Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 7. Стремитесь к согласию↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача этого урока - осознать возможность самостоятельно согласовывать противоборствующие стремления, предотвращать конфликты, возникающие в общении с людьми. Научиться согласованию конфликтных стремлений в межличностном пространстве взаимодействия можно, освоив модель, включающую в себя пять шагов: 1) осознание своего вклада во взаимоотношения и ответственности за их дальнейшее развитие; 2) осознание идентификации участников конфликта с эмоционально насыщенными социальными установками и моделями контакта семьи и других референтных групп; 3) обособление от лиц, участвующих в конфликте; 4) расширение рамок позитивного восприятия партнера и ситуации взаимодействия; 5) самостоятельное согласование противоборствующих стремлений. Первый шаг - осознание своего вклада во взаимоотношения и ответственности за их дальнейшее развитие - требует анализа типичных моделей контакта, используемых вами во взаимодействии с другими, и негативных чувств, «запускающих» неконструктивные модели контакта. Типичные модели контакта и эмоции, им сопутствующие, которые вы неосознанно усвоили в ходе своего развития, уже были выделены и осознаны вами при анализе собственной истории жизни. Теперь задача состоит в том, чтобы признать: характерные модели контакта и интенсивные эмоции служат причиной неблагоприятных взаимоотношений, конфликтов, обид, переживаемой боли и т. п. Признание этого факта дает нам возможность осознать: выход из «тупика» есть и мы его можем найти сами, если захотим и приложим усилия. Второй шаг - осознание идентификации участников конфликта с эмоционально насыщенными социальными установками и моделями контакта семьи и других референтных групп. Факты вашей собственной жизненной истории свидетельствуют: неконструктивные модели контакта характерны для вашей семьи и вас самих. Более того, ваши собственные модели сочетаются с моделями тех, с кем вы общаетесь и конфликтуете. Наберитесь мужества и признайтесь: ваши неконструктивные модели контакта действительно взаимодействуют с моделями участников конфликта, дополняя друг друга. Признание этого факта выступает важным моментом осознания и главным шагом на пути к истинной ответственности за последующие изменения или отказ от них. Признание само по себе не представляет для вас угрозы. Вы ни в чем не виноваты. Но признать, что и вы и ваши партнеры соединены в единую цепь несчастливых моделей контакта, доставшихся всем по наследству, - это начало согласования конфликтных стремлений в межличностном пространстве. Третий шаг - обособление от лиц, участвующих в конфликте, - совершается через открытое выражение негативных чувств и прощение. Открытое выражение негативных эмоций в адрес лица, с которым вы состоите в конфликте, может происходить в ситуации эксперимента или в реальном общении с человеком, вызывающим переживание негативных эмоций. Первый вариант осуществляется дома самостоятельно или с помощью психолога. При этом можно использовать метод «пустого кресла» - известную технику гештальттерапии. В таком диалоге человек осознает свои негативные чувства, выражает их и освобождается от их деструктивного влияния. Открытое выражение чувств в любой его форме (диалог с «пустым креслом», письмо или реальное общение с человеком) помогает совершить прощение. Обучению умению прощать следует уделить особое внимание. Именно прощение является ключом к согласованию противоборствующих стремлений. Открытое выражение негативных чувств всегда должно заканчиваться актом прощения. Полезными могут оказаться специальные упражнения, помогающие совершить акт прощения, с которыми мы знакомились раньше. Но обычно каждый человек сам ищет свои способы прощения, исходя из индивидуальных особенностей - своих собственных и того, кто нуждается в прощении. Четвертый шаг - расширение рамок позитивного восприятия партнера и ситуации взаимодействия. Здесь требуется признать необходимость позитивного восприятия действительности. Мы уже знаем: причина непродуктивного стиля взаимодействия не в том, что мир плох, вы не в порядке или ваш партнер чего-то не понимает. Все дело в ограничениях позитивного видения мира, себя самого и партнера, которое является следствием идентификации с деструктивными моделями семьи и социума, искажающими адекватное восприятие действительности вообще и любой конкретной ситуации взаимодействия в частности. Расширяя позитивное восприятие действительности, важно научиться терпимости и позитивному восприятию разнообразных жизненных ситуаций, даже негативных. Изменяя негативное восприятие ситуации и партнеров на позитивное, важно развести оценку личности и стиля взаимодействия. Негативными признаются стратегии контакта и эмоции; личность - своя собственная и партнеров, с которыми мы конфликтуем, позитивна по своей изначальной сути. Подчеркнуть и усилить ощущение безусловного принятия себя и других можно, используя соучастную стратегию контакта, и особенно модели принятия и прощения. Пятый шаг - самостоятельное согласование противоборствующих стремлений. Схематично самостоятельное согласование противоборствующих стремлений можно представить как последовательное удовлетворение своих и чужих желаний. Чтобы этого достичь на практике, полезно научиться использовать следующий подход: а) точно знать свои собственные цели, ценности, желания и критерии в конкретном контексте взаимодействия; б) развивать свое восприятие, чтобы иметь точное представление о целях, ценностях, желаниях и критериях других участников взаимодействия; в) постоянно помнить о целях (своих и партнеров) и возвращаться к обособлению каждый раз, когда требуется сохранить или восстановить равновесие. Продуктивное взаимодействие начинается с уточнения целей. Научиться этому помогает стратегия позитивных целей, известная нам из главы о нейролингвистическом программировании. Освойте эту стратегию и помните: идти туда, куда не хочу, - это ловушка, а туда, куда хочу, - успех. Подумайте о том, как вы будете согласовывать свои желания с совершенно справедливыми притязаниями партнера по общению, даже если он - ребенок.
У каждого свой путь
Заключая главу об ответственности, уместно задуматься: возможно ли вообще влияние одного человека на другого, или все это выдумки тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми? Часто социологи, психологи, преподаватели, как, впрочем, и руководители или священнослужители, убеждены, что их конечная цель - влиять на людей. В последнее время появляется немало книг, посвященных этой проблеме. Многие при этом исходят из весьма поверхностного понимания процесса влияния, а предлагаемые советы могут оказаться весьма опасными. Влияние - это процесс, воздействующий в первую очередь на подсознание. Уже в ранних мифологических формах люди признавали наличие некоего воздействия на подсознание. Сегодня мы знаем, что влиять могут не только звезды, но и идеи и личности. У человека существует какая-то подсознательная предрасположенность верить и поддаваться влиянию. Вот потому-то люди - и маленькие и взрослые - перенимают не только взгляды и установки, но и интонацию, специфические жесты и другие оттенки поведения кумиров и любимых наставников. Но, как правило, этот вид влияния неосознанный: тот, кто подражает, даже не замечает этого. Парадоксально, но факт - как только один человек начинает осознанно вкладывать в другого свои ценности, последний отворачивается от них. Чувствует, что его хотят изменить, переделать и поэтому протестует, сопротивляется. Здесь снова хочется повторить давно известную истину: воздействие педагога, психолога, руководителя заключается не столько в его сравнительно малозначащих словах, сколько в его личности. Поэтому прежде всего стоит задуматься о необходимости собственного изменения. Если мы хотим действительно изменить чье-то мнение, стоит в первую очередь задуматься: как оно возникло? Какой опыт человек пережил, попав в оковы этого убеждения? Какие жизненные примеры побудили нашего собеседника уверовать в него? Ведь это только нам кажется, что мнение ошибочно. Он-то убежден в обратном, верит в его истинность, ссылаясь при этом вслух или про себя на свой жизненный опыт и свои достаточно убедительные примеры. Если мы сможем разобраться в сути этого референтного опыта, выковавшего ложное, с нашей точки зрения, мнение, мы сделаем важный шаг: мы узнаем линию, по которой может идти человек, в чьем изменении мы заинтересованы. И это будет его собственный путь, а не тот, который мы хотим ему навязать. Вам, конечно же, приходилось встречаться, по крайней мере, с одним человеком, который все время жалуется. Мы-то с вами знаем, что постоянным пессимизмом он лишь усложняет свое существование и в конечном счете испытывает терпение окружающих. Когда он выражает свои разочарования в очередной раз, вы находите хорошие контрпримеры для того, чтобы ему доказать, что на самом деле мир не так уж мрачен и что можно, несмотря ни на что, обрести удовлетворение и надежду. Однако все напрасно: несмотря на все благие намерения, ваш собеседник в постоянном отчаянии. В растерянности и вы: все усилия напрасны. От беспомощности до агрессии - один шаг. И в следующую минуту вы можете рассердиться. Однако если вы на самом деле желаете помочь этому человеку, то в следующий раз оставьте попытку перетянуть его на свой путь. Попробуйте пойти за ним: скажите, что мир еще хуже, чем он утверждает, все действительно ужасно и невыносимо. Если вам удастся сделать это естественно, не удивляйтесь, услышав, что вечный пессимист и нытик приводит контрпримеры, которые вы ему сами же преподнесли накануне. Результат гарантирован при условии, что вы хорошо исполнили свою роль. Успокаивая пессимиста, вы делаете то, чего он выпрашивает своими жалобами, тем самым закрепляете его любимый паттерн поведения, т.е. поддерживаете его мрачное видение мира. Когда же вы даете неожиданную реакцию, вы прерываете привычный стереотип (стимул - реакция) и провоцируете изменения. Но при этом вы остаетесь на его линии поведения: используете его собственную реакцию, а не тащите его насильно в свою модель мира. Ту же тактику можно использовать в общении с вечными спорщиками, чья основная исходная реакция - дух противоречия. Не соглашаться с ними - значит поддерживать их основной паттерн поведения. Прекратив противоречить, вы оставите спорщика без привычной ответной реакции, прервете цепочку, и он вынужден будет искать другой выбор, т. е. изменить свою обычную программу поведения. Получив поддержку - признание своего мнения, он в растерянности: что делать? Снова не согласиться, дать свой обычный полярный ответ - значит противоречить себе же, опротестовать самого себя, что тоже неприемлемо, поэтому человек адаптирует свое обычное поведение, т.е. изменяется. Центральный вопрос любой поведенческой реакции: «Что я хочу, когда делаю то, что делаю?» То есть опять мы выходим на исходную рамку - целей или желаемых результатов. Если вы действительно хотите стать компетентным в общении с другими, есть смысл задуматься об этом серьезно и отдать должное этому важному, исходному пункту человеческого поведения. Вернемся к нашему пессимисту. Чего он в действительности хочет, когда рассказывает нам о своих нескончаемых бедствиях? Выйти из них или использовать свой плен для каких-то других целей? Нам в первую очередь кажется, что, конечно же, он желает освободиться от несчастий. Однако это наше видение, наш путь. Если вы захотите узнать его цели и спросите, чего он хочет, когда жалуется, то получите, скорее всего, невнятный ответ либо вообще никакого. А то и достанется за свою любопытность, потому что на самом деле нытик скрывает свою истинную цель, заключающуюся в продолжении жалоб, тщательно маскирует свое желание вызвать чувство вины у других в связи с его проблемами. И его можно понять, потому что сам-то он не всегда осознает свои истинные цели, скрытые зачастую в подсознании. Человек, который ведет себя каким-то непродуктивным образом, настойчиво повторяет определенную реакцию, ограничивающую его возможности, хочет отнюдь не того, о чем он продолжает утверждать изо дня в день: помощи, денег, удачи, любви обожаемого человека, послушания ребенка и т.п. На самом деле он преследует другую цель. Предлагая ему решение, которое направлено на достижение очевидной цели, лежащей на поверхности, мы топчемся на месте, поощряя его ходить по замкнутому кругу. И поэтому советы, которые мы даем, исходя из чисто внешних соображений, ничего не дают, лишь сохраняют проблему. Таким образом, когда мы трактуем поверхностные замечания, полезно помнить, что за ними есть другое, более глубинное и верное. Поэтому, чтобы не блуждать в потемках, в первую очередь надо подумать о целях поведения, которое вы намерены изменить. И не забывайте о другом важном законе изменений - уважении человека, пришедшего к вам, и пути, на котором он стоит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги. Чего же мы добились? Мы узнали: путь к согласию лежит через продуктивный стиль взаимодействия. Соучастная стратегия контакта способствует возникновению и сохранению доверительных взаимоотношений, обоюдной ответственности за успешные результаты. А непродуктивный стиль взаимодействия, склонность к подавляющей и избегательной стратегиям контакта, неблагоприятные взаимоотношения могут быть преодолены при желании и определенных усилиях. Первый шаг на пути к совершенствованию - научиться отслеживать признаки непродуктивности. Главный из них - недоверие себе и другим. Заявляет оно о себе по-разному, но чаще всего - стремлением к борьбе за право быть лучше, выше всех - детей, коллег и т.п. Такая установка ведет человека к отчуждению, к переживанию чувства одиночества, никчемности, ненужности, к разнообразной гамме негативных эмоций, в основе которых лежит страх быть непризнанным. Унаследованный из семьи, пережитый в детстве по разнообразным, теперь уже давно забытым и неосознаваемым причинам, страх оживает в общении с людьми и в особо тяжелые минуты переживается человеком как полный крах, распад всего, что до сих пор составляло основу существования, бессилие перед людьми и профессиональными задачами. Переживая страх быть непризнанным, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность, видеть позитивные стороны ситуации и своих партнеров, стремится к самоутверждению, использует неконструктивные подавляющую и избегательную стратегии контакта (предъявление неадекватных требований по отношению к другим, обвинение в безответственности, претензии, придирки, осуждение окружающих, жалобы, зависть, сплетни, оскорбления и т.д. и т.п.). Второй признак непродуктивности - гипертрофия ответственности. Многие из нас привыкли брать на себя слишком много - ответственность, которая нам не по силам, долги и обязательства, которые мы не в состоянии выполнить. При этом мы не осознаем, что ответственность необходимо делить с другими, доверив им право отвечать за себя самим. Вместо этого мы стараемся все сделать сами, будучи убежденными, что лучше нас никто не справится. А когда это не удается (из-за сложных условий жизни или по другим важным причинам), мы не можем адекватно оценить ситуацию, ищем и находим оправдания своим же неконструктивным решениям, обвиняем окружающих, подопечных или начальство, государство или весь мир вокруг. Мы знаем: склонность личности к неконструктивным формам контакта актуализируется в затруднительных ситуациях взаимодействия, когда поведение партнера не соответствует ожиданиям или «должным» эталонам; возникающие при этом переживания физического и эмоционального дискомфорта, беспомощности, беспокойства, неуверенности в себе разрушают доверительные взаимоотношения, подменяя их чрезмерным сосредоточением на своих негативных переживаниях, отчуждением от других. Мы уже знаем: непродуктивный стиль взаимодействия сопряжен с переживанием внутреннего конфликта глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» (т. е «я в состоянии что-то сделать, знаю, как это сделать, имею право или разрешение сделать то, что хочу») и ограничивающей установки «я не могу» (т. е. не в состоянии быть самим собой, выразить свои мысли и чувства, достичь желаемого). При этом личность считает незначимыми либо самое себя, либо нормы и ценности социума. Внутренний конфликт затрудняет продуктивную реализацию личностных и групповых потенциалов, отражается и усиливается в отчужденных межличностных отношениях. Мы знаем: склонность человека к непродуктивному стилю взаимодействия обусловлена идентификацией с человеком, имеющим сходные несчастливые модели взаимодействия. Такое отождествление происходит в отношениях враждебности, принуждения, авторитарного подчинения. Переживаемые при этом интенсивные эмоции страха, стыда, вины, обиды, гнева вытесняются в подсознание и сохраняются в памяти человека. Заряд непродуктивного стиля взаимодействия зафиксирован в эмоционально-насыщенных социальных установках, представляющих из себя сумму референтного опыта личности и предыдущих поколений семьи и социума, передаваемого в виде совокупности определенных сознательных принципов и бессознательных предрасположенностей. Актуализируясь в затруднительных ситуациях взаимодействия, негативные эмоциональные установки блокируют потенциалы доверия, ответственности, рефлексии и побуждают личность к неконструктивным стратегиям подавления и избегания. Мы познакомились с разными концепциями и способами совершенствования стиля взаимодействия: трансактным анализом Э. Берна, гештальттерапией Ф. Перлза, нейролингвистическим программированием Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, психогенетикой Дж. и Ч. Тойч. Мы уже знаем ключевую идею продуктивного общения: если мы хотим изменить свой стиль взаимодействия к лучшему, необходимо активизировать рефлексию, доверие и ответственность. Эти три важных свойства, доступные каждому человеку, позволяют перестроить неконструктивные, эмоционально насыщенные установки, осознать противоречивую динамику социализации и индивидуализации личности и найти позитивные формы преодоления конфликта между стремлением партнеров отстаивать свою собственную позицию и необходимостью или стремлением вести себя «социально правильно», поступать «как другие». Признавая перманентность обозначенного противоречия, мы вместе с тем знаем о возможности сохранения позитивной формы его существования или преодоления. Такая возможность кроется в осознании права личного выбора и в наличии «позитивной основы выбора» - ценностного отношения к себе и другим. Совершенствование стиля взаимодействия строится на трех основных принципах, утверждающих ценность рефлексии, доверия и ответственности: «Наша сила - в осознании»; «Общение начинается с доверия»; «Сам за себя в ответе». Поэтому наши усилия и были направлены на: • развитие рефлексии, позволяющей осознать причины непродуктивного стиля взаимодействия, что позволяет нам: восстановить внутреннее равновесие; проникнуть в сущность своего собственного эмоционального закрепощения; осознать возможность изменить себя и взаимоотношения с другими; • развитие доверия и ценностного отношения к себе, другим и миру в целом; • развитие ответственности за себя и другого, за согласование конфликтных стремлений в себе самом и в пространстве межличностного взаимодействия, что пробуждает настойчивое желание: стать хозяином своей собственной жизни! устанавливать отношения взаимного доверия и ответственности в общении с другими; самостоятельно согласовывать конфликтные стремления, возникающие в сфере межличностного взаимодействия. Мы учились доверию и ценностному отношению к себе, другим и миру в целом, что дает нам новые силы: веру в позитивную сущность себя самого, других и жизни в целом; позитивный взгляд на ситуацию, себя и партнера в ней; готовность изменить свой стиль взаимодействия к лучшему. Доверие людям и самому себе проявится в позитивных оценках, снижении интенсивности беспокойства, тревоги, росте уверенности в себе, способности полагаться на свой собственный авторитет. Изменится содержательная наполненность структурных звеньев самосознания: появится ощущение собственного совершенства, стремление преодолевать препятствия и трудности на пути к самосовершенствованию, возникнет намерение самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Желание к объединению пространств взаимодействия с другими посредством соучастной стратегии контакта отзовется способностью понять своего партнера, принять его таким, каков он есть, простить ошибки; не принудить, а побудить к необходимому шагу, поощрить удачный опыт. Откроется и способность к открытому выражению чувств. И постепенно вы начнете замечать: вам вполне доступны благоприятные взаимоотношения, а эмоциональные состояния защищенности, спокойной радости, интереса, поиска становятся все доступнее и привычнее. На пути к согласию более всего нужна человеку вера в позитивную сущность и правомочность самого себя и другого человека, дополняющих друг друга, но берущих начало в едином источнике: Я, уподобляющемся другим людям - совершенным от рождения, созданным Высшим Разумом по его образу и подобию, и Я, выражающем и утверждающем свою отличность от других, сотворенную все тем же Единым Разумом. При этом равновесие установок «я могу» и «я не могу» обусловлено «категорическим императивом» духовных ценностей, утверждающих совершенство и правомочность каждого человека и четко ограничивающих круг невозможного. Вы можете убедиться в этом сами, если, читая эту книгу, возьмете на себя ответственность обращаться к анализу своего жизненного опыта, «пропускать через себя» основные идеи концепции. Позитивные изменения произойдут в процессе обретения нового опыта, расширяющего рамки существующих представлений о себе и о других, о должном и возможном. Переживание нового опыта позволит освободиться от деструктивных эмоций и неконструктивных моделей контакта, открыть новые грани своей личности, обрести внутреннюю целостность и уверенность в себе.
СОДЕРЖАНИЕ
В начале было слово............................................................................................... 4 Часть I. Теоретические вопросы общения................................ 7 1. Психология общения: взгляд из третьего тысячелетия...................... 7 2. Общение как специальный предмет исследования........................... 13 3. Общение и речь.................................................................................. 14 4. Невербальное общение...................................................................... 19 5. Общение как возможность совместной деятельности....................... 21 6. Общение и восприятие....................................................................... 23 7. Общение и память.............................................................................. 24 8. Общение и мышление......................................................................... 38 9. Общение и эмоции.............................................................................. 42 10. Развитие личности в общении............................................................ 48 Механизмы развития личности.......................................................... 50 11. Общение в социальной работе........................................................... 52 12. Стили общения................................................................................... 56 Стиль как константная характеристика общения.............................. 56 Проблема продуктивности стиля общения....................................... 60 Часть II. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ......................... 72 1. Технология беспроблемного общения Т. Гордона........................... 72 Концепция «владения проблемой»..................................................... 72 Как распознать проблему партнера................................................... 73 Как устранить проблему партнера..................................................... 74 Как распознать и решить свою собственную проблему.................... 79 Беспроигрышный метод разрешения конфликтов............................. 84 2. Технология подлинного общения Э. Берна........................................ 85 Основные понятия трансактного анализа............................................ 85 Структурный анализ............................................................................ 89 Функциональный анализ...................................................................... 91 Анализ трансакций............................................................................. 100 Анализ жизненных сценариев............................................................ 107 Игры.................................................................................................... 116 ТА как инструмент совершенствования межличностного взаимодействия................................................................................... 118 3. Технология спонтанности Ф. Перлза................................................. 139 Концепция гештальттерапии.............................................................. 139 Основные понятия гештальттерапии................................................. 140 Ценность взросления и зрелости........................................................ 149 Ценность спонтанного общения......................................................... 152 Изменение личности в общении......................................................... 157 Динамика взросления......................................................................... 161 Стратегии воздействия....................................................................... 170 Классические техники......................................................................... 172
4. Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж.Гриндера …………………………………………………………....175 Основные понятия и аксиомы нейролингвистического программирования............................................................................. 175 Модели коммуникации....................................................................... 182 Стиль взаимодействия........................................................................ 193 Личностные смыслы........................................................................... 208 Инструменты коммуникации.............................................................. 212 5. Технология идеального общения Ч.Тойча и Дж.Тойч...................... 232 История возникновения психогенетики.............................................. 232 Основные понятия и постулаты психогенетики.................................. 234 Разрушительные модели поведения................................................... 240 Негативные эмоции.............................................................................. 244 Деструктивные установки.................................................................... 247 Переобучение или изменение жизненной программы....................... 249 Принципы переобучения..................................................................... 251 Семишаговая модель переобучения................................................... 261 Аффирмации как инструмент изменения общения............................ 273 Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира.................................... 275 6. Психологическая коррекция стиля общения...................................... 283 Цели и задачи процесса психологической коррекции........................ 284 Элементы и структура процесса психологической коррекции.............................................................................................. 284 Методы психологической коррекции стиля общения......................... 289 Динамика процесса психологической коррекции............................... 303 7. Рефлексия как потенциал плодотворного общения............................ 311 Психологическая наука о рефлексии................................................... 311 Уроки рефлексии.................................................................................. 314 8. Доверие как потенциал плодотворного общения............................... 338 Что такое доверие................................................................................. 338 Уроки доверия...................................................................................... 342 9. Ответственность как потенциал плодотворного общения.................. 370 Уроки ответственности......................................................................... 375 У каждого свой путь............................................................................. 396 Заключение.......................................................................................... 399
[1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М., 1975.
[2] Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - С.34. [3] Там же. - С. 39.
[4] Юнг К. Г., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М., 1977. - С. 18.
[5] Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - С. 111-112. [6] См.: Бьюргер А. Историческая антропология // История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 30 -37.
[7] Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10. [8] Там же. - С. 8, 36.
[9] Цит. по: Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 8.
[10] Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 11. [11] Опыты Русской грамматики. - 1860. - Ч. 1. - Вып. 1. - С. 3.
[12] Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 12. [13] Там же.
[14] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 26.
[15] Там же. - С. 27. * Здесь и далее звездочкой обозначены параграфы, написанные при участии А.В.Морозова.
[16] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1988.
[17] Философский словарь. М., 1975.
[18] Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1990.
[19] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. - М., 1992. - С. 58. [20] См.: Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1997.
[21] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
[22] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - С. 24 - 25. [23] Там же. - С. 29. [24] Там же. - С. 34.
[25] Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. - Томск, 1993. [26] Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с англ. - М., 1994. [27] Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: Пер. с нем. - М., 1994. [28] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990. [29] См.: Декарт Р. Страсти души // Избранные произведения. - М., 1950. [30] См.: Кеннон В. Физиология эмоций. - Л., 1927 [31] См.: Бергсон А. Смех // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 186 -191; Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Там же. - С. 192 - 202; Фрейд З. Печаль и меланхолия // Там же. - С. 203 -211; Линдеманн Э. Клиника острого горя //Там же. - С. 212 - 219.
[32] См.: Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. [33] Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - С. 152 -161.
[34] Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции. - БСЭ. - М., 1978. - Т. 30. [35] Симонов П. В. Что такое эмоция? - М., 1966. [36] См.: Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - С. 228 - 234; Калашник Я. М. Патологический аффект // Там же. - С. 220 - 227.
[37] См.: Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1962. [38] См.: Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С. 108 -119. [39] См.: Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского: Пер. с нем. - М.,1997.
[40] См.: Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С, 228 - 234.
[41] См.: Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С. 17.
[42] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С. 264.
[43] См.: Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974; Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001. [44] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
[45] См.: Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. - М., 1994.
[46] См.: Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3; Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1983.
[47] См.: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996. [48] См.: Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 2000.
[49] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д, 1996. [50] См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. [51] См.: Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии. - М., 1973.
[52] См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. - М.; Пг., 1923.
[53] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993.
[54] Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. - М., 1985. [55] См.: Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М., 1998.
[56] Согласно словарю древнерусского языка, «призьръти», «призрю» в Средние века означало: посмотреть, взглянуть, оказать внимание, оказать милость, приласкать. Позже «призрение» интерпретируется как «видение», «благосклонное внимание, отношение, покровительство», а также «присмотр», «забота», «попечение».
[57] Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. - М., 1996.
[58] См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 124; Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976, - С. 64 - 93; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
[59] См.: Gordon Th., Burch N. Т. Е. Т. -Teacher Effectiveness Training. - N.Y., 1974; Kissler D. J. An interpersonal communications analysis of relations psyhotherapy // Psyhiatry. - 1979. - V. 42. - P. 299 - 311; Leary T. et al. Interpersonal diagnosis: some problems of methodology and valydation // J. Of Abnorm. Psyhol. - 1955. - V. 50. - P. 110 - 124.
[60] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. - М., 1992.
[61] См.: Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
[62] См.: Юнг К. Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. - СПб., 1994.
[63] См.: Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г'. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.
[64] Там же.
[65] Dobson G. Dare To Discipline. - Wheaton, 1978.
[66] Madsen Ch., Madsen K. Teaching discipline: A positive approach for educational development. - Boston; London; Sydney; Toronto, 1981.
[67] Dobson G. Dare To Discipline.
[68] См.: Бернс Р. Развитие Я -концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.
[69] См.: Субботский Е. В. Генезис независимости у дошкольников и стиль общения // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. психологов к VI Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. - М., 1983. - Ч. 1. - С. 104-106.
[70] Мальковская Т. Н. Учитель - ученик. - М., 1977.
[71] См.: Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл - М., 1986.
[72] См.: Бернс Р. Развитие Я -концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.
[73] Gordon Т., Burch N. Т. Е. Т. - Teacher EffectivenessTraining. - N. Y., 1974. - Р. 56.
[74] Глава написана в соавторстве с И.К. Масалковым.
[75] ТА - общепринятое сокращенное обозначение термина «трансактный анализ», или «трансакционный анализ».
[76] В ТА термин «рэкет» наиболее полно разработан в ТА Ф. Инглиш.
[77] При этом я использовала известную в психологии методику Куна: попросила учителей 20 раз ответить на вопросы: «Кто я? Какой я?»
[78] См.: Chalvin D., Muller J. L. L’analyse transactionnelle. Guide pratique pour les agents de maitrise et les techniciens. Entreprise Moderne d’Edition. - P., 1987.
[79] Слово «модель» имеет двойное значение в НЛП. Кроме указанного это еще и термин, обозначающий основной результат процесса моделирования в НЛП: составление моделей и их подробное описание.
[80] Метапрограммы как один из главных элементов структуры субъективного опыта были разработаны в НЛП совсем недавно. Данный раздел излагается по книге П. Сари.
[81] В НЛП наряду с понятием «верование» используется понятие «ценность». Одни автор<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.012 с.) |