Аудит расходов по обычным видам деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит расходов по обычным видам деятельности



 

Цель аудита учета расходов по обычным видам деятельности — установ­ление обоснованности формирования и правильности уче­та затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

В процессе проверки расходов по обычным видам деятельности аудито­рами рассматриваются следующие вопросы:

1. Обоснованность применяемого метода уче­та затрат, варианта сводного учета затрат, методов рас­пределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

2. Достоверность оформления и отраже­ния в учете прямых и накладных (косвенных) расходов.

3. Качество проводимых инвентаризаций незавершенного производства.

4. Арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на произ­водство.

5. Ведение регистров налогового учета и отражение в них информации на основе первичных документов.

Аудиторская проверка должна подтвердить соответствие ведения бухгалтерского учета требованиям ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и налогового учета требованиям гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Источники информации: Положение об учетной поли­тике; карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, ЕСН, ус­луг вспомогательного производств, расчета амортизации основных средств); ведомости распределения общепроиз­водственных, общехозяйственных расходов; листки-рас­шифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) инвентаризации не­завершенного производства; ведомости сводного учета зат­рат на производство; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, анализ счетов, карточки счетов) по счетам 20, 23, 21, 25, 26. 28, 29, 97, 96 и др., Главная книга, Отчет о прибылях и убытках и др.

До начала документальной проверки аудитору необхо­димо изучить организационные и технологические особен­ности предприятия, специализацию, масштабы и структу­ру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей произ­водства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и ва­рианта сводного учета затрат.

Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий тре­бованиям технологического процесса, а фактически исполь­зование элементов этого метода не осуществляется, ауди­тор должен зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости продукции. Если описанный в учетной по­литике метод учета затрат не соответствует особенностям технологического процесса, то аудитор может порекомен­довать клиенту ряд изменений, которые позволят органи­зовать производственный учет в соответствии с требовани­ями нормативных документов.

Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на производство продукции, аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. По результатам тестирования устанавливается оценка надеж­ности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других ауди­торских процедур. Аудитор определяет для себя объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняет аудиторский риск.

Подтверждая достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных расходов, аудитор выясняет обоснованность отнесения каждого вида затрат на себесто­имость продукции, правильность разграничения затрат по отчетным периодам и объектам учета, соответствие вы­полненной корреспонденции счетов бухгалтерского учета установленным нормативными документами. При этом изу­чаются рабочие документы, уже сформированные аудито­ром при проверке операций по заготовлению и расходова­нию, с денежными средствами, расчетных операций.

Проверяя обоснованность отнесения затрат на себес­тоимость продукции, аудитору следует руководствоваться основными принципами формирования себестоимости, от­раслевыми Инструкциями, а также 25 главой НК РФ. Для целей налогообложения по налогу на прибыль неко­торые из затрат принимаются только в пределах установленных норм (например, представительские расходы и др.).

Объектом проверки для аудитора являются обороты по счету 20 «Основное производство». В дебет данного счета списываются прямые расходы на основании первичных документов и косвенные расходы после распределения в разрезе конкретных видов продукции. Аудитор проверяет, чтобы в учете были сделаны следующие записи:

Дт 20 Кт 10 – списаны материалы на производство продукции на основании первичных документов;

Дт 20 Кт 16 – списаны отклонения, относящиеся к использованным материальным ценностям, учтенным по учетным ценам;

Дт 20 Кт 70 – начислена заработная работникам за изготовление продукции по всем основаниям на основании первичных документов;

Дт 20 Кт 70 – начислен единый социальный налог и страховые взносы о несчастных случаев на производстве;

Дт 20 Кт 25 – списывается часть общепроизводственных расходов, относящаяся к конкретному виду выпускаемой продукции на основании ведомости распределения.

Аудитору необходимо проанализировать организацию аналитического учета по счетам 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». В процессе такого анализа ус­танавливается фактический способ ведения налогового уче­та, используемый организацией. Аудитор проверяет пра­вильность ведения регистров налогового учета.

Аудитор должен выяснить: правильность разграниче­ния производственных затрат по отчетным периодам; со­блюдение выбранного метода и точность оценки матери­альных ресурсов, списываемых на затраты производства; правильность включения в себестоимость амортизации по основным средствам, нематериальным активам, других расходов; обоснованность распределения общепроизвод­ственных расходов по объектам калькуляции; организа­цию учета отходов и брака и др.

Аудитору следует проанализировать состав общепро­изводственных и общехозяйственных расходов. На осно­вании первичных документов необходимо проверить правиль­ность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, заработную плату административно-управленческого пер­сонала подразделений и предприятия в целом, начисле­ний по ЕСН, расходов на оплату информационных, консультационных и аудиторских услуг и т.п. Изучая пер­вичные документы и знакомясь с организацией на пред­приятии учета расхода тепловой, электрической энергии аудитор должен установить обоснованность списания та­ких затрат на производственные и непроизводственные нужды. Обоснованность включения в издержки расходов на оплату информационных, консультационных и ауди­торских услуг устанавливается путем изучения содержа­ния заключенных договоров на оказание определенных услуг, актов сдачи-приемки выполненных работ и др.

Аудитору следует изучить правильность формирования различных резервов предстоящих расходов (на оплату оче­редных отпусков сотрудников, на ремонт основных средств и т.д.), учет которых ведется на счете 96. В течение года расходы и выплаты должны производиться за счет соот­ветствующих резервов. Аудитор выясняет правильность использования средств каждого резерва, своевременности доначисления недостающих и списания излишне начис­ленных сумм по ним, отражения хозяйственных операций в учете.

Суммы расходов будущих периодов, включаемые в зат­раты на производство отчетного периода, должны быть подтверждены сметами, первичными документами по уче­ту этих расходов (накладные, акты приемки выполнен­ных работ и др.). Аудитор контролирует состав расходов будущих периодов и правомерность их отнесения на себе­стоимость.

Аудитор подтверждает правильность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в соответствии с порядком, закрепленным в учетной поли­тики организации.

В процессе изучения затрат аудитору важно убедиться, что они правильно документально оформлены и отражены на счетах бухгалтерского учета. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны со­держать все обязательные реквизиты. Корреспонденция счетов должна соответствовать корреспонденции, представ­ленной в плане счетов.

В ходе аудита следует проверить состояние учета неза­вершенного производства, своевременность и правильность его инвентаризации и оценки, безошибочность отражения результатов инвентаризации в учете.

Подтверждая достоверность оценки незавершенного производства, аудитор осу­ществляет арифметический контроль его объема в нату­ральном и стоимостном выражении. Оценка правильности исчисления себестоимости продукции выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат. Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора и опреде­ляется их количественное влияние на показатели отчет­ности.

 

Вопросы к теме:

1. Назовите источники получения информации для аудита расходов по обычным видам деятельности.

2. Сформулируйте порядок аудита прямых производственных расходов.

3. Сформулируйте порядок аудита косвенных расходов.

4. Составьте программу аудита налогового учета затрат на производство.

5. Какие вопросы аудита расходов по обычным видам деятельности проверяются на основании приказа по учетной политике?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.009 с.)