Огонь и брожение: возведем им памятник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Огонь и брожение: возведем им памятник



 

Когда рассвело, моя жена Кэти проснулась и вышла на улицу, чтобы взять газету. Она почувствовала какую‑то горячую волну и посмотрела наверх. Небо было янтарно‑желтого цвета, с чернотой, запах ужасный.

«Что‑то случилось», – сказала она, тряся меня за плечо.

Четыре часа спустя мы выезжали из Стриппс Ранч, а оранжевое огненное зарево своим единственным горячим глазом уставилось на нас, оказавшихся в столь безвыходном положении. Наш фургон был завален прошлым – фотоальбомами и детскими рисунками, кукольной одеждой, снятыми со стен картинами. Кот Бинкли из картонной коробки завывал на пару с сиреной. «Как это могло произойти? Чтобы так все затянуло», – сказал Мэттью, наш теперь уже повзрослевший сын, и слова застряли у него в горле. Он был ошеломлен, не мог поверить. Ему казалось, что мир погибнет в пламени. «Ничего страшного, – сделал я слабую попытку его в этом разуверить. – Так, небольшое приключение. Слышишь, я вырос вместе с торнадо. У нас такое бывало каждую весну».

«А я нет», – ответил он. И говоря это, был прав. Мы ехали на восток и на север, поглядывая на поднимающееся облако дыма в зеркало заднего вида. Движение было интенсивное. Через сорок минут мы припарковались на стоянке у гостиницы в Хэмптоне, около самого океана. Отель снизил цены для эвакуированных. Вестибюль был забит оцепеневшими жителями Сан‑Диего и их домашними животными.

Люди собрались у телевизора с большим экраном, прикрывали рот руками, не в силах поверить тому, что видели.

За три квартала до нашего дома пожар остановился, изменил направление, и ветер понес огонь обратно на окраину.

К тому времени как самый большой в Южной Калифорнии пожар октября 2003 года закончился, выяснилось, что двадцать четыре человека погибли, две тысячи домов сгорело дотла, а моего любимого леса Кайямака не стало. Огонь был так горяч, что взрывались камни размером с дом. От деревьев, возраст которых, по подсчетам, составлял восемь тысяч лет, остался один пепел.

Некоторые из тех мест, что предлагали специальные программы для детей, о которых вы уже читали на страницах этой книги, были разрушены или повреждены. Кэнди Вандерхоф, архитектор и дизайнер, два последних года посвятивший созданию экологического заповедника Крестридж – горного района, где студенты любовались чудесами удаленного уголка природы, – сообщил, что большая часть заповедника сгорела.

Вандерхоф вместе с добровольными помощниками потратили много недель на восстановление ворот у входа в заповедник. Эти ворота, сделанные по проекту художника Джеймса Хаббелла в основном из подгнивших соломенных тюков, были также уничтожены прошедшейся по Крестриджу огненной бурей. Все, что от них осталось, – это перекрученные как пальцы ветви обожженных дубов и почерневшие камни с углублениями в виде желудей, оставленные в древности индейцами кумейаа.

Фамильная усадьба Джима Хаббелла, уютно устроившаяся среди чапарели и дубов в тридцати милях к западу, также сгорела. Он потратил сорок лет на эти постройки – поистине целые скульптуры – из цемента, самана[86], камня, дерева, кованого железа и стекла. Год за годом он добавлял то завитушку здесь, то собирающее свет стекло там. Казалось, здания не построены, а выросли из самой земли. Шли годы, и тысячи посетителей, приезжавших сюда на день, впитывали в себя дух творения Хаббелла. Огонь сжег большую часть построек; олени, двигавшиеся как призраки, исчезли.

А вот Хаббелл, мягкий, пожилой человек, руки которого дрожат от старости, верит в новый источник, верит в возрождение.

Прошло несколько дней после пожара, и Джим и его жена Энн вернулись на свою землю, принялись сажать все, что возможно, стараясь свыкнуться с происшедшим. Не так давно я получил письмо от Джима с замечательным описанием поэтического восприятия Гэри Снайдером духа природы – духа рождения, созидания, наделения неповторимыми чертами – и превыше природы самого рождения – nasci (natura):

 

«В этом году хороший труд даст свои всходы, и они прорастут через пепел так же, как зеленая трава прорастает через пепел, оставшийся отсгоревшей чапарели, ибо вместе с разрушением к нам приходит то, чего мы не ждали. Оглядев свою землю и увидев ее опустошенной, мы открываем красоту, которую раньше не видели. Открылись валуны, когда‑то спрятанные от взора, и казалось, что они лежат среди сада. Открылись тихие места для раздумий. Твердая почва, дотла выжженная огнем, стала мягкой и податливой. Стали видны все неровности. Эта пустота, это новое для нас пространство таят нечто волнующее. Это калитка в мир, лишь на миг нам открывшийся. Наша задача – пройти через нее и выяснить, куда она ведет».

 

Я привел здесь эту историю в качестве метафоры. Размышляя о запутанном клубке взаимоотношений между детьми и природой, мы можем представить, что он прошел через стихию огня. Мы с нетерпением ждем обновления.

 

Время сеять

 

Задача наладить прерванную связь между детьми и природой может показаться слишком сложной и даже неразрешимой.

Но мы должны придерживаться убеждения, что существующую тенденцию можно коренным образом изменить или, по крайне мере, замедлить ее развитие. В противном случае последствия для здоровья человека и окружающей природы трудно себе представить. В основе теории приверженности делу защиты окружающей среды лежат принципы добра: привязанность к земле есть благо как для детей, так и для самой земли.

Недавнее прошлое дает надежду на успех.

Те из нас, кто родился в 1950–60‑х годах, помнят времена, когда люди запросто могли выбросить из окна машины пустую банку из‑под содовой или сигаретный окурок. Сейчас подобные привычки являются исключением. Компания по вторичной переработке материалов и борьба против курения – лучшие примеры того, что в союзе социальные и политические силы могут оказывать значительное давление и привести к эффективным социальным изменениям даже в течение жизни одного поколения. Мы можем сделать выводы из проводимых ранее мероприятий. Одно из перспективных направлений исходит от Майкла Пертшука, одного из основателей Института адвокатуры в Вашингтоне, бывшего председателя Федеральной торговой комиссии при президенте Картере и одной из самых влиятельных фигур антиникотиновой кампании начала 1960‑х. В настоящее время он выступает против расширения рынка табачной индустрии и его вторжения в развивающиеся страны. Он написал четыре книги в защиту жителей городов. Он очень хочет увидеть движение, занятое восстановлением связи молодого поколения с природой.

В отличие от движения за гражданские права и от рабочего движения кампания по борьбе с табакокурением прошла путь сверху вниз, начав с научных исследований и публичных заявлений официальных представителей здравоохранения. Одновременно, но вначале без связи с этим, протест против курения поднялся снизу, со стороны пассивных курильщиков как результат болезней и сокращения их жизни из‑за привычки других людей к курению.

«И только когда научно была доказана угроза жизни от пассивного курения (теперь научно зафиксированная как „табачный дым окружающей среды“), эти два движения объединились, – говорит Пертшук. – И только благодаря мощному голосу авторитетных ученых и страстному воззванию организованных общественных объединений (небольшие группы которых собирались на чердаках и в гаражах, определяя приемлемые нормы и места, воздух которых любители курения могут загрязнять) движение, радикально изменившее социальные нормы, пустило глубокие корни». Национальные группы, включая добровольные ассоциации за здоровье легких, сердца и борьбы с раком, присоединились к движению, выдвигая «лозунги» за окружающую среду без сигаретного дыма, и их поддерживала массовая кампания за здоровый воздух без сигаретного дыма. «Вот так и зародившееся движение за связь детей с природой получает мощную поддержку со стороны науки, доказывающей негативное влияние на здоровье детей отсутствия контакта с природой, и со стороны родителей и всех тех, кто видит, что жизненное пространство детей сегодня ограничивается диваном и столом с компьютером». Именно так это движение и перейдет от осознания важности и разрозненных действий одиночек к хорошо организованной, охватившей широкие массы системе.

Работа уже дает свои плоды. Мы видим, как движение за образование, базирующееся на изучении окружающей среды, на переходе к обучению в школьном дворе, а также движение за простой образ жизни хотя и постепенно, но неуклонно набирают силы. Осознают важность проблемы природоохранные и религиозные организации. Развернулось озеленение школьных дворов в Соединенных Штатах и Европе. Растет понимание того, что наше физическое и духовное здоровье связано с естественным природным окружением. Мы также видим, как возрос интерес к облегчению бремени законодательных ограничений путем реформы правовой системы. И хотя реформа законодательства противоречива и часто зависит от интерпретации юриста, она должна избавить людей от страха перед судебным разбирательством, который испытывают многие семьи. Несколько национальных групп уже работают над общественным проектом внесения поправок, связанных с прогулками на природе; в их числе «Дороги к заповедным тропинкам», Траст общественной земли и «Дизайн активной жизни». Траст общественной земли видит свою задачу в том, чтобы у мест проживания всех американских семей был парк, до которого можно дойти пешком. «Дизайн активной жизни», национальная программа фонда Роберта Вуда Джонсона и Школы общественного здоровья в Чапел‑Хилл, штат Северная Каролина, разрабатывает способы повышения физической активности через дизайн и общественное мнение, к их числу относится и вопрос природных зон в городе.

Существует и возможность сближения отдельных направлений и компаний, таких, например, как «Новый урбанизм», «Разумный рост», «Контактные сообщества», «Зеленый урбанизм» и новая сельскохозяйственная система. Многие из этих групп движутся в одном направлении. Их подталкивает к этому растущее негативное отношение к зависимости от нефти Ближнего Востока или иного ископаемого топлива, не говоря уже о беспокойстве по поводу глобального потепления и других неотложных вопросов о состоянии окружающей среды. Их объединяет общее желание создать проекты больших и малых городов, отличных от тех, в которых мы сейчас живем. Представителей этих организаций отличает ясное понимание того, что созданная нами окружающая среда непосредственно влияет на наше физическое и эмоциональное здоровье, и сожаление о том, что разрыв между природой и нашей повседневной жизнью постоянно увеличивается. Когда они сосредоточивают внимание на молодежи, каждое из этих течений обретает особый смысл и особую силу.

Ясное представление позволяет обрести большую силу. Ощущается острая потребность в контролируемых экспериментальных изучениях, таких, которые проводятся в университете Иллинойса Тейлором и Куо. Подобные исследования показывают, что природа не просто способствует здоровому развитию ребенка, но и более эффективна, нежели иные способы, которыми ее пытаются заменить. Хотя проведение подобных исследований требует немалых затрат, знания, которые они дают, могут оказать огромное влияние в борьбе за сохранение и преумножение территорий с естественной природной средой, доступной для детей и для всех нас.

 

Причины для оптимизма

 

В штатах Западной Вирджинии и Кентукки до сих пор уголь «правит бал», разрывающие горы машины опускают линию горизонта. Разрушение горных вершин и заполнение долин вследствие открытой разработки привели к «обезглавливанию» свыше тысячи квадратных километров горных районов; оказались погребенными около полутора тысяч километров речек, распались сообщества людей. Угольные компании продолжают утверждать, что подобные горные разработки жизненно необходимы для местной и национальной экономики, однако многие жители Западной Вирджинии и Кентукки думают иначе. Подобные работы по добыче угля часто оставляют после себя открытые плато, подобные лунным. Угольная суспензия, состоящая из частиц пустой породы и химикатов, используемых в угледобывающей промышленности, смешивается с дождем и попадает в водохранилища.

11 октября 2000 года одно из таких водохранилищ, около Инеза, штат Кентукки, разрушилось, вылив около 1 млрд л угольной суспензии и сточных вод (что более чем в двадцать раз превышает количество нефти, вылившейся из нефтяного танкера «Эксон Валдез»), что привело к загрязнению и уничтожению водной флоры и фауны более чем на ста километрах рек и ручьев Западной Вирджинии и Кентукки. Мой друг Джанет Фаут, один из лидеров Союза по охране долины Огайо, борется против разрушения горных вершин. Она полна надежд на будущее в союзе с природой – и благодаря успеху последних мероприятий их движения и из‑за свидетельств серьезной озабоченности (выраженной и многими людьми в этой книге) по поводу отсутствия связи детей с природой. Она обращает внимание на тех ее знакомых, «которые не боятся немного запачкать в грязи ботинки – тех новых людей, что, следуя по стопам первопроходцев, предпочли идти легкой поступью по собственному небольшому участку земли». Они живут в сельской местности, там же воспитывают и обучают своих детей. «Дети познают жизненные премудрости потому, что от этого зависит их собственное существование. Это не то же самое, что ходить время от времени в лес с приятелями, это – сама их жизнь. Детей учат заботиться о земле так, как если бы от этого зависела сама их жизнь на ней, что, в общем‑то, на самом деле так».

Наиболее отрадным для нее является тот факт, что ее дочь, как многие представители ее поколения, связана с миром, «о чем раньше можно было только мечтать. Молодые люди выходят далеко за пределы этой страны, перед ними не только предстают другие культуры, но они еще видят, как расточительный стиль жизни Соединенных Штатов наносит ущерб жизни и за их пределами. Полученный на пике юношеского идеализма опыт из первых рук, несомненно, зажжет энтузиазмом новых лидеров, которые не только вступят в борьбу за сохранение мира естественной природы, но и будут стоять за справедливость для всех людей.

Непосредственный контакт с миром природы и чтение биографий людей, которые меняют жизнь, способствуют росту моего самосознания как в социальной сфере, так и в отношении к окружающей среде, и я уверена, что за этим самосознанием и стоит тот самый душевный пыл, который поможет нам спасти Землю, а для людей, живущих на ней, послужит источником энергии. Моя дочь может связаться напрямую со сверстником в Буэнос‑Айресе или Катманду через Интернет безо всяких посредников. Она может узнать правду непосредственно из первых уст за считанные секунды. Это вселяет в меня надежду».

Я надеюсь, что Джанет права, однако считаю, что оптимизм имеет под собой почву только при условии значительного расширения социального движения за установление связи между нашими детьми и миром природы, такого движения, которое пойдет значительно дальше природоохранных действий, осуществляющихся сейчас. Пока Джанет борется против разрушителей гор в Западной Вирджинии, бульдозеристы иного рода принимаются за работу у меня за спиной. Огромные гудящие грейдеры сглаживают естественный рельеф земли. Это разворачивается сам Сан‑Диего. В соответствии с большими строительными проектами несколькими бульдозерами обычно разрывается свыше девяноста тысяч кубических метров земли в день. Если сложить все эти кубометры земли в башню, то она будет возвышаться более чем на восемьдесят километров. И это работа одного дня, работа по плановому развитию города. Подобное изменение ландшафта является первым этапом создания нового городского участка, в котором все выравнивается и устанавливается руками человека. Пока не будет сделан иной выбор, именно такими будут районы, в которых вырастут новые поколения американцев.

Пока я собирал материал для написания этой книги, я много разговаривал со студентами колледжей, и эти разговоры вселили в меня надежду. Когда речь заходила о здоровье – физическом, психическом, духовном – и о том, какую роль играет здесь природа, тон разговора менялся; вопрос, который часто поначалу казался фаталистическим, интеллектуальная дискуссия о дыре в озоновом слое быстро переводила в сферу личных интересов. Некоторые из побеседовавших со мной студентов позднее признавались мне, что раньше никогда не задумывались о судьбе окружающей среды в таком личном и глубоком смысле. Многие затем написали мне, что разговоры с одноклассниками и детьми о природе их очень тронули. Пусть исподволь, но находящееся в спячке семя природы прорастает, стоит лишь немного его полить.

Возможно, через какое‑то время для этих молодых людей дело охраны природы станет целью их жизни и они посвятят ему все свои умения. Сделают они это не по идеологическим мотивам и даже не из‑за проблемы выживания. Они поступят так потому, что в этом будет заключена для них та особая радость, которую они в один прекрасный день смогут разделить со своими детьми, как смогут это сделать и многие из нас – если действовать незамедлительно.

 

 

Пока все продолжается

 

Я вижу это почти как сейчас…

Мальчики еще маленькие. Мы остановились в трехкомнатном домике около реки Оуэнс[87]на восточном склоне Сьерры. Мы слышим, как дует с гор октябрьский ветер. Джейсон и Мэтью лежат в своих кроватках, и я читаю им из детской книжки «Львиная гончая» (Lion Hound), написан ной Джимом Кьелгаардом и вышедшей в 1955 году. Эта книга осталась у меня со времен моей юности. Я читаю: «Джонни Торрингтон проснулся через два часа после того, как забрезжил осенний рассвет.

Пять роскошных минут он потягивался в теплой кровати, подтянув к подбородку одеяло и прислушиваясь к ветру, врывавшемуся через открытое окно спальни. Хотя ветер был не холоднее, чем вчера, в нем, казалось, появилось что‑то особенное, то, чего вчера не было». Глаза моего младшего сына, увеличенные большими круглыми очками, еще больше рас ширились. Джейсон, старший, засунул лицо под одеяло, где он, бесспорно, видел ходившего кругами льва.

На следующее утро, после того как Мэтью с мамой уехали в город, мы с Джейсоном пошли ловить в Оуэнсе рыбу на спиннинг. Пока мы ловили, перед нашими глазами, не прилагая ни малейших усилий, взлетела огромная голубая цапля, и я вспомнил другую цаплю, поднявшуюся над прудом среди леса много лет тому назад, и почувствовал тот же благоговейный трепет, что испытал тогда. Я видел, как мой сын вскинул удилище и леска мелькнула у него над головой. Под тополями он твердо сказал мне, что хочет сам насаживать наживку на крючок. И я понял, что на реке нам надо держаться на расстоянии.

Когда стало слишком темно, чтобы смотреть сквозь воду, мы пошли домой в холодной мгле. Мы услышали шум в кустах и, подняв голову, увидели семерых смотревших на нас оленей. Их головы и длинные уши вырисовывались силуэтами на темно‑лавандовом небе. В кустах мы услышали и другие звуки. Мы дошли до гравийной дороги, нас догнал Олдсмобиль, и пожилой человек, опустив стекло, спросил:

– Вас подвезти или вам недалеко?

– Нам недалеко, – сказал я.

Мы видели, что в нашем домике уже горит свет. Мэтью с мамой уже ждали, и сегодня вечером я прочту еще несколько страниц «Львиной гончей» перед тем, как дети заснут.

Джейсон теперь настоящий мужчина. Прошлой весной он окончил колледж. Мэттью осталось два года учиться в средней школе. Меня охватывает чувство гордости и облегчения оттого, что они выросли хорошими людьми, и глубокая грусть оттого, что годы, когда я был отцом маленьких детей, ушли, осталась только память о них. И я ей благодарен. Время, которое я провел со своими детьми среди природы, останется среди самых важных воспоминаний и моих, и, как я надеюсь, моих детей.

У нас не так уж много времени, чтобы передать детям нашу любовь к этой Земле, чтобы рассказать им наши истории. Но это то самое время, когда мир обретает целостность. В моих воспоминаниях о детях приключения, которые мы пережили среди природы, будут жить вечно. И мои дети расскажут о них своим детям.

 

 

Источники

 

A. Hattie, Herbert W. Marsh, James T. Neill и Garry E. Richards, «Adventure Education and Outward Bound», Review of Educational Research 67 (1997): 43–87.

Alan Ewert and Leo McAvoy, «The Effects of Wilderness Settings on Organized Groups», Therapeutic Recreation Journal 22, номер 1 (1987): 53–69.

Andrea Faber Taylor и Frances Е. Kuo.Из неопубликованного, используется с разрешения авторов.

Andrea Faber Taylor, Angela Wiley, Frances Kuo, William Sullivan, «Growing Up in the Inner City: Green Spaces as Places to Grow», Environment andBehavoir 30, номер 1 (1998); 3–27.

Andrea Faber Taylor, Frances E. Kuo и William C. Sullivan, «Coping with ADD: The Surprising Connection to Green Play Settings», Environment and Behavior 33, номер 1 (январь, 2001): 54–77.

Andrea Faber Taylor, Frances E. Kuo и William C. Sullivan, «Views of Nature and Self‑Discipline: Evidence from Inner City Children», Journal of Environmental Psycology (февраль, 2002): 46–64.

Andrea L. Gullo, Unna I. Lassiter, and Jennifei Wolch, «The Cougar's Tale», Animal Geographic Place, Politics, and Identity in the Nature‑Culture Borderlands, редактор Jennifer Wolch и Jody Emel (London, New York: Verso Books, 1998).

Barbara Vobejda, «Agriculture No Longer Counts», Washington Post, октябрь, 9, 1993.

Beardsley, «Kiss Nature Goodbye, Marketing the Great Outdoors», Harvard Design Magazine, номер 10 (зима/весна, 2000).

Ben Breedlove, интервью online, «Е Design Online interview», сентябрь, 24, 1996, http// www.state.fl.us/ fdi/edesign / news /9609/breedluv.htm.

Berenson, Sketch for a Self‑Portrait (Toronto: Panthe6n Books, 1949), 18.

Brands, The First American, 18.

Churchman, «How to Turn Kids Green», 28.

CIVITAS, Vancouver, B.C. http//www.civitasdesign.com/newcomm.html.

Clay, «Green Is Good for You».

Colleen Cordes и Edward Miller, eds., «Fools Gold: A Critical Look at Children and Computers» (a Web‑published report by Alliance for Childhood, 2001). За более подробной информацией обращайтесь на http//www.allianceforchildhood.net/projects/computers/computers – reports – fools – gold – download.htm.

Daniel С. Beard, Shelters, Shacks and Shanties (Berkeley, CA: Ten Speed Press, 1992), xv.

David Brooks, «The Organization Kid», Atlantic Monthly, апрель, 2001, 40.

David Orr, «What is Education For? Six Myths about the Foundation of Modern Education, and Six New Principles to Replace Them», Context: A Quarterly of Human Sustainable Culture, Context Institute (зима, 1991): 52.

David Orr, Earth in Mind: On Education, Environment, and the Human Prospect (Washington, D.C.: Island Press, 1994).

David Sobel, Beyond Ecophobia: Reclaiming the Heart in Nature Education, Orion Society Nature Literacy Series, том 1 (Great Barrington, MA: Orion Society, 1996).

David Sobel, Place‑Based Education: Connecting Classrooms and Communities (Great Barrington, MA: The Orion Society and the Myrin Institute, 2004).

Debera Carlton Harrell, «Away from the Tube and into Nature, Children Find a New World», Seattle Post‑Intelligence, апрель, 5, 2002.

Deborah Churchman, «How to Turn Kids Green; Reinstilling the Love for Nature Among Children», American Forests 98, номер 9–10 (сентябрь, 1992): 28.

Dirk Johnson, «The Great Plains: While Still Bleak, Offer a Chance to the Few», New York Times, декабрь 12, 1993, раздел 1, стр. 1.

E. О. Wilson, Naturalist (New York: Warner Books, 1994), 56.

Edith Cobb, The Ecology of Imagination in Childhood (New York: Columbia University Press, 1977).

Edmund Morris, The Rise of Theodore Roosevelt (New York: Putnam, 1979), 19.

Edward О. Wilson, Biophilia (Cambridge, МА: Harvard University Press, 1984).

Faber Taylor и Frances Kuo.Из неопубликованного, используется с разрешения авторов.

Frederick Jackson Turner, The

G. Davis, Amy М. Corbitt, Virginia M. Everton, Catherine A. Grano, Pamela A. Kiefner, Angela S. Wilson и Mark Gray, «Are Ball Pits the Playground for Potentially Harmful Bacteria?», Pediatric Nursing25, номер 2 (март, 1, 1999): 151.

G. Mitchell, «Change of Heartland», National Geographic, май, 2004.

George F. Will, The Greening of Chicago, Newsweek, август, 4, 2003, 64.

Gordon Orians and Judith Heerwagen, «Evolved Responses to Landscapes», в Jerome Barkow, Leda Cosmides и John Tooby (подред.), The Adapted Mind: Evolutionary Psychology and the Generation of Culture (Oxford: Oxford University Press, 1992), том 7, номер 1: 555–579.

Grahn, Fredrika Martensson, Bodil Lindblad, Paula Nilsson и Anna Ekman, Ute pa Dagis. StadLand, Nr. 145 (Outdoor daycare. City and country), Hasselholm, Sweden: Norra Skane Offset, 1997.

Gretel Н. Schueller, «Scientists, Religious Groups Come to the Aid of Nature», Environmental News Network, Knight Ridder/TribuneBusiness News, сентябрь, 3, 2001.

H. W. Brands, The First American: The Life and Times of Benjamin Franklin (New York: Doubleday, 2000), 17.

Het Groene Dak. Timothy Beatley, Green Urbanism: Learning from European Cities (Washington, D.C.: Island Press, 2000), 212.

Hoffman, Visions of Innocence: Spiritual and Inspirational Experiences of Childhood (Boston: Shambhala, 1992).

Howard Frumkin, «Beyond Toxicity: Human Health and the Natural Environment», AmericanJournal of Preventive Medicine (апрель, 2001): 234–240.

Howard Gardner, «Multiple Intelligences after Twenty Years», (документпредставленна American Educational Research Association, Chicago, Illinois, апрель, 2003). © Howard Gardner: Harvard Graduate School of Education, Cambridge, MA. http:// www.responsivemanagement.com.

Huttenmoser, «Children and Their Living Surroundings: Empirical Investigations into the Significance of Living Surrounds for the Everyday Life and Development of Children», Children Environments Quarterly 12 (1995): 403–413.

J. Evans, «Where Have All the Players Gone?» International Play Journal 3, номер 1 (1995): 3–19.

Joahn Beardsley, «Kiss Nature Goodbye», Harvard Design Magazine 10 (зима/весна, 2000).

John A. Hattie, Herbert W. Marsh, James T. Neil и Garry E. Richards. «Adventure Education and Outward Bound Out‑of‑Class Experiences That Make a Lasting Difference», Review of Educational Research (1997): 43–87.

John Balzar, True Nature. Author Jennifer Price Hopes City‑Dwellers Will Learn to See, to Love and to Nurture What's Wild and Wonderful in Their Midst, Los Angeles Times, май, 31, 2003.

John Berger, About Looking (New York: Pantheon Books, 1980), 20.

Joseph P. Lash, Eleanor and Franklin (New York: Signet Press, 1971), 64, 66.

Karen Malone и Paul J. Tranter, «School Grounds as Sites for Learning: Making the Most of Environmental Opportunities», Environmental Education Research 9, номер 3 (2003): 283–303.

Kathryn Kramer, «Writers on Writing», New York Times, декабрь, 30, 2002.

Kelley, «A Sight for Sensitive Ears: A New Generation of Audio Technology Is Opening Up the Wonders of Birding to the Visually Impaired – and the Sighted, Too», Audubon 104 (январь/февраль 2002): 76–81.

Kraut, Vicki Lundmark, Michael Patterson, Sara Kiesler, Tridas Mukopadhyay, и William Scherlis, «Internet Paradox: A Social Technology That Relates Social Involvement and Psychological Well‑Being?», Amerikan Psychologist 53, номер 9 (сентябрь, 1998): 1017–1031.

Lezette Alvarez, «Suutarila Journal: Educators Flocking to Finland, Land of Literate Children», New York Times, апрель, 9, 2004.

Linda A. Johnson, «Behavior Drugs Top Kids' Prescriptions», Associated Press, май 17, 2004.

Linda Batt, «All Hail Our Fair Feathered Friends: A Backyard Birdfeeder Makes Science Fun!» Mothering, январь/ февраль, 2000, 58.

Linda Chorice, «Nature Journaling – the Art of Seeing Nature», Missouri Conservationist, июль, 1997.

Linda Dong, Gladys Block, Shelly Mandel, «Activities Contributing to Total Energy Expenditure in the Union States: Results from the NHAPS Study», InternationalJournal of Behavioral Nutrition and Physical Activity 1, номер 4 (2004).

Lisa Kosian, «Exploring the Link Between Mind, Nature», Boston Globe, май, 30, 2002.

Louise Chawla, «Ecstatic Places», Children's Environments Quarterly3, номер 4 (зима, 1986); и Louise Chawla «Life Pass into Effective Environmental Action», fournal of Environmental Education 31, номер 1 (1990): 15–26.

Louv, The Web of Life: Weaving the Values That Sustain Us (Berkeley, CA: Conari Press, 1996), 137.

M. Healey, «Early Television Exposure and Subsequent Attention Problems in Children», Pediatrics 113, номер 4 (апрель, 1, 2004): 917–918.

M. Sherer, «Why America Needs More City Parks and Open Space (San Francisco: Trust for Public Land, 2003). Смотрите на сайте http// tpl.org.

Margaret Lane, The Tale of Beartix Potter: A Biography (London: Penguin Books, 2001).

Mary Ann Kirkby, „Nature as Refuge in Children’s Environments“, Childrens Environments Quarterly 6, номер 1 (1989): 7–12.

Mary Rivkin, „The Schoolyatd Habitat Movement: What It Is and Why Children Need It“, Early Childhood Education Journal 25, номер 1 (1997).

Matt Richtel, „Nature, Brought to You by…“, New York Times, август, 11, 2002.

McAleer, Arthur С. Clarke: The Authorized Biography (Chicago: Contemporary Books, 1992), 4, 10.

McAvoy, „Outdoors for Everyone: Opportunities That Include People with Disabilities“, Parks and Recreation, National Recreation and Park Association 36, номер 8 (2001): 24.

Methylphenidate (A Background Paper), октябрь, 1995, Drug and Chemical Evaluation Section, Office of Diversion Control, Drug Enforcement Administration.

Michael Milstein, „Fewer Families Choose National Park Vacations“, The Oregonian, июнь, 15, 2003.

Mike Bowler, „То Play, or Not to Play“, Baltimore Sun, июнь 20, 2001, раздел 2B.

Mike Davis, The Ecology of Fear: Los Angeles and the Imagination of Disaster (New York: Henry Holt, 1998), 202.

Mike Snyder, „Sprawl Damages Our Health, CDC Says“, Houston Chronicle, ноябрь, 9, 2001, раздел A‑45.

Nancy Seeger, „Greening Chicago“, Planning 68, номер 1 (январь, 1, 2002): 25.

Nancy Wellsи Gary Evans, Nearby Nature: A Buffer of Life Stress among Rural Children», Environment and Behavior 35 (2003): 311–330.

Nancy Zukewich, «Work, Parenthood and the Experience of Time Scarcity», Statistics Canada – Housing, Family and Social Statistics Division, номер 1, 1998.

Natural Resources Inventory Report, U.S. Departament of Agriculture, 2002.

Neil Baldwin, Edison: Inventing the Century (1995; переиздание, Chicago: University of Chicago Press, 2001), 18–19.

Norman Nie и Lutz Erbring, «Stanford Online Report», Stanford Institute for the Quantitative Study of Society, февраль, 16, 2000.

Patricia Meyer Spacks, Boredom: The Literary History of a State of Mind (Chicago: University of Chicago Press, 1995).

Patricia М. Gray, Bernie Krause, Jelle Atema, Roger Payne, Carol Krumhansl и Luis Baptista, «The Music of Nature and the Nature of Music», Science, январь, 5, 2001, 52.

Patrik Grahn, Fredrika Martensson, Bodil Lindblad, Paula Nilsson и Anna Ekman, Utepa Dagis, Stad Land, Nr. 145, (Outdoor daycare. City and country), Hasselholm, Sweden: Norra Skane Offset, 1997.

Paul K.Drayton, «The Importance of the Natural Sciences to Conservation», an American Society of Naturalists Symposium Paper, The American Naturalist (июнь, 2V, 2003): 1–13.

Paul К. Dayton and Enric Sala, «Natural History: The Sense of Wonder, Creativity, and Progress in Ecology», Scientia Marina (2001): 196–206.

Peter Н. Kahn, Jr., The Human Relationship with Nature (Cambridge, MA: MIT Press, 1999), 13, упоминается у R. S. Ulrich, «Biophilia, Biophobia, and Natural Landscapes», в S. R. Kellert и E. O. Wilson (подред.), The Biophilia Hypothesis (Washington, D.C.: Island Press, 1993), 73–137.

«Problem of the West», Atlantic Monthly, сентябрь, 1896.

Rachel Kaplan, Stephen Kaplan и Robert L. Ryan, «With People in Mind: Design and Management for Everyday Nature» (Washington, D. C.: Island Press, 1998).

Rebecca A. Clay, «Green is Good for You», Monitor on Psychology 32, номер 4 (апрель, 2001).

Richard J. Jackson and Chris Kochtitzky, «Creating a Healthy Environment: The Impact of the Built Environment on Public Health», Sprawl Watch Clearinghouse Monograph Series (Washington, D.C.: Sprawl Watch Clearinghouse, 2001).

Richard Louv, Childhood’s Future (Boston: Houghton Mifflin, 1990).

Richard Louv, Fly‑Fishing far Sharks (New York: Simon & Schuster, 2000).

Richard Louv, The Web of Life. Weaving the Values That Sustain Us (Berkeley, CA: Conari Press, 1996).

Robert Michael Pyle, The Thunder Tree: Lessons from an Urban Wildland (New York: Houghton Mifflin, 1993), 147.

Robin С. Moore и Herb Н. Hong, Natural Learning: Creating Environments for Rediscovering Nature's Way of Teaching (Berkeley, CA: MIG Communications, 1997).

Robin С. Moore, «The Need for Nature: A Childhood Right», Social Justice 24, номер 3 (1997): 203.

Roger. S. Ulrich, «Human Experiences with Architecture», Science, апрель, 1984.

Ronald Davis и Barry Pless, «BMJ Bans Accidents': Accidents Are Not Unpredictable», British Medical Journal 322 (2001): 1320–1321.

Ronnie Durie, «An Interview with Howard Gardner», Mindshift Connection (Saint Paul, MN: Zephyr Press, 1996).

Sanford Gaster. «Urban Children’s Access to Their Neighborhoods: Changes Over Three Generations», Environment and Behavior (январь, 1991): 70–85.

Sharon Lovejoy, Sunflower Houses: Inspiration from the Garden – A Book for Children and Their Grown‑JJps (New York: Workman, 2001). Подробнее об этом см.: http://www.rain.org/‑philfear/sunflow‑erhouse.html.

Simon Nicholson, «How Not to Cheat Children: The Theory of Loose Parts», Landscape Architecture 62, номер 1 (1971): 30–34.

Snyder, The Practice of the Wild (Washington, DC: Shoemaker & Hoard, 2004), 8.

Susan Herrington и Kenneth Studtmann, «Landscape Interventions: New Directions for the Design of Children's Outdoor Play Environments», Landscape and Urban Planning 42, номер 2–4 (1998): 191–205.

Teodore Roszak, Psychology Today (январь/ февраль, 1996).

The Massachusetts Psychologist, http://www.masspsy.com (1999).

The US Youth Soccer Association, Richardson, Texas, http//www.usyouthsoccer.org.

Theodore Roszak, интервьюв Adbusters. Roszak являетсяавтором The Voice of Earth: An Exploration of Ecopsychology (New York: Simon & Schuster, 1993).

Theroux, California and Other States of Grace: A Memoir (New York: William Morrow, 1980), 55.

Thomas Delate, Alan J. Gelenberg, Valarie A. Simmons и Brenda R. Motheral, «Trends in the Use of Anitidepressants in National Sample of Commercially Insured Pediatric Patiens, 1998 to 2002», Psychiatric Services 55 (апрель, 2004): 387–391.

Tony Hillerman (подред.), The Spell of New Mexico (Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 1976), 29–30; цитируется no: Phoenix: The Posthumous Papers of D.H. Lawrence, ред. Edward D. McDonald (New York: Viking, 1978).

Victoria Stagg Elliott, «Think Beyond Drug Therapy for Treating ADHD», AMA News, апрель, 19, 2004.

Wallace Stegner, «Personality, Play, and a Sense of Place», Amicus Journal (renamed OnEarth), 1997.

Will Nixon, «Letting Nature Shape Childhood», Amicus Journal, National Resourses Defense Council, распространяется The Los Angeles Times Syndicate, December, 24, 1997.

Willett Kempton, James S. Boster, and Jennifer A. Hartley, Environmental Values in American Culture (Cambridge, MA: MIT Press, 1997).

William Symond, Wired Schools, Business Week, сентябрь, 25, 2000.

William В. Honachefsky, Ecologically Based Municipal Land Use Planning (Boca Raton, FL: Lewis Publishers, CRC Press, 1999).

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

Что еще можно почитать на эту тему:

 

Bartholomew, Mel. Square Foot Gardening. Emmaus, PA: Rodale Press, 1981.

Beatley, Timothy. Green Urbanism: Learning from European Cities. Washington D.C.: Island Press, 2000.

Berry, Thomas. The Dream of The Earth. San Francisco: Sierra Club Books, 1988.

Bice, Barbara идругие. Conserving and Enhancing the Natural Environment: A Guide for Planning, Design, Construction, and Maintenance on New and Existing School Sites. Baltimore: Maryland State Dept, of Education, 1999.

Blakey, Nancy. Go Outside: Over 130 Activities for Outdoor Adventures. Berkeley, CA: Tricycle Press, 2002.

Brett, A., and R. Moore.The Complete Playground Book. New York: Syracuse University Press, 1993.

Bluell, Lawrence. The Environmental Imagination: Thoreau, Nature Writing, and the Formation of American Culture. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995.

Carson, Rachel. The Sense of Wonder. New York: Harper & Row, 1956.

Chard, Philip Sutton. The Healing Earth: Medicine for the Troubled Soul. Minocqua, WI: North Word, 1994.

Chawla Louise. In the First Country of Places: Nature, Poetry, and Childhood Memory. Albany, NY: State University of New York Press, 1994.

Growing Up in an Urbanising World. London: UNESCO, 2002.

Cobb, Edith. The Ecology of Imagination in Childhood. New York: Columbia University Press, 1977.

Corbett, Michael, Judy Corbett, and Robert L. Thayer. Designing Sustainable Communities: Learning from Village Homes. Washington, D.C.: Island Press, 2000.

Cornell, Joseph. Sharing Nature with Children. Nevada City, CA: Dawn Publications, 1979.

Dannenmaier, M. A Child's Garden: Enchanting Outdoor Spaces for Children and Parents. New York: Simon & Schuster, 1998.

Dewey, John. The Child and the Curriculum. Chicago: University of Chicago Press, 1902.

Gardner, Howard. Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century. New York: Basic Books, 1999.

Gil, E.The Healing Power of Play. New York: Guilford Press, 1991.

Goldsmity, Edward. The Way: An Ecology World‑View. Boston: Shambala, 1993.

Grant, Tim and Gail Littlejohn, eds. Greening School Grounds: Creating Habitats for Learning. Gabriola Island, British Columbia: New Society Publishers, 2001.

Guiness, B. Creating a Family Garden: Magical Outdoor Spaces for All Ages. New York: Abbeville Press, 1996.

Harrison, George. Backyard Bird Watching for Kids: How to Attract, Feed, and Provide Homes for Birds. Minocqua, WI: Willow Creek Press, 1997.

Hart, Roger. Children's Experience of Place. New York: Irvington Publishers, 1979.

Children's Participation: The Theory and Practice of Involving Young

Citizens in Community Development and Environmental Care. London: Earthscan, 1997.

Hoffman, Edward. Visions of Innocence: Spiritual and Inspirational Experiences of Childhood. Boston and London: Shambala, 1992.

Jaffe, Roberta идругие. The Growing Classroom: Garden‑Based Science. New York: Pearson Learning, 2001.

Johnson, Julie M. «Design for Learning: Values, Qualities and Processes of Enriching School Landscapes»/Washington D.C.: American Society of Landscape Architects, 2000.

Kahn, Peter H., Jr. The Human Relationship with Nature: Development and Culture. Cambridge, MA: MIT Press.

Kanner Allen D., Theodore Roszak, and Mary E. Gomes. Ecopsychology: Restoring the Earth, Healing the Mind. San Francisco: Sierra Club Books, 1995.

Kaplan, Rachel, and Stephen Kaplan. The Experience of Nature: A Psychological Perspective. New York: Cambridge University Press, 1989.

Kaplan, Rachel, Stephen Kaplan, and Robert L. Ryan. With People in Mind: Design and Management for Everyday Nature. Washington, D.C.: Island Press, 1998.

Kellert, Stephen, and Peter Kahn, eds. Children and Nature. Cambridge, MA: MIT Press, 2002.

Keller, S. Введениев S.R. Kellert and E.O. Wilson, eds., The Biophilia Hypothesis.

Washington, D.C.: Island Press/Shearwater, 1993.

Kempton, Willett, James S. Boster, and Jennifer A. Hartley.Environmental Values in American Culture. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.

Lindquist, I. Therapy Through Play. London: Arlington Books, 1977.

Lovejoy, Sharon. Sunflower Houses: Inspiration from the Garden – A Bookfor Children and Their Grown‑Ups. New York: Workman Publishing Company, 2001. Martin, Deborah, Bill Lucas, Wendy Titman, and Siobhan Hayward, eds. The Challenge of the Urban School Site. Winchester Hants, Great Britain: Learning Through Landscapes, 1996.

Metzner, Ralph. Spirit, Self and Nature: Essays in Green Psychology. El Verno, CA: Green Earth, 1993.

Moore, Robin C. Plants for Play: A Plant Selection Guide for Children's Outdoor Environments. Berkeley: MIG Communications, 1993.

Moore, Robin C., and Herbert H. Wong. Natural Learning: The Life of an Environmental Schoolyard. Berkeley: MIG Communications, 1997.

Nabhan, Gary Paul, and Stephen A. Trimble. The Geography of Childhood: Why Children Need Wild Places. Boston: Beacon Press, Concord Library, 1995. National Wildlife Federation. «Schoolyard Habitats: A How‑to Guide for K‑12 School Communities». Reston, VA: National Wildlife Federation, 2001.

Nicholson, S. «The Theory of Loose Parts». Landscape Architecture 62, номер 1: 30–34.

Orr, David W. Ecological Literacy: Education and Transition to a Postmodern World. Albany, NY: State University of New York Press, 1992.

Earth in Mind: On Education, Environment, and the Human Prospect.

Washington, D.C.: Island Press, 1994.

Pyle, Robert Michael. The Thunder Tree: Lessons from an Urban Wildland. Boston: Houghton Mifflin, 1993.

Quammen, David. Natural Acts: A Sidelong View of Science and Nature. New York. Avon Books, 1985.

Reed, Edward S. The Necessity of Experience. New Haven, CT: Yale University Press, 1996.

Reeves, Diane Lindsey.Career Ideas for Kids Who Like Animals and Nature. New York: Facts on File, 2000.

Richardson, Beth. Gardening with Children. Newtown, CT: Tauton Press, 1998.

Rivkin, R. The Great Outdoors: Restoring Children's Right to Play Outdoors. Washington, D.C.: National Association for the Education of Young Children, 1995.

Roszak, Theodore. The Voice of the Earth: An Exploration of Ecopsychology. New York: Simon & Schuster, 1992.

Ruth, Linda Cain. Design Standards for Children's Environments. New York: McGraw‑Hill, 1999.

Schiff, Paul D. Twenty/Twenty: Projects and Activities for Wild School Sites: An Ohio Project Wild Action Guide. Columbus, OH: Ohio Division of Wildlife, Education Section, 1996.

Snyder, Gary. The Practice of the Wild. Washington, D.C.: Shoemaker & Hoard, 2004.

Sobel, David. Beyond Ecophobia: Reclaiming the Heart in Nature Education. Great Barrington, MA: The Orion Society and the Myrin Institute, 1996.

Place‑Based Education: Connecting Classrooms and Communities. Great

Barrington, MA: The Orion Society and the Myrin Institute, 2004.

Stine, Sharon. Landscapes for Learning: Creating Outdoor Environment for Children and Youth. New York: Wiley, 1997.

Stokes, Donald, and Lillian Stokes.The Bird Feeder Book. Boston: Little, Brown, 1987.

Takahashi, Nancy. «Educational Landscapes: Developing School Grounds as Learning Places». Charlottesville, VA: University of Virginia, Thomas Jefferson Center for Educational Design, 1999.

Taylor, Anne P., and George Vlastos. School Zone: Learning Environments for Children. New York.: School Zone Publishing Company, 1975.

Titman, Wendy. Special Places; Special People: The Hidden Curriculum of School Grounds. Surrey, England: World Wide Fund for Nature/Learning through Landscapes; New York: Touchstone, 1994.

United Nations.The Convention on the Rights of the Child. New York: UNICEF, 1989.

U.S. Fish and Wildlife Service. «Directory of Schoolyard Habitats Programs». Annapolis, MD: U.S. Fish and Wildlife, 1996.

Wadsworth, Ginger. Rachel Carson: Voice for the Earth. Minneapolis: Lerner Publications, 1992.

Wagner, Cheryl. Planning School Grounds for Outdoor Learning. Washington, D.C.: National Clearinghouse for Educational Facilities, 2000.

Westland, C., andj. Knight. Playing, Living, Learning: A Worldwide Perspective on Children's Opportunities to Play. State College, Pennsylvania: Venture Publishing, 1982.

Wilson, Edward O. Biophilia. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986.

 

 


[1]Период демографического всплеска – 1946–1964 годы. – Прим. пер.

 

[2]Фредерик Джексон Тернер – американский историк, опубликовавший в 1890‑е годы ряд исследований о проблемах американских переселенцев. – Прим. пер.

 

[3]Билл Маккиббен – лауреат премии Лэннона 2000 года за труды по экологии, автор многочисленных книг. – Прим. пер.

 

[4]Штат на севере США. – Прим. пер.

 

[5]Район в Нью‑Йорке. – Прим. пер.

 

[6]Холмистое плато на юге США, изобилующее реками. – Прим. пер.

 

[7]Известный поэт, дзен‑буддист, хиппи, лауреат Пулитцеровской премии. Родился в 1930 году. – Прим. пер.

 

[8]Район Нью‑Йорка. – Прим. пер.

 

[9]Национальный праздник США, 4 июля. – Прим. пер.

 

[10]Дерево, распространенное на Среднем Западе, имеет несъедобные светло‑зеленые плоды, похожие на апельсин. Посадки маклюры служат живой изгородью между пастбищами. – Прим. пер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.289 с.)