Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 7. Возлюбить ближнего своегоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача этого урока - расширение рамок позитивного видения и безусловного принятия другого человека. Главная причина непродуктивного стиля общения не в том, что мир плох, вы не в порядке или ваш партнер чего-то не понимает. Все дело в ограничениях позитивного видения мира, себя самого и партнера, которое является следствием идентификации с деструктивными моделями семьи и социума, искажающими адекватное восприятие действительности вообще и любой конкретной ситуации общения в частности. Расширяя позитивное восприятие действительности, важно научиться терпимости и позитивному восприятию разнообразных жизненных ситуаций, даже негативных. Вместо того чтобы бесконечно говорить о недостатках, ошибках, нежелательных последствиях и вообще о том, что неправильно, лучше осознавать и замечать хорошее - каждый день, час, минуту. Чтобы вернуть себе способность видеть в жизни хорошее, необходимо намеренно отрицать негативную реальность, которая присутствует, и поверить: в действительности все, что нас окружает, - это то, что мы думаем, воображаем, представляем, т.е. сами создаем в своих мыслях - о себе, своей семье, друзьях и коллегах. Сначала мы создаем образ, представление, а потом совершаем задуманное в жизни, в реальности. Сами, как захотим и соизволим. А раз так, то что мешает нам верить, думать и помнить: мы живем в совершенной Вселенной? Ведь именно вера и сила сознания несут дар совершенства или недуг беспомощности, всемогущество или никчемность. Ведь если мы оцениваем себя и других отрицательно, в сознании у нас живут только минусы, и они рано или поздно возвращаются к нам в виде неприятностей, критики, конфликтов. Вина и неуверенность педагога отражаются его учениками или начальством. Неуверенность ученика отражается учителем и оборачивается гневом или смущением. Сомнение и вина ребенка отражаются его учителями и приятелями и возвращаются назад, к ребенку. И так будет до тех пор, пока человеку не удается понять и изменить этот процесс. Мы можем найти альтернативу негативным суждениям, прошлым заблуждениям и использовать новые знания. Это реальный путь предотвратить конфликты и тягостные переживания. Жизнеутверждающая позитивная позиция обязательно отразится теми людьми, которые взаимодействуют с нами. Главное - начать видеть все с позитивной точки зрения, взглянуть на истинную реальность, а не на тень ее. Если мы найдем в себе силы занять такую позицию, то потом это сделают другие, потому что они всего лишь отражают нас. Позитивные или негативные результаты - всего лишь воплощение наших собственных планов, т. е. проявление предыдущей мыслительной активности. Если человек боится экономических потрясений или ожидает критики, он обязательно попадет в затруднительную ситуацию. Если мы хотим подняться к вершинам собственного потенциала, нужно научиться видеть себя и других «без тени». Изменяя негативное восприятие ситуации и партнеров на позитивное, важно развести оценку личности человека и его стиля общения. Негативными признаются стратегии контакта и эмоции; личность же, с которой мы конфликтуем, позитивна по своей изначальной сути. Подчеркнуть и усилить это ощущение можно, используя соучастную стратегию контакта: модели побуждения, поощрения, понимания, принятия и прощения, т.е. «язык доверия». «Язык доверия» можно назвать терапевтической коммуникацией - потому что общение, построенное на доверии, лечит людей. Оно улучшает самочувствие, увеличивает чувство собственного достоинства и самооценку, снижает уровень тревожности, способствует развитию и конструктивным изменениям личности, воодушевляет на откровенность, помогает выразить свои чувства. «Язык недоверия», напротив, разрушителен. Он заставляет человека чувствовать себя виноватым, увеличивает ощущение неполноценности и низкую самооценку, блокирует развитие и конструктивные изменения, делая нас все более зависимыми от того, какие мы есть. Итак, настало время для ключевого вопроса: как создать доверие? Многие умеют делать это неосознанно. У кого не получается, можно научиться. Для начала можно предложить невербальную технику установления доверия. Техника установления доверия без слов состоит из шести шагов: 1 - проверить, доверяете ли вы человеку; 2 - проверить, доверяет ли человек вам; 3 - подстроиться под тон и темп голоса человека; 4 - установить соответствие дыханию человека; 5 - использовать соответствующий ритм движений; 6 - установить соответствие позе. Совершая первый шаг, необходимо проверить, доверяете ли вы человеку. Для начала просто спросите себя об этом, и если вы услышите твердый ответ «Да!» - все в порядке. Если же вы услышите несогласие, надо определить, что это за голос в вас и какая часть личности им говорит, выражая недоверие. И внимательно выслушайте ее аргументы, поблагодарив ее при этом за беспокойство, которое она проявляет, заботясь о вас. Может быть, вам удастся найти подходящие аргументы и убедить ее в обратном. Спросите голос, заявивший о недоверии: что вы можете сделать, чтобы могли поверить в человека? И сделайте то, что этот голос просит. Если это не помогает, попробуйте сделать что-то еще... Будьте гибкими. Не добившись согласия, лучше не продолжать общения с человеком. На втором шаге удостоверьтесь, доверяет ли человек вам. Доверие возможно лишь в состоянии «совместимости», «созвучности». Эти слова могут показаться слишком неопределенными. Но вспомните: нередко говорят, что люди «настроены на одну волну», «думают и чувствуют в унисон». Как узнать, что у вас есть доверие с человеком? По-разному: у одних людей появляется ощущение покоя, у других - чувство разделенного взаимопонимания. Проверить, доверяет ли вам человек, достаточно просто, если вы понимаете язык жестов и мимики. Ведь когда человек не доверяет, он и не расскажет о своих чувствах. Но мы можем узнать то, что хотим, научившись понимать его «язык тела» - бесценный и самый правдивый источник информации. Доверие, если оно есть, наполнит силой и уверенностью все тело - и это видно. Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова - именно такая осанка, да еще ритмичная, равномерная походка выдают человека открытого, у которого «душа нараспашку». Недоверие тоже имеет достаточно отчетливые знаки. Напряженная осанка, запрокинутая либо, наоборот, напряженно опущенная или втянутая в плечи голова - так выглядят люди, склонные к недоверию. У рук есть свои «доверительные» знаки: рука (иногда обе) на груди или прямо на сердце означает искренность чувств и высказываний; поднятая в приветственном салюте - знак, подчеркивающий равенство позиций; ладони, раскрывающиеся сверху вниз и вперед, - жест открытости; руки, мягко обнимающие друг друга сверху, - знак искренности; легкое прикосновение к руке или плечу партнера - жест близости. Недоверие и склонность к самозащите выражает поза, когда ладони рук вытягиваются вперед, а верхняя часть тела при этом отклоняется назад. Скрытые намерения выражают руки, сложенные в виде пирамиды. Однако самые верные знаки доверия - на лице: их трудно контролировать сознательно, а некоторые просто невозможно подделать. Прежде всего - глаза. Доверяющие - полностью открыты, моргают спокойно и довольно редко. При этом контакт глаз попеременный, прерывистый. Взгляд сбоку, отворачивание лица в сторону, глаза в землю - все это проявление тайного страха, скрытности: человек хочет спрятать свои чувства. Он может смотреть и прямо, но недоверие, если оно есть, чувствуется и в излишней твердости взгляда, и в легком отклонении головы и тела назад. Гримаса «горячо во рту» - типичный знак недоверия. Губы при этом слегка выдвинуты вперед, образуя чашу, голос приобретает гнусавые оттенки. Это похоже на то, как человек, взяв в рот горячую кашу, раздумывает: проглотить или подождать, пока остынет. Пустое, бесстрастное, как будто застывшее лицо - достаточно распространенный способ защиты от любой опасности, которая может последовать, если покажешь свои эмоции или выдашь желания. Так выглядит лицо подростка, скрывающего правду: он не доверяет взрослому, даже если тот страстно убеждает провинившегося, что в случае честного признания в совершении проступка не последует никакого наказания. Улыбка может помочь окончательно убедиться в искренности человека. Ведь это не только знак приветствия. Она достаточно откровенно сообщает, какую позицию способен занять человек в общении. Если он доверяет нам, чувствует себя уверенно, то улыбнется свободно и открыто; и, главное, естественно. При этом, в зависимости от ситуации, улыбающийся лишь слегка приподнимет уголки губ, или чуть-чуть обнажит верхний ряд зубов; или улыбнется широко, приоткрыв рот. Весьма выразительны глаза доверительно улыбающегося: они мягко светятся изнутри, уголки едва заметно приподнимаются, а легкая складочка на нижних веках завершает картину естественной, искренней улыбки. Если присмотреться внимательно, можно заметить, что все черты лица как будто устремлены вверх: сначала на долю секунды брови - вспышка признания и приветствия, а потом и глаза, и щеки, и губы, и даже подбородок искренне участвуют в радостном, открытом выражении чувств. Неподвижное лицо, избегание взгляда и отсутствие маленькой складочки под глазами безошибочно укажут, что такая улыбка фальшива, искусственна и означает притворную радость, а свои настоящие чувства человек при этом тщательно скрывает, потому что не доверяет собеседнику. Обычно недоверие связано и сопровождается аффективными реакциями гнева, подозрительности, а о тщательно скрываемой агрессивной угрозе может сообщить та же улыбка. При этом нижние зубы обнажены больше верхних, взгляд долгий и жесткий, глаза широко открыты, брови опущены и образуют одну горизонтальную линию. В более остром случае нижняя челюсть выдвигается вперед, поза напряжена, тело наклоняется к предполагаемой «жертве». Речь доверяющего ритмична и спокойна. В плавно изменяющихся высоте и тоне голоса, постоянных ритмических колебаниях мелодии звучат открытость и спонтанность чувств. Голос очень трудно подделать, фальшь легко улавливается: изменяются интонации, сбивается ритм, колеблется скорость. Речь становится прерывистой, неравномерной, либо монотонной, с металлическими нотками, либо излишне быстрой; громкой или совсем тихой. Если человек не доверяет вам, это достаточно серьезно, чтобы задуматься: что стоит за этим? Вопрос в лоб «Почему ты мне не доверяешь?» может остаться без ответа. Гораздо полезнее, заметив в поведении человека знаки недоверия, попытаться распознать внутреннее состояние, которое стоит за недоверием. Сигналы недоверия и тревоги сообщают, что человек обеспокоен, сомневается, раздумывает или ему требуется помощь. Стоит поразмыслить при этом, почему он встревожен, где прячется источник внутреннего напряжения. Имейте в виду: в большинстве случаев напряжение возникает, когда человек чувствует угрозу. Чувство внутренней незащищенности, переживаемое при этом, побуждает и маленьких, и взрослых к поиску защиты. У детей обычно множество причин, чтобы не доверять взрослым. Самая распространенная - страх осуждения, наказания или просто неосознанный «животный» страх, пережитый когда-то в прошлом, но сохранившийся в памяти. У каждого из нас есть такой страх, который побуждает вести себя нелепо, глупо, забыв о мудрости, взрослых силах и опыте. Еще одна типичная причина недоверия - наше неумение отделить «плохое поведение» от человека, который сам по себе заслуживает безусловного признания, особенно материнского. «Если я сделал что-то не так, я плохой («дурак», «кретин», «тюрьма по мне плачет» и пр. и пр.)» - мы усвоили это с детства. Стереотипы воспитания лишили нас права на негативные проявления. Они осуждаются. И это правильно, но давайте без ханжества признаем, что и лень, и ложь - самые большие грехи наших детей - весьма частые гости в нашем доме. И не только к детям они приходят, справедливости ради надо заметить. И не потому что мы или те, кто рядом, - плохие. Просто так человек устроен. И если уж мы действительно хотим доверия, надо признать за человеком (и за собой, впрочем, тоже) право на негативные проявления: лень, ложь, фальшь, трусость и прочие слабости, не говоря уже об ошибках. Все это имеет право быть просто потому, что оно уже есть. И само по себе не исчезнет; избавиться от всего этого можно, лишь идя по пути самосовершенствования и роста, опираясь на доверие окружающих. Осознание своего права на ошибку, признание такого права и за другими людьми не умаляют, а способствуют росту доверия; а вместе с ним - и ответственности за свое собственное поведение. Третий шаг - подстроиться под тон и темп голоса человека - требует освоения техники «зеркала». «Зеркало» - это установление соответствия и гармонии с поведением другого человека. Соответствие тону или темпу голоса партнера по общению - лучший путь установления доверия с собеседником. Тон голоса бывает высоким или низким, громким или мягким, тихим. Темп голоса бывает быстрым или медленным, с паузами или без пауз. Мы обычно следуем привычному для нас тону и темпу; но прислушайтесь - и вы заметите: если сами вы, к примеру, говорите тихо и медленно, громкая и быстрая манера собеседника будет вами восприниматься как нападение. А у него и в мыслях этого не было! Найдите голосовой «общий знаменатель»; большинство людей и не заметят, что кто-то подстраивается под их голос. Однако не перестарайтесь, подстраиваясь под партнера: резкая смена темпа и тона голоса может показаться ему и насмешкой. Делать это надо потихоньку, маленькими шажками, чтобы ваши «старания» не показались нарочитыми. Всякую технику можно использовать элегантно... Каждый может научиться настраиваться на тон и ритм голоса собеседника; следует лишь потренироваться в интонировании звуков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.013 с.) |