Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Ассоциативное осознание проблем»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закройте глаза, расслабьтесь и спросите себя: «Что я чувствую, когда общаюсь с людьми?» Подождите в течение 5-7 минут, прислушайтесь к ответу: что вы увидите, почувствуете или услышите? Пусть ответ придет в виде визуального, кинестетического или аудиального образа: какой-то картинки, ощущений в теле или голоса, фразы, мысли. Затем запишите возникшие ассоциации и проанализируйте их. Например, вот так:
1. «Иду по замку. Захожу в комнату, висит паутина, я ее отодвигаю, а там сокровища. Возникло ощущение, что я это уже где-то видела. Что я уже здесь ходила, когда-то давно. Сначала было хорошо, а потом стало грустно. Постепенно неприятные чувства усиливались. Наконец стало очень плохо: тревога, страх, напряжение... Дальше я ходила как бы по лабиринту, хотела найти путь - основу всех проблем. Все проявления - разные, но как бы грани одного. И я обнаружила, что я не могу понять, хорошая я или плохая. Кажется, что я недостаточно хороша для чего-то... Я поняла, что я боюсь мужчин. Знаю, что мужчины хорошие, а проблема во мне. Может быть, я недостаточно хороша для этого человека и поэтому выбираю кого похуже, т.е. то, что мне не надо. Я не могу общаться с человеком на равных, с теми, кого считаю лучше меня... Потом возникло слово, как будто написанное на плакате: «Помощь!» Я увидела окно, из которого лился желтый свет. Я шагнула туда в свет и пошла по дороге. Но появилось чувство, что я опять чего-то не увидела или пропустила, не заметила. Хотелось узнать, что там дальше, но образ пропал...» (Аня П., педагог, 25 лет.)
В этом примере мы видим, что Аня интуитивно догадывается, что какие-то скрытые силы в ней присутствуют, и поэтому хочет получить к ним доступ. Возникшая ассоциация помогает девушке сфокусироваться на самой болезненной для нее установке - неравноценности себя и других людей, ощущении неполноценности в отношениях с мужчинами и желании найти выход из этого лабиринта.
2. «Состояние напряжения, неуютности. Образ большого черного шара, липкого, неприятного, я к нему прикасаюсь и не могу отделаться. Вокруг все здорово, а я не могу оторваться, но я хочу это сделать... Хочу стать уверенной в себе, хочу найти силы не бояться сказать человеку то, что мне не нравится. Хочу стать спокойной в общении и не чувствовать себя ненужной. Хочу стать более смелой и чаще идти на риск - не упускать своих возможностей. Хочу научиться искать в людях не отрицательные стороны, а наоборот. Хочу воспринимать себя нормально: не критиковать и не сравнивать себя с другими: хуже - лучше. Я - это я. Если у меня что-то получается, это моя заслуга, а не случайность. Делать то, что нравится, а не то, что хотят другие. Иметь силу отстаивать свою точку зрения». (Инна Т., учительница, 28 лет.)
В этой ассоциации проявляется зависимость Инны от каких-то сильных, властных авторитетов. Дальнейшие комментарии показывают, что эта зависимость сопряжена с ощущением ненужности, собственной неполноценности, неконструктивной критикой в адрес других и состоянием заблокированности личностных ресурсов.
3. «Солнечное затмение, ощущение фатальности происходящего. Желание изменить, вырваться из этого. Но я не знаю, причем здесь это, почему мне плохо, не знаю, что болит. Хочется уйти от всех, остаться одной. Мутно...» (Лариса В., психолог, 31 год.)
В этой ассоциации - стремление к отчуждению и желание предотвратить, приостановить этот процесс.
Конечно, нам обычно кажется, что все это не про нас. И не случайно: социальные установки не осознаются человеком, действуют тайно. Ассоциации помогают «вытащить на свет» неосознанные императивы. В них, как в сновидениях, мы можем услышать язык нашего подсознания. А распознав скрытые силы, освободиться от их закрепощающего влияния. Убедитесь в этом сами: вернитесь к своей собственной ассоциации и беспристрастно проанализируйте ее. Найдите проявления своих неконструктивных социальных установок. Будьте честными с самими собой. Неконструктивные социальные установки и отчуждение в отношениях имеют долгую историю. Давление со стороны правительства пережили наши прародители, жившие в условиях царского режима, бабушки и дедушки, пережившие революцию и гражданскую войну, родители, испытавшие массовые репрессии и гонения после фашистского плена. Сами мы испытывали давление в семьях и привыкли общаться с людьми с этой же «давящей» позиции. Вместе с подавлением в нашем обществе живет и отвержение: супруги покидают друг друга, изменяют, не любят; родители отвергают детей, нуждающихся в любви и понимании; учителя в авторитарной школе отвергают неуспешных учеников и пр. И весь этот запутанный клубок болезненных противоречивых взаимоотношений, замешанных на любви и боли, преданности и предательстве, живет в человеке, по большей части неосознанно, и передается из поколения в поколение. Человек, который ведет себя непродуктивным образом, продолжает делиться своим отчуждением с другими, повторяя несчастливую историю своих взаимоотношений, передавая своим детям склонность к конфликтам - в семье, на работе, всюду... Проиллюстрируем, как в обстановке отчуждения и недоверия складывается устойчивая, характерная для нашего народа избегательная стратегия контакта, построенная на тенденции замкнуться в своем собственном пространстве, уйти, убежать. История России: татаро-монгольское иго, крепостное право, царский режим, сталинские репрессии, война, коммунистические догмы - все это столетиями оказывало особое давление на русского человека и формировало неконструктивные социальные установки и склонность к отчуждению во взаимоотношениях, сплавляя ее с эмоциями страха, вины, стыда, обиды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.006 с.) |