Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика критического мышленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современном учебном заведении преподавателями используется множество различных методов обучения. Одной из интересных и популярных методик является «критическое мышление». Она включает себя три обязательных этапа проведения занятия. Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет: – актуализировать и обобщить имеющиеся у обучаемого знания по данной теме или проблеме; – вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности; – побудить обучаемого к активной работе на занятии и дома. На данной стадии можно использовать такой прием, как «корзина идей, понятии». Он предназначен для организации работы именно на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у обучаемых опыта и знаний. Его использование позволяет выяснить, что знают или думают студенты по теме занятия. 1. Задается вопрос о том, что известно студентам по теме занятия. 2. Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает. Данная работа индивидуальна и ее продолжительность не должна быть более 1–3 мин. 3. Затем происходит обмен информацией в парах или малых группах (групповая работа). Время на обсуждение дается не более 3 мин. 4. Далее каждая группа или пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя при этом ранее сказанного. 5. Преподаватель на доске составляет «корзину идей, сведений». Эти высказывания не комментируются даже в том случае, если они ошибочны. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты, мнения, проблемы и понятия могут быть связаны в логические цепи. Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет студенту получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Здесь можно использовать такой прием как «инсерт или пометки на полях», который позволит студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. При этом студентов надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у обучаемого представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным обучаемому и требует дополнительных сведений, а также вызывает желание узнать какие-либо подробности. Данный прием требует от студента активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание и восприятие информации в процессе чтения текста. Следует отметить, что студенты, как правило, при обычном прочтении текста пропускают то, что им непонятно. При маркировании текста знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. От преподавателя использование этого приема требует предварительного определения текста для чтения с пометками, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков, а также четко обозначить время, отведенное для работы с текстом, и следить за регламентом. Следующим этапом стадии осмысления является заполнение таблицы, в которую кратко необходимо занести информацию, ранее отмеченную в тексте. Такая работа является индивидуальной и четко определенной по времени. Затем студенты обсуждают таблицу в группах или паре. В ходе обсуждения можно присваивать идеи, записывать в таблицу новые, неотмеченные факты и высказывания. Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что на уроке, будь то лекция или семинарское занятие, времени для вопросов студентов не остается вовсе. Результатом этого становится неумение, а в некоторых случаях страх студентов задавать вопросы, выяснять подробности и т.д. Поэтому знак «вопрос» весьма важен при изучении и анализе материала. Вопросы, которые задаются студентами, помогают им осознать, что знания, получаемые на уроке, не конечны. Это стимулирует их к поиску ответа на вопросы, познанию новой информации, изучению дополнительной литературы и т.д. Третья стадия – рефлексия. В результате этой стадиистуденты получаютцелостное осмысление, обобщение полученной информации, присваивают новое знание и формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Поэтому студенту можно предложить написать эссе или синквейн. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал или полученную информацию. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: в первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна; во второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; в третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; в четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы; последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, средства творческой выразительности. Он также помогает преподавателю оценить словарный багаж студента. Данная методика допускает наличие ошибок в рассуждениях студентов, поскольку они исправляются в ходе занятия. Приветствуется также и «списывание» (присвоение чужой идеи). В этом случае сам студент видит, где он допускает ошибки, где он был невнимателен и т.д. Таким образом, он учится ответственнее подходить к работе с текстом. Такая методика может быть использована на семинарах, в редких случаях и при проведении лекционных занятий. Одной из положительных черт представленного способа является его оригинальность. Это нравится студентам: они охотнее втягиваются в обсуждение как с сокурсниками, так и с преподавателем, им интереснее самостоятельно работать с текстом, делать собственные выводы, писать стихи, задавать вопросы. При использовании именно такого метода обучения студенты усваивают больше материала и, что наиболее важно, учатся критически оценивать получаемую информацию. С.В. Юношев* [64] Деловая игра «Учебный уголовный процесс»:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.146 (0.006 с.) |