Дуальные экономики или дуальные общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дуальные экономики или дуальные общества



ла подобных исследований можно заключить, что дружба является значительным фактором персонального благополучия, но большин­ство взрослых считает, что имеет сравнительно мало близких дру­зей (Сатлс, 1970). Отмечаются и половые различия: у женщины обычно больше близких подруг, чем у мужчин, занимающих к тому же более значимое место в их жизни. Среди детей дружба и отноше­ния со сверстниками играет важную роль в процессе социализации. См. также Группа равных; Социометрия.

ДУАЛИЗМ (dualism) — доктрина, в который фундаментальные формы вещей, "сущностей", действительности и т.д. принадлежат к двум противоположным типам, без какой-либо возможности све­дения одного к другому, например:

(а) (Философия) различие между "материальным" и "духовным";

(б) (Социологии) различия между наследственностью и средой (см. Споры о природе и воспитании) или между индивидуальной во­лей и структурным определением социальных результатов.

В философии противоположным дуализму вариантом является монизм, согласно которому все "вещи", сущности и т.д. принадле­жат к однотипной основе, будь то "материальной" по форме (см. Материализм) или "духовной". Другой подход — реализм — дока­зывает, что есть только одна действительность, даже если она "стра­тифицирована", то есть содержит фундаментальные типовые раз­личия и при пересечении грани дуализма.

В современной философии и социологии существует не столько прямой "дуализм", сколько позиция в пользу признания полезно­сти мышления с точки зрения дуальности форм — разума и мате­рии, структуры и воли — имеющих диалектическое взаимодействие между двумя видами "вещи", но без оправдания утверждения о наличии каких-либо окончательно непреодолимых видов, см. ду­альность структуры. См. также Декарт; Структура и воля.

ДУАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ (duality of structure) (в формули­ровке Гидденса, 1984) — концепция социальной структуры, а так­же "среды и результата" социальной деятельности. См. Структура- ционная теория.

ДУАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (dual societies) — см. Дуалистичные экономики или дуалистичные общества.

 

ДУАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ или ДУАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (dual economies or dual society) — сосуществование двух разных типов экономик или обществ внутри национального государства либо

Дуглас Мэри

колонии. Термин был введен Боуком (1953) для описания ситуа­ции в колониальных странах, в которых капиталистический и не­капиталистический секторы сосуществовали, но функционировали в соответствии с разными социальными и экономическими моде­лями. Позже в теории модернизации это значение было принято в отношении современного и традиционного секторов в обществах "третьего мира ". В последние годы термин применялся к типам эко­номики, вроде японской, структурированных вокруг нескольких очень крупных корпораций и массы мелких фирм с весьма различ­ными трудовыми отношениями, доходностью, контролированием рынков и обеспечением. Данное понятие подвергалось критике Фран­ком (1967) и другими теоретиками зависимости за то, что подразу­мевает разделение обоих секторов, в то время как контраргумент состоит в их теснейшей связи с современным, капиталистическим, крупномасштабным сектором, который господствует над другим и формирует его.

ДУГЛАС МЭРИ (Douglas, Магу) (1921—) - британский соци­альный и культурный антрополог, проведший особое изучение ри­туала, символики и ТАБУ (например, "Чистота и опасность", 1966; "Естественные символы", 1970) с точки зрения их воздействия на женщин. Она показывает, что ритуальные запреты, включая огра­ничения на деятельность женщин, появляются там, где социальные явления способны "угрожать" существующим классификационным системам.

ДУШЕВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ (mental illness) — умственная болезнь. Это заболевание варьируется от мимолетных эпизодов бес­покойства или депрессии (см. Невроз), вторгающихся в нормальное повседневное течение жизни через смену настроений, до психоза, который может требовать стационарного психиатрического лече­ния больного, чтобы контролировать связанные с ним серьезные изменения в настроении и поведении.

Социология душевного заболевания развивалась в ответ на эпи­демиологические исследования, направленные на социальные при­чины болезни (например, кризис и плохое жилье), а также под воздействием антипсихиатристских теорий, в частности, Лейнга (1960) и Сцасца (1961). См. также Антипсихиатрия; Безумие.

ДХАРМА (dharma) — см. Каста.

 

ДЬЮИ ДЖОН (Dewey, John) (1859-1952) - американский философ-прагматик и автор трудов по психологии и социальным
вопросам, оказавший влияние и на американскую социологию, осо­бенно на работы Дж. Г. Мида. Его вклад в прагматизм (собственный излюбленный термин — "инструментализм") состоял в следую­щем утверждении: знание должно определяться своей эффектив­ностью как в экспериментах, так и в практических достижениях, а также своим служением интересам и потребностям человека. Он отклонял все формы эссенциализма или идеалистских концепций, которые представляли знание несвоевременным и способным к своему установлению отдельным индивидуумом, а также дуализма (например, между разумом и телом, фактами и значениями). Для него Человек и природа были непрерывны, а знание всегда соци­ально определенным.

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (Durkheim, Emile) (1858-1917) - наря­ду с Марксом и Вебером один из главных социологов, внесших наи­больший вклад в определение формы современного предмета. Из этих трех фигур Дюркгейм был прежде всего социологом, утверж­дая, что "общество sui generis" — предмет социологии и что "соци­альные факты нужно всегда объяснять другими социальными фак­тами", подняв в ряде плодотворных трудов множество тем и разра­ботав понятия, сохраняющие свое значение и в современной на­уке.

Исследуя традиции позитивизма, заложенного Сен-Симоном и Контом, но не желая причислять к нему собственные работы, Дюр­кгейм известен афоризмом о необходимости "относиться к соци­альным фактам как к вещам", то есть как к объективной сфере, внешней по отношению к индивидуумам, воздействуя на них сдер­живающим или "принудительным" влиянием и являясь коллектив­ной. См. также Социальные факты как вещи.

Первая из его главных работ, "Разделение труда в обществе" (1893), опирается на важное различие, которое он провел между механической и органической солидарностью. Если в небольших об­ществах, имеющих лишь ограниченное разделение труда, люди были связаны между собою подобием и общим коллективным сознанием, то по мере укрепления развивалось разделение труда, служа осно­вой социальной интеграции. В той же работе впервые появились два Других жизненно важных в современном обществе понятия: этот процесс часто отмечен аномией (то есть труд не регулируется обще­ством или социальными ценностями) и является "вынужденным", ибо в результате несправедливости и неэффективности в функцио­нировании системы образования, процессах профессионального выбора многие люди вынуждены выполнять роли, для которых они не подходят (см. Принудительное разделение труда). Цель Дюркгейма и впоследствии состояла в том, чтобы установить теоретически и фактически условия для социальной солидарности, объединяя ин­дивидуализм и коллективизм. Он отклонял всякое утверждение (вро­де высказанного Спенсером) о том, что общество могло бы эффек­тивно функционировать на принципах личного интереса без кол­лективных норм. С другой стороны, он был противником жестко централизованного государства. Напротив, наилучшим способом организовать современное общество можно было бы на основе про­фессиональной занятости промежуточных группировок, стоящих между государством и индивидуумом, чем на разделении труда. Сеть таких групп, вероятно, смогла бы установить нравственные огра­ничения эгоизму и регулировать групповые конфликты, неизбежно порождаемые современным обществом.

В "Правилах социологического метода" (1895) Дюркгейм пол­ностью изложил свой подход к социологическому объяснению, включая свою доктрину "социальных фактов как вещей". Но эта работа столь же важна и для разработки формулировок современ­ного функционализма. Главное место в функционализме Дюркгей- ма занимало различие между здоровыми и "патологическими" фор­мами социальной организации, ибо "именно функцию обычного организма изучает физиолог, а социолог делает то же самое". "Было бы непостижимо, — утверждает Дюркгейм, — если бы наиболее распространенные формы организации не были самыми выгод­ными". Таким образом, "здоровая", то есть "функциональная", социальная форма — это та, которая представлена в среднем на данном уровне социального развития. Для современных индустри­альных обществ, где развитие еще не завершило свой полный цикл, оценка функциональных возможностей, по признанию Дюркгей- ма, была более трудной. Здесь, следовательно, нужно пытаться выявить фактическую связь общности явления с "общими усло­виями коллективной жизни" для данного социального типа. Так же, как устанавливается функция явления, следует всегда незави­симо определять его причину.

В работе "Самоубийство" (1897), которую одни считают "мето­дологической классикой", а другие — крупной неудачей, Дюрк­гейм использовал то, что сегодня называется вторичным анализом существующей официальной статистики, стремясь показать, как самоубийство становится скорее социальным и, стало быть, соци­ологическим, чем чисто индивидуальным явлением. "Уничтожив" сначала существовавшие несоциологические объяснения, в том числе климатические факторы, а также "нормальные" и "ненор­мальные" психологические, вроде "расовых" характеристик или безумия, Дюркгейм определил три основных типа самоубийства, в зависимости от разных социальных ситуаций. Так, альтруистичес­кое, доказывал он, вызывалось сильной механистической солидар­ностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обще­ствах, или ради спасения чести в армии), эгоистическое — чрез­мерной индивидуализацией в современных обществах (в частно­сти, более высокие показатели среди протестантов по сравнению с евреями или католиками, а также среди разведенных по сравнению с женатыми), а аномическое — в результате крушения нормальных социальных ожиданий (внезапное изменение в экономических об­стоятельствах и в качестве общей тенденции современных обществ). Четвертый тип — фаталистическое самоубийство — также проис­ходит там, где социальное регулирование не оставляет никакого простора для автономного действия, кроме смерти (например, са­моубийство подчиненных). Для тех, кто причисляет "Самоубийство" к классике, — это сложная работа, предшествующая более поздним формам многомерного анализа (см. также перекрестное табулирова­ние). Однако, по мнению критиков, в ней Дюркгейм использует статистику таким образом, который навязывает измерение по декре­ту, с малой гарантией того, что убеждения и ценности актора яв­ляются именно такими, как он предполагал.

В "Первичных формах религиозной жизни" (1912) Дюркгейм вернулся к исследованию природы "коллективного сознания" в более простых обществах. Изучение религиозных убеждений и действий в самых примитивных формах (особенно у австралийских абориге­нов) стало основой многих современных социологических иссле­дований религии (см. Религия; Функционалистская теория религии; Священное и светское). Основная цель Дюркгейма заключалась в определении функции религии в качестве символического пред­ставления общества, в котором убеждения и действия в отношении "священного" непрерывно вновь подтверждают общинные ценнос­ти. Ввиду этого ему следовало выявить то, что с тех пор стало назы­ваться функциональной альтернативой или функциональным эквива­лентом религии во все более светских современных обществах (см. также Гражданская религия; ср. Секуляризация).

В дополнение к четырем важнейшим работам Дюркгейм издал много других, включая многочисленные эссе. Среди них наиболее важная — "Примитивная классификация" (написанная совместно с Марселем Моссом), в которой базисные категории человеческой мысли, в том числе время и пространство, а также число рассмат­риваются как отражение моделей социальной организации. Напри­мер, классификация способна отражать деление человеческих об­ществ на кланы (см. также Социология познания). Большой вклад в науку внесло эссе о тотемизме и родстве. Наряду с идеями, содер­жащимися в "Первичных формах", эссе оказали сильное влияние на формирование современного структурализма (см. также Мифо­логия).

Наряду с изданием работ при жизни Дюркгейма, многие из его лекций вместе с фрагментами оставшихся незаконченными книг появились после его смерти, в том числе "Нравственное образова­ние" (1925), "Социализм и Сен-Симон" (1928) и "Профессио­нальные этические и гражданские морали" (1950). Дюркгейм — один из отцов современной социологии — сотрудничал с журналом, собравшим вокруг себя многих знаменитых социологов, антропо­логов и историков, среди них Марселя Мосса, Мориса Хальбвакса и Леви-Брюля.

В отношении социализма позиция Дюркгейма была сочувствен­ной, но не марксистской. Как заметил Гоулднер (во введении в английский перевод книги "Социализм и Сен-Симон", 1959), воп­реки мнению о том, что Дюркгейм был прежде всего консервато­ром, его сосредоточенность на социальном конфликте и социаль­ном изменении — неизменный элемент исследований, происходя­щих от Сен-Симона. Возможная роль, отводимая Дюркгеймом про­фессиональным промежуточным группировкам в современном об­ществе, ставит его весьма близко к социализму. Он мог иногда быть "Нравственным", но не политическим консерватором. Отношения взаимозависимости, как и нормативная интеграция, признавались им основой социального порядка.

Споры вокруг творчества Дюркгейма ведутся по вопросу о том, насколько успешно ему удалось или не удалось соединить в социо­логическом объяснении социальную структуру с индивидуальной волей (см. также Структура и воля). По мнению большинства, его социология страдала преувеличением общих нормативных и соци­альных структурных влияний в ущерб индивидуальной воле, хотя автор всегда стремился оставить в ней место для последней катего­рии. Две главные его цели — учредить социологию как автономную "научную" дисциплину и установить практические требования к социальному порядку в современных обществах — не были оконча­тельно достигнуты Дюркгеймом. Но, бесспорно, его влияние на современную социологию огромно, и многие современные утвер­ждения о предмете все еще представляются как позиции либо за, либо против Дюркгейма.

Два значительных биографических и критических исследования жизни и творчества Дюркгейма принадлежат Луксу (1973) и Пар- сонсу (1937).


Е

ЕВАНГЕЛИЗМ (evangelism) — вера некоторых протестантских сект в личное перевоплощение и искупление через смерть Христа как средство спасения. Политическое и социальное влияние массо­вого евангелизма обычно консервативно по своему характеру.

ЕВГЕНИКА (eugenics) — изучение человеческой наследствен­ности, основанное Фрэнсисом Гальтоном ("Наследственный ге­ний", 1870), которое привело его самого и его последователей к предложению о разработке селекционной политики (например, фи­нансовой) для улучшения породы отговорить заводить детей наи­менее развитых в интеллектуальном отношении. Помимо более широких этичных соображений, такой подход утверждает наличие связи между наследственностью и интеллектуальными, а также куль­турными характеристиками, что до сих пор не было выявлено.

ЕВРОКОММУНИЗМ (eurocommunism) — термин, обозначаю­щий политические изменения, которые произошли в коммунисти­ческих партиях Западной Европы (особенно французской, италь­янской, испанской и британской) в течение 1970-х гг., включая разработку национальных, либеральных и демократических стратегий для достижения социализма (Маше, 1983). В книге "Ев­рокоммунизм и государство" (1977) Сантьяго Каррильо — испанс­кий коммунистический лидер — отклонил российскую модель ре­волюционного социалистического развития как несоответствующую современным капиталистическим обществам. Единственный путь коммунистических партий — "демократический, многопартийный, парламентский". Еврокоммунисты подчеркивали свою независимость

Евфункциональный

от советского правительства, которое критиковалось за внутренние репрессии в отношении диссидентов и за военное вторжение в Че­хословакию в 1968 г. См. также Коммунизм; Социализм; Государствен­но-социалистические общества.

ЕВФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (eufunctional) (имеющий отношение к социальной активности) — содействие поддержанию или эффек­тивной работе функционирующей социальной системы. См. также Дисфункция; Функционализм.

ЕДИНОГЛАСНАЯ ВЗАИМНОСТЬ или НАПРАВЛЕННАЯ ВЗА­ИМНОСТЬ (univocal reciprocity or directional reciprocity) (Антро­пология) — обобщенная модель социального обмена (например, женщинами как невестами) между семьями, группами и т.д., ко­торый не является прямым. Так, А может отдать В, тот, в свою очередь, — С, который замыкает круг, отдавая А.

ЕДИНОКРОВНОСТЬ (consanguinity) (Антропология) — термин родства, выражающий происхождение от общего предка. Эта связь, следовательно, вызвана биологическими фактами в противополож­ность от культурных (то есть родительскими, родовыми, а не суп­ружескими отношениями). В теории она противопоставляется близ­кому родству, основанному на браке, но "факты" редко могут клас­сифицироваться с такой определенностью. Конструкции усыновле­ния и фиктивного родства усложняют это различие. Альтернатив­ным термином является когнатический.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА (natural economy) — эконо­мика, в которой деньги либо отсутствуют, либо их не хватает, люди производят для себя, практически не развита торговля. Термин те­перь мало употребим из-за проблем со словом "естественный" и вопроса о том, существует ли такое общество вообще.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (natural law) - см. Естественные права и естественное право.

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (state of nature) - см. Локк.

 

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА и ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (natural rights and natural law) — 1. (Философия морали и политики) — доктрина, согласно которой принципы правового поведения мож­но обнаружить путем рационального исследования природы Чело­века, какой создал ее Бог. Для такого политического теоретика,

Естественный отбор

как Джон Локк, законы природы были предопределением Бога. По естественному праву люди получают права на средства, в которых нуждаются для исполнения этих предопределений. 2. Права, причи­тающиеся всем людям на основании одной лишь их принадлежно­сти к человечеству. Несмотря на то, что в этом втором смысле есте­ственные права все еще выдвигают в качестве основы нормативной теории, в настоящее время они обычно отделены от их первона­чального религиозного смысла. Однако концепции, по которым они являются или должны быть "самоочевидны" и обеспечивают стан­дарт для всех оценок политических, а также юридических прав, остаются мощной силой в политическом дискурсе.

Связь между естественным правом как божественным предопре­делением и естественными правами была сильным элементом Дек­ларации независимости Соединенных Штатов. Начиная с Великой французской революции наблюдается отделение языка права от ус­тановки естественного права, последнее переходит в сферу "прав человека". В XX в. добавилось множество экономических и соци­альных прав (см. Гражданские права; Права граждан), но теперь сравнительно редко можно встретить термины "естественные пра­ва" и "естественное право" в их первоначальном значении, и они фактически исчезли из повседневного политического дискурса.

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР (natural selection) — процесс, по­средством которого происходит эволюция, включающий выжива­ние сильнейших. Теория эволюции была предложена Чарльзом Дар- вином и Альфредом Расселом Уоллесом в 1858 г. и основана на на­блюдении, что любая характеристика, найденная в пределах попу­ляции, показывает изменчивость. В результате некоторые особи имеют преимущество в выживании: они более "пригодны" (и по­этому способны к воспроизводству и передаче своих генов следую­щему поколению) в окружающей среде. Так, если пигментация кожи изменяется у населения, живущего в экваториальных областях, то у индивидуумов с генами темной кожи (дающими защиту) больше вероятность выжить и воспроизводиться, чем у имеющих гены свет­лой кожи. Наоборот, в северных широтах светлая кожа увеличивает выгоды от меньшего уровня солнечных лучей. См. также Эволюцион­ная теория.

ж

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ОЛИГАРХИИ (iron law of oligarchy) - тенденция у политических организаций (политических партий и профсоюзов) становиться олигархическими, несмотря на то что они могут стремиться ко внутренней демократии. "Тот, кто говорит орга­низация, говорит олигархия", — утверждал Михельс, который пер­вый сформулировал этот закон в своей книге "Политические партии" в 1911 г. Как только партии выходят за рамки текучих парти- сипационных структур, часто сопровождающих их формирование, они неизбежно становятся более бюрократическими и централизо­ванно управляемыми, попадая под господство профессионального руководства. К тому же первоначальные цели могут заменяться ин­струментальными, в том числе заинтересованностью в поддержке организации (см. также Целевое смещение). В этом процессе Михельс выявил три группы факторов:

(а) "технические" — потребность поддерживать эффективно бо­рющуюся машину, но когда это происходит, машина разрабатыва­ет собственные законные интересы и способна управлять деятель­ностью, связями, внутренней оппозицией и т.д.;

(б) "психологические характеристики лидеров": талантливый ора­тор, способный получать удовольствие от руководства, разделяю­щий интересы более широкой политической элиты и таким обра­зом склонный прилипать к власти любой ценой;

(в) "психологические характеристики масс": апатичность рядо­вых членов политических организаций, желание быть руководимы­ми, легкая поддаваемость красноречию и благоговение перед руко­водством.

Критики "железного закона" указывают на изменчивость тен-

Женский пристальный взгляд

денции к олигархии в организациях. Так, она более характерна для профсоюзов, чем для политических партий. На ее степень к тому же воздействуют характеристики членов и конституционный контекст, в котором функционируют такие организации (см. Липсет, 1960 и Маккензи, 1963). Однако работа Михельса оказала сильное влия­ние на изучение политических партий и профсоюзной демократии. См. также Теория элит.

ЖЕНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (women's studies) - многодис­циплинарный подход к анализу и пониманию положения, а также опыта женщин в патриархальных обществах как в прошлом, так и в настоящем. Возникавшие по мере роста движения за освобождение женщин в конце 1960-х гг., программы таких исследований разра­батывались в высших учебных заведениях Европы и США в основ­ном в соответствии с приверженностью к феминистским теориям, методологии и практике. Путем сосредоточения на конкретных про­блемах изучается искаженное положение женщин, обнаруживае­мое в традиционных дисциплинах, включая социологию. Содержа­ние курсов данных исследований составлялось феминистками, ра­ботающими в рамках гуманитарных, естественных и социальных наук, а также в женских организациях. Таким образом, программы появились вне непосредственного женского опыта и ответа на сек­суальную эксплуатацию и угнетение. Существенная их цель состоит в том, чтобы сделать видимой женскую роль в обществе и культуре, где существует явное смещение в сторону мужчин, подкрепляемое традиционным знанием, а также оспаривать все основные формы дискриминации и подвергать сомнению жесткие границы, отделя­ющие один академический предмет от другого. В этом качестве под­вергается радикальной критике установленное академическое зна­ние и практика образования. Содержание таких программ разнит­ся, но большинство курсов стремится сочетать феминистский ана­лиз угнетения женщин с развитием практических качеств, вроде самоуверенности. Традиционные методы обучения и оценки пере­смотрены в свете женских требований, а между теоретическими интересами и повседневным опытом женщин установлены связи.

 

ЖЕНСКИЙ ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД (female gare) - предло­жение о создании в противовес господству в западной популярной культуре (Лаура Мелви, 1975) "мужского пристального взгляда" под которым женщины предстают, например, как сексуальные объекты. Именно художественный историк Джон Бергер сказал: "Мужчины смотрят, женщины предстают". Мысль Мелви и других состоит в том, что это можно преодолеть только путем предостав-

Женственность

ления женщинам большого контроля над производством визуаль­ной популярной культуры.

ЖЕНСТВЕННОСТЬ (feminity) — характеристики, связанные с женским полом. Историческое (зачастую маскулинистское) иссле­дование женственности выделяет следующие черты: пассивность, отзывчивость, мягкость и поглощенность материнством. Такие ра­боты акцентировались на переводе женщины в частную сферу, сферу домашней жизни. Феминистки и социологи оспорили эти стереоти­пы и категории типа мужчина/разум, женщина/чувство, которые доминируют во многих концепциях сексуального различия, вклю­чая сведение социокультурных процессов к биологическим данным. Согласно французским феминистским теоретикам (например, сикса, кристевой), "женское" — это произвольная категория, данная жен­скому образу или поведению патриархатом. По мнению Сью Лиз ("Сахар и перец: сексуальность и юные девушки", 1993), смена социальных конструкций будет означать фундаментальный сдвиг в подходах к женственности и мужественности с точки зрения рацио­нальности и этики.

ЖЕСТКОЕ ЯДРО (hard core) — термин Лакатоса для той части научной программы (см. фальсификационизм), которая защищается любой ценой.

ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (life chances) - материаль­ные преимущества или неудобства (например, материальные воз­награждения, а также социальные и культурные возможности или отсутствие таковых), которые может ожидать типичный член груп­пы или класса в определенном обществе. Идущее от анализа Вебера класса и статуса, данное понятие также использовалось Дарендор- фом (1979). В центре его внимания находится неравенство. Возмож­но, наиболее горькой из жизненных возможностей является нерав­ное распределение здравоохранения и связанное с этим неравен­ство в предвкушении жизни.

 

ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС (life crisis) - любое разрушительное событие жизни, вызывающее утрату важных отношений и социаль­ного статуса, требующее персональной корректировки, способное угрожать целостности "Я" и социальным отношениям. В список при­меров входят тяжелая утрата, развод, брак, потеря или смена рабо­ты, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Посколь­ку они могут предполагать Стресс и беспокойство, которые стано­вятся частью причины некоторых болезней, жизненные кризисы

Жилищная социология

являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане рекомендации и психотерапии.

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (life-world) (Lebenswelt) - "естественное отношение", которое содержится в повседневных понятиях о дей­ствительности и предполагает "не только "природный" опыт..., но также социальный мир " (Шюц и Лукман, "Структуры жизненного мира", 1973). Если феноменология Гуссерля заключала "понятие" в скобки, для Шюца оно является "допустимым", "обыденным", вызывая больше всего впечатлений в отличие от науки. "Запасы знания" ("что каждый знает" — см. также Совокупное знание) и "интерпретативные схемы", используемые социальными акторами в осуществлении повседневной деятельности, как наглядно проде­монстрировал Шюц, становится предметом этнометодологии. Мысль Шюца также повлияла на формулировку Гидденсом структураци- онной теории. См. также Практическое сознание.

ЖИЛИЩНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (sociology of housing) - нарож­дающаяся специализированная область интереса в социологии, которая стремится дать объяснение множеству жилищных феноме­нов — от моделей владения и обеспечения жильем до образцов жилищных и домовладельческих структур, а также значения "дома" и "домашнего очага" в различных культурах. Это область изучения пересекается с исследованиями по другим дисциплинам, включая гуманитарную географию, планирование, управление жилищным строительством, психологию окружающей среды, городскую соци­ологию, изучение политики и проблем женщин.

В Англии в прошлом находилась под сильным влиянием спосо­бов анализа в других социологических областях. Анализ обеспече­ния жильем в "Искропотоке" Рекса и Мура (1967) подошел к пред­мету теории социальной стратификации и разработал понятие жи­лищного класса. В 1980-е гг. Питер Саундерс ("Нация домовладель­цев", 1990) рассмотрел область с точки зрения ПОТРЕБЛЕНИЯ. Однако в 70-е гг. во Франции и Испании были сделаны две фунда­ментальные работы: о заполнении пространства Анри Лефевра (1991) и по городской социологии Мануэля Кастельса (1977). Они стали существенным вкладом в гуманитарную географию и смеж­ные дисциплины, особенно в Соединенных Штатах. Дэвид Гарви (1989) синтезировал и развил эти подходы, а его исследовательс­кая работа как гуманитарного географа часто применяется в деба­тах по постмодерну (см. Постмодерн и постмодернизм).

 

На уровне микросоциологии наблюдался возрастающий инте-

Жилищный класс

pec к тому, каким образом люди обитают и преобразуют интерьер и ценности своих домов. Некоторые из работ напоминают исследо­вание по хранению очага, но другие занимаются, подобно социо­логии моды, вопросами конструирования "Я". См. также Бездом­ность.

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (housing) - см. Социология жилищного строительства.

 

ЖИЛИЩНЫЙ КЛАСС (housing class) — см. Городская социоло­гия.


ЗАБАСТОВКИ (strikes) — временные остановки работы группой наемных работников для выражения своих претензий или выдви­жения требований (Хаймен, 1984).

Забастовка — это основная мера, имеющаяся в распоряжении работников, и угроза ее применения играет большую роль в индус­триальных отношениях. Однако она обычно является последним средством выражения индустриального конфликта. Популярное мне­ние, особенно в Великобритании, о том, что забастовки представ­ляют собой главную проблему, игнорирует ряд факторов:

(а) изолированное рассмотрение подобных случаев может вво­дить в заблуждение относительно характера индустриальных отно­шений в целом;

(б) число простоев в результате забастовок мало по сравнению с тем, что теряется из-за болезней или несчастных случаев;

(в) различие в характере — от кратких забастовок до длительных судебных разбирательств сторон;

(г) дискуссия о данной проблеме содержит неточные определе­ния и измерения. Статистика забастовок фиксирует их число за год, степень участия рабочих, потерянные рабочие дни, индустриаль­ные отрасли и непосредственные причины. Однако международные различия в критериях и недостоверность британских данных умень­шают значение сравнений;

(д) исследователи находят трудно достижимым установление каких-либо простых связей между сферой действия забастовок и функционированием экономики.

Все эти факторы предполагают сложность, недостаточно отра­женную как общественным обсуждением, так и официальной ста-


Зависимая индустриализация

тистикой. Мало сомнений в том, что объяснения забастовок какой- либо одной причиной (например, присутствием агитаторов, несо­вершенными коммуникациями) не адекватны. Поэтому следует учитывать местные и национальные факторы, включая деятельность предпринимателей и правительств, побуждающие работников на­чинать забастовки.

См. также Профсоюз(ы); Арбитраж и примирение.

ЗАВИСИМАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (dependent industriali­zation) — специфическая модель индустриализации в "третьем мире". Термин подразумевает, что "классическая" зависимость стран "третьего мира" (см. Теория зависимости), предполагающая экс­порт сельскохозяйственных и минеральных продуктов и импорт промышленных товаров, открыла некоторым из них путь к новой эре промышленного производства отдельных товаров, основанно­го на импорте капитала и технических знаний из развитых стран. В наибольшей мере такой аргумент отстаивает Питер Эванс (1979) в своей работе о Бразилии и Мексике. По его мнению, зависимая индустриализация характеризуется "тройственным союзом" ино­странных, государственных и национальных капиталов, непосред­ственно инвестированных во внедренное в страну капиталоемкое промышленное производство, чаще всего товаров длительного пользования. Государство вовлечено в обеспечение дорогостояще­го инфраструктурного развития, а местный капитал — в ряд обла­стей, нерентабельных для иностранных инвестиций. Так как боль­шая часть производства связана с внутренним рынком, данная модель допускает предшествующее развитие в этих странах сред­них классов, способных покупать дорогостоящие товары длитель­ного потребления, и может отличаться от экспортно-ориентиро­ванной индустриализации, характерной, например, для Шри-Лан­ки. В той мере, в какой иностранные фирмы вовлечены в произ­водство для этих рынков, Кардозу и Фаллето (1979) использовали понятие "интериоризация империализма", обозначающее, что иностранные фирмы размещаются внутри национальных границ (см. также Империализм; Неоколониализм).

 

Многие утверждают, что подобная форма остается зависимой, потому что индустриализуемой стране крайне трудно осуществлять все аспекты процесса производства на своей территории. Поэтому могут возникать новые "узкие места", особенно в финансировании приобретения средств производства и в обеспечении обширных инфраструктурных улучшений. Подтверждением этого аргумента может служить долговой кризис, с которым Бразилия и Мексика столкнулись в 1982 г. В течение 70-х гг. обе страны получили множе-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.059 с.)