ТОП 10:

Укажите, какие из приведенных выше типов исследований будут использовать следующие источники информации.



21.1 Патефонные пластинки начала века;

21.2 Сравнение результатов успеваемости студенческой группы, прошедшей обучение по специальной методике, с данными такой же группы, не прошедшей обучения;

21.3 Непосредственное участие социолога в работе рабочей бригады;

21.4 Беседы с родителями учеников об условиях, в которых они готовят уроки.

 

 


МОДУЛЬ 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество» пришло в социологию из обыденного языка и поэтому оно отличается полисемантичностью.

В социологии под «обществом» наиболее часто понимают самую большую из всех тех, в которых люди осуществляют свою жизнедеятельность, социальную группу, проживающую на конкретной территории. Таким образом, можно сказать, что общество – это результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Государство – это искусственный конструкт, призванный управлять этими отношениями, а страна – территориальный конструкт, определяющий границы государства.

Взаимоотношения людей формируют социальные связи. Социальные связи - это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга, это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию[17]. Социальные связи бывают экспрессивные и инструментальные.

Описывая общество, мы всегда рассматриваем его как систему, то есть, как некую целостность, элементы которой упорядочены и связаны между собой.

Эта система может быть описана по-разному: например подходы К. Маркса, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Лумана и др. С помощью каждого способа описания решают разные практические задачи.

 

 

Задание 1

Любое общество характеризуется рядом признаков. Назовите и опишите их.

1).

 

2).

 

3).

 

4).

 

 

Задание 2

Назовите и опишите основные сферы общественной жизни.

1).

2).

3).

4).

 

 


Задание 3

Определите, элементами чего выступают следующие явления:

 

  Страна Государство Общество
Суд      
Армия      
Юридические законы      
Население      
Безработица      
Международный договор      
Географическое положение      
Недра      
Полезные ископаемые      
Благосостояние      
Валовый национальный продукт      

 

Задание 4

Общество рассматривают как макросистему, которая включает совокупность подсистем. При социологическом анализе в основном изучают субъекты четырех уровней общности. Укажите какие.

 

 

Задание 5

Сопоставьте понятия и их описания

 

Аутопойетическая система уровень общества в целом
Аномия способность соотносить с собой свои элементы в процессе их организации и в элементарных операциях, то есть отличать себя от других
Легитимация новации способна воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность.
Социетальный уровень процесс закрепления различных типов социальной деятельности в виде социальных институтов
Самореференция дезорганизация социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль.
Институционализация последний этап инновационного процесса, интериоризация новации

 

Задание 6

На рисунке[18] изображен универсальный базис социальных систем Т. Парсонса. Согласно подходу Т. Парсонса[19], социальная система образуется состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. «Согласно построениям Т. Парсонса, любая существующая в социуме система не может не иметь две основные ориентации, обозначаемые на схеме базиса осями. Первая ось: внешнее-внутреннее. Это значит, что все происходящие в системе процессы ориентируются на окружающую среду, либо на внутреннюю среду, либо связывают их между собой. Вторая присутствующая в базисе ось: инструментальное-консумоторное (продуктовое). Ее наличие означает, что происходящие в системе процессы ориентируются либо на долговременные, потенциальные, «инструментальные» потребности и цели, либо – на сиюминутные, актуальные, «продуктовые», либо связывают их между собой.

Квадранты образованного осями базиса трактуются как подпространства, которые заполняются подсистемами организации (предприятия), соответствующими четырем функциональным категориям: целедостижение, адаптация, интеграция и воспроизводство структуры. Полнота набора этих категорий обеспечивает, по Парсон-су возможность функционирования и развития организации (предприятия). Так, функцию целе-достижения обеспечивает политическая подсистема (аналог личности). Функцию адаптации – экономическая подсистема (аналог организма). Функцию интеграции – правовые институты и обычаи (корпоративная культура). Функцию воспроизводства – подсистема социализации, корпоративный университет (существующий в институционализированном либо в неформальном виде)»[20]. Приведите примеры социальных институтов и организаций, выполняющих эти функции.

 

Задание 7

Проф. А. Г. Эфендиев определяет социальную связь как взаимную зависимость, реализованную посредством взаимонаправленных социальных действий, то есть взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия[21]. И, исходя из этого определения, выделяет основные элементы социальной связи. Назовите их.

 

Задание 8

Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия. Первые из них характеризуются кратковременностью и единичностью, другие же представляют собой систематические действия субъектов, направленные на партнеров и имеющие цель вызвать вполне определенную реакцию[22]. Попробуйте, опираясь на это определить характер социальной связи в следующих примерах:

- обращение к прохожему с просьбой, сказать который сейчас час;

- ежедневное приветствие, обращенное к гардеробщику в организации;

- совершение покупки в магазине;

- обращение к продавцу магазина бытовой техники с просьбой о помощи в выборе марки и модели необходимого Вам устройства;

- учебный процесс;

- общение с начальником;

- общение с родственником;

- общение в сети.

 

 

Задание 9

Р. Мертон[23], указывая на то, что социальные институты и другие части общества могут не только способствовать поддержанию социальной системы, но и вызывать негативные последствия, вводит понятие дисфункции. Несоответствие деятельности социального института характеру общественных потребностей ведет к снижению значения его служебной роли, что ведет к вырождению его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, т. е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Приведите примеры дисфункций социальных институтов, существующих сейчас в России.

 

 

Задание 10

Н. Луман разработал оригинальную общую теорию социальных систем, согласно которой общество является системой, охватывающей все формы социальной коммуникации, а люди относятся к окружающей среде общества. Коммуникация предполагает наличие значений, а последние - проведение различений. Система – это совокупность различений или значений в их символическом обобщении, например, в языке. Таким образом, по Луману общая теория социальных систем должна строиться на основе теории коммуникации.

Социальные системы являются сложными структурами потому, что они способны собирать информацию о самих себе и действовать на этой основе. Эта способность означает, что по мере развития социальные системы становятся все более независимыми и автономными[24]. Опишите, как это происходит с помощью исторических примеров.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.008 с.)