Лекция 1. Генезис управления в древних обществах и в эпоху средневековья: проблемы периодизации и источниковая база. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Генезис управления в древних обществах и в эпоху средневековья: проблемы периодизации и источниковая база.



Лекция 1. Генезис управления в древних обществах и в эпоху средневековья: проблемы периодизации и источниковая база.

Аспекты:

Что такое менеджмент? (этимологический аспект).

Генезис теории и практики управления в свидетельствах современников (источниковедческий аспект).

Генезис системы управления (проблемный аспект).

Что такое менеджмент?

Английский термин менеджмент укоренился в экономической теории во второй половине XVIII века. О нем часто писал А. Смит в сочинении «о природе и причинах богатства». До этого периода существовал термин менеджер, являвшийся производным к менеджменту. Означал он наемного работника, осуществлявшего управлением сельскохозяйственного предприятия, возникшего в результате огораживания – насильственного сгона крестьян с земли и передачи ее лендлордам с целью интенсификации и специализации агрикультуры.

В Англию он попал из Франции, где менеджерами (мажордомами) были управляющие крупных феодальных поместий. Во Францию из эпохи Древнего Рима, т.к. этимологически, слово менеджер восходит из корня манус – рука. Отсюда манипулус, манипулярис – руководство подразделением и маниципс – предприниматель. Следовательно – менеджер – манипулятор, организатор, руководитель, т.е. управленец.

Этапы развития менеджмента.

Можно выделить семь этапов развития менеджмента, которые нередко называют управленческими революциями. Первая управленческая революция произошла 4—5 тыс. лет назад, когда происходило формирование рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Этот этап развития управленческой мысли можно охарактеризовать как «религиозно-коммерческий». Расслоение высшей касты священников привело к выделению особого слоя жрецов — религиозных функционеров, которые под видом отправления религиозного обряда собирали дань и пускали ее в дело.

Вторую управленческую революцию связывают с именем аккаддского и ассирийского правителей Саргона Древнего и Шамши-Адада I (II тыс. до н.э.) которые для управления обширными территориями создали эффективную административную систему. Эта система основывалась на своде законов, регулирующих различные сферы жизни общества и определяющих отношения между социальными группами населения. Таким образом, произошло отделение светской системы управления государством от религиозной власти, выделились группы людей, профессионально занимающиеся управлением на уровне государства.

Третья управленческая революция получила название «производственно-строительной» и началась во время царствования Навуходоносора II (605—562 до н.э.) велось большое строительство; в производстве и строительстве проводилась разработка технически сложных проектов, использовались различные методы и системы контроля качества продукции.

В этот исторический период также появилась и административная иерархия Римской католической церкви, которую до настоящего времени считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира.

Четвертая управленческая революция происходила в средние века, еще до наступления этапа развития капитализма. Концепции управления в раннем средневековье отражали доминирование профессиональных гильдий (цехов), отношения в которых строились на сотрудничестве. В более поздний период (Ренессанс) ведение бизнеса начали осуществлять уже не сами работники, а владельцы капитала.

Пятая управленческая революция произошла в период индустриальной революции 18 – 19 вв. В этот период произошло осознание того, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Управление отделилось от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, что привело впоследствии к возникновению профессионального управления. Администрирование в этот период трактовалось как процесс формирования общих целей и контроль за реализацией намеченного.

Шестая управленческая революция (конец XIX — 70-е гг. XX в.) происходила в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором. Основоположником теории рациональной бюрократии стал немецкий социолог М. Вебер, который предлагал заменить собственника, как фигуру временную, менеджером и бюрократом — государственным чиновником.

Седьмая управленческая революция — постиндустриальный этап управленческого развития (с 80-х гг. XX в.) связан с переходом к постиндустриальному этапу общественного развития.

Кодекс Феодосия - 438

Дигесты Юстиниана 530 -533

В круге втором:

Гесиод (Труды и дни VIII – VII вв. до н.э.) написаны в форме обращения Гесиода к своему брату Персу с привлечением мифологических, этических и практических хозяйственных знаний.

Ксенофонт (V – IV вв.)

Платон (V – IV вв.)

Аристотель (IV в. до н.э.)

Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна ( IV – III вв. до н. э.) Артхашастра

Марк По́рций Като́н (234—149 до н. э.) «Земледелие»

Марк Теренций Варро́н (116 — 27 гг. до н. э.) «О сельском хозяйстве»

Луций Юний Модерат Колумелла (4 н. э. — около 70 н. э.) «О сельском хозяйстве»

Пли́ний Ста́рший (Гай Плиний Секунд 22 и 24 годами н. э. — 79 года н. э. ) естественная история – латифундии погубили италию.

В круге третьем, разделяющемся на делопроизводственную практику и логографические/эпистолярные сочинения – эссе:

Переписка из царского архива Мари между эмиссарами Зимри-Лима (царь Мари, правил приблизительно в 17801759 годах до н. э.) и с Хамураппи

Тель-Эль-Амарнский архив (Амарнские письмена) — собрание переписки на глиняных табличках, в основном дипломатической, между правительством Древнего Египта и его представителями в Восточном Средиземноморье (Ханаане и Амурру), а также царями других могущественных держав региона (Вавилонии, Хатти, Митанни, Ассирии), во времена Нового царства. Переписка была обнаружена в Амарне (современное название древнего Ахетатона, столицы, основанной фараоном Эхнатоном (XVIII династия) в Верхнем Египте). 1375—1336 гг. до н. э.

Богазкёйский архив — собрание текстов, обнаруженных на месте столицы Хеттского государства, города Хаттусас II тыс. до н.э.

Пилосский архив – таблички микенского времени (ок. 1200 гг. до н. э.).

Библиотека Ашшурбанипала — крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.)

Эпос о Гильгамеше был создан ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э.

Поэмы Гомера (IX—VIII вв. до н.э.)

Аристофан (V в. до н.э.)

Лисий (V – IV вв.)

Т. М. Плавт (ок. 254 до н. э. — 184 до н. э.).

Марк Ту́ллий Цицеро́н (106 до н. э. — 43 до н. э.)

Сенека (4 до н. э., — 65)

Лукиан (около 120 — после 180 гг. н. э.)

 

Развитие рыночных отношений в период Античности базировалось на становлении системы наемных лидеров. Собственники обычно называли этих лидеров приказчиками. Известны многие письменные документы, которые ведут речь о них, начиная с отбора приказчиков, надсмотрщиков, поощрения их, доверия к ним.

Особой формой можно считать управителей домохозяйств. Здесь можно обратиться к работе древнегреческого мыслителя Ксенофонта «Домострой», которая написана как наставление по технике, агротехнике и даже по «разведению рабов», указывая, кому из них и при каких условиях можно разрешать жениться, заводить детей. Ксенофонт свидетельствовал о том, что Сократ вел разговоры о хорошем ведении не только своего, но и чужого дома за плату. Не только рабовладение, но и феодальные поместья держались на таком типе наемного труда. Особенно широко это стало внедряться в экономику в условиях капитализма.

Макиавелли Государь

Ситуация

Флоренция на рубеже XV – XVI вв. Одно из влиятельных североитальянских городов-государств, стремящихся к доминированию в регионе при Чезаре Борджиа, в столкновении с Папской областью, Испанией Габсбургов и Францией – утратила свою силу.

О Макиавелли

Происхождение

В семье адвоката, занимал одно из привилегированных положений.

Образование

Классическое, флорентийский университет, знакомство с греческой и латинской классикой

Карьера

Секретарь второй канцелярии – дипведомство. В конце жизни - изгнание

Положение в обществе

Привилегированное

Капитал

Чиновник, поместье

Память

Критически оценивается

Даосизм

Его основоположник — Лао Цзы.

Основные положения даосизма применительно к управлению включают следующее:

-даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям счастье и спокойствие;

-всё сущее развивается, изменяется само собой. Всё сущее есть результат саморазвития;

-в то же время даосизм — это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом саморазвития.

Лао Цзы по существу был первым либералом, его основополагающие принципы:

1. лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он существует; мудрый руководитель не делает ничего такого, что тормозит принцип саморазвития, и тогда общество процветает, пребывая в гармонии и спокойствии.

2. Идея ситуативности управления: а)методы и стиль управления выбираются управленцем по ситуации, в соответствии с ней; б) нет изначально плохих или изначально хороших методов или стилей управления — есть соответствующие ситуации или несоответствующие (неадекватные); в) мудрость управленца, искусство управления заключается в способности правильно выбрать метод и стиль управления, соответствующий конкретной ситуации (в условиях кризиса нельзя управлять теми же методами, что и при нормальном развитии страны).

3.Управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью: а) трудно управлять людьми, у которых много знаний; б) поэтому надо не просвещать народ, а оглуплять его; в) сердца и души простолюдинов (управляемых) надо делать пустыми, а их желудки и кошельки — полными. Тогда в обществе настанет покой и счастье.

4.Управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным:а) Лао Цзы впервые поставил проблему оптимального размера объекта управления; б) масштабы объекта управления должны соответствовать масштабам субъекта управления. Нельзя малой группе людей властвовать над слишком большой территорией — не смогут управлять.

5.Нет для руководителя большего несчастья, чем незнание границы обственной страсти, и нет большей опасности, чем приобретение богатства: а) руководитель должен уметь сам ограничивать себя; б) руководитель не должен подменять достижение целей общества (организации) целями личного обогащения. Если это происходит, то следует крах общества, организации, а в конечном счете, и самого руководителя.

6.Руководитель должен начинать преодоление трудного с преодоления легкого (философия малых дел): а)«осуществление великого начинается с малого»: прежде чем ставить перед собой системные цели, научитесь достигать целей локальных; б) не надо гнушаться малым, не бойтесь начинать с малого; в) к большому и трудному надо идти, обучаясь преодолевать незначительные трудности, решая простые задачи.

7.Руководитель не должен быть самонадеянным. Уверенным в себе, но никогда не самонадеянным.

Мудрый руководитель смотрит на любое дело как на трудное, поэтому в итоге оно будет легким, так как он мобилизует все свои ресурсы.

Конфуцианство

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками Конфуция после его смерти, является принцип добродетели — «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению.

Управленческие идеи Конфуция включают следующие положения:

1.Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда: а) существуют четкие этические принципы, которые управленец не может нарушать; б) нарушение этих принципов — одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми; в) соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай и другим; г) другие этические принципы управленца: справедливость, искренность, честность.

2.Конфуций определил основные механизмы в управлении людьми: а) людьми можно управлять только на основе законов; б) людьми можно управлять, держа их в страхе, и они побоятся совершать дурные поступки, но в их сердцах не будет отвращения к дурному, поэтому они всегда потенциально готовы к преступлению; в) управление людьми на основе их умственного и нравственного развития — только оно способно заставить человека стыдиться плохих дел. Самый страшный кризис — моральный, связанный с разложением этических норм, совести.

3.Конфуций одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда: а) общество должно быть построено по строго иерархическому принципу;б) только иерархическая структура способна обеспечить четкое разделение труда и обязанностей людей.

4.Руководителем можно стать лишь на основе изучения прошлого опыта и постоянного познания нового: а) кто повторяет старое и изучает новое, может стать предводителем; б) всё, что видишь и слышишь, молча откладывай в своем сердце; в) ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительных уроков из прошлых трудностей.

Моизм

Управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен в VI в. до н. э.

Управленческие идеи Мо Цзы:

1.Качественное управленческое решение требует понимания действительных причин существующих проблем: а) хотите решить — докопайтесь до сути; б) никогда не лечите гипертонию болеутоляющими средствами — боль отходит, а причина остается. Главная причина беспорядков в государстве — бедность людей. Накормите людей, и беспорядков не будет.

2.Руководитель на основе изучения прошлого имеет возможность познать (прогнозировать) будущее: а) на основе ясного он познает скрытое; б) история есть ясное. Это ясное — основа настоящего и индикатор будущего.

3.Справедливость — высшая добродетель руководителя: а) кто делает добро обществу, организации, того следует прославлять; б) кто делает зло организации, того следует наказывать.

4.Принцип зависимости человеческого характера от жизненных обстоятельств: а) если год урожайный, люди становятся отзывчивыми и добрыми; б) если год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.

5.Благополучие общества зависит от качества государственного управления и от труда товаропроизводителей: а) если знатные люди успешны в управлении — общество процветает; б) если простые люди усердны в ремесле и земледелии — в обществе достаточно богатств, а значит, есть порядок.

6.Мо Цзы сформулировал принцип вознаграждения по труду: а) если человек усерден в труде, он должен быть сытым; б) человек, неусердный в труде, должен быть голодным.

7.Идея социального партнерства управленцев и управляемых: а) возникает на основе взаимного уважения и любви людей; б) социальное партнерство возникает на основе реализации управленцем принципа социальной справедливости.

Легизм

Основателем легизма считается Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли». Латинизированное название школы («фа» —порядок) — «легизм».

Основные управленческие идеи легизма:

1.Невозможность возврата к старине.

2.Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.

3.Основное назначение государства — противостоять злому началу в природе человека. Человек — это источник социального зла.

4.Понятие идеального государства включает в себя: а) сильнуюверховную власть; б) вооруженную до зубов армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы.

5.Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон — это наказание. Главный метод государственного управления — метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким — широкое применение смертной казни, причем мучительной.

6.Осуждение милосердия и гуманизма.

7.Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.

8.Поощрение земледелия, и вообще — трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий — таких, как искусство и торговля.

9.В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

10.Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) окружать свою жизнь тайной; в) контролировать чиновников и никому не доверять; г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.

Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный аспект этого — образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный — установление в стране деспотического правления.

Что такое НОТ?

Что такое НОТ?

Научная школа менеджмента (школа научного управления, научная организация труда) – первая школа менеджмента, претендовавшая на ведущие роли в глобальном масштабе и без привязки ко времени, хотя традиционно, ее первенствующие позиции в управленческой науке датируются 1885 – 1920 гг.

Концепция научного управления стала переломным этапом. Она почти мгновенно стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление в США, в Англии, Франции, Японии, СССР и проч.

Школа научного управления окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Г. Ганта, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда, А. К. Гастева, О. А. Ерманского.

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Рис. 1. Пример диаграммы Ганта, выполненный на основе данных, структурированных в таблице Excel.

 

Генри Форд (1863 – 1947) инженер–изобретатель, крупный бизнесмен, основоположник фордизма и апологет капитализма благосостояния.

В основе фордизма лежит точка зрения, согласно которой общественное благосостояние и высокие корпоративные прибыли могут быть достигнуты за счёт высоких зарплат рабочих, что позволит последним покупать продукцию, которую они производят. Слово «Фордизм» стало использоваться в начале XX–го века для описания практик применяемых на автомобильных заводах Генри Форда.

Фордистская система производства имеет 4 отличительных ключевых элемента:

1. Разделение труда – процессы разбиты на небольшие операции, которые может выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицированные кадры заняты управлением, разработками и совершенствованием процесса.

2. Высокая стандартизация узлов, агрегатов и запчастей.

3. Организация не вокруг станков с определёнными свойствами, а станки размещены в необходимом для производства порядке.

4. Лента конвейера связывает различные стадии процесса.

Основной труд – «Моя жизнь, мои достижения» 1924 г.

В нем Г. Форд поместил основополагающие принципы работы организации/предприятия, с т.з. капитализма благосостояния. Позволю себе цитату:

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.

2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи–либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого смысла господство силы.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Но по существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.

4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит затруднять только указанный процесс.

Табл. Памятка ВЦСПС «Как надо работать», созданная на основе доклада А. К. Гастева на I конференции по научной организации труда (1921 г.).

Критика школы научного управления.

Ленин назвал систему Тейлора «научной» системой выжимания пота», которая «…соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д.»

Чаще всего Тейлоризм упрекают в следующем:

– отрицание человеческого фактора, «механистическое понимание индивида и его места в организации», взгляд на рабочего как на бездушное продолжение машины;

– рабочие реагируют только на денежное вознаграждение;

– не рассматривается возможность продвижения рабочего по службе;

– не придается значения социальному контексту труда;

– распространение научного менеджмента позволило добиться повышения производительности труда, но привело к усилению эксплуатации наемных рабочих.

Лекция 1. Генезис управления в древних обществах и в эпоху средневековья: проблемы периодизации и источниковая база.

Аспекты:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.071 с.)