Алгоритм исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм исследовательской деятельности



Исследовательская деятельность предполагает определенный алгоритм действий (по А.И. Савенкову):

1. Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.

3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).

4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).

6. Составление предварительного плана исследования.

7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

Таким образом определились основные функции познавательно-исследовательской деятельности:

- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

-освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений;

- освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

- развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Типы исследования

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):

Опыты ориентированы на освоение причинно-следственных связей и отношений; способствуют привлечению внимания, предоставляют детям свободно поэкспериментировать и обсудить полученный эффект, дают возможность формулировать причинно-следственные связи (если..., то...; потому..., что...) и самостоятельно использовать оборудование в свободной деятельности.

Коллекционирование ориентированы на освоение родовидовых отношений; направлено на поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.

Различные путешествия, ориентированы на освоение пространственных схем и отношений; обеспечивают обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; возможный маршрут путешествия и т.д.

В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий этап, в ходе которого использовались различные диагностические методы: наблюдения, беседы, опросы, анализ результатов деятельности дошкольников, полученные результаты которых интерпретировались с опорой на выделенные критерии, показатели и уровни сформированности познавательно-исследовательской деятельности. Это позволило дифференцировать детей на три группы и в дальнейшем выстраивать работу с детьми с учетом уровней сформированности познавательно-исследовательской деятельности, что повысило результативность работы по данному направлению.

По результатам этого этапа опытно-экспериментальной работы получили следующие результаты: с высоким уровнем сформированности познавательно-исследовательской деятельности оказалось – 20% детей из группы 23 чел., со средним уровнем – 57% и с низким уровнем сформированности познавательно-исследовательской деятельности – 23%. На основе этих данных разработана и реализована программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности, повышению у детей познавательного интереса и активности в изучении различных явлений окружающей действительности, развитию у них любознательности, желания познавать мир через действия. Использовались различные методы, формы и средства по достижению поставленных целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.)