Методика критического мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика критического мышления



В современном учебном заведении преподавателями используется множество различных методов обучения. Одной из интересных и популярных методик является «критическое мышление». Она включает себя три обязательных этапа проведения занятия.

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у обучаемого знания по данной теме или проблеме;

– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;

– побудить обучаемого к активной работе на занятии и дома.

На данной стадии можно использовать такой прием, как «корзина идей, понятии». Он предназначен для организации работы именно на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у обучаемых опыта и знаний. Его использование позволяет выяснить, что знают или думают студенты по теме занятия.

1. Задается вопрос о том, что известно студентам по теме занятия.

2. Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает. Данная работа индивидуальна и ее продолжительность не должна быть более 1–3 мин.

3. Затем происходит обмен информацией в парах или малых группах (групповая работа). Время на обсуждение дается не более 3 мин.

4. Далее каждая группа или пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя при этом ранее сказанного.

5. Преподаватель на доске составляет «корзину идей, сведений». Эти высказывания не комментируются даже в том случае, если они ошибочны. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты, мнения, проблемы и понятия могут быть связаны в логические цепи.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет студенту получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Здесь можно использовать такой прием как «инсерт или пометки на полях», который позволит студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. При этом студентов надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у обучаемого представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным обучаемому и требует дополнительных сведений, а также вызывает желание узнать какие-либо подробности.

Данный прием требует от студента активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание и восприятие информации в процессе чтения текста. Следует отметить, что студенты, как правило, при обычном прочтении текста пропускают то, что им непонятно. При маркировании текста знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

От преподавателя использование этого приема требует предварительного определения текста для чтения с пометками, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков, а также четко обозначить время, отведенное для работы с текстом, и следить за регламентом.

Следующим этапом стадии осмысления является заполнение таблицы, в которую кратко необходимо занести информацию, ранее отмеченную в тексте. Такая работа является индивидуальной и четко определенной по времени. Затем студенты обсуждают таблицу в группах или паре. В ходе обсуждения можно присваивать идеи, записывать в таблицу новые, неотмеченные факты и высказывания. Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что на уроке, будь то лекция или семинарское занятие, времени для вопросов студентов не остается вовсе. Результатом этого становится неумение, а в некоторых случаях страх студентов задавать вопросы, выяснять подробности и т.д. Поэтому знак «вопрос» весьма важен при изучении и анализе материала. Вопросы, которые задаются студентами, помогают им осознать, что знания, получаемые на уроке, не конечны. Это стимулирует их к поиску ответа на вопросы, познанию новой информации, изучению дополнительной литературы и т.д.

Третья стадия – рефлексия. В результате этой стадиистуденты получаютцелостное осмысление, обобщение полученной информации, присваивают новое знание и формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Поэтому студенту можно предложить написать эссе или синквейн. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал или полученную информацию. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

в первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна;

во второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

в третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

в четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы;

последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, средства творческой выразительности. Он также помогает преподавателю оценить словарный багаж студента.

Данная методика допускает наличие ошибок в рассуждениях студентов, поскольку они исправляются в ходе занятия. Приветствуется также и «списывание» (присвоение чужой идеи). В этом случае сам студент видит, где он допускает ошибки, где он был невнимателен и т.д. Таким образом, он учится ответственнее подходить к работе с текстом.

Такая методика может быть использована на семинарах, в редких случаях и при проведении лекционных занятий. Одной из положительных черт представленного способа является его оригинальность. Это нравится студентам: они охотнее втягиваются в обсуждение как с сокурсниками, так и с преподавателем, им интереснее самостоятельно работать с текстом, делать собственные выводы, писать стихи, задавать вопросы. При использовании именно такого метода обучения студенты усваивают больше материала и, что наиболее важно, учатся критически оценивать получаемую информацию.

С.В. Юношев* [64]

Деловая игра «Учебный уголовный процесс»:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.179.191 (0.006 с.)