Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ганс моргентау «международная политика»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(…) Главная веха, которая выделяет политический реализм во всем ландшафте мировой политики, - это концепция интереса, определяемого в терминах силы [влияния]. Эта концепция дает возможность понять связь между мотивами, лежащими в основе международной политики, и исследуемыми фактами. Она выделяет политику как самостоятельную сферу действий, отдельную от экономики, этики, эстетики и религии. (…) (…) Концепция интереса, определяемого в терминах силы [влияния], вынуждает наблюдателя придерживаться определенного порядка в осмыслении реальности, вносить рациональность в политическую науку, делая возможным теоретическое осмысление политики. Она выявляет во внешней политике удивительную целостность; таким образом, американская, британская или российская политика, последовательная сама по себе, предстает как рациональная, понятная цепь событий, независимо от различных мотивов, предпочтений, интеллектуальных и моральных качеств сменяющих друг друга государственных деятелей. (…) Международная политика, как и любая политика – это борьба за влияние. Каковы бы ни были конечные цели международной политики, оно всегда – самая непосредственная цель. Государственные деятели, народы могут, в конечном счете, добиваться свободы, безопасности, процветания или самого влияния. Они могут определять свои цели в форме религиозного, философского, экономического или социального идеала. Они могут надеяться, что этот идеал материализуется через свою внутреннюю энергию, путем божественного провидения или естественным ходом человеческого развития. Они могут добиваться реализации своих целей неполитическими средствами, такими как техническое сотрудничество с другими нациями или международными организациями. Но в любом случае, когда они стремятся достичь своих целей средствами международной политики, они делают это, добиваясь силой. (…) Поскольку все они для достижения своих целей избрали силу, они и могли считаться игроками на арене мировой политики. (…) (…) Борьба за влияние универсальна во времени и пространстве, и это неопровержимый факт, вытекающий из опыта. (…) Любая политика, будь то внутренняя или внешняя, выявляет три базовые модели, то есть все политические феномены могут быть сведены к одному из трех основных типов. Она стремится либо к сохранению мощи, либо к усилению мощи, либо к демонстрации мощи. Этим трем образцам политики соответствуют три типа международного поведения. Стана, чья внешняя политика направлена на сохранение мощи, а не на её перераспределение в свою пользу, придерживается линии статус-кво. Страна, которая стремится путем изменения сложившегося соотношения сил обладать дополнительной мощью в сравнении с уже имеющейся, проводит политику империализма. Нация, чья внешняя политика заключается в демонстрации имеющейся мощи, как с целью её сохранения, так и с целью наращивания, проводит политику поддержания престижа. (…) (…) Дипломатия – элемент мощи нации. Важность дипломатии для сохранения всеобщего мира лишь частный аспект этой общей функции. Ведь дипломатия, если она завершается войной, не может достичь своей главной цели – обеспечить национальные интересы мирными средствами. Так было всегда, и особенно это актуально на фоне разрушительного потенциала всеобщей войны. (…)
Четыре основных правила Дипломатия должна быть свободна от духа крестовых походов. Это первое правило дипломатии, пренебрежением которым чревато риском войны. Как писал Уильям Грэм Самнер, «если хочешь войны – изобрети доктрину». Это самый страшный тиран, который когда-либо порабощал человека, ведь он овладевает его разумом и заставляет его предавать самого себя. Цивилизованные люди самые жестокие свои битвы вели за доктрины. Освобождение гроба Господня, «баланс сил», «торговля идет за флагом», «кто владеет сушей, владеет и морем», революция, вера – за все это люди отдавали жизни. (…) Стоит лишь пустить в оборот ловкий политический лозунг, и, однажды проснувшись, вы обнаружите, что он властвует над вами, определяет вашу судьбу, против которой вы бессильны. Что может быть противнее трезвому государственному уму и здравому смыслу, чем одержимость абстрактной идеей, не имеющей определенного отношения к тому, что действительно поставлено на карту». (…) Внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватной мощью. Это второе правило дипломатии, направленной на поддержание мира. Национальный интерес миролюбивой страны может формулироваться только через призму национальной безопасности, а она должна предполагать целостность национальной территории и неприкосновенность её институтов. Национальная безопасность в таком случае – это тот необходимый минимум, который дипломатия должна защищать адекватными возможностями и бескомпромиссно. Но дипломатия должна прислушиваться к радикальным изменениям, которые претерпела национальная безопасность в ядерную эпоху. До её наступления страна могла использовать свою дипломатию, чтобы строить свою безопасность за счет других стран. Сегодня, если исключить радикальное смещение ядерного баланса сил в пользу одной страны, дипломатия, чтобы гарантировать одну страну от ядерного уничтожения, должна обезопасить все страны. Когда национальный интерес определяется в столь ограниченных и абстрактных терминах, дипломатия должна соблюдать свое третье правило. Дипломатия должна видеть политическую ситуацию с точки зрения других стран. «Ничто так не губительно для нации, как крайний эгоизм и полное нежелание принимать во внимание естественные страхи и надежды других». (…) Определение национальных интересов в терминах национальной безопасности более достижимо, интересы двух противостоящих стран более совместимы в рамках биполярной системы, нежели в любом ином балансе сил… (…) Если страна определила свои национальные интересы как интересы национальной безопасности, она уже способна жертвовать своими отдаленными форпостами, расположенными вблизи или внутри сферы национальной безопасности другой страны, и отойти в пределы собственной сферы, являющейся самодостаточной. Эти отдаленные форпосты ничего не дают для её национальной безопасности. Они являются лишь помехой и не могут быть сохранены в случае войны. (…) Страны должны быть готовы к компромиссу по всем вопросам, которые не являются для них жизненно важными. (…) В первую очередь следует отметить, в какой степени успех компромисса, то есть соблюдение четвертого правила, зависит от соблюдения первых трех правил, которые в свою очередь взаимозависимы между собой. В той мере, в какой следование второму правилу зависит от реализации первого, в той же мере третье правило ждет своей реализации в зависимости от соблюдения второго. Страна может разумно подойти к своим национальным интересам, только отказавшись от мессианства политических доктрин. Страна способна объективно взглянуть на национальные интересы других лишь тогда, когда она уверена в том, что соблюдает собственные интересы. Компромисс по любому вопросу, каким бы малозначимым он ни был, невозможен, если стороны не уверены в защищенности собственных национальных интересов. Таким образом, страны не могут надеяться на выполнение четвертого правила, если они не соблюдают три других. Печатается по: Мухаев Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С. 838 – 844.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Минск, 2005. 2. Лукашенко А.Г. Независимая Беларусь – наш надежный и достойный дом. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию // Народная газета от 25.04.07 № 87. 3. Всебелорусского народного собрания 2-Змарта 2006г. / редкол.: А.Н.Рубинов и др. Мн.: Беларусь, 2006. – 463с.Алмонд, Г. Политическая наука: история дисциплины / Г. Алмонд // Полис. 1997. – № 6. – С. 174-184. 4. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К.Стром, Р. Далтон. Пер. с англ. М.: АспектПресс, 2002. – 537 с. 5. Алюшин А.Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности// Полис. 2006. № 5. 6. Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы // Полис. 2007. № 1. 7. Бондарь, П.И. Политология: учеб.- метод. комплекс / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Минск: Аверсэв, 2003. – 463 с. 8. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов / К. П. Боришполец. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 221 с. 9. Василевич Г.А., Шавцова А.В. Права человека: пособие для студентов юрид. фак-та. Мн., БГУ, 2006. 10. Васильева Л.Н. Элита или эрзац-элита: политическое будущее России //Общественные науки и современность. 2007. № 1. 11. Вебер. М. Избранные произведения. М., 1990. 12. Глебова И.И, Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Полис. 2006 № 1. 13. Глухова А.В. Политические конфликты: основание, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М., 2000. 14. Голубева Н. Беларусь: опыт самостоятельности / Н. Голу-бева // Беларуская думка. – 2003. - № 3. – С. 25-28. 15. Государство для народа: Документы и материалы третьего 16. Власов М.В.. Стратегия производства новых знаний // Общественные науки и современность. 2007. № 3. 17. Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского собрания 2-3марта 2006 г. / редкол.: А.Н.Рубинов и др. – Мн.: Беларусь, 2006. – 463 с. 18. Грызлов Б.В, Национальное единство как условие успешного перехода к демократии // Философские науки. 2007. № 1. 19. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. 20. Дугин, А.Г. Философия политики. - М.: Арктогея, 2004. – 616 с. 21. Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над 22. Земляков Л.Е. Некоторые аспекты трансформации современных религиозных верований в Республике Беларусь // Проблемы управления. 2006. № 1. 23. Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2000. – 167 с. 24. Истон, Д. Новая революция в политической науке / Д. Истон // социально- политический журнал. – 1993. –№ 8. –С. 115-128. 25. История профсоюзного движения Беларуси. Под ред. Л.П.Козика. Мн., 2005. 26. Кортман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре //. Полис. 2007 № 1. 27. Котляр И.И. Права человека. Учебное пособие. Мн., Тесей, 2005. 28. Кочетов Э.Г, Глобалистика. Теория, методология, практика. М., 2002. 29. Крадин, Н.Н. Политическая антропология: Учебное пособие. – М.: «Ладомир», 2001. – 213 с. 30. Курс политологии. Учебник. М., Инфра-М, 2002. 31. Либман А.М. «Вторая трансформация» в постсоветских странах // Общественные науки и современность. 2007. № 3. 32. Магун А.В. Империализация (Понятие империи и современный мир) // Полис. 2007. № 2. 33. Мазин А. Ресурсы и конфликты // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8. 34. Малинова О.Ю. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискурсе // Полис. 2006. № 5. 35. Мангейм, Дж.Б. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Дж. Б. Мангейм, Р.К. Рич. Предисл. А.К. Соловьева. – М.: Изд. “Весь мир”, 1997. – 544 с. 36. Матусевич Е.В, Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации. Мн., 2005. 37. Мелешкина Е.Ю. Политические партии на постсоветском пространстве: опыт коллективного исследования // Полис. 2006. № 6. 38. Мелешкина Е.Ю. Электоральная инженерия в свете перспектив развития демократии // Полис. 2006. № 2. 39. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. Мн., 2004. 40. Мельник, В.А. Политология: Учеб. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 6-е изд., перераб. и доп. – 523 с. 41. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с. 42. Меркушев В.Н. Права человека в мировой политике: современные теоретические модели // Полис. 2006. № 6. 43. Местное самоуправление: проблемы и решения: Материалы междунар. симпозиума. – Москва, 1995.. М.: ИНИ0Н, 1996. – 291 с. 44. Моргентау, Г. Международная политика / Г. Моргентау // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2. – с. 501-507. 45. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Стратегия инновационного развития. Мн., 2006. 46. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / под ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с. 47. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / под ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с. 48. Панов П.В. Политическое сообщество: конструирование и 49. Плосконосова В.П. Роль правящей элиты в реконструкции 50. Политология. Под ред. проф. Решетникова С.В. Мн., Тет-раСистемс. 2005. 51. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А.Василик, доц. М.С.Вершинин. – М.: Гардарики, 1999. – 843 с. 52. Пшизова С.Н. Политика как бизнес: российская версия // Полис 2007. № 2. 53. Решетников, С.В. Политология / Н.П. Денисюк, С.В. Решетников и др.; под ред. С.В.Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 2005. – 432 с. 54. Решетников, С.В. Политология / Н.П. Денисюк, С.В. Решетников и др; под ред. С.В.Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 2005. –432 с. 55. Соловей Т.Г. Политические партии и партийные системы: 56. Соловей, Т.Г. Политические партии и партийные системы: учебно-методическое пособие / Т.Г. Соловей. – Мн.: Минский государственный медицинский университет, 2003. – 60 с. 57. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2006. 58. Соловьев А.И. Принятие государственных решений. М., 2006. 59. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: АСПЕКТ-Пресс, 2003. – 559 с. 60. Федосов В. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. 61. Федулова Н. СНГ – 15 лет спустя // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 12. 62. Филлипова Н.А. Прямая демократия в политико-правовой системе современной России // Полис. 2006. № 4. 63. Фишман Л.Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»: // Полис. 2006. № 4. 64. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Мн., 2000. 65. Фукуяма, Ф. Конец истории. / Ф. Факуяма // Вопросы философии. – 1990. –№ 3. – с. 134-148. 66. Халипов, В.Ф. Кратология как система наук о власти / В.Ф. Халипов. – М.: Республика, 1999. – 303 с. 67. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. 68. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. 1994. –№ 1. – с.33-48. Честнейшин Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие. Полис. 2006. № 4. 69. Эндрейн, Ч. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / Ч. Эндрейн / пер с. англ. М.: Изд. дом «ИНФА-М», Изд. «Весь Мир», 2000. – 320 с.
Интернет-источники: 1. http://www.president.gov.by/ – Официальный сайт Президента Республики Беларусь 2. http://www.government.by/ – Правительство Республики Беларусь 3. http://rec.gov.by/ – Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов 4. http://www. president.gov/Minstat/ - Министерство статистики Беларуси 5. http://www.nlb.by/ - Национальная библиотека Республики Беларусь http:// www. nlb.by/ Национальная библиотека Республики Беларусь 6. http://wwvv.ncpi.gov.by/ Национальный центр правовой информации Республики Беларусь 1. http://www.president.gov/Minstat/ – Министерство статистики Беларуси 7. http://www.mfa.gov.by/ – Министерство иностранных дел 8. http://www.centis.bsu.by/ – Центр международных связей БГУ
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 5 Определение политологии 5 Основные закономерности политической науки 7 Категории политологии 8 Теоретико-методологические основания политологии 8 Структура политологии 11 Место политологии в системе современного научного знания 12 Социальные функции политологии 14
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ 16 Социально-политические идеи эпохи античности 16 Специфика социально-политических воззрений в эпоху феодализма 21 Политические учения в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVI — первой половины XIX вв. 23 Политические идеи утопического социализма 27 Социально-политические концепции немецкой классической философии 30 Русская социально-политическая мысль 32 Социально-политические взгляды революционеров-демократов 35 Социально-политические идеи белорусских мыслителей 36 Политические концепции на рубеже ХIХ-ХХ вв. 39
ГЛАВА 3 ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 41 Сущность политики как общественного явления 41 Политика как деятельность 42 Политика как наука 45 Политика как искусство 47 Закономерности политики 48
ГЛАВА 4 ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 53 Власть как атрибут общества и основные подходы к ее пониманию 53 Сущностные характеристики власти 55 Система политической власти: структура, формы, методы, нормативные регуляторы 57 Основные функции власти 57 Принципы осуществления власти 58 Типология власти 59
ГЛАВА 5 СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ ВЛАСТИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 61 Субъекты политики 61 Социальные носители власти 63 Понятие и сущность правящей элиты 66 Господство и власть 72
ГЛАВА 6 ПОЛИТИКА И ЛИЧНОСТЬ. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА 75 Личность как субъект политики 75 Политическая социализация личности 77 Сущность политического лидерства и его типология 79
ГЛАВА 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА КАК СОВОКУПНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ 86 Понятие политической системы общества 86 Структура политической системы общества 88 Функции политической системы 90 Понятие кризиса политической системы 91 Типология современных политических систем 92
ГЛАВА 8 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 95 Понятие и сущность политического режима 95 Типология политических режимов 96 Выборы и избирательные системы 101
ГЛАВА 9. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 105 Основные концепции происхождения государства 105 Сущность государства и основные его признаки 108 Типология государств 110 Основные функции государства 112 Бюрократия: происхождение и сущность 113 Гражданское общество и правовое государство 116 ГЛАВА 10. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 122 Зарождение института разделения властей 122 Принцип разделения властей 123 Глава государства 127 Законодательная власть 129 Исполнительная власть 136 Судебная власть 138
ГЛАВА 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ 145 Понятие современных политических партий и их генезис 145 Функции партий в политической системе общества 148 Типология политических партий 149 Партийные системы, уклады, коалиции 150
ГЛАВА 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 153 Сущность политической культуры 153 Механизм формирования политической культуры 156 Типология политических культур 157 Функции политической культуры 158 Политическое сознание, его уровни и типы 159
ГЛАВА 13. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 164 Понятие политического процесса, его основные характеристики и этапы развертывания 164 Процесс принятия и исполнения политических решений 168 Сущность и структура политической деятельности 169 Типология политической деятельности 171 Политическое участие: определение, формы и особенности 173
ГЛАВА 14. КОНФЛИКТ И ЕГО МЕСТО В ПОЛИТИКЕ 176 Сущность конфликта и его основные характеристики 176 Уровни конфликта, структура и механизм его развертывания 178 Типология конфликтов 179 Функции конфликта 180 Основные тенденции развития конфликтов 181 Управление конфликтами 183
ГЛАВА 15. ВОЙНА И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 186 Сущность и причины войн в современных условиях 186 Особенности проявления проблем войны и мира во второй половине ХХв. 188 «Странные войны» на рубеже ХХ-ХIХвв. 194 Современные информационные войны 197
ГЛАВА 16. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 202 Система международных отношений, ее особенности и уровни 202 Внешняя политика 205 Международные организации и их роль в мировой политике 209 Права человека и их политические гарантии 211
ГЛАВА 17. ПОЛИТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 215 Сущность и особенности глобальных проблем современности 215 Типология глобальных проблем современности 217 Футурологические проекты 218 Социально-политические аспекты глобальных проблем современности 222 Геополитические проблемы современности 225
ПРИЛОЖЕНИЯ 229
ЛИТЕРАТУРА 278
СОДЕРЖАНИЕ 282
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.01 с.) |