Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж. Гриндера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж. Гриндера



 

Основные понятия и аксиомы нейролингвистического программирования

 

Нейролингвистическое программирование - это одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: эпистемологии, когнитивной психологии, лингвистики, неврологии, кибернетики.

История возникновения НЛП достаточно любопытна. Его основатели - американцы Джон Гриндер и Ричард Бэндлер стремились раскрыть тайну исключительного успеха в человеческих взаимоотношениях. Они изучали математику и лингвистику, эпистемологию и неврологию, наблюдали за работой психологов и психотерапевтов. Лучшими в США и во всем мире в 70-х годах были Милтон Эриксон, автор широко известного сегодня «недирективного гипноза», Вирджиния Сатир, практиковавшая семейную терапию, и Фриц Перлз - основатель гештальттерапии, которые поразительно превосходили своими умениями других специалистов в этой области. Их мастерство было настолько тонким, что невольно возникали вопросы: «Как им это удается? Не волшебники ли они? Можно ли освоить это головокружительно сложное и такое легкое в их исполнении искусство?» Наблюдая за процессами взаимодействия и изменения, происходящими в кабинетах корифеев человеческой коммуникации, основатели НЛП испытывали чувство удивления и восхищения, когда, облегчая страдания и недуги клиентов, психотерапевты удивительным образом использовали свое тело, голос, глаза, руки - в придачу к словам. Записывая блистательные сеансы на видеопленку, а затем тщательно анализируя каждый шаг живого, реального и тем не менее кажущегося магическим взаимодействия, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер обратили внимание на то, что делали талантливые психотерапевты и как происходили изменения в людях. Теоретические постулаты психотерапевтических подходов уходили при этом на второй план. В фокусе анализа был процесс позитивного изменения обратившегося за помощью человека. Может быть, именно поэтому математику и лингвисту удалось сделать то, в чем неоднократно терпели фиаско профессионалы, которые не могли понять, «как они делают то, что делают».

Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: «Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?» В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

На основе длительных и тщательных наблюдений были получены операциональные схемы, сложным образом связанные с математикой, физикой, нейрофизиологией и лингвистикой. Однако сами по себе схемы успешного взаимодействия и изменения коммуникации оказались не только удивительно эффективными, но и достаточно простыми. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

И все-таки что же такое НЛП? Непросто понять с первого раза, о чем идет речь.

Сам по себе термин «НЛП» достаточно сложен. Слово программирование пришло из информатики, однако по аналогии оно вполне адекватно используется и при описании функционирования мозга. Ведь и мозг, и программа ЭВМ действуют согласно записанной последовательности операций. Когда ребенок учится говорить или ходить, он усваивает определенную цепочку действий и движений. Вся наша жизнь - это постижение более или менее эффективных программ: вождения автомобиля, владения иностранным языком или кулинарным искусством.

Термин нейро - из неврологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга.

Слово лингвистическое отсылает нас к языку - средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы.

Что же стоит за целостным термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения:

технология коммуникации и изменения;

изучение структуры субъективного опыта;

набор инструментов;

методология.

Все эти грани тесно и весьма логично связаны друг с другом. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

Что же помогает НЛП сохранять такую гармоничную целостность и стройность? Ответ и прост, и сложен одновременно: гармонию создает особый способ мышления. В чем его исключительность? Секретов много, но главный состоит в том, что в фокусе анализа лежит процесс взаимодействия как таковой, а не его содержание. Ключевой вопрос, который помогает проникнуть в суть процесса, - «Как?», а не «Почему?».

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер не ставили своей целью создать какую-то уникальную теорию или изобрести абсолютно новую терапевтическую технику. Они хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

Возвратимся к моделированию. Вторую ступень этого процесса - отбор специалистов - мы не можем воспроизвести в чистом виде. Да этого и не надо делать, поскольку Дж. Гриндер и Р. Бэндлер уже изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия.

Исключительность психотерапевтов, которые покорили создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели процессом и технологией успешного общения.

Но чтобы прийти к этому, необходимо было понять, как проблема клиента зарождается, живет, изменяется. Психологи в первую очередь пытались понять, каким образом человек формирует свои уникальные представления о жизненной реальности. Ведь мы все живем в одном мире, а наше видение его подчас абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП изучением структуры субъективного опыта.

Раскодировав структуру этого опыта, изучив его схемы, создатели НЛП познали секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Была описана технология вмешательства, основанная на моделях «краткосрочной терапии», быстро избавляющей клиента от проблем. Поэтому мы и говорим сегодня, что НЛП - это набор инструментов. Этот аспект НЛП представляет собой прагматическую составляющую и отвечает на вопрос: «Что и когда делать?» Речь идет о наборе эффективных техник, которые приводят к значимым изменениям. В руках социолога появляется дополнительный арсенал методов, критерием валидности которых является лишь эффективный результат. Но при этом остается открытым вопрос: «Каким образом выбирается тот или иной инструмент?»

Ответ дает методология НЛП. Именно методология, в зависимости от поставленной цели, позволяет выбрать путь изменений и получить результат в работе с отдельным индивидом или группой. НЛП предлагает метод рефлексии и действия, который мы можем с успехом использовать как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Итак, НЛП - это технология коммуникации и изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включающая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования. Это не просто модное течение или игрушка, хотя оно не избежало и такой участи. Это мощное средство изменения, заслуживающее внимания, тщательного обращения и осторожности. Поэтому стоит с особой тщательностью отнестись к третьей ступени познания НЛП - сбору информации о верованиях и критериях, а также о его основных моделях. Нас, конечно, в первую очередь интересуют техники НЛП. Но прежде, чем их освоить, необходимо познакомиться с философией НЛП, отраженной в его базовых постулатах или аксиомах. Они-то, собственно, и представляют собой обобщенные верования и критерии изучаемой нами магии.

Дух НЛП составляют его основные положения: гармония и согласованность; гибкость; выбор; открытость и толерантность; ориентированность на результат; точность и позитивное видение мира. Познакомимся с ними поближе.

Гармония и согласованность. Поскольку человек - это целостная система, его внешнее поведение (действия) воздействует на внутренние процессы (мысли) и внутренние состояния (эмоции). В то же самое время внешнее поведение (действия) испытывает на себе влияние со стороны внутренних процессов (мыслей) и внутренних состояний (эмоций). Эта целостная система способна гармонично (конгруэнтно) функционировать при согласованном (когерентном) взаимодействии указанных элементов.

Гармония (в НЛП используется слово «конгруэнтность» - от латинского слова «congruens» - «встретиться и прийти к соглашению») - это состояние соответствия между элементами системы, проявляющееся в согласованном сочетании вербальных и невербальных действий. Если внешнее поведение, внутренние процессы и внутренние состояния соответствуют друг другу, мы говорим, что человек действует гармонично, конгруэнтно.

Гармония является результатом особого процесса - согласованного взаимодействия действий, мыслей и эмоций. Понятие «гармония» («конгруэнтность») описывает результат: состояние безукоризненного соответствия элементов системы («Что?»), а «согласованность» («когерентность») иллюстрирует процесс: согласование внутренних мыслей, чувств и внешних действий («Как?»).

При этом можно говорить о внутренней и внешней гармонии и согласованности. Если я буду выстраивать свою жизнь в соответствии с главными целями, можно говорить о внутренней согласованности целей и устремлений. Когда мне это удастся, я обрету гармонию и смогу согласованно взаимодействовать с вами. Таким образом, внутренняя гармония инициирует внешнюю согласованность - процесс согласования взаимоотношений с другими и приводит к результату - гармоничному взаимодействию, о котором в народе говорят: «живут душа в душу».

Итак, в соответствии с идеей системного подхода человек и его коммуникация - это гармонично функционирующая система согласованных элементов.

Гибкость. Второе важное философское положение НЛП связано с понятием гибкости. Речь идет о гибкости поведения и мышления. Вместо того, чтобы делать то же самое снова и снова, НЛП учит действовать иначе, искать альтернативные способы. Если педагог испытывает трудности в работе с учеником, то ему не следует все время повторять одно и то же, а стоит изменить способ поведения, чтобы получить позитивный результат. В этом и состоит гибкость поведения и мышления.

Выбор. Третья философская составляющая НЛП - концепция выбора - непосредственно связана с понятием гибкости и побуждает нас думать в терминах альтернатив и искать разнообразные варианты решения проблем. В НЛП не осуждают ни человека, ни его поведение, а утверждают: что бы он ни сделал в данный момент - это его самый лучший выбор, часто единственно возможный. Ведь даже если с точки зрения других поступок неэффективен, неуклюж или аморален, важно в следующий момент не столько заблокировать поведение, сколько открыть другие альтернативы. В соответствии с положениями НЛП, чем больше выборов, тем удачнее жизнь. Лучший выбор — это то, что у меня получается в данный момент.

Открытость и толерантность. Открытость и толерантность лежат в основе умения слушать и понимать другого. НЛП учит выходить из собственной модели мира и наблюдать, что делают и говорят другие. Только отбрасывая предрассудки и априорные суждения, мы можем понять модель мира собеседника. Любознательность живет рядом с открытостью и толерантностью. При этом подчеркивается одна важная деталь: понимать - это еще не значит соглашаться.

Ориентированность на результат. Считая прагматический аспект важной ценностью, НЛП ставит во главу угла достижение результатов и оперирует конкретными и реальными терминами цели. В самом деле, можно сколько угодно говорить о том, что мы хотим или собираемся сделать. В конечном итоге всех интересует лишь получаемый результат.

Точность. Вместо того, чтобы оставаться в атмосфере неясности, в НЛП ищут точность. Услышав: «Я скоро к вам зайду», обязательно спросят: «Когда именно?» А вместо расплывчатого: «Совещание было долгим» - вам скажут: «Я был на совещании, которое длилось 3 часа». Точность в НЛП связана с постижением секретов языка.

Позитивное видение мира. Утверждение: «В каждом из нас имеются все необходимые ресурсы» - не только вселяет доверие и оптимизм, но и развивает позитивное видение себя и других. Такая позиция ведет нас к открытости, принятию другого, любви. Эта позитивная ориентация намного шире, чем простое противопоставление оптимизма пессимизму, потому что ведет к созиданию и творчеству.

Итак, гармония и согласованность, гибкость, выбор, открытость и толерантность, ориентированность на результат, точность и позитивное видение мира. Эти основные положения отражены в базовых постулатах, или аксиомах, НЛП. Они имеют, скорее, вероятностную, чем теоретическую, природу. Но в них - и философия НЛП, и его дух. Некоторые постулаты заимствованы из других наук, теорий и техник. Они не являются авторскими открытиями, но удачно дополняют модель НЛП. При этом один и тот же постулат может касаться сразу нескольких областей. Итак, что же это за аксиомы?

1. Смысл коммуникации - в ответной реакции собеседника.

2. Карта реальности - это не сама реальность.

3. Язык - лишь вторичное представление опыта.

4. Невербальный язык - самый правдивый источник информации.

5. Поведение - это еще не сам человек.

6. Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен.

7. Человек способен к адаптации.

8. Поведение изменяется в соответствии с контекстом.

9. Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому полезно и значимо.

10. Тело и разум - единая кибернетическая система.

11. Чем больше выборов, тем больше свободы.

12. У каждого есть ресурсы для изменения.

13. Все, что возможно в этом мире, возможно и для меня.

14. Взгляните на неудачу как на обратную связь.

Рассмотрим в деталях наиболее важные из этих положений.

Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен. То, что человек делает, - это его лучший выбор из всего поведенческого репертуара. Глубинный смысл этого постулата заключается в праве каждого выбирать свой путь. Кроме того, утверждается позитивная основа каждого действия и поступка. На этой не новой, но очень важной идее построена модель возможности выбора - одна из самых популярных в НЛП.

Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому значимо. Этот постулат разводит понятия намерения и результата и помогает взглянуть по-новому на поведение человека. В любом действии есть позитивный, иногда подсознательный смысл, хотя способ достижения цели иногда может быть неприемлемым, причины поступка непостижимыми, а результат отрицательным. И все-таки, что бы мы ни делали, мы поступаем так во имя себя самих или для пользы других. Какое-то важное, значимое для нас намерение лежит за любым поведенческим актом. Например, дети могут делать глупости, чтобы обратить на себя внимание родителей. Даже несчастные случаи имеют свое значение. Если мы задаемся вопросом о намерениях человека, то смысл его поведения - плохого, а иногда и зловредного - становится понятным.

Чем больше у человека выборов, тем более он свободен. Этот постулат связан с законами действия информационных систем. У каждого человека есть определенный спектр возможностей, которые рассматриваются как некое число выборов. Поведение человека напрямую связано с количеством имеющихся в его распоряжении выборов. Чем их больше, тем выше его активность. Так, турист, владеющий иностранным языком, будет чувствовать себя в чужой стране свободнее, чем его коллега, умеющий изъясняться только на родном языке.

У этого постулата есть два примечательных следствия. С первым: чем больше выборов, тем лучше - трудно не согласиться, поскольку от количества выборов зависит гибкость поведения, т. е. способность легко адаптироваться к обстановке и изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Второе следствие: если что-то не получается, надо попробовать другой способ - непривычно для нас. Этот совет совсем не похож на тот, который мы привыкли слышать в подобных обстоятельствах: «Не получилось - сделай то же самое еще раз; пробуй снова и снова, пока не добьешься результата». Однако пословица: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - хорошая иллюстрация мудрой стратегии: использовать разные способы для достижения цели.

У каждого есть ресурсы для изменения. Вопреки расхожим убеждениям о том, что мы - дети Случая, невольники каких-то Высших сил и Обстоятельств, НЛП утверждает обратное: личность способна изменить свою жизнь и себя в ней, стоит только захотеть. Многое зависит исключительно от самого человека. И он располагает всеми необходимыми ресурсами для изменения.

Что же это за ресурсы? Прежде всего, речь идет о позитивных внутренних состояниях благополучия, комфорта, доверия, безопасности и т. п. Они совершенно не похожи на внутренние переживания страха, грусти, тревоги, вины и прочих ограничивающих эмоций. В зависимости от характера человека, его намерений и контекста ситуации эмоциональное состояние подлежит оценке, одобрению и корректировке. Однако у каждого есть доступ к внутренним позитивным состояниям, которые являются источником ресурсов изменения.

Взгляните на неудачу как на обратную связь. В кибернетике системы функционируют и регулируются с помощью обратной связи, которая выдает либо позитивную, либо негативную реакцию. Если обратная реакция позитивна, действие продолжается. При негативной реакции необходима коррекция или поправка. Наша жизнь тоже состоит из проб и ошибок, т. е. из верных и неверных выборов, альтернатив, возможностей. Обратные связи или ответные реакции помогают внести коррективы и служат полезным уроком. Именно так мы учимся.

Даже беглое знакомство с основными базовыми постулатами позволяет почувствовать, что НЛП - это не просто сумма технических приемов и инструментов, предназначенных для терапевтов или специалистов по общению. Нам предлагают ключи к «живой» системе коммуникации, которая ориентирована на позитивное видение мира и в своем стремлении к успешному результату способна функционировать согласованно, гибко, точно, используя максимум альтернативных выборов.

Любопытно, что ценности и базовые постулаты НЛП можно воспринимать, как голограмму, из различных точек: одно видение при этом не исключает другого. Что это - снова магия? Нет, искусство, которому можно при желании научиться. Стоит лишь познакомиться и освоить модели НЛП.

 

Модели коммуникации

 

Модель мира

 

Термин «модель мира» означает наше видение мира. Его еще иногда называют «ментальной картой» или «референтной рамкой». Модель мираэто наша личная концепция жизни [79]. Именно благодаря ей каждый человек уникален. Когда мы говорим: «Это моя модель мира» или «Это ваша модель мира», речь идет о жизненной концепции личности.

Модель мира, которую часто называют структурой субъективного опыта, описывает состав и взаимосвязь базовых элементов, на которых строится система человеческой коммуникации.

Одна из трудностей понимания структуры субъективного опыта проистекает из того факта, что у каждого из нас имеется собственная схема представлений о мире. Однако если нам удается понять ближнего, то, с одной стороны, мы расширяем наши собственные представления, а с другой - можем изменить картину мира нашего собеседника. Поэтому не стоит исключать одну категорию за счет другой, а следует понять сам процесс восприятия. Мы по-разному воспринимаем мир, хотя он един. Различие не означает противоположности, оно динамично.

Изучая структуру субъективного опыта, НЛП выделяет ряд важных элементов, среди которых - системы представлений, стратегии, метапрограммы, верования и критерии, которые помогают описать и последовательно представить субъективную модель мира. Каждый элемент, имея свое собственное место в системе, обладает собственной динамикой и воздействует на другие элементы. Базой, на которой строятся и распределяются эти главные элементы, является структура субъекта, представленная тремя компонентами: внешним поведением, внутренним состоянием и внутренними процессами. Рассмотрим подробно эти важные понятия.

Внешнее поведение. Внешнее поведение является невербальным индикатором коммуникации. Жесты, движения тела, рук, ног, тон голоса, скорость и ритм речи позволяют судить о наличии внутренних изменений. Если о чувствах или мыслях нашего собеседника мы можем лишь догадываться, то невербальные реакции мы видим и слышим, и это очень ценно для анализа коммуникации. Поэтому в НЛП важное место отводится наблюдению внешнего поведения человека.

Внутреннее состояние. Внутренним состоянием в НЛП называют всю область ощущаемого - как внутреннего, так и внешнего. При этом используются специальные термины: внешняя и внутренняя кинестетика. К первой относятся ощущения внешнего происхождения, например тепла или холода, связанные с окружающей средой. Внутренняя кинестетика - это ощущения внутреннего происхождения, например боль в сердце или в желудке.

Внутренние ощущения могут быть позитивными. В НЛП их называют ресурсными состояниями. Это могут быть: доверие, расслабление, уверенность, спокойствие, радость, веселье, счастье, сила, удовлетворенность и т.д.

Отрицательные, или неблагоприятные, внутренние состояния называют ограничивающими, мешающими. Ими могут быть: тоска, грусть, мука, переживание, страх, тревога, неуверенность, стыд, чувство вины, фрустрация, агрессия, усталость, изнеможение, стресс, гнев и т.п.

При этом знак состояния - положительный или отрицательный -определяет сам человек в зависимости от контекста. Например, стресс может быть позитивным, если он служит для мобилизации ресурсов, или негативным, если блокирует человека и ввергает его в состояние паники.

Человек сам дает названия своим ощущениям. Одно и то же слово может обозначать различные состояния. Все очень специфично. Поэтому не существует особого списка, за исключением четырех крупных категорий базовых чувств: радость, гнев, грусть, страх.

Внутренние процессы. Понятие «внутренние процессы» обозначает комплекс процессов, связанных с функционированием мозга. Ими могут быть мысли, идеи или реакции. Когда мы думаем, мы подключаемся к своим внутренним процессам.

Три элемента: внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы - образуют единую кибернетическую систему, т. е. они динамичны и взаимосвязаны между собой. Например, если я в гневе (внутреннее состояние), это будет проявляться во внешнем поведении: в быстрых резких движениях, в напряжении мышц и в интенсивной пигментации кожи. Гнев найдет отражение и в мыслях: высказывания - слова и структура предложений - будут наполнены агрессией. И наоборот, если я нахожусь в спокойном, расслабленном состоянии, это видно во внешнем поведении: движения мои медленны, несуетливы. Внутреннее состояние релаксации сопровождается спокойными, сосредоточенными мыслительными процессами, плавными размеренными высказываниями. Итак, элементы в структуре субъекта взаимосвязаны и взаимозависимы. При изменении одного параметра изменяются и другие.

Любопытна еще одна важная деталь. У каждого субъекта - единая трехкомпонентная структура, включающая в себя внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы. Но при этом одни люди больше ориентированы на действия (внешнее поведение) и предпочитают сразу «делать работу». Другие - на чувства (внутреннее состояние): они в первую очередь «чувствуют дело». Третьи - на мысли (внутренние процессы): для них важнее всего «понять то, что предстоит сделать». Это проявляется в том, что кто-то предпочитает делать, кто-то - чувствовать, а кто-то - мыслить.

Эту особенность структуры субъективного опыта можно использовать для анализа и совершенствования взаимодействия, учитывая, какой фактор является для данного человека наиболее значимым. Например, для меня ключевым является внешнее поведение. Если я сержусь, мне лучше сесть на стул, принять расслабленную позу и сказать себе несколько раз: «Я спокоен!» Эти действия (внешнее поведение) поведут за собой мысли (внутренние процессы), и потихоньку я начну действительно успокаиваться (внутреннее состояние).

Изучение структуры субъективного опыта — это, по сути дела, исследование процесса становления модели мира. Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих двойную отсеивающую функцию. Они отбирают исследуемую информацию и при этом оставляют лишь то, что человек способен воспринять. Что же это за фильтры? Это главные элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы с входящими в них субмодальностями, обобщения, опущения и искажения, стратегии, метапрограммы, верования и критерии. Воспринимая внешний мир сквозь эти фильтры, личность создает свою уникальную модель мира и обретает эго-идентичность.

 

 

 

1. Идентичность. 2. Критерии. 3. Верования. 4. Метапрограммы.

5. Стратегии. 6. Обобщение - опущение - искажение. 7. Субмодальности.

8. Репрезентативная система. 9. Система восприятия. 10. Внешний мир.

 

Схема 14. Восприятие внешнего мира сквозь фильтры

 

Что же это за фильтры и как они влияют на процесс общения? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, как НЛП рассматривает систему человеческой коммуникации - сложного процесса взаимодействия субъектов, каждый из которых имеет свою уникальную модель мира.

Процесс коммуникации начинается с восприятия, модель которого является одной из самых ярких.

 

Модель восприятия

 

Наш собственный мир, как и мир любого человека, начинается с восприятия. Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Комплекс этих внешних ощущений и есть самое первое средство, позволяющее понять внутренний мир другого человека. У каждого человека есть своя уникальная мысленная «карта реальности» - система внутренних представлений, возникающая на основе индивидуального восприятия. Эта уникальность затрудняет взаимопонимание, однако психологи придумали средство преодоления этой трудности - модель ведущих систем восприятия.

По образному выражению Э. Хаксли, наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы раскрываем, чтобы собрать информацию об окружающей реальности. Через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу - информация о внешнем мире поступает в наш мозг. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, а потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее она существует.

Наше подсознание воспринимает окружающий мир по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации в единицу времени, чем сознание.

У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - тот из органов чувств, которому мы доверяем больше, чем другим. Например, если ваша «любимая система» - зрение, то вы воспринимаете и храните мир «в картинках». Если увидели что-то новое или что-то знакомое, сравниваете новую или знакомую картину с ранее увиденной, хранящейся в вашей памяти, вы - визуально ориентированная личность. Если же вы больше доверяете чувствам, чем картинкам и словам, больше думаете о том, что вы ощущаете, чувствуете, когда вы воспринимаете, например, кошку, человека или современное искусство, вас назовут кинестетиком.

Хочу предупредить: речь идет о ведущей, более развитой репрезентативной системе, но вовсе не о единственной. Человек с ориентировкой на зрение использует также и слух, и чувства, хотя первенствующим остается зримый образ мира. Разумеется, многое зависит от ситуации: если для «смотрящего» на нее зримая информация мала, приходится полагаться и на иные системы.

Как узнать, какую именно систему восприятия предпочитает человек? Внимательно понаблюдайте за ним: многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания - важно только научиться ее распознавать и использовать. Вот давайте и посмотрим, как ведут себя представители разных систем восприятия.

«Смотрящий», собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро. Его глаза поднимаются вверх или смотрят прямо с легкой расфокусировкой на пятно на расстоянии около 60 сантиметров от глаз. И если вы встанете именно в это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже «непонятно из-за чего» может рассердиться. В речи людей, предпочитающих визуальную модель восприятия, преобладают «зрительные» слова: «видеть», «ясно», «красочный». Они предпочитают выражения: «Я вижу, что вы имеете в виду», «Я уловил картинку» и т.п. Их голос может быть высоким и слегка напряженным, прерывистым. Темп голоса у них всегда выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической системами. И они часто напрягают шею и плечи, потому что это помогает им делать «картинки» четче и яснее. Они чаще, чем другие, обращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок. Они чаще обращают внимание на закат солнца. Они легче ориентируются в незнакомом месте.

Человек слухового типа, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Он часто ведет внутренние диалоги. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Чтобы принять решение, надо прекратить внутренний диалог и прислушаться к своим чувствам, но человек часто им не доверяет. Его глаза в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В их речи преобладают такие слова, как «тон», «крик», «интонация», «усиливать», «гармонировать» и т. п. Они часто используют фразу: «Я слушаю вас».

«Слуховики» гордятся своим голосом - и по праву: их голоса обычно очень мелодичны и имеют хороший, четкий ритм. Дыхание сосредоточено в средней части груди, ниже, чем у визуалистов: это дает им возможность вдыхать достаточное количество воздуха, чтобы иметь ровный, ритмичный темп речи. Если у людей, предпочитающих слуховой вариант восприятия, возникают какие-то затруднения в жизни, они могут отвлечься, слушая пластинку или отправившись на концерт.

Люди кинестетического восприятия, прежде чем что-то сказать, прислушиваются к своим внутренним ощущениям. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «поражать», «болезненный» и т.п. Им свойственны выражения: «чувствовать проблему», «сдвигать камень», «развязывать узел». Их глаза в это время смотрят вниз и вправо. Их голоса глубже, чем у представителей визуальной и аудиальной моделей восприятия. Они делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит.

К классической триаде систем восприятия иногда добавляют еще один тип - «рассудочных» людей. Это те, которые реагируют не на чистое восприятие, а на обозначения, «ярлыки», которыми они маркируют все свои ощущения и образы. Все в окружающем мире имеет для них имена и названия, и реагируют они именно на эти «этикетки». У «рассудочных» людей между восприятием и ответом на воспринимаемое - плотный фильтр из слов. Мы все используем слово для общения, но у «рассудочных» людей слова играют особую роль. Это люди, «живущие головой».

В поведении «рассудочных» людей обычно мало каких бы то ни было внешних проявлений. Движения их глаз трудно уловить. Однако, если такому человеку задать вопрос открытого типа, например: «Не расскажете ли вы о своих глубоких переживаниях, какие вы когда-нибудь испытывали в жизни?», или: «Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным?», или: «Какой день в вашей жизни вы считаете самым важным?» - он не сразу находит ответ на вопрос и в этом случае поиск ответа сопровождается разнообразными движениями глаз. По этой реакции легко определить его «любимую» систему восприятия.

«Для чего все это нужно?» - спросите вы. Для овладения искусством общения. Если вы угадываете модель восприятия вашего партнера по общению, вы можете не только правильно его понять, но и действовать.

Распознать ведущую систему восприятия, прежде всего, помогут и движения глаз. На схеме 15 показано, какого рода обработку информации осуществляют большинство людей, переводя взгляд в определенном направлении.

 

 

 

ВК - визуальные конструкты; ВВ - визуальные воспоминания;

АК - аудиальные конструкты; АВ - аудиальные воспоминания;

К - кинестетика; ВД - внутренний диалог

 

Схема 15. Движения зрачка глаз, регистрируемые внешним наблюдателем для определения ведущей репрезентативной системы

 

У небольшого процента людей (около 5%, и главным образом это те, кого называют левшами) все наоборот, т.е. движение глаз происходит согласно зеркальному образу этой схемы.

ВВ - визуальные воспоминания - воспроизведение образов того, что уже было увидено ранее. Вот примеры вопросов, которые обычно вызывают обработку информации такого рода:

«Какого цвета глаза у вашей матери?»

«Как выглядит ваше пальто?»

«Вспомните лицо нашего президента».

«Какого цвета шторы в вашей комнате?»

ВК - визуальное конструирование - видение образов того, что человек никогда ранее не видел, или несколько измененные представления того, что было увидено ранее.

Примеры вопросов, которые обычно вызывают обработку информации такого рода:

«Как бы выглядел оранжевый гиппопотам с пурпурными пятнами?»

«Представьте себе кошку с собачьей мордой».

«Каким бы вы увидели себя в зеркале, если бы надели самую модную сегодня вещицу?»

АВ - аудиальное воспоминание - воспоминание звуков, слышанных ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки:

«Какой звук у вашего будильника?»

«Вспомните мотив вашей любимой песни».

«Припомните любимые словечки вашего друга».

АК - аудиальное конструирование - представление звуков, не слышанных ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки:

«На что походил бы звук хлопка в ладоши, переходящий в пение птиц?»

«Как бы звучал ваш голос на октаву ниже?»

«Какой звук издаст рояль, если его сбросить с вертолета на футбольное поле?»

ВД - внутренний диалог - разговор с самим собой. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки:

«Вы могли бы сказать сейчас вслух то, что часто говорите себе, когда встречаете своего начальника?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.088 с.)