ТОП 10:

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ



Социальная общность – определенное социальное образование, возникающее в процессе координации и объединения отдельных людей для реализации солидарных ожиданий на основе солидарных социальных взаимодействий. Социальные общности реально существуют, эмпирически фиксируются, отличаются относительной целостностью и выступают самостоятельными субъектами социального действия.

Понятие социальной группы охватывает совокупность взаимодействий людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных интересов и целей. Они отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.

Связь «личность-общество» осуществляется через малые группы, в которые включен индивид.

 

Задание 1

Перечислите и опишите, дополняя схему, все известные Вам разновидности социальных общностей

Социальная связь
Мнимое социальное действие
Солидарное социальное действие
Мнимые социальные общности
Контактные общности
Групповые общности
Массовые общности

Задание 2

Перечислите характеристики массовых и групповых общностей

Массовые общности Групповые общности
   
   
   
   
   
   

Задание 3

Перечислите атрибутивные свойства, характерные для социальных групп:

1).

 

2).

 

3).

 

Задание 4

Социальные группы можно классифицировать по разным основаниям. Напишите, какие типы социальных групп выделяют, руководствуясь следующими критериями:

характер контактов участников группы –

 

количество членов группы –

 

тип социальной связи (инструментальный или экспрессивный) –

 

значение для формирования жизненных ориентиров, ценностей –

 

принадлежность к группе –

 

аскриптивный (приписанный от рождения) признак –

степень институализированности взаимодействий внутри группы –

 

профессиональный признак –

 

 

Задание 5

Запишите все те социальные группы, к которым Вы принадлежите. Как принадлежность к этим группам определяет Ваше поведение?

 

Задание 6

Опишите основные характеристики малой группы:

1).

 

 

2).

 

 

3).

 

 

4).

Задание 7

В группе всегда есть человек, обладающий большим влиянием и авторитетом, чем остальные. За ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Это – лидер. Лидерские функции могут осуществляться по-разному в зависимости от характеристик группы, от стоящей перед группой задачи, от личностных особенностей. В соответствии с этим выделяют два типа лидеров: инструментальные и аффективные. Определите и обоснуйте, какой тип лидерства предпочтительнее в группе студентов, в группе творческих работников, в отделении солдат, в команде хирургов, в преступной группировке и т.п.

 

 

Задание 8

Курт Левин выделил три основных стиля руководства. Какие стили он выделил? Приведите примеры, когда применение каждого из этих стилей наиболее оправдано.

 

 

Задание 9

Опишите понятия социальной фасилитации и социального манкирования. Приведите примеры.

 

 

Задание 10

Групповое мышление – процесс принятия решения в группах с чрезвычайно тесными связями. Членов этих групп настолько волнует вопрос достижения консенсуса, что это сказывается на их критических способностях. Назовите наиболее вероятные социальные условия, повышающие уровень группового мышления.


ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

Социальный институт представляет собой совокупность норм, предписаний, требований, которые связаны с определенной организационной структурой. С их помощью общество осуществляет контроль и регуляцию деятельности людей в наиболее значимых сферах общественной жизни.

 

Задание1

Перечислите социальные институты

 

 

Задание 2

Дайте определение понятию «институционализация» и охарактеризуйте институциональный подход О.Конта[25]

 

Задание 3

Установите соответствие между сферами жизнедеятельности общества и примерами социальных институтов, присущих именно этой сфере.

 

Сферы:

Политическая сфера жизнедеятельности

Духовная сфера жизнедеятельности

Социальная сфера жизнедеятельности

Примеры:

1). образование, система здравоохранения, система социального обеспечения;

2). учреждения системы образования, науки, театры, музеи;

3) государство, парламент, правительство, судебная система.

 

Задание 4

Проанализируйте высказывание Сенеки о том, что «Общество – это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Можно ли социальные институты воспринимать как «свод камней»?

 

 

Задание 5

Семья как социальный институт входит в нормативную структуру общества и представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

Укажите основные функции семьи

 

Задание 6

На ваш взгляд, какую роль в современном обществе играет институт брака?

 

 

Задание 7

Опишите как исторически меняется отношение к институту брака (на примере 2-3-х эпох).

 

 

Задание 8

Проанализируйте на одном из примеров (на выбор: социальный институт школы, армии, церкви) социальный институт по следующим его признакам:

Название социального института
 
Признак Объяснение признака для выбранного социального института
выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;  
имеет определенную (более или менее формализованную) организацию  
наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;  
наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.  

 

 

Задание 9

Заполните таблицу

Институт Потребность Норма Статус, роль Организация
армия защита и нападение устав, тактика, стратегия военнослужащие Вооруженные силы
  образование          
    наука        
  семья          

 

Задание 10

Укажите классификацию функций социальных институтов американского социолога Толкотта Парсонса и российского социолога Джорджа Ландберга, проанализируйте и сравните.

   
Джордж Ландберг Толкотт Парсонс
   
   
   
Выводы:    
   
   

 

 

   

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.29 (0.007 с.)