Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу «ИНТЕРактиВ»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель дискуссии – выяснить, используют ли преподаватели права интерактивные методики, готовы ли они их использовать, каково их отношение к ним, как они оценивают эффективность интерактивных методик в процессе обучения праву и др. Постановка проблемы: «Готовы ли Вы применять интерактивные методики на уроках права?» План проведения дискуссии: 1. Представление темы ток-шоу и его ведущего (как мотивация будет разыграна сценка, демонстрирующая интерактивный метод, с использованием элемента юмора). 2. Представление экспертов (3–5 человек из числа ведущих конференции, наиболее компетентных и авторитетных). 3. Сообщение правил ток-шоу: – высказывания экспертов по проблеме (2–3 минуты каждый), краткое обсуждение; – предоставление ведущим слова зрителям (участники и ведущие конференции); – зрители получают слово только после поднятия руки (возможно использование «жетонов на выступление» для ограничения наиболее активных и стимулирования стеснительных зрителей); – зрители могут высказывать свое мнение или задавать вопросы экспертам (но не дольше 1 мин.) – ведущий и эксперт могут задавать вопросы, уточнять; – ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени; – эксперты отвечают на вопросы максимально конкретно и кратко. 4. Вопросы зрителей и ведущего к экспертам. 5. Попросить зрителей записать оставшиеся вопросы, на которые не хватило времени, и передать экспертам. 6. Благодарность экспертам и зрителям за участие в ток-шоу. 7. Подведение итогов дискуссии, формы ее проведения. Анализ использования ток-шоу как одного из интерактивных методов. Вопросы для дискуссии: 1. Что Вы понимаете под термином «интерактивные методы обучения»? 2. Использовали ли Вы интерактивные методики в своей профессиональной деятельности, как часто и в каких формах? 3. Как Вы оцениваете степень полезности использования данных методик? 4. Какими методическими пособиями Вы пользуетесь при подготовке занятий с использованием интерактивных методик? 5. Изменилось ли отношение учащихся к предмету, степень их заинтересованности, атмосфера в классе? 6. С какими трудностями Вы сталкиваетесь, используя данные методы? 7. Какая помощь необходима Вам для начала использования данных методов, повышения уровня мастерства? 8. Какие положительные моменты Вы можете выделить при использовании интерактивных методик? 9. Какие отрицательные моменты можно выделить при использовании интерактивных методик? 10. Какова роль преподавателя при обучении с использованием интерактивных методик? 11. Согласны ли Вы с утверждением, что интерактивные методы обучения способствуют формированию навыков и умений, создают атмосферу сотрудничества, позволяют педагогу стать лидером и партнером в образовательном процессе?
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРаВУ
Материалы Всероссийской научно-методической конференции
Редактор Н.И. Вострикова Компьютерная верстка – В.В. Немытин Подписано в печать 14.01.08 г. Формат 70х100 1/8. Усл. печ. л. 16,12. Уч.-изд. л. 6,53. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Тираж 500. Заказ
Издательство «Научная книга» 410031, г. Саратов, ул. Московская, 35 Отпечатано в типографии ООО «ИППОЛиТ-XXI век». 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 79/85. Тел.: (845-2) 59-06-69, 50-69-79, 70-24-32
[1] * Заместитель председателя Совета института, директор Центра клинического юридического образования, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского института права им. Принца [2]1 «Я хочу, чтобы вы помнили, что слова обладают теми значениями, которые мы им даем; а мы даем им значение посредством объяснений. Я могу дать определение слова и употреблять это слово в соответствии с этим определением, или те, кто научил меня употреблению этого слова, могут дать мне его объяснение, которое, когда нас спрашивают, мы готовы дать, т.е. если мы готовы дать некое определение, но в большинстве случаев мы не готовы. В этом смысле многие слова не имеют строгого значения». Витгенштейн Л. Голубая книга // Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. С. 369.
[3] «Общество само создает свой символизм, однако не пользуется при этом абсолютной свободой. Символизм сцеплен с природой, сцеплен с историей (с тем, что уже существует) и, наконец, он причастен рациональному. В результате возникают такие цепочки означающих, отношения между означающим и означаемым, связи и последствия, которые не предполагались и которые невозможно было предвидеть». Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис, Логос, 2003. С. 142. [4] «Именно из агональной сущности правового спора проистекает все дальнейшее развитие, и этот состязательный характер продолжает жить в нем и поныне… Судебная тяжба есть борьба, спор о справедливости и несправедливости, вине и невиновности, о победе и поражении…». Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: АСТ, 2004. С. 130. [5] «Любой институт функционирует отчасти как игра, он и сам представляет собой игру, которую надо было учредить, основать на новых принципах и которой пришлось вытеснить более старую игру… Принципы, управляющие различными видами игр, – случайность или ловкость, удача или доказанное превосходство, – проявляются и вне замкнутого мирка игры. Следует лишь помнить, что в нем они властвуют безраздельно, не встречая никакого сопротивления, словно это какой-то фиктивный, нематериальный и невесомый мир, тогда как в сложном, запутанном мире реальных человеческих отношений их действие никогда не бывает обособленным, всевластным, заранее ограниченным: оно влечет за собой неизбежные последствия. На благо или во зло, но оно обладает естественной продуктивностью. Однако в обоих случаях работают одни и те же движущие силы, и их можно определить: – потребность в самоутверждении, желании показать себя самым лучшим образом; – любовь к соперничеству, к рекордам или просто к преодолению трудностей; – ожидание милостей судьбы или погоня за ними; – удовольствие от тайны, притворства, переоблачения; – удовольствие испытывать страх или внушать его другим; – стремление к повтору, к симметрии или же, напротив, радость импровизировать, выдумывать, бесконечно варьировать решения; – радость от выяснения тайн, разгадывания загадок; – удовлетворение, доставляемое любым комбинаторным искусством; – желание испытать себя, соревнуясь в силе, ловкости, скорости, выносливости, устойчивости, изобретательности; – разработка правил и кодексов, обязанность их соблюдать, соблазн их обойти; – наконец, опьянение и упоение, стремление к экстазу, желание пережить сладостную панику». Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. С. 93–94. [6] Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. М.: Просвещение, 2007. С. 202. [7] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. С. 234. [8] «В моральном отношении многие молодые люди пребывают в темном лесу. Они не терпят предъявления к ним этических требований, принимая их за посягательства на личную свободу. Они считают, что их права как человеческих особей включают право “создавать свои собственные ценности”, но не могут объяснить, что это значит, помимо права поступать как заблагорассудится. Они, похоже, не могут уловить идею, что “ценности” подразумевают некий принцип морального обязательства. Они утверждают, что ничего не должны “обществу”, – и эта абстракция властвует над их попытками размышлять о социальных и моральных вопросах. Если они приспосабливаются к общественным ожиданиям, то лишь потому, что приспособленчество вызывает наименьшее сопротивление». Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Логос, Прогресс, 2002. С. 144. [9] «На наш взгляд, можно доказать, что между демонстрацией ошибочности социальных убеждений и практическими последствиями трансформации деятельности, связанной с этими убеждениями, существует неслучайное отношение. Критика убеждений логически подразумевает осуждение любой деятельности или установленного порядка, осуществляемых на основе этих убеждений, и обладает непреодолимой мотивационной силой, ибо является причиной действия. Там, где рассматриваемое убеждение характеризует элемент или аспект поведения в отношении к естественному миру, демонстрация его ошибочности (при прочих равных условиях) мотивирует субъекта деятельности изменить свое поведение соответствующим образом. Если этого не происходит, можно предположить, что в сознании субъекта деятельности доминируют другие рассуждения, что последствия ошибочности убеждений понимаются неверно или что на самом деле актор не признает, что его убеждения действительно ошибочны. В отличие от тех убеждений, которые относятся к природе, убеждения социальные есть образующие элементы того, о чем они повествуют. Из этого следует, что (при прочих равных условиях) критика ошибочных убеждений есть практическое вмешательство в общество, политическое явление в широком смысле этого слова». Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005. С. 458. [10] «Школа является школой Государства, в которой из молодых людей делают креатуры Государства, т. е. ничто иное, как подпорки Государства. Когда я входил в школу, я входил в государство, и раз государство разрушает все живое, то я входил в учреждение по разрушению живых существ. <...> Государство силой заставило меня – впрочем, как и всех других, – войти в него и сделало меня послушным ему, оно сделало из меня этатизированного человека; человека, подчиняющегося правилам и зарегистрированного, вымуштрованного и дипломированного, испорченного и подавленного, как и все другие. Когда мы видим людей, мы видим только этатизированных людей – слуг государства; на протяжении всей своей жизни они служат государству, а следовательно, они посвятили всю свою жизнь чему-то противоестественному». Bernhard T. Maоtre anciens. Paris: Gallimard, 1988. P. 34. (Цит. по: Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. С. 125). [11] «Юристы могут быть революционерами. Мартин Лютер Кинг призывал каждого из нас объединиться в проведении радикальной революции ценностей и преодолении расизма, материализма и милитаризма. Он не говорил, что его призыв обращен ко всем, кроме юристов. Он также не призывал нас лишь слегка реформировать расизм, материализм и милитаризм. Революционеров призывают не просто для того, чтобы испытать пределы существующей правовой системы или реформировать действующее законодательство, но также для того, чтобы присоединиться к слому несправедливых структур и систем, к тому, чтобы вырвать их с корнями. Мы призваны заменить их новыми системами, основанными на честности и справедливости. Это правда, что юристы редко бывают революционерами. На самом деле, сама эта идея может показаться оксюмороном (как, например, и корпоративная этика), но некоторые люди являются, а некоторые могут стать революционными юристами. Наша профессия, по природе своей практики, – первая в мире профессия, которая оберегает и защищает машины, компьютеры, мотивы обогащения и права собственности, так правильно осуждавшиеся доктором Кингом. Мы используем наше образование, благополучие и статус в обществе для ведения коммерции без совести, для накопления богатства без ответственности и обслуживаем потребности корпораций прежде, чем права и потребности людей. И все-таки некоторые юристы могут быть революционерами». Quigley W.P. [12] «Образование юридического поля невозможно без установления монополии профессионалов на производство и коммерциализацию той особой категории товаров, какой являются юридические услуги. Юридическая компетенция представляет собой специфическую власть, позволяющую контролировать доступ в юридическое поле, определяя, какие конфликты заслуживают того, чтобы туда войти, и в какую форму они должны быть облечены… Корпорация профессионалов, обладающая монополией на инструменты юридического конструирования, или по сути своей – присвоения, гарантирует каждому из своих членов получение прибыли, значительность которой зависит от степени, в какой она может контролировать производство производителей, т.е. обучение (посвящение [в профессию] при помощи вуза) агентов, юридически уполномоченных продавать юридические услуги, и тем самым – контролировать рынок предложения юридических услуг». Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 99–100. «Инвестиции в правовые услуги направляются частными выгодами от этих услуг, а не социальными выгодами… В исследовании, проведенном выдающимися экономистами, было обнаружено (после введения поправок на другие факторы), что экономический рост в стране положительно взаимосвязан с числом инженеров и обратно взаимосвязан с числом адвокатов. Объяснение авторов состоит в том, что инженеры создают благосостояние путем изобретения методов снижения издержек или улучшения качества продуктов, а адвокаты производят перераспределение богатства. Однако, как мы знаем, защита прав собственности является фундаментальным фактором создания благосостояния и адвокаты играют важную роль в этой защите. Они также вносят вклад в создание нерыночных благ… таких, как чистый воздух и вода… защита гражданских свобод... спокойствие духа, возникающее из знания о существовании механизма защиты чьих-либо прав». Познер Р.А. Экономический анализ права. СПб: Экономическая школа, 2004. Т. 2. С. 794–796. «Мы утратили своеобразные независимые промежуточные ассоциации, прославлявшиеся Токвилем и обладавшие собственными внутренними стандартами и представлениями о чести. В качестве примера на ум приходит нечто вроде юридических гильдий. Сейчас правовой сектор стал полностью демократическим и рыночным. Юристы не имеют никакой по-настоящему независимой роли, как мы видели во время скандала с «Энрон» в Соединенных Штатах… Имеется общая проблема переоценки демократического процесса и зачарованности его легитимностью, а также недооценки других элементов общества, которые способствуют построению либеральной демократии». Закария Ф. Нелиберальная демократия пять лет спустя: судьба демократии в двадцать первом веке // Логос. 2004. № 2(42). С. 75. [13] «Общества, предпочитающие не замечать происходящих перемен, окажутся не более успешными, чем недоучившиеся школьники, надеющиеся конкурировать с профессорами… Критерием “приспособленности” к его [складывающегося ныне мира] формирующимся реалиям выступает понимание вторичности материалистических ценностей и переориентация на задачи развития человеческих способностей как основного ресурса нового времени. И приходится с сожалением констатировать, что наша страна в очередной раз осознанно и добровольно избрала путь, прямо противоположный по своему направлению основной тенденции мирового развития». Иноземцев В.Л. On modern inequality. Социобиологическая природа противоречий XXI века // Постчеловечество. М.: Алгоритм, 2007. [14] См. Stuckey R. and others. Best practices for Legal Education: A Vision and a Road Map. – Clinical Legal Education Association, 2007; Educating Lawyers: Preparation for the Profession of Law. – Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. 2007. В итоговых документах масштабных исследований деятельности школ права речь идет в том числе, о необходимости широкого внедрения контекстуального и практического (клинического) обучения наряду с традиционными методами, основанными на диалоге и анализе казусов как части широкой программы изменений юридического образования в ответ на потребности профессионального сообщества и общества в целом. [15] «В наше время широта образования и формирование критического мышления вновь выходят на первый план среди задач университета… Нам предстоит вновь исследовать основания собственного мышления и заново продумать проект будущего, а в такое время узость взгляда становится недопустимой… Он [университет-фабрика, университет-супермаркет как аналог индустриального общества] был приспособлен как к темпам его развития, так и к типу личности, востребованному им. Для этого типа было характерно растворение индивида в социальной функции, иначе говоря, мышление в рациональном пространстве классов и преобладание логики нарицательных имен. В постиндустриальном обществе формы организации множеств претерпевают изменения. Сегодня общество все в большей степени основывается на принципе неэквивалентности и невзаимозаменяемости индивидов. Личность человека не может быть сведена к его социальной функции. Общество становится не классоцентричным, но антропоцентричным. Логический баланс современного мышления сдвигается в сторону логики имен собственных. Профессия перестает структурировать человеческую личность. Напротив, уникальные человеческие личности создают для себя индивидуальные, подвижные и локальные сферы занятости, по-новому, но гораздо менее жестко и однозначно интегрируемые в социальное целое… Студент с университетской скамьи приучается делать самостоятельный выбор… и нести за него ответственность... Более того, он формирует собственную личность и собственное мышление, приучается смотреть на мир под углом зрения разных дисциплин и не сводить решение комплексных жизненных проблем к готовым частичным рецептам. Со своей стороны преподавание, основанное на интерактивных методах, приучает студента не столько усваивать готовое знание, сколько конструировать свое собственное понимание мира. Это продолжает традицию гумбольдтовского университета, отодвинутую на задний план в эпоху преобладания университета-фабрики. Речь, таким образом, идет о культурно-антропологическом идеале личности, развивающем традиции европейского гуманизма, но существенно отличном от функциональной модели личности, свойственной индустриальному обществу». Копосов Н.Е. От социальных наук к свободным искусствам // Хватит убивать кошек! Критика социальных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 237–238. [16] «Постоянная и непрерывная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные привычки из блага в обузу и быстро сокращает срок жизни полезных навыков, которые нередко теряют свою применимость и полезность за более короткий срок, нежели тот, что требуется на их усвоение и подтверждение университетским дипломом. В таких условиях краткосрочная профессиональная подготовка, пройденная на рабочем месте под руководством работодателей, ориентированная непосредственно на конкретные виды деятельности, а также гибкие курсы и быстро обновляющиеся наборы материалов для самоподготовки, предлагающиеся на рынке без посредничества университетов, становятся более привлекательными (и, признаем, достойными предпочтения), нежели полноценное университетское образование, которое не способно сегодня обещать, не говоря о том, чтобы гарантировать пожизненную карьеру». Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. С. 165. [17] Доклад Общественной палаты Российской Федерации // Версия Кузьминова-Якобсона. Ъ-ONLINE. 24.09.2007. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=807796 [18] Глакман М. (цит. по: Эко У. На плечах великанов // Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. С. 552). [19] * Научный директор МРОО «Центр содействия правовой реформе», доктор юридических наук, профессор. [20]1 В этой связи Центром содействия правовой реформе совместно с Центром социальной политики и гендерных исследований проводились социологические исследования, в ходе которых анализировалась мотивация студентов-стажеров юридической клиники в такого рода деятельности. [21]* Координатор проектов Региональной общественной организации «Открытая юридическая клиника Санкт-Петербурга», куратор юридической клиники. [22]* И.о. заведующего кафедрой российского и международного частного права Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат юридических наук, доцент. [23]* Заведующая Лабораторией клинических методов обучения юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета (СевКавГТУ). [24] * Руководитель юридической клиники АНО «Псковский городской Центр правового образования и воспитания молодежи». [25] * Управляющая Общественной приемной Уполномоченного по правам человека в Свердловской области–юридической консультации НОУ ВПО «Гуманитарный университет» (г. Екатеринбург). [26] * Доцент кафедры специальных дисциплин Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. [27] ** Старший преподаватель кафедры уголовного права Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук [28] * Заведующая учебной лабораторией «Юридическая клиника» юридического факультета Белорусского государственного университета. [29] * Старший преподаватель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, заведующая юридической клиникой Института внешнеэкономических отношений и права УрГЮА, кандидат юридических наук. [30] * Доцент кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета, куратор учебной лаборатории «Юридическая клиника БГУ», кандидат юридических наук. [31] * Доцент кафедры международного права Юридического факультета Сибирского федерального университета, кандидат юридических наук. [32] В рамках презентации участникам выдается краткий обзор для ознакомления. [33] Если количество слушателей больше 15 человек, то групп делается больше, но непременным условием остается задание по применению судом различных видов международно-правовых норм. В таком случае делается по 2 комплекта задач, в которых суд применяет международные договоры, международные обычаи и решения международных судебных органов. [34]* Заместитель декана факультета подготовки и повышения квалификации судейских кадров Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук. [35]1 См.: Добрынина С. Судья в позе лотоса // Российская газета. 2006. 19 сент. [36]2 См.: Рац М. Комментарий // http://v2.circle.ru/disclub/10/7 [37]3 См.: Рац М.В. Методология: младшая сестра науки или ее мать? // http://www.ng.ru/science/2004-02-11/14_methodology.html [38] http://method-modern.livejournal.com [39] Новый факультет УрГЮА станет первым в России // Юрист. 2006. Сент. [40] См.: Добрынина С. Судья в позе лотоса // Российская газета. 2006. 19 сент. [41] См.: Рац М.В. Методология: младшая сестра науки или ее мать? // http://www.ng.ru/science/2004-02-11/14_methodology.html
[42]* Доцент кафедры трудового права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат юридических наук.
[43]* Профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного экономического университета, доктор юридических наук. [44] ** Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук. [45] *** Старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук. [46] **** Преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук.
[47] * Заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
[48] ** Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, кандидат юридических наук.
[49]* Заместитель декана по международным связям, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Института права и предпринимательства Архангельского государственного технического университета, кандидат юридических наук.
[50] * Доцент Тверского государственного университета, кандидат юридических наук. [51] ** Слушатель факультета права Московской высшей школы социальных и экономических наук. [52]1 Научно-практический семинар «Правовая природа опционного договора». Москва, Российская школа частного права, 30 марта 2006 г.
[53]* Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Российской академии Минюста России (филиал в г. Санкт-Петербурге). [54]1 См.: Дуленков В.Б. Как составить договор. М., 2005.
[55]* И.о. заведующего кафедрой российского и международного частного права Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат юридических наук, доцент.
[56]** Адвокат Адвокатской палаты Саратовской области.
[57] * Заведующая кафедрой публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор юридических наук, профессор.
[58] ** Заведующий кафедрой правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор юридических наук, профессор.
[59] * Старший преподаватель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, заведующая юридической клиникой Института внешнеэкономических отношений и права УрГЮА, кандидат юридических наук. [60]1 Свидетельство о расторжении брака; договор купли-продажи садового участка с домом; паспорт ТС на автомобиль; свидетельство о регистрации ТС на автомобиль.
[61] Студентам дается список нормативного материала и практики.
[62] * Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, кандидат юридических наук.
[63]* Старший преподаватель Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук.
[64]* Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, кандидат юридических наук.
[65] * Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, руководитель юридической клиники. [66] ** Ассистент кафедры гражданского права и процесса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, администратор юридической клиники по гражданскому праву. [67] *** Студент 5-го курса Института истории и права Хакасского государственного университета
[68] * Преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, куратор юридической клиники Белорусского государственного экономического университета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.011 с.) |