Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая тетрадь по социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Москва, 2012.
МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Тема 1. Социология как наука. Основные этапы становления и развития социологии Социология как термин принадлежит О. Конту[1], который понимал её как всю совокупность знаний об обществе. Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении, функционировании и развитии социальных общностей, механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.
Задание 1 Опишите проект социологии О. Конта и предпосылки его появления
Задание 2 Какой термин в социологии характеризуется как 1). назначение элемента системы по отношению к ней как целостности; 2). зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом. Ответ:
Задание 3 Установите соответствие между функциями социологии и их характеристиками
Ответ:
Задание 4 Заполните пустые графы таблицы по методам социологии
Задание 5 Укажите роль и место контент-анализа в социологии? Дайте его определение.
Задание 6 Объясните на примерах макросоциологический и микросоциологический подходы в социологии:
1). макросоциологический подход – это
2). Микросоциологический подход – это
Задание 7 Охарактеризуйте идею «естественного отбора» в общественной жизни Г. Спенсера[2]. Согласны ли вы с таким суждением? Задание 8 Идея трех стадий интеллектуального развития человечества О. Конта[3]. Укажите стадии и дайте краткую характеристику каждой с примерами. Задание 9 Укажите представителей отечественной социологической мысли в соответствии с их взглядами. Задание 10 Социокультурная динамика П. Сорокина включает в себя наличие трех культурных суперсистем. Заполните таблицу, приведите примеры и обоснуйте их.
ТЕМА 2. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Инженер (франц. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально — название лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. Первые учебные заведения для подготовки И. были созданы в 17 в. в Дании, в 18 в. — в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в Москве. В Петербурге были открыты Горное училище, приравненное к академиям (1773), Институт инженеров путей сообщения (1809), Училище гражданских инженеров (1832, с 1882 — Институт гражданских инженеров), Инженерная академия (1855). С 19 в. за рубежом стали различать И.- практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее техническое образование (Civil Engineer)[4]. Инженерная деятельность возникла и формировалась в социальном контексте. В современном мире уровень развития техники и технологии, определяя производительность и характер труда людей, становится важнейшим фактором жизни общества. А поскольку инженерная деятельность – это основной канал превращения науки в производительную силу общества, то и инженер, наряду с ученым, является одной из его ключевых фигур. Инженерная деятельность становится одной из самых массовых профессий, оказывая огромное влияние на общество. Инженерная деятельность предполагает регулярное использование научных знаний для создания технических систем, сооружений, устройств, механизмов. Она состоит из изобретательства, проектирования и конструирования, инженерных исследований, а также из текущего обслуживания и эксплуатации техники, контроля качества продукции, соблюдения стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработки и осуществления перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику. В настоящее время технологический потенциал, имеющийся в распоряжении человека, вырос до глобальных масштабов, и его проявления стали мало контролируемыми, что увеличивает степень риска использования техники для человека. Несомненно, с появлением информационно-коммуникационных способов воздействия на сознание, ядерной энергетики и других современных глобальных технологий возникла новая ситуация, в которой ключевой категорией инженерной деятельности становится ответственность. Она становится нормативным требованием к инженерной компетентности.
Задание 1 Известный канадский инженер Эдвард Крик утверждал: «Важную часть работы инженера составляют определение и оценка новых технических задач. <...> Инженер должен определить, как люди будут применять разработанные им приборы<...>. Он обязан также предвидеть тот эффект, который вызовет появление в продаже, например, механической зубной щётки. Таким образом, деятельность инженера в большой степени зависит от нужд общества, признания полезности его изобретений и того, как эти изобретения помогают людям. Эта заинтересованность вместе с экономической стороной деятельности инженера делают его работу не столь уже сугубо технической <...>, как предполагают непосвящённые»[5]. Выберите любой технический проект из предметной области, связанной с Вашей специальностью, и, опираясь на размышления Э. Крика, опишите его нетехнические аспекты.
Задание 2 В одной из своих работ Ж. Эллюль анализирует интересный пример: «Во Франции пропагандировали расширение телефонной сети. Удвоили в течение десяти лет число обладателей телефонов. Сегодня подключено к работе двадцать миллионов аппаратов. К несчастью для уровня управления, констатируется бедственная ситуация: французы не звонят! Статистика на 1982 г. дает 1,3 соединений в день на один аппарат. Что явно незначительно, что же тогда, приостановились? Вовсе нет. Эту информацию убирают и техники решают, что нужно достигнуть цифры в двадцать пять миллионов аппаратов в 1985 г. То есть практически один аппарат на каждую семью. Но это будет означать новое снижение среднего уровня пользования телефоном. Тогда, чтобы компенсировать этот дефицит, выдвинули идею создавать ситуации, при которых французы будут вынуждены звонить. И это — один из важнейших мотивов создания системы, ради которой развернули усиленную международную пропаганду — телетель. Это предполагает комбинацию телефона, компьютера и телевизора (а чтобы развивать систему, предлагают бесплатно снабжать столами для компьютеров). Благодаря этой системе вы можете одним телефонным звонком соединиться с номером телефона вашего корреспондента, получить расписание поездов и самолетов, узнать цены на рынке, программы кино и телевидения... Но нужно заставить пользователя эксплуатировать эту систему. И вот уже рассматривают очень серьезно вопрос о ликвидации печатных ежегодников—справочников телефонов, расписания железных дорог и другой информации... Пользователь, следовательно, будет вынужден звонить по телефону, как только ему понадобиться какая—либо справка. И в это время средняя цифра использования телефона будет улучшаться. Будет оправдан неизбежный технический прогресс. Здесь мы как раз оказываемся в ситуации абсурда, диктуемого императивом использования наисовременнейших технических средств, в которых нет нужды»[6]. Приведите какой-либо пример сформированной техническим прогрессом потребности и попробуйте описать процесс ее создания.
Задание 3 Манифест трансгуманиста[7]. Тело моё не имеет значения. Оно - лишь слабый и устаревающий интерфейс моего мозга с реальным миром. Его можно будет заменить металлом, пластиком и полупроводниками. Кому какое дело, питаюсь я органикой или электрическим током? До этого нет дела даже мне. Но пока тело моё незаменимо, я буду кормить и поить его, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке. Мозг мой не имеет значения. Он - лишь медленная и устаревающая аппаратная платформа для моей психики. Его можно будет заменить набором интегральных схем. Кому какое дело, память моя - биохимия РНК или состояния триггеров? До этого нет дела даже мне. Но пока мозг мой незаменим, я буду беречь его и давать ему отдых, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке. Психика моя не имеет значения. Она - лишь глючная и устаревающая ОС для обработки меметической информации. Её можно будет переписать с нуля на нормальных языках программирования. Кому какое дело, возбуждают меня округлые женские формы или строгие линии механизмов? До этого нет дела даже мне. Но пока психика моя незаменима, я буду радовать её общением и игрой, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке. Кто же я? Я - сосредоточие идей. Я - автомат по переработке данных в знания. Я - область взаимодействия метапрограммирования, либертарианства, трансгуманизма и сотен других сложных мемов. Остальное - лишь инструменты, которые, впрочем, частенько берут надо мной верх:-) Для справки: «Трансгуманизм - это междисциплинарный подход к пониманию и оценке возможностей преодоления биологических ограничений посредством технологического прогресса, в том числе путем модификации и «апгрейда» человека»[8]. Прокомментируйте этот манифест с точки зрения тех социальных изменений, которые потенциально возможны. Хотели бы Вы «апгрейдить» свои тело и психику? Считаете ли Вы, что синтез человека с техникой и продуктами инженерной деятельности – новая форма жизни и возможный путь развития человечества?
Задание 4 Очень часто появление технических инноваций приводит к серьезным социальным изменениям, создавая новые виды социальных отношений и социальной структуры. При этом одно изобретение может служить источником множества эффектов. Вот что об этом писал известный американский ученый Уильям Огборн: «…источником большинства современных социальных изменений, на сегодняшний день является материальная культура. Изменения в ней приводят к изменениям социальной организации и обычаев. Однако последние изменяются гораздо медленнее, и, следовательно, мы живем в период адаптации»[9]. Например, такую роль в современной культуре сыграло появление автомобиля. Он послужил становлению гигантской промышленности, сократил время передвижении, реорганизовал рыночные отношения, повлиял на человеческие ценности, создал условия для строительства дорог, приблизил к городам пригороды, изменил систему досуга и имел многие другие социальные последствия. Приведите пример любого другого технического изобретения, повлекшего за собой серьезные социальные трансформации, и назовите и опишите их.
Задание 5 Хорошо известно, что структура любой системы представляет собой организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также собственно состав этих подсистем и элементов, каждому из которых обычно соответствует определенная функция. Разумеется, структура любой системы выстраивается в зависимости от тех задач, которые данная система решает. Одна и та же система может быть описана с помощью разных структурных моделей. Так, например, один из способов описания структуры профессиональной культуры может быть таким: «В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отражённые в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционализации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни»[10]. Постройте собственную модель (словарную или графическую) структуры инженерной культуры, опираясь на приведенный образец (можно добавлять другие элементы и показывать связи между ними).
Задание 6 Неотъемлемой характеристикой инженерной деятельности является ее творческий характер. Существуют разнообразные методики активизации творческого потенциала человека вообще и инженера, в частности. Первым этапом реализации подобных методик всегда выступает развитие творческого воображения и умения выходить за поставленные рамки. В качестве тренировки этих характеристик решите задачу: «Один петербургский школьник случайно попал на остров, населенный свирепыми туземцами, его схватили и потащили к высокой гранитной скале, похожей на огромный, ростом в пять этажей, зуб.
Скала называлась «Зуб мудрости». К ней была приставлена деревянная лестница, верхняя ступенька которой, окрашенная в красный цвет, находилась как раз на уровне вершины скалы. Мальчику дали понять, что лестница должна стоять, опираясь на скалу, а он должен встать на красную ступеньку и спрыгнуть с нее. Причем выполнить прыжок необходимо в традиционном спортивном костюме племени — юбочке из папоротниковых листьев и, разумеется, без всяких технических средств. Надо ли говорить, что весь грунт вокруг скалы был сплошь усыпан острыми камнями. Если спрыгнешь и не получишь ни одной царапины — отпустим, ухмылялся вождь туземцев, нет — съедим. Или с «Зуба» или на зубок, подумал школьник и попросил полчаса на размышление. Как выполнить условия туземцев?»[11].
Задание 7 Если описать социальное пространство с помощью системы координат высота-время, где «высота» будет описывать уровень социальной иерархии, а «время» - длительность достижения этого уровня, то любой социальный статус будет вписан в определенный фрагмент этого пространства (на рисунке изображен в виде заштрихованного прямоугольника). Попытайтесь построить все возможные траектории движения инженера в этом социальном пространстве.
Задание 8 Здесь представлено описание социальных характеристик интеллектуального слоя дореволюционной России: «Интеллектуальный слой дореволюционной России был сравнительно немногочисленным. По данным переписи 1897 г. (единственные данные единовременного учета) он насчитывал примерно 870 тыс. чел (2,7%) самодеятельного населения, в т.ч.: ученых и литераторов — 3296, художников, музыкантов, актеров — 18254, учителей и начальников учебных заведений — 79482, учителей ремесел и искусств — 7,9 тыс., частных преподавателей — 68173, гувернеров — 11 тыс., врачей и начальников лечебных учреждений (в т.ч. военных и зубных) — 18802, фельдшеров, фармацевтов, акушеров — 49460, ветеринаров — 2902, инженеров — 4010, офицеров, топографов и военных чиновников — 52471, чиновников гражданских ведомств — 151345, адвокатов, нотариусов и их служащих — 12473, служащих железных дорог и пароходных обществ — 23184, почтово-телеграфных служащих — 12827, служащих частных промышленных и сельскохозяйственных предприятий 204623. К этому числу следует прибавить образованную часть купечества и промышленных кругов, духовенство, неслужащих дворян, отставников и пенсионеров, а также студентов и учащихся средних учебных заведений. <…>Качественный уровень этого слоя был, в общем, весьма высок, ибо система образования, сложившаяся в России к тому времени, в тех ее звеньях, которые непосредственно пополняли своими выпускниками наиболее квалифицированную часть интеллектуального слоя (гимназии и вузы), находилась на уровне лучших европейских образцов, а во многом и превосходила их. Дореволюционные русские инженеры, в частности, превосходили своих зарубежных коллег именно по уровню общей культуры, ибо в то время в России на это обращали серьезное внимание, не рассматривая инженерную специальность как узкое «ремесло». <…>Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае, оно соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь «образованного сословия» с собственностью была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1–4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные: Инженеры. В МПС (министерство путей сообщения) начальники линий получали 12–15 тыс. р. в год, начальники служб — 5,4–8, начальники телеграфа — 3,3–4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4–8 тыс., средние чины — 1,4–2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться. Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1–2 тыс. р. в год, 25,2% — 2–3 тыс., 27,9% — свыше 3 тыс. <…>В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.)»[12]. Опишите социальные характеристики современного инженера. Что изменилось? Каковы на Ваш взгляд причины этих изменений?
Задание 9 Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС[13] Общие положения Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС в России (далее – Кодекс) определяет основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений специалистов инженерных профессий, основанные на традиционных нравственных ценностях, истории и традициях советских и российских инженеров. Использование высокого нравственного потенциала в деле формирования духовно богатой и высокопрофессиональной личности российского Инженера АТЭС должно стать основой его активной гражданской позиции, утверждению истинной ценности инженерной деятельности, умножению авторитета российского инженерного образования. Базовые принципы профессиональной этики исходят из того, что свободный, творческий труд на благо человека, стремление к новаторству – дело чести и достоинства российских инженеров, главный мотив их профессиональной деятельности. Основываясь на базовых нравственных принципах, уважая достижения прежних поколений, российский Инженер АТЭС нацелен на совершенствование существующих и поиск принципиально новых инженерных решений. Открытия, изобретения, рационализаторская деятельность, создание принципиально новой техники и технологий, внедрение инноваций с учетом нравственной составляющей – основа практической деятельности российского Инженера АТЭС.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.015 с.) |