Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция, организация и проведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реализация правовой реформы в нашей стране предусматривает решение в качестве одной из первоочередных проблем подготовку высококвалифицированных юридических кадров, без которых достижение поставленных в ходе реформы целей просто немыслимо. Профессиональные знания юриста должны обеспечивать высокую эффективность правоприменительной деятельности. В связи с этим в настоящее время для юридических высших учебных заведений весьма актуальна задача определенной переориентации учебного процесса. Необходимы не только высокий уровень теоретической юридической подготовки, но и выработка практических навыков применения полученных знаний, формирование профессионального правосознания на возможно более раннем этапе подготовки специалиста. Следовательно, процесс обучения должен быть в максимальной степени приближен к будущим реальным условиям деятельности юристов. Достижению этих целей служат так называемые активные методики обучения, которые получают все большее распространение в последние годы. Большинство таких методик стали использоваться сравнительно недавно (например, образовательная технология «Дебаты»), но есть и такие, что уже успели доказать свою эффективность временем. К их числу относится деловая игра «Учебный уголовный процесс», предполагающая обучение через действие. Эффективность усвоения материала студентами при такой методике, согласно имеющимся оценкам, достигает 75%. Деловая игра «Учебный уголовный процесс» организуется и проводится силами кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета с 1973 г. Интересно отметить, что роль подсудимой в первом учебном процессе тогда сыграла студентка 3-го курса В.А. Лазарева, ныне заведующая нашей кафедрой, доктор юридических наук, профессор. С тех пор так и повелось, что все последующие годы учебный уголовный процесс является кузнецей молодых кадров, пополняющих ряды кафедры. Суть деловой игры «Учебный уголовный процесс» сводится к имитации студентами стадии судебного разбирательства со всей присущей ей процессуальной регламентацией, с распределением процессуальных ролей, принятием всех необходимых процессуальных решений на базе материалов уголовного дела, которое ранее реально рассматривалось судом. В ходе организации и проведения деловой игры «Учебный уголовный процесс» ставятся и достигаются следующие цели: – усвоение студентами этапов и процедуры стадии судебного разбирательства; – выработка навыков правовой оценки исходной фактической правовой ситуации, включающей в себя, в частности, анализ материалов дела, действующего процессуального и материального законодательства, изучение судебной практики, разработка правовой позиции, принятие процессуального решения; – привитие навыков практической реализации полномочий профессиональных субъектов уголовного судопроизводства (судьи, государственного обвинителя, защитника, представителя потерпевшего и т.д.); – определение уровня теоретической подготовки студентов по учебной дисциплине «Уголовный процесс РФ». Деловая игра «Учебный уголовный процесс» проводится ежегодно, в нем принимают участие студенты 3-го курса дневного отделения юридического факультета. Как правило, охват студентов в ходе организации и проведения учебного процесса достаточно широк и достигает 15–20 человек в каждой из учебных групп курса, поскольку отдельная деловая игра организуется и проводится в каждой их этих групп. Необходимо особо подчеркнуть, что все остальные студенты, не участвующие непосредственно в деловой игре, принимают самое живое участие во всех подготовительных и организационных мероприятиях, направленных на подготовку процесса, являются его внимательными зрителями, оценивают ход процесса, отмечают недостатки, а позднее участвуют в обсуждениях итогов учебного процесса, которые проводятся на практических занятиях по учебной дисциплине «Уголовный процесс РФ». Организация и проведение деловой игры «Учебный уголовный процесс» распадаются на четыре отдельных этапа: подготовительный, репетиционный, демонстрационный и заключительный. Подготовительный этап (ноябрь–февраль) включает в себя подбор уголовного дела, материалы которого послужат основой для проведения деловой игры, а также подбор участников игры. Следует отметить, что к будущим участниками учебного процесса предъявляются достаточно высокие требования, такие как хорошее знание теории уголовного процесса, умение самостоятельно работать с законодательством, развитое творческое мышление, инициативность, грамотная устная речь, коммуникабельность и многие другие. Несмотря на столь жесткие требования, традиционно на одну процессуальную роль претендуют сразу несколько кандидатов, вследствие чего выбор участника деловой игры осуществляется на конкурсной основе, для чего студенты получают персональные задания, выбор которых зависит от той процессуальной роли, на которую претендуют студенты. Такие задания включают в себя разрешение конкретной правовой ситуации, разработку сценария той или иной части процесса, составление проекта обвинительного заключения, составление проекта речи и выступление с ней и т.п. На репетиционном этапе (март–апрель) происходит окончательное распределение процессуальных ролей среди участников деловой игры; ознакомление их с делом; доработка материалов дела с целью адаптации фактических обстоятельств, в нем содержащихся, к условиям современной реальности, а также с точки зрения изменения состава участников, реконструкции системы доказательств; составление прокурором обвинительного заключения по окончательному варианту уголовного дела; разработка сценария учебного уголовного процесса; имитация стадии назначения судебного заседания; «проведение» необходимых экспертных исследований; подготовка устных выступлений участников судебных прений и всех планируемых процессуаль-ных решений. Демонстрационный этап (вторая половина апреля–первая декада мая) состоит из непосредственного проведения судебного разбирательства по делу (как правило, в течение 6 акад. час.) с последующим предварительным подведением итогов учебного уголовного процесса заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики, профессорами кафедры, гостями, приглашенными кафедрой. На заключительном этапе (вторая и третья декады мая) проходит подробное обсуждение итогов деловой игры со всеми студентами учебной группы в ходе практических занятий по курсу «Уголовный процесс РФ». После этого студентам предлагаются для выполнения индивидуальные задания, связанные с оформлением высказанных замечаний и возражений в надлежащую процессуальную форму, например составление кассационной жалобы, кассационного представления или возражений на них, изложение особого мнения судьи, принесение замечаний на протокол судебного заседания и т.п. Хорошей традицией уже стало оформление настенных стендов по результатам проведения учебного уголовного процесса, в котором отражаются основные этапы проведения деловой игры. В ходе оформления стенда студенты используют фотографии, рисунки, комментарии к ним (которые зачастую носят юмористический и даже сатирический характер). Стенды вывешиваются на кафедре уголовного процесса и криминалистики для всеобщего обозрения. Кроме того, в последние годы снятые при проведении учебного процесса видеоматериалы монтируются в видеофильм, который также используется в дальнейшем учебном процессе. Организация и проведение деловой игры «Учебный уголовный процесс» в полной мере доказали свою эффективность в достижении учебных целей. Практика использования этой игры в учебном процессе получила высокую оценку со стороны представителей Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые присутствовали при ее проведении в 2004 г. Тем, кто заинтересовался возможностями деловой игры «Учебный уголовный процесс», рекомендуем обратиться за более подробной информацией к соответствующему учебному пособию, подготовленному преподавателями кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета и выдержавшему уже два издания (Тарасов А.А., Таран А.С., Юношев С.В. Деловая игра «Учебный уголовный процесс»: Учебное пособие; изд. 2-е, исправ. и доп. Самара, 2006. – 60 с.). Ю.В. Максимова* [65] А.В. Емельянов** [66] Н.В. Бывшев*** [67]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.16.120 (0.006 с.) |