Пункт 18. Роль религии в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пункт 18. Роль религии в современном обществе



 

Я ХОТЕЛ БЫ, ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ, ПРИВЕСТИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ, БЕЗУСЛОВНО, ЗНАЕТ, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ДУХОВНЫМ ЛИДЕРОМ.

В ЭТОМ ПУНКТЕ ПРЕДСТАВЛЕН ВЫБОРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ГЛАВЫ 15 КНИГИ "ЭТИКА ДЛЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ", НАПИСАННАЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВОМ ДАЛАЙ-ЛАМОЙ XIV:

 

"Печально, но это факт человеческой истории - религия была главным источником конфликтов. Даже сегодня убивают людей, уничтожают общины, нарушают покой общества в результате религиозного фанатизма и ненависти. Не удивительно, что многие сомневаются относительно того, какое место занимает религия в человеческом обществе. Но, если вдуматься в это, мы увидим, что конфликты во имя религии возникают из двух основных источников. Часть споров происходит просто в результате религиозных отличий - догматического, культурного и практического несовпадения двух религий. Но есть и конфликты, причина которых лежит в политике, экономике и прочих факторах, в основном на институциональном уровне. Межрелигиозная гармония - ключ к преодолению конфликтов первого рода. Во втором случае необходимо искать другой путь решения. Секуляризация, и в особенности полное отделение религиозной иерархии от институтов государственной власти видимо проходит часть пути к уменьшению подобных проблем.... религиозная вера не является непременным условием ни для этичного поведения, ни для счастья самого по себе. Я предположил также, что независимо от того, верует человек или нет, ему все равно нужны такие духовные качества, как любовь и сострадание, терпение, терпимость, способность прощать, скромность и так далее. В то же время мне следует пояснить, что, по моему мнению, все эти качества гораздо легче и быстрее развиваются в религиозной практике. Я также верю, что когда человек искренне следует религии, он получает от этого огромную пользу. Люди, воспитавшие в себе твердую веру, основанную на понимании и поддерживаемую ежедневной практикой, в целом куда лучше справляются с напастями, чем те, кто верой не обладает. Поэтому я убежден, что религия несет в себе гигантский потенциал пользы для всего человечества. Если религия используется правильно, она становится чрезвычайно эффективным инструментом создания человеческого счастья. Она может играть в особенности важную роль в том, чтобы поощрять людей воспитывать в себе чувство ответственности за других и понимание необходимости нравственной дисциплины.... Я уверен, что наилучший путь одолеть неведение и прийти к пониманию - это путь диалога между последователями разных религиозных традиций. Тут мне видятся разные подходы. Весьма ценны дискуссии между теологами в которых следует обсудить сходство и, что, возможно, еще важнее, различия между религиозными традициями, исследовать их и оценить. На другом уровне полезны встречи рядовых верующих, практически следующих той или иной религии, - на таких встречах люди могли бы поделиться своим опытом. Это, может быть, наиболее эффективный способ оценить чужое учение. Для меня самого, например, встречи с ныне покойным Томасом Мертоном, католическим монахом цистерцианского ордена, оказались глубоко воодушевляющими. Они помогли мне оценить христианское учение, я стал искренне восхищаться им. Мне также кажется, что большую пользу могли бы принести периодические встречи религиозных лидеров, во время которых они молились бы о чём-то общем. Встреча в Ассизах, в Италии, в 1986 году, когда представители всех мировых религий собрались, чтобы помолиться за мир, принесла, я уверен, необычайную пользу многим верующим, поскольку символизировала солидарность и преданность миру всех ее участников...... Когда происходит подобный обмен опытом, последователи одной традиции видят, что другое учение, точно так же, как их собственное, является и источником духовного вдохновения, и нравственным руководством для своих последователей. Становится также ясно, что, вне зависимости от доктринальных и прочих различий, все основные мировые религии заботятся о том, чтобы помочь каждому стать добрым человеком. Все подчеркивают пользу любви и сострадания, терпения, терпимости, прощения, скромности и тому подобного, и все способны помочь личности развить эти качества. Более того, примеры основателей каждой из мировых религий отчетливо демонстрируют то, что они стремились помочь другим обрести счастье именно благодаря развитию таких качеств. В собственной жизни каждый из них вел себя чрезвычайно просто. Нравственная дисциплина и любовь ко всем остальным пронизывали всю их жизнь. Они вовсе не купались в роскоши, как императоры и короли. Вместо того они добровольно принимали на себя страдания, - невзирая ни на какие трудности, - ради блага человечества в целом. В их учениях особо подчеркивается важность любви и сострадания и отказа от эгоистических желаний. И каждый из них призывал нас изменить наши сердца и умы. Так что верующие мы, или нет, все равно все эти люди достойны глубокого восхищения.

Одновременно с диалогом с последователями других религий мы, разумеется, должны в своей повседневной жизни осуществлять то, чему учит нас наша собственная вера. Как только мы ощутим пользу любви, сострадания и нравственной дисциплины, мы с легкостью осознаем и ценность других вероучений. Но для этого существенно важно понять, что религиозная практика включает в себя нечто гораздо большее, нежели простое утверждение “Я верю”, или, для буддистов, “Я принимаю Прибежище”. Это не ограничивается и посещением храмов, святилищ, или церквей. От религии мало проку, если она не вошла в сердце, а осталась лишь на уровне интеллекта. Опора лишь на веру, без понимания и без выполнения ее наставлений, не слишком ценна. Я часто говорю тибетцам, что носить с собой мала (четки) не значит быть настоящим религиозным практиком. Действительно религиозным человеком нас делают искренние усилия изменить себя в духовном плане.

еще одна проблема, - та, что неявно присутствует во всех религиях. Я подразумеваю утверждение каждой из них, что только она и является “истинной” верой. Как нам справиться с этой трудностью? Ведь совершенно верно, что с точки зрения отдельного последователя чрезвычайно важно хранить однозначную преданность своей собственной религии. Верно и то, что это зависит от глубокой убежденности в том, что только собственный путь ведет к истине. Но в то же время мы должны обнаружить некие способы согласовать это убеждение с реальным множеством сходных утверждений. На практике это значит, что отдельный последователь той или иной веры должен найти путь к тому, чтобы по меньшей мере признать ценность других религиозных учений, оставаясь всем сердцем преданным своему собственному. Что же касается обоснованности притязаний той или иной религии на метафизическую истину, они, разумеется, остаются внутренним делом каждой религиозной традиции.

Иногда я думаю о религии как о лекарстве для человеческого духа. Ведь нет смысла утверждать, что данное лекарство хорошо потому, что в его состав входит то-то и то-то. Если у вас есть пациент, и если данное лекарство ему не помогает, в таких рассуждениях нет никакого прока. Гораздо правильнее будет сказать, что в данном случае, для конкретного пациента с его конкретным заболеванием, это лекарство наиболее эффективно. То же относится и к различным религиозным традициям; мы можем говорить, что вот эта религия больше всего подходит вот этому человеку. Но доказывать, даже используя философию и метафизику, что одна религия лучше другой – нам не поможет. А важно как раз это: насколько полезна данная вера в случае конкретной личности.

Таким образом я считаю, что разрешить кажущееся противоречие между притязанием каждой из религий на “единственную истину”, и реальным фактом множества вероисповеданий можно, поняв, что в случае отдельного человека и в самом деле может существовать одна истина, одна религия. Однако с точки зрения человеческого общества в целом мы должны признать концепцию “множества истин, множества религий”. Продолжая медицинскую аналогию, скажем, что для конкретного пациента самое подходящее для него лекарство и в самом деле будет единственным лекарством. Но совершенно очевидно, что другим больным могут быть прописаны другие медикаменты.

Я лично думаю, что те различия, которые мы находим во множестве религиозных традиций, чрезвычайно обогащают нас. И совершенно незачем пытаться доказать, что в предельном смысле все религии одинаковы. Они сходны в том, что обращают большое внимание на абсолютную необходимость любви и сострадания в контексте нравственной дисциплины. Но это не значит, что все они в сущности сводятся к одному. Совершенно разные представления о сотворении или начале мира, сформулированные, например, буддизмом, христианством и индуизмом, означают, что когда дело дойдет до метафизики, нам придется разойтись по разным дорогам, несмотря на безусловно существующее сходство многих религиозных практик. Да, эти противоречия не имеют особого значения на начальных этапах религиозной практики. Однако если мы пойдем дальше по пути той или иной традиции, в какой-то момент мы будем вынуждены признать фундаментальные несовпадения. Например, ((концепция перерождений, принятая в буддизме и разных других древних индийских традициях, может оказаться несовместимой с христианской идеей спасения)). Однако это не должно пугать. Даже внутри буддизма самого по себе, в области метафизики, существуют диаметрально противоположные взгляды. В конечном счёте такие расхождения означают, что мы имеем различные схемы, внутри которых помещается нравственная дисциплина и воспитание духовных ценностей. Поэтому я не сторонник суперрелигию, или новую всемирную религию. Она означала бы потерю уникальных особенностей различных вероучений.

Да, конечно, некоторые считают, что буддийская концепция шуньяты, или пустоты, - это в определенном смысле то же самое, что и концепция Бога. Однако здесь остаются трудности. И прежде всего, если мы займемся подобного рода толкованиями, до какой степени мы останемся верными своему первоначальному учению? Да, есть заметное сходство между тем, что в буддийском учении Махаяны называется Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая, и христианской троицей - Богом как Отцом, Сыном и Святым Духом. ((Но утверждать на этой основе, что буддизм и христианство в итоге являются одним и тем же, - это, я думаю, уже слишком!)) Как говорит старая тибетская пословица, нам следует остерегаться попыток пристроить голову яка на туловище овцы, или наоборот.

Что нам действительно нужно вместо таких попыток, так это, несмотря на различные требования различных вероучений, развивать подлинное чувство религиозного плюрализма. Это в особенности нужно, если мы серьезно воспринимаем права человека как всеобщий принцип. В этом отношении я нахожу весьма привлекательной идею мирового парламента религий. Начать с того, что само слово “парламент” несет в себе дух демократии, а множественное число слова “религия” подчеркивает важность принципа разнообразия религиозных традиций. По-настоящему плюралистический взгляд на религию, который заложен в идее такого парламента, я уверен, очень полезен. Так можно было бы избежать крайностей религиозного фанатизма, с одной стороны, и уклона в ненужный синкретизм, с другой.

В связи с темой межрелигиозного согласия мне, наверное, ((следует сказать немного о перемене религии)). Это вопрос, который требует чрезвычайно серьезного рассмотрения. Важно понять, что простой ((факт перемены веры не сделает человека лучше, или, так сказать, дисциплинированнее, он не станет более сострадательным, более добросердечным)). Куда более полезно поэтому сосредоточиться на преобразовании себя через духовную практику воздержания, добродетели и сострадания. ((В тех пределах, в каких прозрения или методы других религий полезны или соответствуют нашей вере, не мешает поучиться им)). В ряде случаев можно даже ((перенять кое-что)). Если это делать разумно, то мы останемся верны своей религии. Такой путь представляется наилучшим, потому что тут нет опасности возникновения путаницы, особенно в связи с различиями образа жизни, принятого в разных религиозных традициях.

((Все человеческие существа отличаются друг от друга, и, конечно, именно с этим связан тот факт, что из миллионов, практикующих некую определенную религию, какое-то количество последователей может найти более подходящими для себя лично взгляды другой религии на этику и духовное развитие)).

((Если же человек решил перейти в новую веру после долгих, зрелых размышлений, то тут для него очень важно помнить, что положительный вклад в развитие человечества вносит каждая из религиозных традиций)). Здесь возникает опасность того, что человек, ища оправданий своему решению, начинает критиковать свою прежнюю веру. Этого важно избежать. ((То, что данная религия оказалась неэффективна для конкретного человека, еще не значит, что от нее более нет пользы остальному человечеству)). Наоборот, нам следует подумать о том, что она в прошлом вдохновляла миллионы людей, продолжает вдохновлять миллионы сегодня, и в будущем тоже поможет миллионам встать на путь любви и сострадания.

Важно постоянно помнить, что в конечном счете ((цель любой религии - способствовать любви и состраданию, терпению, терпимости, скромности, прощению и тому подобному)). Если мы пренебрегаем всем этим, перемена религии ничем нам не поможет. Точно так же, ((если даже мы являемся самыми горячими сторонниками своей собственной религии, она ничего не даст нам, если мы пренебрегаем ее наставлениями в повседневной жизни)). Такие верующие ничем не лучше тех, кто, страдая смертельной болезнью, лишь читают медицинские трактаты, но не применяют изложенные там советы.

Более того, если мы, практикуя определенную веру, не отличаемся сострадательностью и дисциплинированностью, то как мы можем ожидать этого от других? Если же мы можем создать подлинную гармонию, происходящую из взаимного уважения и понимания, тогда религия открывает перед нами огромные возможности, и мы можем с полным основанием говорить о таких жизненно важных моральных вопросах, как мир и разоружение, социальная и политическая справедливость, сохранность окружающей среды и многое другое, от чего зависит благополучие всего человечества. Но пока мы сами не поступаем в соответствии с собственными рассуждениями, нас не будут воспринимать всерьез. А это значит, среди многого прочего, что мы должны подавать хороший пример, ((с уважением относясь к другим религиозным традициям))".

 

ХОТЕЛОСЬ БЫ ТАКЖЕ ДАТЬ ССЫЛКУ НА:

- "Значимость религии в наше время" (Его Святейшество Далай-лама XIV; Милан, Италия, 7 декабря 2007; Записал и отредактировал Александр Берзин) http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/relevance_religion_modern_times.html

 

- "Публичная лекция Его Святейшества Далай-ламы в Лондонском королевском Альберт-холле 10 мая 1999 http://savetibet.ru/2009/08/22/dalai_lama.html"

 

КНИГУ «ЭТИКА ДЛЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» МОЖНО СКАЧАТЬ, ПРОЙДЯ ПО ССЫЛКЕ: http://rosenfeld.narod.ru/biblio.htm

 

ОПИРАЯСЬ НА НЕПРЕДВЗЯТЫЙ ВЗГЛЯД ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ XIV, ОСМЕЛЮСЬ ОТКРЫТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ 19"НЕОБХОДИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ", ЦИТИРУЯ ЕГО СОБСТВЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ, А ТАКЖЕ, СЧИТАЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО ДАЛАЙ-ЛАМУ XIV "ГРАЖДАНИНОМ МИРА", НА ОСНОВЕ ЕГО ПОУЧЕНИЙ, СОСТАВЛЕНЫ И ДРУГИЕ ПУНКТЫ: 20, 21.

О ТОМ, ЧТО ДАЛАЙ ЛАМА "ГРАЖДАНИН МИРА" СКАЗАЛ И САМ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО ДАЛАЙ ЛАМА, ПРИНИМАЯ "участие в межрелигиозном форуме в Исе...: "«Я считаю себя ((гражданином мира)) и стараюсь посетить как можно больше мест и религиозных святынь, чтобы больше узнать, больше пережить, встретить как можно больше людей. Это помогает мне лучше узнать другие культуры и верования, сгладить различия между нами»..." (СТАТЬЯ: "Далай-лама примет участие в межрелигиозном форуме в Исе; 18 ноября 2007; ССЫЛКА: http://savetibet.ru/2007/11/18/dalai_lama_arrives_in_ise.html)

 

КТО ЖЕ ЛАЕТ ОЗНАКОМИТЬСЯ С БИОГРАФИЕЙ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ ЛАМЫ XIV, СМОТРЕТЬ ТУТ http://ru.wikipedia.org/wiki/Далай-лама_XIV

 

НАГРАДЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ВРУЧЕННЫЕ ДАЛАЙ ЛАМЕ XIV:

 

27 июля 2005

Премия мира земли Гессен

Парламент земли Гессен (Висбаден, Германия)

 

12 августа 2005

Премия мира фонда «Манхай»

Фонд «Манхай» (Южная Корея)

 

25 сентября 2005

Почётная докторская степень

Университет Ратгерс (Нью-Джерси, США)

 

6 ноября 2005

Премия «Сострадание и вдохновение»

Американский Гималайский Фонд (Сан-Франциско, США)

 

 

16 февраля 2006

Премия Бен Гуриона

Университет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль)

 

4 мая 2006

Почётная докторская степень

Университет Сантьяго (Сантьяго, Чили)

 

9 сентября 2006

Почётное гражданство Канады (Канада)

 

19 сентября 2006

Почётная докторская степень

Университет Буффало (Нью-Йорк, США)

 

14 октября 2006

Почётная докторская степень в области биологии

Университет Третьего Рима (Рим, Италия)

 

10 декабря 2006

Получил Калмыцкий орден «Белого лотоса»

 

Так же в 2006 году награжден высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса".

 

 

В СЛЕДУЮЩЕМ ПУНКТЕ, ХОТЕЛОСЬ ПРИВЕСТИ СООБРАЖЕНИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ ЛАМЫ XIV ОТНОСИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.042 с.)