каким образом люди обитают и преобразуют интерьер и ценности своих домов. Некоторые из работ напоминают исследование по хранению очага, но другие занимаются, подобно социологии моды, вопросами конструирования "Я". См. также Бездомность. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (housing) - см. Социология жилищного строительства. ЖИЛИЩНЫЙ КЛАСС (housing class) — см. Городская социология. ЗАБАСТОВКИ (strikes) — временные остановки работы группой наемных работников для выражения своих претензий или выдвижения требований (Хаймен, 1984). Забастовка — это основная мера, имеющаяся в распоряжении работников, и угроза ее применения играет большую роль в индустриальных отношениях. Однако она обычно является последним средством выражения индустриального конфликта. Популярное мнение, особенно в Великобритании, о том, что забастовки представляют собой главную проблему, игнорирует ряд факторов: (а) изолированное рассмотрение подобных случаев может вводить в заблуждение относительно характера индустриальных отношений в целом; (б) число простоев в результате забастовок мало по сравнению с тем, что теряется из-за болезней или несчастных случаев; (в) различие в характере — от кратких забастовок до длительных судебных разбирательств сторон; (г) дискуссия о данной проблеме содержит неточные определения и измерения. Статистика забастовок фиксирует их число за год, степень участия рабочих, потерянные рабочие дни, индустриальные отрасли и непосредственные причины. Однако международные различия в критериях и недостоверность британских данных уменьшают значение сравнений; (д) исследователи находят трудно достижимым установление каких-либо простых связей между сферой действия забастовок и функционированием экономики. Все эти факторы предполагают сложность, недостаточно отраженную как общественным обсуждением, так и официальной ста- Зависимая индустриализация тистикой. Мало сомнений в том, что объяснения забастовок какой- либо одной причиной (например, присутствием агитаторов, несовершенными коммуникациями) не адекватны. Поэтому следует учитывать местные и национальные факторы, включая деятельность предпринимателей и правительств, побуждающие работников начинать забастовки. См. также Профсоюз(ы); Арбитраж и примирение. ЗАВИСИМАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (dependent industrialization) — специфическая модель индустриализации в "третьем мире". Термин подразумевает, что "классическая" зависимость стран "третьего мира" (см. Теория зависимости), предполагающая экспорт сельскохозяйственных и минеральных продуктов и импорт промышленных товаров, открыла некоторым из них путь к новой эре промышленного производства отдельных товаров, основанного на импорте капитала и технических знаний из развитых стран. В наибольшей мере такой аргумент отстаивает Питер Эванс (1979) в своей работе о Бразилии и Мексике. По его мнению, зависимая индустриализация характеризуется "тройственным союзом" иностранных, государственных и национальных капиталов, непосредственно инвестированных во внедренное в страну капиталоемкое промышленное производство, чаще всего товаров длительного пользования. Государство вовлечено в обеспечение дорогостоящего инфраструктурного развития, а местный капитал — в ряд областей, нерентабельных для иностранных инвестиций. Так как большая часть производства связана с внутренним рынком, данная модель допускает предшествующее развитие в этих странах средних классов, способных покупать дорогостоящие товары длительного потребления, и может отличаться от экспортно-ориентированной индустриализации, характерной, например, для Шри-Ланки. В той мере, в какой иностранные фирмы вовлечены в производство для этих рынков, Кардозу и Фаллето (1979) использовали понятие "интериоризация империализма", обозначающее, что иностранные фирмы размещаются внутри национальных границ (см. также Империализм; Неоколониализм). Многие утверждают, что подобная форма остается зависимой, потому что индустриализуемой стране крайне трудно осуществлять все аспекты процесса производства на своей территории. Поэтому могут возникать новые "узкие места", особенно в финансировании приобретения средств производства и в обеспечении обширных инфраструктурных улучшений. Подтверждением этого аргумента может служить долговой кризис, с которым Бразилия и Мексика столкнулись в 1982 г. В течение 70-х гг. обе страны получили множе-
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.017 с.) |