Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж. ГриндераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия и аксиомы нейролингвистического программирования
Нейролингвистическое программирование - это одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: эпистемологии, когнитивной психологии, лингвистики, неврологии, кибернетики. История возникновения НЛП достаточно любопытна. Его основатели - американцы Джон Гриндер и Ричард Бэндлер стремились раскрыть тайну исключительного успеха в человеческих взаимоотношениях. Они изучали математику и лингвистику, эпистемологию и неврологию, наблюдали за работой психологов и психотерапевтов. Лучшими в США и во всем мире в 70-х годах были Милтон Эриксон, автор широко известного сегодня «недирективного гипноза», Вирджиния Сатир, практиковавшая семейную терапию, и Фриц Перлз - основатель гештальттерапии, которые поразительно превосходили своими умениями других специалистов в этой области. Их мастерство было настолько тонким, что невольно возникали вопросы: «Как им это удается? Не волшебники ли они? Можно ли освоить это головокружительно сложное и такое легкое в их исполнении искусство?» Наблюдая за процессами взаимодействия и изменения, происходящими в кабинетах корифеев человеческой коммуникации, основатели НЛП испытывали чувство удивления и восхищения, когда, облегчая страдания и недуги клиентов, психотерапевты удивительным образом использовали свое тело, голос, глаза, руки - в придачу к словам. Записывая блистательные сеансы на видеопленку, а затем тщательно анализируя каждый шаг живого, реального и тем не менее кажущегося магическим взаимодействия, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер обратили внимание на то, что делали талантливые психотерапевты и как происходили изменения в людях. Теоретические постулаты психотерапевтических подходов уходили при этом на второй план. В фокусе анализа был процесс позитивного изменения обратившегося за помощью человека. Может быть, именно поэтому математику и лингвисту удалось сделать то, в чем неоднократно терпели фиаско профессионалы, которые не могли понять, «как они делают то, что делают». Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: «Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?» В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам. На основе длительных и тщательных наблюдений были получены операциональные схемы, сложным образом связанные с математикой, физикой, нейрофизиологией и лингвистикой. Однако сами по себе схемы успешного взаимодействия и изменения коммуникации оказались не только удивительно эффективными, но и достаточно простыми. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов. И все-таки что же такое НЛП? Непросто понять с первого раза, о чем идет речь. Сам по себе термин «НЛП» достаточно сложен. Слово программирование пришло из информатики, однако по аналогии оно вполне адекватно используется и при описании функционирования мозга. Ведь и мозг, и программа ЭВМ действуют согласно записанной последовательности операций. Когда ребенок учится говорить или ходить, он усваивает определенную цепочку действий и движений. Вся наша жизнь - это постижение более или менее эффективных программ: вождения автомобиля, владения иностранным языком или кулинарным искусством. Термин нейро - из неврологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга. Слово лингвистическое отсылает нас к языку - средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы. Что же стоит за целостным термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения: технология коммуникации и изменения; изучение структуры субъективного опыта; набор инструментов; методология. Все эти грани тесно и весьма логично связаны друг с другом. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению. Что же помогает НЛП сохранять такую гармоничную целостность и стройность? Ответ и прост, и сложен одновременно: гармонию создает особый способ мышления. В чем его исключительность? Секретов много, но главный состоит в том, что в фокусе анализа лежит процесс взаимодействия как таковой, а не его содержание. Ключевой вопрос, который помогает проникнуть в суть процесса, - «Как?», а не «Почему?». Р. Бэндлер и Дж. Гриндер не ставили своей целью создать какую-то уникальную теорию или изобрести абсолютно новую терапевтическую технику. Они хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов. Возвратимся к моделированию. Вторую ступень этого процесса - отбор специалистов - мы не можем воспроизвести в чистом виде. Да этого и не надо делать, поскольку Дж. Гриндер и Р. Бэндлер уже изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия. Исключительность психотерапевтов, которые покорили создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели процессом и технологией успешного общения. Но чтобы прийти к этому, необходимо было понять, как проблема клиента зарождается, живет, изменяется. Психологи в первую очередь пытались понять, каким образом человек формирует свои уникальные представления о жизненной реальности. Ведь мы все живем в одном мире, а наше видение его подчас абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП изучением структуры субъективного опыта. Раскодировав структуру этого опыта, изучив его схемы, создатели НЛП познали секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Была описана технология вмешательства, основанная на моделях «краткосрочной терапии», быстро избавляющей клиента от проблем. Поэтому мы и говорим сегодня, что НЛП - это набор инструментов. Этот аспект НЛП представляет собой прагматическую составляющую и отвечает на вопрос: «Что и когда делать?» Речь идет о наборе эффективных техник, которые приводят к значимым изменениям. В руках социолога появляется дополнительный арсенал методов, критерием валидности которых является лишь эффективный результат. Но при этом остается открытым вопрос: «Каким образом выбирается тот или иной инструмент?» Ответ дает методология НЛП. Именно методология, в зависимости от поставленной цели, позволяет выбрать путь изменений и получить результат в работе с отдельным индивидом или группой. НЛП предлагает метод рефлексии и действия, который мы можем с успехом использовать как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Итак, НЛП - это технология коммуникации и изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включающая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования. Это не просто модное течение или игрушка, хотя оно не избежало и такой участи. Это мощное средство изменения, заслуживающее внимания, тщательного обращения и осторожности. Поэтому стоит с особой тщательностью отнестись к третьей ступени познания НЛП - сбору информации о верованиях и критериях, а также о его основных моделях. Нас, конечно, в первую очередь интересуют техники НЛП. Но прежде, чем их освоить, необходимо познакомиться с философией НЛП, отраженной в его базовых постулатах или аксиомах. Они-то, собственно, и представляют собой обобщенные верования и критерии изучаемой нами магии. Дух НЛП составляют его основные положения: гармония и согласованность; гибкость; выбор; открытость и толерантность; ориентированность на результат; точность и позитивное видение мира. Познакомимся с ними поближе. Гармония и согласованность. Поскольку человек - это целостная система, его внешнее поведение (действия) воздействует на внутренние процессы (мысли) и внутренние состояния (эмоции). В то же самое время внешнее поведение (действия) испытывает на себе влияние со стороны внутренних процессов (мыслей) и внутренних состояний (эмоций). Эта целостная система способна гармонично (конгруэнтно) функционировать при согласованном (когерентном) взаимодействии указанных элементов. Гармония (в НЛП используется слово «конгруэнтность» - от латинского слова «congruens» - «встретиться и прийти к соглашению») - это состояние соответствия между элементами системы, проявляющееся в согласованном сочетании вербальных и невербальных действий. Если внешнее поведение, внутренние процессы и внутренние состояния соответствуют друг другу, мы говорим, что человек действует гармонично, конгруэнтно. Гармония является результатом особого процесса - согласованного взаимодействия действий, мыслей и эмоций. Понятие «гармония» («конгруэнтность») описывает результат: состояние безукоризненного соответствия элементов системы («Что?»), а «согласованность» («когерентность») иллюстрирует процесс: согласование внутренних мыслей, чувств и внешних действий («Как?»). При этом можно говорить о внутренней и внешней гармонии и согласованности. Если я буду выстраивать свою жизнь в соответствии с главными целями, можно говорить о внутренней согласованности целей и устремлений. Когда мне это удастся, я обрету гармонию и смогу согласованно взаимодействовать с вами. Таким образом, внутренняя гармония инициирует внешнюю согласованность - процесс согласования взаимоотношений с другими и приводит к результату - гармоничному взаимодействию, о котором в народе говорят: «живут душа в душу». Итак, в соответствии с идеей системного подхода человек и его коммуникация - это гармонично функционирующая система согласованных элементов. Гибкость. Второе важное философское положение НЛП связано с понятием гибкости. Речь идет о гибкости поведения и мышления. Вместо того, чтобы делать то же самое снова и снова, НЛП учит действовать иначе, искать альтернативные способы. Если педагог испытывает трудности в работе с учеником, то ему не следует все время повторять одно и то же, а стоит изменить способ поведения, чтобы получить позитивный результат. В этом и состоит гибкость поведения и мышления. Выбор. Третья философская составляющая НЛП - концепция выбора - непосредственно связана с понятием гибкости и побуждает нас думать в терминах альтернатив и искать разнообразные варианты решения проблем. В НЛП не осуждают ни человека, ни его поведение, а утверждают: что бы он ни сделал в данный момент - это его самый лучший выбор, часто единственно возможный. Ведь даже если с точки зрения других поступок неэффективен, неуклюж или аморален, важно в следующий момент не столько заблокировать поведение, сколько открыть другие альтернативы. В соответствии с положениями НЛП, чем больше выборов, тем удачнее жизнь. Лучший выбор — это то, что у меня получается в данный момент. Открытость и толерантность. Открытость и толерантность лежат в основе умения слушать и понимать другого. НЛП учит выходить из собственной модели мира и наблюдать, что делают и говорят другие. Только отбрасывая предрассудки и априорные суждения, мы можем понять модель мира собеседника. Любознательность живет рядом с открытостью и толерантностью. При этом подчеркивается одна важная деталь: понимать - это еще не значит соглашаться. Ориентированность на результат. Считая прагматический аспект важной ценностью, НЛП ставит во главу угла достижение результатов и оперирует конкретными и реальными терминами цели. В самом деле, можно сколько угодно говорить о том, что мы хотим или собираемся сделать. В конечном итоге всех интересует лишь получаемый результат. Точность. Вместо того, чтобы оставаться в атмосфере неясности, в НЛП ищут точность. Услышав: «Я скоро к вам зайду», обязательно спросят: «Когда именно?» А вместо расплывчатого: «Совещание было долгим» - вам скажут: «Я был на совещании, которое длилось 3 часа». Точность в НЛП связана с постижением секретов языка. Позитивное видение мира. Утверждение: «В каждом из нас имеются все необходимые ресурсы» - не только вселяет доверие и оптимизм, но и развивает позитивное видение себя и других. Такая позиция ведет нас к открытости, принятию другого, любви. Эта позитивная ориентация намного шире, чем простое противопоставление оптимизма пессимизму, потому что ведет к созиданию и творчеству. Итак, гармония и согласованность, гибкость, выбор, открытость и толерантность, ориентированность на результат, точность и позитивное видение мира. Эти основные положения отражены в базовых постулатах, или аксиомах, НЛП. Они имеют, скорее, вероятностную, чем теоретическую, природу. Но в них - и философия НЛП, и его дух. Некоторые постулаты заимствованы из других наук, теорий и техник. Они не являются авторскими открытиями, но удачно дополняют модель НЛП. При этом один и тот же постулат может касаться сразу нескольких областей. Итак, что же это за аксиомы? 1. Смысл коммуникации - в ответной реакции собеседника. 2. Карта реальности - это не сама реальность. 3. Язык - лишь вторичное представление опыта. 4. Невербальный язык - самый правдивый источник информации. 5. Поведение - это еще не сам человек. 6. Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен. 7. Человек способен к адаптации. 8. Поведение изменяется в соответствии с контекстом. 9. Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому полезно и значимо. 10. Тело и разум - единая кибернетическая система. 11. Чем больше выборов, тем больше свободы. 12. У каждого есть ресурсы для изменения. 13. Все, что возможно в этом мире, возможно и для меня. 14. Взгляните на неудачу как на обратную связь. Рассмотрим в деталях наиболее важные из этих положений. Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен. То, что человек делает, - это его лучший выбор из всего поведенческого репертуара. Глубинный смысл этого постулата заключается в праве каждого выбирать свой путь. Кроме того, утверждается позитивная основа каждого действия и поступка. На этой не новой, но очень важной идее построена модель возможности выбора - одна из самых популярных в НЛП. Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому значимо. Этот постулат разводит понятия намерения и результата и помогает взглянуть по-новому на поведение человека. В любом действии есть позитивный, иногда подсознательный смысл, хотя способ достижения цели иногда может быть неприемлемым, причины поступка непостижимыми, а результат отрицательным. И все-таки, что бы мы ни делали, мы поступаем так во имя себя самих или для пользы других. Какое-то важное, значимое для нас намерение лежит за любым поведенческим актом. Например, дети могут делать глупости, чтобы обратить на себя внимание родителей. Даже несчастные случаи имеют свое значение. Если мы задаемся вопросом о намерениях человека, то смысл его поведения - плохого, а иногда и зловредного - становится понятным. Чем больше у человека выборов, тем более он свободен. Этот постулат связан с законами действия информационных систем. У каждого человека есть определенный спектр возможностей, которые рассматриваются как некое число выборов. Поведение человека напрямую связано с количеством имеющихся в его распоряжении выборов. Чем их больше, тем выше его активность. Так, турист, владеющий иностранным языком, будет чувствовать себя в чужой стране свободнее, чем его коллега, умеющий изъясняться только на родном языке. У этого постулата есть два примечательных следствия. С первым: чем больше выборов, тем лучше - трудно не согласиться, поскольку от количества выборов зависит гибкость поведения, т. е. способность легко адаптироваться к обстановке и изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Второе следствие: если что-то не получается, надо попробовать другой способ - непривычно для нас. Этот совет совсем не похож на тот, который мы привыкли слышать в подобных обстоятельствах: «Не получилось - сделай то же самое еще раз; пробуй снова и снова, пока не добьешься результата». Однако пословица: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - хорошая иллюстрация мудрой стратегии: использовать разные способы для достижения цели. У каждого есть ресурсы для изменения. Вопреки расхожим убеждениям о том, что мы - дети Случая, невольники каких-то Высших сил и Обстоятельств, НЛП утверждает обратное: личность способна изменить свою жизнь и себя в ней, стоит только захотеть. Многое зависит исключительно от самого человека. И он располагает всеми необходимыми ресурсами для изменения. Что же это за ресурсы? Прежде всего, речь идет о позитивных внутренних состояниях благополучия, комфорта, доверия, безопасности и т. п. Они совершенно не похожи на внутренние переживания страха, грусти, тревоги, вины и прочих ограничивающих эмоций. В зависимости от характера человека, его намерений и контекста ситуации эмоциональное состояние подлежит оценке, одобрению и корректировке. Однако у каждого есть доступ к внутренним позитивным состояниям, которые являются источником ресурсов изменения. Взгляните на неудачу как на обратную связь. В кибернетике системы функционируют и регулируются с помощью обратной связи, которая выдает либо позитивную, либо негативную реакцию. Если обратная реакция позитивна, действие продолжается. При негативной реакции необходима коррекция или поправка. Наша жизнь тоже состоит из проб и ошибок, т. е. из верных и неверных выборов, альтернатив, возможностей. Обратные связи или ответные реакции помогают внести коррективы и служат полезным уроком. Именно так мы учимся. Даже беглое знакомство с основными базовыми постулатами позволяет почувствовать, что НЛП - это не просто сумма технических приемов и инструментов, предназначенных для терапевтов или специалистов по общению. Нам предлагают ключи к «живой» системе коммуникации, которая ориентирована на позитивное видение мира и в своем стремлении к успешному результату способна функционировать согласованно, гибко, точно, используя максимум альтернативных выборов. Любопытно, что ценности и базовые постулаты НЛП можно воспринимать, как голограмму, из различных точек: одно видение при этом не исключает другого. Что это - снова магия? Нет, искусство, которому можно при желании научиться. Стоит лишь познакомиться и освоить модели НЛП.
Модели коммуникации
Модель мира
Термин «модель мира» означает наше видение мира. Его еще иногда называют «ментальной картой» или «референтной рамкой». Модель мира — это наша личная концепция жизни [79]. Именно благодаря ей каждый человек уникален. Когда мы говорим: «Это моя модель мира» или «Это ваша модель мира», речь идет о жизненной концепции личности. Модель мира, которую часто называют структурой субъективного опыта, описывает состав и взаимосвязь базовых элементов, на которых строится система человеческой коммуникации. Одна из трудностей понимания структуры субъективного опыта проистекает из того факта, что у каждого из нас имеется собственная схема представлений о мире. Однако если нам удается понять ближнего, то, с одной стороны, мы расширяем наши собственные представления, а с другой - можем изменить картину мира нашего собеседника. Поэтому не стоит исключать одну категорию за счет другой, а следует понять сам процесс восприятия. Мы по-разному воспринимаем мир, хотя он един. Различие не означает противоположности, оно динамично. Изучая структуру субъективного опыта, НЛП выделяет ряд важных элементов, среди которых - системы представлений, стратегии, метапрограммы, верования и критерии, которые помогают описать и последовательно представить субъективную модель мира. Каждый элемент, имея свое собственное место в системе, обладает собственной динамикой и воздействует на другие элементы. Базой, на которой строятся и распределяются эти главные элементы, является структура субъекта, представленная тремя компонентами: внешним поведением, внутренним состоянием и внутренними процессами. Рассмотрим подробно эти важные понятия. Внешнее поведение. Внешнее поведение является невербальным индикатором коммуникации. Жесты, движения тела, рук, ног, тон голоса, скорость и ритм речи позволяют судить о наличии внутренних изменений. Если о чувствах или мыслях нашего собеседника мы можем лишь догадываться, то невербальные реакции мы видим и слышим, и это очень ценно для анализа коммуникации. Поэтому в НЛП важное место отводится наблюдению внешнего поведения человека. Внутреннее состояние. Внутренним состоянием в НЛП называют всю область ощущаемого - как внутреннего, так и внешнего. При этом используются специальные термины: внешняя и внутренняя кинестетика. К первой относятся ощущения внешнего происхождения, например тепла или холода, связанные с окружающей средой. Внутренняя кинестетика - это ощущения внутреннего происхождения, например боль в сердце или в желудке. Внутренние ощущения могут быть позитивными. В НЛП их называют ресурсными состояниями. Это могут быть: доверие, расслабление, уверенность, спокойствие, радость, веселье, счастье, сила, удовлетворенность и т.д. Отрицательные, или неблагоприятные, внутренние состояния называют ограничивающими, мешающими. Ими могут быть: тоска, грусть, мука, переживание, страх, тревога, неуверенность, стыд, чувство вины, фрустрация, агрессия, усталость, изнеможение, стресс, гнев и т.п. При этом знак состояния - положительный или отрицательный -определяет сам человек в зависимости от контекста. Например, стресс может быть позитивным, если он служит для мобилизации ресурсов, или негативным, если блокирует человека и ввергает его в состояние паники. Человек сам дает названия своим ощущениям. Одно и то же слово может обозначать различные состояния. Все очень специфично. Поэтому не существует особого списка, за исключением четырех крупных категорий базовых чувств: радость, гнев, грусть, страх. Внутренние процессы. Понятие «внутренние процессы» обозначает комплекс процессов, связанных с функционированием мозга. Ими могут быть мысли, идеи или реакции. Когда мы думаем, мы подключаемся к своим внутренним процессам. Три элемента: внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы - образуют единую кибернетическую систему, т. е. они динамичны и взаимосвязаны между собой. Например, если я в гневе (внутреннее состояние), это будет проявляться во внешнем поведении: в быстрых резких движениях, в напряжении мышц и в интенсивной пигментации кожи. Гнев найдет отражение и в мыслях: высказывания - слова и структура предложений - будут наполнены агрессией. И наоборот, если я нахожусь в спокойном, расслабленном состоянии, это видно во внешнем поведении: движения мои медленны, несуетливы. Внутреннее состояние релаксации сопровождается спокойными, сосредоточенными мыслительными процессами, плавными размеренными высказываниями. Итак, элементы в структуре субъекта взаимосвязаны и взаимозависимы. При изменении одного параметра изменяются и другие. Любопытна еще одна важная деталь. У каждого субъекта - единая трехкомпонентная структура, включающая в себя внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы. Но при этом одни люди больше ориентированы на действия (внешнее поведение) и предпочитают сразу «делать работу». Другие - на чувства (внутреннее состояние): они в первую очередь «чувствуют дело». Третьи - на мысли (внутренние процессы): для них важнее всего «понять то, что предстоит сделать». Это проявляется в том, что кто-то предпочитает делать, кто-то - чувствовать, а кто-то - мыслить. Эту особенность структуры субъективного опыта можно использовать для анализа и совершенствования взаимодействия, учитывая, какой фактор является для данного человека наиболее значимым. Например, для меня ключевым является внешнее поведение. Если я сержусь, мне лучше сесть на стул, принять расслабленную позу и сказать себе несколько раз: «Я спокоен!» Эти действия (внешнее поведение) поведут за собой мысли (внутренние процессы), и потихоньку я начну действительно успокаиваться (внутреннее состояние). Изучение структуры субъективного опыта — это, по сути дела, исследование процесса становления модели мира. Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих двойную отсеивающую функцию. Они отбирают исследуемую информацию и при этом оставляют лишь то, что человек способен воспринять. Что же это за фильтры? Это главные элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы с входящими в них субмодальностями, обобщения, опущения и искажения, стратегии, метапрограммы, верования и критерии. Воспринимая внешний мир сквозь эти фильтры, личность создает свою уникальную модель мира и обретает эго-идентичность.
1. Идентичность. 2. Критерии. 3. Верования. 4. Метапрограммы. 5. Стратегии. 6. Обобщение - опущение - искажение. 7. Субмодальности. 8. Репрезентативная система. 9. Система восприятия. 10. Внешний мир.
Схема 14. Восприятие внешнего мира сквозь фильтры
Что же это за фильтры и как они влияют на процесс общения? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, как НЛП рассматривает систему человеческой коммуникации - сложного процесса взаимодействия субъектов, каждый из которых имеет свою уникальную модель мира. Процесс коммуникации начинается с восприятия, модель которого является одной из самых ярких.
Модель восприятия
Наш собственный мир, как и мир любого человека, начинается с восприятия. Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Комплекс этих внешних ощущений и есть самое первое средство, позволяющее понять внутренний мир другого человека. У каждого человека есть своя уникальная мысленная «карта реальности» - система внутренних представлений, возникающая на основе индивидуального восприятия. Эта уникальность затрудняет взаимопонимание, однако психологи придумали средство преодоления этой трудности - модель ведущих систем восприятия. По образному выражению Э. Хаксли, наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы раскрываем, чтобы собрать информацию об окружающей реальности. Через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу - информация о внешнем мире поступает в наш мозг. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, а потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее она существует. Наше подсознание воспринимает окружающий мир по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации в единицу времени, чем сознание. У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - тот из органов чувств, которому мы доверяем больше, чем другим. Например, если ваша «любимая система» - зрение, то вы воспринимаете и храните мир «в картинках». Если увидели что-то новое или что-то знакомое, сравниваете новую или знакомую картину с ранее увиденной, хранящейся в вашей памяти, вы - визуально ориентированная личность. Если же вы больше доверяете чувствам, чем картинкам и словам, больше думаете о том, что вы ощущаете, чувствуете, когда вы воспринимаете, например, кошку, человека или современное искусство, вас назовут кинестетиком. Хочу предупредить: речь идет о ведущей, более развитой репрезентативной системе, но вовсе не о единственной. Человек с ориентировкой на зрение использует также и слух, и чувства, хотя первенствующим остается зримый образ мира. Разумеется, многое зависит от ситуации: если для «смотрящего» на нее зримая информация мала, приходится полагаться и на иные системы. Как узнать, какую именно систему восприятия предпочитает человек? Внимательно понаблюдайте за ним: многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания - важно только научиться ее распознавать и использовать. Вот давайте и посмотрим, как ведут себя представители разных систем восприятия. «Смотрящий», собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро. Его глаза поднимаются вверх или смотрят прямо с легкой расфокусировкой на пятно на расстоянии около 60 сантиметров от глаз. И если вы встанете именно в это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже «непонятно из-за чего» может рассердиться. В речи людей, предпочитающих визуальную модель восприятия, преобладают «зрительные» слова: «видеть», «ясно», «красочный». Они предпочитают выражения: «Я вижу, что вы имеете в виду», «Я уловил картинку» и т.п. Их голос может быть высоким и слегка напряженным, прерывистым. Темп голоса у них всегда выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической системами. И они часто напрягают шею и плечи, потому что это помогает им делать «картинки» четче и яснее. Они чаще, чем другие, обращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок. Они чаще обращают внимание на закат солнца. Они легче ориентируются в незнакомом месте. Человек слухового типа, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Он часто ведет внутренние диалоги. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Чтобы принять решение, надо прекратить внутренний диалог и прислушаться к своим чувствам, но человек часто им не доверяет. Его глаза в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В их речи преобладают такие слова, как «тон», «крик», «интонация», «усиливать», «гармонировать» и т. п. Они часто используют фразу: «Я слушаю вас». «Слуховики» гордятся своим голосом - и по праву: их голоса обычно очень мелодичны и имеют хороший, четкий ритм. Дыхание сосредоточено в средней части груди, ниже, чем у визуалистов: это дает им возможность вдыхать достаточное количество воздуха, чтобы иметь ровный, ритмичный темп речи. Если у людей, предпочитающих слуховой вариант восприятия, возникают какие-то затруднения в жизни, они могут отвлечься, слушая пластинку или отправившись на концерт. Люди кинестетического восприятия, прежде чем что-то сказать, прислушиваются к своим внутренним ощущениям. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «поражать», «болезненный» и т.п. Им свойственны выражения: «чувствовать проблему», «сдвигать камень», «развязывать узел». Их глаза в это время смотрят вниз и вправо. Их голоса глубже, чем у представителей визуальной и аудиальной моделей восприятия. Они делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит. К классической триаде систем восприятия иногда добавляют еще один тип - «рассудочных» людей. Это те, которые реагируют не на чистое восприятие, а на обозначения, «ярлыки», которыми они маркируют все свои ощущения и образы. Все в окружающем мире имеет для них имена и названия, и реагируют они именно на эти «этикетки». У «рассудочных» людей между восприятием и ответом на воспринимаемое - плотный фильтр из слов. Мы все используем слово для общения, но у «рассудочных» людей слова играют особую роль. Это люди, «живущие головой». В поведении «рассудочных» людей обычно мало каких бы то ни было внешних проявлений. Движения их глаз трудно уловить. Однако, если такому человеку задать вопрос открытого типа, например: «Не расскажете ли вы о своих глубоких переживаниях, какие вы когда-нибудь испытывали в жизни?», или: «Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным?», или: «Какой день в вашей жизни вы считаете самым важным?» - он не сразу находит ответ на вопрос и в этом случае поиск ответа сопровождается разнообразными движениями глаз. По этой реакции легко определить его «любимую» систему восприятия. «Для чего все это нужно?» - спросите вы. Для овладения искусством общения. Если вы угадываете модель восприятия вашего партнера по общению, вы можете не только правильно его понять, но и действовать. Распознать ведущую систему восприятия, прежде всего, помогут и движения глаз. На схеме 15 показано, какого рода обработку информации осуществляют большинство людей, переводя взгляд в определенном направлении.
ВК - визуальные конструкты; ВВ - визуальные воспоминания; АК - аудиальные конструкты; АВ - аудиальные воспоминания; К - кинестетика; ВД - внутренний диалог
Схема 15. Движения зрачка глаз, регистрируемые внешним наблюдателем для определения ведущей репрезентативной системы
У небольшого процента людей (около 5%, и главным образом это те, кого называют левшами) все наоборот, т.е. движение глаз происходит согласно зеркальному образу этой схемы. ВВ - визуальные воспоминания - воспроизведение образов того, что уже было увидено ранее. Вот примеры вопросов, которые обычно вызывают обработку информации такого рода: «Какого цвета глаза у вашей матери?» «Как выглядит ваше пальто?» «Вспомните лицо нашего президента». «Какого цвета шторы в вашей комнате?» ВК - визуальное конструирование - видение образов того, что человек никогда ранее не видел, или несколько измененные представления того, что было увидено ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают обработку информации такого рода: «Как бы выглядел оранжевый гиппопотам с пурпурными пятнами?» «Представьте себе кошку с собачьей мордой». «Каким бы вы увидели себя в зеркале, если бы надели самую модную сегодня вещицу?» АВ - аудиальное воспоминание - воспоминание звуков, слышанных ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки: «Какой звук у вашего будильника?» «Вспомните мотив вашей любимой песни». «Припомните любимые словечки вашего друга». АК - аудиальное конструирование - представление звуков, не слышанных ранее. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки: «На что походил бы звук хлопка в ладоши, переходящий в пение птиц?» «Как бы звучал ваш голос на октаву ниже?» «Какой звук издаст рояль, если его сбросить с вертолета на футбольное поле?» ВД - внутренний диалог - разговор с самим собой. Примеры вопросов, которые обычно вызывают этот тип обработки: «Вы могли бы сказать сейчас вслух то, что часто говорите себе, когда встречаете своего начальника?» «Произнесите про себ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.013 с.) |