Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместное обсуждение в большой группе (15 мин.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: – В какой мере федеральные суды используют возможности влияния на практику применения норм международного права в различных регионах? – Каковы направления судебной деятельности, связанной с использованием норм между-народного права (какие категории дел, какие формы можно использовать – единственное обоснование, дополнительная аргументация решения, изменение национальной процедуры и т.д.)? В ходе обсуждения ведущий использует активную доску, чтобы зафиксировать рекомендации по применению международно-правовых норм при вынесении решений в рамках национальной юрисдикции. Данные рекомендации могут быть сформулированы для адвокатов, судей, сотрудников правоохранительных органов. Обратная связь (5 мин.) Обсудить с участниками семинара программу и содержание курса, потребность в таком курсе, методологию, наличие учебных материалов и методов ведения занятий (возможности проведения занятий непосредственно в судебных органах по отдельным темам), формы контроля. Необходимые материалы 1. Раздаточный материал для домашнего задания: выдержки из российского законодательства и международных договоров, предписывающих государственным органам, включая судебные, руководствоваться международно-правовыми нормами в своей деятельности, тексты обзоров практики применения норм международного права национальными судами, судебные решения по конкретным делам (подготовку осуществляет автор курса). 2. Презентационное оборудование для лекции (ноутбук, проектор, экран). 3. Активная доска для презентации работы малых групп. Е.С. Семернёва* [34] К вопросу об организации подготовки, методологии и методике разработки учебных планов и программ повышения квалификации судейских кадров В соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, содержатся в ст. 4 Федерального закона «О статусе судей Российской Федерации». В части первой данной статьи указывается на две группы требований. Первая – наличие высшего образования, вторая – соответствие требованиям, предъявляемым Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Кандидаты на должность судьи проходят отбор в установленном порядке. Одним из этапов такого отбора является сдача квалификационного экзамена (ст. 5 Закона). Этот экзамен должен показать, способны ли кандидаты осуществлять правосудие и исполнять обязанности судьи на профессиональной основе. Как показала практика приема квалификационных экзаменов, несостоятельной оказывается в среднем 1/3 кандидатов1[35]. Ситуация в достаточной степени ясная: факт недостаточного уровня подготовки кандидатов на должность судьи установлен. Далее – вопрос о самоопределении в ситуации2[36]. На наш взгляд, надлежит начинать с постановки методологического вопроса – как обеспечить мыслью и организовать новую практику. С методологической точки зрения ситуация на сентябрь 2006 г., когда такая проблема была сформулирована, являлась уникальной и неповторимой. Это повлекло за собой необходимость выработки новых (может быть и «одноразовых»), применимых к данному случаю знаний, методов и средств. Подготовка юристов в учебных заведениях основана на изучении множества учебных дисциплин (предметов). Значительная их часть соответствует отрасли права. Каждая дисциплина, входящая в юриспруденцию, рассматривает свой объект (конкретный вид правоотношений) под своим углом зрения. Научное преломление отраслей (учебных дисциплин) имеет свой предмет, систему знаний, проблемы, задачи, формы и методы обучения и исследования. Предметная организация облегчает движение научной мысли, что М.В. Рац считает удовольствием. Вместе с тем он справедливо отмечает, что за это удовольствие приходится платить3.[37] В практической судебной деятельности эта расплата наступает в виде неумения пользоваться одновременно знаниями, полученными и существующими в рамках разных научных предметов. Иногда их невозможно просто «сложить», поскольку они находятся, условно говоря, в разных плоскостях: теория права и земельное право; теория квалификации и уголовный процесс; юридическая психология и гражданский процесс; судейская этика и арбитражный процесс. Надлежит найти способ их соединения и варианты конфигурации. Таким образом, мы вышли на одну из методологических проблем, для решения которой предстоит разработать алгоритм действий. Работа судьи в межпредметном (межотраслевом) пространстве заставляет применять методологию, которая в отличие от науки существует в распредмеченных формах. Это позволит приложить методологические приемы к сфере подготовки судей. Закономерно поэтому, что для нашей ситуации «подготовка» означает «обучение», «образование». Учитывая, что квалификационный экзамен сдают лица, уже имеющие высшее юридическое образование, речь может идти о подготовке за рамками вузовского обучения, то есть о дополнительной подготовке. В этой связи возникает методологическая необходимость выработки методов и средств решения проблемы подготовки кандидатов. Нам также надлежит определиться с формами подготовки, программами, методиками, графиками обучения, кадровым составом. Система послевузовского образования в настоящее время оформлена в виде повышения квалификации. Строго говоря, для решения нашей задачи сложившиеся стандарты (стереотипы) этой системы в полном объеме неприменимы. Поэтому возникли объективные предпосылки для модернизации образовательного процесса в рамках системы повышения квалификации. На данном этапе, как справедливо замечает В.Б. Любарский, эта модернизация ложится на плечи энтузиастов. Их инициатива не поддерживается ничем и никем, кроме самой себя и других энтузиастов[38]. Инициатива Свердловского областного суда была поддержана еще одним энтузиастом – Уральской государственной юридической академией. Инициатива касалась создания территории (формы), в рамках которой предстояло найти средства и способы управления интеллектуальным и человеческим потенциалом. Кроме того, инициатива была поддержана областным правительством. В итоге была создана кафедра судебной деятельности и факультет подготовки и повышения квалификации судейских кадров Свердловской области[39]. Факультет сориентирован на подготовку кадров для мировой юстиции Свердловской области и кандидатов на должность судьи. Организационная форма найдена, необходимо наполнить ее содержанием. Отправными ориентирами были определены: контингент слушателей, объем подготовки, направленность подготовки, сроки обучения. Учитывая, что все эти ориентиры взаимосвязаны, необходимо выявить приоритеты. Вначале нами было установлено общее время подготовки – один год. Затем определился объем (в часах). Для расчета объема за основу были взяты вопросы, рекомендованные Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации и стандартный объем часов, необходимый для получения документа государственного образца (500 часов). Расчет произведен для двух форм обучения. Для вечерней формы обучения был объединен норматив 1-го и 3-го курса. Это касается количества учебных недель, учебных дней и часов в неделю. Эта форма обучения применима только для слушателей, проживающих в городе либо в ближайшем пригороде. Для сессионной (интерактивной) формы изменения касаются только ежедневной нагрузки и периодичности сессий. Оптимальным представляется 4 сессии. Эта форма обучения применима как для слушателей, проживающих в городе, пригороде, так и для проживающих в районах области. Следующий этап – определение перечня дисциплин плана. Исходными позициями были: вопросы ВКК РФ, требования законов к поведению, умениям и навыкам судьи, а также результаты мониторингов и обобщений. Дисциплины плана по аналогии с Государственным стандартом условно нами были поделены на две группы: федеральные и региональные. Всего 19 дисциплин, из них: 13 федеральных и 6 региональных. Для формирования плана надлежало также определиться со «стоимостью» одной темы (вопроса) внутри каждого блока. Путем несложных расчетов было подсчитано, что один (среднестатистический) вопрос условно равен 0,5 часа. Эта цифра нужна была для создания баланса внутри программы. Так, наибольшее количество часов пришлось на гражданское право, затем по мере убывания следуют дисциплины: уголовное право, уголовный и гражданский процессы, теория государства и права, административное и трудовое право, судебные постановления. Одним из важнейших элементов, влияющих на эффективность обучения, несомненно, является график обучения. При его составлении учитывались: периодичность сессий, межсессионный период, место жительства слушателей, место их работы, занятость преподавателей. На наш взгляд (его правильность покажет время), для слушателей, проживающих в районах области и работающих в аппарате судов, оптимальным является четыре сессии по две недели с интервалом в два месяца (с сентября по июнь). Это позволит исключить отпускной период (июль–август), без ущерба для работы судов разделить отпуск на части либо по согласованию с работодателем решить вопрос иным способом. Контингент слушателей формируется через отбор на конкурсной основе (собеседование). Этим занимается комиссия, назначенная приказом ректора академии. В ее состав входит первый заместитель председателя областного суда (председатель комиссии), первый проректор академии (заместитель председателя комиссии), руководители судебных департаментов, декан факультета подготовки и повышения квалификации судейских кадров, ответственный секретарь комиссии (автор статьи). Результаты собеседования являются основанием для рекомендации к зачислению в состав слушателей (после заключения договора с академией и оплаты обучения). На основании данных о профессиональной занятости, возрасте, виде учебного заведения, форме обучения, годе окончания вуза и других сведений формируется среднестатистический «портрет» группы слушателей. Этот портрет учитывается в основном при распределении преподавателями времени на темы курса, выбор конкретных методик. При формировании преподавательского состава принимались во внимание несколько критериев: опыт преподавательской работы, наличие ученой степени (звания), связь с судебной практикой. В итоге преподавательский состав был сформирован из судей, имеющих звания, и преподавателей, имеющих ученые степени и связь с судебной практикой. Преподаватели самостоятельно формируют программы. Программы по дисциплинам строятся с учетом рекомендаций ВКК РФ, конституционных и федеральных законов, содержащих требования к профессиональным и личностным качествам судьи. Программы имеют рамочный характер. Эти рамки определяются общими требованиями к уровню подготовки. В зависимости от специфики конкретной группы слушателей изменяются акценты в подготовке: распределение времени между вопросами программы и выбор методического и технического сопровождения курсов. Эти вопросы обсуждаются на методическом семинаре преподавателей после формирования группы слушателей. Таким образом, предполагается создание индивидуальных программ на каждую группу слушателей. При этом общие подходы к формированию программ остаются универсальными. Предполагается по итогам каждой сессии проводить методический семинар для обмена мнениями, корректировки методов обучения. Большое значение придается формированию графиков сессий и расписанию, определению блоков вопросов, выносимых по предметам плана на каждую сессию. При этом учитывается преемственность дисциплин, распределение их по блокам (теоретическому и навыковому). Фактически речь идет о некоторой параллели, которая позволит разнообразить расписание и, как нам представляется, положительно повлияет на усвоение материала. Для разрешения проблемы с подготовкой кандидатов на должность судей нами в полной мере применялись общие правила методологии о том, что и решение в целом, и примененные при его выработке знания, методы и средства имеют ситуативный характер. Очередной набор слушателей внесет свои коррективы, поскольку сложится иная ситуация и сформируется новая методологическая задача. На наш взгляд, мы ответили на вопрос об обеспечении мыслью и организации новой практики, обозначенный в начале статьи. Далее необходимо остановиться на повышении квалификации мировых судей. В Свердловской области действуют более 200 судебных участков, где отправляют правосудие мировые судьи. Их юрисдикция охватывает практически все сферы правосудия. За год один мировой судья рассматривает более 400 дел. Без постоянной «подпитки» новыми знаниями и умениями вершить правосудие на том уровне, который требует закон, практически невозможно. Существуют не только проблемы обновления знаний, но и формирования судейского правосознания. Корпус мировых судей формируется в основном из женщин (80%), средний возраст которых составляет 40 лет. Это означает, что они пришли на судебную работу с профессиональными стереотипами мышления[40]. Названные проблемы требуют своего решения. Практическая задача для методолога – попытаться найти методы и средства. Учитывая, что специализированной системы повышения квалификации мировых судей не существует, представляется правильным сыграть в игры «Разбитое блюдце» и «Новая чашка». Для этого сложившаяся система повышения квалификации разбивается на составляющие компоненты и в части организационной формы, продолжительности и вида итогового документа привлекается для создания нового продукта – системы повышения квалификации мировых судей в Свердловской области. Эта система впоследствии наполняется содержанием. Для составления программы за основу берется: юрисдикция мировой юстиции, требования закона к морально-этическому уровню судьи; мониторинг, в основе которого – опрос мировых судей; результаты обобщений судебной практики по различным категориям дел; статистические итоги работы мировой юстиции. В итоге формируется несколько блоков. Так, на период 2007 г. был утвержден план, состоящий из 9 блоков. Учитывая, что повышение квалификации завершается выдачей документов государственного образца, программа может быть рассчитана как на 72, так и на 150 часов. Форма обучения – очная (с отрывом от основной работы). Продолжительность курса – соответственно одна или две недели. Опыт организации учебы показал, что для повышения эффективности обучения необходимо группы слушателей формировать в зависимости от стажа работы мировым судьей. На сегодняшний день представляется продуктивным формирование групп из вновь назначенных мировых судей (со стажем работы до 6 месяцев) и судей, работающих больше 2-х лет. Важной составляющей частью нашей «Новой чашки» является формирование преподавательского состава. Так, опыт организации показал, что в 2007 г. в повышении квалификации мировых судей приняли участие и судьи, и преподаватели академии. В настоящее время все вышеуказанные программы реализуются на практике. Полагаем, что для нашей области такой вариант может быть основой для формирования своеобразного регионального стандарта. Подводя итог, хочется привести слова Г.П. Щедровицкого, любившего сравнивать работу методолога с работой «сталкера» в «зоне», где все вокруг изменчиво, обманчиво и взрывоопасно. При этом, как отмечает М.В. Рац, наблюдается странность: обеспечивая движение по неосвоенной интеллектуальной целине (такова его миссия), методолог сотворяет новые знания, методы и средства, которые вполне могут оказаться (и во многих случаях оказываются) полезными в иных ситуациях. Сами эти средства позволяют увидеть вновь возникающие ситуации иначе, чем мы могли это сделать раньше[41]. Представляется, что М.В. Рац прав, поскольку в стадии разработки находятся программы и планы для сотрудников аппарата мировых судей и их помощников. В основе алгоритма этой работы используются те же мыслительные модели, что и для кандидатов на должности судей. М.А. Драчук* [42] Краткое описание учебного курса «Правовые технологии» В Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского в течение пяти лет преподается экспериментальный курс «Правовые технологии». Первоначально он был введен с целью организации обучения стажеров для юридической клиники, которую планировалось открыть на базе юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Позже аудитория слушателей данного курса была расширена в связи с высокой потребностью студентов старших курсов в его изучении. На сегодняшний день содержание курса «Правовые технологии» разделено на блоки, которые ведут преподаватели нескольких кафедр юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Содержание каждого блока структурировано таким образом, что в каждом из них имеется теоретическая и практическая части. Для проведения практических занятий в расписании обычно планируются две пары подряд, так как проведение занятий такого рода чаще всего требует непрерывности (для этого общий объем курса должен составлять не менее 100 часов). Примечательно, что часть практических занятий с 2006 г. проводится на базе четырех юридических клиник юридического факультета Омского государственного университета, расположенных в разных районах города. Это касается проработки технологий ведения консультационной работы, составления правовых документов и т.д. Итоговая аттестация по курсу проводится в форме зачета с вопросами и заданиями по каждому из блоков. Зачет обычно принимается комиссией с участием всех преподавателей, занятых в подготовке студентов. Курс рассчитан на один семестр, хотя может быть и годичным. Сложность преподавания данной дисциплины заключается в отсутствии внешнего (по отношению к учебному заведению) учебно-методического материала, а также в сложности усвоения студентами (чаще дневной формы обучения) практических навыков без опыта работы по специальности. Для решения указанных проблем преподавателями юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского разрабатываются собственные учебно-методические комплексы и пособия, а также практикуется направление студентов на ознакомительную практику по их желанию в правоохранительные органы и органы государственной власти. Тем не менее данная дисциплина помогает решить задачу комплексной подготовки юридических кадров в практической плоскости, при которой учебное заведение дает уникальные навыки опыта работы по специальности, особенно при условии, что студент после изучения курса «Правовые технологии» определенное время является стажером юридической клиники при юридическом факультете ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Данный эксперимент дал очень хорошие результаты, в том числе по отзывам работодателей, сотрудничающих с учебным заведением на постоянной основе, и может быть рекомендован для всех учебных заведений, которые занимаются подготовкой юристов. Для целей презентации предлагаем ознакомиться с программой курса «Правовые технологии». Правовые технологии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.012 с.) |