Условия организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста



 

Одной из привлекательных и результативных форм познавательной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых яв­ляется познавательно-исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как вид куль­турной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Иными словами, познавательно-исследовательская деятельность, как вид культур­ной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Примечательно, что культурные практики для дошкольника — это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Познавательно-исследовательская деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и твор­чество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих прин­ципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Познавательно-исследовательская деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и твор­чеством для каждого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Познавательно-исследовательская деятельность требует создания воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В познавательно-исследовательской деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть познавательно-исследовательской деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Руководство познавательно-исследовательской деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

К необходимым условиям для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста мы отнесем:

- предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей;

- - организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- органичное включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Современный дошкольник должен уметь самостоятельно добывать информацию. Чтобы исследование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия: предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей; достаточный уровень компетентности педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; органичное включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.004 с.)