Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «В картинной галерее»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Представьте себе, что вы - в картинной галерее, в зале, где собрано множество удивительных портретов. Вот первый портрет. Внизу название: Заботящийся. Перед вами человек, который смысл всей своей жизни видел в заботе о других. В его осанке - натянутость, жесткость, за которыми скрываются стеснительность, скованность, действительная или мнимая неполноценность. Взгляд напряженно устремлен вперед и как бы говорит о готовности к интенсивной отдаче, напряженном внимании. Этот человек сидит, но как? Плотно сомкнув ноги и ступни в готовности в любой момент вскочить. Прижатые к телу руки компенсируют скрываемое чувство слабости и смущения. Улыбка и та неуверенная, робкая. Этот человек считает себя способным бескорыстно, безусловно любить. Он специально приобрел профессию, связанную с оказанием помощи людям. Мы не знаем, какую - сиделки, няни, работника дома престарелых, врача, медсестры, работника социальной службы, терапевта. Да это и неважно. В любом случае его самоотверженность порой такова, что никто не в состоянии ответить той же мерой. Такое поведение подпитывается бессознательными фантазиями: «Я должен отдать всего себя, и мне когда-нибудь воздается по заслугам, это должно обязательно произойти». И если этого не происходит, наступает день, когда им овладевает возмущение и обида на тех, кому так бескорыстно отдавал себя. Такой человек всегда находит тех, кому плохо и требуется помощь. Он все делает для других; но при этом не позволяет другим что-либо делать для него - ставя тем самым этих других в зависимость от себя. Вглядитесь внимательно в этот портрет. Нет ли в нем знакомых черт? Не создается ли у вас ощущения, что вы смотрите не на портрет, а в зеркало? Конечно, в целом это не вы, но... А впрочем, давайте перейдем к следующему портрету. Вот он. Называется Прячущийся. В напряженной осанке, плечах, спине, жестком наклоне головы - острая нервная настороженность. Увидев этого человека в движении, мы были бы поражены твердой порывистой походкой. Склонность именно к такой ходульной, неестественной походке, к торопливым, угловатым, неритмичным движениям - примитивной реакции защиты - угадывается даже сейчас, когда этот человек сидит. Обостренность чувств сквозит во всем: в скрещенных, плотно переплетенных ногах, судорожно сжимающих друг друга руках, побелевших от напряжения пальцах, в жестких складках на лбу, сжатом рте, «каменных» скулах. Особенно выразительны широко раскрытые глаза: они глядят на нас как бы сбоку, но при этом полны страха и желания спрятаться. Самосознание этого человека насквозь переполнено долгом. У него обязательства перед всем светом; вероятно, поэтому он изо всех сил старается быть незаметным. На работе стремится не «высовываться»; а поэтому выполняет все добросовестно «от сих и до сих», не нарываясь ни на хулу, ни на похвалу. В облике, в позе словно бы проступает склонность спрятаться. Иногда эта склонность может проявляться в желании замаскировать свое лицо волосами, очками, большим количеством грима. Такие люди избегают контактов, которые грозят сильными эмоциями. А теперь на минутку вообразите, что это не портрет, а зеркало. Узнаете ли вы себя?.. Нет, ни одной схожей черточки. Что ж, пойдем дальше... Вот совсем другой персонаж. Внизу название: Сильный. Он и в самом деле (на первый взгляд...) кажется сильным: расправленные плечи, выпяченная грудь, запрокинутая голова - вся поза как бы заявляет о желании предстать сильным и одновременно дать это заметить окружающим. Но за внешней натянутостью, жесткостью безуспешно прячутся чувствительность, агрессивная импульсивность и вспыльчивость, стремление самоутвердиться. Та же потребность в самоутверждении, демонстративность - в широко расставленных ногах, упирающихся в бедра руках. Портрет очень выразителен: чуть-чуть фантазии, и он оживает. Наш герой смотрит на нас сверху вниз; оценивающий, прямой, прищуренный взгляд пронзает нас холодом и надменностью, остро вырезанный, сжатый рот подчеркивает решимость и холодность. Промелькнувшая кривая улыбка-усмешка выдает внутреннюю противоречивость, склонность к отрицанию и обесцениванию... Хорош! Но он не желает, чтобы его рассматривали; как будто чувствует, что за деланным превосходством и высокомерием мы прочитаем тщательно скрываемую душевную надреснутость и подавление чувства неполноценности. Да, этот человек только демонстрирует силу, пряча внутреннее напряжение, переполняющее его тело и душу. У него нет другого выхода, он привык держать себя в руках и даже считает это своим достоинством, как, впрочем, и то, что он - человек долга. Роль сильного парня побуждает его «замораживать» боль и другие сильные чувства волевыми усилиями либо с помощью алкоголя, наркотиков, и т.п. Некоторые используют в качестве изоляционной подушки пищу. Еда может успокоить или уменьшить боль, но такое поведение, сходное с употреблением наркотиков, не решает проблем, а чаще создает новые. Это, конечно же, не ваш портрет... Хотя многие мужчины и даже женщины несут на себе крест «сильного парня», которого ничто не может вывести из себя. Гастрит, язва желудка, гипертония, инфаркт - их любимые болезни. А впрочем, давайте перейдем к другому портрету. Этот - под названием Инертный. Вялая осанка, склоненная голова выдают недостаток воли, твердости, самоконтроля. Поза такова, словно человек желает одного - чтобы его оставили в покое. Широко расставленные ноги, расслабленные руки, пальцы, вяло барабанящие по столу, - во всем незатронутость, незаинтересованность. В полуприкрытых глазах - душевная инертность, отсутствие интереса к миру... А вместе с тем нечто в выражении лица, в улыбке выдает наивную самовлюбленность и тщеславие... Если случится чудо и он встанет, то уйдет он от нас вразвалку, мягко покачиваясь. Мы услышим шарканье, увидим широкие округлые движения, а за ними - стремление приспособиться к миру и все ту же леность, пассивность. Этот человек не обременен тяжкой ношей долга. Он давным-давно отказался от этого чувства, убедившись в том, что все усилия тщетны: хорошим все равно не будешь. Гораздо проще сделать вид, что стараешься. А чтобы не уличили в пассивности, всегда можно, например, сказать: «У меня так болит голова - будьте ко мне снисходительны...» Самое удивительное, что головная (или любая другая) боль не выдумка, а реальность. Жизнь научила: когда заболеешь, это вызывает у окружающих, вечно чего-то от тебя ждущих и требующих, раскаяние и сожаление. Боль помогает получить награду: снисхождение, заботу, помощь. И требования, связанные с чувством долга, отступают. И в этом портрете вы не узнали себя? Увидели только черты некоторых своих знакомых, не правда ли? У нас остался последний портрет, с грустным названием: Безжизненный. Человек на холсте застыл в нерешительной позе, весь изогнутый, изломанный. Голова безнадежно свисает на грудь; впалая грудь почти не дышит, плечи согнуты под мучительной ношей, называемой жизнью. Левая рука беспомощно теребит край одежды, правая вяло свисает вдоль тела. Во всей позе — раздвоенность, отсутствие уверенности, замешательство, робость, как у не выучившего урок ученика, идущего к строгому учителю. В глазах - пустота, а на самом дне - стыд и стеснение. Лицо поражает своей горечью. Беспомощность и в опущенных уголках рта, и в страдальческой складке... Больно смотреть на такого человека... Он и сам, вероятно, думает: «Я не могу больше этого выносить, единственное, что может мне помочь, - это смерть». Он ощущает себя беспомощным, подавленным, он всего боится. Реальность тяжела; и он хочет умереть сам (уверен, что не достоин жить...) или мечтает о смерти своих обидчиков. Стремление к самоубийству - следствие чрезмерного контроля в жизни, т.е. все того же гипертрофированного до крайности чувства долга (которому просто невозможно соответствовать). Не в силах быть все время в неоплатном долгу, сгибаясь под невыносимой тяжестью непосильных обязанностей и требований, которые снова и снова предъявляет жизнь, человек начинает постоянно посещать кладбище, смотрит мрачные кинофильмы, читает о болезнях и смерти, причиняет себе физическую боль и повреждения или разрабатывает планы самоубийства. И если мы встречаемся с такими несчастными, не уходить нам надо, а попросить рассказать об этих мыслях, чувствах и поведении! Набраться терпения и выслушать или посоветовать найти профессиональную помощь психолога или психиатра немедленно - это альтернатива трагическому исходу.
На всех этих портретах - личности, чей стиль общения непродуктивен: как будто потеряно равновесие напряженности и расслабленности. Заботящийся, Прячущийся, Сильный крайне напряжены, а Инертный и Безжизненный чрезмерно расслаблены. Нервно-психический дисбаланс - главная причина их слабости (а именно слабость побуждает личность стараться занять позицию «над людьми» - именно с этого и начинается авторитарность). Истинной силой и здоровьем обладает тот, чьи процессы напряжения и расслабления находятся в гармонии, а любые воздействия окружающей среды, даже стрессовые, вызывают выносимое нервно-психическое напряжение: человек без лишней суеты решает возникшие проблемы; устает, но, отдохнув, полностью восстанавливает свои силы. Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется прежде всего подсознательно - в позах, жестах, мимике, интонациях голоса. Осознание и понимание этих «несловесных» знаков общения помогают людям в их стремлении к внутренней гармонии и продуктивному общению. Если вы узнали себя или своего клиента в каком-то из этих портретов, не приходите в отчаяние. Может быть, вы уже задавали себе мысленно вопросы: «Что же делать? Выберусь ли я когда-нибудь из этого? Если то, что есть, не годится, то какой образ может служить идеалом?» Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто имеет реальное представление о себе и ясное видение, каким он хочет стать в будущем. А путь к этим реальным представлениям и прокладывает нам рефлексия. В данный момент нас интересует невербальное проявление продуктивного стиля общения. Как распознать ту самую трудноуловимую гармонию напряжения и расслабленности? Что ж, перед вами еще один портрет. В непринужденной осанке, опущенных плечах, свободно поднятой голове - отражение уверенности в себе, открытости миру, интерес к жизни. Мы видим, что человек держится легко и просто; во всей его позе - внутренняя сила и уравновешенность. С ним приятно разговаривать, встречая в открытом спокойном взгляде и искренней улыбке интерес, внимание, признание, готовность к общению. Уметь так держаться - уже наполовину обеспечить себе успех в общении. Но все дело в том, что раскрепостить тело можно, лишь освободив душу...
Урок 3. В тупике проблем
Задача урока - осознание тупиков и проблем, связанных с непродуктивным стилем общения. Начнем с исповеди одного молодого человека. Назовем его Антон.
«Почему мне так плохо? Почему мне все время не везет? Я не хочу так жить! Мне кажется, я постепенно отмираю. Я замечаю, что уже очень давно не смеялся по-настоящему, легко и громко. Я, конечно, смеюсь. Причем часто. Но этот смех хуже слез. Я сам себе кажусь каким-то маленьким, ниже других и хуже всех. Такое ощущение, хотя это не так: я довольно рослый, метр семьдесят пять. Я не знаю, в чем причина и как избавиться от этого. Но я хочу снова научиться смеяться. Как я хочу наслаждаться жизнью, собой самим! Как я хочу ходить, расправив плечи, прислушиваться, принюхиваться к окружающему миру, ощущать свое собственное тело. Не хочу я ходить согбенным под тяжестью этой великой грусти. Я до того измотался, что уже не нахожу покоя. Я устал жить. Я боюсь людей. Они все хотят меня обидеть. Только и ждут случая, чтобы унизить, задеть или хотя бы ущипнуть. Я знаю это. Я их боюсь! Нет, я их просто ненавижу! Сволочи! Все сволочи! Я не хочу никого видеть. Не хочу! Как бы мне хотелось умереть... Но сам я не могу. Я знаю, я сам - дурак, кретин. Я сам - сволочь. У меня ничего не получается, я ничего не умею. За что же меня любить? Почему я как будто стыжусь людей, чувствую себя неловко? Такое чувство, что я каждому задолжал по сто рублей. Это они во всем виноваты. И я тоже! И я во всем виноват... Как я устал. Я не хочу жить. Сегодня напьюсь. Нет, тогда мне придется пить каждый день... Я любые деньги отдам, чтобы избавиться от самого себя, такого мрачного, безрадостного...»
Вы знаете, вероятно, как охотятся на волков. Достаточно охотникам окружить этих сильных и умных животных флажками, и их судьба предопределена. Веревка и флажки - казалось бы, мелочь; но волк в ловушке. Человек умнее; и поэтому, вероятно, способен создавать ловушки для самого себя. Давайте на примере Антона разберемся в сущности его внутреннего тупика. На вопрос рассказать о своем детстве Антон недоуменно пожимает плечами: «А что у меня было в детстве? Ничего особенного. Меня любили, жалели, ни за что не наказывали». Действительно, родители не наказывали Антона за ошибки, проказы, промахи. Если он совершал что-то недозволенное нечаянно или из детской шалости, папа говорил ему: «Не бойся, я никому не скажу!» Мама вела себя в подобной ситуации так же: «Об этой нашей тайне никто не узнает». Но маленький Антон мучительно переживал случившееся и нес в себе этот тяжкий груз вины и тайны вокруг нее. Страх нашептывал ему: «Все равно все обо всем узнают», до краев наполнял его душу и комом застревал в горле, не позволяя свободно дышать. Может быть, поэтому он рос ребенком слабым и болезненным... Еще Антон вспоминал, что родители часто ссорились, а он чувствовал себя неловко: «Мне казалось, что они из-за меня ссорятся, и я виноват в этом». «Бабушка всегда ругала папу за то, что он много ест. А я ел всегда всякие необычные вещи, все самое вкусное. И я всегда чувствовал себя неловко. Я не любил, когда кто-то видел, как я ем, особенно папа, мне было стыдно». Чувства страха, стыда, вины часто побуждают человека «не быть», «не жить». Неспроста в народе родились и живут выражения: «умереть со страха», «провалиться сквозь землю от стыда». Страх, стыд, чувство вины - самые главные источники отрицательного образа Я. Тому, кто пережил сильное эмоциональное потрясение однажды, трудно поверить, что он хороший, достойный любви, уважения, внимания. Так было и у Антона. Отсюда и его тенденции к уходу из жизни - через алкоголь, наркотики, попытки повеситься, болезни... Страх и агрессия, стыд и гнев, обида и вина - эти «чудовища» нападают на человека, опутывают его по рукам и ногам и уносят силы. В одиночестве или в тесном сговоре они выстраивают преграду и пропускают в сознание только негативные, «дурные» мысли. Непродуктивный стиль взаимодействия - это удел эмоционально закрепощенной личности. Чтобы определить, коснулось ли меня такое закрепощение, построил ли я «ловушку для самого себя», проанализируем свои внутренние трудности и проблемы, возникающие при взаимодействии с другими людьми. Здесь мы лишь перечислим эти трудности и проблемы, поскольку их анализ уже был приведен в главе, посвященной технологии идеального общения Ч. и Дж.Тойч: трудности с самовыражением, сокрытие своих истинных чувств и желаний; трудности с самоуважением; трудности с достижениями; трудности с друзьями и любимыми; трудности с интимными отношениями. Научившись «узнавать в лицо» признаки непродуктивного стиля взаимодействия: подавляющую и избегательную стратегию контакта; напряженность и интенсивные проявления страха, вины, обиды, стыда, раздражения; отчуждение во взаимоотношениях; затяжные конфликты; ощущение тупика, невозможности изменить ситуацию, осознаем теперь, что приводит нас к столь тягостным симптомам. Урок 4. Внутренний конфликт
Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам. Мы уже знаем: основными причинами непродуктивности стиля взаимодействия выступают: 1 - идентификация личности с неконструктивными, эмоционально насыщенными социальными установками семьи и других референтных для человека групп; 2 - отчуждение во взаимоотношениях, формирующее негативное представление о себе и других. Известно нам и то, что основной предпосылкой непродуктивности стиля взаимодействия выступает противоречивая природа личности. Противостояние неповторимой сущности человека и его общественного существования, единичного и всеобщего выступает источником внутреннего конфликта личности между стремлением отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума. Травмирующее состояние внутреннего конфликта обусловлено внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести социальные установки; к внешним - формирующие их отношения. До сравнительно недавнего времени конфликт было принято считать негативным явлением в системе человеческих взаимоотношений. Однако в последнее время в исследованиях наметилась новая тенденция. Конфликтное состояние системы межличностных отношений связывается с некоторой возможностью личностного развития и познания людьми друг друга. При этом разводятся понятия когнитивного и межличностного конфликтов. Подчеркивается: когнитивный конфликт, выполняющий позитивную функцию в группе, генерируя мыслительные процессы, превращается в межличностный конфликт в тех случаях, когда человек не способен осознать и аргументировать путь принятия решения, критерии выбора и еще когда он ощущает угрозу своей самооценке. Последнее положение позволяет утверждать: негативное представление о самом себе выступает достаточным основанием для экстраполяции внутреннего конфликта в пространство межличностного взаимодействия. При этом решающую роль играет самосознание, включающее в себя, согласно В.С. Мухиной, пять основных звеньев: осознание своего имени и физического облика; притязание на признание, чувство половой принадлежности (половая идентификация); психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности). Центральным звеном в структуре самосознания выступает притязание на признание. Нереализованная потребность в признании затрудняет продуктивное взаимодействие личности в группе, побуждая человека занимать позицию «выше» или «ниже» партнера, обусловливая, таким образом, один из основных критериев непродуктивности стиля взаимодействия[86]. Согласно Б.Ф. Поршневу, выбору человека «предшествует не только наличие двух объективных возможностей... в форме представлений, понятий или идей»; «вся тайна выбора состоит в том, что ему предшествует сосуществование в субъекте обоих исключающих друг друга тенденций»[87]. Считая функцию выбора основой личности, Б.Ф. Поршнев утверждает, что всякому новому выбору предшествует состояние «дипластии» - «одновременности, единства двух психических элементов» - состояние, подобное равновесию, побуждающее личность к раздвоению. Это состояние в легкой, кратковременной форме, свойственное каждому нормальному человеку, «психологически проявляется во внутреннем диалоге, во внутреннем разладе», который при переходе в действие «поневоле превращается в антагонизм»[88]. Разрушение дипластии, согласно Б.Ф. Поршневу, происходит посредством выбора: одна из возможностей отвергается, подавляется, а другая, высвобождаясь, становится предпочитаемой. Выбор, таким образом, осуществляется посредством отрицания «плохого» и предпочтения «хорошего». Следуя этой логике, можно предположить: взаимодействуя с другими, человек с негативным представлением о себе самом сделает выбор в пользу другого человека, подавляя свои собственные потребности. И наоборот, человек с негативными представлениями о других совершит выбор в свою пользу, отвергая нужды партнера. Негативные представления о себе и о других людях провоцируют, на наш взгляд, затяжной внутренний конфликт, который дезорганизует всю систему взаимодействий человека с другими людьми. Итак, конфликт между стремлением человека быть самим собой, отстоять свою позицию и необходимостью или стремлением быть «социальной единицей», соответствовать требованиям и нормам социума свойственен каждому человеку. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, взаимодействуя с другими. Осознание указанного конфликта обнаруживает и снижает негативные проявления сопутствующих ему внутренних процессов: сомнения и неуверенности в себе, неспособности отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживаний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева. Таким образом, предотвратить переход от нормального конфликтного существования к болезненному конфликтному сосуществованию поможет рефлексия. Обратимся снова к ее урокам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.013 с.) |